Реклама:
Номер 173-174
подписан в печать 15.11.2008
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА РОССИИ

Журнал «Золотой Лев» № 173-174 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.В. Кудрявый,

доктор технических наук, профессор

 

Электроэнергетика РФ в сравнении с опытом СССР и Запада

 

 

Мечта рыночников осуществилась: проведено реформирование одного из крупнейших энергохолдингов мира. В подобном масштабе перевод важнейшего сектора экономики из государственно-регулируемого режима в свободное рыночное плавание нигде в мире не осуществлялся.

 

Точка отсчета

 

Электроэнергетика РФ[1], в отличие от энергокомплексов других стран, не имела системных аварий более полувека (!), что свидетельствует о беспрецедентной стабильности работы всей системы энергоснабжения. Для экстремальных климатических условий России это имеет важнейшее значение. Только один факт столь уникальной надежности подтверждал правильность основных структурных и технологических решений, гарантирующих недопустимость коренной ломки важнейшей отрасли жизнеобеспечения.

Секрет успеха заключался в том, что ученые и специалисты при создании Единой энергосистемы страны учли особенность непрерывного процесса производства и потребления энергии и обеспечили баланс прав и ответственности за текущую надежность и перспективное развитие отрасли на основе передовых технологий и эффективного оборудования. Это полностью соответствовало универсальному принципу отца кибернетики Норберта Виннера:

 

«Управление не может быть эффективным, если оно не учитывает технологические особенности управляемой системы».

 

Энергохолдинг РФ характеризовали: высокий уровень параметров на электростанциях и электрических сетях; не имеющий аналогов объем теплофикации в городах; народно-хозяйственная оптимизация инвестиционных программ и режимов работы электростанций; противозатратная (нормативная) система планирования показателей работы. Энергокомплекс имел отечественное оборудование по всем видам генерирующих мощностей (ТЭС, ГЭС, АЭС) и был объединен развитой сетевой инфраструктурой на высоком и сверхвысоком напряжении, построенной по наиболее дешевому оптимизационному принципу (таблица № 1). Это обеспечивало один из самых низких в мире уровней тарифов на электроэнергию для промышленности и населения (таблица № 3).

Чрезвычайно важно, что электроэнергетика СССР устойчиво работала в режиме самофинансирования не только текущей деятельности, но и расширенного воспроизводства без бюджетных вливаний и внешних займов.

 

Электроэнергетика сегодня

 

Общая оценка положения в отрасли негативная. Десятилетний провал инвестиционной деятельности привел к тому, что ежегодно выполняется лишь 15–30% заявок на подключение новых потребителей (в одной Московской области, например, не реализовано 4000 МВт). В 2006 году ограничение роста ВВП России из-за недостатка энергомощностей по оценке президента страны В.В. Путина, составило около 1500 млрд руб. В ближайшие годы этот показатель не уменьшится, так как при ежегодном росте потребления на 3–4% вводится новых мощностей 1–1,5%.

Руководители регионов и бизнеса не могут понять, почему, имея большую по сравнению с 1990 годом мощность электростанций, подстанций, ЛЭП (таблица 1), мы столкнулись с острейшим инфраструктурным дефицитом даже в стратегически важнейших регионах: Тюменская, Кемеровская, Свердловская области, Московский и Ленинградский энергорайоны.

 

Таблица 1. Использование энергопотенциала

 

Наименование

1990 г.

2007 г.

1.

Установленная мощность, млн кВт

213,3

216,0 ↑

2.

Протяженность ЛЭП (35 кВ и выше), тыс. км

615,3

725,0↑

3.

Мощность электроподстанций (10 кВ и выше), млн МВА

526,0

570,0↑

4.

Производство электроэнергии, млрд кВт-ч

1082,0

985,0↓?

5.

Наличие дефицитных регионов (численность населения)

в 7 регионах (8,0 млн чел.)

в 20 регионах

(50 млн чел.)

 

Объяснение возникшего дефицита мощности неравномерностью развития регионов и секторов экономики малоубедительно. Во-первых, изменение структуры энергопотребления происходит не за один год. Во-вторых, высокий темп развития любого региона – это прежде всего показатель его финансовой устойчивости. Значит, руководители других секторов экономики нашли понимание у инвесторов, только менеджеры энергохолдинга оказались отвергнутыми. В-третьих, никто не отнимал права перераспределения средств между регионами. Однако вплоть до московской аварии 2005 г. абонентная плата дефицитных энергокомпаний Мосэнерго и Тюменьэнерго уходила безвозвратно в РАО «ЕЭС России».

Профессор В.В. Платонов в своей монографии «Анализ стратегии развития и проблемы реформирования электроэнергетики России» показывает, что расходы на реформирование отрасли в 2000–2005 гг. составили 39,5 млрд долл. и соответствуют затратам на технологию производства, передачи, распределения и сбыта электроэнергии (таблица 2). Такие непроизводственные затраты могли обеспечить инвестиционную потребность страны до 2010 года.

Это еще раз показывает справедливость утверждения лауреата Нобелевской премии Джозефа Стиглица, что «при отсутствии жесткого контроля собственника (государства) менеджмент оптимизирует личную прибыль».

 

Таблица 2. Отраслевые затраты в 2000–2005 гг.

 

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Отпуск электроэнергии, млрд кВт-ч

642

615

618

639

670

690

Средний тариф, цент/кВт-ч

1,48

1,79

2,12

2,52

3,02

3,28

Реализация электроэнергии, млрд долл.

9,50

11,01

13,1

16,1

20,2

22,6

Затраты на производство электроэнергии, млрд долл.

2,98

3,45

3,75

5,84

7,95

9,02

Реализация электроэнергии при монопольной отрасли*, млрд долл.

4,89

5,65

6,15

9,57

13,03

14,08

Непроизводственные расходы на реформирование, млрд долл.

4,61

5,36

6,95

6,53

7,20

8,84

Определена пропорционально структуре затрат до реформирования (отчет за 1996 г.).

 

Непрофессионализм управления, затратная сущность преобразований, дезинтеграция региональных энергокомплексов и ликвидация основного научного, проектного, строймонтажного и ремонтного потенциала привели к беспрецедентной деградации отрасли, чего не было ни в одной стране (таблица 3).

Кроме указанных показателей, налицо катастрофическое снижение надежности: приморский кризис, якутское новогоднее обесточение, уральская межсистемная авария, московский блэк-аут. Повреждение оборудования устраняется недопустимо долго: на Рефтинской и Сургутской ГРЭС – несколько месяцев, на Каширской ГРЭС – 5 лет. Такова деградация производственных возможностей в крупнейших энергокомпаниях – Свердловскэнерго, Тюменьэнерго, Мосэнерго. Повреждение оборудования на ТЭЦ Улан-Удэ в прошедшую зиму устранялось отправкой персонала, материалов и оборудования самолетами из Москвы! Мобилизационная готовность отрасли к ликвидации узких мест и устранению крупных аварий снизилась кратно.

Произошедшее субъективно связано с потерей влияния государства на деятельность холдинга и дочерних энергокомпаний (квалификация и ответственность государственных представителей). При этом объективных условий для этого не было.

Последние полвека, включая переломные моменты в истории своих стран, именно государственное управление электроэнергетикой оказало определяющее влияние на выполнение приоритетных национальных программ:

- послевоенное развитие энергетики СССР в условиях стартового отсутствия половины энергетического и энергомашиностроительного потенциалов;

- обеспечение Францией энергетической независимости, сохранение ранга великой державы после трех войн и потери нефтегазового Алжира;

- обеспечение постоянства тарифов за счет системного нормативного регулирования в большинстве штатов (США) и провинциях (Канада);

- подъем национальной энергетики в КНР, позволивший довести вводы энергомощностей до беспрецедентного уровня – 60–100 ГВт в год

- стабилизирующее воздействие на экономику своих стран эффективных энергокомпаний Норвегии, Чехии, Ирана, Вьетнама, Тайваня, компании EPDC (Япония).

Многолетний успешный опыт функционирования государственных энергокомплексов показывает, что для фондоемких, наукоемких видов бизнеса, тем более отраслей жизнеобеспечения, государственная регулируемая монополия является наиболее эффективной с точки зрения снижения социально-экономических рисков. Представляется, что при реализации инвестиционных программ общегосударственного значения, требующих координации десятков отраслей экономики в сфере производства, науки, образования, альтернативы государственному управлению в электроэнергетике нет. Конечно, это не отменяет различные варианты частно-государственного партнерства и полной передачи на тендерной основе частным компаниям отдельных лицензируемых услуг.

 

Таблица 3. Сравнение с советским периодом

 

Наименование

Единица измерения

1990 г.

2007 г.

Показатели, аналогичные 2007 г.

Результат сравнения

Технологические ограничения мощности электростанций

млн кВт

12,0

28,0

не было в период 1946–1990 гг.

16,0 млн кВт – равно вводам мощности за 1998–2008 гг.

Вводы новых энергомощностей

(энергостроительный потенциал)

млн кВт/год

4,9

2,2

1959 год

Не позволяет выполнить программу 2006–2010 гг. (ввод 31,5 млн кВт)

Специализированный, ремонтный

потенциал

Численность специалистов

40 000

7 000

1952 год

Не ремонтируется 8,0 млн кВт/год. Нет готовности к аварийным ремонтам

Износ основных фондов

%

40,6

56,4

1947 год

Снижается надежность энергоснабжения, вплоть до системных аварий

Потери электроэнергии в электросетях

%

млрд кВт-ч

8,2

82,0

14,0

112,0

1946 год

Потеряно 30 млрд кВт-ч, годовая потребность новых потребителей

Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии

г.у.т/кВт-ч

311,9

333,5

1976 год

Уменьшен отпуск тепла от ТЭЦ на 20%, перерасход 5 млрд куб. м газа

Коэффициент использования мощности

%

57,2

51,9

не было в 1946–1990 гг.

Равнозначно потере 16 млн кВт мощности (вводы мощности за 10 лет)

Тариф для промышленных потребителей

цент/кВт-ч

1,2

5,7

не было в 1946–1990 гг.

Не обеспечивает конкурентоспособность отечественных товаров

Финансирование

НИОКР

млн долл.

150

10

1950 год

Потеряно 10 лет для развития передовых технологий

Доля отечественного оборудования в новых проектах

%

99,0

35,0

1940 год

Угроза энергетической безопасности

Превышение дохода топ-менеджеров над

среднеотраслевой оплатой труда

раз

3–5

70–100

не было в 1946–1990 гг.

Десятикратный рост расходов на управление

 

Приведенные данные свидетельствуют, что по всем базовым сравнительным данным электроэнергетика отброшена на десятилетия, потеряв способность к эффективному расширенному воспроизводству.

 

Ход преобразований в РФ

 

Инициаторами реформ впервые в мировой практике выступили не потребители, не собственник (государство), а наемные менеджеры, по сути своей временщики. На первом этапе реформ были разделены на отдельные виды бизнеса (генерация, транспорт, распределение и сбыт) наиболее устойчивые по технологическим и хозяйственным связям вертикально интегрированные региональные энергокомпании. Исключений не было даже для стратегически важнейших компаний, обеспечивающих энергетическую безопасность страны (Мосэнерго, Тюменьэнерго, Кузбассэнерго и др.), которые оказались разделенными на 5–10 частей.

По экстерриториальному принципу были созданы оптовые генерирующие компании (ОГК), в которые объединили электростанции, отстоящие друг от друга на тысячи километров и не имеющие ни технологических, ни хозяйственных связей.

Проведенные реформы превратили третий (после США и КНР) энергокомплекс мира в хаотичный конгломерат третьеразрядных компаний. Средняя энергетическая мощность вновь образованных ОГК и ТГК составляет лишь 5668 Мгвт (максимальная мощность – 13624 Мгвт в ТГК-1). Средняя капитализация генерирующих компаний по максимальному курсу акций за календарный год составила примерно 4,0 млрд долл. (от 1,9 до 9,3 млрд долл. США).

Какова финансовая устойчивость таких новообразований, наглядно показало развитие событий на фондовых рынках в последние месяцы. Если стоимость акций европейских компаний снизилась c начала года на 15–25%, то у российских энергокомпаний она упала до 3-х раз. Сегодня, например, капитализация крупнейшей компании – ОАО «Мосэнерго» составляет лишь 3,2 млрд долл.

Для сравнения, средняя электрическая мощность зарубежных компаний составляет 51 тыс. Мгвт, максимальная 102 тыс. Мгвт (EDF), при капитализации 73,4 и 159,0 млрд долл. соответственно, что ровно на порядок (в 10 раз) больше, чем у российских компаний (таблица № 4).

Почему энергетический потенциал, капитализация и общие активы зарубежных компаний столь значительно превосходят российские аналоги не только в странах большой восьмерки, но и в малых странах – Чехии, Финляндии, Португалии, Южной Кореи, Гонконге и других? Потому, что в этих национальных энергохолдингах не тратили десятки миллиардов долларов на дезинтеграционные реформы, а активно участвовали в общемировом процессе слияний и поглощений, укреплении вертикальной интеграции, образовании энерготопливных компаний и общих электро-газовых инфраструктур. Это привело к консолидации активов, снижению корпоративных затрат, к росту доверия акционеров, потребителей и финансовых институтов, финансовой привлекательности и устойчивости. Синергетический эффект такого управления убедительно иллюстрируют двухзначные и трехзначные цифры капитализации зарубежных энергохолдингов.

Если бы российский электроэнергетический потенциал состоял из компаний, подобных европейским энергохолдингам, то в нем достаточно было бы иметь:

- или две компании, подобные EDF;

- или три компании, подобные E.ON, ENEL;

- или пять компаний, подобных RWE, SUEZ, JBERDROLLA, VATTENFALL.

Такое укрупнение улучшило бы условия для обеспечения текущей надежности энергоснабжения и решения вопросов перспективного развития, а также создало бы конкурентные отношения управляющих команд по основным видам деятельности (эксплуатация, техническое обслуживание, инвестиции, инновации, экология). Именно этого нам не хватало 10 лет. Кроме дезинтеграции генерирующего потенциала, при реформировании образованы (путем выделения из энергохолдинга) Федеральная сетевая компания (ФСК) и Системный оператор (СО ЦДУ). При этом в ФСК передана не только межсистемная инфраструктура, но и часть сетей регионального значения. На СО ЦДУ возложены дополнительные функции диспетчерского управления региональными энергокомплексами. В результате произошло смешение тактических и стратегических функций, пропала объективность обратной связи, образовались имущественные барьеры для диспетчерских команд. Дееспособность отрасли снизилась, управление теплоснабжением потерялось.

В технически сложнейшей отрасли жизнеобеспечения ликвидированы Главное техническое управление и Инспекция по эксплуатации, утеряна функция головных проектных организаций, все научно-технические и проектные институты проданы. Фактически прекращено финансирование новой техники и технологий.

Потеряна координирующая роль в развитии смежных отраслей энергомашиностроительного и энергостроительного комплексов. Остаточный принцип финансирования технического обслуживания привел к разрушению отраслевого специализированного ремонта, оперативно устранявшего аварии в любом регионе страны. В финальной части реформ проведена продажа тепловой генерации (а это 70% энергопотенциала) в частную собственность.

При этом из уставов новых энергокомпаний исключена цель – обеспечение надежности, что свело к нулю ответственность за энергоснабжение.

Приоритетом реформ не стало ни обеспечение энергетической безопасности, ни повышение надежности энергоснабжения, ни снижение стоимости электроэнергии в ВНП, что в стране с холодным климатом и гигантскими расстояниями для трубопроводного и железнодорожного транспорта имеет чрезвычайное значение.

Фактически суть реформ свелась к привлечению инвестиций любой ценой, в том числе за счет продажи кратно недооцененных акций энергокомпаний.

Такой подход для государства аналогичен продаже за бесценок всех действующих нефтяных месторождений ради получения средств на разведку будущих, для владельца квартиры – продаже жилой площади ради евроремонта на кухне.

 

Таблица № 4. Сравнение с зарубежными энергохолдингами (2007 г.)

 

Страна

Компания

Электрическая мощность, ГВт (млн. кВт)

Производство электроэнергии, (млрд. кВт-час)

Капитализация, млрд долл.

1.

Германия

E.ON

67,3

400,4

119,8

RWE

58,7

312,1

68,3

2.

Испания

Jberdrola

42,5

220,3

77,7

3.

Италия

ENEL

75,5

259,1

65,9

4.

Канада

Hydro Quebec*

35,4

192,0

65,0

5.

США

Dake Power

23,7

128,7

22,5

6.

Франция

EDF*

102,0

502,6

159,1

Suez

53,5

266,5

86,1

7.

Финляндия

Fortum*

13,5

67,2

42,0

8.

Чехия

CEZ*

14,3

73,8

45,4

9.

Швеция

Vattenfall*

37,2

214,3

ок. 50,0

10.

Япония

Tepco*

62,0

287,6

36,0

Kansai Elektric

29,9

147,2

24,0

11.

Россия

ОГК-1

9,5

50,0

5,3/2,0**

ТГК-3

10,7

63,5

9,3/3,2**

*) Отмечены энергокомпании с контрольным пакетом акций у государства.

**) В знаменателе капитализация на 01.09.2008 г.

 

Цена привлекаемых инвестиций

 

Основные источники привлечения инвестиций:

1. Продажа акций:

- государственной доли в РАО «ЕЭС России»;

- доли РАО «ЕЭС России» в АО-энерго (опосредованно тоже государственной).

2. Тарифы на энергию, которые предполагается либерализировать с 2011 г.

3. Средства федерального бюджета.

Насколько выгодна экономике такая инвестиционная политика?

Для ответа на вопрос представляет интерес динамика изменения курса акций энергохолдинга после стабилизации финансового положения в стране (график № 1). Восьмилетняя статистика бесстрастна: политика менеджмента не вызывала доверия инвесторов. Ежегодный прирост цены акций РАО «ЕЭС России» за период 2001–2008 гг. не только кратно ниже, чем у второй отечественной монополии – ОАО «Газпром», но и отставал от усредненного роста индекса Московской межрегиональной валютной биржи (ММВБ).

 «Голубая» фишка РАО «ЕЭС России» фактически использовалась для PR-кампаний и получения дополнительных доходов менеджерами, имеющими опционы по кратно заниженной цене. Такая опционная программа позволила им заработать 450 млн долл. (!), но капитализация энергокомпаний оказалась в разы ниже уровня, позволяющего цивилизованно привлекать инвестиции в новое строительство через эмиссию акций.

1. Стоимость акций РАО «ЕЭС России» во время продажи составляла около 1,1 долл./акция. Капитализация энергохолдинга, который контролирует 150 млн кВт мощностей, составляет 45 млрд долл., т.е. 280 долл./кВт. Это величина на порядок (в 10 раз) меньше, чем капитализация одного киловатта установленной мощности крупнейших европейских компаний (3000 долл./кВт мощности).

2. Стоимость акций генерирующих компаний (объединенных и территориальных) по результатам продаж составила от 400 до 700 долл./кВт. При этом необходимо учесть, что цена продажи делится аналитиками только на электрическую мощность. Однако реформаторы умалчивают, что для территориальных генерирующих компаний (Мосэнерго, Ленэнерго, Омскэнерго, Хабаровскэнерго и т.д.) одновременно продана и тепловая мощность, которая в 3–3,5 раза превосходит электрическую генерацию. Фактически с учетом тепловой мощности акции генерирующих компаний стоили 200–400 долл./кВт – тоже в 10 раз ниже цен на европейском фондовом рынке.

3. Продажа собственности кратно ниже реальной цены – невыгодная сделка. Это даже не торговля, это наглый грабеж среди белого дня. Может быть, на собранные деньги можно построить второй энергетический потенциал страны? Не зря же инвестиционная программа амбициозно названа ГОЭЛРО-2. Ничего подобного. По планам энергохолдинга необходимо построить в период 2006–2010 гг. не менее 31 ГВт новых мощностей. Реально построят не более 15 ГВт, ценой потери госсобственности в 70% потенциала отрасли будет введено лишь 7% общей мощности электростанций. Причина известна: удельная стоимость строительства новых мощностей составляет не 300 долл./кВт (цена продажи акций) и даже не 900 долл./кВт (цена строительства в США), а около 1500 долл./кВт, а для угольных ТЭС – более 2000 долл./кВт.

4. Либеральное ценообразование – вторая основная цель реформ после приватизации тепловой генерации. Столь радикальное изменение рыночных отношений «продавец – покупатель» вводится с 2011 года. Далеко не все страны даже со столетней рыночной историей отказываются от государственного регулирования естественных монополий. Причина проста: цивилизованный рынок должен работать в интересах покупателя. Значит, должны быть 30-процентные резервы для обеспечения избыточного предложения. У нас таких резервов нет, более того, большинство регионов дефицитны по мощности. Значит, на российских либеральных торгах рыночная сила будет у продавца. Положение усугубляется тем, что в этот же период меняются правила оптового рынка (это третья, основная цель реформ), электроэнергия будет продаваться по так называемой равновесной цене. За этим безобидным названием скрывается то, что вместо усредненной цены продажа будет осуществляться по максимальной заявочной цене замыкающей электростанции, участвующей в балансе производства электроэнергии.

Такая модель рынка обеспечивает минимальную рентабельность только самому дорогому продавцу. Все остальные продавцы получают незаработанную сверхприбыль. Экспертные оценки показывают, что в связи с кратным различием себестоимости отдельных поставщиков повышение тарифов на энергию при реализации новой модели составит 2,5–3 раза.

 

График 1. Изменение цены акций в 2000–2008 гг.

(нижняя кривая – РАО «ЕЭС России», средняя – ММВБ, верхняя – Газпром)

 

 

Российские потребители будут переплачивать за электроэнергию около 600 млрд руб. ежегодно. При этом 90% этих средств из кармана остального российского бизнеса пойдут не на инвестиции, а в сверхдоход новым собственникам генерирующих компаний. Стоит ли рисковать экономикой всей страны, чтобы построить лишь несколько электростанций?

5. Средства федерального бюджета. Реформаторы многократно подчеркивают, что они получают для развития частные инвестиции, не обременяя федеральный бюджет. Так ли это и почему бюджетные средства нельзя вкладывать в электроэнергетику?

При продаже собственно акций РАО «ЕЭС России» и пакета акций государственного энергохолдинга в дочерних компаниях фактически продаются акции государства. Однако вместо того, чтобы полученные средства перечислить в бюджет, они фактически через инвестиции прямо передаются частным акционерам.

Поэтому более правильно считать эти средства бюджетными, а их вложения в ОГК и ТГК не что иное, как доля государства в этих компаниях. Почему же было прямо не профинансировать из бюджета новое строительство в электроэнергетике, тем более что акции энергетических компаний продавались по демпинговым ценам?

Вложение бюджетных средств в инфраструктуру – общепринятая статья расходов любого государства. По мнению экспертов, это наиболее быстро окупаемые расходы, так как они создают условия для развития всех видов бизнеса. По оценкам экспертов, каждый рубль госвложений в развитие промышленной инфраструктуры дает через несколько лет 3–4 рубля дополнительных налогов, не считая новых рабочих мест и доходов граждан. Убытки, которые несет страна при дефиците мощности, чрезвычайно высоки.

В 2006–2007 гг. снижение ВВП из-за дефицита мощности для новых потребителей оценивается величиной 1500 млрд руб. ежегодно.

Снижение ВВП за пятилетку 2006–2010 гг. (программа ввода 31 ГВт новых мощностей будет сорвана) составит в 5 раз большую сумму. Это реальный «вклад» десятилетнего управления топ-менеджерами РАО «РАО ЕЭС России» в экономику страны, за который они получили сотни миллионов долларов.

При огромном дефиците средств в РАО «ЕЭС России» фактически нет механизма контроля целевого использования инвестиционных средств. Тендеры на новое строительство сегодня фиксируют лишь стоимость энергопроекта перед началом работ. При этом после завершения строймонтажных работ выявляется, что их стоимость возросла на 30–70%. Никаких финансовых санкций к проектировщику и подрядчику энергокомпанией, как заказчиком, не применяется. Анализируя деятельность энергохолдинга за 1998–2005 гг., профессор В.В. Платонов выявил «потерю» 39 млрд долл. для вложений в генерацию. Этих средств с избытком бы хватило для ликвидации дефицита мощности в Тюмени, Москве и других регионах.

 

Зарубежный инвестиционный опыт

 

Западными энергокомпаниями используется ряд инвестиционных механизмов.

Конечно, основным источником финансирования остаются тарифы на электроэнергию. Однако рынок электроэнергии в большинстве стран, как для схемы госрегулирования, так и для рыночного ценообразования, как правило, работает по схеме усреднения цены. В последние годы наиболее эффективной моделью является модель «единый покупатель», которая решает инвестиционные задачи без ущерба для конкурентности национальных потребителей.

Ни один собственник энергокомпаний никогда не пойдет сегодня на продажу контрольного пакета акций по демпинговым ценам, ради обещания нового собственника форсировать инвестиционную деятельность завтра.

В КНР используется совместное финансирование государством и частными компаниями энергетического строительства, когда на тендере частные компании (включая иностранные) конкурируют по стоимости и сроку окупаемости. При этом доля государства определяется вложениями, компенсирующими затраты от фактического до принятого в тендере срока окупаемости (не более 8 лет). Это почти аналог нашего «механизма гарантирования инвестиций», который до сих пор не реализован ни в одном проекте. Успехи государственного и частно-государственного энергостроительства в КНР общеизвестны – ввод мощностей достиг 100 ГВт/год!

Финансирование нового энергетического строительства за счет эмиссии акций используется, когда их рыночная цена в пересчете на кВт мощности близка или выше реальной стоимости нового строительства. Эмиссия акций при рыночной цене на порядок ниже удельной стоимости нового строительства – это или криминал, или передел собственности.

Широкое распространение получили все формы проектного финансирования. Это отделяет экономику основного бизнеса инвестора от ответственности за окупаемость новых энергообъектов. Такой подход предотвращает проектирование и строительство дорогих электростанций, что сразу исключает российский «откат».

Распространение для независимых инвесторов получил метод IPP (строю, владею, эксплуатирую), который основан на гарантиях покупателя (региональной энергокомпании) по объему и цене покупаемой электроэнергии на весь период окупаемости объектов. По данному механизму за 10 лет построено более 100 ГВт новых энергомощностей. Это почти 50 годовых программ РАО «ЕЭС России».

Совершенно особый подход, начиная с 90-х годов, был осуществлен в США. Новым потребителям в дефицитных штатах предложили вместо платы за присоединение провести финансирование работ по энергосбережению в энергоемких секторах экономики. При этом объем сэкономленной мощности (энергии) давал им право на его использование в своих новых энергоиспользующих установках. Метод, который назвали строительством «электростанций энергосбережения», позволил в короткое время ввести в строй 32 ГВт «новых» энергомощностей по цене 300–500 долл./кВт! Это вся пятилетняя программа РАО «ЕЭС России».

Особое внимание в европейских странах уделено стимулированию строительства новых электростанций для комбинированного производства электроэнергии и тепла (когенерационные мини-ТЭЦ). Законодательством ряда стран установлено, что мощность и энергия этих энергоисточников, так же как и возобновляемых источников электроэнергии, должны обязательно приниматься в электрическую сеть и покупаться региональными энергокомпаниями. У нас же, даже в Москве, за последние 10 лет снизился отпуск тепла на ТЭЦ и возрос на котельных.

В отдельных странах тарифные инвестиции в электроэнергетику не облагаются налогом. У нас такое решение есть только по «Росэнергоатому». Широкое распределение получила практика отложенного налогообложения на период строительства. Взимание налогов начинается только после пуска энергообъекта в эксплуатацию. Имея многие годы половину правительства страны в составе директоров энергохолдинга, менеджеры не решили этот вопрос.

Понимая, что имеющийся уровень техники и технологий не соответствует требованиям надежности и эффективности в условиях объективного роста цен на топливо и металл, ведущие энергокомпании увеличили объем финансирования НИОКР до 2% от уровня затрат. Новые технологии и оборудование позволили увеличить прибыль, направив ее на инвестиции. В РАО «ЕЭС России» при затратах на НИОКР 0,1%, этот источник отсутствует.

 

* * *

 

Реформаторы фактически нам предлагают финансировать развитие российской электроэнергетики:

- во-первых, за счет получения разового источника средств от продажи по демпинговым ценам тепловой генерации (150 ГВт). Финансовые потери составляют сотни миллиардов рублей при потере государственного контроля над основной частью производства электроэнергии.

- во-вторых, за счет права нового собственника генерации на сверхприбыль. При этом жесткая ответственность за наращивание мощности электростанции в темпе подъема экономики отсутствует, так как всегда найдутся «объективные» причины отказа от нового строительства. Это означает, что ограничение ВВП из-за недостатка мощности от существующего уровня 1500 млрд руб./год будет лишь возрастать.

- в-третьих, за счет чрезмерного обременения других секторов экономики. При переходе к либеральному рынку по модели «равновесная цена» из-за запредельного подъема тарифов на электроэнергию неизбежна стагнация экономики в результате потери конкурентных преимуществ энергоемкого национального бизнеса, который сейчас успешно функционирует. Значит, придется увеличивать бюджетные отчисления на развитие электроэнергетики в условиях, когда налоговая база страны будет постоянно сокращаться.

 

* * *

 

Новому министру энергетики России и новому правительству придется решать сложные задачи, связанные с последствиями реформ, в тяжелых условиях:

- профессионализм управленческих команд в энергокомпаниях резко снижен, что недопустимо для отрасли жизнеобеспечения;

- ответственность за энергоснабжение из-за приоритета прибыли и ликвидации базовых лицензий в генерации отсутствует и не подкреплена правовыми нормами;

- большинство регионов Европейской части страны, Урала, Тюмени дефицитны; необходимые резервы мощности в них отсутствуют.

- снижение ВВП из-за невозможности подключить потребителей нового бизнеса составляет 1500 млрд руб./год с тенденцией постоянного роста;

- ограничение мощности электростанций по технологическим причинам выросло в 1,5 раза и сегодня составляет около 30 ГВт;

- потери электроэнергии в сетях выросли на треть и дошли до уровня послевоенного 1946 года (15%);

- потерян наполовину потенциал ведущих проектных и научных институтов;

- ликвидировано большинство специализированных ремонтных предприятий;

- возможности строймонтажных организаций составляют треть от необходимого.

В результате под угрозой срыва не только инвестиционная программа, но и возможность проведения аварийных работ. Энергоблок на Каширской ГРЭС «восстанавливается» уже пятый год. Энергоблок на Сургутской ГРЭС-2 находился в аварийном ремонте полгода. А ведь это стратегически важнейшие, дефицитные регионы страны (Московский, Тюменский).

 

Заключение

 

Опыт преобразования электроэнергетики в РФ уникален:

- по отсутствию экономических обоснований;

- по игнорированию достойной цели – народнохозяйственной эффективности;

- по отрицанию приоритета надежности и национальных особенностей.

Объявленная менеджерами цель реформ фактически упрощена до профанации – «Инвестиции любой ценой». Это управленческий абсурд, не имеющий аналогов.

Финансировать развитие электроэнергетики предполагается за счет разовой продажи по демпинговым ценам основы основ отрасли – тепловой генерации, а затем за счет либерализации цен на электроэнергию. Последствия очевидны: неизбежный рост тарифов, подрывающий конкурентоспособность энергоемких экспортно-ориентированных отраслей, с колоссальным ущербом для экономики; потеря государственного контроля над производством электроэнергии; утрата ответственности за стабильность поставок электроэнергии. Фактически под флагом реформ одной отрасли – электроэнергетики в стране разрушена вся система энергоснабжения. Это на длительную перспективу делает беспомощным правительство и беззащитным национального потребителя.

Что необходимо предпринять для перевода дезинтегрированной затратной отрасли на эффективные рельсы с прогнозируемым расписанием движения?

Прежде всего обеспечить корпоративную правовую основу приоритета надёжности. Изменить уставы всех вновь образованных компаний, назвав основной целью общества не прибыль, а обеспечение надежного энергоснабжения потребителей. При этом ответственность за частоту, напряжение и качество централизованного электроснабжения должна обеспечиваться для всех подключенных потребителей. Принять решение о лицензировании важнейших видов деятельности в электроэнергетике, в первую очередь для генерирующих компаний.

Во-вторых, обеспечить профессионализм управления федеральным и региональным энергокомплексами. Внедрить единую систему контрактов, обеспечивающую карьерный рост только для успешных менеджеров-профессионалов, а оценку менеджеров проводить по обеспечению текущей надежности, подготовке к работе в зимних условиях и перспективному развитию в темпе подъема экономики.

В-третьих, создать государственную систему обеспечения надежности энергоснабжения за счет принятия стандартов надежности, законодательной и нормативной базы их обеспечения, инженерной экспертизы организационных, экономических и технических решений в отрасли с постоянным мониторингом последствий проводимых преобразований. Проанализировать последний мировой опыт создания в последние годы подобных систем в США, Европе (комитеты по надежности энергосистем, директивы о приоритете надежности) на основе анализа причин и последствий крупнейших энергетических аварий.

В-четвертых, сохранить государственное регулирование тарифов на электроэнергию. Дополнить его противозатратным механизмом эталонного сравнения затрат, успешно внедренным по всем видам бизнеса во многих европейских компаниях, и восстановить эффективную систему оптимизации использования топлива.

В-пятых, для обеспечения инвестиционной привлекательности, финансовой устойчивости и управляемости российского энергетического комплекса провести кратную консолидацию активов до уровня производственной мощности крупнейших западных компаний. Заменить безответственный экстерриториальный принцип формирования генерирующих компаний на ответственность вертикально-интегрированных холдингов на базе межрегиональных Объединенных энергосистем.

Средняя мощность российских ОГК и ТГК составляет лишь 5,7 ГВт. Для сравнения: средняя мощность 10 ведущих европейских компаний на порядок больше – 51,7 ГВт.

Наиболее подготовлен вариант создания 7 энергокомпаний на базе Объединенных энергосистем и Объединенных диспетчерских управлений (таблица 5).

 

Таблица 5.

 

Показатель

Объединенные энергосистемы (ОЭС)

Центр

Средняя Волга

Северо-Запад

Юг

Урал

Сибирь

Восток и изолированные компании

Установленная мощность, ГВт

47,4

26,7

21,0

16,2

42,7

47,1

14,2

Выработка эл. энергии,

млрд кВт-ч

239,9

109,5

95,0

71,5

242,9

194,0

44,5

 

В перспективе возможен вариант еще более мощных двух энергокомпаний:

- Европейская компания мощностью 113,3 ГВт (Центр, Средняя Волга, Северо-Запад, Юг);

- Объединенная Восточная энергокомпания мощностью 108,9 ГВт (Урал, Сибирь, Восток).

Для сравнения: мощность EDF (Франция) – 102,0 ГВт.

В-шестых, внедрить модель оптового рынка электроэнергии «Единый покупатель», которая позволяет усреднять тарифы на электроэнергию, использовать межсистемную оптимизацию режимов работы, что стабилизирует цены и обеспечивает возврат средств инвесторам.

В-седьмых, разработать и реализовать комплекс мер по научно-техническому развитию отрасли и увеличению потенциала строй-монтажного, ремонтного комплексов и взаимосвязанных отраслей, прежде всего в ТЭКе и энергомашиностроении.

 

* * *

 

Конечно, необходимо детализировать перечисленные направления и разработать сбалансированные программы их реализации. В структуре отрасли необходим мозговой центр, который, не отвлекаясь на текущие проблемы, возглавит эту крайне необходимую работу и проведет ее в минимальные сроки.

В отрасли требуется создание дееспособных структур, возглавляемых профессионалами с успешным опытом предыдущей работы, для осуществления перехода к эффективному управляемому российскому энергокомплексу XXI века.

В США над аналогичной программой работали 60 научных коллективов в течение трех лет. У нас на эту работу нет таких сил, но нет и такого времени. Сегодня не рано, а завтра будет поздно.

 

http://www.eifg.narod.ru/kudryavy38-2008.htm

http://www.eifg.narod.ru/kudryavy39-2008.htm



[1] В тексте слово «Россия» используется автором для обозначения территории «Российской Федерации».