Журнал «Золотой Лев» № 197-198 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
В.Н. Тростников
Славянофилы становятся нашими современниками
В заголовке статьи нет никакого преувеличения. Ещё никогда
историософская концепция «старших славянофилов» — Ивана Киреевского, Алексея
Хомякова, Константина Аксакова и Юрия Самарина — не была столь актуальной для
нас, как нынче, в начале XXI века.
В их размышлениях может найти отчеты на встающие перед ней
вопросы самая современная русская мысль. Любопытно, что ранее, на протяжении
более чем полутора столетий, эти размышления мало кого интересовали, а если
цитировались, то как выражение одной из многих точек зрения, возникавших в период
становления отечественной философии. Более того, многие историки считали
славянофильскую мысль провинциальной и помещали её на обочину основного пути
культурного развития России. Сегодня же выясняется, что их мнение не «одно из»,
а единственно верное, что в нём заключена объективная истина. Означает ли это,
что они на 150 лет опередили время? Конечно, нет: истина, к которой они пришли,
существует вне времени, а людям открыта две тысячи лет тому назад в Евангелии.
Славянофилы вовсе не пытались пророчествовать, они просто были «алчущими и
жаждущими правды» и стремились найти эту правду, а верный прогноз приложился
им.
У каждого из основателей славянофильства были свои особые
научные интересы, свой любимый предмет исследования. Для Киреевского таким
предметом была теория познания (гносеология), для Хомякова — учение о Церкви
(экклезиология), для Аксакова — народоведение (этнология).
Но этими частными темами они занимались в контексте одной
общей для всех трёх центральной темы — исторического предназначения России. Это
невольно заставляет вспомнить Единосущную Нераздельную и Неслиянную Троицу, —
конечно, не сравнение, а лишь ассоциация. И здесь мы будем говорить не о том,
чем они различались, а о том, в чём они были едины, т.е. о самой сущности их
философии.
Сам по себе факт, что славянофилы задумывались о судьбах России,
не был чем-то из ряда вон выходящим и оригинальным: в то время все образованные
русские люди об этом задумывались и жарко спорили. Это была эпоха, когда в
верхних слоях общества будто бы от какого-то толчка пробудилось национальное
самосознание, которое почувствовало необходимость самоопределиться. На то
имелись вполне объективные причины.
Напомним, что это была первая половина XIX века, начавшаяся
с эпохи Александра I. В чём заключалась её суть? Говоря
коротко, это было время становления открытого правового централизованного государства
с понятной всем вертикалью власти. Её функционирование определяется не волей
отдельных лиц, а чётко сформулированными правилами, распределяющими служебные
обязанности между должностными лицами, общественные обязанности между
сословиями. Это была Империя.
В его царствование произвол постепенно вытеснялся законом,
а поскольку закон писан для всех, дворяне и помещики начали чувствовать себя
гражданами государства, обязанными содействовать его процветанию и служить уже
не лицу, каким бы высоким по своему положению оно ни было, а идее, которую это
государство олицетворяет. Для этого было необходимо разобраться в том, какую же
идею несёт в себе Россия. Поиски идеи — это философия. Так в 20-х годах XIX
века у нас началось повальное увлечение «любомудрием».
Как пишет прот. Георгий Флоровский, «распространялось
философское возбуждение от профессорских кафедр. Но принялись философские идеи
не в школьном порядке, а принялись и проросли в тех своеобразных
"кружках", в которые в те годы собирается университетская молодёжь, —
в Москве. Это не были собрания согласившихся единомышленников. Здесь всего
больше именно спорили, спорили со страстью». Первый из таких кружков образовался
в 1823 году, в него входили Веневитинов, Киреевский, Кошелев, Одоевский. Кошелев
потом вспоминал: «Христианское учение казалось нам пригодным только для народных
масс, а не для нас, любомудров. Мы высоко ценили Спинозу и его творения считали
много выше Евангелия». Затем появляются кружки Станкевича и Герцена с Огарёвым.
Конечно, проснувшийся интеллект их участников был на первых порах всеядным —
жадно набрасывались не только на Спинозу, но также на Платона, Канта, Фихте,
Шеллинга, а с 40-х годов, как эпидемия, распространилась мода на гегельянство.
Особняком стоял Чаадаев, который сначала считал Россию
выпавшей из мирового процесса, а потом, наоборот, стал предрекать ей великое
будущее, правда, без конкретизации. Сегодня, в ретроспективном взгляде можно
констатировать, что в этом кипящем котле сварился один съедобный продукт, и не
просто съедобный, а совершенно замечательный — историософия славянофилов.
В полемике с «западниками», считавшими, что России незачем
изобретать велосипед, а нужно идти вслед за Западом по пути «прогресса»,
старшие славянофилы отстаивали другую точку зрения: нам надо двигаться в
истории своей дорогой.
Анализируя их аргументацию, можно выделить в ней пять
положений, которые не были оценены современниками, до этого ещё не дозревшими,
а сегодня приобретают как теоретическое, так и практическое значение.
Славянофилы первыми высказали мысль, впоследствии развитую
Данилевским, о том, что человечество не является и не должно являться чем-то
однородным, движущимся в общем для всех направлении, а состоит из больших,
несхожих между собой сообществ, каждое из которых имеет собственное
историческое предназначение. Эту дискретность людского рода они проиллюстрировали
на примере двух принципиально разных сообществ: Европы и России.
Они очень верно угадали то, в чём состоит специфика
европейской жизни, её характеристические признаки — рационализм и индивидуализм,
ведущие к возрастающей атомизации общества, к замене духа солидарности духом
конкурентной борьбы и к пред¬сказанному в Евангелии оскудению любви. Это неизбежно
повлечёт за собой кризис. И не даст западному мiру достигнуть тех идеалов,
которые вдохновляли его прежде. Киреевский писал: «Начало европейской образованности,
развивавшееся во всей истории Запада, в наше время оказывается уже неудовлетворительным
для высших требований просвещения».
Они правильно распознали также специфику русского
культурно-исторического типа, которая заключается в том, что он ориентирован
больше на исполнение Божией воли, чем на собственный рассудок, а,
следовательно, больше, чем западный тип, открыт любви и соборности.
Разделяющему материальному началу русский народ предпочитает объединяющее
духовное начало. Это особенно настойчиво подчёркивал Константин Аксаков.
Отметив, что наш народ отдаёт всю политику и всё материальное устроение в руки
верховной власти (а потому является имперским народом), Аксаков продолжает: «Не
ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы
общественной — народной жизни внутри себя». А вот что писал Юрий Самарин:
«Только при условии признания установленного Богом отношения между тем, км
человек должен быть, и тем, что с ним случается, каждая человеческая жизнь
слагается в разумное целое».
Они точно указали и причину расхождения нашего и западного культурно-исторических
типов, имеющих один и тот же христианский корень. Эмоциональное обеднение
Европы началось с католического «юридизма», отголоска «римского права»,
ставившего букву закона выше его духа. Но решающий перелом произошёл в результате
протестантской революции и последующей реформации, взявшейся организовывать
общественную жизнь без участия Церкви, Россия же осталась верна церковному
пониманию людского единения. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я
посреди них» 1ф. 18, 20), — говорит Христос, а Он есть «путь и истина и жизнь»,
обнимаемые единым словом «любовь».
В своём глубоком философском сочинении «Церковь одна»
Хомяков говорит: «Доказать истину дойти до неё собственною силою разума
невозможно... Силы разума не доходят до истины Божией, и не бессилие
человеческое делается явным в бессилии доказательств... Мудрость, живущая в
тебе, есть тебе данная лично, но тебе, как члену Церкви, и дана тебе отчасти,
не уничтожая совершенно твою личную ложь, — дана же Церкви в полноте истины и
без примеси лжи». Сохранив правильную воцерковлённость, заключают славянофилы,
Россия сохранила истину и любовь.
Из предыдущих положений вытекает и похожее, итоговое,
касающееся всемирно-исторической роли России. Когда Запад с его рассудочностью
и эгоизмом окончательно превратится в совокупность страдающих от одиночества
индивидуумов, инстинкт самосохранения заставит его искать источники воды живой,
и он поймёт, что его сберегла лишь не поддавшаяся искушению земными богатствами
Россия. И тогда его высокомерное отношение к «этой отсталой стране» сменится
желанием услышать её свидетельство о Христе как животворном начале бытия.
Так Россия спасёт Запад.
Много воды утекло с тех пор, когда в шуме горячей полемики
о жребии России прозвучал негромкий голос старших славянофилов. Исключение было
воспринято как ретроградство, а сами они — как люди вчерашнего дня. Но вода
истории унесла в Лету всех спорщиков, кроме славянофилов, оказалось, что они
были людьми завтрашнего дня. Многополярность мiра признана теперь всеми, даже североамериканцами;
кризис западной системы налицо; приверженность русского духа Православию
демонстрирует себя всё явственнее. Но если исходные философские положения
славянофилов оправдались, значит, оправдается и их заключение в том, что Россия
действительно спасёт погружающийся в бездну бездуховности мiр. Воздадим же
хвалу великим нашим мыслителям, которые первыми возвестили об этом нашем призвании!
Русский дом, №5 май 2009