Журнал «Золотой Лев» № 197-198 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
Ю.Ю. Коринец
Некоторые
идеи Карла Шмитта
Карл Шмитт об антихристе
“Знаешь признаки
антихристовы, не сам один помни их, но и всем сообщай щедро” Св. Кирилл
Иерусалимский
Процесс деполитизации и нейтрализации имеет, согласно
Шмитту, различные стадии: в XVI веке определяющей была теология, в XVII веке –
метафизика, в XVIII веке – мораль, в XIX веке – экономика, в XX веке – техника.
В каждом веке иная предметная область становилась центральной областью.
Предметные области меняются, но политика остаётся судьбой. Политическое
фундаментально, оно не есть самостоятельная предметная область наряду с другими
областями либеральной философии культуры.
В качестве критерия Политического Шмитт определяет
различение друга и врага, при этом в области морального существует последнее
различение добра и зла, в области эстетического – прекрасное - безобразное, в
области экономического – полезное и вредное. Точка Политического может быть
достигнута, исходя из любой предметной области, поскольку Политическое – это не
отдельная предметная область, а высшая степень интенсивности разделения или
связи, ассоциации или диссоциации. При этом мотивы людей могут быть различными
– религиозными, национальными, экономическими – важно то, что люди группируются
на друзей и врагов. Возможность вооружённой борьбы входит в понятие врага, эта
возможность конституирует Политическое. Война – не просто экстремальное
политическое средство, она является серьёзным случаем для человека в абсолютном
смысле, поскольку здесь речь идёт о реальной возможности физической смерти.
Враг – это иной, чужой в экзистенциальном смысле, он
отрицает твой образ жизни, так что необходимо побороть его, чтобы защитить свою
самобытность. Враг, занимающийся политикой в неполитическом или даже
антиполитическом одеянии, обманывает. Невидимая, анонимная власть, замаскированная
власть – это, согласно Шмитту, «сатанинское искушение» (см. Heinrich Meier, Carl
Schmitt, Leo Strauss und “Der Begriff des Politischen” Stuttgart 1988 , с . 27).
В Новое время самый яркий пример вражды, согласно Шмитту,
это борьба Кромвеля против папистской Испании. Имеется ввиду его речь 17
сентября 1656 года, где Кромвель ссылается на книгу Бытия III , 15: «и вражду
положу… между семенем твоим и между семенем ея». (Здесь символизируется
потомство змия-искусителя, то есть чада дьявола по духу, которые на языке Св.
Писания именуются то «порождениями ехидны» (Мф. III ,7; ХII,34; ХХIII,33), то
«плевелами на Божьей ниве» (Мф. ХIII, 38-40), то прямо «сынами погибели,
противления, дьявола» (Ио. VIII ,44; Дн. ХIII,10). Из среды этих чад дьявола
Св. Писание особо выделяет одного «великого противника», «человека беззакония и
сына погибели», то есть антихриста).
Шмитт говорит, что если прекращается различение друга и
врага, то наступает неполитическое мировоззрение – культура, цивилизация,
экономика, мораль, право, искусство, развлечение – но не будет ни политики, ни
государства. Родится несерьёзный мир буржуа. В этом мире не будет ничего
такого, ради чего человек мог бы пожертвовать своей жизнью. Если человек
утратит способность ставить вопрос об истине, то он прекратит своё бытие в
качестве человека. Последний главенствующий вопрос – это вопрос к человеку,
подчиняется ли он Богу или сатане, и Политическое имеет своё последнее
основание в этом вопросе. Различение друга и врага может прекратиться, если
слова книги Бытия III,15 потеряют свою законную силу, если люди будут жить в
райской посюсторонности, не имея необходимости выбирать между добром и злом.
Утверждение Политического коренится в утверждении морального и теологического.
Неизбежности решающего выбора между Богом и сатаной в области теологического
«соответствует» неизбежность различения друга и врага в политической сфере.
Шмитт с опасением относится к всемирному государству, ибо
это будет противобожеской попыткой создать рай на земле. Стремление к вавилонскому
единству - знак самообожения человека. Процесс нейтрализации и деполитизации
находит своё завершение в том состоянии, когда вещи будут управляться сами
собой, но фактически господство захватит антихрист. Таким образом, можно
поставить знак равенства: эпоха либерализма = отрицание Политического =
духовный антихрист.
Ужас, настигающий при мысли об этом господстве антихриста,
Шмитт впервые описал в 1916 году. Антихрист «умеет подражать Христу, и
хитростью выманивает у людей душу». «Его таинственная власть заключается в
подражании Богу. Зловещий волшебник преобразовывает мир, изменяет облик Земли и
подчиняет себе природу. Она служит ему; всё равно, для чего, для удовлетворения
культурных потребностей, для удовольствия и комфорта. Люди, позволившие ему обмануть
себя, видят лишь сказочный эффект: природа кажется преодолённой, наступает
эпоха безопасности; обо всём заботятся, умное предвидение и планомерность
замещают Провидение; антихрист делает, изготавливает (“ macht ”) провидение,
как некое учреждение» (см. Theodor Daublers `Nordlicht`. Drei Studien uber die
Elemente, den Geist und die Aktualitat des Werkes. Munchen 1916, p .65/66).
Антихрист восторжествует, если ему удастся убедить людей в
том, что различение друга и врага окончательно преодолено, что они более не
нуждаются в том, чтобы выбирать между Христом и антихристом. «Мир и
безопасность» – лозунг антихриста в знаменитом Ludus de Antichristo. Сравни
Первое послание к фессалоникийцам ап. Павла V ,3: «Ибо, когда будут говорить:
«мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами
постигает имеющую во чреве, и не избегнут».
В идеале пацифистского земного шара, в мире без политики,
без серьёзного оборота дел Шмитт усматривает «царство антихриста». Одобряя и
приветствуя Политическое, он одобряет эсхатологическое состояние историчности,
состояние взыскательного морального решения, испытания и суда.
Серьёзный случай, в котором всё дело, - это борьба с
провиденциальным врагом, с врагом, исторически-конкретно определяемым в мгновения
большой политики. В конце времён с этим врагом состоится «решающее сражение» (“
Entscheidungsschlacht ”).
«Большое пространство» Карла Шмита
Весной 1939 года Карл Шмитт пишет труд под названием
«Порядок больших пространств в праве народов, с запретом на интервенцию чуждых
пространству сил; к понятию рейха в международном праве». Шмитт вводит в науку
международного права понятие конкретного большого пространства. Для автора
«большое пространство» является в отличие от нейтрального, математически-физического
пространства конкретным, историко-политическим понятием. В качестве первого в
новейшей истории международного права принципа большого пространства Шмитт называет
провозглашенную в 1823 году американскую доктрину Монро. Ее можно кратко
охарактеризовать тремя тезисами: независимость американского континента,
недопустимость колонизации в этом пространстве, недопустимость интервенции
неамериканских государств в этом пространстве. С течением времени доктрина Монро
превратилась из принципа отказа от интервенции и отказа от иностранных вмешательств
в оправдание империалистических интервенций Соединенных Штатов в другие
американские государства. Государственный секретарь Хьюс в 1923 году сказал,
что определение, интерпретация и санкционирование доктрины Монро — это дело
только правительства США. Только США могут сказать, в чем состоит смысл доктрины
Монро. Подлинная и первоначальная доктрина Монро противостояла
монархически-династическому принципу легитимности. Этот принцип освящал тогдашнее
status quo европейского соотношения сил, возвышал абсолютную и легитимную монархию
до стандарта международно-правового порядка и оправдывал на этой основе
интервенции европейских великих держав в Испанию и Италию. Он должен был бы
последовательно привести к вмешательствам в государства американского
континента. Доктрина Монро говорила, что европейцы не должны вмешиваться в пробудившееся
к самосознанию, политическое большое пространство. Это политическая идея, которая
соединяется в доктрине Монро с большим пространством «Америка». Здесь, как считает
Шмитт, заключена сердцевина великой первоначальной доктрины Монро, подлинный
принцип большого пространства, то есть сочетание политически пробудившегося
народа, политической идеи и политически овладевшего этой идеей, исключающего
чуждые интервенции большого пространства. Не сама доктрина Монро, но эта суть,
идея порядка больших пространств в праве народов переносима на другие
пространства, другие исторические ситуации и другие разделения на группы друзей
и врагов.
Особым периодом в истории этой правовой доктрины является
оправдание капиталистического империализма, для которого президент Теодор
Рузвельт на рубеже XIX-XX веков использовал доктрину Монро. Оборонительную, отвергающую
интервенции чуждых пространству сил идею пространства смогли сделать основанием
"Dollar Diplomacy". Президент Вудро Вильсон в своем послании
Конгрессу 22 января 1917 года предложил, чтобы все народы мира приняли учение
президента Монро в качестве «мировой доктрины», в смысле свободного права на
самоопределение всех народов. Здесь налицо желание растворить конкретную,
пространственно определенную идею порядка в универсалистских «всемирных» идеях
и тем самым превратить здоровое ядро международно-правового принципа большого
пространства с запретом на интервенцию в империалистическую
панинтервенционистскую всемирную идеологию, вмешивающуюся во все под гуманитарными
предлогами. Итак, доктрина Монро благодаря Т. Рузвельту и В. Вильсону была
перетолкована в универсалистско-империалистическую мировую доктрину. Это было
фальсификацией подлинного принципа большого пространства с запретом на
интервенцию. Вышеназванное послание президента Вильсона 22 января 1917 года
означает момент, когда политика США отворачивается от родной земли и вступает в
союз с мировым империализмом британской империи.
Другой противоположностью изначальной доктрине Монро
является либерально-индивидуалистическая и поэтому универсалистская конструкция
защиты прав меньшинств Женевской Лиги наций. Эта конструкция была основой
проводимого Женевской Лиги наций контроля и интервенции чуждых пространству западных
держав в европейское восточное пространство. Согласно Шмитту, разработка и проведение
действующих для такого пространства принципов — не дело чуждых пространству
сил, то есть не дело западноевропейских демократий и не дело американского
правительства, но дело держащих это пространство народных и государственных
сил, в особенности Германского Рейха. Со времени заявления Адольфа Гитлера 20
февраля 1938 года в Немецком рейхстаге существует право защиты для немецких
этнических групп чужого подданства. Так выработан принцип взаимного уважения
каждой народности, который означает отказ от всех идеалов ассимиляции,
абсорбции и плавильного котла. Это политическая идея, означающая принцип больших
пространств в праве народов для среднего восточно-европейского пространства, в
котором живут многие не инородные друг другу народы и этнические группы. Германско-русский
договор о границах и дружбе от 28 сентября 1939 года, считает Шмитт,
устанавливает границу взаимных интересов в области прежнего польского
государства. В статье 2 договора недвусмысленно отвергается всякое вмешательство
третьих сил в это соглашение и во введении как цель договора подчеркивается,
что живущим в этом пространстве народностям должно быть обеспечено
соответствующее их народному своеобразию мирное существование. Тем самым для
этой части европейского пространства было покончено с Версальской системой
защиты прав меньшинств.
Для обозначения величины, которая приходит на смену современному
государству, Шмитт использует понятие рейха. Рейхами в этом смысле являются ведущие
и несущие силы, политическая идея которых излучается в определенном большом
пространстве и которые исключают в этом пространстве интервенции чуждых пространству
сил. Большое пространство не тождественно рейху в том смысле, чтобы сам рейх
был тем большим пространством, которое он охраняет от интервенций; не каждое
государство внутри большого пространства — это само по себе часть рейха, также
как кто-либо при признании доктрины Монро не думает о том., чтобы объявить
Бразилию или Аргентину составными частями США. Но каждый рейх обладает большим
пространством, в котором излучается его политическая идея и которое не должно
подвергаться опасности чужых интервенций. Связь рейха, большого пространства и
принципа запрета на интервенции является основополагающей. В то время как
"Imperium" имеет зачастую значение универсалистского, охватывающего
мир и человечество, то есть наднационального образования, рейх по Шмитту
определяется народно и является неуниверсалистским, правовым порядком на основе
уважения каждой народности. В то время, — говорит Карл Шмитт, — как «империализм»
с конца XIX века стал лозунговым названием экономически-капиталистических
методов колонизации и экспансии, слово Reich осталось незапятнанным. Сегодня,
после крушения фашизма, и слово «рейх» не свободно от позорного пятна. Слово
«империя» вызывает ненужную напряженность. Поэтому, как представляется, верным
обозначением России было бы предложенное М. Ремизовым название «государство-цивилизация».
Тогда, в 1939 году, когда писал эту работу Шмитт, Германский рейх в середине
Европы находился между универсализмом держав либерально-демократического,
ассимилирующего народы Запада и универсализмом большевистского,
всемирно-революционного Востока.
Впрочем, Шмитт не склонен умалять заслугу института под
названием «государство». В понятии государства содержится минимум внутренней
организации и внутренней дисциплины. Сюда относятся также высокие духовные и
нравственные качества, и далеко не каждый народ уже как таковой дорос до этого
минимума организации и дисциплины. Особенно война, как признанное учреждение
межгосударственного порядка, имеет свое право и свой порядок существенно в том,
что она является войной государств. Это похоже на дуэль, в которой с обеих
сторон противостоят имеющие право сделать вызов на дуэль люди чести. В этой
международно-правовой системе война представляет собой отношение порядка к порядку,
а не порядка к беспорядку. Это последнее отношение порядка к беспорядку
является гражданской войной.
Понятие большого пространства государства-цивилизации
сохраняет содержащееся в понятии государства элементы порядка и способно
справится с сегодняшними представлениями о пространстве, способно мыслить «планетарно»,
то есть учитывать пространство Земли, не уничтожая народы и не стремясь, как
империалистическое международное право западных демократий, из неизбежного преодоления
старого понятия государства в универсалистски-империалистическое всемирное
право.
Шмитт пишет, что большое пространство не является
относительно большим пространством по сравнению с относительно более маленьким
пространством, не есть увеличенное малое пространство. Нужно преодолеть только
математически-физически-естественно-научную нейтральность прежнего понятия пространства.
Прибавление слова «большой» должно изменить понятийное поле. Вместо пустого
поверхностного или глубинного измерения, в котором движутся физические
предметы, появляется сопряженное пространство достижения, как оно принадлежит
наполненному историей рейху, который приносит с собой и несет в себе свое
собственное пространство, свои внутренние меры и границы. Шмитт упоминает Фридриха
Ратцеля, который показал, что овладение пространством является признаком всякой
жизни, и Макса Планка, чья квантовая физика упраздняет пространство, разлагая
любой процесс движения на отдельные, периодические волны материи. В
пространстве явлен конкретный порядок и местоположение. Каждый конкретный
порядок и общность обладают специфическими содержаниями места и пространства. В
этом смысле можно сказать, что любое правовое учреждение, любой институт
заключает в себе свою идею пространства и поэтому привносит с собой свою
внутреннюю меру и свою внутреннюю границу. К родству и семье принадлежат дом и
двор. Шмитт пишет: «Такое слово как «мир», которое с XIX века стало частично
эмоционально расплывчатым, частично абстрактным обозначением, живет в мысли о
порядке немецкого Средневековья всегда местно и конкретно: как мир в доме, как
мир на рынке, сохранение мира в замке, мир вещей, церковный мир, общественный
мир. Всегда с конкретным порядком в понятийно-правовом отношении связано и
конкретное местоположение».
Идея большого пространства служит тому, чтобы преодолеть монопольное
положение пустого понятия государственной территории и в международно-правовом
и конституционном смысле возвысить государство-цивилизацию до понятия правового
мышления.
http://www.katehon.ru/html/top/geopol/karl_shmitt_ob_antihriste.htm
"Северный Катехон" №1