Реклама:
Номер 197-198
подписан в печать 15.05.2009
Ситуация меняется

Журнал «Золотой Лев» № 197-198 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н.Б. Жукова

Председатель Правления Клуба "Реалисты",

кандидат исторических наук

 

Ситуация меняется?

 

Жукова Нина БорисовнаЭксперты дают в целом положительную оценку годичному сроку совместной работы тандема Д.А. Медведева - В.В. Путина. При этом в актив они обычно относят меры, позволившие предотвратить развитие кризиса по наихудшему сценарию, а в пассив – значительный спад в реальном секторе экономики. Некоторые публичные заявления и действия первых лиц нашей страны воспринимаются даже как признаки изменения ситуации к лучшему.

Перемены, конечно, есть. Особенно заметны они во внешней политике после выступления В.В.Путина в Мюнхене в феврале 2007 года, в котором ясно было заявлено, что наша страна не намерена жить по предписаниям извне, подтверждённого на практике решительным противодействием грузинской агрессии в Южной Осетии в августе 2008 года.

Сама жизнь заставляет эволюционировать не только общество, но и правительство. Однако эволюция российской социально-экономической системы явно и заметно отстаёт от запросов общества. Эксперты указывают, в частности, на эклектику правительственных антикризисных мер. Наряду с прямой господдержкой предприятий и высокими социальными расходами, в этих мерах преобладает преимущественно либеральный подход, который не подтвердил свою эффективность в условиях кризисной экономики. Результат известен: по итогам только трёх месяцев 2009 года падение ВВП составило 9,5% по сравнению с ростом в 8,7% годом ранее, что в совокупности даёт показатель в 18,2 процентных пункта. Остаётся высокой инфляция – около 13%. Для сравнения сошлюсь на пример Китая, ВВП которого, несмотря на кризис и падение доходов от экспорта китайских товаров, вырос в первом квартале на 6,5%.

Особенно бросается в глаза архаичность сложившейся в 90-е годы системы распределения доходов в России, если сравнивать её с подходами к этой проблеме в "цивилизованном сообществе". К концу майских праздников, например, более 20 губернаторов, следуя примеру Президента, Председателя правительства и высокопоставленных чиновников федеральных органов власти РФ, опубликовали декларации о своих доходах и имуществе. Ежегодный заявленный и вместе взятый доход только 10 из них превысил 180 млн. рублей, не считая земельных угодий и недвижимости. И это не предел благополучия на "высшем уровне": официальные доходы некоторых министров правительства РФ исчисляются в сотни миллионов рублей. Если учесть, что пенсии в ряде регионов составляют около 2 тысяч рублей, то 10 губернаторов могли бы целый год кормить из своих доходов 7,5-8 тысяч пенсионеров, побив рекорд мужика из рассказа Н.Е. Салтыкова-Щедрина, который один прокормил трёх генералов.

Схемы хищения государственных средств и личного обогащения чиновников давно и хорошо известны. На днях, например, правоохранительные органы арестовали вице-губернатора Тверской области, который вместе с подставной фирмой похитил 400 млн. рублей, продавая потребителям электроэнергию по завышенным ценам. Такие схемы – благодатная почва для коррупции и без их устранения бесполезно даже объявлять борьбу с ней.

Запредельное социальное расслоение российского общества не способствует авторитету "народных избранников" и "защитников". Более того, их сверхпотребление развращает общественную мораль, которая знает, что "трудами праведными не построить палат каменных", и делает "избранных" тормозом общественного прогресса. Понятно, что они будут сопротивляться любым нововведениям, ограничивающим их доходы. Такая вертикаль власти неустойчива уже по самой своей аморальной природе.

Федеральной власти следовало бы внимательнее присмотреться к опыту европейских стран по реформированию их социально-экономических структур в условиях кризиса, в частности, Германии и Франции, главы которых публично признали, что англо-американский "капитализм казино" доказал свою полную несостоятельность. Президент ФРГ Хорст Келер, например, видит шанс для своей страны в новой модели социальной рыночной экономики, основанной "на правилах и морали". Кардинально изменила свои взгляды и Ангела Меркель, которая пришла к власти с программой дерегулирования экономики, приватизации госсобственности, сокращения государственных субсидий и налогов, но на посту федерального канцлера разочаровалась в теориях Адама Смита и "невидимой руке рынка". Сейчас она твёрдо убеждена, что политика должна быть "созидающей силой, чтобы рыночные эксцессы не разрушали то, что мы хотим сделать". Может быть, это и есть тот уникальный случай, когда "заграница нам поможет".

Пока же вся вертикаль российской власти весьма неохотно воспринимает любые инициативы по ограничению доходов "избранных". Так, РФ осталась единственной страной в G-20, где сохранена плоская шкала налогов для бедных и богатых и где правительство даже не ставит задачу выправить чудовищное несоответствие между доходами верхушки российского общества и прожиточным минимумом бедных и беднейших слоёв населения России. Но решать её всё же придётся.

 

13.05.2009