Журнал «Золотой Лев» № 197-198 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
С. Берегов
День
Победы – не повод для салютов
День Победы – святой для граждан России праздник,
прописанный в генетической памяти нации, потому что он - смесь колоссальной
скорби и колоссальной радости. День Победы – это напоминание всему миру о том,
какой народ фактически спас его от коричневой «чумы», и какую цену ему пришлось
заплатить за ту Великую Победу. День Победы – это не просто общенародный праздник. Это
давно сложившаяся национальная традиция. Это Идея и Дух, объединяющие
поколения.
Торжества, проводимые в этот день – не показуха, не
«понты», а дань памяти погибшим, долг перед еще живыми участниками той войны.
Очень многие люди откладывают все личные дела и отдых на даче, приезжают из
других городов, чтобы именно в этот день побывать на Красной площади, возложить
цветы к могиле неизвестного солдата, к памятнику Г.К. Жукову.
Так уж сложилось, что все самое значимое происходит в
сердце России, в центре Москвы - на Красной площади. Что кульминацией значимого
праздника, его торжественным завершающим аккордом является праздничный салют на
Красной площади. Несмотря на то, что пусковые установки размещаются в разных
районах Москвы, салют на Красной площади – всегда главный и самый красивый.
Рассыпающийся фейерверк огней, освещающий Красную площадь, собор Василия
Блаженного, Спасскую башню, весь комплекс Кремля, многократно отраженный в
водах Москвы-реки, создает особенно торжественное настроение, вызывает
особенную гордость за свою страну, свою столицу. Дает почувствовать личную
причастность к отечественной истории. Именно поэтому сюда приходят люди в дни
национальных праздников.
В 2009 году желающих увидеть праздничный салют на Красной
площади было особенно много. Нескончаемый людской поток уже с 9 часов вечера
тек в сторону Красной площади. К 10 часам были полностью заполнены Красная
площадь, Васильевский спуск, Кремлевская, Софийская, Москворецкая набережные
Москвы-реки, Большой Каменный и Троицкий мосты, Тверская, Манежная площадь –
словом, все площади вокруг Кремля. Если даже учитывать их шестидесятипроцентную
заполняемость, ходя фактически было больше, то можно предположить, что
собралось около миллиона человек.
Кроме москвичей и гостей из разных регионов среди желающих
полюбоваться праздничным салютом были гости и участники «Евровидения 2009».
Такое вот «удачное» совпадение. Среди собравшихся было много с трудом
приковылявших ветеранов, хотя большую часть толпы составляла молодежь с флагами
РФ в руках. Люди собрались не просто поглазеть на красивое шоу. Это был
искренний, патриотический порыв. Обычно сдержанные, русские в этот момент
готовы были, поборов природную застенчивость, дружно орать «Ур-р-а-а!», «Слава
России!», «Слава победителям!», выплескивая наружу все свои чувства, всю
гордость за свою страну.
Все ждали, что вот-вот из динамиков раздастся Гимн России и
дорогие каждому сердцу военные марши. Именно в этот момент они звучат особенно
проникновенно, так, что хочется петь и подтанцовывать, погружаясь в общий
восторг и общее веселье. И это, как бы реконструкция ощущений 9 мая 1945 года.
За этим, собственно, и собрались. Общая радость, как Победа – она одна на всех
– и это тоже национальная традиция.
Но вот стрелки часов на Спасской башне приближаются к 22
часам, настает долгожданный момент. Вот уже нацелены в небо сотни тысяч
фотоаппаратов и кинокамер. Вот уже готовы к трансляции передвижные студии
ведущих телеканалов! Наконец раздался бой курантов, и… наступила тишина. Только
где-то вдали появляются сполохи дальних салютов.
Общее недоумение и немой вопрос повис в воздухе. Как? Не
может быть! Чтобы в День Победы, на Красной площади не было салюта - это
невозможно! Что это: ошибка, недоразумение, неисправность, политический
переворот?
Невозможно описать словами разочарование и обиду,
собравшихся в центре Москвы людей. Это было «поражение»!
Поражение в День победы!
Кто и по какому праву принял решение убрать от
непосредственной близости к Кремлю две салютные установки? Ведь салют над
Красной площадью – это Символ нашей Победы! Это дань памяти погибшим! Он – в Их
честь, как цветы к Могиле неизвестного солдата. Это национальная традиция,
столь же значимая, как и сама Красная площадь! Наконец, это визитная карточка
праздничной Москвы.
Очевидно, что это решение было принято на очень высоком
уровне, только «логика» его равноценна предательству. Неужели все дело только в
том, чтобы сэкономить на Празднике Победы, и перенести фейерверк на 16 мая, в
день закрытия «Евровидения» и проведения гей-парада? Ну, это уж слишком
цинично!
На вопрос: «Вы знаете, сколько стоит салют?», хочется
ответить встречными вопросами:
«Сколько стоит национальная гордость, или всеобщий,
искренний?».
«В каких денежных единицах будем измерять суммарный
адреналин (или энергетику) ликующей в патриотическом порыве миллионной толпы?».
«А национальный позор, он сколько стоит?».
«А стыд перед ветеранами, притащившимися на Красную
площадь, чтобы, быть может, в последний раз увидеть символ свой юности?».
«А стыд перед гостями столицы, преодолевшими сотни или даже
тысячи километров ради несколько памятных фото- и видеокадров?».
«А как оправдаться перед детьми, специально приведенных на
Красную площадь, чтобы они не только увидели шоу, но и почувствовали связь
поколений?».
Да, если б собравшиеся 9 мая 2009 года в центре Москвы
знали… Если б только могли предположить … Каждый, хотя бы по петарде с собой
прихватил, чтобы им, швыряющим бюджетные деньги на бесполезные, помпезные
мероприятия, стыдно стало! Люди расходились молча, как с похорон, унося с собой
груз разочарования и раздражения - опять «кинули».
Или просто указали холопам, где их место, а где - барское?
P.S.№1:
Праздничный салют в Москве состоялся в районе Воробьевых гор, на Поклонной
Горе, в районе Курского вокзала, в Отрадном, в парках Измайловский, Кузьминки,
Нагатино, Тушино, на Большой Академической улице и улице Обручева, в Южном
Бутово, Солцево, Митино, Зеленограде. Всего, как сообщил NEWsru com. было
задействовано 74 салютные установки и 18 артиллерийских орудий. Вот только
главного, на Красной площади не было.
P.S.№2: Для
тупоголовых кремлевских PR-менеджеров, уровнем не выше мерчандайзеров, объясняю
на их языке. Паблисити Дня Победы настолько давно сложился, что установления
каких-либо коммуникативных связей не требует, народ сам на него идет. А если
они удосужатся провести мониторинг сложившейся ситуации, то может быть поймут,
что День Победы – это не информационный повод для извлечения прибыли или
проведения рекламной кампании спонсоров, а давно сложившаяся национальная
традиция. А если и здесь не «догоняют», то, извините, демонстрируют свою полную
коммуникативную некомпетентность.
Форум 13.05.09