Реклама:
Номер 215-216
подписан в печать 01.10.2009
ИНФОРМАЦИЯ

Журнал «Золотой Лев» № 215-216 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А.В. Руцкой

 

О преступности и коррупции в Российской Федерации[1]

Выступление на совместном заседании Совета республики и Совета национальностей Верховного Совета Российской Федерации 16 апреля 1993 года

 

Картинка 43 из 336

 

Уважаемый председательствующий! Уважаемые народные депутаты! Уважаемые представители средств массовой информации!

Прежде всего хочу поблагодарить за приглашение выступить в Верховном Совете Российской Федерации с информацией по вопросам, которые волнуют сейчас многих граждан нашей страны. Знаю, что особый интерес у всех нас к политическим проблемам, с которыми сталкивается Россия - особенно в последние дни.

Начать свое выступление хотел бы со слов президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, сказанных вчера на встрече с интеллигенцией в Большом театре: «Не знаю, как может он все еще работать вице-президентом, имея честь офицера». Вот сегодня и представилась возможность поговорить с фактами на руках о чести или бесчестии.

На Россию надвигается вал преступности. И только слепой может этого не заметить. Он грозит уничтожить фундаментальные опоры государства. В стране уже не остается ни одного региона, где криминальную обстановку можно было бы признать стабильной. В 1992 году число зарегистрированных преступлений достигло почти 2,5 миллиона. А темпы их прироста с 1990 года увеличились вдвое. По прогнозам специалистов, к концу 1993 года общее число уголовно наказуемых деяний может составить 3,2-3,4 миллиона. Другими словами, жизнь практически каждого россиянина окажется под угрозой в той или иной ситуации.

Анализ криминогенной ситуации первого квартала текущего года подтверждает обоснованность и вероятность таких прогнозов. За это время зарегистрировано 676 тысяч преступлений - на 9 процентов больше, чем за аналогичный период 1992 года. Резко возросло количество тяжких преступлений - на 41 процент, в том числе умышленных убийств - на 53 процента, тяжких телесных повреждений - на 40 процентов, разбойных нападений - на 47 процентов. На улицах многих городов России чуть ли не обыденным делом стали автоматные очереди и взрывы. Между тем раскрыты менее половины учтенных преступлений. По данным всех социологических опросов, россияне называют преступность проблемой номер один, и более 90 процентов граждан испытывают чувство острой тревоги за свою личную и имущественную безопасность. Думаю, это понятно каждому.

Преступность как в зеркале отражает состояние общества, прежде всего, его основы - экономики. Сложившаяся нетерпимая криминогенная ситуация есть не что иное, как прямое следствие избранного пути шоковой терапии в экономике с его определяющим результатом - общенациональным экономическим и политическим кризисом.

Преступными группировками с помощью отмытых теневых капиталов формируется сеть откровенно криминальных коммерческих предприятий и организаций, ориентированных исключительно на незаконное обогащение. Кстати, именно они наносят моральный и материальный ущерб тем финансово-промышленным группам, банкам, предприятиям, которые хотят заниматься честным бизнесом, вкладывают свои средства в производственную сферу. На криминальных сделках по перекачке денежных средств, сырья и материалов из государственных в частные предприятия, крупномасштабных банковских аферах, незаконных валютных операциях, уклонении от уплаты налогов преступные группы создают уже не миллионные, а миллиардные состояния. Немалая часть их оседает на личных счетах в зарубежных банках.

По оценкам специалистов, только в 1992 году доходы теневой экономики с учетом роста цен составили 3-3,5 трлн. рублей. Для сравнения привожу цифры: от общего валового внутреннего продукта на потребление населением России ушло 6 триллионов, то есть практически половина - это деньги теневой экономики; структуры организованной преступности контролируют до 40 процентов, или свыше 6 трлн. рублей в денежном исчислении от производства валового национального продукта России, составившего в 1992 году 15 трлн. рублей.

Налицо интенсивное и откровенное сращивание лидеров общеуголовной экономической преступности с должностными лицами, представителями исполнительной власти. В результате этого процесса организованная преступность формируется в сильную и разветвленную систему, претендующую на лидерство в экономике и политике.

Уже начинает поступать информация о том, что некоторые крупнейшие мафиозные группы страны начинают при участии коррумпированных чиновников разработку механизма перекачки в свои карманы значительной части тех финансовых средств, которые планируют выделить нашей стране ведущие промышленные страны мира. Особый интерес они проявляют к средствам фондов стабилизации рубля. В этой работе российский преступный мир активно выходит на зарубежных партнеров, в том числе на международную наркомафию.

Перечисленные проблемы оказались в повестке дня не вчера. Давайте посмотрим, что же сделано Правительством для защиты экономических интересов государства, охраны прав и свобод граждан. Считаю, что оценивать действия Правительства можно, основываясь только на документах и фактах.

По моему предположению для анализа надвигающейся опасности и предотвращения разграбления страны 20 августа 1991 года президентом России был создан Комитет по защите экономических интересов Российской Федерации - Указ N66. Тогда еще можно было «перехватить» ситуацию. Но в течение целого года из-за противодействия Е.Т. Гайдара, А.Н. Шохина, Г.Э. Бурбулиса комитет так и не был сформирован.

Зачитываю справку: «20 августа 1991 года. Указ Президента. Создать комитет». Определяется срок. Через шесть месяцев - 29 февраля 1992 года - выходит распоряжение президента Российской Федерации о деятельности по защите экономических интересов и утверждается положение о комитете. И это распоряжение, и Указ не выполняются. Через четыре месяца, 9 июня, - записка председателя Государственного таможенного комитета Круглова первому заместителю председателя правительства Гайдару о взаимоотношениях Государственного таможенного комитета Российской Федерации с Комитетом по защите экономических интересов. 17 июня - поручение правительству Российской Федерации: проработать вариант включения комитета в состав Министерства внешних экономических связей. 19 июня - письмо председателя Комитета по защите экономических интересов вице-президенту по поводу записки Круглова. 22 июня - вновь записка вице-президенту. Опять начинаем разбираться. Я пишу президенту, что так работать невозможно, потому что уже на 22 июня 1992 года пошли документы о преступлениях во внешнеэкономической деятельности. 1 июля - поручение президента Гайдару по записке вице-президента: «Егор Тимурович, предложения поддерживаю, прошу проработать». 18 сентября Борис Николаевич поддерживает предложение о сохранении комитета по защите экономических интересов. А 22 сентября комитет упраздняется.

Вот так создавался Комитет по защите экономических интересов. Сценарий противодействия традиционно прост: на бумаге все «за», а на деле - ни людей, ни помещения, ни средств, ни связи, ни транспорта.

Кому-то это нужно? Когда начался процесс растаскивания союзной собственности и собственности КПСС, а эта собственность должна была быть обращена на благо народа, особенно важно было создать систему контроля и учета государственных интересов. Этого, к сожалению, не произошло.

Далее. Указом президента N335 от 30 декабря 1991 года создается Инспекция валютного контроля при правительстве страны. Как он исполнен? Здесь аналогичная ситуация. Начинаем с 30 декабря 1991 года - Указ президента: создать Инспекцию валютного контроля при правительстве - не исполняется. 23 марта 1992 года - поручение аппарату правительства Российской Федерации - опять не исполнено. 28 марта - обращение Мельникова к Гайдару по проработке в кратчайшие сроки проекта указа президента о деятельности Государственной инспекции валютного контроля, направленное в соответствующие министерства, - данное поручение также не исполняется. 30 марта 1992 года - поручение правительства Российской Федерации Головкову, Арефьеву, Московскому, Телятникову. Опять не исполняется. 26 января - записка президенту, где я докладываю, что происходит. Так же работать нельзя! И до сей поры так и не создана эта инспекция. Потом вышел очередной указ (я здесь его не упомянул), согласно которому инспекция ликвидируется, - это 30 декабря 1992 года, то есть ликвидируется то, что не создано. И подписывается Указ N1148: создать федеральную службу России по валютному и экспортному контролю. Но она так до сих пор и не создана.

Отсутствие системы валютного контроля в 1992 году, по оценке Института мировой экономики и международных отношений, способствовало утечке из страны валютных средств, сырья и стратегических материалов на сумму около 17 млрд. долларов, а по некоторым заключениям, в том числе и зарубежных финансовых экспертов, эта сумма составляет около 40 млрд. долларов.

До абсурда доведен механизм создания всевозможных комиссий. Например, по Западной группе войск один их перечень с составом, обязанностями занимает не один том, а расходы в валюте на содержание комиссий в течение почти двух лет исчисляются миллионами марок. И ни одна комиссия так и не смогла пробить брешь в неприступной крепости Министерства обороны, несмотря на миллиардные убытки, которые несет Россия в связи с выводом воинских частей из Германии.

Зачитываю справку. 4 января 1992 года - Указ президента N4 о мерах по урегулированию экономических вопросов, связанных с выводом войск из ЗГВ: первое - образовать межведомственную комиссию, председатель Грачев; второе - образовать Государственную комиссию при президенте по экономическим вопросам, председатель Арапов. 6 января, через два дня - распоряжение президента о Государственной комиссии при президенте по экономическим вопросам, связанным с выводом войск. Утверждается положение, образовывается рабочий аппарат общей численностью 47 человек. 20 января выходит постановление правительства Российской Федерации о мерах, связанных с временным пребыванием и выводом Западной группы войск, во исполнение Указа N4 президента, где утверждается персональный состав комиссии и прочее.

22 января выходит поручение президента N170 Контрольному управлению при президенте проверить реализацию имущества.

7 февраля - приказ первого заместителя Главнокомандующего Объединенными вооруженными силами СНГ о порядке обеспечения деятельности Госкомиссии при президенте Российской Федерации по экономическим вопросам, связанным с выводом войск из ЗГВ. 24 февраля Главная государственная инспекция (Махарадзе) представляет президенту доклад N4-109 о коррупции высших должностных лиц Западной группы войск и экономических преступлениях, происходящих в Западной группе войск. Реакции абсолютно никакой не последовало.

Далее. 6 мая 1992 года - Указ президента N465 о мерах по реорганизации структур аппарата президента Российской Федерации. Зачитываю: «Упразднить Государственную комиссию при президенте Российской Федерации по экономическим вопросам, связанным с выводом Западной группы войск...».

20 мая - постановление правительства о вопросах, связанных с выводом ЗГВ, за подписью Бориса Николаевича: «Образовать при правительстве Российской Федерации комиссии по использованию имущества ЗГВ. Назначить Арапова председателем этой комиссии». А 22 июля готовится постановление правительства об упразднении комиссии. Здесь я уже вмешиваюсь в эту ситуацию.

2 июля 1992 года - постановление правительства Российской Федерации N456 о Комиссии по использованию имущества ЗГВ при правительстве Российской Федерации. Опять утверждается положение, устанавливается, что новая комиссия является правопреемником упраздненной госкомиссии. 2 июля 1992 года выходит распоряжение правительства Российской Федерации о прикомандировании к комиссии по использованию имущества ЗГВ военнослужащих.

2 июля - приказ министра обороны N50 о координации деятельности органов Министерства обороны Российской Федерации и комиссии по использованию имущества ЗГВ.

7 июля - мое письмо президенту о чинимых препятствиях в работе комиссии. Президент издает указ. Министр обороны вносит поправки в указ и выстраивает совершенно другую линию по использованию этой комиссии.

27 июля президент поручает проверить Западную группу войск Контрольному управлению. Ю.Ю. Болдырев докладывает президенту о массовой коррупции и экономических преступлениях в ЗГВ. Однако реакции не последовало.

30 ноября выходит указ президента Российской Федерации о порядке реализации и использовании высвобождаемого военного имущества, где Министерству обороны предоставляется право реализации и использования высвобождаемого военного имущества, кроме вооружений и боеприпасов. Правда, Борис Николаевич запрещает Болдыреву давать мне эти документы. Есть стенограмма заседания межведомственной комиссии, где Болдырев ясно и четко сказал: я не прибыл на межведомственную комиссию и не дал вам документы вследствие того, что Борис Николаевич запретил мне передавать вам эти документы.

В результате многих усилий удалось, в конце концов, создать Федеральную службу по контролю за использованием имущества выводимых войск. Но страна не досчиталась огромных средств, которые безвозвратно утрачены вследствие дезорганизации работы по реализации имущества ЗГВ.

8 октября 1992 года указом президента образована межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и коррупцией. Не могу обойти эту тему, ибо президент недавно прямо заявил мне в глаза, что я не справляюсь ни с сельским хозяйством, ни с преступностью, об этом также на страницах прессы заявил его верный сторонник Гавриил Харитонович Попов. Поэтому должен зачитать справку, как создавалась межведомственная комиссия. Образована МВК, вице-президенту для обеспечения ее деятельности поручено сформировать рабочий аппарат. 14 декабря постановлением седьмого Съезда народных депутатов одобрено создание межведомственной комиссии. Спустя два месяца подписывается поручение президента о подготовке и проведении всероссийского совещания по проблемам борьбы с организованной преступностью. Мы это совещание подготовили, провели, и вы знаете, что результаты были довольно хорошие.

Спустя четыре месяца выходит еще один указ президента о межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией, где опять поручается Госкомимуществу, Министерству безопасности обеспечить рабочий аппарат межведомственной комиссии средствами связи, машинами и помещением. Спустя полгода опять выходит указ о размещении рабочего аппарата. Но комиссии так и не созданы условия для работы.

Так в чем же дело? Может, Правительству просто не нужны органы по защите экономических интересов России  и борьбе с преступностью и оно заинтересовано в том, чтобы своей безответственностью и неисполнительностью и далее формировать благодатную почву для разграбления страны? Или оно заботится все же о благе народа?

 

Начнем с продовольствия. В нынешнем году правительство запланировало импортировать продовольственные товары и сырье для их производства на сумму свыше 6 млрд. долларов. В то же время экспорт продовольственных товаров, за исключением рыбы, практически не ограничивается вышедшим 6 ноября 1992 года постановлением правительства N854.

Что же касается рыбы, то для рыболовецкого флота страны она стала средством платежа за ремонт судов и топливо. Сбывалась она по демпинговым ценам, поэтому экспортные цены на рыбу, в частности, на треску, упали в 2-2,5 раза, а внутри страны возросли в 300-800 раз.

Несмотря на тяжелое положение с продовольствием в стране, Управление спиртовой промышленности резко увеличило переработку пищевого сырья для производства спирта и алкогольной продукции, причем по состоянию на начало октября 1992 года без нарядов, то есть без всякого учета и контроля было перепродано посредникам 632 тыс. декалитров пищевого спирта. Ущерб государству в результате этой деятельности оценивается в сотни миллионов рублей.

В контексте продовольственной проблемы вспомним о знаменитых чеках «Урожай-90». Для выполнения программы требовали 1 млрд. долларов. Под нее Правительство, начиная с Силаева и заканчивая Гайдаром, щедрой рукой раздало более 200 лицензий на вывоз стратегического сырья на сумму свыше 5 млрд. долларов. То есть - аж на пять программ! По данным Центросоюза, чеки отоварены на сумму, составляющую чуть более 50 процентов. Скромная сумма в 4,5 млрд. долларов осела в иностранных банках. А теперь мы умиляемся, что Соединенные Штаты выделяют нам 700 млн. долларов в виде кредита на закупку их же зерна.

И те, кто сделал возможным аферу с чеками «Урожай-90», ныне удачно «отбывают наказание» за рубежом - в посольствах и торгпредствах - или процветают в коммерческих структурах.

Эстафету принял Владимир Филиппович Шумейко, который 14 января 1993 года выпустил распоряжение об урегулировании долга в сумме 9,4 млн. долларов фирме «Вальтхайм электроник» (Федеративная Республика Германия). Сумма эта, как вы, наверное, догадались, списывается на «Урожай-90». Если мы под эту программу и дальше будем списывать наши долги и за счет государственных ресурсов обогащать чужого дядю, то скоро и по миру можно будет пойти. Думаю, Председателю Правительства Виктору Степановичу Черномырдину пора поставить точку в этой проблеме, вернуть доверие селян к государству. Я не раз писал по этому поводу Президенту, обращался в Правительство, но - абсолютно никакой реакции.

А что делается с программой гуманитарной помощи, поступающей к нам из-за рубежа? Отвечает за этот участок заместитель Председателя Правительства Александр Николаевич Шохин. Деятельность комиссии под его руководством принесла за 1992 год 12 млн. рублей убытка. А если сюда добавить зарплату сотрудников, расходы на многочисленные поездки за границу? Помощь, как вы видите, перекочевывает в коммерческие киоски. По скромным подсчетам, в карманы спекулянтов перекочевало 40 млрд. рублей.

Из справки о финансовой деятельности комиссии становится ясно, что практически полностью отсутствуют банковские документы о реализации этой помощи, полностью отсутствует бухгалтерский учет и так далее. Сотни тысяч людей, надеющихся на эту помощь, оказались просто забытыми. Если так и не состоится суд земной над этими людьми, то пусть будет хотя бы суд нравственный. Попытки министра Памфиловой, осуществлявшей по поручению Правительства проверку деятельности этой комиссии, навести хотя бы какой-то порядок, не увенчались успехом.

Может быть, Верховный Совет, прокуратура сумеют помочь Александру Николаевичу Шохину.

Но наиболее наглядно ущербная для России деятельность правительственных структур проявляется во внешнеэкономической сфере. Внешняя торговля практически перестала приносить государству доход. По данным Центрального банка, в 1992 году стоимость российского экспорта составила 38 млрд. долларов. А в страну поступило всего 11 миллиардов. За январь-февраль этого года из 2,5 млрд. долларов экспорта вернулось всего 0,8 млрд. долларов.

Да и не мудрено. Например, Гайдар распоряжением правительства N957 от 27 мая 1992 года освобождает Российско-Канадское предприятие «Коми-Арктик-Ойл» от уплаты таможенной пошлины на экспорт добытой этим предприятием нефти с 1 января 1992 года до момента возмещения затрат на прирост добычи нефти по сравнению с расчетным объемом добычи. Как говорится, жди момента.

Есть еще ряд документов Правительства, позволяющих фирмам оставлять до 50 процентов выручки в зарубежных банках. Уральскому торговому дому из Екатеринбурга постановлением N537 от 3 августа 1992 года за подписью Гайдара разрешается реализовать на внутреннем и внешнем рынке 50 процентов драгоценных металлов и драгоценных камней, извлеченных из отходов перерабатывающих промышленных предприятий.

Естественно, тут же было забыто постановление Правительства за подписью Бориса Николаевича от 4 января 1992 года, где декларируется государственная монополия на реализацию этого сырья на внешнем рынке.

Уважаемые депутаты! Сегодня не секрет, что золотой запас страны колеблется в пределах 150-200 тонн. Это, по существу, последний страховочный резерв финансовой системы России, источник важного сырья для радиоэлектронной промышленности. Однако 5 марта 1992 года распоряжением (подчеркиваю - распоряжением) за подписью Гайдара Центральный банк получает указание реализовать 25 тонн золота под кредитование предприятий и объединений золотодобывающей промышленности. Но судя по высказываниям старателей во время недавнего пребывания Бориса Николаевича Ельцина в Магадане и десяткам обращений в мой адрес, можно только догадываться о том, где же сегодня это золото или средства от его продажи. Старателям, по всей видимости, оно так и не досталось.

Весьма любопытно распоряжение Правительства, подписанное тем же Егором Тимуровичем... Комитету драгоценных металлов и драгоценных камней при министерстве финансов Российской Федерации отпустить Внешторгбанку Российской федерации в первом квартале 31 тонну 41 кг чистого золота для реализации за свободно конвертируемую валюту на внешнем рынке.

Открываем накладные, смотрим: в накладной Банка внешней торговли Российской Федерации почему-то вес этого золота определен в 33 тонны. Открываем накладную Аэрофлота - здесь уже 32 тонны 866 кг. Так сколько же тонн золота все-таки вывезено?

Распоряжением N87 от 16 января 1992 года дается согласие на передачу российско-израильскому предприятию «Совиджем» 30 кг изумрудного сырья для обработки и реализации готовой продукции на внешнем рынке. «Подарок» не на один миллион долларов! Между тем просроченные платежи по внешнему долгу России в 1992 году составили 12 млрд. долларов. И при таких долгах Правительство дает льготы, освобождает от уплаты экспортных пошлин многочисленные структуры (порой весьма сомнительного происхождения) на сумму почти 3 млрд. долларов. Основные подписи под этими распоряжениями: Гайдар, Шохин, Бурбулис, Шумейко.

Еще один пример. Руководство Минторгресурса - Анисимов и Важагов - в нарушение распоряжения Правительства передало монопольное право на осуществление экспортно-импортных операций объемом 700-740 млн. долларов совместному российско-финляндско-швейцарскому предприятию «Совеке». Причем практически без какой-либо системы контроля с российской стороны. За прошлый год компания вывезла за рубеж сырьевых ресурсов из госрезерва России на сотни миллионов долларов. Давайте посмотрим, а что же нам вернулось. Поставлено на 2,2 млн. долларов мясных консервов, причем сомнительного качества.

В октябре 1992 года в ходе переговоров в Индии по закупке нефти в рамках межправительственных соглашений бывший замминистра внешних экономических связей Шибаев, включив в состав делегации двух представителей, потребовал от них при заключении сделки пойти на значительную скидку покупателю. Россия понесла «скромный» убыток на 30 млн. долларов. Представители Шибаева потребовали за это по 5 долларов с каждого барреля нефти. С учетом объема сделок - это почти 30 млн. долларов.

А где, вы думаете, сейчас Шибаев? Нетрудно угадать: торговый представитель России в Финляндии. Как и предшественники: Ярошенко - во Франции, Фильшин - в Австрии. Помните чеки «Урожай-90»?.. С такими деньгами и на Крайнем Севере, наверное, холодно не будет.

Кстати, он же - Шибаев - предлагал для подготовки визита Президента России в Индию услуги гражданина Великобритании Нормала Сети, которого Индия требует выдать как уголовного преступника.

Раньше этот Сети был посредником при строительстве в Индии нашими специалистами завода стоимостью в 4 млрд. долларов. При этом Шибаев заключил договор: сделал скидку в два процента стоимости завода, то есть в 20 раз больше, чем обычно принято во внешнеэкономических операциях.

Весьма показательной является и история с так называемой красной ртутью. В ней, как в зеркале, отразилось состояние нашей внешнеэкономичской деятельности и закулисных игр вокруг нее. Распоряжением Президента (я могу его зачитать) N75 от 21 февраля 1992 года, на котором стоит виза только одного человека - «идеолога демократии» господина Бурбулиса, некой «Промэкологии» дается право продать 10 тонн красной ртути. Смотрите, как развиваются события. Поручение Президента (до этого) N1167 от 22 октября 1991 года. Мне поручалось разобраться в этом вопросе и, если это выгодно, оказать содействие. Как вы понимаете, здесь надо разобраться - это серьезный вопрос, солидные объемы, солидные цены. Направляю этот документ в Верховный Совет Российской Федерации (здесь имеется и этот документ, и ответ комиссии Верховного Совета), направляю в соответствующие ведомства, чтобы получить заключения - для чего и зачем это делается. Подчеркиваю: это было 22 октября. Шла переписка, но распоряжение все равно вышло 21 февраля 1992 года.

Возникает вопрос: если красная ртуть существует или может существовать в природе в виде какого-то физического вещества, то это - ценнейшее стратегическое сырье, и непонятно, почему монопольное право на его продажу получила никому не известная коммерческая структура - концерн «Промэкология» из Екатеринбурга со штатом в 10-15 человек и уставным капиталом в 30 тыс. рублей. Правда, есть письмо интересного содержания, где господин Садыков, президент этой фирмы, предлагает: у них есть свободных 250 млрд. рублей (в 1991 году это была солидная сумма), и под эти 250 млрд. рублей раскручивается «скромное» дело, идет активная переписка.

Кстати, еще одно недоразумение: коллектив «Промэкологии» лишил Садыкова права подписи финансовых документов.

Непонятно также, на кого работают наши ведущие академики - химики, не менее квалифицированные и ответственные люди в Министерстве безопасности и Главном разведуправлении, которые утверждают, что красной ртути нет и не может быть, что с ней ничего не может быть связано.

Эта история тянется уже второй год, и если внимательно изучить документы (я думаю, этим займется прокуратура), то это чистейшей воды афера, направленная на то, чтобы под прикрытием обещанных крупных многомиллиардных сделок осуществить международную финансовую махинацию, связанную с потребностью иностранных компаний в огромных рублевых средствах для приватизации предприятий в Российской Федерации.

Как же удается некоему Садыкову, даже если он пользуется поддержкой Бурбулиса, проворачивать аферу такого размаха? Да и что тогда вывозили, потому что здесь есть и лицензии, и договора, и соглашения, и накладные? Непонятное по содержанию вещество по цене 150-400 тыс. долларов за один килограмм.

Я уже говорил, что есть подтверждения, контракты отечественных предприятий, зарубежных фирм, есть счета и юридические адреса. Может быть, ценные стратегические материалы с плотностью 20 грамм на кубический сантиметр... Кто помнит - платина, золото, осмий, бериллий, уран, плутоний. К этому же подходят компоненты для взрывателей ядерных средств поражения.

При этом что удивляет? Кто только ни предупреждал Бурбулиса (и письменно, и устно) - и Баранников, и Примаков, и Ерин. Но все-таки афера пошла.

А вот еще один немаловажный случай, нацеленный на то, чтобы, как говорится, замешать меня в эту грязь. На недавнем Съезде глава Администрации Президента господин Филатов дает мне распоряжение по данной проблеме, где стоит моя подпись, исходящий номер - все как положено. Мол, Вице-президент, Вы ведь тоже подписывали документы по красной ртути. Господин Филатов не учел одного: я имею «дурную» привычку читать, прежде чем подписывать.

При проверке этой бумаги обнаружилась грязная подделка. Подпись перенесена на ксероксе, а в компьютерной сети за этим номером, но с другой датой зарегистрирован документ по земельной проблеме. Слава Богу, 20 марта 1993 года Президент отменил свое распоряжение от 21 февраля 1992 года по «Промэкологии».

Убежден, что если эта тема будет доведена до конца, то красная ртуть «рванет» не хуже нынешних скандалов в итальянской столице.

Уважаемые депутаты! Особое беспокойство вызывают процессы, происходящие в нашей армии. Мне - выходцу из Вооруженных Сил, где прошло все детство и 24 года службы, - говорить об этом больно и сложно, потому что не помню, чтобы что-то подобное было раньше. Но говорить нужно, чтобы остановить развал наших Вооруженных Сил.

На фоне постоянных проблем армии выросла новая - повсеместное воровство. Только учтенные хищения военного имущества - военной техники, вооружений, боеприпасов - составляют половину всех преступлений по Вооруженым Силам. В некоторых военных округах процветает незаконная коммерческая деятельность, размах которой не поддается определению. Некоторые лица из высшего командного состава (фамилии назову ниже) принимают участие в деятельности многочисленных акционерных обществ, малых предприятий, товариществ, вовлекая военное имущество, технику и финансовые средства Минобороны в незаконный оборот. Лично обогащаясь, они при этом своей деятельностью наносят Вооруженным Силам огромный материальный и неисчислимый моральный ущерб, вызывая негативную реакцию офицеров, прапорщиков и солдат, не имеющих элементарных человеческих условий жизни и службы.

Естественно, страдают от этого не только военнослужащие, но и их семьи. На Балтийском флоте такой деятельностью занимались более 60 офицеров, а командующий авиацией флота генерал Проскурин и главный штурман генерал Волков нанялись на работу в коммерческую фирму, в интересах которой подчиненная им транспортная авиация флота выполняла коммерческие рейсы.

В Дальневосточном военном округе зарегистрировано 56 коммерческих структур, созданных, конечно, не полковниками, подполковниками, майорами и, не дай Бог, лейтенантами, а бывшим командующим ДВО генерал-полковником Новожиловым - ныне начальником курсов подготовки командного состава российской армии, так называемых курсов «Выстрел». Было расхищено и продано за бесценок военное имущество, сотни грузовых автомобилей со складов неприкосновенного запаса, дачи, дома отдыха.

Не отстали от командующего округом и командующий 11-й армией ПВО генерал Смышников, командиры корпусов генералы Кузнецов и Саулов, учредившие коммерческую структуру «Альфа-92». Как ни странно, все эти генералы продолжают служить в армии. Вот вам и борьба с преступностью и коррупцией в армии! На Дальний Восток я посылал от межведомственной комиссии рабочую группу. Мне привезли достаточно материалов, я доложил о них Президенту, но абсолютно никаких решений не принято.

Но наиболее нагло разворовывается Западная группа войск - вы недавно читали в газете оправдательное письмо командующего Западной группой войск.

Недвижимое имущество используется с нарушением договоренности с немецкой стороной. Множество зданий, сооружений, жилых домов, складских помещений сдается в аренду немецким или российским коммерческим структурам бесплатно.

Приведу только один пример: Российскому центру культуры по просьбе Зыкиной Анатолий Борисович Чубайс передал 20 зданий в Берлине площадью более 10 тыс. кв. метров. Некоему Коровину Николаю Ивановичу - представителю малоизвестных коммерческих структур «Мокат» и «Ока» - безвозмездно передано более 70 объектов: дома, магазины и склады.

Даже когда имущество передается в аренду, денежные средства на счет ЗГВ не поступают. Квартирно-эксплуатационная часть Шпиленберга, заключив договоры на 9 млн. марок, получила лишь 75 тыс. марок. Жилой фонд оказался вообще бесконтрольным. Квартиры разграблены, в них самовольно вселяются эмигранты из Содружества Независимых Государств. Это осложняет криминогенную обстановку, вызывает недовольство местных жителей. В целом из 777 (запомните эту цифру) военных городков общей стоимостью в 10,5 млрд. марок передано более 400 городков стоимостью в 4 млрд. марок. Однако оплата за них не произведена.

К передаче дорогостоящих объектов - аэродромов, полигонов, складов - вообще не приступали. Правда, одним росчерком пера Евгения Ивановича Шапошникова весьма сомнительному государственно-коммерческому объединению «Пропумет» в лице господина Борка Арнольда Яковлевича передается 12 высококлассных аэродромов. Все они мне знакомы по службе в Западной группе войск в 80-е годы.

В этой обстановке всеобщего развала, «растащиловки» очень хорошо ориентируются дельцы всех мастей, наживаясь на нынешней безалаберности. Например, международному концерну «Конверсия-жилье» (точнее - «Конверсия-жулье») для осуществления программы строительства жилья для военнослужащих руководство Минобороны в качестве доли в уставный фонд передало три танкоремонтных завода, четыре авторемонтных завода, две базы хранения техники с жилыми городками. И вместо решения вопросов, связанных с реализацией программы, руководство концерна начало продавать по дешевке полученную недвижимость. Какова реальная цена подобных объектов, вы, наверное, себе представляете.

Вся эта деятельность вызывает недовольство официальных немецких властей, которые усматривают в ней нарушение достигнутых договоренностей об условиях вывода наших войск из Германии. Появилась масса телерепортажей, публикаций в средствах массовой информации Германии на эту тему. Дожили до такого позора, когда с нашей коррупцией и откровенным воровством стали бороться полиция и служба безопасности Германии. Более того, дискредитируется сама идея использования средств от реализации имущества Западной группы войск для социальных нужд военнослужащих.

К российскому имуществу, находящемуся на территории Германии, тянут руки не только армейские, но и высокие правительственные чиновники.

Огромное здание Российского дома науки и культуры в центре Берлина площадью 29 тыс. кв. метров и общей рыночной стоимостью свыше 500 млн. марок росчерком пера Полторанина 6 мая прошлого года чуть было не оказалось безвозмездно переданным немецкой фирме «Фридрихштрассе». Разрешение на распоряжение домом от имени Правительства Российской Федерации некоему гражданину ФРГ Хофману выдал опять же лично господин Полторанин. В борьбу за владение лакомым куском втягиваются другие высокопоставленные лица, в частности, все те же Шохин, Чубайс, Козырев. Конечно же, не сами - «по поручению Президента».

Кого интересует вся эта «комедия», могу сказать, что имеются все подлинники и документы по происходящему беспределу.

Но Полторанин не сдается и опять лично выдает новую доверенность теперь уже своему знакомому Байгарову, который параллельно получил полномочия на управление Домом от той же немецкой фирмы. К счастью, немецкая сторона не приняла фиктивных документов, и Дом в Берлине пока еще принадлежит России.

Я совершенно уверен, что за спиной Президента Российской Федерации господин Полторанин совершает противоправные сделки. И об этом говорит не только пример по Западной группе войск. Таких примеров масса по Москве.

Уважаемые депутаты! В этом зале произносилось много слов о важности и ценности приватизации, звучала ода ваучеру, за который Госкомимущество обещало каждому минимум по две машины «Волга». Но, думаю, в разговоре по этой проблеме не обойти конкретные факты - как в ходе народной приватизации народ как раз и остается без собственности.

Несколько примеров из жизнедеятельности господина Чубайса и его ведомства, его представителей и последователей на местах. Всем известный комплекс «Лужники» в Москве был акционирован по цене 25 автомобилей «Жигули» и превращен в большую барахолку и помойку. Вчера было заседание МВК. Мы разбирали данные по портам. Находкинский торговый порт был приватизирован за 18 444 тыс. рублей. Хотя цена порта, определенная Госкомимуществом, также смехотворна: оказывается, Находкинский порт стоит 70 млн. рублей. Вообще есть хотя бы элементарный разум, и представляют ли себе люди, что они творят с государством? Так же оценены и пароходства: 20 млн. рублей, 30 млн. рублей. Ремонтно-судостроительные заводы - 15 млн. рублей, 10 млн. рублей.

Недавно в газете «Известия» появился такой материал. Уважаемый господин Чубайс дает интервью: «Надо все сделать, чтобы Вице-президент прекратил вмешиваться в деятельность Госкомимущества».

Для сравнения: один кинотеатр в Москве был приватизирован под склад за цену, сравнимую с ценой десяти «Жигулей».

Точно так же пытались пустить с молотка и единственный международный аэропорт России «Шереметьево». Представьте себе аэропорт, 136 самолетов (из них два «А-310», недавно купленные по цене 20 млн. долларов за каждый), могучее здание аэровокзала, склады, навигационное оборудование, сам аэровокзал - все это оценили в 2,5 млрд. рублей. Вовремя мне написали письмо, я вмешался в эту ситуацию: остановили процесс. А сколько таких процессов сейчас идет на территории России?! Напрочь разрушается единая транспортная система Российской Федерации.

И кто бы меня ни убеждал (и Вы, Анатолий Борисович), что это делается неумышленно, я однозначно заявляю здесь: все это делается умышленно. И я докажу это в любом суде. (Аплодисменты.)

Госкомимущество России не учло также мнение Минтранса о закреплении в федеральной собственности контрольного пакета акций Мурманского морского порта, в состав которого входит весь российский атомный ледокольный флот.

Я бы вам показал фотографии, что сделали из атомного ледокольного флота за один только год коммерческой эксплуатации. И представьте себе, сколько эти корабли стоят?

Другими словами, созданное акционерное общество управляет атомным ледокольным флотом. Не отрегулированы правовые отношения с государством, что, понятно, наносит большой экономический ущерб.

Точно так же представитель Госкомимущества в Санкт-Петербурге господин Буре предлагал приватизировать Балтийское морское пароходство за сумму вдвое меньше расчетной.

Что говорить о законности действий этого ведомства по приватизации портов, если Министерство юстиции Российской Федерации дало заключение, что распоряжение Госкомимущества от 16 сентября 1992 года N444р, которое регулирует приватизацию портов, не имеет законной силы, поскольку не зарегистрировано в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Особенно активно навязывается мысль, что чуть ли не важнейшее достижение реформы - приватизация. Но вы сами видите, как идет эта приватизация.

Случай в Челябинске. За бесценок скупают мешками ваучеры и пытаются забрать у народа России и у трудового коллектива металлургический комбинат.

Конечно, кое-кто может сказать: вот Вы, Александр Владимирович, говорите о коррупции на высших этажах власти, но и о Вас появляются разные материалы в газетах, говорящие в том числе о связях с фондом «Возрождение» (вы знаете, сколько докладывалось уже и на Съезде, и на Верховном Совете, и в газетах), может, и у Вас, соответственно, рыльце в пушку?

Действительно, за последние месяцы я не раз встречал статьи с различными намеками на этот счет и не исключаю появления новых, особенно после этого выступления. Для начала хочу напомнить, что первым президентом фонда «Возрождение» был ни кто иной, как сам Борис Николаевич Ельцин, а затем мне пришлось возглавить этот фонд, и только осенью 1991 года я оставил эту деятельность. Хотя, еще раз говорю, есть масса документов, доказательств, что фонд проводил и осуществляет действительно полезную деятельность.

Желающие могут познакомиться с документами фонда в установленном порядке и убедиться, что ни одного документа за моей подписью, связанного с теми или иными сторонами финансовой или коммерческой деятельности фонда, в природе просто не существует. Об этом, кстати, говорят и результаты уже нескольких проведенных за последний год финансовых проверок - и со стороны Министерства безопасности, и со стороны МВД, и со стороны банковских структур.

Из всего сказанного я делаю один вывод: пора начинать расследовать все, что натворили зарвавшиеся бывшие и нынешние госчиновники из Правительства, и воздать должное каждому. Пора прекратить традицию безответственного ухода с постов этих лиц и возродить личную ответственность за содеянное вне зависимости от ранга. (Аплодисменты.)

Для этого предлагаю создать специальную следственную комиссию при Верховном Совете Российской Федерации и немедленно включить в ее состав возглавляемую мною межведомственную комиссию по борьбе с преступностью и коррупцией.

Просьба эта связана с тем, что хотел бы довести начатое дело до логического завершения. Нужно показать России, кто ее действительно предал, кто виноват в развале экономики - народные депутаты или те, кто занимается навешиванием всяческих ярлыков для того, чтобы остаться у власти и дальше грабить страну и творить беззаконие.

Ведь не случайна яростная кампания многих из названных мною лиц в поддержку референдума. Они страстно желают победить с одной целью - спрятать концы в воду, окончательно легализовать мафиозно-государственную машину. Остановить их - наша совместная задача, уважаемые народные депутаты.

Надеюсь, что сейчас, после моего выступления, вам станут гораздо яснее причины, почему в последнее время развязала откровенная наглая кампания лжи и оскорблений также всенародно избранного Вице-президента Российской Федерации. Она исходит от пресс-секретаря Президента, руководителя Администрации Президента, а теперь уже и от подключившегося к этому руководителя личной охраны Президента, прошедшего, кстати, за полтора года путь от майора до генерал-майора.

Травля на протяжении уже почти 20 месяцев связана, прежде всего, с тем, что в деятельности на посту Вице-президента, а затем и председателя межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией я вышел на факты невиданного разграбления национального достояния, в котором участвовали и участвуют высокопоставленные лица из государственного аппарата. Я мешал и мешаю довести им страну до полного разорения. Я неоднократно писал об этом (и могу подтвердить это документами) и Президенту, обращался в Министерство безопасности, в Министерство внутренних дел с требованием остановить этот беспредел. Реакции, как вы видите, абсолютно никакой. Именно они максимально заинтересованы в том, чтобы сохранить нынешний курс реформ, работающий на их карман и на карман поддерживающих их спекулянтов и проходимцев, ничего общего не имеющих с честным бизнесом. Именно они выступают против проведения социально ориентированных реформ. Фактически народ России в прошлом году был ограблен дважды - за счет шоковой терапии и либерализации цен, а также за счет тех средств и сырья, которые бесконтрольно уплыли за рубеж.

Вспомните заверения и обещания, что доллар будет стоить 80 рублей. Сейчас - 760 рублей. Это практически национальный валовой продукт. Давайте суммируем реальный национальный валовой продукт - 15 триллионов, который мы имеем, и еще 15. Жила бы Россия сегодня в таких тяжелейших условиях?!

Вот почему на меня навешивают ярлыки антирыночника, антиреформатора. И уже даже со слов Бориса Николаевича я, оказывается, ярый противник фермерства. Ну надо же до этого додуматься?! Когда же я говорил, что я противник фермерства? Все время защищая фермеров, я говорю, что нельзя обманывать людей. Если мы пошли по выбранному пути, надо предусмотреть выделение фермерам финансовых средств, техники, строительных материалов. Где только я ни высказывался на эту тему!

Вскоре будет опубликован в «Сельской жизни» хронометраж деятельности Вице-президента в области сельского хозяйства. На 184 предложения и досконально разработанную программу реформы агропромышленного комплекса - ни одного ответа, полный ноль.

Пользуясь сегодняшней возможностью, я хотел бы однозначно заявить: в отставку не собираюсь и ни на какие провокации реагировать не буду. (Аплодисменты.) Меня и Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина избирали одним списком всенародно. И только народ может решить мою судьбу. А от народа требований об отставке я пока не слышал. И как бы ни старались сегодня Геннадий Эдуардович Бурбулис и «компания» найти в моих статьях и выступлениях антиконституционные высказывания, как бы ни старались в поисках истории болезни по ранению в Афганистане на предмет определения психического состояния, я заверяю: не получится абсолютно ничего.

Поэтому, уважаемые народные депутаты, буду продолжать работать и надеюсь на вашу поддержку, поддержку россиян. Несмотря на все угрозы и заявления о том, что 26 апреля настанет, мол, судный день для меня и тех, кто стоит на позициях защиты Конституции и российской государственности, я убежден, что народ России реализует свои чаяния, возродит великую, свободную, демократическую Россию.

И, наконец, последнее. Вы хорошо понимаете, что я не могу пройти мимо очередного витка лжи и лицемерных обвинений против Вице-президента как должностного лица. Здесь задействовано все, в том числе и мои так называемые привилегии. Ответственно заявляю, что я никогда не просил выделить мне какую-то особую охрану, а тем более огромную свиту. Я никогда не просил строить мне никаких замков с бронированными стеклами, подземными гаражами, с зимними кортами и зимними садами. За мной никогда не следует кавалькада бронированных машин. Мне, понятно, не нужны 250 человек личной охраны и 11 тысяч сотрудников Управления охраны, расходы на содержание которых лежат на госбюджете (это 15 млрд. рублей). Меня, наверное, с кем-то перепутали. На этот счет были заявления и Костикова, и демократической прессы, а сегодня утром к ним уже присоединился и начальник охраны Президента. С кем-то меня перепутали, наверное, с одним из известных борцов против привилегий. (Аплодисменты.) Такого рода обвинения в мой адрес - просто ошибка.

Понимаю, что есть люди, которые хотели бы создать впечатление, что Вице-президент - это просто чиновник средней руки, не представляющий российское государство. Но если мне, Вице-президенту России, поручили заниматься борьбой с преступностью и коррупцией, те, кто дал это поручение, хорошо, наверное, понимают возможные угрозы. Много ли 16 человек охраны по сравнению с 11 тысячами и 250 личными охранниками? Работающих посменно, то есть в день по 3 человека. Разве это привилегия? Или привилегия в том, что месяц назад взамен устаревшего «Мерседеса» 1972 года выпуска из коллекции Брежнева мне передали другой «Мерседес» 1980 года выпуска, которым раньше пользовался Руслан Имранович? Теперь и его забрали, говорят - в ремонте. Вчера мне дали «Волгу». Сегодня выхожу, уже стоит другая «Волга». Спрашиваю: где та «Волга», которая была вчера? Опять в ремонте.

Теперь о моей даче. Разве это роскошь жить в доме, построенном в 1905 году? И, похоже, с тех пор не ремонтировавшемся вообще. Кстати, я плачу за нее, в отличие от тех борцов за привилегии 4,5 тыс. рублей в месяц, как положено.

Все сказанное мной на этот счет - не оправдание. Не подумайте, ради Бога, что я у кого-то что-то прошу. Хочу, чтобы все знали правду от меня, а не из дискредитирующих заявлений и спекуляций официальной прессы. Если кто-то настаивает, то могу отказаться и от трех человек охраны, которых мне оставили (а посменно получается один человек).

Уважаемые народные депутаты! Кампания клеветы против меня не учитывает одного: я прошел в жизни непростой путь и видел все. Меня нельзя взять на испуг. Хотя, конечно, чисто по-человечески переживаю за свою семью. Но я думаю, все будет нормально. Спасибо всем за внимание. А сейчас готов ответить на ваши вопросы. (Аплодисменты.)

 

От редакции. Это было только начало разграбления российской части нашей страны. В большинстве других республик происходило примерно то же самое. Никто из помянутых здесь персонажей не понёс ответственности перед людским судом. Их наследники продолжают разорять наш дом. При нашем ворчливом попустительстве...

 

К барьеру, №18 и 19/2009



[1] Опубликовано под заглавием: «Информация вице-президента Российской Федерации, председателя межведомственной комиссии Совета безопасности по борьбе с преступностью и коррупцией А.В. Руцкого по вопросу борьбы с преступностью и коррупцией»