Реклама:
Номер 217-218
подписан в печать 15.10.2009
2009-10-03 14:52:30 - Поколение "беатризованных" или цена европейской толерантности

Журнал «Золотой Лев» № 217-218 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Г. Кривенко

 

Поколение "беатризованных", или Цена европейской толерантности

 

В романе классика мировой фантастики Станислава Лема "Возвращение со звёзд" главный герой - космический пилот Элл Брегг, вернувшись на Землю после долгого - стодвадцатисемилетнего - отсутствия, обнаруживает там удивительную картину. Люди на Земле теперь не испытывают чувства агрессии, мотивы их поведения стерильны, они в значительной степени предопределены. Всё потому, что все они поголовно подверглись "беатризации" - медицинской процедуре, которая на корню пресекает даже саму мысль о насилии, о жестокости по отношению к ближнему. Элл и его приятель по космическим скитаниям Олаф недоумевают, что творится вокруг, что происходит в обществе, где зла, фактически, нет. Они, несмотря на радужную атмосферу обновленного мира, с трудом принимают подобную реальность. Такой мир кажется им не настоящим, а искусственным, а жизнь в нём - фальшивой копией подлинного существования.

Возможно великий фантаст Лем, назвав процесс умиротворения человека медикаментозным путём- "беатризацией", пародировал, тем самым, беатизацию у католиков - то есть причисление к лику блаженных. Так или иначе, но карикатурные черты лемовской антиутопии в некоторой степени находят своё отражение в реальности современного западного мира - в вопросе о политкорректности.

Политкорректность - это личина так называемого демократического общества. Это красивый фасад, призванный свидетельствовать о толерантности, плюрализме мнений, атмосфере взаимопонимания между людьми. На самом деле, конечно, всё далеко не так. Политкорректность существует для того,чтобы сглаживать острые углы и играть на сентиментальных чувствах широких слоёв населения.

Запад, прежде всего, Старая Европа, официально, политкорректен. Это не удивительно - утомительные многовековые войны, распри, раздоры, общественные потрясения, постоянный, в последние столетия, отток пассионариев на другие континенты, хочешь не хочешь - заставил европейца стать более спокойным. Но спокойным, вовсе не означает умиротворённым. Покой в "датском королевстве" только снился. Истощённая в двух мировых войнах Европа сдала свои полномочия локомотива исторического процесса - США и СССР. Европа, при этом, выбрала как-бы меньшее из зол. Учитывая моду на левацкие настроения, которые во многих европейских странах были очень сильны и после войны, она предпочла обезопаситься от коммунизма при помощи США. Многие европейские страны при первой возможности, для этого, от греха подальше, вступили в НАТО (лишь последний апологет "Великой Франции" Де Голль пытался что-то противопоставить США) и стали официально вести антисоветскую пропаганду.

И что в итоге? Европа, по крайней мере её интеллигенция, которая в тридцатые годы приветствовала сталинский СССР, а уже в 60-е трясла цитатниками Мао, и с трепетом следила за новостями о последних партизанских вылазках Че Гевары, эта самая Европа, тем временем, благодаря воле своих предельно буржуазных правителей, усложняла себе жизнь. Весь марксистский пафос европейских левых был практически только лишь интеллектуальным заигрыванием с идеями коммунизма, в то время как в СССР эти идеи до определённой степени реализовывались. Европейские "дети Маркса и кока-колы" были далеки от жизненных реалий. Европа, уже неспособная на что-то действительно серьёзное, просто пыталась как-то соответствовать духу времени.

Европа хотела интернационализма, что в итоге вылилось в создание такого пафосного объединения как ЕС. Но, это лишь внешние процессы. Гораздо показательнее выглядит смешение в области культуры - так называемый постмодернизм, как эклектичная по своей сути культурная парадигма. Она возобладала в Европе, потому что идея национального государства как особенной формы общественного развития, и, соответственно, носителя своей особенной культуры, находилась долгое время в опале, (за исключением, да и то - до определённого момента, Испании и Португалии) потому что была сильно дискредитирована. Фашистские режимы первой половины двадцатого века не на шутку взбудоражили сознание буржуа. Национализм не то, что стал не моден, он стал вызывать подозрения, он стал ассоциироваться с фашизмом. Плюс ко всему, практически окончившийся, примерно к шестидесятым годам прошлого столетия, процесс деколонизации бывших владений породил в западноевропейском обществе ощущение некоей абстрактной коллективной ответственности "за тех кого приручили". Правительства европейских стран словно учитывали гуманистический порыв интеллигенции, а на самом деле в сугубо меркантильных целях, чтобы насытить рынок дешёвой рабочей силой, распахнули двери для выходцев из стран третьего мира. Их, вчерашних рабов, решили опять хорошенько поэксплуатировать, но уже под новой вывеской. Раньше их от души лупили кнутом, а теперь пришло время дать им "пряника". Прямо как в вышеупомянутом романе Станислава Лема. Там за людей будущего всю черновую работу совершали роботы, за европейцев трудились и трудятся гастарбайтеры. Только рабство не бывает вечным. И нынешние "гости" из бедных стран не собираются мириться с положением людей второго сорта. Они нацелились сделать Европу домом для себя, а не для европейцев. Квартиросъёмщик потихоньку выживает владельца помещения.

На данный момент в Европе уже несколько миллионов иммигрантов. Большая их часть - это мусульмане. Далеко не все из них хотят ассимилироваться с аборигенами. У них свой язык, культура, религия. Они щепетильно относятся к своим гражданским правам, которые предоставили им толерантные европейцы, а на обязанности - плевать хотели. Постепенно они отвоёвывают себе жизненное пространство. Но местные аборигены - европейцы, больше обеспокоены другими вопросами. Так называемыми правами человека, свободой слова, правами сексуальных меньшинств, гендерными вопросами, проблемой легализации легких наркотиков и прочими наполовину высосанными из пальца терзаниями. Самое интересное, что европеец любит биться за демократию и толерантность не только у себя дома.

Европейцы ревностно относятся, например, к нарушению "прав человека" в России. Всё это может быть хорошо, но почему то, освещение этих вопросов, на официальном уровне, проходит в донельзя тенденциозном, конъюнктурном ключе, с неизменным подтекстом, что Россия - варварская страна. Сложно однозначно сказать, чего здесь больше - типичного генетического недоверия европейцев к восточному соседу или же это сознательно тиражируемая идеологическая установка, ещё со времён холодной войны, навязанная европейцам со стороны США. Наверное, и то и другое. Справедливости ради, стоит сказать, что на месте России может быть Иран, Ливия, Боливия - кто угодно, кто не вписывается в проект глобального переустройства мира и может быть обвинён в нарушении "прав человека" и других "смертных грехах" против "демократии и свободы".

При этом, "цивилизованная" Европа, любящая почитать мораль другим, не излечивает своих собственных болячек, даже, наоборот, даёт им разрастаться. Та же, уже упомянутая демографическая проблема. По улицам Европы щеголяют многотысячные гей-парады, в европейских университетах активно обсуждается гендерная проблематика и феминистические теории. Тем временем на задворках европейских городов и пригородов, уже обжились люди иного склада и иных кровей, для которых все эти европейские псевдоинтеллектуальные увлечения абсолютно чужды. У этих людей гораздо более простые взгляды на жизнь и куда более чёткие цели. Поэтому, в частности, их рождаемость намного превосходит европейскую, они угрожают не просто смешаться, а и вовсе - поглотить аборигенов. Европа вымирает. Она куражится, кичится своей богатой культурой, историей, что, конечно, правда. Только не станет ли Европа одним большим музеем, по которому скоро будут прогуливаться арабы, негры, турки, китайцы и с любопытством наблюдать за старинными экспонатами, принадлежащей отошедшей в прошлое эпохе. Или дойдёт до того, что они разрушат эти экспонаты. Последнее вполне вероятно, так как исламизация Европы не предвещает ничего хорошего. До сих пор, за исключением Ирана, ни одна мусульманская страна не создала по-настоящему мощной индустриальной экономики. Ислам по своей сути является фундаментом для построения общества традиционного типа. Общество с довольно суровым менталитетом. И,если бы он, при мудром руководстве правителей исламского мира, оставался в своих территориальных пределах, то тогда бы сосуществование арабской цивилизации с остальными не вызывало бы опасений. Но, увы, экспансивный характер ислама не предвещает ничего хорошего - он сулит Европе новое средневековье. Новое средневековье может укорениться как раз в тех же исторических границах, что и несколько столетий назад. Только в этом средневековье Библию заменят Кораном.

Европа, таким образом, становится жертвой глобализации. Ирония ситуации состоит в том, что европейцы хотели построить себе уютный общий дом, но в итоге роют братскую могилу. Все эти высокопарные принципы толерантности и неукоснительного соблюдения прав человека, являются, на самом деле, до предела ханжескими по своей сути. Они далеко не всегда соглашаются с реальной жизнью. Внутри ЕС существует определённая иерархия, одни государства куда более влиятельны, чем другие - и поэтому разнятся друг с другом в правах и доходах. Внутри любой страны Западной Европы также присутствует деление на тех, кому жизнь улыбается с рождения и на тех, чьи шансы выбиться в люди малопредпочтительны. Но, как говорится - бог шельму метит. Послевоенная Европа попыталась усидеть между двух стульев. С одной стороны, она, верная своему буржуазному прошлому, была духовно близка США - за что и поплатилась не только военной зависимостью от штатов, но и зависимостью культурной. Массовая культура американизированного формата захлестнула Европу точно так же как это уже давно, начиная с конца первой половины двадцатого века происходит повсеместно- почти во всём мире.

С другой стороны, Европа всё-таки шагнула и в сторону социализма. Во многих европейских странах социальная опека государства приводит к тому, что большое количество людей попросту живёт на пособие по безработице, ничего не делает и ни к чему не стремится. Воля постепенно атрофируется. Толерантность находит своим синонимом уже не терпимость, а скорее безразличие.

Всё это, конечно, на первый взгляд, сугубо европейские проблемы. Но, только они имеют свойство, словно заразная болезнь, распространяться по свету. Заражённые зёрна уже давно проникли на русскую почву. У России под боком Китай и Средняя Азия. У Украины тот же Крым - дай только чуть больше воли и превратится в придаток Турции. Устрашают не сами угрозы территориальной целостности и культурной состоятельности. Опасения внушает преступное спокойствие и абсолютно необязательное отношение к своему будущему, которое сейчас, к сожалению, нередко можно встретить в славянских странах бывшего СССР. Таких толерантных товарищей можно брать "тёпленькими".

Неизбежный идеологический вакуум, который появился на постсоветском пространстве после крушения СССР заполнился суррогатом - сгустком красивых представлений о якобы лучшей жизни, стандартным набором мифов, в которые сама Европа не особенно-то и верит. Постсоветская, "эсэнгэшная" либеральная публика с восторгом неофитов приветствовала "демократические" веяния. Извечный комплекс Запада, которым страдают люди подобного склада - это фактически комплекс неполноценности, а с точки зрения гражданской позиции - просто отступничество и ренегатство. Но, беда даже не в этом. Ханжество или же даже элементарное невежество этих людей плохо тем, что они, как по цепочке, распространяют свои сомнительные представления о жизни широким слоям населения. Делается это всё, как не трудно догадаться, при помощи средств массовой информации.

Обработка массового сознания полным ходом велась в девяностые, не прекратилась она и в двухтысячные, немногим сместив акценты. Добавив интонацию искажённого патриотизма, чтобы ещё легче облапошить наивного обывателя по ту сторону "зомбоящика". Это случилось и в РФ, пока что в достаточно скромном виде, и на Украине, где псевдопатриотизм и вовсе скатился до пропаганды гротескных фашистских идей. Но, даже экстремизм сепаратистов на Украине имеет противоестественный, искусственный характер. Вся его ущербная суть режет глаза. Любое подлинное народное движение должно иметь под собой серьёзную базу - как материальную, так, что даже важнее - культурно-историческую. Ничего этого нет, не было и никогда не будет в странах победивших "цветных" революций. Все эти перевороты были слеплены наспех заморскими и местными умельцами. Люди заполняли площади и улицы - кричали что-то в ответ завываниям новоиспечённых вождей, а потом расходились восвояси. Когда очередное шоу заканчивалось, они возвращались к своим повседневным делам. Общество, построенное на принципах неолиберализма, общество безудержного господства капитала и развлечений и не предполагает иного развития событий. Всё произошло в порядке вещей, всё было полностью в контексте. Entertainment is over и баста!

В итоге, поколение "беатризованных"на голову постепенно появляется и у нас, мало того, оно всё разрастается и разрастается, увеличиваясь в численности. Люди становятся толерантными - то есть апатичными по отношению ко всему, что выходит за область их личных интересов. Отупение масс, деградация моральных и нравственных критериев оценки действительности может привести к чему угодно. После 70 лет коммунистического правления в странах СССР (по крайней мере европейской его части), благодаря усиленно вбиваемому в голову населения материализму, создались неплохие стартовые условия для полного разложения новообразованных государств, условия для потери ими своей собственной идентичности. То, чего веками не могли сделать внешние враги, действовавшие напрямую, нынешний глобализм может сотворить исподволь, с методичным коварством. Европа уже постепенно демонстрирует то, до чего она докатилась. Мелодия толерантности рано или поздно прозвучит похоронным маршем над европейскими городами и весями. Её эхо, пока что легкокасательно, задевает наши края, но, если не предпринять меры и не вспомнить о том, кто мы есть - не вспомнить самих себя, то наша музыка зазвучит в той же тональности, что и европейская - погребальный звон над погостом будет гарантирован...

 

Национальный манифест, 3.10.09