Реклама:
Номер 265-266
подписан в печать 15.12.2010
Катынь

Журнал «Золотой Лев» № 265-266 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.Н. Швед

действительный госсоветник 3-го класса

 

Катынь: в ожидании финала[1]

 

 

Наиболее драматическая для России часть ситуации

с Катынским делом ещё впереди

 

Последние полгода русско-польские отношения на официальном уровне преподносились, как весьма благожелательные и конструктивные. На днях президент РФ Д. Медведев, говоря об этих отношениях, заявил, что: «сегодня, мы можем закрыть целый ряд очень печальных страниц. Причем, сделать это осознанно и красиво». Вряд ли в России найдется человек, который бы не приветствовалподобное заявление, так как оно свидетельствует о том, что многолетнее противостояние будет, наконец, преодолено. Но, к сожалению, польско-русские отношения далеко не так безоблачны, особенно по катынской проблеме.

 

Решение будет принято в Страсбурге

 

14 октября 2010 г. польская газета «Rzeczpospolita» обнародовала некоторые аспекты письма, или как его именуют польские СМИ, «меморандума», который правительство Польши месяц назад направило в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В польском меморандуме говорится о нарушениях Россией Европейской конвенции по правам человека в отношении семей польских офицеров, расстрелянных в Катыни.

Не будем напоминать многолетнюю историю противостояния русской юстиции и родственников погибших польских офицеров. Достаточно сказать, что в ноябре 2009 г. Европейский суд принял к рассмотрению иски к России тринадцати родственников катынских жертв. Рассмотрению этих исков был придан приоритетный статус. 19 марта 2010 г. Россия направила в Страсбург ответы на обвинения, содержавшиеся в исках польских граждан. Правительство Польши, принявшее решение выступить в Европейском суде на стороне своих граждан в качестве третьего лица, ознакомившись с этими ответами, подготовило и направило в сентябре 2010 г. в Страсбург вышеупомянутый меморандум на 33-х страницах. В нем расследование Катынского дела (№ 159) РФ был подвергнуто серьезной критике.

Польская сторона, прежде всего, считает, что Россия не дала точной и полной юридической квалификации катынского преступления и отказывается признать катынский расстрел геноцидом.

Крайнее неудовольствие поляков вызвало то, что в русском ответе в Европейский суд для определения расстрела польских военнопленных было использовано определение «катынские события», а не «преступление».

Далее в меморандуме отмечается, что Россия не провела эффективного следствия по расследованию всех обстоятельств катынского преступления. Серьезным упущением поляки считают тот факт, что в период судебного разбирательства родственники погибших польских офицеров не были признаны русскими правоохранительными органами потерпевшими. Несмотря на неоднократные обращения родственников погибших офицеров в соответствующие русские инстанции, польские граждане, расстрелянные в Катыни, не были реабилитированы.

Польская сторона обвинила Россию в том, что она искусственно затруднила доступ родственникам погибших к материалам следствия по Катынскому делу. Поляки сочли необоснованным засекречивание, а точнее сокрытие, большинства материалов Катынского дела, а также постановления об его прекращении. Они также считают недопустимым тот факт, что Россия отказывается процессуально установить и обнародовать персональный состав виновных в катынском преступлении.

Недоумение польской стороны вызвал тот факт, что Главная военная прокуратура РФ (ГВП) и суды РФ, в которые первоначально обратились польские граждане, давая отрицательные ответы, ссылались на то, что судьба польских узников Козельского, Осташковского и Старобельского лагерей НКВД окончательно не установлена. Также утверждалось, что не выяснено, какие обвинения были предъявлены польским военнопленным и даже были ли все они расстреляны.

Это замечание, видимо, обусловлено тем, что ГВП в ответе в Страсбург повторила информацию, которую 11 марта 2005 г. озвучил на пресс-конференции по случаю прекращения следствия по Катынскому делу тогдашний Главный военный прокурор РФ Александр Савенков. Более подробно об этом написано в письме генерал-майора юстиции Валерия Кондратова от 24.03.2005 г. о результатах расследования уголовного дела № 159, адресованного председателю правления общества "Мемориал" Арсению Рогинскому

В письме Кондратова указано, что в 1940 г. внесудебный орган – «тройка»: «рассмотрела уголовные дела в отношении 14542 польских граждан (на территории РСФСР - 10710 человек, на территории УССР - 3832 человека), признала их виновными в совершении государственных преступлений и приняла решение об их расстреле. Следствием достоверно установлена гибель в результате исполнения решений "тройки" 1803 польских военнопленных, установлена личность 22 из них».

Вот так!

В то время как на самом высшем уровне, как в России, так и в Польше речь идет о гибели в 1940 г. 21857 пленных и арестованных польских граждан, следствие достоверно установило гибель лишь 1803 польских военнопленных.

Заметим, что польская сторона к настоящему моменту «де-факто» увековечила имена 14552 польских военнопленных, содержавшихся в 1940 г. Козельском, Осташковском и Старобельском лагерях НКВД, на стелах мемориальных комплексов в Катыни, Медном и Пятихатках, как жертв, расстрелянных НКВД. Вполне естественно, что поляки моментально ухватились за явное несоответствие между публичными заявлениями русских политиков и результатами следствия по делу № 159.

В меморандуме польская сторона напомнила о том, что в январе 2002 г. во время визита в Польшу тогдашний президент РФ Владимир Путин осудил катынское преступление и заявил о том, что: «в российском законодательстве изыскивается правовая возможность для компенсаций польским жертвам сталинских репрессий». Однако, как отмечается в меморандуме, в этом направлении Россия ничего не сделала.

Информацию по данному вопросу дополнил пресс-секретарь МИД Польши Марцин Босацки. Он заявил, что Польша считает «обязательной реабилитацию всех жертв преступления, рассекречивание всех документов следствия по данному вопросу и обращает внимание на вопрос о компенсации семьям убитых». Это крайне важное заявление чиновника МИДа, которое не могло быть сделано без согласования «наверху». Польское руководство вновь подтвердило намерение поддержать требования родственников катынских жертв о материальных компенсациях.

Напомним, что впервые такое требование прозвучало из уст министра иностранных дел тогда еще Польской Народной Республики Кшиштофа Скубишевского во время визита последнего в Москву в октябре 1989 г. Второй раз об этом обмолвился в июне 2008 г. премьер-министр Польши Дональд Туск. После встречи в Варшаве с членами Группы по сложным вопросам польско-русских отношений он заявил, что работа Группы позволяет надеяться на то, что «в течение нескольких месяцев мы будем иметь возможность представить первые сообщения о конкретных решениях по наиболее трудным историческим вопросам, таким, как Катынь - и с юридической, и с финансовой точек зрения».

Известно, что вопрос о компенсациях на Западе встаёт тогда, когда юридически доказана виновность ответчика. Примером является ситуация с русйской бобслеисткой Ириной Скворцовой, пострадавшей в результате действий немецкого судьи. 11 октября 2010 г. участковый суд баварского города Лауфен признал виновным Петера Хелля, обвиняемого по делу русской бобслеистки, и приговорил его к штрафу в 3600 евро. Адвокаты Скворцовой весьма довольны решением суда. Теперь Ирина имеет право предъявить иск Хеллю по «полной программе», на миллионы евро.

Так что ни о каком «красивом» закрытии этой печальной страницы в польско-русских отношениях речь идти не может. Дело теперь за Европейским судом. Судьи в Страсбурге могут на основании полученных из Польши и России документов либо начать разбирательство, либо вынести решение без него.

Причем Европейский суд может принять решение, исходя не только из недочетов, изложенных в польском меморандуме и исках польских граждан, но и по чисто формальным основаниям. Дело в том, что факт негуманного отношения русских властей к родственникам катынских жертв, вытекающий из того, что их держали в неведении о судьбе близких, налицо и не требует особого разбирательства. Недопущение такого отношения – одно из важнейших положений, которое защищает Европейский суд по правам человека. Поэтому суду в Страсбурге для вынесения вердикта вполне достаточно факта нарушения прав родственников.

В случае удовлетворения Европейским судом исков тринадцати польских родственников катынских жертв, остальные двадцать тысяч потомков катынских жертв получат право потребовать от России, как правопреемницы СССР, материальной компенсации. Она может составить несколько десятков миллиардов евро. Заметим, что соседи Польши, литовские наследники репрессированных в годы коммунистической власти, только за 4 года насильственного выселения родителей в Сибирь намерены требовать от России компенсации в 500 тысяч евро. В какую сумму оценят свои претензии поляки - сложно сказать. Но никак не меньше.

Напомним также, что Союз поляков-сибиряков, репрессированных в СССР, объединяющий в настоящий момент около шестидесяти тысяч человек, также заявил о намерении подготовить иски против России в Европейский суд. Поэтому в Польше, и не только в ней, многие ждут решения этого суда. Для России в этом случае актуальным становится лишь один вопрос: 80 тысяч поляков будут подавать иски в «розницу» (индивидуально) или «оптом» (под эгидой государства)? Ну, а за ними в очередь выстроится ряд представителей из бывших союзных республик и стран социалистического содружества.

Заявления типа - Россия не СССР и не несёт ответственности за его действия, для стран Евросоюза не аргумент. Россия объявила себя правопреемницей СССР и это достаточное правовое основание для предъявления к ней исков за коммунистическое прошлое.

Разговоры о том, что польская сторона готова удовлетвориться моральной компенсацией, не более чем слова. Польша всегда двигалась к поставленной цели «шаг за шагом» и, когда чаша весов клонилась на её сторону, действовала жестко и решительно. За последние 40 лет она неоднократно предъявляла к СССР и России претензии материально-финансового плана, прежде всего за Катынь.

Высказывания русских политиков о том, что от России можно получить только «дохлого осла уши», также не аргумент для Европейского суда и Евросоюза.

В случае необходимости будут арестованы активы РФ за рубежом, которые пойдут на компенсации полякам. Претензии фирмы «Noga» к России, по сравнению с катынскими компенсациями, могут оказаться просто смешными.

О том, как сплоченно Запад действует против России, свидетельствует «дело Магнитского». Напомним, Сергей Магнитский, юрист крупнейшего зарубежного инвестиционного фонда «Hermitage Capital Management», был арестован в ноябре 2008 г. по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Через год он, в возрасте 37 лет, умер в больнице СИЗО «Матросская тишина», куда был доставлен из Бутырской тюрьмы. Русские правозащитники считают, что Магнитский умер вследствие жестокого обращения в тюрьме и неоказания своевременной медицинской помощи.

В этом деле трудно судить о правых и виноватых. Достаточно сказать, что главе этого фонда Уильяму Браудеру с 2005 г. запрещен въезд в Россию, а с апреля 2008 г. он скрывается от русского правосудия. Однако Запад единым фронтом выступил за введение санкций против 60 представителей МВД, прокуратуры и судов России, причастных к уголовному делу Магнитского. Инициатором этого выступил глава Хельсинкской комиссии Бенджамин Кардин. В апреле 2010 г. он обратился к госсекретарю США Хиллари Клинтон с просьбой навсегда запретить въезд в США вышеуказанным русским.

В Европе на эту «инициативу» откликнулись Великобритания и Польша. Причем, если Варшава поместит этих русских в «черный список», то они не смогут въехать не только в Польшу, но и во все 24 страны Шенгенского соглашения. Помимо этого все они внесены в международный «черный» банковский список, присутствие в котором блокирует попытку открыть банковский счет за границей или осуществить там какие-либо финансовые операции. Нас эта ситуация не очень волнует, она касается русских чиновников, которым «скромные» зарплаты позволяют регулярно ездить за рубеж, открывать там валютные счета и покупать недвижимость.

Главное в другом. В ситуации с «делом Магнитского», как в ситуации с агрессией Грузии против Южной Осетии, Запад выступил единым фронтом против России. Представьте себе, какие были бы последствия для России, если бы Европейская комиссия однозначно обвинила её в агрессии против Грузии?! В Катынском деле ситуация для России намного сложнее. Ответственность довоенного государственного руководства за гибель польских граждан в Катыни «подтверждена» русским следствием. Европейскому суду остается лишь признать русское расследование ущемившим права родственников катынских жертв. Польша, получив такие аргументы, может ставить перед Россией любые требования..

Полагать, что добрые отношения русского руководства с польскими лидерами позволят «разрулить» ситуацию, несерьезно. Польские политики находятся под жесточайшим прессом общественного мнения, выступление против которого – политическое самоубийство.

Напомним, что в декабре 2009 г. оппозиционная партия «Право и справедливость» заявила, что отправит под Государственный трибунал вице-министра Вальдемара Павляка и премьера страны Дональда Туска, если те подпишут невыгодный для Польши газовый контракт с Россией. Неслучайно согласование условий Дополнения к межправительственному соглашению о поставках русского газа в Польшу затянулось почти на год. И, тем не менее, 20 октября 2010 г. польское правительство вновь отказалось ратифицировать предварительно согласованные на всех уровнях условия и контракт.

Заметим, что Катынское дело для польского общества имеет не меньший, если не больший статус, нежели газовый контракт. При оценке ситуации по Катыни именно из этого следует исходить. Правда, возможен третий вариант исхода Катынского дела. О нём сообщил один из юристов польской Академии наук Ирениуш Каминьский, представляющих интересы родственников катынских жертв. Он заявил, что: «Теоретически вместо решения суда до сих пор возможно и мировое соглашение. Но только если русская сторона признает требования родственников убитых офицеров».

Однако в этом случае русская сторона окажется в крайне незавидном положении. По сути, ей придется тогда согласиться со всеми польскими требованиями и признать, что расследование Катынского дела было проведено неудовлетворительно. Катынское преступление и волокита при его расследовании навсегда ляжет темным пятном на польско-русские отношения.

Об отсутствии у русских военных прокуроров весомых аргументов в защиту своей позиции при расследовании Катынского дела свидетельствует то, что Россия не отреагировала на польский меморандум, хотя для этого у неё был срок до 13 октября 2010 г.

О явной ущербности расследования Главной военной прокуратурой РФ Катынского уголовного дела нет смысла говорить. Об этом мною было рассказано в статье «Катынь: точка не поставлена». Ясно одно, Россия в очередной раз становится жертвой недобросовестных чиновников от юстиции.

Напомним еще раз, что, преподнося Катынское преступление, как одно из величайших преступлений ХХ века, поляки предпочитают умалчивать о другом преступлении – массовой гибели пленных красноармейцев, погибших в 1919-1922 гг. в польских лагерях. Именно в октябре-декабре 1920 г. отмечалась самая большая смертность среди пленных красноармейцев. В начале этого года промелькнула информация о том, что по случаю 90-летия польско-русской войны в Польше пройдут совместные русско-польские траурные церемонии в местах массовой гибели русских военнопленных. Но они так и не состоялись. Российское руководство этот вопрос не особенно волнует. Как не волнует и то, что в этих местах нет ни одного достойного мемориала, посвященного трагическим событиям 1920 г.

Во многом, видимо, это обусловлено тем, что сегодня и в России, и в Польше довлеет польское представление о причинах гибели пленных красноармейцев. Якобы они тысячами умирали от болезней, так же, как и поляки. Современная польская историография сумела внушить абсолютному большинству поляков уверенность в том, что к пленным красноармейцам в Польше Пилсудского относились гуманно. Даже такой здравомыслящий и всегда критически относящийся к историческим сенсациям человек, как польский кинорежиссёр Кшиштоф Занусси, заявил, что недопустимо сравнение Катынского преступления и случаев «смертей большевиков, которые умирали, как и все, солдаты и не солдаты, от тифа».

Однако сегодня известен ряд документов, свидетельств и фактов, которые позволяют с большой степенью вероятности утверждать, что акция по созданию в польских лагерях условий, несовместимых для пленных красноармейцев с жизнью, была санкционирована верховным руководством Польши.

Для такого вывода достаточно документов и материалов, даже максимально приглаженного польской стороной, русско-польского сборника «Красноармейцы в польском плену 1919-1922 гг.». Ознакомиться с этим сборником мы советуем и уважаемому пану К. Занусси. Ведь он, помимо всего, является сопредседателем польско-русского форума гражданского диалога, который действует при межгосударственной Группе по сложным вопросам, о которой мы расскажем ниже.

Помимо фактов ужасающих расправ над пленными красноармейцами: порки розгами из колючей проволоки и ивовых прутьев, избиений прикладами, бессудных расстрелов, изнурительных и унизительных физических упражнений и т.п., в сборнике приводятся наблюдения русских представителей о том, что: «когда лагерное командование считало возможным… предоставление более человеческих условий для существования военнопленных, то из Центра шли запрещения».

А чем, как не позицией Центра, объяснить тот факт, что в 1920 г. в Польше были приняты совершенно не реальные нормы питания для русских военнопленных? Эти нормы в польских лагерях повсеместно не соблюдались, хотя в Польше голода не было. В Советской России в это время люди голодали, но польские военнопленные от голода не умирали. В Польше же, в желудках умерших от голода пленных красноармейцев, а таких были не сотни, а тысячи, при вскрытии находили сено, траву, кости и другие несъедобные вещи. Польская охрана, если, как утверждают, и она голодала, подобного в пищу не употребляла.

Вся «показуха» с гуманными инструкциями и нормами утверждалась в Польше Пилсудского в расчете на международное общественное мнение и международные комиссии. В итоге наличие этих инструкций и норм позволило замаскировать нечеловеческие условия содержания, созданные для пленных красноармейцев в польских лагерях. Известно, что по части подобной маскировки начальник польского государства Юзеф Пилсудский был большой мастер. Неудивительно, что его методы маскировки истинных намерений до сих пор вводят в заблуждение некоторых русских политиков и историков.

 

Вызывает удивление полное молчание в СМИ РФ

по поводу драмы, назревающей в Страсбурге

 

Достучаться до Кремля

 

Вспомним, как наперебой русские журналисты спешили сообщить новости о расследовании катастрофы самолета Качиньского под Смоленском. А вот ситуация с Катынским делом вдруг исчезла с русских газетных полос. Информацию о ситуации в Страсбурге приходится по крупицам собирать в польской прессе.

Это не случайно. На фоне постоянно раздававшихся в России громогласных заявлений об ответственности сталинского руководства за гибель почти 22 тысяч поляков, вдруг выясняется, что Главная военная прокуратура РФ сумела подтвердить гибель лишь 1803 польских граждан. Одним словом, полное фиаско публичной «официальной версии» Катынского преступления. Соответственно, это фиаско русских военных прокуроров, не сумевших подвести правовую базу под официальную версию. А может, не пожелавших? Но для России «хрен редьки не слаще».

Её в любом случае ожидает весьма неприятный вердикт Европейского суда. Как уже говорилось, судьи в Страсбурге вряд ли намерены глубоко вникать во все недостатки проведенного следствия по Катынского уголовному делу № 159. Для них нет особой разницы, сколько установлено катынских жертв, то ли 1803, то ли 21847. Русское руководство официально подтвердило ответственность СССР за Катынское преступление. Это главное. Ну, а юридические «изыски» и «увертки» русские прокуроры могут оставить себе. Европейский суд, прежде всего, будет защищать интересы польских истцов. А их позиции практически неуязвимы.

Особо следует подчеркнуть, что первые прогнозы о неизбежности печального финала Катынского дела в Страсбурге появились в 2005 г., после того, как стали известны некоторые результаты русского расследования Катынского уголовного дела № 159.

В марте 2006 г. автор настоящей статьи и координатор международного проекта «Правда о Катыни» Сергей Стрыгин обсуждали в Главной военной прокуратуре РФ возможные последствия для России рассмотрения польских исков Европейским судом.

Однако генерал юстиции В. Кондратов и полковник юстиции С. Шаламаев уверяли, что расследование Катынского дела проведено безупречно, и ГВП не боится этих исков. В этой связи в июне 2007 г. автор был вынужден обратиться с письмом непосредственно к президенту РФ В. Путину.

В письме говорилось о крайне негативном для России исходе Катынского дела, если Европейский суд примет к рассмотрению иски родственников расстрелянных польских офицеров. Также была высказана просьба о необходимости возобновить следствие по уголовному делу №159 и рассекретить архивные документы, позволяющие установить реальные обстоятельства гибели польских офицеров.

Ответ из ГВП пришел за подписью старшего военного прокурора Шаламаева. В нём утверждалось, что расследование Катынского дела было осуществлено в строгом соответствии с законодательством РФ и оснований для возобновления следствия нет. Особо подчеркивалось, что в ходе расследования уголовного дела №159 было проведено «18 экспертиз, в том числе судебно-медицинские, почвоведческие и другие».

В этой связи несколько слов об экспертизах, проведенных ГВП РФ. После обнародования в апреле 2010 г. на сайте Росархива цветных электронных сканов кремлевских катынских документов из «закрытого пакета №1» сторонники официальной версии полагали, что точка в Катынском деле поставлена. Однако появление сканов не решило проблему, так как вопросы по поводу многочисленных неточностей и несуразностей, присутствующих в катынских документах, не только остались, но и приобрели огромную аудиторию. Точку могло бы поставить обнародование акта почерковедческой и криминалистической экспертизы, проведенной по поручению Главной военной прокуратуры в 1992 году, котораяякобыподтвердила «подлинность» катынских документы.

К сожалению, эта экспертиза почему-то тщательно скрывается от русской общественности. Дело доходит до курьезов. 21 сентября 2010 г. Тверской районный суд рассматривал иск внука Сталина Евгения Джугашвили с требованием признать не соответствующими действительности сведения, содержащиеся в катынских документах, размещенных в апреле 2010 г. на сайте Росархива. При рассмотрении дела по существу представитель Росархива,начальник правового управления В. Мосунов заявил, что в Тверской суд были представлены доказательства подлинности кремлевских документов в виде экспертизы ГВП, якобы приложенной к письменному возражению Росархива на иск. Однако судья Сальникова заявила, что в деле такие документы отсутствуют (Ю.И. Мухин "Катынское дело и госорганы-1").

Не вызывает сомнений, что Росархив для Тверского суда запросил из Главной военной прокуратуры акт экспертизы. Видимо, он был представлен. Но таинственное исчезновение этого акта говорит о многом. Прежде всего, это подтверждает уверенность в том, что акт скрывают из-за того, что, видимо, в нём отсутствует квалифицированный разбор ошибок и неточностей, содержащихся в кремлевских документах. Соответственно, вышеизложенное укрепляет уверенность в том, что происхождение катынских документов из «закрытого пакета №1» сомнительно.

Дополнительно напомним, что в 2009 г., по инициативе С. Стрыгина, была проведена официальная экспертиза записки Берии Сталину № 794 Б от «_» марта 1940 г. Было выявлено, что первые три страницы записки напечатаны на одной пишущей машинке, а четвертая страница – на другой. Также было установлено, что шрифт четвертой страницы встречается на ряде заведомо подлинных писем НКВД 1939-40 гг., а шрифты первых трёх страниц не встречаются ни в одном из выявленных к настоящему времени подлинных писем НКВД того периода. Это вновь позволяет обоснованно заявлять о сомнительном происхождении первых трех страниц записки № 794 Б, на которых содержатся сведения, возлагающие ответственность за расстрел польских офицеров на довоенное государственное руководство.

Особо следует отметить многолетние усилия депутата Государственной Думы Виктора Илюхина по выявлению реальных обстоятельств гибели польских офицеров. Он неоднократно обращался к руководству страны, предупреждая о крайне негативном исходе Катынского дела при отстаивании официальной версии.

16 июня 2010 г. В. Илюхин выступил на пленарном заседании Госдумы с официальным заявлением о фальсификации исторических документов коммунистического периода и, прежде всего, документов из «закрытого пакета №1». Заявление в Кремле предпочли не услышать.

12 мая 2009 г. лидер фракции КПРФ в Государственной Думе РФ Геннадий Зюганов при личной встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым высказал просьбу рассекретить архивные документы, содержащие юридически значимые доказательства причастности нацистов к расстрелу в Катыни. Президент на этой встрече продемонстрировал осведомленность об истинных обстоятельствах Катынского дела, однако заявил, что политическое решение по катынской проблеме в прошлом уже было принятои радикальное изменение этого решения в настоящее время не представляется возможным.

К сожалению, позиция руководства России в оценках катынской проблемы невольно заставляет поверить утверждениям журналистки Юлии Латыниной о том, что такая позиция обусловлена информацией о том, что Польша с помощью США может наладить промышленную добычу сланцевого газа и стать крупнейшим в Европе экспортером этого газа. Это серьезная угроза русской газовой гегемонии, что потребовало немедленных мер по улучшению отношений с Польшей, в том числе и за счет Катыни.

В этой связи 19 апреля 2010 г. по инициативе депутата В. Илюхина и фракции КПРФ в Государственной Думе состоялся весьма представительный в научно-историческом и общественно-политическом плане «круглый стол» на тему «Катынская трагедия: правовые и политические аспекты». Достаточно сказать, что в дискуссии приняли участие девять докторов наук. В ходе «круглого стола» были озвучены факты, свидетельствующие о директивно-заказном и субъективном характере расследования Катынского дела, проведенного русскими военными прокурорами в 1990-2004 гг. Были приведены документальные сведения, доказывающие фальсификационный характер нацистско-польской эксгумации, проведенной в 1943 г. в Катыни. Прозвучали обоснованные аргументы, подтверждающие сомнительное происхождение кремлевских документов из «закрытого пакета № 1».

По итогам «круглого стола» было подготовлено обращение к президенту России Медведеву. В нём высказывалась просьба возобновить расследование уголовного дела № 159 в связи с вновь вскрывшимися обстоятельствами. Помимо этого на основе материалов «круглого стола» издан сборник «Тайны Катынской трагедии». Он также был направлен руководству страны. Однако реакции не последовало.

В этой связи Президиум ЦК КПРФ 19 октября 2010 г. обнародовал заявление «С фальсификациями советской истории необходимо покончить!». В нем КПРФ заявила о «намерении продолжать противодействие попыткам искажения исторической истины» и потребовала провести тщательное «расследования обстоятельств фальсификации документов, связанных с расстрелом польских офицеров».

К сожалению, в Кремле это было истолковано, как попытка помешать процессу нормализации отношений между Россией и Польшей. С такой трактовкой заявления Президиума ЦК КПРФ трудно согласиться. Не вызывает сомнений, что коммунисты, как и большинство русских, за добрые отношения с Польшей. России с ней нечего делить.

Но пытаться добиться хороших взаимоотношений путем уступок, путем принятия на Россию чужих грехов - это путь в тупик. В 1986-1991 гг. это наглядно доказала политика Горбачева.

В тот период людей, критикующих губительную политику упреждающих уступок Горбачева, называли врагами разрядки, перестройки, сторонниками продолжения конфронтации и «холодной войны». Всё делалось во имя политической и экономической целесообразности. Россия до сих пор пожинает плоды «горбачевщины». Положительные результаты политической и экономической целесообразности исчезли без следа, а вот отрицательные с каждым годом проявляют себя всё более ярко. Наглядным примером является движение НАТО к границам России.

Напомним, что попытки «подстроить» Россию под Запад всегда дорого ей обходились. Ещё в 1877 г. великий русский писатель и провидец Федор Михайлович Достоевский в своем дневнике так охарактеризовал политику заискивания перед Западом, поиск его дружбы и расположения любой ценой: «Мы прямо ухватились за европейскую цивилизацию и тотчас же уверовали, слепо и преданно, что в ней-то и заключается то «всеобщее», которому предназначено соединить человечество воедино… Таким образом, за достижение цели мы приняли то, что составляло верх эгоизма, верх бесчеловечия, верх экономической бестолковщины и безурядицы, верх клеветы на природу человеческую, верх уничтожения всякой свободы людей, но это нас не смущало нисколько.

…И чего же мы достигли?... Не хотели европейцы нас почесть за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае… Мы виляли пред ними, мы подобострастно исповедовали им наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой, как бы желая поскорее отвязаться, что мы это всё у них «не так поняли».

К сожалению, слова Достоевского актуальны сегодня даже больше, чем в XIX веке. Почему? Потому, что в наше время не только либеральная часть «общественности» (как во времена Достоевского), но и многие «государевы люди» - политики, юристы, историки, призванные отстаивать честь, достоинство и интересы России, на деле работают против неё. Возьмем, к примеру, так называемую комиссию по Катынскому делу. На неё сослался президент Медведев, когда негативно отозвался о заявлении Президиума ЦК КПРФ о фальсификации советской истории. Президент заявил, что «наша коммунистическая партия пытается опровергать выводы соответствующей комиссии по Катынскому делу». Однако деятельность названной президентом комиссии, а точнее совместной русско-польской Группы по трудным вопросам, вытекающим из истории русско-польских отношений, во многом способствовала утверждению нацистско-польской версии, лежащей в основе официальной русской версии.

Представители России в Группе, назначенные защищать русские интересы, с самого начала встали на позиции польской стороны.

Не случайно польский сопредседатель Группы Адам Ротфельд в одном из интервью проговорился, что в результате «работы» русские участники Группы приняли польскую точку зрения!

Такая позиция русских представителей вполне объяснима, если проанализировать основной состав русской части Группы. Из пятнадцати человек пятеро представляют Московский государственный институт международных отношений, ректором которого является русский сопредседатель Группы Анатолий Торкунов, для которого польская тема является «terra incognita». Он известен, как ведущий востоковед, специалист по международным отношениям в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северо-Восточной Азии, но не специалист в области истории русско-польских отношений. Большинство включенных в Группу сотрудников МГИМО также специализируются по проблемам международных отношений в Юго-Восточной Азии.

Члены Группы, русские историки-«катыноведы» Наталья Лебедева и Инесса Яжборовская являются яростными защитниками польской версии катынского преступления. Их «гармонично» дополняет другой член Группы – юрист Александр Третецкий, такой же заангажированный сторонник польской версии, являвшийся в 1990-1992 гг. руководителем следственной бригады ГВП по «катынскому» уголовному делу №159. Все трое безоговорочно выступают за поддержку и обоснование нацистско-польской версии катынского преступления. Не случайно они были удостоены правительственных наград Республики Польши. Для этих троих любое поползновение на официальную версию Катыни - удар по профессиональному престижу и общественному положению.

Единственным авторитетным специалистом по русско-польским отношениям в русской части Группы является профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Геннадий Матвеев. Но он далёк от катынской тематики.

В итоге русская часть Группы работала под двойную диктовку: с одной стороны тон задавала вышеназванная «троица» (Лебедева, Яжборовская, Третецкий), с другой – польские «оппоненты». Это подтвердило и содержание вышедшего в 2010 г. в свет совместного 800-страничного польско-русского сборника документов «Белые пятна — черные пятна: Сложные вопросы в русско-польских отношениях». Он был подготовлен членами Группы и посвящен наиболее спорным вопросам двусторонних русско-польских отношений, в том числе и Катыни. Трактовка большинства вопросов носит явную польскую тональность. Соответственно, этот сборник в будущем может доставить немало неприятных минут нашим политикам и дипломатам.

Это не первый случай, когда русские историки, которым поручают защищать позиции России, наносят ей «удар в спину».

Аналогичная ситуация наблюдается и с трактовкой истории русско-литовских отношений. В 2006 г. увидел свет первый том совместного сборника документов «СССР и Литва в годы Второй мировой войны». Он был подготовлен сотрудниками Института истории Литвы и Института всеобщей истории Российской академии наук. С российской стороны составителем этого сборника являлась Наталья Лебедева, чья пропольская позиция в расследовании «Катынского дела» уже отмечалась.

Г-жа Лебедева сумела отличиться и на поприще русско-литовских отношений. Помимо «квалифицированного подбора» документов для вышеназванного сборника в русских архивах, она подготовила вступительную статью к нему. В ней Лебедева трактует события лета 1940 г. в духе прибалтийских исторических концепций, как «оккупацию» и «аннексию» Советским Союзом Литвы, Латвии и Эстонии. Не случайно министр иностранных дел Литвы Антанас Валионис накануне первой презентации вышеупомянутого сборника в Вильнюсе подчеркнул, что «это— одна из возможностей представить русской аудитории литовскую версию оценки этих событий».

В то же время сборник должен был отражать общую точку зрения на спорные исторические проблемы русско-литовских отношений. Официально Россия отрицает факт оккупации и аннексии Прибалтики Советским Союзом в 1940 г. В этой связи Лебедева имела право изложить личную точку зрения по поводу событий 1940 г. только как частное лицо, а не представитель России. И уж никто не давал ей право представлять официальный сборник через призму своего восприятия спорных аспектов русско-литовской истории. Но, тем не менее, кандидат исторических наук старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Н. Лебедева до сих пор комфортно чувствует себя в стенах находящегося на русском госфинансировании института.

В итоге литовские политики получили серьезный аргумент в споре с Россией. Скандал со статьей Лебедевой рано или поздно забудется, а академический сборник документов останется. Политики Литвы будут ссылаться на него, как до сих пор ссылаются на решения 2-ого Съезда народных депутатов СССР, доказывая правовую обоснованность утверждений о «советской оккупации Литвы».

В ХХI веке национальная безопасность России стала в значительной степени зависеть от интерпретации её истории.

Так, несостоятельная с научно-исторической точки зрения «Белая книга», подготовленная в 2004 г. эстонскими «историками», стала одним из оснований для принятия Европарламентом резолюции о «советской оккупации» прибалтийских республик. Помимо этого, она дала обоснование для требований от России «компенсаций» за эту оккупацию. Без сомнения, отдельные положения вышеупомянутого сборника «Белые пятна — черные пятна: Сложные вопросы в русско-польских отношениях» внесут свою лепту в обоснование претензий Польши к России.

Напрашивается вывод о том, что с помощью русских историков происходит активное переписывание отечественной истории по западным стандартам – со всеми вытекающими последствиями. Ясно и другое, возразить на официальном уровне на многочисленные «исторические» претензии к России практически некому.

Подобное положение грозит тем, что в будущем, в ходе государственных визитов главе России, возможно, придется выслушивать от принимающей стороны антирусские претензии и суждения, подкрепленные ссылками на «официальные» труды русских историков.

Можно ли переломить эту порочную ситуацию? Да! Но для этого следует радикально изменить отношение русского руководства к исторической науке, в особенности к истории межгосударственных отношений. Понятно, что русские руководители не располагают временем, чтобы отслеживать содержание 800-страничных исторических сборников по вопросам отношений с конкретными странами. Но они в силах потребовать, чтобы их референты и Министерство иностранных дел РФ регулярно давали краткую объективную информацию по подобным изданиям, а также по деятельности соответствующих межгосударственных комиссий и позиции русских историков, представляющих в них интересы России.

Подобное изменение позиции руководства России могло бы послужить началу положительных перемен на русском историческом фронте в целом. К сожалению, ситуацию с Катынским делом при соблюдении нынешнего курса изменить вряд ли удастся. «Поезд» в этом направлении уже ушел и остаётся лишь ждать решения Европейского суда. Не хотелось бы, чтобы результаты судебного рассмотрения в Страсбурге послужили бы началом лавинообразного процесса предъявления исторических претензий к России.

 

P.S. Жизнь доказала, что безвыходные ситуации складываются, как правило, у политиков отчаявшихся, безвольных, не способных разорвать порочный круг обстоятельств. Сильные политические руководители способны несколькими точными и своевременными решениями переломить в свою пользу или перевести в «нулевой» вариант даже самую критическую политическую ситуацию.

Таким политическим решением, способным перевести критическую для России ситуацию по Катыни в нейтральное положение, представляется возобновление расследования уголовного дела №159. Такому переводу способствует целый ряд обстоятельств.

Прежде всего, то, что дело № 159 расследовалось при явном давлении «сверху». Это обусловило многочисленные нарушения в ходе следствия и игнорирование многочисленных свидетельств, противоречащих официальной версии. Проведенным расследованием недовольна и польская сторона. Ранее упомянутый польский меморандум, направленный в Страсбург, в какой-то мере подталкивает Россию к вышеназванному шагу. Но главным является то, что за шесть лет, минувшие после прекращения следствия, была выявлена масса новых документальных свидетельств, ставящих под сомнение официальную версию и свидетельствующих о нацистском следе в Катыни.

Поэтому следствие по Катынскому делу может быть с полным обоснованием возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам. Новое следствие желательно провести в тесном контакте с польскими коллегами. Опыт совместного расследования русские и поляки получили в 2010 г. при выявлении причин катастрофы польского президентского лайнера.

В возобновлении следствия по Катынскому делу должны быть заинтересованы все, кто желает выяснить истинные обстоятельства исчезновения на территории СССР в период Второй мировой войны пленных и арестованных польских граждан. Такими, прежде всего, являются родственники погибших польских офицеров. Надо полагать, что подобное решение будет встречено в Польше с пониманием, если русская сторона должным образом его аргументирует. Девизом нового расследования должно стать напутствие Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде!».

 

Позволит ли тактика бесконечного покаяния обеспечить России

преодоление катынского противостояния?

 

В последнее время российские СМИ стали тиражировать заявления о том, что сомнения в официальной версии катынского преступления следует расценивать, как попытки оправдать сталинизм и помешать нормализации российско-польских отношений. При этом России усиленно навязывается лишь один вариант поведения: каяться, каяться и ещё раз каяться. Всё это заставило ещё раз взяться за перо. Особое значение этот вопрос приобретает в связи с намечаемым на начало декабря 2010 г. визитом президента РФ Д. Медведева в Варшаву.

 

Покаемся и нас простят?!

 

Судя по некоторой информации, проскальзывающей в российских и польских СМИ, в Кремле и на Смоленской площади, видимо, считают, что катынскую проблему удастся решить тихо, «по-семейному». 28 октября 2010 г. на пресс-конференции в Варшаве глава российского МИД Сергей Лавров заявил о том, что «Россия крайне заинтересована закрытием вопроса по Катыни».

На следующий день официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко в Москве на брифинге подтвердил, что: «Мы искренне заинтересованы, чтобы эта проблема была снята с повестки дня и не политизировалась». На вопрос о том, что МИД Польши поддержал иск родственников катынских жертв, обратившихся в Европейский суд, А. Нестеренко заявил: «Мы решаем все вопросы во взаимоуважительном ключе».

Тон польского меморандума, направленного в Страсбург, трудно считать уважительным. Тем не менее, на разгромный польский меморандум российский МИД ответил в духе – давайте жить дружно...

Однако такой подход в отношениях с Польшей вряд ли удастся реализовать, если учесть явную некорректность действий российских государственных структур в отношении Катынского дела.

Дело в том, что недавно выяснились неблаговидные «игры» российских чиновников с так называемой секретностью Катынского дела. Об этом рассказал представитель общества «Мемориал» Ян Рачинский в статье «Чтобы закрыть «Катынское дело», его надо открыть», опубликованной 8 ноября 2010 г. в «Новой газете». В статье говорится о том, что заявления о секретности материалов уголовного дела № 159 оказались не более чем уловкой, посредством которой пытались скрыть от общественности огрехи и просчеты следствия.

Известно, российские прокуроры все претензии по поводу необоснованной секретности «Катынского дела» адресовали Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (МВК). Это подтвердило решение Московского окружного военного суда от 14 октября 2008 г. и кассационное определение Верховного суда РФ от 29 января 2009 г.

В этих документах утверждалось, что «отдельным томам т. н. «Катынского» уголовного дела решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 22 декабря 2004 года присвоен гриф «совершенно секретно» в связи с нахождением в них документов со сведениями, составляющими государственную тайну».

Однако при рассмотрении в Мосгорсуде требования «Мемориала» обязать МВК рассекретить постановление Главной военной прокуратуры (ГВП) о прекращении уголовного дела № 159 (Катынское дело) выяснилось, что вышеназванная комиссия отказывается признать свою причастность к засекречиванию этого дела.

В первом письме МВК в Мосгорсуд за подписью ответственного секретаря комиссии В. Дергачева сообщалось, что 22 декабря 2004 года комиссия не принимала решения о засекречивании постановления ГВП. Ситуация просто невероятная, так как под вопросом оказалась обоснованность вышеназванных судебных постановлений Московского окружного военного суда и Верховного суда РФ. Но российская Фемида по данному поводу промолчала.

Вторым письмом в Мосгорсуд от 28.10 2010 г. МВК сообщила, что постановление о прекращении «Катынского дела» было засекречено самой Главной военной прокуратурой РФ (?!). Заметим, что Межведомственную комиссию по защите государственной тайны возглавляет руководитель Администрации президента Сергей Нарышкин. Ведомству такого уровня ошибаться не положено по статусу.

Однако известно, что на обложках тех томов уголовного дела № 159, которые в 2010 г. передали польской стороне стоит штамп МВК – «РАССЕКРЕЧЕНО. Решение МВК № 193-РС от 22.12.2004» (http://www.caw.wp.mil.pl/images/belw_12.jpg).

Более того, в официальном ответе России Европейскому суду от 19 марта 2010 г., подписанным уполномоченным РФ при этом суде г-ном Матюшкиным, утверждается, что «22 декабря 2004 г. решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны 36 томам <…> присвоен гриф «совершенно секретно» в связи с тем, что в них находятся документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну».

А это уже скандал международного уровня, так как возникает вопрос, кому же был направлен правдивый ответ - Мосгорсуду или суду в Страсбурге?

К этому добавим, что 2 сентября 2010 г. министр иностранных дел России С. Лавров, будучи в Варшаве, заявил, что «вопросом Катынского следствия занимается лично президент Дмитрий Медведев». Министр также подчеркнул, что «президент приказал рассекречивать документы». В итоге получается, что скандал косвенно затронул и президента Российской Федерации!

Однако российские власти и СМИ хранят гробовое молчание по поводу вышеизложенной ситуации. Видимо, её будут пытаться нейтрализовать путём признания ответственности Межведомственной комиссии за засекречивание материалов «Катынского дела».

А вину «переведут», как и принято, на исполнителя писем, которые ввели в заблуждение Мосгорсуд. Однако всем ясно, ответы в судебные органы не даются без согласования «наверху». Может быть, скандал удастся замять, но одно несомненно - по престижу России вновь нанесён серьезный удар.

В любом случае Европейский суд и поляки ситуацию с секретностью катынских материалов не оставят без последствий. Ведь в течение шести лет российские политики, Главная военная прокуратура, российские суды всех уровней потчевали поляков заявлениями относительно «обоснованности и законности засекреченности» материалов «Катынского дела». Теперь в Страсбурге речь может пойти не только о нарушении прав родственников катынских жертв, а о преднамеренном сознательном сокрытии материалов следствия. Поверят ли поляки в этой ситуации призыву России «давайте жить дружно»?

Пока этот вопрос остается открытым. Тем не менее, многие российские политики и политологи верят в возможность «полюбовного, бесконфликтного» решения катынской проблемы. Наиболее ярко смену позиции по Катыни продемонстрировал советник заместителя руководителя Администрации Президента РФ по внешней политике, доктор исторических наук Сергей Караганов. Два года назад на пресс-конференции в Познани он упрекал поляков в «катынском синдроме», от которого следует «лечиться». А в июле 2010 г. в статье «Русская Катынь» он уже заявил, что: «Страна, наконец, полностью и безоговорочно признала Катынь, проявила благородство и сочувствие к польскому горю» («Российская газета» от 22 июля).

Аналогично катынскую проблему оценил доктор политических наук Александр Ципко в интервью «Актуальным комментариям», прозвучавшем 28 октября 2010 г. По его мнению, после безоговорочного признания Путиным и Медведевым катынского преступления отношения с Польшей можно строить на новой, добрососедской, партнёрской основе.

Однако напомним, что 13 апреля 1990 г. по указанию президента СССР М. Горбачева было опубликовано официальное заявление ТАСС о «непосредственной ответственности за злодеяния в Катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных», а сами злодеяния квалифицировались в нём, как «одно из тяжких преступлений сталинизма».

В 1992 году, 14 октября, по распоряжению президента России Б. Ельцина были обнародованы и переданы Польше документы, «изобличающие» руководство СССР в совершении катынского преступления. 25 августа следующего года президент России Ельцин со словами «Простите нас…» возложил венок к памятнику жертв Катыни на варшавском мемориальном кладбище «Повонзки». К этому следует добавить, что при Ельцине советский и, прежде всего, сталинский период существования СССР подвергся не просто осуждению, а подлинному шельмованию.

В этот период польская сторона получила возможность практически бесконтрольно проводить эксгумационные раскопки в местах предполагаемых массовых захоронений польских граждан.

В нарушение российских законов артефакты, извлеченные при этих раскопках, отправлялись в Польшу. При этом польская сторона даже не сочла нужным предоставить Главной военной прокуратуре РФ официальные отчеты о результатах проведенных эксгумаций.

Польше также была предоставлена возможность создать на территории России мемориальные комплексы в Катыни и Медном. Польские граждане получили право беспрепятственного доступа на территорию этих мемориалов. Поведение России в 1990-х годах также можно расценивать, как полное и безоговорочное покаяние за Катынь.

А что же в ответ? Казалось бы, отношения между Польшей и Россией после этого можно было бы начать с чистого листа. Однако россияне и после этого на территории Польши продолжали оставаться на положении «врагов». Напомним, что дело дошло на нападения на российское консульство. Но подлинно русофобской явилась ситуация с избиением российских граждан, следовавших в 1994 г. в поезде № 15 «Москва – Брюссель». Они были ограблены польскими рэкетирами на Варшавском вокзале, а потом избиты в полиции под возгласы: «Русские свиньи!». Польское правительство выразило сожаление, но не извинилось. Тогдашний премьер-министр России Виктор Черномырдин в связи с этим отменил свой визит в Польшу.

Аналогично Польша повела себя в отношении признания вины за агрессию против Советской России в апреле 1920 г. Польская сторона также категорически отказалась признать ответственность диктаторского режима Пилсудского за смерть более 80 тысяч красноармейцев, оказавшихся в польских лагерях в 1919-1922 гг.

Даже очередное покаяние российских руководителей в апреле этого года за Катынь не изменило польскую позицию в отношении пленных красноармейцев.

Между тем весной 2010 г. промелькнула информация о том, что по случаю 90-летия польско-советской войны в Польше пройдут совместные российско-польские траурные церемонии в местах массовой гибели советских военнопленных. Но они так и не состоялись. А ведь именно в октябре-декабре 1920 г. отмечалась самая большая смертность среди пленных красноармейцев. Видимо, российское руководство этот вопрос не особенно волнует. Как не волнует и то, что в этих местах нет ни одного достойного российского мемориала, посвященного трагическим событиям 1920 г. и гибели соотечественников, как красных, так и белых.

Всё сказанное должно заставить задуматься российских политиков, как реально положить конец польско-российскому катынскому противостоянию. Надеяться на великодушие польской стороны, особенно после конфуза с секретностью, мало вероятно. Катынская карта слишком серьезна, чтобы польские политики отказались от неё. В итоге точка в катынском противостоянии, которую пытаются поставить путем договоренностей в «верхах», может по-прежнему остаться кровоточащей раной, которая будет продолжать отравлять отношения двух братских славянских народов.

Путь бесконечного покаяния, которой предлагается сегодня России, бесперспективен. Дело не в отрицании покаяния, как метода поведения. Известно, что комплекс покаяния присущ любому нормальному человеку. Он позволяет не только осознать совершенные ошибки, но, главное, не совершать их в будущем. Но это приемлемо лишь в обществе, где покаяние является нормой поведения. А что мы наблюдаем в современном мире? Покаяния сегодня требуют лишь от России и стран-«изгоев». В то же время, так называемые «цивилизованные» страны увешены преступлениями с ног до головы, но у них нет ни малейшего желания покаяться за них.

А ведь только взаимное покаяние, которое издавна практикуется на Руси в день православного праздника Прощеное воскресенье, даёт реальный шанс на нормализацию отношений даже между бывшими врагами. Известно, что в любом споре и противостоянии виноваты в той или иной мере обе стороны. Пока же каждое признание Россией той или иной исторической вины только усугубляет её положение, так как у оппонентов появляется козырь: не будем спорить, ведь вы сами признали вину, ну, а мы… мы безгрешны.

Ну, а как же «безгрешные» относятся к покаянию? Об отношении Польши к покаянию уже говорилось. Она с давних времен славится своим неординарным отношением к историческому прошлому. А как же относятся к покаянию так называемые «цивилизованные» страны? Как правило, они поддерживают Польшу в её претензиях к России и требуют покаяния за Катынь.

Здесь особенно выделяется непримиримой позицией Соединенные Штаты Америки. В начале 1950-х годов там была создана так называемая «комиссия Мэддена», которая пришла к выводу о вине СССР за расстрел поляков в катынском лесу. Президент Буш в своей речи в Вашингтоне 12 июня 2008 г. на открытии «Памятника жертвам коммунизма» в числе преступлений коммунизма назвал Катынь.

В то же время только перечень преступлений США против человечности занял бы не одну страницу. Недавно сайт WikiLeaks нанес серьезный удар по престижу Америки, опубликовав тысячи документов из американского афганского досье. Но эта лишь незначительная доля тех преступлений, которые за последние сто лет совершила американская военщина.

Однако администрацию США это не волнует.

В США уверены, что во имя безопасности Америки допустимы любые действия, в том числе и бесчеловечное обращение с военнопленными, которых пытают и убивают в американских секретных тюрьмах, разбросанных по всему миру.

Поэтому мы поговорим о ситуациях, аналогичных Катыни.

В этой связи немедленно возникает вопрос о том, уморили ли американцы в 1945 г. голодом и холодом миллион сдавшихся в плен немецких солдат? Что можно сказать по этому поводу?

Весной 1945 г. в плен к американцам и англичанам попало примерно 5 миллионов солдат вермахта. Как впоследствии выяснилось, 1,5 миллиона из них бесследно исчезли. Об этом свидетельствует доклад Красного Креста ФРГ, подготовленный в 1950 г. и обращение канцлера ФРГ (в 1949-1963 гг.) Конрада Аденауэра в Госдепартамент США по поводу их судьбы. Ответ канцлер так и не получил, так как военный архив США в октябре 1945 г. уничтожил все анкеты с данными на пленных немцев… Весьма странная поспешность.

Цифру в миллион погибших немцев можно оспаривать. Но, как следует понимать явную подтасовку американцами данных о гибели пленных немцев? Согласно данным военной администрации США, в лагерях умерло около 10.000 пленных немцев. Американский историк Альберт Каудри, претендующий на истину, «вывел» цифру в 56285 умерших в американском плену немецких солдат. Однако, если учитывать, в каких условиях содержались пленные немцы, то и эта цифра на порядок занижена.

Несколько слов о так называемых американских лагерях для военнопленных. Это были огороженные участки полей, на которых не было никаких построек. Пленные спали прямо в грязи и фактически не получали пищи. Об этом свидетельствовали немцы, кому удалось выжить в этом аду.

Однако США упорно продолжают отрицать факт своего военного преступления – массовой гибели пленных немцев в американских лагерях в 1945 г. О расследовании и покаянии речь не шла ни в 1950 г., ни сегодня. Поэтому отношение американцев к побежденным остается традиционным.

В 2004 г. мировую общественность потрясли кадры пыток американскими военнослужащими пленных иракцев в иракской тюрьме Абу-Грейб. Однако существует ещё одно преступление американской военщины, которое США удалось замолчать. В 2002 г. депутатам Европейского парламента был показан документальный фильм британского режиссера Джейми Доран «Резня в Мазаре». В нём рассказывалось о судьбе 8 тысяч афганских талибов, в ноябре 2001 г. сдавшихся в плен американцам. Их отправили в морских грузовых контейнерах в тюрьму Шебергхан на северо-западе Афганистана, контролируемую США.

В каждый из контейнеров, по свидетельству очевидцев, запихивали по 300 заключенных, а когда они кричали, то по контейнерам открывали стрельбу. Оказавшийся у здания тюрьмы таксист утверждает, что видел, как из контейнеров текла кровь. По пути в тюрьму погибли около 4 тысяч талибов - многие от удушья. Тогда американские офицеры приказали отвезти и трупы, и умирающих людей в пустыню, а затем уничтожить контейнеры, чтобы их не засняли спутники.

Тем не менее, операторам фильма удалось снять большие участки песка, покрытые коркой спекшейся крови, человеческие кости, куски одежды. Создатели фильма утверждают, что в общей могиле могли быть захоронены тысячи жертв («The Guardin» 13.06.2002). Евродепутаты были в шоке. Они потребовали независимого расследования этой «американской Катыни». Но прошло 8 лет, и… тишина!

Однако, если бы в Афганистане подобное преступление совершили советские солдаты из ограниченного контингента, то эта тема 8 лет была бы на устах американских конгрессменов. Это естественно, так как Америка давно живет по двойным стандартам.

В этой связи невольно напрашивается ещё одна историческая параллель. В канун Второй мировой войны Сталин создавал буферный пояс безопасности вдоль границ СССР. Сегодня это вменяется ему как смертельный грех. Но те же США сталинскую политику довели до абсолюта. Они объявили зоной ответственности и безопасности территорию всего земного шара.

Однако Россию принуждают к покаянию за сталинские грехи, а аналогичные действия Америки преподносятся, как защита демократии. Вышеизложенное свидетельствует о том, что в мире, где «музыку заказывают» США, покаяние России нужно только для того, чтобы ей ещё раз указали «место». Но одно дело признать очевидную и доказанную вину. А каяться за не доказанное в суде преступление, да еще несколько раз подряд, это явный нонсенс.

Каков же выход для России из катынского тупика? Прежде всего, по «Катынскому делу» следует принять главное политическое решение. Но для этого российскому руководству следует проявить политическую волю.

Известно, решительность и воля политических руководителей не раз спасали Россию в критических ситуациях.

Политическим решением, способным перевести критическую для России ситуацию по Катыни в нейтральное положение, представляется возобновление расследования уголовного дела № 159 по вновь открывшимся обстоятельствам.

Далее необходимо рассекретить все архивные материалы, имеющие какое-либо отношение к катынскому преступлению. В рамках возобновленного следствия следует тщательно и беспристрастно исследовать все свидетельства и факты, проработать все версии, имеющие отношение к истинным обстоятельствам гибели польских граждан на территории СССР в период Второй мировой войны.

По завершению следствия, представляется целесообразным рассмотреть Катынское уголовное дело № 159 в открытом суде, возможно международном, столь беспристрастно и всесторонне, чтобы ни у кого, ни в Польше, ни в России, в будущем не появилось ни малейшей возможности на нём спекулировать.

Девизом нового расследования должно стать напутствие Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде!».

 

P. S. Уважаемые катыноведы! Прошу критику позиции независимых исследователей катынского преступления начинать с разбора предложенного выше варианта завершения «Катынского дела».

 

Столетие: 25.10.2010, 29.10.2010, 10.11.2010



[1] Автор направил текст настоящей статьи в ряд ведущих российских газет, но не удостоился даже ответа.