Реклама:
Номер 269-270
подписан в печать 15.01.2011
Александр Черницкий

Журнал «Золотой Лев» № 269-270- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А.М. Черницкий

 

Малоросские сюжеты в новогодней Москве

 

 

В минувшем декабре автор этих строк получил приглашения:

– в московский театр;

– на фильм московского режиссера;

– прочитать изданную в Москве книгу.

И тут возникли странности. Во-первых, я не помню, когда последний раз бывал в театре или кинозале, последнюю книгу без монитора прочел лет пять назад, а приглашения все же принял. Во-вторых, все три произведения оказались достойны того, чтобы хоть немного о них написать. В-третьих, и спектакль, и кинолента, и сборник рассказов оказались так или иначе связаны с Украиной.

Прежде чем предложить три небольшие рецензии вашему вниманию, отмечу, что на протяжении 2010 года многократно обращался к теме бывшей УССР. Началось все, пожалуй, с тамошних президентских выборов в январе 2010 года – на них я отозвался заметкой «Ничтожное событие в притворной стране». Сей же миг ко мне в блог заглянул с комментариями один из русинских лидеров, и вскоре я опубликовал нашу с ним беседу под заголовком «Кому на Украине не нужен президент Украины». Дальнейшее развитие украинская тема получила в статье «Насосались, ироды? Теперь Родине послужите!», в исследованиях «Психоанализ белорусской оппозиции» и «Блеск и нищета полевых командиров либерализма» и в других текстах.

Надеюсь, теперь вы лучше понимаете меня, читатель. Прихожу впервые за много лет в театр, высиживаю два часа в кинозале, глотаю страницу за страницей книжку – и повсюду встречаю украинские следы. Иными словами, ноты Малороссии звучат в большой русской партитуре по-прежнему щедро, как сто или двести лет назад. Значит, все больше умов осознают нежизнеспособность и никчемность украинской «незалежности» от остальной России.

 

Украинский драматург осчастливил русский театр

 

Только что вырвался из московского театра Et Сetera, он же театр Калягина! Будь ты неладен... Сначала несчастный зал 20 минут ждал, когда эта мура начнется, потом еще 1 час и 40 минут ждал, пока она закончится. Самое ужасное, что спектакль «Подавлять и возбуждать» – отнюдь не эксклюзивная мура.

В XXI веке мурой стал театральный жанр в целом. Правда, догадался я об этом еще в веке XX – несмотря на все мамины ухищрения привить мне любовь к прекрасному. Во всем «прекрасном» – театре, опере, мюзикле, поэзии, высокой прозе, живописи – я не видел ничего, кроме тупой скуки. Если брать именно театр, то первый опыт отвращения к нему я приобрел в родном Баку на каких-то детских спектаклях. Позднее задыхался от льющейся со сцены пошлятины в Смоленском областном драматическом. Едва высидел какую-то оперу в киевском киноконцертном зале «Украина».

Удрав в 15 лет из Смоленска в Москву, я понял, что ничего не изменилось: ни лучшие артисты, ни известные всей стране площадки не вызывали во мне ничего, кроме скуки. В Большом театре я уснул на плече своей первой любви Ирки: поначалу со стыда она даже пыталась меня разбудить. В цирке на Цветном бульваре со скуки отправился побродить по закулисью, и меня едва не сбила выбегавшая на арену корова, над чем потом весело ржала вторая моя любовь Ленка. Как вы понимаете, цирк я с трудом отличаю от театра, театр - от балета, а балет – от оперы, т.к. скука всюду одна.

Ну не «заходит» в меня традиционная культура, рожденная в минувших веках, – хоть тресни! Теперь понимаете, отчего на протяжении спектакля «Подавлять и возбуждать» я вконец изъерзался, нахлестывая время? Кстати, к общей моей «антитеатральности» приплюсуйте возмущение той ахинеей, которой артисты бесцеремонно забрасывали зал.

Оно и неудивительно: пьесу «Подавлять и возбуждать» украинский автор Макс Курочкин наваял по заказу самого Калягина и при активном его участии. Получилась постмодернистская графомания – мерзкое искусство ради искусства, подозрительно напоминающее невыносимое творчество Марселя Пруста. Ей-богу, хочется заткнуть нос: Александр Калягин и его партнеры Наталья Благих, Вячеслав Захаров, Сергей Тонгур играли, по большому счету, самих себя.

Никогда не тратьте, читатель, времени на выслушивание трех категорий лиц: артистов, художников и музыкантов. Никто из них за всю человеческую историю не произнес еще ничего умного. Как бы ни было обворожительно их творчество, сами они – круглые болваны. Даром что настроение у героев «Подавлять и возбуждать» скакало туда-сюда, словно у маленьких детей.

Собственно, интеллектуально настоящие артисты и есть ребятня – они в принципе никогда не вырастают из детских штанишек. Ведь дети по своей природе – гениальные подражатели, попугаи, обезьяны. Но инфантилизм, как вы догадываетесь, есть глупость взрослого человека. Вот почему, кстати, хорошие артисты редко преуспевают в режиссуре.

Именно поразительная глупость калягинского спектакля меня сначала подавила, а потом возбудила настолько, что пришлось накатать эти строки.

Алямс!

 

Украинская дива осчастливила русский фильм

 

Всякий, кто бывал в Москве близ станции метро Маяковская, мог наблюдать ажиотаж: десятки людей что-то горячо обсуждают, в руках мелькают билеты, происходят какие-то переклички. Рядом – знаменитые театры Сатиры и Моссовета. О липовой сути ажиотажа мне поведал знакомый режиссер-постановщик.

На самом деле билеты на спектакли раскупаются из рук вон плохо. Поэтому директора театров вешают на кассах объявления «Билетов нет», а кассиров и билетеров отправляют торговать билетами на улицу. Таким образом создается искусственный дефицит, и часть билетов кое-как удается сбагрить; на остальные места каждый театр приводит «своих» школьников, студентов, курсантов, милиционеров – бесплатно.

Оно и понятно: в XXI веке театр стал искусством одряхлевшим, дегенеративным (от латинского degenerare – вырождаться). Но почему же оно все еще влачит свое убожество посреди информационного шторма? Агония длится благодаря детям гужевой («домоторной») эпохи:

– тем, кто родился до всемирного торжества кинематографа и автомобиля;

– тем, кого «домоторные» люди воспитали и выучили.

Уход этих поколений словно отключит от театра аппараты искусственного жизнеобеспечения. Ну, а как же поживает в подобной логике кино – еще один явно подтухший жанр? Экранная картинка живет доли секунды – nihil. Эта эфемерность не может не раздражать думающих людей, хотя удачно стерилизует лишнее время массовки. Поэтому высосанные из пальца, внеисторические ленты вроде «Властелина колец» или «Аватара» обречены. Точно так в будущем не найдется места всему вненаучному знанию – астрологии, уфологии, ворожбе, гаданию и т.п. Ведь кадры галиматьи с хоббитами и прочими вымышленными гуманоидами оживают лишь на экране (к вящей радости юных онанистов и тайных гомосексуалов, что нередко, впрочем, одно и то же).

На наш взгляд, перспективу имеют лишь фильмы с прочными корнями в реальности, и на днях в Культурном центре Высшей школы экономики на Воронцовом поле крутили такое кино: «Гоп-стоп» Павла Бардина. После показа режиссер выбрался из-за кулис на сцену в компании телеведущего Александра Архангельского, который с присущей ему ненавязчивостью и провел встречу с благодарными зрителями.

Они много говорили о плохой акустике зала (тут более прочих возмущалась Алла Гербер), о предтечах бардинских персонажей в русских сказках, о насыщенности ленты киноцитатами, и все это правда. Но мне прежде всего в глаза бросалось сходство с тарантиновским гротеском «От заката до рассвета». «Гоп-стоп» – это гротеск в квадрате.

Сюжет таков. Районом заправляют паханы в чиновничьих креслах, ментура полностью слита с местной братвой, районный «смотрящий» на пару с начальником РОВД инструктируют своих боевиков, а затем проводят совместные операции против граждан вообще и отморозков-гопников в частности.

Между тем к гопникам прибивается неземной красоты и щедрой души украинская девушка, сбежавшая из притона, где ее заставляли оказывать интимные услуги. Беззащитность этой дивы берет за сердце, а ее украинская речь в центре Москвы придает фильму особый колорит.

Что же касается аллюзии на культовый продукт американского Квентина, то ее усиливают убойные гитарные риффы. Благодаря им оба фильма интересно не только смотреть, но и слушать. Вот только поглазеть на «Гоп-стоп» в кинотеатре – с хорошим звуком! – пока непросто. Бардин посетовал на тяжкую судьбу своего детища: дескать, в администрации президента России намекнули, что появление фильма в широком прокате нежелательно.

А почему, собственно? Конечно, в «Гоп-стоп» вся Россия предстает сплошной станицей Кущевской – в натуре. Но после недавних шумных разоблачений краснодарско-ростовских, гусь-хрусталевских и прочих беспредельщиков мнение администрации президента может перемениться. Запросто! Тем паче, что перед финалом, когда гопники уже прощаются с жизнью перед лицом неминуемого поражения от всесильной мафии, помощь приходит буквально с небес.

По веревочной лестнице с вертолета на поле брани спускается герой, очень похожий на нынешнего председателя правительства Российской Федерации. Словно по мановению волшебной палочки смертельное противостояние перерастает в танец мира и любви, который исполняют менты, братва, гопники и украинская красавица.

Вот почему «Гоп-стоп» выглядит нынче нужным и своевременным фильмом (убедитесь в этом сами).

От подгадал Павел-то...

 

Украинский «Синдром» осчастливил русский «Амаркорд»

 

Еще недавно имя украинского драматурга Анатолия Крыма не говорило широкому российскому читателю ровным счетом ничего. Но на днях добрые люди подарили его книжку «Синдром Моргалова», свеженапечатанную московским издательством «Амаркорд».

И пошел я, не заглянув в содержание, скептическим взором по страницам. Даже не сразу заметил, что держу не роман и не повесть, а сборник из пяти рассказов. Рассказ – формат, мягко говоря, не вполне современный хотя бы потому, что приказали долго жить литературные журналы-«толстяки», десятилетиями выводившие рассказы в народ. Но в данном случае вся пятерка оказалась прозой на редкость читабельной, т.е. единственно ценной.

Крымовско-амаркордовские рассказы проглатываются один за другим – скользя, журча и переливаясь. О чем они? О том, как профессиональные циники и плуты из ВЛКСМ и КПСС отобрали родину у трехсот миллионов сограждан. На примере бывшей Украинской ССР Крым показывает, как карьерно-вороватая камарилья заправляет всем постсоветским пространством, для удобства распиленным на пятнадцать кусков. И ведь не поспоришь! Полистайте-ка биографии чиновников разных рангов, особенно царящих подальше от Москвы: сплошь и рядом вы обнаружите старт трудовой деятельности в комсомоле и потрясающее «образование» – Высшую партийную школу.

А вот рядовой люд по сей день не приспособился к новым порядкам – очевидно, в силу их противоестественности. В итоге схватка порядочных людей с мразью и составляет стержень каждого рассказа из сборника «Синдром Моргалова». Автор явно не знает, кто выйдет победителем, но убежден, что бесконечно такое положение длиться не может.

«Цель жизни – сделать все, чтобы оставить внуку цивилизованное государство», – такое высказывание Крыма попалось где-то в Сети. Мне все же представляется, Анатолий, что этим государством будет не Украина. И не потому, конечно, что там коррупция выше российской или казахстанской (тут вспоминается шутка «где хохол прошел, еврею делать нечего»).

Распад 1991 года произошел заведомо вопреки здравому смыслу – в эпоху бурной глобализации и европейской интеграции. Сейчас, спустя двадцать лет, это особенно очевидно. Ни в одной союзной республике, включая Эстонию, Латвию и Литву, благосостояние граждан – как бы помягче выразиться? –­ не возросло. Эксперимент по «незалежности» не удался.

Похоже, «Амаркорд» попал в струю, выпустив «Синдром Моргалова»: на фоне цепкого экономического кризиса русская реинтеграция потихоньку набирает обороты.