Журнал «Золотой Лев» № 277-278 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
К. Кокшенёва
завкафедрой журналистики Института бизнеса и политики,
доктор филологических наук
Нужна
культура и воля государства
Пространство человека и пространство
культуры начиная с 1991 года из кризиса не выходило.
Два Госсовета было посвящено культурной политике, последний
из которых был связан с достойной и нужной темой сохранения культурного
наследия — исторических памятников и ценностей. Но для кого мы будем сохранять
эти ценности? Чтобы что-то сохранить, нужно понимать ценность того, что ты
сохраняешь! А чтобы понимать значение сохраненной ценности, нужно действительно
обладать высоким культурным статусом. Вот тут-то и начинаются серьезные
проблемы. Причем без решения их никогда не будет никакого подъема экономики, не
будет инноваций и модернизаций страны. Все упирается в те концепции человека,
которые нам давала именно культура, отражая или планируя ту или иную “матрицу
человека”.
Со всей уверенностью можно сказать одно: главные силы
либеральных, передовых деятелей культуры, поддержавших и расстрел Верховного
Совета в 1993 году, и все ельцинские победы в течение двух десятилетий, были
брошены на ликвидацию советского проекта в культуре. И это вполне удалось — всё ликвидировали, и настолько
старательно, что вызвали естественное удивление и протест поколений новых, повзрослевших
в последнее десятилетие. Из элементарного чувства справедливости они готовы уже
стать и соцреалистами. Между тем вся организационная, техническая и
производственная база союзов писателей, художников, кинематографистов, все
театры — все это было наследием советского времени. И только тут в культуре
было “как везде” — усиленная эксплуатация нажитого другими добра. В общем, если
в 90-е годы нужно было кричать “Долой великую литературу!”, “Великое кино —
советская ложь!” и т. д., когда слово “великость” опасно было произносить, то в
нулевые, напротив, все захотели возродить прежние величины — “великую
духовность” и т. д. Увы, результатом стала абсолютная стагнация культуры. Новый
застой.
С другой стороны, культура стремительно превращалась в территорию
лавочников, торжище рыночной продукции. И этим процессом были захвачены
академические театральные сцены, практически все издательства, кинопрокат,
выставочные площадки. Все серьезное, консервативное, глубоко мыслящее, то есть
подчиненное законам некоммерческого воодушевления, — все это было нагло
вытеснено, скомпрометировано, обращено в нищету и маргинальность. Но именно
здесь, среди тех, кто мыслил и страдал и даже просто в упрямом стоянии не
позволял перейти себе границу, отделяющую культуру от антикультуры, — именно
здесь сохранялось и развивалось то, что сейчас должно быть востребовано, если
мы хотим модернизации. Модернизации, невозможной без участия качественной
человеческой личности, способной сознательно ставить перед собой задачи и
творчески решать их. Когда схлынет накипь рынка, то станет ясно, что именно
люди, отстаивающие культурную доминанту, могут предъявить нашим
соотечественникам, желающим оставаться в культурном поле и, естественно, миру,
высокой пробы культурный продукт.
Государственная власть говорит и действует устами и руками
своих чиновников. А чиновники между тем финансировали тех, кто чувствовал не
боль времени, а “вонь времени” — культуру разложения и смерти, животных
инстинктов и бездумного гламура, постмодернистских игр в деконструкцию и
смакование чернухи.
В культуре двадцать лет работал ликвидаторский проект, шла зачистка
следов советизма, но, как оказалось, ценностей и смыслов настоящей русской
культуры. Уничтожить их совсем уж не смогли, но носители их были вытеснены в область
нищеты и общественного презрения. Как горько признавался А. Зиновьев (“Метили в
социализм, а попали в Россию”), так и наши “авангардисты” из чиновников и
творческих деятелей метили в “совка” и советское искусство, а уничтожили
высокое представление о культуре и человеке. Трудно вспомнить иные какие-либо
времена такого культурного отступничества и культурного поражения, как это было
в последнее двадцатилетие.
Безусловно, обновление русской идеологии и русской культуры
было необходимо. Но обновление может быть подлинным (не отрывающимся от корней)
и гибельным. Наш вариант был вторым — вариантом культурного одичания и
варварства. Обществу, которое мы построили,
никакая культура, кроме массовой и ширпотреба, не нужна! Не нужна сложная культура, не нужна
национально-значительная, не нужна существенно-объединительная...
Культурный тупик, в который привел вариант культурного
упрощения, сегодня очевиден многим. И выходы предлагаются разные.
О сложном
человеке
Сейчас раздаются голоса о необходимости “сложной культуры”
и “сложного человека” (см., например, “РФ сегодня”, № 3). Но понимается эта
сложность (во всяком случае, в либеральном лагере) специфически. Идеологами
сложности выступили Даниил Дондурей и Кирилл Серебренников, и теперь их идеи
активно обкатываются в общественном сознании посредством прессы и ТВ.
Как означенные авторы описывают сложность? В сущности,
сложность для них сконцентрирована в особых креативных зонах — авторского кино,
элитарного театра, где постепенно растет и ширится потребитель сложного. Но
сколько нужно десятилетий или столетий, чтобы вырастить таким элитарным способом
хотя бы 25 процентов населения? И вообще, сколько нужно “сложной культуры”,
чтобы работа “на развитие человека” дала серьезные, ощутимые результаты в
других областях нашей жизни?
В этих рассуждениях смущает, во-первых, установка на
избранность (еще недавно, помнится, Д. Дондурей утверждал, что только 3
процента людей способны воспринимать высокое искусство), а во-вторых, отсутствие
каких-либо критериев описания “сложности”. Сложной может быть и “культура
гомосексуалистов”, и психика убийцы, сложным человеком может быть любой
извращенец и даже при этом быть поклонником авторского кино! Ну а чем не
инновационны такие формы художественной активности в современной культуре, как
хеппенинг, инвайронмент, инсталляция, перформанс?! И чем не инновационны были
так безжалостно потерпевшие крах новомодные (слизанные с западнических
интеллектуальных площадок сборки) идеи “коллажного мышления”, “культурного
бессознательного”, а также прочие “симуляционные парадигмы”. А помимо
“децентрации” с этим самым человеком и культурой проделывалась “диссеминация и
шизоанализ”, насаждались “фаллогоцентризм, фаллогократизм”. Все это недавно (а
то и до сих пор) представлялось как культурные инновации.
В размышлениях о сложном человеке, как и во всей
прогрессистской культуре последних десятилетий, мы видим сугубую боязнь — боязнь категории ценности. Без нее вообще смешно
говорить о концепции личности человека. Именно здесь, в области ценностной, сегодня
нужна самая открытая и самая серьезная общественная дискуссия. “Умножение” только
технологичными способами “количества сложных людей в обществе” вовсе не решит автоматически
множество проблем нашей жизни. Увы, элитарная школа, например, никаких проблем
не решила, а про реформы в образовании уже никто, кроме чиновников, не говорит
ничего хорошего.
Культурные системы — системы сложные, и решать проблему
человека, конечно, следует через воспитание. Это признают и идеологи сложности,
правда, воспитывать они собираются только “новых художников” и “новых
посредников”: продюсеров, менеджеров, финансистов, зрителей, потребляющих
сложное “новое искусство”. Путь к этому — “создание центров инновационной
культуры”.
Тут мы можем сказать, что идеологи “сложного человека”
обладают тонким социальным чутьем, понимают необходимость изменения ситуации и
пытаются развернуть ее в “свою сторону” с надеждой на государственное
финансирование. Но как грубо и самонадеянно выглядит их уверенность в
непосредственной причинно-следственной связи между их групповой, элитарной
“сложностью” и будущими успехами всего общества!..
Между тем, чтобы все общество было включено в инновационные
процессы, чтобы человек сознательно ставил перед собой общие задачи и добровольно
включался в их решение, область “культурной сложности” и центры, направленные
на формирование “сложного человека”, должны включать гораздо большие гуманитарные
пространства, а не сводить в очередной раз сложные процессы мышления всего лишь
к интеллектуальной услуге. Ведь синонимами определения “сложный” являются
“глубокий”, “тяжелый”, “трудный”.
Воспитатели
Воспитание сложно-глубокого человека — это воспитание качественной личности, личности с ее основной
“способностью свободного самоопределения к нравственным целям”. Чтобы этот
процесс был запущен, необходима общеобразовательная школа с национальным
педагогическим идеалом. В такой школе обязательный минимум сочетается с
поисками путей реализации индивидуальных склонностей человека. Такой школы нет.
Идеалы не сформулированы. Между тем в русской педагогике давно известно, что воспитание
личности является главнейшим элементом общественного самосохранения. Если
общество (школа) не способно воспитать “истинного гражданина”, а воспитывает
“расчетливого эгоиста” или “беспочвенного идеалиста” — то это и есть
свидетельство несостоятельности общества. Поэтому рассчитывать, что воспитание
культурой более эффективно без воспитания в школе, значит, не быть реалистами.
Так может ли современная культура выправить ситуацию и
воспитать в человеке сильную, цельную личность? Нынешние мейнстримовские
процессы — “чернуха и порнуха” — служат доказательством несостоятельности такой
культуры, которая, безусловно, вызывает распад личности, ее вырождение и разложение.
Так почему же нет никакого понимания культурной деградации последних
десятилетий (с 1991 года), почему нет и оценки — жесткой, реальной, свободной —
именно этого торгово-развлекательного периода нашей культуры (а снова, зоной
ненависти, местом зла, откуда произрастают все современные пороки, вновь
берется советская эпоха и советское наследие)?!
Сегодня по-прежнему нет интеллектуальной свободы там, где
речь идет о ближайшей современности. Современности, в которой есть и такие
творческие люди, которые опасаются участвовать в культурных проектах наших СМИ
(особенно телевизионных), ибо не хотят поддерживать это всеобщее зубоскальство,
не хотят участвовать в повальном осмеивании высокого, в травестировании и
оскоплении серьезного. М. Ремизов назвал это карнавализацией интеллектуального
процесса и призвал к созданию площадок, защищенных от шутов. На мой-то взгляд,
не элитарная норма (3 процента), а массовая норма отсутствия смыслов в
общенациональном пространстве эфира, например, имеет более значимые показатели
для будущего нашего общества (как и для его депрессивного настоящего).
Неудивительно, что именно в культуре не дошло дело до национальных проектов —
нынешний принцип кружковщины (главный тип союзной деятельности в этой среде)
сами же деятели культуры не хотят заменить ничем. И очень жаль, если принципы
презумпции серьезности и новационности будут заперты вновь в некие
“параллельные структуры”, дондуреевские ЦИКи.
Нам необходимо создание общего поля ценностей, которое побуждало бы
людей считать Стратегию-2020, то есть государственную стратегию, своей личной
задачей, своей личной деятельной целью. Пока же все, что работало, удерживало
эту общую систему ценностей (“толстые” литературные журналы консервативного
направления, писатели-почвенники, культурологи, историки, публицисты, имеющие
национальные приоритеты), по-прежнему остается за пределами актуального
культурного пространства и живет трудно, бедно, не имея доступа к
общенациональному эфиру, захваченному шутами и гарсонами. Такая ситуация, еще
раз подчеркну, — свидетельство тяжелейшей, чудовищной, скрытой (вот уже где
заметны технологические инновации) культурной и интеллектуальной цензуры! Если
есть деятели “культуры”, часами долдонящие о мещанских темах и навязывающие
всем свою нетронутость культурой, то почему же при наличии тех, кто хотел бы
создать пространство моральной диктатуры, диктатуры вкуса и мысли, диктатуры
культуры, — почему им в этом отказано?!
Вот почему нам нужны ЦДК — центры
диктатуры культуры, чтобы в них была поддержана и финансировалась
государством программа “Классика” (классика — это культурный фундамент единства
нации), чтобы в них создавались человекосберегающие
культурные технологии (а значит, существовали бы эстетические
и этические фильтры, поддерживающие вкус к личностной подлинности, целостности,
нравственности, воле). Сложное должно быть доступно не элитарной группе, а как
можно большим слоям населения! Увы, но в нынешних скверных условиях культурной
отсталости и одичания нашего населения высокая культура (в ее редчайших
классических образцах) стала, с другой стороны, роскошью. Побывать на классическом
балете или в опере Большого — это уже недоступная роскошь для большинства
населения.
И при этом нам упрямо долдонят, что пипл хавает только
пошлую и дебильную жвачку, аншлаги и попсу, а если закрыть такие программы, то
чуть ли не социальная революция произойдет. И надо же, чиновники верят и…
боятся. А вы попробуйте, сделайте программы для нормальных людей, имеющих и культурный
статус, и личностное достоинство! Или уверены, что такой человек будет терпелив
до бесконечности?!
Все, что мы реально и не самостоятельно создали, — это
общество потребления с одной маленькой позитивненькой идеологией — идеологией
гламура и его глянцевого оптимизма. “Наша культура” здесь и вправду где-то на
уровне “около ноля”.
Если в ближайшее время не произойдет очищение и наполнение
позитивными смыслами национального эфирного пространства, если не будет активно
проявлена культурная воля государства и остановлено культурное одичание наших
сограждан, говорить о модернизации общества будет просто кощунственно!
Десяток лет тому назад Александр Панарин предложил принцип
культурной многоукладности, он говорил о тех культурных механизмах, которые
противостояли бы наглому господству рынка. Сегодня мы видим, как страшно был он
прав. Но нет пророков в своем отечестве. И с гигантским опозданием, только сейчас,
в пространство наших СМИ начинает пробиваться мысль, что дефицит культурной
идентичности не менее опасен, чем исторической, например. Человек, не знающий,
кто он и откуда, из какой истории вышел, точь-в-точь также не знает “коды”
русской культуры, среди которых “концепт души” (“душа всего дороже”) был
определяющим, стержневым. А радикальный разрыв с отеческим (и своей культурой)
приводит, как мы видим, к тому, что уже не только экономика стала местом
господства в чужих землях произведенных товаров, но и душа русского человека
стала вместилищем инородных задач и “кодов”. Так происходит потеря себя — своей
самобытности и духовного самостояния, которые от века были для русской культуры
и истории источником силы, выковывающей наши подвиги и хозяйственные прорывы,
наши инновации (открытия, дерзания) и модернизации (развитие). А подлинных
интеллектуальных, творческих самобытных сил для культурного прорыва у нас
по-прежнему достаточно и в кино, и в литературе, и в гуманитарных науках.
Только нужно дать наконец-то и им свободу! Только нужно их наконец-то призвать
на государственное служение. Вот так-то, господин Президент…
Рфс, №6 март 2010