Журнал «Золотой Лев» № 277-278 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
Русское
понимание катастроф в Японии
Конец «японского
чуда»
«Всё
опустело, как после разорения чужими» (пророк Исайя)
Ужас произошедшего
в Японии состоит даже не в том, что этой стране и её народу нанесен почти
непоправимый ущерб, а в том, что подобная катастрофа и даже ещё более страшная
в любой момент может произойти снова. В этом видится абсолютная безысходность.
Для любого думающего человека, очевидно, что никакие достижения прогресса не
способны противостоять даже вполне среднему, по меркам нашей планеты, землетрясению
и другим природным катаклизмам. Образно говоря, земля лишь «вздрогнула во сне»,
у неё всего лишь «дернулось веко» и кончилось японское чудо со всеми «хондами», «тойотами», роботами и
тому подобному. А что будет, если матушка-земля захочет перевернуться на другой
бок?
Когда-то прогрессисты всех мастей, в том числе и
коммунисты, ставили задачу овладения природой. И что же мы видим? Человечество
не приблизилось к решению этой задачи даже на миллиметр. Знаменательным,
безусловно, является тот факт, что катастрофа в Японии произошла в дни Великого
Поста. Конечно, подобное наблюдение вызовет ярость у людей неверующих. Но мы,
православные, прекрасно понимаем, что такое совпадение случайным быть не может,
ибо согласно Евангелию даже волос с головы не может упасть случайно. Тем более,
что Япония, самая православная из всех азиатских стран. Ведь именно в то самое
время, когда сотрясалась японская земля и многометровые волны слизывали города
и селения в японских православных храмах читали паремии пророка Исайи и
Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Как содрогалось сердце
православных японцев, когда они слышали слова пророка Исайи «Слушайте слово
Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! (1:10)… Омойтесь, очиститесь; удалите злые
деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите
правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (1:16,17)».
Что творилось в душе японского православного священника, когда он читал стихи
покаянного Канона преподобного Андрея Критского «Вкушаяй
присно горькаго напоения;
время сокращается, восстани, близ
при дверях Судия есть. Яко соние, яко цвет время
жития течет: что в суе мятемся»?
Не совпадает покаянный Канон с новым мировым порядком, ну никак не совпадает,
но напротив, каждое слово преподобного Андрея вступает в конфликт с этим
порядком. Между ними не может быть никакого компромисса. Чем дальше
человечество движется по пути либерального прогресса, тем сильнее нарастает
этот конфликт.
Вот-вот введут
универсальную карточку, и для всех очевидно, что это лишь подготовка к
внедрению в наше тело чипа. А что такое чип? Как можно расшифровать это
странное слово, точнее, странную аббревиатуру? На мой взгляд, расшифровка
проста, это «черная иудина печать». С такой печатью человек уже не сможет ни
читать, ни слушать покаянный Канон преподобного Андрея Критского. Япония одна
из стран-лидеров создания мирового порядка. Скорее всего, этой суперэлектронной стране поручена разработка антихристова чипа. И Господь предупреждает страну
восходящего солнца страшным землетрясением.
И ещё одно интересное наблюдение в связи с японскими
событиями. Практически все русские люди, в один голос, не сговариваясь,
утверждают, что страшный природный катаклизм в Японии есть возмездие этой
стране за
оскорбление нашего Отечества. Все хорошо помнят, как после посещения
Курильских островов российским Президентом в Японии топтали его портреты,
сжигали и рвали российский флаг. Флаг любой страны есть её главный символ.
Разрывание и сжигание флага означает символическое уничтожение страны. За
символическими действиями, как правило, следуют практические,
Япония к ним, очевидно, готовилась. Вот и вернул ей Господь бумерангом то, что
причитается за ошибочные символические действия и намерения.
Другим странам тоже есть над чем
задуматься. Ведь сегодня Россию, словно раненного зверя, каждый подонок норовит пнуть ногой, плюнуть в неё и тому подобное.
Мне очень жаль простых японцев, но мне совсем не жаль Японию, показавшую нам
предельную степень своей враждебности. За всё надо платить. Но нам, братья и
сестры, не до радости. У нас ведь тоже по слову пророка Исайи «всё опустело,
как после разорения чужими». Посмотрите на брошенные
русские долы и веси, словно сильнейшее цунами опустошило их. Только цунами это
– наши с вами соотечественники, по вине и злонамеренности которых мы вымираем с
катастрофической скоростью и уже почти лишились экономики, армии, медицины, образования.
Покарав Японию, Господь
предупреждает и нас покаянными словами преподобного Андрея «Душе моя, душе моя, восстании, что спиши, конец приближается».
Иерей Александр Шумский
специально для Русской народной
линии
14.03.2011
Конец японского
чуда» и поборники «христианского гуманизма
Или кто и
зачем устроил истерику вокруг истинно христианского комментария
священника
Александра Шумского …
Размышления
отца Александра Шумского о катастрофе, постигшей Японию, вызвали горячую
полемику среди читателей «Русской народной линии». Работая на радио «Радонеж» я
по опыту знаю, что иногда слушатели неправильно понимают сказанное в эфире
священником. Выслушаешь порой жалобы возмущенного радиослушателя, а затем в
записи прослушаешь передачу, и часто убеждаешься, что смысл слов не просто
искажен, но полностью противоположен тому, что прозвучало в эфире. Понимаю, что
иногда человек невольно отвлекается и слышит не полностью всю фразу, иногда не
слышит ее в нужном контексте. Думаю, что все, кто работает на радио,
сталкивались с подобными недоразумениями.
Слова, сказанные отцом Александром, напечатаны. Можно
перечитать и спокойно обдумать. Но такое впечатление, что авторы некоторых
комментариев читали совершенно другой текст. Особенно поражает сходство мыслей
«христианских гуманистов» с обвинениями в адрес Церкви приверженцев «общечеловеческих
ценностей». Любое слово правды о том, что происходит в современном мире,
сопровождается истеричными криками: «Где ваша любовь! У вас любви нет! Вы
верите в какого-то жестокого Бога! Бог всех любит и никого не наказывает!».
Почему сострадая японцам, сопереживая их горю нельзя
размышлять о духовных причинах катастрофы? Почему не желают замечать
«гуманисты» совершенно ясную мысль отца Александра о том, что «конец японского
чуда» указывает на бессмысленность надежд человека отступившего от Бога на
«технический прогресс», и движение человечества по «путям Каина» – означает
путь в пропасть? Неужели не ясно, что Господь бессмысленно не посылает свои
грозные знамения? Можно понять, когда материалисты рассуждают о геофизике,
сейсмических зонах и прочих причинах землетрясения. Но мы же понимаем, что в
природных катастрофах и «трусе земли», в пожарах и наводнениях – вразумление
Божие. Или все эти природные катастрофы Господом только православным посылаются
ради покаяния, а язычники живут в другом мире, где царствуют лишь «законы
природы»?
Разве отец Александр не выразил сочувствие японцам? Так
почему же «гуманисты» священнику запрещают видеть в страшном бедствии,
постигшем Японию знамение гнева Божия? Запрещено «общечеловеческими» правилами
приличия? Обличать русскому батюшке можно только своих русских людей? Или только
страшные пожары лета 2010 года это наказание Божие русским людям, а
добродетельные японцы – невинно пострадавшие? Ясно, что японцы, наверное, не
самые грешные среди современных народов. Но несомненно, что в современной
«технотронной цивилизации» они со своими роботами, покемонами
и пр. изобретениями для «комфортной» жизни идут «впереди планеты всей». Любому
верующему человеку ясно, что мир вышел на финишную прямую, и очень скоро биороботы с чипами во лбу и на правой руке могут стать
такой же реальностью, как ювенальная юстиция.
Но Господь может остановить это неуклонное движение к концу
человеческой истории, вразумить и дать время для покаяния и исправления. И,
возможно, это будет происходить совсем «не гуманно», если мы сами не в силах
противостоять этому злу. Не хочется, конечно. Господи, помилуй!
Реакция «христианских гуманистов», которые бросились, теряя
всякие приличия обличать отца Александра в «нехристианском поведении» и
«отсутствии любви и сострадания» поражает. Еще немного и мы услышим
традиционный вопль интеллигента, у которого «Бог в душе»: «А за что в Японии
невинные дети пострадали? Где справедливость вашего Бога?» Хотелось бы
напомнить «гуманистам», что и в Содоме и Гоморре были дети. И когда Ной строил
Ковчег, его соседи растили детей и хозяйством занимались.
Некоторые комментаторы утверждают, что в России воровство,
разврат, пьянство и детей в материнском чреве убивают, а потому священнику
нельзя говорить о гневе Божием, упоминая японскую катастрофу. Если, мол, кого и
наказывать, так это нас. Другие обвиняют священника в злорадстве
по поводу кары Божией за осквернения флага России. Во-первых, злорадство могло заметить лишь больное воображение «гуманистов».
А во-вторых, что же, если многие русские люди сегодня живут в грехах, то о
Россию можно ноги вытирать? И «добродетельная» Япония имеет право, невзирая на
международное право пересматривать итоги второй Мировой войны и отбирать у
России ее земли? Странная логика. Но вполне «общечеловеческая».
Отец Александр справедливо написал, что осквернение
государственного флага России – это символический акт. Вспомним, как перед
Русско-японской войной 1904-1905 года в Японии методично и планомерно
воспитывали ненависть к России. И Япония, воюя при поддержке Великобритании,
США и тех, кто финансировал русскую революцию, захватила часть Сахалина и
Курилы. Захватила «по праву сильного», объявив, что
прежний договор «перечеркнут войной». В Японии задумали создать великую империю
потомков богини Аматерасу, которая должна была
включать на востоке всю Полинезию, на юге – Филиппинские острова, Зондский
архипелаг и Австралию, на западе – Сиам, Корею, Китай, Монголию и русское
Приморье, Камчатку, Якутскую область. Подкорректировав планы, решили затем
установить границу в районе Байкала. Создавая эту империю, безжалостно и с
необычайной жестокостью истребили десятки миллионов китайцев и корейцев. После
Халхин-Гола и Хасана, получив крепко по лбу, главный удар направили на юг. На
север решили двинуться после того, как Германия сломит СССР. Напомню, что никакого
«вероломного удара» в спину Японии со стороны Советского Союза не было. В
апреле 1945 гола японского посла вызвали в Кремль и объявили о расторжении
договора о ненападении. А военные действия, строго выполняя союзнические
обязательства перед США и Великобританией, СССР начал лишь в августе.
США уничтожили ядерными ударами Хиросиму и Нагасаки,
фактически оккупировали Японию и до сих пор держат свои военные базы на
островах. Но ненависть японцев методично и планомерно, как и в начале ХХ века
направляют на Россию. Россия прощает всех, кто воевал с ней, вторгался на ее
земли, не вспоминает зло. Почему же эти страны считают возможным
терроризировать Россию, постоянно предъявляя ей территориальные претензии и
различные требования?
Наши «гуманисты» хоть понимают, что значит осквернение
государственного флага страны при попустительстве японских официальных лиц? На
языке дипломатии, который хорошо известен в МИД Японии, отказ выполнить
требование России и хотя бы символически наказать тех, кто осквернял
государственный флаг России, несет вполне определенный смысл. Дальше, после
подобного жеста со стороны японской стороны может следовать только разрыв
дипломатических отношений и объявление войны. Но Япония войну объявлять по своей
традиции не стала бы. Те, кто наблюдал истерию по поводу «северных территорий»
и поддержку США японской позиции по вопросу о Курильских островах могут
представить возможное развитие событий. «Мирный десант» из тысяч японцев с
хризантемами в руках высаживается, допустим, на Кунашире или Шикотане, чтобы
«побывать на своей родной земле». А затем провокации, «зверства русских
пограничников» и т.д. Кто знает о соотношении сил и средств, оснащенности
современным оружием нынешней Российской армии на Дальнем Востоке и Сил
Самообороны Японии могут легко представить дальнейшее развитие событий.
Информационная поддержка Японии в случае конфликта была бы обеспечена мощная.
Если после снесенного Цхинвала мир убедили в том, что «русские агрессоры»
напали на мирную Грузию и уничтожают грузинские города, то в случае с Японией
все было бы гораздо серьезнее. Реакция «Мирового сообщества» была бы
однозначной.
Есть ли те, кто сомневается, что нынешняя российская власть
при таком развитии событий сдала бы Курилы? А что означает потеря островов
Курильской гряды для геостратегического положения
России в Тихоокеанском регионе, для судьбы Тихоокеанского Флота объяснять не
надо. Экономические потери по сравнению с этим даже не стоят внимания, хотя и
они бы были огромными.
Но события могли бы развиваться и по другому сценарию. А
если бы некоторые российские военные не в силах терпеть национальное унижение
решили, не обращая внимания на Кремль, биться до конца? Мы знаем, какими
возможностями обладает даже один ракетный подводный крейсер стратегического
назначения из тех, что базируются на Камчатке. Русский народ, некоторым кажется
окончательно сломленным, думают, что все держат под контролем. Но аналитические
службы наших «заклятых друзей» не все способны просчитать. Русского человека не
просчитаешь. В 1945 году модно было в мире говорить о «Русской тайне».
Возможно, мы стояли на пороге большой войны. И то, что мы видим в Японии должно
вразумить, напомнить, какие бедствия ожидают людей в
случае развязывания войны. И вновь, хорошо бы некоторым вспомнить слова старой
советской песни – «Хотят ли русские войны». Русские точно не хотят.
Нам говорят, что японцы сегодня уже не те. Выветрился
самурайский милитаристский дух. Остались лишь японский кинематограф и
литература, Акира Куросава и Кэнзабуро
Оэ, японские танка, цветущая сакура, утонченный
этикет и икебана, секции айкидо и суши-бары по всему миру и толпы вежливых и
любопытных японских туристов с фотоаппаратами в музеях мира. Плюс высокие
технологии и корпоративный дух. Да, ещё японцы очень любят Достоевского,
Толстого и поют «Подмосковные вечера». А также посылали гуманитарную помощь на
забытый Ельциным Сахалин.
Все это так. Но у Японии четкая позиция и очень конкретные
планы по овладению «северными территориями». Сегодня, когда Россия стоит над
пропастью «Перестройки-2» и предвыборного «междуцарствия» момент настал очень
удобный. И мы даже не представляем всех последствий для России такого развития
событий на Дальнем Востоке. Почему, сочувствуя и сострадая жертвам стихии в
Японии, мы не имеем права думать о том, какие жертвы предстоят нашему народу в
случае военных конфликтов, распада страны, очередной революции, гражданской
войны и прочего, что готовят России? Или наши «христианские гуманисты» считают,
что так нам и надо, по нашим грехам?
И, вполне возможно, что Господь, спасая не только нас
грешных, но и японцев, попустил это страшное бедствие. Овладение и освоение
ресурсов и природных богатств России – одно из главных условий существования
«золотого миллиарда». До сих пор это делали мирным путем. Но, как будут дальше
развиваться события неизвестно.
А тем, кто обвиняет отца Александра в отсутствии любви к
«невинно пострадавшим» японцам хотелось бы напомнить слова: «Мои мысли не ваши
мысли, и Мои пути не ваши пути – говорит Господь». Об этом и сказано в
комментарии отца Александра Шумского на трагические события в Японии. Господь,
как милосердный и любящий Небесный Отец не посылает бессмысленных наказаний
Своим детям. Ни русским, ни японцам. О духовном смысле этого наказания,
(«наказ» – урок), и размышлял отец Александр.
Услышали мы от поборников «христианского гуманизма» и то,
что наш народ гораздо хуже дисциплинированных, трудолюбивых и непьющих в таких
количествах саке японцев. А потому должен смиряться и у всех просить прощения.
Да, Русский народ сегодня находится в тяжелейшем кризисе,
многие грехи вопиют к Богу. И то иго жрецов «золотого тельца», которое терпит
сегодня Россия – это и есть главное наказание. Только каяться и смиряться русские
люди должны перед Богом, а не перед японцами (поляками, латышами, чехами и
т.д.). Да, мы грешные, но это не повод, чтобы в припадке «лже-покаяния»
унижаться и раздавать Русскую землю, которую собирали предки своим подвигом и
поливали своей кровью. И в том, что Русский народ находится в таком тяжелейшем
состоянии, в том, что ни один народ в мире не перенес такие страдания и понес такие
потери, как русские в трагическом ХХ столетии огромная «заслуга» некоторых
наших соседей. И Японии в том числе. И убивают Русский народ весь ХХ век и уже
в ХХI веке за его преданность Христу. Как и сербов
православных. В этом главная вина России и Сербии перед всем «мировым
сообществом». Геополитика и экономика – это все прикладное. Верность Христу –
вот что простить не могут.
Но Господь видит не только внешне благопристойный или
грешный образ жизни. Господь видит сердце человека и сердце народа. А Русский
народ, даже искалеченный, смертельно израненный несет в своем сердце образ
Христов. Об этом свидетельствуют и наши современники отец Иоанн Крестьянкин и отец Николай Гурьянов. Воин Евгений Родионов
и воин Константин Васильев, Николай Рубцов и Максим Трошин. И те ликвидаторы
Чернобыльской аварии, которые, понимая опасность, шли добровольцами тушить
реактор, работать на саркофаге. Сергей Николаевич Кульков, который много лет
работает в газете «Радонеж» один из них. Спрашиваем как то: «Сережа, а почему
ты пошел добровольцем? Ты понимал опасность?» «Конечно, понимал. Но я работал в
институте, связанном с ядерными проблемами. Мы хоть знали, какую-то технику
безопасности. Думаю, пойдет неопытный – пострадает. А
я, может, смогу уберечься. Кому-то же надо было это делать». И делали свою
работу, спасая всех без громких слов, вертолетчики, строители. Почему же
сегодня только о «домодедовских таксистах» принято говорить?
Может и грешный и плохой наш народ по сравнению с
«цивилизованными и добропорядочными» другими народами, но и сегодня все в мире
держится на России. Можно, конечно, мечтать о миллиарде крещенных в будущем
китайцев. Но сегодня судьба Церкви Христовой, а следовательно судьбы всего
мира, и японцев с китайцами, и американцев с бушменами зависят от того устоит
ли Русский народ в Православии. А потому молимся мы и искренне сострадаем о
погибших и всех пострадавших в Японии. Но понимаем, что «общечеловеческие
ценности», «христианский гуманизм» к истинному состраданию грешному миру и
любви Божией, к промыслу Божию о всем мире и о всех
народах никакого отношения не имеют.
Мне хотелось бы поблагодарить отца Александра Шумского за
его прямой, без излишнего «толерантного» лицемерия комментарий. Думаю, что
православные японцы не увидят в нем никакого презрения к японскому народу, или
некоего злорадства. «Обличителей» попросил бы
перечитать то, что написано священником. И в заключение хотел бы напомнить
слова отца Александра, завершающие его комментарий: «Мне очень жаль простых
японцев, но мне совсем не жаль Японию, показавшую нам предельную степень своей
враждебности. За всё надо платить. Но нам, братья и сестры, не до радости. У
нас ведь тоже по слову пророка Исайи "всё опустело, как после разорения чужими". Посмотрите на брошенные русские долы и веси,
словно сильнейшее цунами опустошило их. Только цунами это – наши с вами соотечественники,
по вине и злонамеренности которых мы вымираем с катастрофической скоростью и
уже почти лишились экономики, армии, медицины, образования. Покарав Японию,
Господь предупреждает нас покаянными словами преподобного Андрея "Душе моя, душе моя, восстани, что
спиши, конец приближается"».
Виктор Саулкин
специально для
Русской народной линии
18.03.2011
Япония, ты
выстоишь!
Весь день новостные каналы ведут репортажи из Японии и о
Японии.
Сама Япония похожа на затерянный в море корабль, который
отчаянно борется с каким-то чудовищным ураганом. И новости из Японии звучат как
доклады о борьбе команды за живучесть.
…Отказали насосы охлаждения второго блока АЭС Фукусима, начался разогрев реактора.
…На третьем блоке произошёл новый взрыв водорода. Начато
охлаждение реактора морской водой.
…Пропавшими без вести остаются более десяти тысяч человек.
…В Токио восстановлена работа метро. Начат разбор завалов в
городе Минамисома.
…Объявлена тревога в связи с вероятностью нового цунами.
И, вслушиваясь в новости, вглядываясь в
лица людей на улицах, в убежищах, на руинах: усталые и энергичные, растерянные
и мужественные, плачущие и собранные в гранит, — я вдруг ловлю себя на ощущении
того, что чувствую сопричастность ко всему происходящему, что эти люди за семь
с половиной тысяч километров от меня, — не чужие мне. Земля слишком мала, чтобы отгородиться бесчувствием от беды
такого масштаба.
Я подхожу к стене, на которой хранится кусочек Японии. То,
что называют душой Японии. Японский меч. Осторожно извлекаю на свет его блестящую,
как ртуть, хищную сталь.
Триста пятьдесят лет назад из огня и ледяной воды она
появилась на свет, откованная в небольшой кузнице города Осаки. Руки опытного
полировщика сняли с клинка родовую коросту омертвевшей в огне обмазки,
очистили, отполировали. И глаза полировщика впервые увидели его неповторимый хамон — О-мидаре яхадзу ха — выемка на торце стрелы для тетивы лука.
Великолепный клинок.
Для кого он был выкован?
Сейчас это уже почти невозможно установить. Безусловно, это
был родовой меч. Его передавали из поколения в поколение. Но, пройдя через
десятки битв и поединков, он был в 1945 году пленён в далёкой Манчжурии,
утратил хозяина и, как "ронин" — самурай,
потерявший своего господина и опозоренный этим, он отправился в своё долгое
путешествие по чужой ему России. И вот теперь он нашёл покой на стене
московской многоэтажки.
На стали лезвия неожиданно отражается россыпь иероглифов,
бегущих по экрану. Словно меч жадно вслушивается в новости далёкой Родины. Его
древняя память хранит много бедствий, и, кто знает, сколько раз его, как
сокровище, спасали из-под рушащейся кровли, уносили от всесокрушающей волны
"цунами".
Чужеродным инопланетянином на экране вдруг появляется лицо
известного российского либерала. Его выпученные глазки искрятся бесовским
огнём:
— Нужно вернуть Курилы японцам…
…Я помню лоснящуюся водой, упругую и чёрную, как шкура кита,
полосу прибоя бухты Касатка на Итурупе, помню улыбки рыбаков, крепкие
рукопожатия моряков. Курилы — русская земля! Но разве сейчас это важно для тех,
кто в ужасе и боли ждёт помощи под руинами домов? Разве это важно для русских
спасателей, спешащих на помощь в стёртый с лица земли Сендай? Прочь, нетопырь, в дни горя разбрасывающий угли
вражды и ненависти!
Нет, мои убеждения не поколебали толчки великого сома Намадзу. Итуруп — русская земля! Но как в
шестидесятые годы для Советского Союза превыше всех разногласий, главным — было
помочь Японии справиться с детской эпидемией полиомиелита, для чего в Страну
Восходящего Солнца была передана вакцина от этой страшной болезни, и двадцать
миллионов японских детей были защищены от полиомиелита советской вакциной, так
и сегодня превыше всего — человеческие жизни. Политика — потом!
И, наблюдая за тем, как стойко и мужественно борется
японский народ с обрушившейся на него огромной катастрофой, я не могу не
испытывать к этому народу глубокое уважение и восхищение.
Сегодня совершенно очевидно, что все последние десятилетия
Япония не зря готовилась к удару стихии. Что деньги, выделенные на укрепление
зданий, не были разворованы, что проекты небоскрёбов действительно принимались
со строгим учётом того, в каких условиях эти небоскрёбы будут возведены, и возводились,
несмотря на наличие всякой якудзы, добротно. Что учения и тренировки позволили
избежать паники, а национальная культура позволила остаться людьми там, где
другие становятся зверьми. Нет здесь таксистов, наживавшихся на людской беде,
нет погромов магазинов и мародёрства. Япония и японцы достойны восхищения за
то, что смогли подготовиться к тому, к чему, кажется, подготовиться невозможно.
Свой собственный апокалипсис они смогли превратить в масштабную катастрофу. А
за неё уже можно спросить с тех, кто сэкономил на системах безопасности
станций, кто скрывал недостатки конструкций, кто должен был сделать, но не
сделал. Время вопросов ещё впереди! А сейчас — время спасателей, и его очень
мало!
Через рукоять меча в руку вдруг вливается спокойствие. Меч,
словно верный вассал, убеждает меня — всё будет хорошо! Для народа, чья судьба
— жить на спине громадного сома, который каждые полвека сотрясает землю над
собой до самой вершины Фудзи, это испытание не первое
и не последнее. Уже завтра люди начнут разбор завалов, завтра заработают
конвейеры, завтра крестьяне выйдут в поля, а рыбаки — в море. И кто знает,
может быть, там, в завтра, нам удастся найти лекарство от всего того, что делало
нас десятилетия чужими.
Я осторожно укладываю меч на подставку. Говорят, меч — это
душа самурая. Но сегодня душа Японии — это лопата спасателя и комбинезон
ликвидатора аварии на АЭС "Фукусима"…
Зам. главного редактора «Завтра»
Владислав Шурыгин
Завтра, 16 марта 2011 года
Чем опасна для России катастрофа на японской АЭС?
Разразившаяся в марте 2011 года катастрофа в Японии,
конечно, вызывает у многих закономерное сочувствие и сострадание к жителям
островного государства. Это сама собой разумеющаяся и по-человечески понятная
позиция. Однако, увы, наши страна и народ сейчас находятся не в таком
положении, чтобы мы могли позволить себе инфантильно сосредотачиваться
исключительно на переживаниях по поводу трагедии японцев. Необходимо тщательно
проанализировать, как происходящая катастрофа может отразиться на России и
нашей нации. Попробуем рассмотреть один из аспектов этой важнейшей проблемы, а
именно, последствия сложившейся обстановки на японских атомных электростанциях
(АЭС).
Напомним вкратце ситуацию. АЭС Фукусима-1 состоит из шести
энергоблоков мощностью от 460 до 1100МВт (суммарно 4,7ГВт). По сообщениям
официальных лиц Японии, на момент землетрясения три энергоблока были отключены,
оставшиеся были остановлены после начала природного катаклизма (точность этой
информации вызывает у специалистов вопросы). Из-за выхода из строя
вспомогательных систем станции произошел ряд взрывов, причем уровень вызванных
ими разрушений не ясен, в частности, нет четкой информации о целостности
корпусов и защитных оболочек самих реакторов. Зато есть официальные данные о
повреждении (расплавлении) активной зоны трех реакторов, содержащей в т.наз. тепловыделяющих элементах (ТВЭЛ) ядерное топливо.
Повреждение ТВЭЛов приводит к
попаданию радиоактивных элементов в окружающее пространство реактора, а при
повреждении его корпуса и защитных оболочек – в окружающую среду. Судя по
некоторым косвенным признакам, такой вариант отнюдь не исключен. Как не
исключена и возможность того, что японским специалистам не удалось полностью
остановить работавшие реакторы. А это означает,
что в активной зоне вероятно продолжение реакции и существенное
тепловыделение, что может привести к дальнейшим взрывам и выносу радиоактивных
веществ в окружающую среду.
Еще одним фактором опасности являются бассейны выдержки с
отработанным ядерным топливом, также располагающиеся на площадке Фукусимы-1. В
них происходит нагрев и испарение воды, в результате чего оголенные
отработанные ТВЭЛы начинают плавиться, также выделяя
радиоактивные элементы. В общем, ситуация крайне сложная, недаром на данный момент
обстановка на АЭС Фукусима-1 оценивается пятым уровнем по международной системе
(напомним, что у Чернобыля был седьмой). А по мнению экспертов Агентства по
ядерной безопасности Франции (ANS), ситуация на «Фукусиме-1» уже достойна
шестого уровня.
Несомненно, что при дальнейшем развитии событий в
негативном ключе последствия катастрофы на Фукусиме-1 коснутся России. Самым
очевидным опасным фактором в данном случае является возможное радиоактивное
загрязнение дальневосточных земель. Конечно, мы слышим убаюкивающие слова российских
верхов, повторяющих заверения «главного атомщика» страны С.В. Кириенко, что
России не угрожает авария на АЭС в Японии (можно ли доверять словам человека, в
1998 году убеждавшего о невозможности девальвации рубля, каждый в состоянии
решить сам). Но в этой связи показательно, что в США уже на серьезном уровне
анализируют возможные последствия попадания шлейфа радиационного загрязнения на
территорию Америки. Это притом, что западное побережье США находится на расстоянии
более 8000 км
от терпящей бедствие АЭС, в то время как русский Дальний Восток располагается в
десять раз ближе. И, соответственно, при южном или юго-восточном ветре
существует возможность появления на наших территориях «радиоактивного облака» с
Фукусимы, причем концентрация его будет несравнимо
больше ожидаемого в США уровня.
Вероятность такого развития событий отнюдь не мала, ибо на
данный момент совершенно не ясно, каким образом и в какие сроки будет
ликвидироваться авария на японской АЭС и, соответственно, прекращаться выбросы
радиации. Невероятную сложность ситуации подчеркивает тот
факт, что уже неоднократно специалисты (в том числе из японской ТЕРСО)
поднимали вопрос о сооружении саркофага над аварийными реакторами и бассейнами
отработанного топлива. Причем данное решение вовсе не кажется излишним.
И именно здесь кроется еще один фактор, посредством которого катастрофа на
Фукусиме-1 может коснуться России.
Дело в том, что ни одна страна в мире, кроме нашей, не
имеет опыта ликвидации подобных аварий на АЭС с сооружением защитного
саркофага. Устранение последствий Чернобыльской катастрофы, длившееся около 7
месяцев, дало хоть и печальный, но во многом незаменимый опыт отечественным
специалистам. И опыт этот вполне может быть применен в Японии. А значит,
имеется вероятность отправки на ликвидацию аварии в Фукусиме
не только русских специалистов, но и исполнителей. При этом существует один
нюанс, который, увы, вряд ли будет обойден разного рода недобросовестными
дельцами.
Очевидно, в данный момент никто не может оценить стоимость,
в которую обойдется ликвидация последствий катастрофы. Соответственно,
сложившаяся трагическая ситуация несет в себе возможность потенциальных крупных
«распилов», которые могут быть сопоставимы со стоимостью Олимпиады или проекта
в Сколково. Поэтому существует обеспокоенность, что
простые русские люди могут под лозунги помощи «братскому японскому народу»
жертвовать здоровьем и даже жизнью в интересах обогащения российской (и не
только) олигархии, которая, как показывает новейшая история, не гнушается
бесчеловечными способами для получения наживы.
Усиливающаяся активность доморощенных «либералов», все
громче говорящих о возможности передачи русских территорий (Курильских островов
и даже части Сахалина) Японии в виде жеста доброй воли терпящему бедствие
японскому народу является еще одним тревожным звонком. При всей кажущейся абсурдности
подобных заявлений вряд ли можно с уверенностью сказать, что за ними не кроются
какие-либо реальные планы. Быть может, не столь громкие,
но потенциально прибыльные для крупных дельцов. Нашумевшая в свое время идея
сдачи в аренду части Владивостока китайцам, в частности, показывает степень изощренности
определенных кругов в стремлении к гешефту.
Еще одним примером подобной недобросовестной деятельности
является импорт в нашу страну заведомо недоброкачественных и даже смертельно
опасных товаров, информация о чем периодически
просачивается в прессу. И здесь кроется очередная, вызванная трагедией на АЭС в
Японии опасность для России и нашего народа. Она заключается в возможном поступлении
отечественному потребителю радиационно-опасных товаров: продуктов питания,
электроники, автомобилей и проч. Отечественные официальные лица, конечно,
заявили о введении радиационного контроля японского импорта.
Но, во-первых, здесь речь идет не только о товарах из
Японии, но и об импорте из Китая, многие районы которого находятся в радиусе
потенциального радиоактивного загрязнения из-за фукусимской
катастрофы. Об уровне товарооборота между Китаем и Россией, большей частью
одностороннего, всем хорошо известно. А во-вторых, хорошо известно и о том, что
всякого рода проверки и контроль, даже в случае их добросовестного исполнения
на «низшем» уровне, не являются панацеей, и различные коррупционные и не только
схемы позволяют проводить умопомрачительную своим цинизмом и безнаказанностью
преступную деятельность. За счет предсказуемого снижения стоимости на мировом
рынке товаров из потенциально загрязненных радиацией регионов реализация их по
обычным ценам может привести к значительному, хоть и подлейшему, обогащению.
Одновременно появляется немалая вероятность осуществления подобной схемы в
России дельцами, не обремененными наличием
совести.
Итак, мы попытались обрисовать некоторые потенциальные
негативные последствия, которыми может отозваться в России катастрофа на
японских атомных электростанциях. Конечно, данная статья ни в коей мере не
создана с целью посеять панику, а наоборот, призывает
проанализировать сложившуюся ситуацию и сделать адекватные выводы. Ведь, как известно,
praemonitus praemunitus
(предупрежден – значит вооружен).
А. Рогов