Журнал «Золотой Лев» № 181-182 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
О.Ю. Маслов
Символы «химера» и «антисистема» в политике
"Химера - это нечто, внешне
существующее, но не имеющее никаких реальных оснований для своего
существования; это плод рационалистических построений, не имеющий онтологической
(т. е. бытийной) основы"
(Е.Хохлов)
"Химера" в начале ХХI
века – это, в значительной степени, интеллектуальный символ. Данный интеллектуальный
символ уже давно оторвался от своих визуальных и скульптурных изображений и
занял свое место в сфере интеллекта. Символ "химера" представляет
особый интерес по той простой причине, что описание динамично изменяющейся
реальности требует все новых и новых методов и технологий познания.
Из словарей мы можем узнать несколько определений слова
"химера". Химе?ра (греч "коза") —
в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом
дракона; порождение Тифона и Ехидны. В переносном смысле - необоснованная,
несбыточная мечта. Со временем Химера превращается в понятие
"химерического". Слово "химера" используется для
обозначения невозможного, несочетаемого. "Ложная идея, пустой вымысел"
— такое определение химеры дают многие словари. Е.Хохлов отметил: "Если
исключить исконное (древнегреческое), а также европейское средневековое
понимание слова, под химерой все современные энциклопедические и толковые
словари трактуют неосуществимую, несбыточную и странную мечту, фантазию".
В биологии "химера" – это организм неоднородный
генетически. В этнологии – способ взаимодействия этносов. Символ
"химера" использовал Лев Гумилев. Гумилев выделил четыре различных
варианта этнических контактов. Химера – это контакт несовместимых этносов
разных суперэтнических систем, при котором исчезает их своеобразие (примером
является Хазария). Творческое развитие идей Льва Гумилева в конце ХХ века
позволило последователям Гумилева позиционировать глобализацию, в процессе
развития которой исчезает этническое своеобразие народов, как химеру.
Ареалы
распространения интеллектуального символа
Интеллектуальные символы довольно часто возникают в
процессе переноса знаний из одной сферы науки в другую. Символ
"химера" является подтверждением выявленной закономерности. Многие ученые, в частности Ю. Бородай, отмечали, что, строя свою
схему развития мировой истории, описывая подъемы и падения цивилизаций, Гумилев
широко использует такие биологические термины, как "этнос",
"мутация", "химера", "симбиоз", "геобиценоз",
"экосистема", "экзогамия", "раковая опухоль".
Отметим существенное. В конце ХХ - начале ХХI века
знаковые прорывы в сфере гуманитарной науки проходили в формате переноса вновь
открытых узкоспециальных знаний в сферу осмысления сложных глобальных,
динамично изменяющихся процессов. Достаточно обратиться к теории автопоэзиса
чилийских биологов У. Матураны и Ф. Варелы.
Е. Хохлов расширил применение интеллектуального символа
"химера". Хохлов отметил: "В настоящее время тенденция к
созданию юридических химер (или, иначе говоря, юридического псевдоморфоза)
проявила себя с такой очевидностью, что, кажется, настала пора говорить о ней,
как о реальной проблеме современной российской правовой науки…О. Шпенглер ввел
в социологию (в широком смысле) естественнонаучное понятие псевдоморфоза. По
его словам, псевдоморфозы - это "поддельные формы, кристаллы, чья внутренняя
структура противоречит внешнему строению, род каменной породы, являющийся в
чужом обличье". Указанный образ весьма убедительно используется О. Шпенглером
в его философии истории. В свою очередь, если исключить исконное
(древнегреческое), а также европейское средневековое понимание слова, под
химерой все современные энциклопедические и толковые словари трактуют
неосуществимую, несбыточную и странную мечту, фантазию. Наш соотечественник и
современник Л.Н. Гумилев рационализировал это понятие, не менее удачно, чем О. Шпенглер,
включив его в свою теорию этногенеза. По Л.Н. Гумилеву, неотъемлемым свойством
химеры является то, что она существует вне зависимости от времени и
пространства (у химеры нет ни возраста, ни отечества), вместе с тем, этнические
химеры крайне агрессивны и резистентны, отнимая энергию у других этносов, не
будучи при этом связаны традиционными стереотипами поведения".
Е. Хохлов размышляет о философской химере: "В
данном случае для авторов содержание, по-видимому, не имеет никакого значения,
исключительной же их целью выступает создание более или менее изощренной
словесной конструкции, которая являет собой самостоятельную ценность - что и
позволяет в данном случае констатировать возникновение явления, которое мы выше
определили как философскую химеру". В. Махнач вводит понятие
"химера" в сферу культуры: "Введенная в обиход Л.Н. Гумилевым
категория "химера" относится, конечно, к этнологии, но проявляется,
может быть, в наибольшей степени в истории культур. "Химерой"
называется ложноэтническая общность, сложившаяся благодаря любому вторжению в этногенез.
Это может быть вторжение культуры, а может быть и вторжение грубой политики. Однако
политику мы вправе рассматривать как составную часть культуры, а политическую
историю — как составную часть истории культур".
Для нас сегодня наибольший интерес представляют
политические химеры. Для того, чтобы формализовать и
объективизировать политические химеры, необходимо выявить основные признаки
химер.
Химеры
в сфере политики
"Химеры" в сфере политики напрямую связаны со
сложным национальным вопросом. И. Шишкин выделил следующее: "Говоря о
проблемах межнациональных отношений, нельзя обойти еще одну проблему. Стало уже
традицией, что как только заходит речь об этнических взаимоотношениях, сразу
всплывает так называемый "еврейский вопрос". В соответствии с теорией
Л.Н. Гумилева главная особенность контакта евреев с другими этносами
заключается в том, что он всегда и везде шел по линии химеры. Дело здесь
опять-таки не в дурных качествах этого народа, а в характере их
суперэтноса".
Отметим, что споры вокруг позиционирования евреев, в
формате "химеры", ведутся в Сети на протяжении многих лет. Казалось
бы, политкорректное сравнение китайского символа "хуацяо" с
приписываемой евреям "химеричностью" вызвало незатихающие споры. Один
Web Doe на одном из форумов, несколько по иному поводу заметил: "Здесь
много говорилось об отношении Гумилёва к евреям, а именно, что он якобы
рассматривал еврейский этнос как химеру. Хочу сразу сказать, что я не являюсь
сторонником идей Л.Н. Гумилёва. Но мне не нравится, когда ему начинают
приписывать вещи, полностью противоречащие основным позициям
его теории… Что качается евреев, то, согласно Гумилёву, - это
"блуждающий" суперэтнос, а отнюдь не химера. Опять же, согласно
Гумилёву, еврейскому суперэтносу присуще позитивное мироощущение, а отнюдь не
негативное, как в антисистемах. Таков еврейский
суперэтнос с точки зрения методологического аппарата Гумилёва. Что касается его
отдельных высказываний о том, что хазарские евреи сыграли отрицательную роль в
истории Древней Руси - то это просто одна из личных точек зрения историка
Гумилёва о влиянии одних народов на другие народы в те или иные периоды
истории. С ней можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя приписывать на
её основании Гумилёву какие-то идеи, ему совершенно не свойственные как
философу истории".
Л. Гумилев по данному вопросу написал следующее: "В
965 "одоле Святослав козаромъ и градъ (Итиль) ихъ взя". Эта победа
решила судьбу Хазарии и Руси. Химера распалась. "Все партии, опиравшиеся
на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору, крайне для них ценную… Эта победа предотвратила закрепление химеры на Руси.
Варяги, сотрудничавшие с "химерой", растворились в русском этносе. От
них осталось только название династии князей воинов - Рюриковичи. Русь
вернулась на традиции контакта с Византией - своим единственным стратегическим
союзником…Концом процесса этнического выздоровления следует считать. .крещение Руси Владимиром Святославичем.".
В. Махнач, анализируя историю нашей страны, отметил
следующее: "Нам химеризация реально грозила, но не в 70-е гг., когда
стареющий генеральный секретарь с трибуны съезда промямлил, что сложилась новая
историческая общность "советский народ", а в 20-ые - 30-ые, когда нам
ее навязывали деятельно. В то время у режима энергии было очень много, у власти
находились очень энергичные люди, и пассионариев хватало. Тем не менее химера у нас все-таки не сложилась, ее только
попытались создать. А сложись она, позабудь все сплошь, что
они - киргизы, армяне, русские, евреи, татары, и уверуй, что все они - советские,
это могло бы привести к куда более тяжелым последствиям. Какой вред нам
нанесла незавершенная химеризация? В какой степени
химеризация облегчила расчленение территории СССР, т.е. территории исторической
России (потому что на территории России существовал СССР, а вовсе не Российская
Федерация)? В какой степени жертвами химеризации являются те несчастные люди,
которые до сих пор время от времени начинают топать ногами и скандировать:
"Со-вет-ский Со-юз!"? На все эти вопросы историкам
еще предстоит ответить. Это научная проблема для ученых будущих поколений, но в
любом случае это и политическая проблема". Ю. Курьянов, анализируя
книгу историка Сергея Родина "Отрекаясь от русского имени",
сделал следующий вывод: "Украинцы это "этнические предатели".
А "украинство" - "этническая химера" (термин Льва Гумилева).
По Гумилеву "этнические химеры" возникают в зоне активного
противостояния двух несовместимых суперэтносов (в данном случае - европейского
и русско-православного) и представляют собой общность денационализированных,
выпавших из родственных этносов индивидуумов. "Этнические химеры"
обречены на гибель. Правда, сам Гумилев украинцев к "этническим
химерам" не относил". В. Махнач предположил: "Если США -
действительно уже химера, ничего хорошего это им не предрекает. Их способен доконать любой скачок жизненного уровня".
Приведем типичное политизированное алармистское
высказывание. М.Ковалькова задает вопрос, и сама дает ответ: "Что же
оставят потомкам "неразумные россиянцы", отмстить
которым рано или поздно придет какой-нибудь новый Вещий Олег? Руины однотипных
особняков? Остовы сгоревших мерседесов? Химера
обречена историей, а потому рано или поздно она закончит свое существование,
вопрос состоит лишь в том, что станет ее могильщиком - иные, более сильные и
свободно развивающиеся этносы или же коренной этнос страны, нашедший в себе
силы избавиться от духовного угнетения. Сегодня абсолютно ясно только одно, что
время Россиянии войдет в историю как один из наиболее мрачных периодов для
России и русского народа". Вышеизложенное позволяет нам увидеть
распространение символа "химера" в политической сфере.
Основные
признаки химеры
И. Шишкин отметил следующее: "В работах Л.Н.
Гумилев выделяет три основные формы такого контакта: симбиоз, ксения и химера.
Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую
нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При
симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - наиболее
оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из
народов. Симбиоз - источник силы и могущества многонациональных государств,
дающий им огромные преимущества перед мононациональными странами. Ксения -
сочетание, при котором один этнос - "гость", вкрапление в теле
другого, - живет изолированно, не нарушая этнической системы
"хозяина". Например, в Российской империи - колонии поволжских
немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса. Но когда
"гость" начинает утрачивать свою изолированность, он может
превратиться в химеру. Химера - соединение несоединимого.
Она возникает, если два этноса, принадлежащих к суперэтносам с отрицательной
взаимной комплиментарностью, живут перемешавшись,
пронизывая друг друга. В этих случаях неизбежны кровь и разрушения, гибель
одного или обоих этносов. Процесс распада порой бывает
длителен - один, два века".
В. Махнач выявил взаимосвязанность "химеры" и
"антисистемы": "Л.Н. Гумилевым было открыто, что антисистемы
появляются на границах суперэтнических систем и являются экстерриториальными.
Особое положение в генезисе антисистем занимают химеры. Химера - это форма
контакта несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие. Химеру можно охарактеризовать
как общность деэтнизированных людей. В отличие от этноса химера не может
развиваться, а способна лишь некоторое время существовать, впоследствии
распадаясь. Как правило, химеры складываются за счет вторжения представителей
одного суперэтноса в области проживания другого, после чего агрессор пытается
жить не за счет использования ландшафта, а за счет побежденных. Результатом в
конечном итоге всегда бывает распад и гибель химеры, так как победители
деградируют не в меньшей степени, чем их жертвы".
Е. Хохлов дает наиболее корректное определение химеры в
сфере интеллекта: "Химера - это нечто, внешне существующее, но не
имеющее никаких реальных оснований для своего существования; это плод рационалистических
построений, не имеющий онтологической (т. е. бытийной) основы".
Концепты Хохлова позволяют по-иному взглянуть на основные
признаки химеры:
Химера – это несочетаемое соединение двух и более
самодостаточных явлений, воззрений, теорий или концепций
Ложь и обман – одна из доминант поведенческого стереотипа в
химере
Химера, в отличие от естественноисторического явления,
бесследно исчезает
Как это ни покажется парадоксальным, но именно бесследное
исчезновение химеры является ключевым признаком химеры в сфере интеллекта.
Бесследное
исчезновение
Лев Гумилев сам поставил вопрос о бесследном исчезновении
хазар: "В самом деле, почему ничего не осталось от хазар, тогда как
хуннские курганы полны шедевров, тюркские и половецкие "каменные
бабы" обнаружены в огромном числе, уйгурские фрески украшают галереи
Эрмитажа и Берлинского музея и даже от древних угров сохранились барельефы с
изображениями воинов и пленников? Хазарские сосуды лишены орнамента,
обнаруженные крепости хазарского времени построены небрежно, а изображений
людей вообще нет. Закономерно это или просто археологические поиски были
неудачны?".
Ответ Гумилева прост: "Предметов изобразительного
искусства из стойких материалов в Хазарии IХ-Х вв. не
было, да и быть не могло, хотя хазары по способностям отнюдь не уступали своим
степным и горным соседям. Ведь производить памятники культуры можно лишь тогда,
когда есть заказчик, способный оплатить работу художника. В Хазарии могло
платить правительство, а оно состояло из людей, принципиально отрицавших
изобразительное искусство".
Противоестественное
соединение
И.Шишкин констатирует следующее: "Говоря о химере,
следует отдавать себе отчет в том, что ее разрушительное воздействие
обусловлено природными закономерностями, а вовсе не тем, что одни люди хорошие,
а другие плохие. Они разные, разные настолько, что их нельзя совместить".
Е. Хохлов фокусирует внимание на итогах традиционного
метода исследования какого-либо явления, известного как "бритва
Оккама": "Чрезвычайно характерной особенностью
юридической (как и любой другой подобного рода) химеры является то, что в отношении
ее совершенно невозможно применить знаменитую бритву Оккама: после применения
этой "бритвы" не остается вовсе никаких сущностей либо обнажаются
сущности, весьма хорошо известные ранее, порой известные до степени банальности
(в последнем случае можно говорить о псевдоморфозе как варианте юридической
химеры)".
Ложь
– источник существования
В. Махнач выделил существенное: "Как писал Л.Н.
Гумилев, химеры - питательная среда для возникновения антисистем, ибо принцип
антисистемы - ложь - всегда присутствующий в химерах, допускает обман как
поведенческий стереотип. Так что в потоке нормального этногенеза антисистема не
может возникнуть. Однако при совмещении двух суперэтносов, когда в зоне
контакта возникает этническая химера, антисистемы развиваются со страшной
силой. И ведь нельзя сказать, что к принятию негативного взгляда на мир побуждает
ухудшение бытовых условий или экономические затруднения".
Отметим, что выявленные признаки химеры должны в полной
мере характеризовать то явление, которое может быть названо политической
химерой. Принципиально важным является также то, что понятие "антисистемы",
являющееся комплиментарным по отношению к "химере", не введено в
число признаков химеры, так как "антисистема" – это самодостаточное
явление.
Антисистема
Интеллектуальный символ "антисистема" связан с
символом "химера". В. Махнач отметил следующее: "Другая
введенная Гумилевым категория - категория "антисистема" - в истории
встречается чаще, живет долго, заметна меньше, нежели "химера", хотя,
по-видимому, вызывает куда бОльшие негативные последствия.
Относится она к области истории культур. Строгого определения антисистемы
Гумилев не дал. Антисистемы настолько разнообразны и у них настолько смазанные
черты, что пока дефиниции никому не удаются, хотя антисистема - не такое
фундаментальное понятие, как культура. Тем не менее, описать антисистему можно,
у нее есть характерные черты". По Махначу "антисистемы - это
системы, которые способствуют сокращению жизни этноса, а не ее сохранению.
Гумилев в конце жизни считал, что вообще все антисистемы образуются в зонах
контакта, т.е. они в некотором смысле бродят рядом с химерами".
Последователь Л. Гумилева С. Поколодин отмечает следующее: "Химеры
бывают пассивными и антисистемными. Пассивная химера не несёт в себе определённого
мироощущения. Антисистемная химера — это химера, порождающая новую целостность
людей с особым восприятием мира, так называемую антисистему. Антисистема — это
системная целостность людей с негативным мироощущением. Характерные
черты негативного мироощущения — не противопоставление, а приравнивание друг
другу истины и лжи; восприятие окружающего мира не как блага, а как зла и
средоточения страданий; понимание миссии человека в этом мире не как задачи
сохранения благого мира, а как отрицания мира и его разрушения с целью вырвать
человеческие души из пучины страданий, связанных с этим миром. Причина
возникновения антисистемы — наложение друг на друга двух разных ритмов этнических
полей, возникающее при контакте двух и более суперэтносов. "Когда два
разных ритма накладываются друг на друга, возникает своего рода какофония,
воспринимаемая людьми как нечто противоестественное, что
в общем-то и правильно. Но тогда люди начинают не любить вмещающую их
географическую среду, искать выхода при помощи строгой логики и оправдывать
свою ненависть к миру, устроенному так неудобно". Примеры антисистем —
гностицизм, манихейство, дуалистические ереси европейского средневековья
(богумильство, альбигойство и др.). Антисистемным являлось мировоззрение
западноевропейских инквизиторов, русских опричников. Как полагает Л.Н. Гумилёв,
антисистемы оказывают губительное воздействие на биосферу, так как их
представители не заинтересованы в сохранении природных ландшафтов, рассматривая
их как часть враждебного мира".
Отметим, что интеллектуальный символ
"антисистема" более часто используется в политической сфере, чем
символ "химера".
"Национал-оранжизм"
Белковского-Малера – политическая химера
Признаем, что в начале ХХI века мы
стали свидетелями рождения, а в ряде случаев и бесследного исчезновения, ряда
политических химер. Политические химеры рождаются при контакте двух
несовместимых политических сил. В случае "национал-оранжизма" – националистов
и либералов, зацикленных на практической реализации "оранжевой"
революции по примеру Украины. Контакт несовместимых сил и породил политическую
химеру. "Национал-оранжизм" как химера, являлся "плодом
рационалистических построений" (по Е. Хохлову), считался реально
существующим и был основам на лжи о перспективности союза либералов с
националистами.
Напомним, что "национал-оранжизм" презентовал до
событий 4 ноября 2006 года Станислав Белковский в статье "Национал–оранжизм
как стратегия русского возрождения". Из спектра публикаций в сети
Рунет, посвященных данной теме, можно сделать вывод, что идея
"национал-оранжизма" является детищем не только Станислава
Белковского, но и Аркадия Малера. Это породило несколько постмодернистских
шуток. Например, в либеральных кругах Белковский и Малер позиционировались как
Карл Маркс и Фридрих Энгельс "национал-оранжизма". В патриотических
кругах иронизировали, что один из креаторов "национал", а второй –
"оранжист". Если к вышеизложенному добавить,
что Белковский наполнил этот термин соответствующим содержанием, копируя В.И. Ленина:
"Источник и три составные части оранжизма", "русский
национализм как ядро национал-оранжизма", то процесс сотворения
политической химеры станет целостным. Исторически "национал-оранжизм"
был призван концептуально оформить императив: "Одна
Россия. Один народ. Одна оппозиция. Один оппозиционный кандидат в
Президенты". Но данная политическая химера просуществовала недолго.
Признаем, что национал-оранжизм" – это не концепция, а
концептуальный формат. Политические химеры в начале ХХI
века не появляются в виде целостных научных концепций. А концептуальный формат
позволяет наполнять его различными смыслами, что полностью соответствует духу
постмодерна.
Кто сегодня помнит о "национал-оранжизме". Как и
положено политической химере, она исчезла, не оставив ни малейших признаков
своего существования.
http://www.polit.nnov.ru/2008/12/26/symbolhimera/
НАО, 26.12.08