Журнал «Золотой Лев» № 125-126 - издание русской
консервативной мысли
М. Демурин
Пришло время собирания земель
Выступление на Соборных слушаниях
по «Русской доктрине»
Ваше Высокопреосвященство, уважаемые руководители Всемирного
Русского Народного Собора, коллеги!
В «Русской доктрине» дан честный анализ состояния дел в области
внешней политики нашей страны, причем, с учетом времени создания документа, он
дан «с опережением». Одновременно в этом труде фактически содержится остов
будущей концепции самостоятельной, национально ориентированной внешней политики
России.
То, что такая концепция необходима, сегодня мало у кого
вызывает сомнение. Как не вызывает сомнения и тот факт, что правящая «элита»
нашей страны, сформированная в первой половине 1990-х годов, оказалась не в
состоянии соответствовать вызову времени. Одна из важнейших причин этой
неспособности – выдвинутый ею лозунг о так называемом возвращении России в
«цивилизованный мир».
В русском обществе давно созрел запрос на другую политику – на активную роль России в мировых делах. Важно
также, что у руководства страны и ее политического класса стало укрепляться
понимание не только необходимости восстановления лидирующих позиций России в
мире, но и взаимосвязи между активностью во внешней политике и национальным
развитием. Диалектика здесь очевидна: задачи, которые Россия ставит перед собой
и решает на международной арене, – это не просто существенный, но сущностный
фактор в ее становлении как великой нации. И наоборот: четко сформулированная
национально-государственная доктрина задает ясный, продуктивный вектор в
международных делах.
Посмотрим с этих позиций на то, как исторический выбор
России отражен в действующей Концепции внешней политики России. Там все
банально сводится к «созданию правового государства, демократического
общества и социально-ориентированной рыночной экономики», а внешняя
политика подчиняется сугубо этим целям. Схожим образом в мартовском (2007 года)
«Обзоре внешней политики России» трактуется потенциальный залог лидерства
России на пространстве СНГ: мы даем соседям привлекательную модель перехода к
рынку и демократии – и лидерство обеспечено. Что же здесь выражает нашу
самобытную международную субъектность? Ничего.
В условиях происходящих сдвигов в глобальном развитии,
усиливающейся экспансии сильнейших мировых цивилизаций на всё пространство СССР
такой подход, как минимум, бесперспективен. Россия должна найти действительно свое
место в современном мире. Только в этом случае мы сможем избежать того, чтобы
быть рекрутированными той или иной стороной уже начавшихся или назревающих межцивилизационных конфликтов, будем в состоянии
способствовать гармонизации интересов их участников на основе нашего
уникального опыта сосуществования традиций. Место в современном мире.
Только в этом случае мы сможем избежать того, чтобы быть рекрутированными той
или иной стороной уже начавшихся или назревающих межцивилизационных
конфликтов, будем в состоянии способствовать гармонизации интересов их
участников на основе нашего уникального опыта сосуществования традиций.
Еще одна причина, побуждающая нас «подстегнуть» процесс
самоопределения, – прогнозируемое осложнение внешних условий развития. За
последний год многие из обозначенных в «Русской доктрине» тенденций приобрели
более явные очертания. Главная из них – это усиление кризиса «западной»
финансово-экономической системы (в которую мы продолжаем пытаться «ускоренно
интегрироваться»), включение США и их ближайшими союзниками механизмов
атлантического единства и протекционизма, опора на фактор силы, их стремление
максимально «освободиться» от международно-правовых обязательств. И – пытаться
сохранить свое мировое лидерство за счет России и в ущерб России. Все более
серьезные и сложные задачи ставит перед нами фактор усиливающихся Китая, Индии,
государств Азиатско-Тихоокеанского региона. На это накладывается угроза скорого
истощения природных ресурсов, увеличения демографического дисбаланса,
усиливающихся природных катастроф. Россия должна встретить эти и другие угрозы
внутренне окрепшей, обладающей действенным политическим, экономическим,
оборонным, дипломатическим, культурным инструментарием. Важные идеи на этот
счет также сформулированы в обсуждаемом труде.
За неимением времени остановлюсь только на наиболее
приоритетном внешнеполитическом направлении нашего национально-государственного
возрождения – восстановлении позиций России на пространстве СССР. Дальнейшая
невразумительная политика в отношении соседей способна привести к окончательной
дезинтеграции с ними – утрате текущего политического и
перспективного цивилизационного лидерства. Пока же
воздействие России в этом регионе (и не только в нем) продолжает определяться
не столько нашими новыми внутренними и внешнеполитическими достижениями,
сколько старым багажом, наличием унаследованного от СССР военно-промышленного
потенциала, положением крупного сырьевого транзитера
и поставщика. Да, России необходимо найти продуктивный баланс между движением к
реинтеграции и преодолением иждивенческих настроений
у руководства и населения соседних с нами стран. Но
делать это надо, на мой взгляд, с меньшими потерями, чем происходит сегодня, –
особенно в отношениях с Белоруссией. И уж, во всяком случае, не допускать
ситуаций, подобных той, которая сложилась в отношениях с Эстонией, когда мы оказываемся
не в состоянии применить в отношении действительно враждебного нам режима и
половины тех мер, которые мы применяем в отношении Минска.
Одним словом, пришло время России выступить с созидательной
альтернативой «собирания земель» – экономической, политической, социальной,
культурной, военной, научной и другой реинтеграции
постсоветского пространства. Именно эта концепция призвана стать отправной
точкой в формулировании и осуществлении национально ориентированной внешней
политики России как части общего консервативного проекта осуществления «Русской
доктрины».
РПМонитор, 30.08.2007