Журнал «Золотой Лев» № 138-139 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Смирнов

 

Каким будет экономика РФ в 2008 г.

 

Как это ни странно, в интернете по прежнему все еще появляются слухи о том, что в 2008 г. нас ждут какие-то финансовые проблемы. Однако факты говорят о высокой устойчивости экономики РФ и ее финансовой системы. Международные резервы РФ достигли нового рекорда – 474 млрд. долл. - третье место в мире после Китая и Японии. Объем Стабилизационного фонда РФ на 1.01.2008 составил 3 трлн 849,11 млрд руб. – т.е. почти 160 млрд.долл. Согласно прогнозам МЭРиТ рост ВВП в 2007 году составит около 7,6%, рост промышленного производства около 6%.

В тоже время события 16 января, когда давлением плохих новостей из США фондовый индекс РТС «просел» примерно на 4.5%, опустившись до уровня 2230 еще раз демонстрируют достаточно серьезные риски, связанные с глобализацией финансовых рынков. Основные споры связаны с оценкой, окажется ли экономика США в полосе рецессии или нет. «Масло в огонь» подлили сообщения о списании Merrill Lynch, крупнейшей брокерской компании мира убытков на сумму около 15 млрд. долл в связи с убытками по ипотечным операциям, и чистых убытков Citigroup в 4 квартале на сумму 9.83 млрд. долл, вызванных списанием активов на сумму 18.1 млрд.долл.

Реагируя на непростую финансовую ситуацию в мире, многие международные фондовые индексы по сравнению с октябрем 2007 «просели» примерно на 10%, при этом индекс РТС, несмотря на текущее падение, показал все же меньшую чувствительность, увеличившись с августа 2007 г. по начало 2008 г. примерно на 20% до уровня около 2300. Следует надеяться, что финансовая система РФ, пройдя тестирование на прочность к рискам глобализации, в августе 2007 будет и далее демонстрировать высокий уровень прочности.

Однако ухудшение ситуации на рынке США скажется и на фондовом рынке РФ. Все дело в том, что на этом фондовом рынке нерезиденты играют значительную роль, располагая значительным объемом финансовых ресурсов. Широко известно, что при малейших проблемах на своих «родных» рынках они продают активы и выводят средства. Единственный путь добиться большей устойчивости фондового рынка состоит в его всяческом развитии, т.е. более широком привлечении средств отечественных компаний и особенно граждан. Как известно, фондовый рынок Китая, построенной на модели доминирования национальных инвесторов, отличается значительно большей устойчивостью к мировым «катаклизмам», демонстрируя правда, другую крайность – излишнюю «перегретость».

Впрочем, пока денежные власти США демонстрируют вполне адекватные меры по борьбе с ипотечным кризисом. Напомним, что 11 декабря 2007 г. Федеральная резервная система (ФРС) США понизила учетную ставку на 0,25 процентного пункта - до 4,25%. Это уже третье снижение - ранее 18 сентября 2007 г. ФРС снизила учетную ставку на 0,5 процентного пункта - до 4,75%, а 31 октября 2007г. на 0,25 процентного пункта - до 4,5%. Недавно глава ФРС Бен Бернанке сделал заявление о поддержке экономического роста и минимизации финансовых рисков. Вероятно, что на ближайшем заседании ФРС, намеченном на конец января ставка будет еще раз снижена. Основные мотивы снижения ставки – стимуляция экономического роста и облегчение долгового бремени заемщикам. С этой же целью в США предложен план изменения выплат по взятым ранее ипотечным кредитам. ФРС планирует предпринять совместные действия с Центробанками других стран с целью решения проблем с кризисом ликвидности. Указанные меры могут послужить хорошей поддержкой для  американской экономики и снижения напряженности на мировых финансовых рынках.

После «финансовой лихорадки» августа вплоть до ноября  2007 г. банковский сектор демонстрировал нехватку ликвидности. Однако сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону: по состоянию на середину января 2008 г. денег у банков вполне хватает, ставки на межбанковском рынке упали до уровня 2-3%. У этого факта есть вполне адекватное объяснение. Согласно данным, опубликованным на сайте ЦБ РФ, темпы роста активов банковской системы за ноябрь месяц полностью восстановились, составив 3.7% или 43.9% в годовом выражении. Напомним, что в режиме «нормального развития» темп роста активов за 1 полугодие 2007 составлял около 45% в год (за 2006 год – 44% ), а в сентябре, напротив, они снизились до уровня 1% в годом выражении.

В значительной степени ресурсная проблема была связана со сложностью привлечения внешнего финансирования на фоне проблем с ликвидностью на международных рынках. В ноябре- декабре Правительство и ЦБ планировали поддержать банковскую систему бюджетными ресурсами. Эти меры, связанные с размещением средств госкорпораций – институтов развития в крупных государственных банках добавили долгожданную ликвидность. В то же время наши банки смогли развернуться «лицом к рынку» и предложили более активную депозитную политику, связанную не только с более активной рекламной компанией, но также с повышение депозитных ставок. В результате, по данным за ноябрь объем средств клиентов в целом по банковской системе вырос на 286 млрд. руб., в том числе в значительной степени (на 46%) за счет прироста вкладов физических лиц - на 134 млрдуб., прирост кредитного портфеля составил 517 млрд.руб.

Ранее картина падения темпов роста банковской системы вызывала серьезные опасения –  многие аналитики полагали, что темп экономического роста в 2008 году может замедлится за счет снижения объемов кредитования на фоне дефицита финансовых ресурсов. В тоже время новые данные не могут не внушать оптимизма – по всей видимости, банковская система в значительной степени оправилась от последствий «встряски» августа. В целом экономика и финансовая система РФ имеет высокий запас прочности.

Необходимо учесть, что в связи с выборами Президента РФ, намеченного на 2 марта 2008 г. инвесторы некоторое время будут соблюдать осторожность. Поэтому рост рынка ценных бумаг, а также приток иностранного капитала на некоторое время может замедлиться. Согласно оценкам Минфина РФ, прямые иностранные инвестиции в 2007 году составят около 45 млрд долл., что почти в 1.7 раза выше уровня 2006 г. – 26 млрд. долл. Следует полагать, что Минфин и ЦБ приложат все усилия, чтобы этот год, особенно его первая половина не преподнесла каких либо неприятностей для наших граждан.

Далее все будет зависеть от тех политических и экономических ориентиров, которые будут приняты новым Президентом в качестве базовых. Если все будет сделано правильно - и рынок получит от новой власти сигналы об улучшении инвестиционного климата, развития рыночной инфраструктуры, широкого развития регионов, усиления эффективности государства - в России возможен настоящий «инвестиционный бум». Но даже если никаких кардинальных инноваций мы сначала не увидим, имеющейся стабильности достаточно, чтобы обеспечить дальнейший рост внутренних и иностранных инвестиций, позитивного развития банковской системы. В этом случае темпы экономического роста останутся на уровне около 6-7%. Правда, при таком сценарии основная проблема экономики будет в том, что все «сливки» развития до регионов с основном не дойдут - экономическое развитие страны будет по прежнему однобоким.

По всей видимости, принципиального снижения цен на нефть в 2008 году жать не приходится, что также повысит конкурентные возможности российской экономики. Одни из важнейший причин – дальнейшее падение курса доллара, ограниченность добычи, растущий спрос со стороны Китая, Индии, а также рост за счет перетока спекулятивного капитала на сырьевые рынки. Не менее важный фактор - оказание давления США на Иран. По мнению многих экспертов, мировую экономику ждет дефицит нефти, что связано с необходимостью значительных инвестиционных вложений для роста добычи.

Таким образом, приток валюты в страну будет обеспечен, и курс рубля будет по-прежнему укрепляться. Насколько это может быть опасно для российской экономики? Недаром нас уже не первый год пугают будущим отрицательным сальдо торгового баланса. Конечно, укрепление рубля бьет по интересам экспортеров, однако эти потери полностью перекрывает рост цен на нефть. Укрепление рубля также может негативно сказаться на отечественных производителях,  находящихся под давлением увеличения импорта. Однако экономическая практика показывает, что укрепление рубля неопасно, если российские предприятия будут предпринимать адекватные усилия по улучшению своего менеджмента, т.е. будут снижать издержки, повышать производительность труда и качество своей продукции. Они будут иметь возможность получить более дешевый доступ к импорту оборудования и технологий, что создаст дополнительный импульс для развития промышленности и несырьевого экспорта.

Укрепление курса повысит реальные доходы населения и уменьшит инфляцию. В тоже время ЦБ РФ будет тщательно регулировать этот процесс таким образом, что соблюсти баланс интересов экспортеров и внутренних производителей.  Выдвигаемые прогнозы о достижении пассивного сальдо нашего баланса и последующей девальвации рубля выглядят абсолютно не убедительными, особенно на фоне все возрастающих цен на сырье. И если к нему со временем добавиться рост экспорта товаров с большей долей добавленной стоимости, то говорить о нем в сколько-нибудь ближайшей перспективе не придется.

Другое дело, что инфляция, вышедшая в прошлом году на уровень 12% будет по-прежнему оставаться нашей самой серьезной проблемой. Намеченный рост цен на электроэнергию в 2008, 2009, 2010 г. составит - 12%, 12.5%, 13.5% соответственно, на грузовые железнодорожные перевозки 11%, 9%, 8%. Рост цен на газ – 25%, 27.7%, 27.7%. Эта ситуация  вряд ли будет работать на снижение уровня инфляции, который останется на уровне не менее 9%. Не менее важный фактор повышения инфляционных ожиданий – возможное увеличение социальных обязательств государства – например, повышения пенсий, пособий, заработной платы в преддверии Президентских выборов и их последующая реализация. В то же время эти меры в значительной степени назрели не только с политической, но и с экономической точки зрения. И если обеспечить активный инвестиционный и промышленный рост, инфляционные последствия этих мер можно было бы значительно снизить. Повышенный уровень инфляции и повышение ставок будет толкать вверх кредитные ставки. С другой стороны, сложившийся уровень инфляции благотворно скажется  на банковской системе. Что касается характера рост цен на недвижимость, то они в значительной степени будут зависеть от нефтяного тренда и состояния ликвидности рынка – будет расти нефть, будет расти и рынок недвижимости, если цены будут снижаться рынок будет стабилизироваться.

В нашей стране инфляция является не столько экономической, сколько политической проблемой и упирается в политическую волю руководства страны и ее элиты в решении двух задач: эффективного регулирование рыночной власти монополий и развитие несырьевого, промышленного сектора экономики, например, на манер Южной Кореи.

Возможное избрание Д. Медведева, который является Председателем Совета Директоров ОАО «Газпром» и отлично разбирается в этой «кухне», наглядно покажет, в какую сторону пойдет наша страна. То ли по пути создания развитой конкурентной и диверсифицированной экономики «всеобщего благосостояния», способного привести Россию к мировому лидерству, или - по пути дальнейшей монополизации.

Если в будущем экономика «забуксует» через некоторое время Россия может столкнуться с самым серьезным обновлением элит по причинам экономического, политического и социального характера. Русский народ долго думает, иногда на формирование новой повестки дня может уйти несколько десятков лет, но когда все поймет изменить что-либо будет невозможно. В стране происходит неизбежный и банальный процесс осмысливания ситуации: через несколько лет в проблемах нашей экономики за счет активной передачи информации будут прекрасно разбираться даже обычные домохозяйки, которые будут обсуждать эти проблемы на кухне за чашкой чая.

Не менее важная тема, затрагиваемая в обсуждениях – слухи о возможности проведения деноминации. С одной стороны, нельзя сказать чтобы потребность была бы в ней столь велика – народ в основном привык и к масштабу цен и к самим деньгам, сравнительно недавно вышли очень удобные для расчетов за товары большой стоимости 5000 купюры. И все же… Известный смысл в ее проведении мог бы быть. Например, в соотношении 1 к 100, чтобы вернуть уровень цен к временам СССР, когда на сегодняшние 1000 рублей можно было купить примерно столько же, сколько тогда на 10 рублей. Это могло бы «подчеркнуть» «большую» ценность рубля относительно доллара, что будет неплохо смотреться с точки зрения перспектив абсолютной конвертируемости рубля. При такой деноминации курс доллара будет 1 доллар/24 копейки. Другая позитивная сторона – придание смысла нашей мелочи, например монетам достоинствам 1, 5, 10, 50 копеек, которые сейчас многие просто оставляют у кассы. Весь вопрос лишь в том, будет ли эта операция нести какие-либо риски? В том случае, если такого рода акция будет выполнена по сценарию 1997 г. т.е. с возможностью свободного обмена денег и их параллельного хождения никаких рисков она нести не будет. В тоже время за счет эффекта округления цен и роста номинала мелких монет (если их оставят) краткосрочный всплеск инфляции может быть.

Очень важен вопрос - кто распространяет всевозможные слухи о финансовых катаклизмах, проблемах при обмене денег, конце стабильности и пр. Кто хочет раскачать нашу лодку? Творцы оранжевых революций? Тут уместно вспомнить слова П.А. Столыпина: «Революционерам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия».

Наша наиболее серьезная проблема – рост объема корпоративного долга крупнейших государственных компаний и банковского сектора, выходящий на уровень 400 млрд. долл , что сравнимо с объемом золотовалютных резервов. По данным ЦБ, рост внешнего долга РФ за 9 месяцев 2007 г. составил 38.7% с 310.6 до 430.9 млрд. долл. Долг органов государственного управления снизился с 44.7 до 39.6 млрд. долл. Достаточно резко вырос долг банков - на 46% с 101.2 до 147.7 млрд. долл. В то же время возможности продолжать увеличивать эти долги в настоящий момент в связи с проблемами на мировом финансовом рынке пока проблематично. Сумма возврата долгов, необходимых выплатить банкам по внешним валютным займам в 2008 году составляет 14.7 млрд. долл., т.е. примерно 1.8 % от активов банковской системы (около 770 млрд. долл. на 1.12.2007). Но будем надеяться, что государственная власть не будет делать ошибок, подобных снижению контроля за деятельностью «чеболей» в Южной Корее, приведших эту страну к серьезному финансовому кризису и сможет обеспечить адекватный уровень финансового контроля за бизнес проектами своих крупнейший монополий. Нет причин сомневаться в том, что и ЦБ, наученный опытом 1998 г. также будет внимательно контролировать уровень возникающих рисков в банковской системе.

 

(При написании использована статья автора на сайте FiNAM http://www.finam.ru/analysis/forecasts 00A10/default. asp)


Реклама:
-