Журнал «Золотой Лев» № 147-148 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

И.А. Щеглова

 

Бюджет упущенной для России выгоды

 

В соответствии с требованием бюджетного законодательства правительство Российской Федерации внесло в Госдуму проект федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год», который был рассмотрен 19 марта 2008 года.

Предлагаем вниманию наших читателей сокращенный вариант выступлений членов правительства и депутатов Госдумы по бюджету–2006, так как эта дискуссия, на наш взгляд, дает реальную картину экономической ситуации в России.

 

Кудрин А.Л., министр финансов РФ: Напомню, что в 2006 году ВВП вырос до 7,4 процента. Мы вышли в 2006 году на траекторию удвоения ВВП за 10 лет. При этом в предыдущий, 2005 год рост был 6,4 процента. Цена на нефть в этот год достигла нового максимума – 61 доллар США, что на 10,5 доллара больше, чем было в предыдущий год… Напомню, что в прошлом, 2007 году, в январе–феврале цена на нефть была всего 50 долларов, а сейчас около 100. То есть у нас за один год среднемесячная цена выросла в 2 раза.

Инвестиции в основной капитал выросли в 2006 году на 13,7 процента. Доходы населения в этот год возросли на 13,3 процента.

Напомню, что работникам бюджетной сферы мы в тот год увеличили среднюю заработную плату на 28,4 процента, а размер трудовой пенсии – на 15,7 процента. МРОТ мы в тот год увеличили с 800 рублей до 1100 рублей. В результате доля денежных доходов населения, живущего ниже прожиточного минимума, уменьшилась до 15,2 процента ВВП. Кстати, в 2007 году этот показатель сократился ещё и составил 13,7 процента ВВП.

2006 год для нас был годом ещё одной важной, системной, крупномасштабной экономической реформы. С июля 2006 года было либерализовано валютное регулирование в нашей стране. Наша страна вошла в число чуть более 20 стран, которые ввели свободную конвертируемость своей национальной валюты. До 2006 года из страны убегал капитал, с 2006 года переломилась тенденция – капитал пошёл в страну. И в 2006 году приток составил 42 миллиарда, в отличие от практически нулевого притока в предыдущий год. Теперь наша страна не только зарабатывает на нефти, наша страна способна получить большой приток иностранного капитала…

Конечно, мы имели и увеличение денежного предложения на 48 процентов. Это, вообще-то, много для России. Средний прирост денежной массы в экономике даже таких сопоставимых стран, как Китай, Индия или Бразилия, – 18–20 процентов, в России – 48.

Часто говорят, что создание Стабилизационного фонда – это омертвление или выведение из экономики денег. Это ошибочное, неверное представление. В тот год, в 2006 году, несмотря на то, что мы накопили Стабилизационный фонд, мы увеличили количество денег в экономике на 48 процентов. Это избыточно, соответственно инфляция оставалась достаточно высокой: мы вышли на уровень 9 процентов, хотя по плану было 8,5. Но, тем не менее, 9 процентов – это выше, чем в других странах…

В этой связи увеличение инфляции почти до 12 процентов, точнее, до 11,9 процента в 2007 году можно назвать главным экономическим упущением 2007 года. Увеличение инфляции означало, что банковский сектор, бизнес не может сегодня чётко предсказать, какой будет рост цен на их продукцию на ближайшие год, два, три. Неопределённость возросла, кредиты стали дороже и соответственно по-прежнему остаются очень короткими. Увеличение инфляции – это вычет из реальных доходов населения, то есть доходы больше обесцениваются, соответственно, когда растёт инфляция, население меньше несёт денег в банки и больше тратит на потребительские товары, что ещё раз подстёгивает инфляцию.

Пенсионные вклады в Сбербанке соответственно уменьшаются на величину инфляции в реальном выражении. Инфляция остаётся главным фактором нестабильности, поэтому цель правительства в 2008 году – обеспечить дальнейшее снижение инфляции, преодолеть последствия вот этого неудачного в силу ряда обстоятельств 2007 года…

В последние годы Стабилизационный фонд, объём которого вырос за один только 2006 год на 1 триллион 100 миллиардов, в серьёзной степени играл как раз антиинфляционную роль. При этом я напоминаю, что деньги в экономике выросли на 48 процентов. Если бы мы не убрали в Стабилизационный фонд эти деньги, если бы мы все средства Стабфонда в этот год потратили, то инфляция была бы не 9 процентов и даже, скорее всего, не 15, а выше. При этом мы пошли на погашение государственного долга перед Парижским клубом на сумму 22,5 миллиарда долларов досрочно.

Сегодня, в момент кризиса, мы наконец оценили этот шаг: наша зависимость от внешнего долга в этом году существенно уменьшилась, что позволяет нам легче пройти кризис 2008 года.

В виде справки скажу, что финансовый кризис на мировых рынках является беспрецедентным за несколько последних десятилетий по масштабу, по глубине, по воздействию на американскую и, соответственно, мировую экономику. Он, конечно, ещё создаст дополнительные вызовы и риски для нашей финансовой системы в этом году… Кризис находится в пике и, возможно, продолжится…

Могу сказать, что у Центрального банка и правительства сегодня достаточно средств, чтобы обеспечить стабильность нашей финансовой системы… Мы в прошлом году увеличили денежное предложение снова на 48 процентов, это избыточно для России, в этом году будет 35–40 процентов.

Кредиты в экономике в прошлом году выросли также почти на 50 процентов. Получается, в основном увеличивается кредитный спрос, на который, однако, не успевает реагировать наше российское производство. Наше производство растёт темпами 6–7 процентов, такой спрос вызывает потребность в импорте, и вот объём импорта в прошлом году вырос на 30 процентов. Это означает, что есть элементы перегрева нашей экономики.

Снижение кредитования в условиях финансового кризиса до 35–40 процентов, прироста кредитов, не только сохранит темпы экономического роста, но они будут не меньше 7 процентов.

Таким образом, мы не ожидаем кризисных условий в Российской Федерации. Временный, кратковременный шоковый дефицит ликвидности, который может возникать, будет полностью компенсирован Центральным банком и правительством Российской Федерации.

Конечно, 2006 год отличался целым рядом новых решений в рамках бюджетной политики. 6 триллионов 278 миллиардов составили доходы, расходы – 4 триллиона 284 миллиарда, превышение доходов над расходами составило 1 триллион 994 миллиарда… Мы увеличивали исполнение наших обязательств, наши расходы, в том числе социальные расходы, достаточно интенсивно.

Среди основных решений, которые принимались в 2006 году, напомню, создание Инвестиционного фонда и начало отбора проектов в Инвестиционный фонд на конкурсной основе на условиях частно-государственного партнёрства. В 2006 году фонд начал работать, потратил небольшую сумму. В 2007 году и особенно в 2008-м мы перейдём уже к полномасштабному исполнению проектов за счёт Инвестиционного фонда.

Таким образом, мы создадим производственную и транспортную инфраструктуру в крупнейших промышленных регионах нашей страны. Я могу назвать Нижнее Приангарье, Читинскую область, Южную Якутию, Тыву, где будет построен крупный добывающий комплекс.

Впервые в рамках Инвестиционного фонда Россия вернулась к созданию крупных промышленных регионов, где транспортную инфраструктуру будет создавать правительство…

К вкладам, которые возвращаются и компенсируются населению, прежде всего это вклады вкладчиков Сбербанка на 20 июня 1991 года, прибавляются ещё небольшие суммы вкладов по государственному страхованию, по договорным накопительным видам личного страхования с 1 января 1992 года, а также государственные ценные бумаги, размещение которых проводилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года. Такие сбережения граждан в ценах Советского Союза составляли 345 миллиардов рублей…

В 2005 году началась дополнительная компенсация сверх обычной, которая всем категориям осуществляется, – компенсация участникам Великой Отечественной войны… Мы пройдём как минимум разовую компенсацию по всем видам вкладов как минимум по 1000 рублей и перейдём, уже сейчас перешли, ко второй индексации вкладов. По ряду категорий мы идём на вторую тысячу рублей, по ряду категорий возмещаем вклад в номинальном выражении до суммы всего вклада, то есть весь остаток вклада компенсируем.

 

Степашин С.В., Председатель Счётной палаты РФ: Счётная палата подтверждает отчёт правительства об исполнении бюджета за 2006 год.  Этот год весьма показателен с точки зрения как положительных, так и отрицательных тенденций. Так, в 2006 году, как вы знаете, началось практическое осуществление приоритетных национальных проектов. В то же время, как отметил на состоявшемся 28 февраля заседании совета по нацпроектам президент страны Владимир Путин, решение наиболее острых социальных проблем пока удалось лишь сдвинуть с мёртвой точки.

Так, в том же 2006 году наряду с положительными тенденциями, о которых я сказал, увы, дифференциация населения по уровню доходов по сравнению с предыдущим годом увеличилась и составила 15,3 раза. Кстати, по итогам прошедшего, 2007 года этот показатель ещё более возрос и составил уже почти 17 раз...

По итогам 2006 года, то есть когда начали работать нацпроекты, когда в экономику, в реальный сектор экономики страны пошли дополнительные средства, темпы прироста потребительских цен составили 9 процентов, что является самым низким показателем за всю постсоветскую историю. Это ещё раз показывает, что при разумном, взвешенном подходе увеличение бюджетных расходов на приоритетные социальные и инвестиционные нужды не только не способствует, а, наоборот, препятствует инфляции.

Эту тенденцию наглядно подтверждает и опыт прошедшего года, когда основной вклад в увеличение темпов роста потребительских цен внесло существенное подорожание именно импортируемого продовольствия. Таким образом, в этой ситуации одним из важнейших элементов борьбы с ростом цен становится именно увеличение бюджетных расходов на стимулирование отечественного сельхозпроизводства.

В то же время нельзя забывать и о других антиинфляционных мерах немонетарного характера: более эффективном регулировании тарифов естественных монополий, развитии биржевой торговли нефтепродуктами, развитии инфраструктуры торговли и товаропроизводящих сетей, зерновых интервенциях на внутреннем рынке.

В данном контексте хотел бы обратить внимание ещё на одну проблему текущей финансовой политики, которая отчётливо проявила себя в 2006 году, – это рост внешней задолженности российских корпоративных структур. По данным Банка России, которые мы подтверждаем, совокупный внешний долг страны по итогам 2006 года увеличился на 20 процентов и превысил в совокупности 300 миллиардов долларов, что составило 30 процентов валового внутреннего продукта. По данным на 1 октября 2007 года, этот показатель возрос ещё более чем на треть и превысил 430 миллиардов, что составило уже 33 процента валового внутреннего продукта.

На наш взгляд, необходимо разработать мероприятия по замещению иностранных займов внутренними инвестициями, создать условия для осуществления заимствований российских предприятий и банков на внутреннем рынке...

По результатам наших проверок Счётной палатой было установлено, что с июня 2006 года эти средства размещались исключительно на валютных депозитах в Банке России и в ценные бумаги иностранных государств, в том числе ипотечные, не вкладывались.

В то же время должен отметить, уважаемые коллеги, что Счётная палата не располагает документально подтверждёнными данными о том, каким образом Банк России управлял своими золотовалютными резервами, так как Национальный банковский совет в прошлом году отклонил наше предложение о проведении такой проверки…

Скажу откровенно, нас несколько смущает последнее заявление Алексея Улюкаева, первого зампреда ЦБ, который сказал, что рассматривается вопрос о том, чтобы золотовалютными резервами нашей страны управляли частные компании.

В настоящее время правительством ведётся работа по отбору финансовых инструментов, в которые могли бы быть вложены средства только что созданных Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В связи с этим, а также с обостряющимся финансовым ипотечным кризисом в США и в ряде других стран необходимо обратить особое внимание на проблему обеспечения не только доходности, но и надёжности вложений в зарубежные активы.

Не исключено, что по ряду позиций более перспективным могло бы оказаться увеличение бюджетных инвестиций в российские финансовые корпоративные структуры, тем более что позитивный опыт такого рода уже имеется.

В конце прошлого года из средств Стабилизационного фонда было выделено 300 миллиардов рублей на капитализацию институтов развития.

Достаточно очевидны и проблемы, связанные с невысоким качеством макроэкономического прогнозирования. Мы об этом говорим из года в год. Правительство, как вы знаете, не угадывает, так сказать, темпы инфляции, мировые цены на нефть и объём валового внутреннего продукта.

Так, например, по итогам 2006 года фактические цены на нефть оказались выше прогнозных в 1,5 раза, объём ВВП – на 10 процентов, а темпы инфляции – на 0,5 процента. В результате такой политики доходы бюджета оказываются существенно выше тех, которые предусматриваются законом. В качестве примера достаточно привести недавно рассмотренный Государственной думой законопроект о внесении изменений в бюджет на 2008–2010 годы, где объём бюджетных доходов был увеличен сразу на 21 процент. Такого в истории нашей страны ещё не было. Такие макроэкономические показатели, как темпы роста ВВП и темпы инфляции, носят целевой характер и должны в любом случае соблюдаться. Более того, управление этими параметрами является фундаментальной основой макроэкономической политики правительства и Центробанка. Во-вторых, есть примеры, когда правительство не вносит соответствующие изменения в закон о бюджете даже тогда, когда эти показатели фактически превышены. Так было в 2007 году, в ноябре, когда мы рассматривали внесение изменений в бюджет: целевой показатель темпов инфляции был уже 8,9 процента, а мы рассматривали их по целевому показателю на уровне 8 процентов.

При формировании доходной части бюджета наиболее проблемными моментами в 2006 году, да и в прошлом году, были многочисленные нарушения при возмещении налога на добавленную стоимость. Проверки Счётной палаты выявили факты завышения стоимости ресурсов при производстве экспортной продукции, создания фирм-однодневок и предоставления фиктивных документов о якобы совершённых экспертных операциях.

В связи с этим мы уже не один год выступаем с предложением об изменении порядка возврата из бюджета НДС, уплаченного экспортёрами, и мы должны констатировать, что в скором времени данная проблема будет решена.

На Инвестиционном форуме в Красноярске Дмитрий Анатольевич Медведев выступил с предложением перейти на единую пониженную ставку НДС. Впоследствии предполагается вообще заменить его налогом с продаж, чьё администрирование, как вы понимаете, не требует возврата экспортёрам ранее уплаченных средств.

Эту позицию Счётная палата, естественно, поддерживает. Вместе с тем существуют ещё значительные резервы повышения результативности бюджетных расходов. К сожалению, из года в год повторяется закономерность, когда рост бюджетных расходов сопровождается ещё большим увеличением неиспользованных бюджетных остатков.

По итогам 2006 года этот показатель увеличился более чем на 56 процентов и составил более 800 миллиардов рублей. Достаточно сказать, что в этот период средства Инвестиционного фонда были использованы лишь на доли процента.. По итогам 2007 года этот показатель был лучше, он составил 12 процентов, но при этом финансирование инвестиционных проектов по-прежнему оставалось минимальным.

В то же время при реализации трети федеральных целевых программ не были полностью использованы лимиты на государственные капитальные вложения. При исполнении Федеральной адресной инвестиционной программы было введено в эксплуатацию лишь 37 процентов объектов из предусмотренного количества, а объём незавершённого строительства возрос по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза…

В целом, уважаемые коллеги, можно констатировать, что пока ещё существуют значительные трудности с внедрением в повседневную практику основных элементов бюджетирования, ориентированного на результат. Так, анализ докладов о результативности деятельности 21 субъекта бюджетного планирования показал, что как минимум 18 процентов показателей результативности не были выполнены.

Важнейшим инструментом повышения эффективности бюджетной политики является также работа по дальнейшей гармонизации межбюджетных отношений.

В 2006 году произошёл ряд позитивных изменений в данной сфере. Почти в два раза сократилось количество высокодотационных регионов, а общее число регионов, чей бюджет был исполнен с дефицитом, сократилось с 53 до 33, однако при этом не была в полной мере решена задача повышения финансовой самостоятельности, независимости регионов от федерального центра.

В сопоставимых условиях доля налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов оставалась на низком уровне и составила всего-навсего 33 процента. При этом львиная доля расходов шла на коммунальные услуги, на выплату заработной платы, а в муниципалитетах только 3 процента шло на инвестиции и на развитие этих регионов. Цифра, конечно, весьма и весьма низкая.

В последние годы во многом благодаря усилиям Федерального казначейства достигнут существенный прогресс в деле укрепления финансовой дисциплины. Тем не менее по результатам комплекса проверок исполнения федерального бюджета за 2006 год Счётной палатой выявлены факты нецелевого использования средств и нарушений при осуществлении госзакупок на общую сумму 227 миллионов рублей. У казначейства, кстати, эта сумма ещё больше.

Однако хотелось бы, уважаемые коллеги, в заключение отметить, что главным инструментом повышения результативности бюджетной политики, на наш взгляд, должна стать работа по дальнейшему совершенствованию бюджетного законодательства.

 

Буксман А.Э., первый заместитель Генерального прокурора РФ: Надзор за исполнением бюджетного законодательства является одним из приоритетных направлений деятельности Прокуратуры Российской Федерации. За 2006 год прокурорами в органах власти местного самоуправления выявлено 250 тысяч нарушений закона. Принесено около 45 тысяч представлений об устранении нарушений бюджетного законодательства. На незаконные правовые акты всех уровней принесено почти 23 тысячи протестов. В суды направлено 167 тысяч исков в защиту интересов государства на сумму 2 миллиарда рублей. Фактически взыскано в бюджеты более одного миллиарда рублей. По постановлениям прокуроров возбуждено 1300 уголовных дел. К административной и дисциплинарной ответственности привлечены более 25 тысяч должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления.

По материалам Счётной палаты прокурорами возбуждено 130 уголовных дел, по 240 прокурорским искам и представлениям прокуроров взыскано в бюджеты более 70 миллионов рублей.

Важным направлением деятельности является надзор за законностью при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд органами местной власти и местного самоуправления.

Вопреки законодательству, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления допускались случаи размещения государственного заказа без проведения конкурсов.

Нарушения закона при размещении заказов на поставки товаров и оказание услуг для государственных нужд были допущены Росимуществом, Роспечатью, Росприроднадзором и другими федеральными органами исполнительной власти.

Генеральной прокуратурой приняты меры к устранению нарушений закона и привлечению виновных к ответственности, а руководители Росстроя и Рособразования также были официально предостережены о недопустимости нарушения закона.

В Республике Мордовия, Амурской, Брянской, Калининградской, Курской, Новгородской областях выявлены нарушения требований статьи 73 Бюджетного кодекса по ведению реестра закупок для муниципальных нужд, что не позволяло осуществлять действенный контроль.

В республиках Адыгея, Тыва, Воронежской, Курской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Томской областях – случаи принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений об аккумулировании неналоговых доходов на счетах государственных, муниципальных органов или учреждений в обход счетов соответствующих бюджетов.

Проведенная Генеральной прокуратурой совместно с Роспатентом проверка исполнения законодательства об интеллектуальной собственности показала, что, вопреки требованиям Бюджетного кодекса, средства федерального бюджета, выделяемые на проведение НИОКР, федеральными органами исполнительной власти используются порой неэффективно.

Во многих случаях результаты НИОКР имеют низкую научную, практическую ценность и, как правило, бесперспективны с точки зрения их освоения в производстве. В итоге государство терпит не только громадный ущерб в виде прямых затрат на бесперспективные исследования, но и колоссальные убытки в виде упущенной выгоды.

Положение дел в бюджетной сфере требует активизации деятельности органов государственного (муниципального) контроля, которые не в полной мере используют предоставленные им полномочия.

 

Обсуждение докладов членов правительства

 

Гончар Н.Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»: Уважаемые коллеги, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддержит принятие отчёта о выполнении бюджета 2006 года…

 

Лекарева В.А., фракция "Справедливая Россия": Уважаемый Алексей Леонидович, 28-й президент Соединённых Штатов Америки Томас Вильсон очень быстро справился с внутренними проблемами. Он любил повторять, что величие чиновника измеряется не степенью его уверенности в себе, а числом людей, которые в него поверили. В вас поверили, Алексей Леонидович, как в министра финансов.. Вы самый эффективный министр финансов за последние сто лет. Фракция "Справедливая Россия" выражает надежду, что вы добьётесь признания как заместитель председателя правительства, если будете следовать Посланию Президента Российской Федерации Путина Федеральному собранию, где он определяет главную цель – реализацию приоритетных национальных проектов, инвестиции в человека и в повышение качества жизни… (Микрофон отключён.)

 

Председательствующий: Вера Александровна, вопрос задайте, пожалуйста, я вас очень прошу, я вижу, что депутаты ждут того же.

 

Лекарева В.А.: Ладно, задаю вопрос. Планирует ли правительство заняться разработкой эффективного механизма повышения качества жизни и сокращением разрыва между уровнем доходов самых богатых и самых бедных в Российской Федерации?

 

Кудрин А.Л.: Действительно, существующая дифференциация населения не уменьшается, поэтому, конечно, правительство занимается и этим, и будет предлагать меры, которые шаг за шагом позволят уменьшить дифференциацию между самыми бедными и самыми богатыми.

 

Жириновский В.В. (ЛДПР): Нужно выборы 2 декабря вернуть. «ЕДИНАЯ РОССИЯ», оппозиционная фракция. Они реально обманули своих избирателей – хвалят министра финансов. Вы что, не понимаете, что в стране началось? Начался подъём цен по всей стране на все продукты питания и на транспорт. Вы знаете, что у нас голод впереди? Вы знаете, что у нас пустые закрома, у нас нет пшеницы? Всё!

У нас в том году был сговор чиновников, там, где родился хороший хлеб, – Алтай, Новосибирская область. И трейдеры, перекупщики, спекулянты, как это называлось при советской власти, заставили наших производителей хлеба продать пшеницу по 2 тысячи рублей за тонну и всю её сбагрили за границу. А чтобы не повышались цены в период двух предвыборных кампаний, весь резервный фонд хлеба был выброшен. А сейчас всё, сейчас нет в резервах ничего!

Правительство ни одного грамма зерна выбросить на рынок, чтобы снизить цены на хлеб, не имеет. Это провал полный! Это, конечно, не имеет прямого отношения к 2006 году, но вы тут выступаете и хвалите. Я не знаю, каких избирателей вы представляете. Вы что, не видите, на 30 процентов пошло повышение? Где 25, где 30... А за хлебом потянется всё остальное. Отчего это так происходит?

Вот здесь должен был выступать в основном Генеральный прокурор и вскрыть нам все эти провалы с нашими финансами...

Нам всё время говорят про профицит бюджета. Вы представляете, огромные деньги пустые у нас! Но если даже мы не в состоянии определить, так сказать, цену на нефть... Ну ведь деньги-то получили мы, но деньги там остаются! Можете понять?

Независимо от количества денег, все деньги, вырученные за нефть, остаются в зарубежных банках, у нас их нет. Мы реально сегодня фактически бесплатно поставляем нефть и газ за рубеж. Бесплатно! Потому что все деньги вложены неважно в какие ценные бумаги, они омертвлены для российской экономики. И всё, что оттуда идёт сюда, – нам не могут доказать, что это реальные, живые деньги. Это могут быть деньги наших честных, может быть, появившихся наконец ответственных наших бизнесменов, которые наши же деньги возвращают из иностранных банков, или иностранные банки скупают акции наших предприятий. Это разве инвестиции в экономику? Это в будущем они станут владельцами наших предприятий.

Чего же вы нас обманываете? Мы считали, что золотовалютные запасы – полмиллиарда и отдельно ещё есть Стабфонд, который сегодня имеет два названия. Почему же мы только сегодня узнаём, что это у нас, оказывается, одна и та же сумма? Как же так можно обманывать всю страну?

Так и скажите всей стране: всего у нас полмиллиарда. И то – в чём? Золото, слитки, а остальное – опять бумаги, которые где находятся? Вы нам можете их показать? Они тоже за границей находятся! Получается, что у нас нет никаких валютных запасов. Это тоже обман.

Вы говорите – увеличение доходов населения. А расходы? Нужно правильно говорить, на русском языке: если есть увеличение доходов и одновременно расходов, то реально страна не стала жить лучше. Цены же поднялись. Какая разница, если я стал получать больше зарплату, а цены выше? Я ничего не получил, но звучит красиво: увеличение доходов населения. Одновременно расходы населения возросли на ту же сумму. Тогда мы узнаём, насколько реально стали жить лучше люди: они не стали жить лучше! Тогда о какой хвалебной оценке вы здесь говорите – лучший министр финансов за сто лет? Какой лучший министр финансов?!

Или инфляция. Что вы нас инфляцией пугаете? Весь мир живёт в условиях инфляции. Она всегда будет. Пускай будет инфляция. Вы посмотрите, в Америке: там кризис – а что, стали жить хуже американцы? Нет. Что, они голодные, безработные, без квартиры? Нет. Там сексуальный скандал, а у нас экономический скандал. Нам лучше сексуальные скандалы: пусть все наши губернаторы также имеют любовниц, как имел губернатор Нью-Йорка, но чтобы население покупало хлеб не за 25 рублей, а за 10 рублей. А они у нас хорошие, у них сексуальных скандалов нет, но у них полный провал в экономической политике: у них нет денег. Они все плачут, что у них нет денег. Поэтому в этом смысле тоже это обман. Кредиты стали дороже и короче. Ну и что? А в США они были длинные и дешёвые. Так население же на этом заработало! Это же лучше.

 

Из зала: А кризис?

 

Жириновский В.В.: Вот пускай кризис!.. Кризис – это оздоровление экономики. В чём кризис? Что, умирают американцы? У них ожирение – проблема! Они столько едят каждый день, что вся Америка нуждается в лечении, а у нас люди недоедают, наши люди едят мяса в 2 раза меньше, чем американцы, фруктов – в 3 раза меньше. Лучше пускай будет у нас каждый день сексуальный скандал и полное ожирение всей страны.. Это лучше, чем то, что мы сегодня с вами имеем. Поэтому я считаю, что это неправильная политика.

Я же предложил министру финансов: если у населения есть деньги, которые оно боится положить в наш банк, ну увеличьте процент по депозиту! Тогда деньги будут заморожены и банки получат в оборот большие деньги на длительный срок: на десять лет, на пятнадцать. Не хотим увеличить. Кто мешает ввести новую форму такого договора? Вы мешаете, не хотите.

И наконец, полномочия губернаторов: кому дам, кому не дам субвенции. Заместитель Генерального прокурора, вы объясните причины: по политическим причинам, или он самодур? В обоих случаях его нужно убрать.

Убрать такого губернатора, который сам решает, давать или не давать деньги! Поэтому трудно положительно оценить итоги 2006 года.

 

Коломейцев Н.В. (КПРФ): В заключении Счётной палаты серьёзные вопросы изложены. Темп прироста физического объёма импорта товаров в 2006 году в 5,5 раза превысил темп прироста реального объёма продукции, произведённой обрабатывающими производствами. Что это значит?

Инфляция – это необеспеченность денежной массы товаром. Получается, что мы инфляцию решаем в других странах, но не в своей.

Здесь много и красиво говорилось о национальных проектах. Однако 20 процентов выделенных средств на так называемые национальные проекты не освоено, 57 процентов плана социально-экономического развития не выполнено. А вы говорите: хороший бюджет, лучший министр финансов...

Поэтому, с моей точки зрения, уважаемые коллеги, если мы с вами, вообще-то, хотим воздействовать на социально-экономическую ситуацию, то мы должны прежде всего задавать себе вопрос: как так может быть?

Принятый нами в ноябре бюджет не учитывает 22 процента доходов. У нас в полтора раза... не учитывается реальная цена на нефть. Ну, вы меня извините, золотовалютные резервы, которые сегодня то ли 490, то ли 350... Но вопрос-то в том, что это же наши с вами деньги! И я не верю, что если нашу банковскую систему не подкрепить деньгами и не сбалансировать ставку рефинансирования... А нам выгоднее почему-то брать кредиты за рубежом под непонятные, сложные проценты, условия по которым никто не знает, и в то же время гробить остатки своего потенциала.

Здесь написано, что на 19 процентов уменьшилось количество предприятий, платящих дивиденды, у которых есть пакет акций государства. Вы узнайте, пожалуйста, сколько РАО «ЕЭС...» заплатило дивидендов в бюджет Российской Федерации. Я не говорю о других. Ведь это всё вопросы жизнеобеспечения наших с вами избирателей!

Поэтому мы считаем, что бюджет, даже через год, в такой постановке рассматривать и утверждать нельзя. Потому что, чем дальше мы будем вот так его рассматривать, тем глубже мы при колоссальных ценах на нефть будем погружаться в пучину кризиса. Потому что мы не возрождаем реальный сектор производства. Потому что нам с вами полгода назад показали, что такое отсутствие своих харчей, и мы вот здесь, с этой трибуны, фракция КПРФ, вам говорим: селу надо помогать реально.

Я вам докладываю, что мы уже не можем производить свои трактора, у нас нет двигателей, мы не можем делать сеялки, мы делаем всего 5 тысяч комбайнов на всю страну. В это же время мы завозим в два с половиной раза больше из-за рубежа, давая работу, специальность, налоги и все другие вещи чужим странам.

Заканчивая своё выступление, я предлагаю всем более ответственно подходить к тем полномочиям, которые нам дал народ.

 

Дмитриева О.Г.: Фракция «Справедливая Россия» считает неудовлетворительной работу финансового блока по исполнению бюджета на 2006 год и будет голосовать против принятия закона «Об исполнении федерального бюджета на 2006 год».

Дело в том, что правительство при поощрении Государственной думы в течение последних лет всё хуже и хуже считает бюджет.

Если в 2002 году бюджет был сосчитан и исполнен с погрешностью в расчётах 3,4 процента, то в 2003 году – это уже 6,9 процента, в 2004 году – 25 процентов, в 2005 году – 50 процентов. Вы мне назовите ещё какие-нибудь страны, которые утверждали бы бюджет с погрешностью 50 процентов.

Погрешность расчёта бюджета на 2006 год – 24 процента, это по доходам, погрешность в расчёте профицита бюджета на 2006 год – 260 процентов, поскольку профицит был по факту больше в 2,6 раза, чем тот, который был утверждён 26 декабря 2005 года.

Ошибки такого масштаба при принятии главного финансового документа страны, по мнению фракции «Справедливая Россия», недопустимы.

К чему приводят такие ошибки в расчётах бюджета?

Первое. Они приводят к искусственному сжатию расходов, потому что по факту те доходы, которые реально получены и не учтены в бюджете, – они не планируются на расходы, они из года в год пополняют профицит бюджета и идут в Стабилизационный фонд.

Второе. Это приводит к неумению правительства планировать федеральные целевые программы, разрабатывать инвестиционные проекты, потому что каждый раз соответствующие расходы своевременно не планируются, а потом, когда вдруг появляются сверхплановые доходы («вдруг» – это для правительства) в конце года, естественно, на это нет разработанных федеральных целевых программ, нет соответствующих инвестиционных проектов и подготовленных инвестиционных объектов.

В итоге, даже если принимается решение о вложении средств в экономику через государственный бюджет, все эти программы выполняются из рук вон плохо.

Мы уже имеем опыт использования средств Инвестиционного фонда, когда в течение нескольких лет не могут освоить те средства, которые через него выделены.

И наконец, третье, к чему это приводит. Это приводит к лихорадке бюджетного процесса, потому что из года в год основные средства, основные деньги поступают в экономику во втором полугодии или в четвёртом квартале. Строительно-инвестиционный цикл очень часто начинается в сентябре–ноябре, а не в апреле, как это должно быть.

И если говорить об инфляции, то надо сказать, что это крайне отрицательно на ней сказывается, поскольку денежная масса должна выпускаться равномерно в экономику страны, а не концентрироваться в какие-то отдельные месяцы.

И наконец, вопрос, который поднимался здесь, по инфляции, по приросту внешнего частного долга и о том, к чему это приводит.

Дело в том, что прирост внешнего частного долга составил 85 миллиардов долларов по 2006 году. Естественно, весь этот прирост внешнего частного долга пошёл на прирост денежной массы, поскольку, естественно, если есть приток денег в страну, то есть и определённая эмиссия.

И в заключение. Мы констатируем ошибки в расчётах дохода бюджета, ошибки в прогнозе профицита, неумение дать прогноз по нефти и полное игнорирование предложений оппозиции, которые оказываются и более точными, и более профессиональными.

 

Председательствующий: Уважаемые коллеги, в соответствии с регламентом ставлю на голосование данный вопрос в следующей редакции: кто за то, чтобы принять федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год»? Включите режим голосования. Покажите результаты.

 

Проголосовало за – 317 человек, 70,4%.

Проголосовало против – 69 человек, 15,3%.

Воздержалось – 0 человек, 0,0%.

Голосовало – 386 человек.

Не голосовало – 64 человека, 14,2%

Результат: принято.

Закон принят.

 

ЭФГ № 13/2008


Реклама:
-