Журнал «Золотой Лев» № 157-158 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М.Г. Делягин,

директор Института проблем глобализации, д.э.н.

 

Сколько чиновник платит чиновнику

 

Одна из задач власти – перераспределять общественное богатство в пользу социально незащищенных. Поэтому чиновники не могут получать слишком много: это не просто вызовет раздражение и породит недоверие к ним, но и сделает их труд неэффективным, так как создаст конфликт между целью государства и способом ее достижения. Именно поэтому американский президент выглядит нищим на фоне руководителей американских корпораций. Так, зарплата Буша-младшего составляет 400 тыс. долларов в год (Клинтон получал 200 тыс.), а вице-президента Чейни – 208575 долларов. Годовой доход топ-менеджеров частных корпораций исчисляется десятками миллионов.

Госслужба не может и не должна конкурировать по доходам с бизнесом. Добросовестность чиновников, на которых лежит огромная ответственность, стимулируется пожизненным социальным обеспечением. Оно привлекает на исполнительские должности людей, стремящихся к стабильности, – а там именно такие и нужны. Должности же, связанные с принятием стратегических решений, приносят занимающим их огромное удовлетворение от самореализации, недоступной в любом ином месте. Они каждый день творят мир, и ощущение этого привлекает энергичных людей, с лихвой компенсируя им меньшие, чем в бизнесе, доходы. Конечно, при этом зарплата должна обеспечивать достойную жизнь. Как в свое время заявил премьер Сингапура, «если платить орешками, то министрами будут обезьянки».

Но ситуация, при которой в относительно бедной стране министры получают от 150 тыс. рублей в месяц при фантастических социальных пакетах, а руководители госкомпаний – и вовсе миллионы рублей, живут в элитных резервациях, надежно отгороженных от общества, а то и за границей, сама по себе подрывает эффективность госуправления. Например, в ряде госкорпорацийОлимпстрой и т.д.) руководители получают миллион и более рублей. Но есть госкомпании, где руководители получают миллионы не рублей, а долларов. Так, по имеющимся данным средний доход члена правления Сбербанка в 2007 году – около 55 млн. рублей, в том числе у руководителя банка Германа Грефа он может составлять 5 млн. долларов, а у заместителей – 2–3 млн. долларов. Но если платить обезьянкам изумрудами, они не превратятся от этого в людей.

Лоббисты бюрократии отстаивают идею борьбы с коррупцией повышением зарплат чиновникам. Но они уже повышены и с учетом социальных льгот, премий и доплат в целом достаточны. Главное же – высокие зарплаты предохраняют от массовой коррупции те структуры власти, где ее еще нет. Там, где она уже есть, рост зарплат не спасет, ибо одна-единственная сделка может обеспечить коррумпированному чиновнику безбедную жизнь. Но в России зон, свободных от коррупции, практически не осталось.

Коррупция неразрывно связана с оргпреступностью. И бороться с ней можно только в рамках системного наступления на изобретательно маскирующееся преступное сообщество. Первый необходимый шаг – контроль за расходами семей высокопоставленных служащих; недаром он, при всей своей очевидности, блокируется госаппаратом на всем протяжении реформ. Пока любые попытки принять закон «О противодействии коррупции» были безуспешны. Сейчас предпринимается очередная.

Повышение эффективности чиновников через оплату «по результату», как показывает опыт развитых стран, может быть лишь локальным, так как в большинстве сфер госуправления невозможно выделить вклад даже отдельного ведомства, не говоря об отдельном чиновнике. Например, нельзя с точностью, нужной для определения зарплаты, установить, в какой мере экономический рост в России вызван удорожанием нефти, а в какой – действиями госаппарата. Попытка же дать руководителю подразделения право самому премировать своих сотрудников узаконила практику «черных зарплат», сложившуюся, как можно понять, в некоторых ведомствах, и поощрила начальственный субъективизм.

Когда нет четких критериев успешности работы и должного контроля, эффективность госуправления может и должна расти из-за подчинения чиновников идеям служения благому делу, прогрессивным начинаниям. Недаром даже враги Кеннеди признавали его администрацию наименее коррумпированной и наиболее эффективной – именно из-за ее идейности, стремления открыть для США «новые рубежи».

Но сегодняшняя бюрократия в РФ не хочет работать для общества: она неэффективна именно потому, что рассматривает госслужбу, прежде всего, как инструмент личного обогащения.

 

Трибуна, 10.06.08.


Реклама:
-