Журнал «Золотой Лев» № 163-164 - издание русской
консервативной мысли
С. Уланов
Еще
одна шоковая терапия для России[1]
Пышным банкетом и пошлым фарсом с продажей кресла Чубайса
закончился очередной этап либеральных реформ в России – ликвидирована единая
энергетическая система.
В связи с этим начинаешь острее понимать, что эти реформы
свелись, по существу, к длинному перечню разрушений и потерь. Все что создано,
имеет либо системные пороки – рынок, либо с точки зрения права несостоятельно –
крупная частная собственность. Даже экономический рост последних лет достался в
подарок от мирового рынка энергоносителей.
Началом либеральных реформ в
Он приводит (со ссылкой на данные правительства США)
поразительную динамику соотношения ВВП России и США, рассчитанных по паритету
покупательной способности рубля и доллара:
Вспомнить о «заслугах» Гайдара побудило принятое в начале
мая этого года решение о повышении регулируемых цен и тарифов на период до
Не претерпела изменений и политика снятия инфляционного
навеса в наборе применяемых Минфином и Центральным банком методов борьбы с
монетарной инфляцией. Сочетание масштабного повышения цен со сдерживанием
денежной массы позволяет считать совокупность намеченных решений повторением
«шоковой терапии»
Политика Гайдара, как известно, привела к обвалу
промышленного и сельскохозяйственного производства. Растянутость во времени
нынешнего повышения цен не может принципиально повлиять на характер
последствий, так как за 3 - 4 года существенных сдвигов в снижении энергоемкости
и ресурсоемкости продукции в целом добиться невозможно. Дополнительную опасность
содержит масштабная либерализация рынка электроэнергии.
Любопытно, что новый вариант «шоковой терапии» предложен
одновременно с проработкой механизмов реализации Концепции
социально-экономического развития на период до
Начнем с предыстории вопроса. За год до ликвидации РАО
«ЕЭС» принимается правительственное постановление «О совершенствовании
государственного регулирования цен на газ» (28 мая
Однако запускать реформу газовой отрасли, не дождавшись
результатов реформы энергетики и подтверждения возможности и целесообразности
реформирования естественных монополий, было, по крайней мере, опрометчиво.
Масштабы этих инфраструктурных отраслей и их значение для экономики настолько
велики, что при неблагоприятном в любой из них развитии событий дефолт 1998-го
может оказаться детской игрушкой.
В качестве первого шага реформирования газовой отрасли
постановлением предусмотрен переход после
Выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители
было выдвинуто ЕС в качестве условия присоединения России к ВТО. Такое
требование было бы оправдано только в том случае, если бы низкая стоимость
энергоносителей обеспечивалась за счет дотаций, налоговых льгот или другими
подобными способами, а не за счет наличия больших природных запасов дешевого
углеводородного сырья. В связи с этим совсем недавно власти заявляли, что
вступление России в ВТО не будет сопряжено с принятием невыгодных для страны
условий.
Условия производства не изменились, изменилась позиция под
нажимом западных партнеров и отечественных либерал-реформаторов, повторяющих на
все лады тезис о том, что дешевые энергоносители – якобы беда для России.
Дешевые производственные ресурсы – приватизированные за символическую плату
основные фонды, рабочая сила и сырье, снижают стимулы к их эффективному
использованию.
Однако попробуйте поставить вопрос о повышении заработной
платы в разы, до уровня ее в развитых странах. Согласимся с тем, что неизбежный
при этом крик о несоответствии зарплаты и производительности труда имеет под
собой основания, хотя не от получателей заработной платы, а от авторов
либеральных реформ зависят сложившаяся отраслевая структура экономики,
моральный и физический износ оборудования и допотопные технологии, определяющие
уровень производительности труда.
Необходимость учета объективных факторов отвергается только
при решении вопроса о стоимости энергоносителей, хотя повышение их стоимости на
внутреннем рынке до уровня мировых цен ставит российские компании в заведомо
проигрышные условия. В числе объективных факторов - худшие
природно-климатические условия, требующие повышенных затрат на защиту зданий и
сооружений от отрицательных температур даже при самом передовом техническом
уровне производства.
Отрицательное влияние принятого решения на
конкурентоспособность русской экономики очевидно. Нет отраслей, которые и
непосредственно и через технологических смежников не испытывают давления из-за
кратного повышения стоимости энергоносителей. Влияние целенаправленного
инфляционного удара будет многоплановым и отразится на перспективах экономического
развития страны в целом.
Отметим также, что повторение «шоковой терапии» будет
происходить в более сложной обстановке. В отличие от
Обостряющийся дефицит материальных ресурсов не выдумка. Он
подтолкнул крупные корпорации к активной скупке активов технологических
смежников. Сильнейшие из них стали собственниками частей раздробленной
энергетики, металлурги усилили контроль в угольных и горнорудных предприятиях,
высокотехнологичные госкорпорации скупают производства качественных
конструкционных материалов, «Газпром» развивает трубные производства и т.д.
Это повышает надежность обеспечения «дефицитом» мощных
компаний, но за счет ограничения доступа к нему других потребителей.
Производства, ориентированные на внутренний рынок, не выдержат ценовой
конкуренции за дефицитные ресурсы с экспортерами из-за худшего финансового
положения и будут вынуждены снижать объемы производства. Вместо желанной и
необходимой диверсификации производства произойдет усиление экспортного сектора
и зависимости экономики от мировых цен на русское сырье.
В подтверждение этого сошлемся на данные Концепции 2020. В
ней размеры повышения цен на газ детализированы по сценариям (таблица 1).
Принятые решения для
Таблица 1. Рост
тарифов при различных сценариях развития
Товары и услуги |
Принято |
Прогноз для инерционного сценария |
Прогноз для энерго-сырьевого сценария |
Прогноз для инновационного сценария |
Газ, % |
140 |
136,7 |
115 |
115 |
Электроэнергия % |
118 |
113 |
108,5 |
108 |
Грузовые ж/д перевозки, % |
114 |
110 |
107,3 |
107 |
Приведенные данные убедительно говорят о том, что
инновационный сценарий очень чувствителен к размерам повышения цен на топливо и
энергию. В процессе доработки Концепции 2020 Минэкономразвития должен ускорить
переход к инновационному сценарию развития, чего на протяжении нескольких
последних месяцев требовал В. Путин. Вопреки этому решение о повышении
регулируемых цен работает на укрепление инерционного сценария.
Посмотрим на выбор сценария развития с другой стороны.
Переход к инновационному сценарию требует увеличения вложений в развитие
современных наукоемких производств и техническое перевооружение
инфраструктурных отраслей. Рост цен на товары инвестиционного назначения в
ответ на стремительное удорожание товаров и услуг естественных монополий отрицательно
скажется на эффективности вложений и сроках окупаемости проектов.
При ограниченной платежеспособности потребителей конечной
продукции риски инвестиционных вложений в развитие обрабатывающих отраслей и
сельское хозяйство существенно возрастут. Но возникает угроза не только роста
инвестиционных рисков. В сценарных условиях темпы инвестиций снижаются в 2 раза
- с 21,1% в 2007-м до 10% в
Таблица 2
Прогнозные размеры инвестиций
|
Ед. изм. |
|
|
|
|
|
|
Прибыль по всем видам деятельности |
млрд. руб. |
7144 |
8010 |
10245 |
11200 |
12465 |
13795 |
Амортизация |
млрд. руб. |
1402 |
1545 |
1803 |
2102 |
2459 |
2883 |
Всего собственных средств |
млрд. руб. |
8546 |
9555 |
12048 |
13302 |
14924 |
16678 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
|
млрд. руб. |
4730,0 |
6627 |
9100 |
11773 |
14602 |
17479 |
Отношение собственных средств к объему инвестиций |
% |
181 |
144 |
132 |
113 |
102 |
95 |
В сценарных условиях и в бюджетных проектировках на
следующие 3 года учтена заниженная цена на нефть (92 для 2008-го, 78 для
2009-го и 72$ за баррель для 2011 года). Реальный уровень экспортных цен
повысит прогнозируемый объем прибыли, но только в экспортном секторе экономики.
Поскольку инфраструктурные отрасли и обрабатывающие отрасли промышленности к
экспортному сектору не относятся, совокупность подготовленных решений - еще один
толчок экономики к инерционному сценарию.
Как отмечалось, повышение цен на газ обусловлено
политическими соображениями. Цена на газ, определяемая затратами на добычу и
транспортировку (включая затраты на освоение новых месторождений), не должна
превышать 40 долл. за 1000 кубометров. С учетом затрат на транспорт газа
уровень внутренней цены для потребителей можно ограничить 70 долл.
Потребность в инвестициях для прироста добычи (две трети
прироста предназначаются для выполнения экспортных обязательств) и
строительства экспортных газопроводов, а также в средствах для обслуживания
внешнего долга перекрывается экспортной выручкой «Газпрома». Несмотря на это,
цена для внутреннего рынка в соответствии с принятым решением в
При решении вопроса о цене на газ необходимо учитывать не
требования западных конкурентов российских предприятий, а необходимость
оптимизации топливного баланса страны по критериям минимизации затрат газа.
«Газовые каникулы» гипертрофировали долю газа в топливном балансе. Газовая
промышленность при низких ценах на экспортируемое сырье дотировала энергетику,
металлургию и другие энергоемкие производства.
Нормальное, исходя из энергетической ценности, соотношение
цен на уголь, газ и мазут составляет 1:1,4:1,7. В плановой экономике такое
соотношение обеспечивалось дотацией потребителей угля через систему двух
прейскурантов с разными ценами для угольщиков и потребителей.
Но в материалах Минэкономразвития нет даже намека на
наличие этой проблемы, так как параллельное регулирование цен на все
энергоносители не предполагается.
К равно-выгодным ценам на топливо рано или поздно придет и
свободный рынок. На сегодня важно то, что новая цена на газ создает ориентир
повышения цен для угольщиков. Таким ориентиром являются 80 долл., а с учетом
ужесточения требований к экологичности топлива и трудностей с увеличением
объема перевозок можно говорить об интервале 60-80 долл. У ценообразования на
уголь есть и свои проблемы. Жертвами импорта инфляционных тенденций стали потребители
коксующихся углей, что сказывается на ценовой конъюнктуре для каменных углей в
целом.
Если цель повышения цен на газ - в равной доходности
поставок, то ее можно обеспечить даже при действующих ценах, установив в
соответствующем размере экспортную пошлину. Если она обусловлена требованиями
европейцев, то внутреннюю цену предстоит в последующем повысить еще в несколько
раз. Нельзя не обратить внимание на следующее обстоятельство.
Переговоры о цене газа с Туркменией и импортерами из СНГ
ведутся на основе реальных оценок, то есть с учетом того, что европейская цена
будет расти, тогда как в проектировки бюджета закладывается снижение цен на
российские энергоносители. Выше приводились бюджетные ориентиры цены на нефть,
контрактная цена на газ для
Под стать обоснованности бюджетных проектировок оценка
последствий повышения регулируемых цен и тарифов. Начнем с размеров повышения
тарифов на электроэнергию в сопоставлении с размерами внешних удорожающих
факторов (таблица 3).
Таблица 3
Прогнозы тарифов
Показатели |
|
|
|
|
Внешние удорожания (прямые) |
|
|
|
|
повышение цен на газ, % |
125 |
127,7 |
127,7 |
140 |
повышение затрат на перевозку угля и мазута, % |
116,3 |
118,7 |
113,7 |
114 |
Доля свободного рынка, % |
22 |
44 |
73 |
77,5 |
Рост тарифов в целом (свободных и регулируемых), % |
119,6 |
125,4 |
120,6 |
119,3 |
Рост регулируемых тарифов (без учета населения), % |
112 |
119 |
114 |
119 |
Рост регулируемых тарифов для населения, % |
114 |
125 |
125 |
125 |
Рост цен на топливо и затрат на его транспортировку плохо
согласуется с размерами повышения тарифов. Очевидно, что Минэкономразвития не
учитывал рост цен на уголь и другие удорожающие факторы (повышение цен на
материалы, потребляемые энергетикой, например, для ремонта оборудования, а
также роста зарплаты и т.п.). В связи с намечаемым на этот период почти полным
переходом на свободные тарифы (исключение принято для нескольких изолированных
территорий и населения) такие «мелочи» должен отрегулировать рынок.
Прогноз роста рыночных тарифов в материалах
Минэкономразвития не приводится, однако он легко рассчитывается на основании
приведенных выше данных. Для
Естественнее предположить, что рост тарифов на свободном
рынке будет существенно выше расчетного. Ясно это и разработчикам предложений.
Но, решая задачу доведения внутренних цен на газ до уровня экспортных, они
всячески старались не напугать принимающих решение масштабами спровоцированной
инфляции.
К аналогичному выводу приводит анализ предложений по
размерам повышения тарифов на теплоэнергию, железнодорожные перевозки, услуги
ЖКХ и степени их влияния на темпы инфляции на потребительском рынке. Преднамеренный
недоучет прямых внешних удорожаний подается как задание производственной сфере
по снижению расхода энергетических и других ресурсов (для защиты населения
предусматривается адресная поддержка в виде продовольственных карточек для
неимущих).
Минэкономразвития говорит новое слово в планировании. Оно
устанавливает задания по снижению энергоемкости и одновременно создает
препятствия для их реализации (см. расчет по обеспеченности инвестиций
финансовыми ресурсами). Не отстает от него и Минфин. Дополнительного дохода от
повышения цен на газ в трехлетнем финансовом плане обнаружить не удалось.
Его, по всей вероятности, «съело» увеличение затрат из-за
роста свободных тарифов на электроэнергию, возрастающей стоимости труб,
промыслового и транспортного оборудования, роста заработной платы. Задания по
экономии ресурсов для «Газпрома», как для других отраслей, не установили. Не
стоит связывать это с прошлым и нынешним составом совета директоров «Газпрома»,
это плод любви Кудрина к разного рода «загашникам» в бюджете.
В этой связи необходимо остановиться еще на одном вопросе.
Выше были рассмотрены отдельные (далеко не все) негативные последствия
повышения цен на газ, о которых не могли не знать разработчики прогнозов.
Вместо объективного рассмотрения проблем и мер по их решению экономические
ведомства в прогнозах дают препарированное описание ожидаемых результатов, в
которых возникающие угрозы либо замалчиваются, либо искажаются.
Этому способствует технология скользящих трехлеток, в
которой показатели отчетного года подаются как единственно возможные (проехали
и забыли), хотя если очистить их от влияния прироста мировых цен на товары
российского экспорта эффективность управленческих решений предстанет совсем не
в радужном свете.
В подтверждение приведем прием интерпретации обоснованности
предложений о повышении регулируемых цен. Минэкономразвития предположило, что
субъекты рыночных отношений готовы к самопожертвованию, то есть к отказу от
повышения цен на свою продукцию в целях компенсации дополнительных затрат.
«Согласно прогнозу, по отраслям (потребителям) отмечается
негативное влияние дополнительного повышения тарифов на уровень рентабельности.
Так, по низко-рентабельным отраслям (обработка древесины, сельское хозяйство,
химическое производство и др.) повышение тарифов приведет к сокращению нормы
прибыли к 2011-му в среднем на 0,7 п.п., по высокорентабельным отраслям
(производство кокса, неметаллических и минеральных продуктов, металлургия)
аналогичный показатель составит 0,8 п.п.» (из доклада главы МЭРТ Э. Набиуллиной
на заседании правительства).
В результате инфляционное цунами на словах превращается в
ласковую волну. Для этого в докладе вместо оценки влияния повышения
регулируемых цен в 2 – 3 раза, говорится о последствиях корректировки
показателей предшествующей трехлетки. Естественно, что последствиями от
дополнительного повышения цены газа на 13 п.п. (рост цены в предыдущей
трехлетке для периода с 2008-го по 2010 год составлял 191%, а по принятому
решению для того же периода 204%), можно пренебречь.
О последствиях роста цен на 191% в базовом варианте и на
270% в новом прогнозе (в новом появился
Вернемся к вопросу о недостатках прогноза, как базы для
выработки решений в области экономической стратегии. В сценарных условиях
макроэкономические показатели рассчитаны применительно к разным вариантам
исходных данных. При этом в состав исходных данных включены только разные
уровни мировых цен на нефть и газ.
Значимость ошибки в исходных данных можно проиллюстрировать
на примере показателей 5 месяцев текущего года. Рост экспортной цены на нефть
составил 70% по сравнению с первым полугодием прошлого года вместо 33% в
прогнозе. Это привело к росту экспорта в 1,5 раза даже при снижении физического
объема вывоза нефти на 4%.
Соответствующий сдвиг в лучшую сторону от прогноза
произошел по другим показателям. В результате рост ВВП по итогам года будет не
7,6%, а примерно 8,0 - 8,5%. Поскольку снижение цены русской нефти до 78
долларов в следующем году маловероятно, все показатели прогноза оказываются
перечеркнутыми.
Бюджет переполнится экспортными доходами, а так как
возможность получения дополнительных доходов не запланирована, вопрос об их
рациональном использовании не ставится, и соответствующие проекты не
разрабатываются. В конце года, по факту, в закон о бюджете внесут очередные
изменения, а незапланированные доходы отправят в стабилизационные фонды для
размещения в иностранные ценные бумаги с низкой доходностью.
Допустим, что угадать уровень мировых цен трудно, но кто
мешает предусмотреть варианты изменения внутренних условий. Не принято
окончательное решение по ставке НДС, не учтен в прогнозе новый размер МРОТ, а
также общий рост заработной платы, компенсирующий высокие темпы инфляции на
потребительском рынке.
Повышение регулируемых цен целесообразно учесть в виде
широкой вилки размеров их роста. Влияние перечисленных и других факторов, таких
как темпы инфляции, валютный курс, рост импорта, денежная масса и других в
различных комбинациях будет формировать угрозы и риски, требующие
соответствующей реакции (комплекса мер) от экономических ведомств. Это
потребует от министерств отказа от синекуры созерцания процессов и перехода к
воздействию на их траекторию. Очевидно, что другого не дано. Кому нужны
прогнозы, стареющие к моменту публикации, и сценарные условия, в которых один
пишем, семь на ум пошло.
Чтобы не попасть в ситуацию, вынесенную в заголовок, еще
есть время. Окончательный вариант бюджета должен появиться в августе. В связи с
этим представляется целесообразным следующее:
- провести детальные расчеты последствий расширения доли
свободного рынка электроэнергии и размеров повышения регулируемых цен, обратив
особое внимание на целесообразность размеров повышения цен на сетевой газ, с
использованием современного инструментария прогнозирования (предполагается, что
Минэкономразвития, Минфин, Центральный банк и отраслевые министерства
располагают необходимой информацией для проведения таких расчетов);
- осуществить комплексный анализ системы цен, включая цену
рабочей силы, таможенных регуляторов, разрыва между паритетным и официальным
валютным курсом для устранения неэквивалентного обмена между отраслями и
секторами экономики, препятствующих переходу к инновационному пути развития;
- разработать механизмы для предотвращения и преодоления
кризисных ситуаций, возникающих под влиянием ценовой нестабильности на мировых
рынках.
«Промышленные ведомости», июль 2008