Журнал «Золотой Лев» № 171-172 - издание русской
консервативной мысли
С. Суляк
Талергоф и Терезин:
забытый геноцид[1]
Шли Галича сыны в чужбину, //
Предлинными рядами шли // И грусть и жгучую кручину // Родных Карпат с собой
несли. // Все шли под клекот беснованья, // Под брязг
оков и лязг цепей, // И вопль последнего прощанья, // Как вихрь стонал из их
грудей. // Все шли и падали в истоме // От пуль, прикладов и штыков, // В
песке, завшивленной соломе // Нашли проклятый Талергоф.[2]
Массовый геноцид галицких и буковинских русинов в годы Первой мировой войны до сих пор
не получил должного освещении в современной историографии. Во времена СССР русинская
тематика была под запретом. Официальную русскую историографию, похоже, данная
тема не интересует. Украинские исследователи[3]
сегодня в большинстве своем стоят на позициях диаспоральной
историографии, которая в годы холодной войны пыталась навязать тезис о якобы
различном этническом происхождении украинцев (малороссов и русинов) и
великороссов (современных русских) и существующем между ними многовековом
этническом антагонизме. Изучение событий, произошедших в годы Первой мировой
войны на землях современной Западной Украины позволит переосмыслить некоторые
постулаты, введенные в научный и массовый оборот советскими[4]
и украинскими эмигрантскими историками после 1917 г.
Перед Первой мировой войной большая часть земель,
населенных русинами[5],
оказалась в составе Австро-Венгрии (Восточная Галичина
– с 1772, Буковина – с 1774 г., Угорская (Подкарпатская) Русь – в составе Венгерского королевства с
XIII в.). Исследователи определяют численность русинов на территории
Австро-Венгрии к началу XX в. от 3,1 до 4,5 млн. человек.
Во второй половине XIX в. в Австро-Венгрии начинается
русинское возрождение. Оно воспринималось деятелями галицко-русского
возрождения как возврат к общерусской культуре, осознание своей принадлежности
к единому русскому народу "от Карпат до Камчатки". В украинской
историографии русинское возрождение получило название "москвофильского".
По свидетельству М. Грушевского,
"в руках москвофилов
находились все национальные организации и в Галиции и на Буковине,
не говоря уже о закарпатской Украине, а народовство
конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшими кружками,
бедными и материальными средствами и культурными силами"[6].
В то время термин "украинец" носил, как
обоснованно считает Н. Пашаева, "скорее национально-политический
характер"[7]. Это
было "антирусское меньшинство"[8].
Накануне Первой мировой войны австро-венгерские власти
предприняли ряд мер против набиравшего силу русинского движения. Одним из
"эффективных" средств стало обвинение в шпионаже в пользу России. С
1909 г. начинается волна арестов в австрийской части Буковины.
В 1910 г. австро-венгерские власти закрывают большинство русинских организаций
в крае. В 1913 г. в Угорской Руси начинается второй Мармарош-Сигетский
процесс, на котором 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 годам
заключения за переход в православие. Во Львове перед самой войной прошел
нашумевший процесс против двух православных священников Игнатия Гудимы и
Максима Сандовича, С.Ю. Бендасюка
и студента-юриста В.А. Колдры, которые два с
половиной года просидели в тюрьме без предъявления обвинений и затем были
оправданы[9].
С началом Первой мировой войны начались массовые репрессии
против русинского населения. По заранее заготовленным спискам "политически
неблагонадежных" была арестована почти вся русинская интеллигенция и
тысячи крестьян. Зачастую расправы осуществлялись на месте, без суда и
следствия. Так 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорок четыре гражданских
лица в Перемышле[10].
Репрессии коснулись австро-венгерской армии. Известна
история расстрела солдат 80-го австрийского пехотного полка, набранного из
крестьян Бродского, Каменецкого и Золочевского
уезда Галичины за отказ воевать на русском фронте. В
1915 и 1916-1917 гг. в Вене прошло два политических процесса, на которых
обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка.
На скамье подсудимых были депутаты австрийского парламента, интеллигенты,
крестьяне. Большинство обвиняемых (среди них Д. Марков, В. Курылович,
К. Богатырец, И. Цурканович)
было приговорено к смерти. Впоследствии смертную казнь заменили на пожизненное заключение,
а весной 1917 г. заключенных амнистировали.
Мест в тюрьмах не хватало (к 28 августа 1914 г. только во
Львове оказалась около 2000 узников) и тогда австро-венгерские власти создали
первые в Европе концентрационные лагеря Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии
и другие. Эти концлагеря были предвестниками нацистких
концлагерей Дахау, Освенцима, Треблинки. Среди австрийских концлагерей Талергоф, по свидетельству узника Талергофа
и Терезина В. Ваврика,
"был лютейший застенок из всех австрийских тюрем в Габсбургской
империи".
Лагерь представлял собой участок невозделанного поля в виде
длинного четырехугольника в пяти километрах от Абтиссендорфа
и железной дороги. На первых порах эту площадь солдаты отделили деревянными
кольями и колючей проволокой. Со временем лагерь Талергоф
расширился. Первую партию русинов пригнали в Талергоф
4 сентября 1914 года. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера
от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в
то время находилось 5700 русофилов.
До зимы 1915 года в Талергофе не
было бараков. Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз.
Заключенных косили болезни и антисанитария.
Охрана морила голодом и избивала заключенных. Очевидцами
описаны многочисленные случаи убийств и издевательств.
Депутат австрийского парламента чех Юрий Стршибрны отметил в своей речи 14 июня 1917 года, что имеет
сведения от 70-ти заключенных, что в Талергофе умерло
2000 человек. Депутат того же парламента поляк Сигизмунд Лясоцкий
лично собрал ведомости о Талергофе на месте и в своей
речи 12 марта 1918 года сказал, что в Талергофе до 20
февраля 1915 года лежало 1360 тяжело больных, из которых 1100 умерло в страшных
условиях. В то время 464 человек заболело тифом. В течение полутора лет умерло
15% талергофцев, т.е. свыше 3000 галичан и буковинцев.
Через Талергоф прошло не менее
20000 русских галичан и буковинцев. Талергофский
лагерь постоянно пополнялся новыми партиями заключенных. В Прикарпатье
не было села или семьи не пострадавших от австро-венгерских властей. В
1914-1915 гг. нередким явлением были массовые аресты целых селений.
Тысячи людей были заключены в Терезинской
крепости. Они должны были весь день выполнять грязную работу в крепости и
городе: чистить улицы, каналы, уборные в заразных лазаретах, трудиться в
огородах и в поле. Большую поддержку узникам оказывало местное чешское
население. Заключенных Терезина через некоторое время
отправляли в Талергоф[11].
В ходе Галицийской битвы русские
войска 21 августа (3 сентября) 1914 г. взяли Львов, а к 8 (21) сентября 1914 г.
была занята вся Восточная, часть Западной Галиции и почти вся австрийская часть
Буковины с Черновцами. В конце мая 1915 г.
германо-австрийским войскам удалось прорвать фронт, и русская армия вынуждена
была временно оставить Восточную Галицию. Множество галичан бежало при
приближении германо-австрийских войск в Россию, опасаясь мести со стороны
австро-венгерских властей. Только за последнюю неделю перед оставлением Львова
канцелярией генерал-губернатора было выдано 10926 пропусков. Причем пропуска давались
на мужчин призывного возраста 18-50 лет, а в пропуске указывалось количество
членов его семьи. Тысячи беженцев покидали свои родные места без пропусков.
Множество галичан нашли приют в Ростове-на-Дону, где была даже образована
специальная гимназия для их детей[12].
Заняв Восточную Галицию, австро-венгерские власти возобновили репрессии с новой
силой. Австро-венгерский комендант Львова генерал Римль,
назначенный на этот пост после отступления русских войск, в своем секретном
рапорте написал, что галицкие русские делятся на две
группы: русофилов и украинофилов. Ввиду того, что
русофилы являются государственными изменниками, "следует их беспощадно
уничтожать"[13].
Талергофский лагерь просуществовал с сентября 1914 по май 1917 г. После
смерти императора Франца-Иосифа новый император Карл I распорядился выпустить
всех заключенных. В своем рескрипте от 7 мая 1917 г. он написал: "Все
арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ними",
тем самым признав, что действия австро-венгерских властей были направлены против
целой этнической группы.
По некоторым оценкам, австро-венгерские власти уничтожили
во время Первой мировой войны не менее 60 тыс. русинов, подданных
Австро-Венгрии: стариков, мужчин, женщин, детей[14].
Талергоф стал для русинов Русской Голгофой, священным местом
мученичества за общерусскую идею. С 1924 г. начинает выпускаться "Талергофский альманах", где приведены документальные
свидетельства, воспоминания очевидцев и жертв геноцида. В предисловии к первому
выпуску видный деятель русинского возрождения Ю. Яворский написал:
"Печальная и жуткая эта книга.
Потрясающая книга бытия, искуса и мук многострадальной Галицкой Руси в
кошмарные дни минувшего грозного лихолетья. Прославный
помянник безвинно выстраданной ею искупительной,
вечерней жертвы за Единую, Святую Русь!"[15].
В 1928 и 1934 гг. во Львове были проведены Талергофские съезды. Последний собрал более 15 тыс.
участников. На Лычаковском кладбище во Львове был
сооружен памятник жертвам Талергофа. На нем сделали
надпись: "Жертвам Талергофа 1914-1918. Галицкая
Русь". Подобные памятники возникли во многих населенных пунктах Галичины.
Талергофское кладбище "Под соснами" было ликвидировано в 1936
г. Прах мучеников был перезахоронен в братской могиле на кладбище в деревне Фельдкирхен. Согласно международному соглашению по охране
военных могил, на братской могиле построена часовня и внутри ее помещена
надпись
"Вдали от Родины здесь покоятся 1767
мужчин, женщин и детей из Галичины и Буковины, жертв мировой войны 1914-1917 гг".
Во втором выпуске "Талергофского
альманаха" приведены прекрасные слова:
"А как быть с недавним прошлым?
Должно ли оно быть забытым? Нет, это было бы преступлением, большим того, какое
совершили враги. Пусть же кровь галицко-русского народа, его страдания, слезы
жен и детей, вдов и сирот, пепелища его усадьб и селений, будут, хотя бы в
маленькой части, занесены на страницы истории русского народа"[16].
Сегодня на Украине не любят вспоминать об этих трагических
событиях. Ведь они не вписываются в общий контекст культивируемого там
исторического мифа. Современный украинский публицист О. Бузина в своей книге
"Тайная история Украины-Руси" посвятил вышеизложенным событиям
специальную главу "Концлагерь для неправильных галичан". В конце ее
он задал вопрос:
"Милая Австрия с вальсами и
опереттами, как же ты любила своих украинских (на мой взгляд, уместно было бы
взять слово "украинских" в кавычки – С.С.) подданных! Интересно,
родственники и однофамильцы жертв помнят об этой "любви"? А если
помнят, почему молчат?"[17]
(13)
Действительно, почему?
Автор
- кандидат исторических наук,
президент Общественной ассоциации "Русь"
http://www.rusk.ru/st.php?idar=113432
Русская линия, 20.10.08
[1] Доклад был прочитан 15 октября 2008 г. на
научно-теоретической конференции "Славянские чтения - V" (Славянский
университет Республики Молдова, г. Кишинев).
[2] Из Пролога к переизданию "Талергофского альманаха" (вышел под названием "Галицкая Голгофа" (Trumbuull, Conn., 1964)).
[3] В данном случае имеются в виду сециссионисты-западенцы, сепаратисты-русофобы, принадлежащие к окатоличенной, антиправославной части русского населения юго-западного края Российского государства. (Прим. ред. ЗЛ).
[4] Речь идет о русских
авторах, работавших в Государстве Российским (переименованном в СССР) при
правлении коммунистов. (Прим. ред. ЗЛ).
[5] Русин – самоназвание населения Древней Руси. Сам
этноним "русин" – производное от слова Русь. Он упоминается в
литературных памятниках с X в. (в частности, в текстах договоров с греками
князя Олега (912 г.) семь раз, князя Игоря (945 г.) – шесть, в "Русской
правде"). Долгое время данный этноним сохранялся на всей территории, входившей
в состав Древнерусского государства. Тверской купец Афанасий Никитин писал в
"Хождении за три моря" (XV в.): "А в том в Чюнере
хан у меня взял жеребца, а уведал, что яз не бесерменянин – русин". К середине XIX в. этноним
"русин" оставался широко распространенным в качестве самоназвания
населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под
владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. Австро-венгерские власти называли своих русских
подданных русины, рутены (нем. Russinen,
Rutnenеn), в отличие от русских (российских
подданных). Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во
множественном числе – русскими, веру свою – русскою, свой народ и язык –
русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп:
бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне,
верховинцы, долиняне и
другие. Второй этноним населения Карпатской Руси – руснак.
Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками.
Само слово "руснак" возникло как
противопоставление этнониму "поляк". Подробнее см.: Суляк С. Русины в истории: прошлое и настоящее //
Международный исторический журнал "Русин" [Кишинев]. 2007. № 4 (10).
С. 29-30.
[6] Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Новое
дополненное издание. Донецк, ООО ПКФ "БАО", 2002. С. 540.
[7] Пашаева Н. Очерки истории русского движения в Галичине XIX- XX вв. М., Издательство "Имперская
традиция", 2007. С. 8.
[8] Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма.
М., Издательство "Индрик", 1996. С. 213.
[9] Суляк С. Русины в период
Первой мировой войны и русской смуты // Международный исторический журнал
"Русин" [Кишинев]. 2006. № 1 (3). С. 47-48.
[10] Нагаєвський I. Iсторiя української держави. Київ, Видавництво "Український письменник", 1994. С. 56. Подробнее см: Мадьярскi гонведи убiйцi 44-ох в Перемишлi в 1914
р. Львов, 1937.
[11] Подробнее см: Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф // Геноцид карпаторусских москвофилов –
замолчанная трагедия XX в. М., 2007. С. 69-111. Там же опубликована
"Библиография Талергофа" Р.Д. Мировича. С.
111-144. Электронная версия книги см. http://www.ukrstor.com.
[12] Пашаева Н. Очерки истории русского движения в Галичине XIX- XX вв. М., 2007. С. 114-115.
[13] Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и
насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914-1917 гг.
Выпуск первый. Львов, 1924. Издание "Талергофского
комитета". Типография Ставропигийского института
под управлением А.И. Яськова. С. 30-31. Всего вышло 4
сборника (в 1924, 1925, 1930, 1932 гг.). Электронные версии размещены на сайте http://www.ukrstor.com Были
переизданы в сборнике "Русская Галиция и "мазепенство""
(М., Издательство "Имперская традиция", 2005).
[14] Талергофский альманах //
Русская Галиция и "мазепинство". М.,
Издательство "Имперская традиция", 2005. С. 210.
[15] Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и
насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914-1917 гг.
Выпуск первый. С.VII.
[16] Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и
насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914-1917 гг.
Выпуск второй. Львов, 1925. Издание "Талергофского
комитета". Типография Ставропигийского института
под управлением А.И. Яськова. С. VII.
[17] Бузина О. Тайная история Украины-Руси. К.,
Издательство "Довiра", 2006. С. 290.