Журнал «Золотой Лев» № 171-172 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Я.А. Амелина

 

О борцах за «Волго-Уральскую татарскую государственность»

 

 

Прошедший 12 октября в административном центре Татарстана митинг памяти защитников Казани, организованный шовинистическим[1] Всетатарским общественным центром, собрал у входа в концертный зал имени Сайдашева лишь около 150 татар, в основном, преклонного возраста. Некоторые присутствующие объясняли малочисленность акции «плохой погодой», однако для тех, кто по призыву активистов татарского движения намерен бороться за «независимость Татарстана», дождь и ветер - не оправдание пассивности. Представляется, что на сегодняшний день несколько десятков пожилых татар да горстка «пассионарной» молодежи — это все, чем располагают идеологи «национально-освободительной борьбы» за «Волго-Уральскую татарскую государственность», которая, как гласил один из плакатов, выкинутых над толпой, «была и будет».

 

 

Активисты Всетатарского общественного центра (практически все обращались к участникам акции на татарском языке) излили свою скорбь на митинге 12 октября по защитникам Казани, павшим при взятии города от рук воинов Ивана Грозного, выразили надежду на скорое обретение Татарстаном независимости по примеру Южной Осетии, Абхазии и Косова. По мнению одного из выступавших, ни одна из трех новопризаннных республик, в отличие от Татарстана, не имела традиций государственности. Однако, если в отношении Приштины дело обстоит именно так, то в Сухуме и Цхинвале подобная «трактовка» вызвала бы оправданное возмущение. Некоторые из выступавших призывали решительно противостоять «христианизации» и «русификации» Татарстана. Собравшиеся неоднократно скандировали: «Азатлык!» (Свобода!). После часового стояния за спиной у памятника Ленину они промаршировали в Кремль к башне Сююмбике, неся большой плакат с надписью по-татарски «Наша цель — независимость»[2]. Все закончилось поминальной молитвой.

 

В том, что на митинг не собралось и двухсот шовинистов, нет ничего удивительного: здравомыслящий человек не в состоянии поддерживать лозунги организаторов. В своем обращении к «татарской нации» по случаю 456-й годовщины «самой большой трагедии в истории татарского народа - падения Казани, повлекшего за собой исчезновение татарской государственности и многовековое рабство татарского народа», председатель татарской партии национальной независимости «Иттифак» Фаузия Байрамова призвала сделать день взятия Казани «началом освободительной борьбы за независимость».

 

«Где бы не жили татары, в этот скорбный день, в день потери независимости, выйдем на улицы и провозгласим борьбу за восстановление потерянной государственности! - восклицала она. - Покажем наше единство и силу духа! Мы есть, мы не сломлены, и мы хотим быть независимыми!». Казанский митинг наглядно продемонстрировал, сколько татар не на словах, а на деле готовы заявить «о своем праве на самоопределение и провозглашении независимого татарского государства».

 

 

Что заставляет Байрамову требовать строительства «собственного татарского государства»? Как уверяет эта деятельница, татарский народ в России «влачит жалкое существование», и в XXI веке

 

«Российская империя, собравшись всеми последними силами, опять набросилась на татар, поставив перед собой цель уничтожить нас как нацию».

 

Лидер «Иттифака» твердит, что

 

«российские законы запрещают обучение в школах на родном языке, во многих регионах в школах введены основы православия, поговаривают об упразднении национальных республик и унитаризации российского государства». Кроме того, «российские тюрьмы переполнены мусульманами-татарами; наши соотечественники вынуждены жить в радиационных зонах; у татарского народа в этой стране нет никаких прав».

 

 

Комментировать эти высказывания нет смысла — эмоции татарской шовинистки заставляют ее воспринимать факты в гротескно-искаженном виде. Так же невнятен, хотя и куда менее эмоционален, анонимный (проживающий за границами России!) сторонник независимости Татарстана, интервью с которым опубликовало летом 2008 г. АПН. По его словам, в российском государстве нарушаются права татар:

 

«право на жизнь, право на независимую информацию, право на язык, религиозные права, право на свободные выборы… Татарские юноши гибнут в российской армии. В России растет число убийств на национальной почве... Члены партии «Хизб ут-Тахрир», являющиеся по сути своего рода толстовцами от ислама (потрясающее определение! – Я.А.), сидят в тюрьме. Татарстанцы лишены права выбирать главу своего региона. Список можно продолжать до бесконечности...».

 

Анонимный борец за «Волго-Уральскую татарскую государственность» называет достижение Татарстаном независимости шансом создания системы, «основанной на принципах демократии и открытости, являющейся более стабильной и предсказуемой, а не то, что мы имеем сейчас». В сфере экономики это даст Татарстану

 

«уникальную возможность для внутренних инвестиций», а в области культуры — обретение возможности «создать собственное информационное поле, в котором не будет места войне, жестокости, цинизму, ксенофобии и моральному разложению», а также даст возможность «наконец, справиться с проблемой сохранения языка» (речь идет о переводе татарского на латинскую графику).

 

«Я сторонник, так сказать, ползучего сепаратизма, когда шаг за шагом выторговывается очередная коврижка из федерального центра, - продолжает борец за независимость из-за границы. - ...Если бы не угроза сепаратизма, многое из того, чем сейчас может гордиться республика, было бы невозможно».

 

Вот с этим утверждением действительно стоит согласиться — так обстояли дела в российской политической реальности.

Судьба Татарстана зависит от самочувствия метрополии, убежден анонимный идеолог татарского шовинизма.

 

«Я вполне адекватно оцениваю нынешнюю обстановку и вижу, что предпосылок к радикальному решению вопроса нет, - констатирует он. - Пики татарского национального подъема приходились на смутные времена. Полагаю, что следующий придется на неминуемый экономический коллапс России (выделено мною - Я.А.). Главное, быть готовыми взять ответственность на себя и не испугаться, когда свобода сама придет в руки».

 

 

Однако «свобода» сама в руки не приходит. Есть ли в Татарстане желающие гибнуть во имя никому не нужной «независимости»? Полагаю, нет, учитывая, что даже в гораздо более бурные девяностые этот край, благодаря мудрости ее политического руководства, сумел обойтись без межэтнических столкновений.

В отличие от ратующих за независимость сетевых анонимов и площадных ораторов, те, кто действительно оказывают влияние на общественно-политическую жизнь Татарстана, придерживаются совершенно иной точки зрения.

 

«Зачем нам выходить из состава России? Это наша земля, территория Золотой Орды, - заметил директор казанского институт федерализма Рафаэль Хакимов, более пятнадцати лет занимавший пост советника Минтимера Шаймиева по внутренней политике. - Я еще понимаю, если бы все татары жили в Татарстане, или республика имела бы внешнюю границу с другими государствами. Но наши амбиции гораздо больше: мы хотим влиять на ситуацию в России... Для нас достаточно демократии и свободы... Россия для нас – наша собственная территория. Нам некуда и незачем от нее отделяться».

 

Его претензии к Москве сводятся к недостаточному развитию федеративных отношений, включая межбюджетные, экономические, научные и культурные, и эти темы действительно следует обсуждать.

 

«Мне больше нравится идея нормального развития в рамках Российской Федерации, - заметил доктор исторических наук из Казани Дамир Исхаков, комментируя возможность и уместность достижения Татарстаном независимости. - Татары, как и представители других этносов, должны иметь возможность развиваться в рамках российского государства — иметь свои национальные школы, культуру и так далее. Никому от этого плохо не будет».

 

Он предложил русской элите задуматься о том, что в условиях надвигающегося мирового финансово-экономического кризиса спасти Россию может только единство и сплоченность ее народов.

 

«Надо дать народам России вздохнуть свободно, - призвал Дамир Исхаков. - Прежде всего, необходимо вернуть в учебные программы региональный образовательный компонент и восстановить выборность глав регионов». Следует также гарантировать права русского народа, который в настоящее время не имеет возможности изучать предмет «Основы православной культуры», отметил татарский ученый. Национальной элите, убежден он, нужно «больше думать об отечестве и отстаивать российские национальные интересы». Избирать президента будут не американцы, напомнил Дамир Исхаков, а граждане России, в связи с чем «больше беспокоиться надо о собственном народе».

 

Претензии к федеральному центру по поводу отмены регионального образовательного компонента, в рамках которого в школах преподаются этническая история, культура, язык, а также «Основы православной культуры», весной-летом прозвучали из многих «внутренних республик». В руководстве министерства образования РФ уже и сами понимают, что, поддержав изменения в закон «Об образовании», приняли, мягко говоря, непродуманное решение. Весьма вероятно, что к следующему новому учебному году (поправки должны вступить в силу 1 сентября 2009 года) региональный компонент — возможно, в несколько модифицированном виде — вернется в учебные программы. Снять, наконец, этот болезненный вопрос — безусловно, в интересах руководства РФ.

Что же касается сепаратистских настроений в Татарстане, то их потенциальные выразители не заполнят и школьного актового зала. Каким бы странным это ни показалось некоторым «политологам», черпающим познания о России из интернета, не выезжая за пределы Садового кольца, официальная казанская пропаганда говорит правду: в крае, население которого делится на русских и татар приблизительно поровну, действительно нет межэтнической напряженности. Это подтвердит каждый, у кого есть возможность сравнить происходящее в Татарстане с тем, что творится, например, на Северном Кавказе. Единичные факты бытового шовинизма, о которых узнаешь главным образом из сообщений прессы, ни в какой мере не поддерживается властями Казани ни на официальном, ни, что немаловажно, на неофициальном уровне.

Потенциально возможное возникновение напряженности в Татарстане может стать только результатом активизации исламского фактора при соответствующем разыгрывании его внешними силами.

 

Казань, октябрь 2008 г.

ФСК, 15.10.08



[1] Автор использовал в данном случае термин: «националистическим». Национализм - национальное мировоззрение, самосознание нации, явление вполне объективное и сугубо положительное. Но поволжские татары не являются нацией, поволжские татары - этнос/народ. Поэтому поволжским татарам, как и любым иным народам, не может быть свойствен национализм. Преувеличенное, непомерное, агрессивное выпячивание своей народности перед другими народностями и  идеологические притязания народа на статус нации есть шовинизм. (Здесь и далее прим. Ред. ЗЛ).

[2] Публичные призывы к разрушению территориальной целостности РФ, которые позволяют себе истинные «россияне» вроде тех, которые здесь упомянуты, согласно законодательству РФ являются вполне добропорядочной деятельностью и не считаются уголовно-наказуемыми деяниями. Уголовный закон относит к преступлению лишь такие «публичные призывы», которые агитируют, подстрекают, убеждают, доказывают необходимость «насильственно изменить конституционный строй Российской Федерации» (см. ст. 280 УК РФ).


Реклама:
-