Журнал «Золотой Лев» № 171-172 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.Ю.Глазьев,

академик РАН

 

Открытое письмо министру финансов РФ А.Л. Кудрину

 

Уважаемый Алексей Леонидович!

Разделяя Ваши устремления к стабилизации российского финансового рынка, полагаю необходимым дополнить планируемые российскими денежными властями меры прилагаемым Планом действий по формированию эффективной национальной инвестиционной системы. В условиях саморазрушения глобальной валютно-финансовой системы и обвала российского финансового рынка для этого возникают уникальные возможности.

Главной причиной обрушения российского финансового рынка является его высокая зависимость от мировой конъюнктуры вследствие полной открытости и привязки денежной эмиссии к приобретению иностранной валюты в валютный резерв Банка России. Сущностью проводимой политики денежного предложения является формирование денежной массы под приток иностранной валюты, что предопределяет соответствующую специализацию российской экономики под потребности мирового рынка.

Ее следствием стали характерные для российской экономики диспропорции:

сырьевая специализация;

демонетизация и хроническое недоинвестирование, старение основного капитала;

повышенные транзакционные издержки, подрывающие конкурентоспособность национальной экономики;- неразвитость банковской системы, ее подавление иностранными конкурентами;

доминирование на финансовом рынке иностранных спекулянтов, его уязвимость от колебаний мировой финансовой конъюнктуры;

избыточные валютные риски и неоправданное обесценение валютных резервов вследствие неизбежного дальнейшего падения доллара США.

Продолжение этой политики, навязанной России МВФ и Казначейством США, чревато нарастанием потерь, общая величина которых уже превышает 50 млрд. долл. вследствие относительного обесценения валютных резервов, а также замедлением экономического роста из-за хронической нехватки кредитных ресурсов и их неоправданной дороговизны. Чтобы выйти из этого унизительного и саморазорительного положения финансовой колонии необходимо провести принципиальные изменения в системе денежного обращения в комплексе с другими излагаемыми ниже мерами формирования национальной инвестиционной системы. Ключевое значение среди них имеет переход от эмиссии рублей под покупку иностранной валюты к рефинансированию коммерческих банков под залог обязательств предприятий реального сектора экономики. При этом основным регулятором денежного предложения становится регулирование ставки рефинансирования с одновременным отказом от административного планирования количества денег.

К сожалению, Банк России до сих пор не имеет научно обоснованного инструментария по моделированию различных сценариев денежной политики. Вследствие этого последняя ведется субъективными методами без оценки ожидаемых последствий и сопровождается систематическими ошибками, которые дорого обходятся стране. С целью должного обоснования денежно-кредитной политики в условиях глобального финансового кризиса считал бы необходимым разработку имитационной экономико-математической модели денежного обращения, которая позволила бы объективного оценивать и прогнозировать последствия различных вариантов денежной политики.

Вне зависимости от этого следует немедленно предпринять прилагаемые ниже меры по формированию национальной инвестиционной системы, необходимой для обеспечения быстрого и устойчивого экономического роста.

План действий по формированию российской инвестиционной системы в условиях финансового кризиса

1. Предоставление государством кредитных ресурсов коммерческим банкам должно быть обусловлены их целевым использованием для рефинансирования предприятий реального сектора экономики. Необходимо исключить переток выделяемых государством кредитов на финансовый рынок и их использование в спекулятивных целях. При этом, во избежание коррупции и злоупотреблений, необходимо ввести административное регулирование процентных ставок, ограничив банковскую маржу по операциям с выделяемыми государством кредитными ресурсами на уроне 1%. Это потребует регулирования процентных ставок, уровень которых должен соответствовать рентабельности реального сектора экономики. Иными словами, стабилизационные кредиты на рефинансирование коммерческих банков следует выделять сроком до 5 лет под 5% годовых с условием их дальнейшего предоставления предприятиям реального сектора, векселя которых принимаются Банком России в качестве залогового обеспечения выделяемых кредитов.

2. Необходимо расширить перечень бумаг ломбардного списка, принимаемых Банком России под обеспечение рефинасирования коммерческих банков, включив в него акции и векселя созданных государством институтов развития, предприятий приоритетных секторов экономики, в том числе предприятий наукоемкой промышленности, машиностроения, строительства, агропромышленного комплекса, а также коммерческих организаций науки и здравоохранения.

3. Следует отказаться от административного планирования количества денежной массы, перейдя к регулированию денежного предложения посредством ставки рефинансирования.

4. Перейти от эмиссии рублей под покупку иностранной валюты к предложению денег исходя из спроса на них со стороны отечественных заемщиков. Рефинансировать коммерческие банки под залог векселей платежеспособных предприятий реального сектора экономики, в том числе работающих в перспективных направлениях формирования нового технологического уклада. Ввести мониторинг финансового состояния предприятий, векселя которых включаются в ломбардный список Банка России.

5. Перейти к продаже газа, нефти, других сырьевых товаров за рубли, создать необходимые условия широкого использования рублей в международных расчетах, а также в качестве резервной валюты в государствах СНГ, ЕС, Китае, других торговых партнерах России. Номинировать в рублях новые контракты по экспорту газа в Белоруссию и Украину, одновременно предоставив этим государствам рублевые стабилизационные кредиты.

6. Провести замещение отзываемых иностранных кредитов российскими кредитными ресурсами, номинированными в рублях без изменения процентных ставок.

7. Предпринять меры по декриминализации системы административного регулирования экономики с целью установления доверия между государством и деловыми кругами. В том числе:- отменить НДС;- разрешить предприятиям формировать собственные резервы в разумных пределах;- прекратить претензии по налогам, уплаченным до прошлого года;- предоставить каждому юридическому или физическому лицу право требовать отставки недобросовестных чиновников.

8. Предпринять меры по сдерживанию инфляции издержек, включая активизацию антимонопольной политики и временное замораживание цен на газ, тепло и электроэнергию.

9. Последовательно расширять внешнеторговые расчеты в национальных валютах, организовать прямую котировку их курсов по отношению к рублю. Создать единую платежную систему ЕврАзЭс. Наделить межгосударственный банк СНГ соответствующими возможностями и полномочиями.

10. Прекратить вывоз нефтяных доходов за рубеж, преобразовать Резервный фонд в Бюджет развития и обеспечить сбалансированность бюджета, отказавшись от его профицита. Повысить эффективность использования валютных резервов, последовательно снижая долю доллара США и других неустойчивых валют. Увеличивать долю золота и других благородных металлов в структуре валютных резервов. Восстановить госмонополию на экспорт золота, платины, серебра, палладия, а также редкоземельных металлов.

11. Согласовать политику денежного предложения с задачами структурной, промышленной и научно-технической политикой развития, определенной Концепцией социально-экономического развития России до 2020 года.

12. Предложить новую архитектуру глобальной валютно-финансовой системы исходя из недопустимости монополизации функции мировой валюты в частных интересах. Предложить справедливую и взаимовыгодную процедуру использования национальных и региональных валют (или основанной на их пропорциональном представительстве новой мировой валюты) в международных расчетах, предусматривающую механизм стабилизации их обменных курсов и прозрачное распределение глобального сеньоража.

 

11.10.2008

http://www.glazev.ru/econom_polit/2457


Реклама:
-