А. Елисеев

 

Футурология консервативной революции

 

Существуют две, наиболее распространенные, точки зрения на направление хода мировой истории.

Согласно одной из них (она сейчас преобладает), история движется по восходящей линии - от первобытной, "пещерной" дикости ко все новым и новым сияющим высотам цивилизованности. При этом большинство "эволюционистов" (назовем сторонников "восходящей" теории именно так) уверяет, что она счастливо завершится в некоем универсуме, черты которого напоминают христианское "Царство Божие" или языческий "Золотой Век". В этом универсуме сгинут все антагонизмы, уступив место практически бесконфликтному существованию "идеального человечества" и некоторые "эволюционисты" уже сегодня провозглашают возникновение такого универсума (ярчайший пример - Ф. Фукуяма с его "концом истории").

Кое-кто считает, что эволюционизм, утверждающий строго линейный характер истории, "вылез" из христианства, став закономерным развитием его оптимистического чаяния Царства Божия. Но в том то и дело - христиане чают именно небесного Божьего Царства. Оно не есть следствие воли человека и возникнет именно по воле Божьей. В царстве все решается Царем - такова аксиоматика монархического принципа как такового. И это вовсе не означает, что конкретная воля конкретных людей игнорируется царственным "произволом" Бога Единого. Каждый человек проявляют свою волю, демонстрируя степень готовности очутиться в Абсолютном Царстве.

Земная же история, согласно христианству, отнюдь не предполагает завершения в некоем посюстороннем универсуме. Она завершится воцарением Антихриста, после чего произойдет гибель мира, точнее его огненное преображение и интеграция в Царство Небесное. Поэтому у многих возникает соблазн приписать христианству "инволюционизм", представляющий историю как линейный упадок - фатальное торжество нисходящей тенденции.

Нам же представляется, что христианство одинаково далеко от этих двух сугубо детерминистских концепций, по сути дела отрицающих свободу человеческой воли.

Действительно, грехопадение Адама повело человечество по пути инволюции. Она выражалась не только в деградации человеческого общества. Деградировало само земное бытие. По мысли Святых Отцов кардинальному искажению подверглась вся природа, которая приобрела совершенно иной облик, чем тот, которая имела в раю. Знаменитый "Большой взрыв" можно считать неким анти-творением, разорвавшим изначальную небесную землю на сумму отчужденных друг от друга материальных объектов. Этот взрыв сообщил нашей вселенной отношения распада, угасания, вражды (см. великолепную работу еп. Василия Родзянко "Теория распада вселенной и вера Отцов"). Вот почему в христианстве нет такой ностальгии по "Золотому Веку", какую знало язычество. Оно знало о более великом и чудесном времени, времени, существовавшем по ту сторону земной реальности. Да, благая сторона - отпечаток, отсвет Божественного творения - сохранилась, однако, она переплелась с пародийной, сатанинской "концентрационной вселенной". Эта мировая тюрьма не отпускала человека и после смерти - даже праведника. Согласно христианской Традиции, в ад попадали все - не зависимо от греховности или праведности. Исключение составляли лишь очень немногие герои, сумевшие сконцентрировать максимальную, нечеловеческую волю к преодолению. Таким был святой воин-пророк Илия Фесвитянин, взятый живьем на небо. Земля была самой настоящей "заблокированной планетой" (выражение дьякона Андрея Кураева).

Человечество шло в пучину инфернального мрака. Герои изначальных веков, жившие сотни лет, обладающие невероятной волшебной, мифической (язычники наивно видели в них богов) силой уходили с земной арены, а их сменяли более хилые и порочные потомки. Так называемая "писанная история" - лишь маленький отрезок, сумевший сохраниться в выродившейся их памяти. Люди шли на край ночи… Шли, для того, чтобы увидеть Утро.

Этим Утром стал Христос, пришедший (и Церковное учение особенно подчеркивает это) в последние времена. Именно тогда, когда должно было все окончиться, все только и началось. И парадокса здесь нет никакого. Христос соделался Новым Адамом, преодолев последствия грехопадения Адама Ветхого и превысив даже его уровень. Таким образом зло было не только побеждено, но побежденным оказалось и состояние, в котором Адам встретил зло. Так же и с историей - начало ее ( Золотой Век) стало концом надисторического существования Эдема (небесной, райской земли), а ее конец (Железный Век) получил возможность стать своеобразным началом, то есть преодолеть и само историческое начало (ниже мы дадим еще одно обоснование подобного вывода).

Человеческая природа была вырвана из под фатальной деспотии изначального падения, причем Христос не выступил здесь в качестве некоего аватара, натянувшего плоть как оболочку и совершивший исключительно Божественный подвиг спасения. Его явление не было сугубо внешним - красивым, но механистическое явлением. Он - Совершенный Бог и Совершенный Человек - спас мир посредством Божественной и человеческой воль. Человечество, спасенное "сверху", "извне", в то же время спасло себя и изнутри. В космической стене мировой тюрьмы была пробита спасительная брешь и через нее праведники (дохристианские и новозаветные) устремились на небо. Блокада оказалась снята.

С тех пор ход истории стал чудесен и непредсказуем. Человек восстановил свободу воли в полном объеме, и с тех пор никто и ничто не могли предопределить ход исторического развития. Предвидим возражение - а как же воцарение Антихриста, которое станет венцом вселенской деградации, земным еще завершением земной же истории? Безусловно, Антихрист воцарится, но его воцарение на наш взгляд, нельзя рассматривать как завершение некоего единого и практически беспрерывного процесса человеческой деградации. После Христа история человечества представляет собой смену различных периодов, назовем их "эонами", каждый из которых характеризуется преобладанием либо восходящей, либо нисходящей тенденции. "Средневековая" (термин, весьма приблизительно характеризует хронологические границы) цивилизация была первым таким эоном и этот эон характеризуется преобладанием именно восхождения. Вторым, и пока последним, эоном является "Новое и новейшее время" (опять-таки терминология крайне приблизительна), отличающееся торжеством нисходящей тенденции.

Теперь самое время остановиться на более подробной аргументации наших взглядов на мировой исторический процесс. Могут возразить, что и дохристианская история демонстрирует точно такое же чередование нисходящих и восходящих потоков, что она, в этом плане, ничем не отличается от христианской.

Прежде всего, снова обратим внимание на то следующий факт - нам известна лишь самая небольшая часть истории человечества. История ничего не знает о великих цивилизациях Гипербореи, Атлантиды, Лемурии, изначальной Арианы (можно предположить, что о некоторых древних сообществах она не знает вообще) - они являются достоянием исключительно мифологии, причем ее данные весьма скудны и противоречивы. (Можно предположить, что именно деградация этих цивилизаций и стала причиной отсутствия их фиксированной, видимой, "писаной" истории.)

Но даже и о "видимой", "написанной" истории мы знаем чрезвычайно мало, причем зачастую наши наблюдения учитывают видение лишь одной из сторон. Так, по дохристианской истории арийских народов мы судим, основываясь преимущественно на античным источниках, дающих довольно предвзятую оценку т. н. "варваров".

Посему за образец нами воспринимается то, что было весьма далеко от образца и даже представляло собой продукт линейной деградации. Лучшее из лучших языческих государств, Великий Рим, был, как это ни печально признавать, прообразом нынешнего капитализма. Многие историки Древнего Мира (например, замечательный русский ученый М. Ростовцев) обращали и обращают внимание на то, что рабовладение вовсе не было единственным и даже господствующим способом производством. По их подсчетом до трети всей рабочей силы в античных обществах составляли наемные работники. Они приводят многочисленные параллели между античностью и новейшим капитализмом, например, кризис греческих полисов 4 в. до жути напоминает современные кризисы перепроизводства. Не случайно и то, что именно Греция считается родиной демократии, да и в Риме республиканско-демократические традиции были чрезвычайно сильны (любопытно - монархическое начало утверждается в Римской Империи с 1 в. н. э., т. е. с века Христа, и уже в христианскую пору там начинает утверждаться феодализм). Античность представляла собой древний капитализм, основанный, прежде всего, на частной собственности и наемном труде. Рабы же использовались наподобие нашей техники, что вполне вписывалось в античные представления об их природе: как известно, тогда рабов не считали людьми - в самом прямом смысле.

Что же до древних азиатских деспотий, характеризующихся абсолютным доминированием государственного хозяйства, уравнительным распределением и мощнейшей жреческой идеократией, то их можно с полной уверенностью охарактеризовать как прообраз деспотий коммунистических. И в этом плане особо пикантно выглядит противостояние античного Запада и "персидско-вавилонского" Востока. Как уже было сказано - линейность истории есть выдумка, и ничего абсолютно нового в ней нет.

Конечно, мы далеки от мысли просто ставить знак равенства между античным капитализмом и нынешним - торгашеско-космополитическим. Первый был гораздо ближе к Традиции. Но он выигрывает лишь по сравнению с современностью и большинством современных ему сообществ (1).

(1) Нам мало известно о духовно-политическом и социально-экономическом устройстве великой Скифской Империи, бывшей по нашему мнению мощной славянской державой, включавшей в свой состав значительное количество северных иранцев-саков (см. Елисеев А. Славянская империя скифов; Монархическое начало в дохристианской Руси). Есть, впрочем, достаточное оснований считать, что она представляла собой сильное монархическое государство, отличное, в то же время, от азиатских деспотий. История Скифии скрыта от нас - аутентичные источники, по ряду причин, отсутствуют, а античные старательно замалчивают роль северных "варваров" - опасных партнеров в геополитической "игре". Но показательно, что Скифия гибнет в 3 в. до. н. э. - в конце дохристианского периода. Восстановление же ее, как Киевской Руси (Скуфи Киевской) начинается во 2 в. н. э., практически сразу же после проповеди Св. Андрея Первозванного, крестившего горы Киевские.

Возникновение христианского Средневековья стало грандиозным прорывом к утерянному небесно-райскому Архетипу. Был сделан скачок - но не столько назад, к "Золотому веку", сколько "наверх" - к покинутому небесному Отечеству. Впервые восходящая тенденция стала преобладать - и не как нечто сиюминутное, не как краткосрочное, хотя и яркое, героическое деяние, но как двухтысячелетний (от пришествия Христа до крушения Российской Империи) - истинный Рим, сверх-Империя, солнечная полярно-райская ойкумена - целый мир, зародившийся в ветхом мире, лежащем во зле.

История ("мифическая" и "видимая") знала примеры героических, традиционных реставраций, но они всегда были отвоеванием лишь части завоеванного врагом. Гибель древнейшей Гипербореи завершилась основанием Атлантиды, но она, даже и в период расцвета, была гораздо ниже изначальной Империи Севера. Погрязшей в черномагическом безумии, дегенерировавшей Атлантиде себя противопоставила Ариана, Индоевропа, воскресившая северный дух Гипербореи. Но и она, в огромном количестве случаев, проигрывала Атлантиде. Ход деградации ускорялся и многочисленные героические попытки преодолеть ее натыкались на мощнейший космический поток послеадамова Фатума.

Но средневековое христианство дало первый по-настоящему победный бой дьяволократическим силам тьмы века сего.

Силы Традиции проиграли, естественно - только на зримо-эмпирическом уровне. Нынешний "эон", одно из омерзительнейших порождений Кали-Юги, характеризуется нарастающей нисходящей тенденцией. Однако, можем ли мы говорить, что на смену нынешнему "эону" не может придти новый, что свободная воля человека, купленная самой дорогой ценой - смертью Господа нашего - фатально порабощена вселенской тьмой? Что невозможна консервативная революция, несущая смерть миру вселенской наживы, абсолютного материального интереса?

К сожалению, приходится признать, что сознание большинства традиционалистов склоняется именно к этому. Похоже большинство их уверено, что Конец наступит уже завтра, что активное противодействие антихристовым силам невозможно. Ярчайший образец подобного "христианского" исторического пессимизма дает работа А. Кураева "Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии)", точнее один из ее разделов, озаглавленный весьма характерно - "О нашем поражении". Здесь почтенный православный публицист призывает не особенно-то и грустить по поводу скорого конца света - ведь за ним грядет Царство Небесное. Но ведь оно придет так и этак, а сколько христианских душ, да и тел, можно спасти, предотвратив приход Антихриста и гибель мира - на нынешнем историческом этапе? Да, в таком подходе, как в зеркале, отражается подход всего церковного руководства - сектантский, по сути. Похоже наших пастырей вполне устраивает малочисленность их "малого стада", с которым она и намерена спасаться. Десятки миллионов единоверцев и соплеменников их волнуют "постольку поскольку" - иначе она, несомненно, развернула бы широкомасштабную кампанию действительного Сопротивления - в том числе и политического. Однако, послушаем дьякона Кураева: "Призывы к политическому сопротивлению и сегодня почти бесполезны. Политический опыт у врагов Церкви явно больше, чем у ее иерархов." Оказывается "в плане земной истории христианство проиграет хотя бы потому, что в соревновании с ТВ Церковь не может не проиграть (а такого массированного напора антихристианских сил, как сегодня, ТВ не проводило ни в хрущевские, ни в брежневские времена.)".

Удивительно, что многоуважаемый г-н Кураев, человек, который несомненно является искренне верующим православным христианином, не берет в расчет такого, извините за терминологию, "фактора", как Господь Бог. Неужели действительно честное и пламенное желание бороться, сопряженное с желанием учиться политическому опыту врагов, не будет поддержано сверху - нашим самым верховным сюзереном? Неужели благодать бессильна помочь воинам Христовым против именно "политических врагов", против СМИ? И, в конце концов, сумела же РПЦ довольно успешно освоить опыт своих врагов в плане налаживания коммерческой деятельности - почему бы не преуспеть и на политической стезе (кстати, в борьбе против слуг Антихристов весьма пригодились бы миллиончики, накопленные на сигаретках и т. д.)?

В оправдание своему пораженчеству, Кураев лепит некий образ: "Когда-то мне не давал покоя вопрос: почему история кончается… Потом я увидел: история нужна, пока у человека есть свобода. Когда свобода последнего выбора отнимается - створки истории схлопываются. Движение невозможно. Так равнинная река сама на излучине может намыть плотину: сначала в этой излучине затонет несколько бревен, к ним будет прибивать ил и песок. Появится отмель, затем - коса. А затем возможно и появление плотины. И нужно будет промывать другое русло. Так и река истории. Поколение за поколением оставляет все больше грязи в ее русле. И небо становится все дальше". Вот любопытный взгляд православного человека на свою же собственную историю! Свою, потому, что мировая история, есть, в том числе, и история православия - православного исповедничества, православной государственности и т. д. Выходит засорение имело место быть, а прочищение? Накапливалась, выходит, одна только грязь, а как же святость, героизм, мученичество? Воистину, после розового оптимизма либерал-прогрессистов, самым нелепым по праву может считаться мрачный пессимизм наших горе-охранителей!

Нынешний "эон" либерального капитализма подходит к концу. Это может быть конец всего мира, но может быть и началом нового "эона", нового Средневековья. Все зависит от того, как мы ответим на вызов времени, как встретим очередной кульбит Истории. Антихрист может придти уже завтра, но он может удерживаться еще многие сотни лет. Некогда будет сделан неверный выбор, но когда это будет - неизвестно (2).

(2) Утверждая главенствующее значение человеческой воли для судеб конкретного человека и целых человеческих сообществ, мы вовсе не принижаем значение воли Божественной. Как во Христе действовали обе воли, так и в человечестве, живущем после Христа, они соединяются чудеснейшим образом - без повреждения одной из них. Бог, выражаясь грубо, сильнее человека безмерно, но он и настолько силен, чтобы при этом человек определял сам (вернее со-определял) собственную судьбу. Здесь тончайшая, недоступная обычному разуму тайна, которую нельзя открыть путем логических рассуждений, но к которой можно только приблизиться.

Вообще, вопрос о пришествии Антихриста решается не столь однозначно, как кажется. Существуют разные предсказания на сей счет. По мнению большинства, "сын погибели" и в самом деле станет повелителем земли. Но и есть и те, кто допускают сосуществование царства (точнее анти-царства) Антихриста и противостоящей ему священной Империи. Так, преп. Лаврентий Черниговский утверждал: "При антихристе будет Россия самое мощное царство в мире… Русского Православного Царя будет бояться сам антихрист". Весьма возможно (хотя мы и не делаем однозначного утверждения), что правы и те, и другие. То есть именно от свободной человеческой воли зависит - как придет лже-мессия и какие формы примет его тирания. Иными словами - финал человеческой истории во многом зависит от самих людей. В случае, если в самом конце возникнет самое мощное в мире - Священное Русское - государство, то можно считать, что история завершилась триумфом (несмотря на наличие антихриста).

Христианство вовсе не вгоняет историю в жесткие рамки различных детерминизмов. Это - самая свободная вера, утверждающая величие человеческой личности в наибольшей мере. Не индивидуума, обезличенной единицы буржуазного рынка с ее комариными "правами" набить желудок поплотнее, а именно личности, образа и подобия Божия, обладающего действительно Богоподобной волей героически преодолевать все эти "объективные и космические закономерности".

Но коль скоро христианство не предписывает истории катиться вниз, то почему бы не предположить возможность возникновения такого сообщества людей, которое эта самая история еще и не видывала? Почему бы не предположить, что и сегодня возможна тотальная консервативная революция, чреватая рождением века, еще более близкого к Традиции, чем Век Золотой? Зададимся и еще одним вопросом - а исчерпан ли чудесный дар Христов в плане улучшения человеческой природы?

Поясним свою мысль. Социальное является наиважнейшей частью всего человеческого существования. В социуме биологическое ("животное") соединяется с духовным ("ангельским"). Подобно тому, как человек, не будучи только духом или материей, подобен Богу (не материальному, и не духовному Существу), так же и социум представляет собой среду, максимально уподобленную Абсолюту. Обратим внимание на то, что традиционные общества не являлись некими безликими конгломератами, выдумывающими себе фетиш "демократии", "нации" или "родины" (в данном случае имеются ввиду механистические представления о нации и родине). Они персонифицировались в фигуре Монарха, считавшегося образом, иконой и наместником Христа. Тем самым богоподобность социума утверждалась полнее всего.

Старые мифы знают о временах волшебного могущества, о древних, живших несколько сот лет и обладающих иным, более духовным строением тела, о гигантах и богатырях. Любопытно, что мифология часто подчеркивает именно "биологический" аспект, изображая героев и даже богов, во многом, как могущественные организмы. Мифы знают также об искуснейших магах и колдунах, о тех, кто был способен преображать реальность силой духа. И менее всего мифология знает о политическом и социальном. Но может быть главные возможности человеческой реализации лежат именно в социальной сфере, может именно в ней лежат истоки и "магической", и биологической мощи?

На наш взгляд, наиболее полной реализацией человеческого (а человек есть центральный "момент" всего творения) в этом мире, в этой вселенной следует считать Государство, являющееся некоей квинтэссенцией социума. Мы вовсе не собираемся сводить Государство именно к аппарату государственного управления, оно представляет собой сложнейшую и многомерную реальность. Если хотите, это народ, нация (иными словами этнически конкретизированный социум), взятый как политическая организация. Политика же есть контрольное и регулятивное начало социума, его направляющий центр. А у этого центра есть свой центр - власть. Опять-таки, если рассуждать о традиционных обществах, то данные центры стягиваются и персонифицируются в Монархе, который придает абстрактным механизмам и категориям личностное наполнение. Не нужно, кстати, забывать о том, что само слово "государство" имеет один корень со словом "государь".

Всматриваясь в историю христианства, мы обнаружим интереснейший факт, практически остающийся без внимания наблюдателей. Равноапостольными святыми, т. е. святыми равными апостолам - высшей "иерархии" в христианской праведности - являются именно государственные деятели - князья, короли, цари, императоры. Благодаря им и была осуществлена всеевропейская христианская консервативная революция, давшая начало новой ойкумене - ойкумене Христа. Самая последняя, запредельная реальность единства Бога и творения именуется Царством Божиим, а Христос - священником по чину Мельхиседекову - Царскому чину. Тут более чем значимый символизм - Государство оказывается первейшим и важнейшим "отражением" Божества на земле.

Кому-то все это может показаться принижением сакрального до уровня мирского. В пример сразу же станут приводить нынешнее социальное и нынешнее политическое, справедливо указывая на их профанический характер. Однако в том то и дело, что "современный" социум (и эту "современность" мы тянем, как минимум, со времен "Великой" французской революции) строго подчинен экономике.

Но что есть экономика? Если вдуматься, то мы увидим, что она представляет собой некий сектор социума, который ближе всего находится к биологии, к животному началу. Хозяйственная деятельность теснее других видов социальной деятельности связана с потреблением, как воспроизводством человеческой плоти. И если вспомнить знаменитое определение: "Человек есть то, что он ест", можно осознать биологизм экономики в полной мере.

Современное общество превратило экономику из периферийного, по сути, сектора в собственный центр, и, напротив, отбросило истинный центр - политику - на периферию. Посему все социальные и политические термины воспринимаются, как материалистические и современные, тогда как на самом деле настоящая социальность и настоящая политика не имеют со своими нынешними "преемниками" ничего общего (3).

(3) Существует и еще один аналогичный периферийный центр. Но только разговор в данном случае должен идти о "высшей периферии". Мы имеем ввиду аскезу, взятую не только как умерщвление плоти во имя достижения неких высших, внеземных уровней, но и мистическую практику радикальной самоизоляции человека в мире сем. Тогда как экономика ближе всего к животному, то аскеза ближе к ангельскому (истинных монахов именуют "земными ангелами").

Признав, что ход истории после Христа чудесен и непредсказуем, мы обязаны предположить, что именно такая, настоящая социальность может реализовать себя в полной мере, что может возникнуть Империя, которой еще и не было, общество, которого еще и не существовало.

Нас сейчас могут упрекнуть в утопизме, в очередном призыве к абсолютному, идеальному и гармоничному сообществу людей. Но мы вовсе не взываем к земному идеалу. Идеал на земле, в этой вселенной, пусть и открытой Христом для Бога, но все равно пораженной последствиями грехопадения, невозможен. Он придет лишь в Царствии Небесном. Здесь возможно лишь максимальное, предельное приближение к Идеалу.

Однако, кто сказал, что невиданный еще социум будет бесконфликтным "земным раем" утопистов? Напротив, он может столкнуться (и столкнется, в случае своего возникновения) с величайшими, и, опять-таки, невиданными еще проблемами и конфликтами - внутренними и внешними. Наше бытие конфликтно и мы не сможем "снять" самого своего бытия. Но мы можем преодолевать и преодолевать конфликтность, переходя от одних ее видов к другим, вспыхивая яркими вспышками победы и затухая для новых побед или же - поражений. Здесь можно привести в сравнение образ корабля, плывущего по штормовому морю. Волны вздымают его и опускают, он взлетает к небесам и опускается вниз - но все равно плывет. И при всем при том он может затонуть в любом момент. В таком плавании важна даже не земная цель (мореплавателей, в первую очередь, вдохновляет цель небесная), а само преодоление земных стихий во славу Господню. Ценно проявление воли плыть, покоряя бушующую стихию.

Традиционный идеал не может и не должен определяться космизмом, который стремится к некоей теургической перестройке земного бытия и самочинному превращению его в универсум, в идеальную сверх-реальность (особенно сильно такие упования заметны в творчестве Н. Федорова и В. Соловьева). Как Бог уважает свободу воли человека, так и мы должны уважать свободу воли Бога. Самочинное обожение человечества и всего мира (самообожение) невозможно, и без просветляющего, огненного Божественного действа мы не увидим "нового неба и новой земли". Посему нам остается действовать в отведенном нам уделе. Но, поверьте, нам отведено не так уж и мало.

Возможно, и не будет ничего. Не будет, и уже завтра хищная лапа антихриста схватит ополоумевшее человечество за горло. Но в любом случае - воины Традиции не должны покоряться безликой Судьбе - хорошей или плохой. "Судьбы они не знают", - писал о наших пращурах славяно-ариях византиец Прокопий Кесарийский, и нам не след уступать нашим предкам. Жизнь и смерть - одинаково возможны, победа и поражение - не предопределены. Верить надо в волю, в саму возможность побеждать целый мир подобно тому, как его победил Христос - Совершенный Бог и Совершенный Человек.

 

январь 2002 г


Реклама:
-