Ю. Савельев. С. Глазьев

 

Реализация планов Грефа уничтожит государство

 

Вторым этапом шоковой терапии оппоненты правительства называют предстоящую монетизацию льгот и ряд сопутствующих этому законопроектов, которые должна принять в ближайшие дни Государственная Дума.

Вторым этапом приватизации по Чубайсу называют противники этого процесса намерение правительства приступить к широкомасштабной приватизации объектов промышленности, до сегодняшнего момента относящихся к стратегическим и не подлежащих приватизации.

О планах приватизации на 2005 год и, в этих целях, изменении списка стратегических предприятий речь шла на заседании правительства в минувший четверг. Как заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, большинство предприятий, которые считаются стратегическими и не подлежат приватизации, а таких предприятий порядка 3000, должны быть исключены из этого списка.

Посетовал на то, что продажа госсобственности идет плохо, и премьер Михаил Фрадков, обвинив в этом правительство. По его словам, деньги, полученные от продажи госпредприятий в 2005 году, должны стать резервом экономического развития страны.

Наибольшее внимание экспертов из всего предложенного списка привлекают два предприятия, контрольные пакеты акций которых будут проданы – «Связьинвест», который готовили к приватизации уже трижды, однако каждый раз непреодолимые препятствия не позволяли довести сделку до конца, и «Аэрофлот», решение о продаже которого тут же вызвало множество критических комментарий, в том числе, предположение о том, что таким образом с международного рынка пытаются убрать российского авиаперевозчика.

Однако, как бы не хотелось правительству пополнить казну, решение о продаже стратегических предприятий многие специалисты считают ошибочным и наносящим серьезный ущерб интересам государства.

Комментируя озвученные Германом Грефом предложения, заместитель думского комитета по промышленности и наукоемким технологиям Юрий Савельев сказал МиК:

 

-Хотя российское общество и политики в России вообще-то говоря считают не слишком компетентными высказывания т.н. группы Чубайса в правительстве, но последнее высказывание министра экономического развития и торговли Германа Грефа, тем не менее, вызывает шок.

На заседании правительства в минувший четверг он в числе прочего заявил о значительном сокращении стратегических предприятий, в том числе, предприятий  военно-промышленного комплекса - на 2/3, то есть на 1000. На конец 2003 года всего предприятий военно-промышленного комплекса насчитывалось в России 1511. Затем, правда, последовали опровержения, что его неправильно поняли, и что он другое имел в виду, что речь всего лишь идет об акционировании.

Но все знают, что за этим стоит – за этим последует приватизация, с последующим исчезновением профиля предприятия.

В настоящий момент суммарный объем продукции, приходящийся на долю государственного оборонного заказа в общем объеме производства составляет всего лишь 3-4%. И до такого состояния российскую оборонку довела именно группа Чубайса, в первую очередь, министр финансов Алексей Кудрин.

Путем постоянного сокращения оборонного заказа и систематическим накапливанием задолженности государства перед предприятиями ВПК за выполненную работу, то есть за госзаказ (на сегодняшний день долг составляет 80% от общего объема), ситуация была доведена до того состояния, что предприятия начинали банкротить за долги.

То есть, государство само, не расплачиваясь с предприятиями и сокращая госзаказ, создало эту систему и привело предприятия военно-промышленного комплекса к разорению и банкротству.

Такая политика проводилась с 1997-1998 годов и привела сегодня к тому, что продукция предприятий нашей оборонки, как я уже говорил, в общем объеме производства составляет 3-4%.

А между тем надо особо отметить, что во всех развитых странах предприятия военно-промышленного комплекса являются самыми рентабельными, что не удивительно - ведь они составляют основу национальной безопасности любого государства. У нас же совершено другой подход.

Расходы на Министерство обороны возрастают, однако на предприятия оборонки деньги не выделяются. У нас нет программы развития национального оборонного комплекса, нет системы госзаказов, а без этого предприятия не могут существовать.

В результате, если раньше Россия выпускала 1000 самолетов в год, то сейчас только 30-40. Зарубежные заказы носят единичный характер, а ведь многие предприятия изначально строились так, что они не могут быть перепрофилированы и не могут выпускать другую продукцию. Значит - разорение.

СССР в последние годы экспортировал различных видов военной продукции – вооружений, военной техники, на $30 млрд. – в 1985-1989 годы, мы занимали 1 место в мире. Это вдвое больше нынешнего бюджета России. Сегодня экспорт военной продукции составляет 1/3 нынешнего бюджета, что сопоставимо с долей продажи минерального сырья.

Во всем экспорте сегодня 8,5 % составляет машиностроительная продукция, остальное – химия и т.д., 60% - минеральное сырье. Из этих 8,5 % только 4,5% - продукция военного назначения.

Но что продают? Не то, что производят, а то, что лежит на складах, это техника, которая в войска на вооружение не поступает. Хотя устаревшей ее тоже нельзя назвать.

Раньше у нас доля новейших образцов вооружений, соответствующая  последнему слову научно-технического прогресса и новейшим достижениям в этой области противника, составляла в общем объеме 80%, а в некоторых областях, например, по ракетам, достигала и 100%. У НАТО этот показатель составлял 62-63%, и по многим позициям эта техника до сих пор идет впереди и не устаревает.

Еще один момент, который надо отметить – в любой стране производство военной техники и весь оборонный комплекс является локомотивом научно-технического прогресса, так как для того, чтобы эта продукция соответствовала мировому уровню, должны развиваться по передовым технологиям целый ряд других отраслей – авиастроение, электроника, приборостроение, и т.д.

И когда у нас все внимание государства было приковано к оборонке, она и тянула за собой все, весь прогресс, все смежные отрасли. Когда же оборонка упала, постепенно пришли в упадок и все остальные отрасли, которые с ней были связаны.

Я являюсь председателем Экспертного совета ОПК, в совет входят около 100 человек, и это лучшие представители наших оборонных предприятий – тех полутора тысяч, о которых я говорил. И у нас есть свои предложения по развитию оборонного комплекса.

Первое и самое главное – нужно не допустить сокращения предприятий ОПК, чего сейчас добивается правительство. Напротив, нужно сформировать и просчитать программу развития российского оборонно-промышленного комплекса до 2020 года.

У нас сегодня главная угроза России – не террористы, о которых сейчас так много говорится. Сегодня наше внимание должно быть приковано к мощному развитию военного потенциала Юго-Восточной Азии, к развитию ядерных сил США.

Надо оценить и проанализировать, как развиваются в военном плане ведущие страны, и составить на основе этого программу госзаказа и определить, откуда взять на нее деньги.

Если не хватает собственных средств, надо привлекать зарубежные заказы, привлекать западных инвесторов к производству разрешенных видов военной продукции.

Надо снять драконовские ограничения, прописанные в законе о военно-техническом сотрудничестве с зарубежными государствами. Предприятия должны сами искать зарубежных партнеров – например, по тактическому оружию, а не, разумеется, по производству баллистических ракет.

Надо уйти из-под совершенно неадекватного контроля над всеми сделками со стороны «Росвооружения», тогда бы предприятия оборонки смогли бы нормально развиваться.

Возвращаясь к планам, которые озвучил Герман Греф, могу сказать с полной ответственностью - Греф хочет уничтожить оборонно-промышленный комплекс, а это значит – уничтожить вооруженные силы, а уничтожить вооруженные силы – значит, уничтожить государство!

 

Выразил свое критическое отношение к приватизационным планам правительства и лидер движения «За достойную жизнь» Сергей Глазьев. Комментируя, в частности, намерение кабинета приватизировать одно из ведущих российских предприятий - «Росспиртпром», он сказал:

 

- Греф, очевидно, почувствовал себя наследником незабвенного Егора Тимуровича Гайдара и исповедует еще более радикальную версию либерального фундаментализма, чем «шокотерапевты» в начале 90-х годов.

Он, видимо, не знает, что «Росспиртпром» был создан именно после осмысления тех огромных потерь, которые государство понесло после непродуманной приватизации спиртовой и ликеро-водочной промышленности. «Росспиртпром» создавался уже во второй половине 90-х годов как структура, с помощью которой государство могло бы вернуть себе контроль над оборотом этилового спирта и алкогольной продукции в целях полного сбора акцизов и предотвращения поступления на рынок паленой водки.

Кроме колоссальных потерь государственного бюджета, связанных тем, что более половины алкоголя на рынке обращалось без уплаты промышленниками акцизов, жертвами непродуманной либерализации этого рынка стали десятки тысяч граждан, отравившиеся насмерть фальсифицированными алкогольными напитками.

То, что г-н Греф творит, нельзя объяснить ни здравым смыслом, ни международным опытом, ни, тем более, экономической теорией. По сути, мы имеем дело с либерально-фундаменталистским куражом новой волны младореформаторов, которым не терпится повторить «подвиги» Гайдара и Кириенко.

Нашим гражданам остается только ждать, когда же эта очередная чума пройдет, и снова можно будет вернуться к нормальному хозяйственному строительству.

 

МиК 2.08.2004

 


Реклама:
-