М.Г. Делягин,

 председатель президиума — научный руководитель

Института проблем глобализации,

доктор экономических наук.

 

ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНОГО ГЕНОЦИДА

 

Закон принимают украдкой

 

Проект закона «О реализации мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан» рассмотрен правительством 29 апреля 2004 года и вызвал серьезную критику. После доработки, включавшей увеличение выплат в 2–4 раза при откладывании на год замены деньгами льгот по оплате услуг ЖКХ, законопроект был внесен в Госдуму 28 мая. Изменения в нем — победа всего российского общества, в том числе ветеранов, которые в ответ на путинский призыв «купить себе чего-нибудь вкусненького» за счет издевательски грошовой прибавки стали в знак протеста направлять президенту денежные переводы и продуктовые посылки (как это уже было при разрекламированном повышении пенсий на ничтожные 35 руб.).

В первом чтении законопроект будет рассмотрен 2 июля, затем будет разослан по регионам. Правительство хочет обеспечить его принятие сразу во втором и третьем чтениях в начале августа, для чего Госдума прервет парламентские каникулы. Объем документа — около 600 страниц, что исключает возможность его тщательного изучения в столь сжатые сроки. Принятие документа в политический «мертвый сезон» сделает его незаметным и неожиданным для общества, спасет реформаторов от его широкого обсуждения.

 

Суть дела: замена льгот на недостаточные компенсации

 

Намечена отмена льгот по бесплатному проезду на городском и пригородном железнодорожном транспорте, санаторно-курортному лечению, предоставлению лекарств, пользованию телефоном и выдача различным категориям населения денежных компенсаций, пропорциональных объему полагающихся им льгот.

Отменяемые льготы получили денежные оценки, отличающиеся по регионам. По заявлению министра здравоохранения и социального развития М. Зурабова, для Москвы бесплатное получение лекарств «стоит» 500 руб., бесплатный проезд на городском транспорте — тоже 500 руб., бесплатный проезд на электричке — 40 руб. в месяц. Санаторно-курортное лечение «оценено» в 15 тыс. руб. за раз, а 50%-ная льгота по пользованию телефоном (в среднем по России — 55 руб. в месяц) отменяется без компенсации.

Льготник, получив выплаты, сможет выкупить у государства право пользования льготами. Если он пользовался бесплатными лекарствами менее чем на 500 руб. в месяц, для него выгоднее платить за них деньгами, сэкономив часть компенсации. Если же он пользовался бесплатными лекарствами более чем на 500 руб. в месяц, то, по мысли реформаторов, он ничего не потеряет, так как, отдав 500 руб. из своей компенсации, сохранит важную для него льготу. Предполагается, что 15 тыс. руб. на санаторно-курортное лечение бывший льготник сможет «накопить», отказываясь от получения части компенсации и выкупа за ее счет права пользования другими льготами.

Сопоставление «стоимости» льгот с выплатами показывает, что люди, пользовавшиеся льготами в наименьшей степени, могут оказаться в выигрыше, а те, кто действительно нуждается в льготах и использовал их широко, проиграют. Так, в Москве инвалиды II группы смогут пользоваться и проездом в городском транспорте, и лекарствами, но уже санаторно-курортное лечение, даже при жизненной необходимости, окажется для них недоступным.

В этих условиях поверить заверениям в достаточности выплат (да еще и из уст тех же самых официальных лиц, которые говорили то же самое в отношении предполагавшихся ранее выплат, которые были в 2–4 раза меньше, а распространялись еще и на льготы по ЖКХ) может только сумасшедший или профессиональный «обманутый вкладчик».

 

В сегодняшней России верить Зурабову — то же самое, что верить Чубайсу.

 

Более пострадают те, кто больше пользуется льготами и, соответственно, больше зависит от них. Таким образом, либеральные фундаменталисты наносят удар именно по наиболее социально уязвимой части общества.

Право выкупа льгот будет введено только в 2006 году — ранее Минздрав, как было заявлено, не успеет напечатать необходимые извещения. В 2005 году недостаточность денежных выплат для тех, кто в наибольшей степени зависит от льгот, проявится в полной мере.

По оценкам О. Дмитриевой (депутат Госдумы, ранее министр социальной защиты), инвалид войны в Санкт-Петербурге получает льгот на 1000–4800 руб. в месяц, а правительство «компенсирует» их 2000 руб. Дети-инвалиды получают льготных услуг на 1160–4660 руб., а выплачивать им будут по 1000 руб. в месяц — «ниже нижнего» уровня, просто потому, что они бесправны и не могут отстаивать свои права (в отличие, например, от тех же ветеранов). По мнению О.Дмитриевой, «компенсация идет по нижней границе от стоимости услуг, и поэтому от одной трети до половины льготники потеряют».

 

Порочность самой идеи замены льгот деньгами

 

Правительство обещает индексирование выплат льготникам одновременно с индексированием пенсий. Такое индексирование по определению отстает от роста цен, что будет означать дополнительные потери.

Если льготник беден, он потратит полученные деньги не на льготировавшиеся прежде услуги, а на то, чтобы, в соответствии с заветом Путина, «купить себе чего-нибудь вкусненького», оставшись в том числе без жизненно необходимых лекарств.

Наконец, для выкупа отмененных льгот за деньги надо будет обращаться в собесы, в которых возникнут дикие очереди. Ведь большинство придет туда один раз, но зато в одно время, к чему не готовы ни помещения, ни руководители собесов, не имеющие возможности нанять дополнительных сотрудников на «пиковые» месяц-два. Очередная затея либеральных фундаменталистов обернется новым надругательством над пенсионерами, ветеранами и инвалидами.

Наконец, сама идея замены льгот деньгами несправедлива в принципе. Ведь разные люди, даже относящиеся к одной социальной группе, испытывают разные потребности в льготах: кто-то ездит на троллейбусе, кто-то нет, кто-то пользуется лекарствами, а кто-то нет. При выдаче им одинаковых компенсаций, даже достаточных «в среднем», кто-то получит больше, а кому-то будет остро не хватать денег на жизненно необходимое — и ему отнюдь не будет легче от того, что у соседа появились дополнительные доходы.

Ведь социальные льготы — принципиально нерыночный механизм, исходящий из потребностей, а не спроса, и применение к нему стандартных рыночных процедур не имеет оправдания.

 

Беда в регионах

 

Вопрос о выплатах ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным — 11,8 млн. чел. — «сброшен» реформаторами на региональный уровень.

Регионы могут устанавливать им меры социальной поддержки по своему усмотрению, либо предоставляя льготы, либо выплачивая деньги. Руководители Москвы и Новосибирской области, например, уже заявили о сохранении льгот.

В силу различной бюджетной обеспеченности различных регионов уровень обеспеченности льготников в них будет резко различен. Всякая попытка обеспечить одинаковый уровень льгот (а сегодня на губернаторов давят, принуждая их к замене льгот выплатами) в условиях, когда подготавливаемый Минфином проект бюджета на 2005 год не содержит соответствующего увеличения финансовой помощи регионам, приведет к острой нехватке денег в их бюджетах.

Покрытие этой нехватки будет, как в ходе предвыборного повышения зарплат бюджетникам в 2002 году (когда реформаторы заявили, что дело центра — повысить зарплаты, а искать средства для этого должны губернаторы), идти за счет единственного резерва бюджетов дотационных регионов — расходов на ЖКХ и подготовку к зиме. Это вызовет коммунальную катастрофу, как это было зимой 2002/2003 года, когда из-за вынужденной переориентации средств с ЖКХ на зарплату (что потом признало даже правительство) число людей, оставшихся без тепла или света более чем на сутки, выросло более чем в 20 раз— со 116 тыс. до свыше 2,1 млн.

Характерно, что при сохранении льгот в регионах возможно получение и денег, и льгот. Так, инвалид II группы — москвич, являющийся ветераном труда, может как инвалид получать 1000 руб. в месяц, а как ветеран труда — пользоваться сохраняемыми льготами. Чтобы этого не произошло, планируется «перепись» всех льготников — «внесение в реестр». Она может обернуться новым столпотворением в собесах, но главное — многим придется «вслепую» выбирать между категориями, финансируемыми регионом и центром. В экономически сильных регионах финансово разумное поведение может оказаться неприемлемым с моральной точки зрения. Так, ветерану войны — москвичу может оказаться выгоднее отказаться от своего ветеранства и записаться как «ветеран труда», так как московская социальная политика при всех своих недостатках всегда будет человечнее федеральной.

Так либеральные фундаменталисты поздравляют ветеранов войны с 60-летием Победы.

 

Политика Плюшкина

 

В чем же смысл очередной реформаторской вакханалии?

Прежде всего, о повышении уровня жизни нет и речи — реформаторы утверждают, что замена льгот деньгами лишь устранит несправедливость: имея право на одинаковый набор льгот, люди в разных регионах получают их в разных объемах.

На деле правительство плодит социальную несправедливость в больших масштабах. Ведь решение вопроса о льготах 11,8 млн. чел. «сброшено» на региональных уровень и будет зависеть от финансового состояния регионов (большинство которых живут на дотации федерального центра). При неминуемой нехватке денег в региональных бюджетах эти люди лишатся даже прав на льготы, которые имели раньше, даже надежды когда-нибудь их получить, даже призрачной возможности отстоять в суде свои права.

Сначала отобрав у людей достойную жизнь, теперь реформаторы отбирают и право на нее.

Реальная цель реформы — сокращение обязательств и расходов бюджета. Его обязательства перед льготниками — более 2 трлн руб. в год; расходы не превышают 500 млрд руб. После замены льгот выплатами расходы федерального бюджета составят 171 млрд руб., региональных — около 100 млрд руб. Таким образом, реальные расходы на социальную помощь льготникам сократятся в 1,85 раза — на 229 млрд руб., а федерального — еще больше (так как часть его расходов перебрасывается на регионы).

Это не вызвано нехваткой средств: неиспользуемые остатки только федерального бюджета (включая так называемый Стабилизационный фонд) превышают эквивалент 13 млрд долл.

Либеральные фундаменталисты по-прежнему подчиняют все усилия одной-единственной цели: урезать расходы бюджета, чтобы свести к минимуму его потребность в деньгах и ослабить налоговое давление на бизнес. Формально призванные служить обществу в целом, они считают себя обязанными выражать интересы только бизнеса, той части общества, которая зарабатывает деньги и, возможно, готова делиться с ними.

Характерно, что либеральные фундаменталисты меняют на денежные выплаты только льготы политически бесправных социальных групп (исключение — предложение отменить бесплатный проезд в городском транспорте депутатов, сенаторов и их помощников). Никто не рассматривает стоимость социального пакета чиновника или депутата, который, по сути, является той же льготой.

Реформаторы не могут не отдавать себе отчет в том, что резкое сокращение масштабов социальной поддержки наиболее зависимой от нее части общества приведет к ее ускоренному вымиранию. Возможно, подлинная цель реформы — именно «разгрузка» таким образом пенсионной и социальной систем.

Таким образом, подготовка замены льгот на выплаты может рассматриваться как подготовка социального геноцида.

Геноцид — преступление против человечества, не имеющее срока давности. Когда в России будет создано честное, ответственное перед народом государство, все лица, причастные к подготовке нынешней социальной реформы, должны понести за это ответственность на новом судебном процессе, аналогичном Нюрнбергскому, как за причастность к подготовке преступления против человечества.

Либеральные фундаменталисты должны ответить за свои преступления.

НОВЫЙ НЮРНБЕРГ ЖДЕТ РЕФОРМАТОРОВ!

 

Москва июль 2004

 

 


Реклама:
-