Г. Фёдоров,

журналист

 

 

Ревизоры национальных ценностей

 

Не каждому народу будет позволено войти в постиндустриальный рай. Потому профессор Евгений Ясин, ведущий идеолог российского либерализма, в книге «Модернизация экономики и система ценностей» выдвигает в качестве первоочередной задачу коренного изменения культуры и традиционной системы духовных ценностей русского народа.

 

Ясин утверждает: «Традиционные русские ценности во многом привлекательны, но в целом низкопродуктивны».

Отсюда их тормозящее влияние на ход реформ: «С 1992 г. Россия прошла два этапа преобразований: первый этап реформ – 1992–1998 гг., завершившийся кризисом, второй этап – после 1998 г. ещё продолжается, хотя и с падающей динамикой. Назревает третий этап, когда решающую роль будут играть изменения в системе ценностей, в культуре».

Как же надо русским духовные ценности изменить? Профессор отвечает: «Мировой опыт показывает, что Запад обладает наиболее продуктивной системой ценностей, и это обусловливает его лидерство в развитии и процветании». Несмотря на рост материального благосостояния в странах Запада, автор строго осуждает католичество за то, что в нём допускаются раскаяние, искупление и отпущение грехов. У кальвинистов, дескать, этого нет, и поэтому они богаче.

Но большевики, особенно на первом, высоко ценимом Ясиным, этапе господства в России, с грешниками (конечно, по своим понятиям) расправлялись тоже без снисхождения. Тем не менее в экономике у них творилось чёрт знает что. А чем объяснить высокое экономическое благополучие в таких разных по вероисповеданию странах, как протестантская Германия и католическая Франция? Видно, не только правильная вера гарантирует процветание.

Говоря о советской системе ценностей, Ясин находит возможным признать её изначальную прогрессивность – она ознаменовала «принципиально иную эпоху в истории человечества». Одновременно его глубоко огорчает тот факт, что советская система духовных ценностей «в итоге оказалась очень похожа на традиционную». И вообще – «советская экономика и общество оказались продолжением феодальных иерархических структур».

Учёный объясняет: «Чтобы развить и распространить продуктивную систему ценностей, нужны продолжение и завершение либеральных институционных реформ».

Но кто конкретно должен «продолжать и завершать»? Вожди, высокомудрые либеральные профессора, кто-то иной, присланный с другой планеты или из-за рубежа?

Население страны Ясин в расчёт абсолютно не принимает. Как не замечает он и итогов демократических выборов, показавших: народ негативно относится как к самим либерал-реформаторам, так и к их управлению экономикой.

Почему мы, то есть большинство населения России, отправляясь за шерстью, оказались начисто остриженными. А реформы продолжаются. Зачем? Кому это требуется? Неужели и в самом деле главная цель либерал-реформаторов – коренное изменение системы духовных ценностей народа?

В новых статьях Ясин хвалит правительство и президента за то, что они не пошли на увеличение подоходного налога, оставив в неприкосновенности схему, по которой и миллиардер, и получающий нищенскую зарплату работяга платят в бюджет с дохода одинаковую долю – 13 процентов. Ясин одобряет предложение повысить пенсионный возраст до 65 лет. Профессор всему перечисленному безмерно рад, поскольку это свидетельствует, что реформы продолжаются.

Но Ясин огорчён тем, что: «Институциональные реформы, провозглашённые в программе Грефа, продвигаются всё медленнее, встречая нарастающее сопротивление, и пока ощутимых результатов не приносят».

Мешают пережитки, от которых русским людям необходимо немедленно отказаться. Видимо, это убеждение, что не хлебом единым жив человек, стремление и любовь к совместной работе, самопожертвование, соборность, влечение к сильному государству, восприятие труда как удовольствия, неумение считаться с затратами при достижении общей цели, склонность к масштабным делам, нестяжательство, нестандартность мышления, оригинальность, вера в конечное торжество справедливости. Всё перечисленное – а ещё и патернализм – отнесено профессором к ценностям, непродуктивным, тормозящим развитие экономики. А что должно прийти им на смену?

Предпочтительнее всего протестантская этическая система. Католицизм так же низкопродуктивен, как и православие. Ссылаясь на западных мыслителей, автор вскользь замечает: «Либеральной продуктивной культуре, обычно связываемой с протестантской этикой, нередко противопоставляется культура непродуктивная, примеры которой находят зачастую в Латинской Америке». Исповедуемый там католицизм, «в отличие от кальвинизма или иудаизма», нередко служит оплотом реакции. В качестве путеводной звезды для католиков автор приводит «хороший пример» Испании.

Книга изобилует недоговорённостями, намёками, иносказаниями и прочими тёмными местами, видимо, адресованными особо посвящённым.

Но ответ на вопрос о причинах экономических неудач СССР найти в работе Ясина всё-таки можно. По мнению профессора, большевикам не позволили найти путь к экономическому процветанию «советские ценности». Наверное, такие, как коллективизм и взаимопомощь, идеализм и энтузиазм, неприязненное отношение к выскочкам, восприятие труда как удовольствия, изобретательность, скромность в потреблении, высокий уровень образованности, бескорыстие и душевность.

Всего этого в русском обществе уже не должно оставаться. Для постиндустриальной эпохи романтизм, идеализм и такой душевный «мусор», как любовь к ближнему и снисхождение к оступившемуся, короче: мягкотелость – настоящий тормоз. Начинать жить по-новому автор книги призывает уже сейчас. Точнее, сразу же после того, как в России кончится газ.

Разработка программы Грефа начиналась с обсуждения системы ценностей. «Инициативу, – объясняет автор, – проявил клуб «2015» и персонально В.М. Лопухин… На встрече Нового 2001 года члены клуба «2015» в хорошем настроении – им удалось продвинуть в обществе сознание важности ценностей – распевали песенку на мотив «С чего начинается Родина»: «С чего начинаются ценности? С того, что кончается газ...».

Если бы речь шла о студенческой вечеринке, то к словам песни не могло бы быть никаких претензий. Но в клубе «2015» – солидные люди, работавшие над программой Грефа. Понятно, Новый год... Кому не приходилось хоть раз в жизни распевать в подобных обстоятельствах песенки, о содержании которых наутро нельзя вспомнить без краски стыда на лице. Другое дело – русская примета, согласно которой от пьяного зачастую можно услышать то, что трезвый человек держит у себя на уме.

Выходит, цель программы, составленной Грефом с участием членов клуба «2015», – всё же не газ, а духовные ценности. Но тогда об этом следовало бы написать с предельной откровенностью. Вовсе не хочу укорять тех, кому не по душе традиционные духовные ценности народов, населяющих громадные евразийские пространства. Но пусть они гласно объявляют об этом.

Министры – фигуры политические. Как частное лицо Греф, несомненно, волен посещать любые вечеринки и распевать на них песни, какие нравятся. Но в книге прямо говорится – программа Грефа разработана по инициативе и при участии членов клуба «2015».

Каковы же цели программы, разработанной с участием людей, мечтающих о времени, когда в России закончится газ? Этот вопрос не может не волновать людей, воспитанных в уважении к русской культуре и традиционным духовным ценностям русского и других народов России.

Ясин и сегодня настаивает на активном воплощении в жизнь тех же программных положений, о которых говорилось в приведённом выше гимне клубменов. В статье под характерным названием «Этого мало!» он пишет: «Новая задача состоит в том, чтобы, сохраняя самобытность русской культуры, поменять кое-какие традиции, препятствующие развитию и процветанию страны».

При разнообразии мнений, существующих сегодня в обществе, народ имеет право знать правду о настоящих, а не пропагандистских целях проводимых реформ. Впрочем, не станем тешить себя иллюзиями. Власть, хоть нынешняя, хоть прежняя, хоть любая другая, полной правды гражданам всё равно не скажет. Поэтому остаётся выразить искреннюю благодарность профессору Ясину за то, что он как мог, пусть местами и путано, но всё же поведал в книге, что ждёт нас на пути в постиндустриальное общество.

Вначале россиян уже раздели до нага физически. Правда, всё-таки не настолько «круто», чтобы мы валом повалили в протестантскую веру. Поэтому профессор честно предупреждает: это ещё не конец. Он начнётся после того, как «закончится газ»... Вот тогда-то нам и предложат пережить ещё и стриптиз духовный, требующий безоговорочного изменения традиционных национальных ценностей.

Впрочем, по принципам демократии нам будет оставлено право выбора. Или ценности протестантские, или иудейские. Выбирая, придётся, естественно, помучиться. И тут самое время спросить: «Хочу ли я и в самом деле обменять своё первородство на чужую чечевичную похлёбку?..» Уверен, что среди населения, почти потерявшего из-за бесконечных реформ способность думать, всё же найдутся и те, кто ответит на данный вопрос отрицательно.

Власти, очевидно, имеют в виду данное обстоятельство, когда говорят сегодня о необходимости максимально ускорить темпы осуществления реформ. Судя по всему, делается расчёт на то, чтобы внедрение протестантской системы ценностей повернуть настолько стремительно, чтобы народ не успел очухаться.

Если данное предположение верно, то это свидетельствует лишь об одном: нынешние либералы к культуре и духовным основам этического поведения человека подходят ещё более вульгарно и механически, чем марксисты, свято верящие в то, что бытие определяет сознание. Но среди русского народа, как и среди других народов России, найдётся немало тех, для кого духовное наследство предков никогда не станет предметом рыночного обмена.

 

ЛГ 21.07.2004


Реклама:
-