А. Горбунов

 

Институты растления

 

Существует сегмент телевещания, о котором у почтенной взрослой публики, как правило, имеются самые общие расплывчатые представления. Речь идёт о так называемых «музыкальных» каналах. Меж тем молодёжная аудитория уже много лет не смотрит почти ничего, кроме MTV и МУЗ-ТВ. На первый взгляд всё нормально: юные создания по природе своей вроде и должны быть настроены на модные танцульки и песенки. Однако реальность не так безобидна.

Работа с юной аудиторией – всегда стратегический долгосрочный проект, имеющий целью создание человека будущего. Того, кто через 15 – 20 лет будет определять лицо страны. Не надо обладать особой прозорливостью, чтобы обнаружить: 99% всех передач MTV и его «чисто российского» двойника МУЗ-ТВ пронизаны весьма жёсткой доктриной. Поверьте, здесь не испуганное преувеличение автора-ретрограда.

Содержание доктрины незамысловато – закрыть молодёжный эфир от не то чтобы серьёзного размышления о чём-либо, но и даже от всякого намёка на него. Недопустимо говорить о таких понятиях, как молодая семья, как религия, как творческая работа, как знания, да и много ещё о чём.

Зато без труда можно очертить круг «тем», вокруг которых вертится тарабарщина клоунски обряженных ребятишек, перемежающих скороговорками цветастые, ритмично стучащие картинки. Темки следующие: бесконечное нагнетание и раздувание подростковой сексуальности, обсуждения на тему: «где лучше потусоваться», споры о том, чей же клип на этой неделе «круче»: гиганта доморощенной карликовой попсы или нового существа, выведенного в лабораториях западной шоу-индустрии. Нетрудно отсюда догадаться и о характере соответствующей «музыкальной» продукции. Большая часть видеоклипов замешена на агрессивной подаче плоти и половом возбуждении подростков.

Вот что они теперь поглощают ежедневно часами напролёт. А потом родители удивляются: что это их дети ничего не соображают, не могут усваивать школьного курса, не интересуются ни жизнью семьи, ни жизнью страны, да что там страны – не понимают они и собственной жизни, собственных целей или поступков. Разумеется, валить всё на ТВ глупо, но роль его огромна.

А вот, кстати, кредо руководителя «российского» MTV Зосимова: вещание должно формировать молодёжь, настроенную исключительно на получение удовольствий от жизни, «незакомплексованную», не настроенную на проблемы. Каково? Телеоракулы никогда не скажут, что как раз проблем у нынешней молодёжи больше всего. И реально столкнувшись с ними юнцы, «воспитанные», в частности, и продукцией зосимовского канала, просто «ломаются», ибо живут безвольно, настроены исключительно на получение удовольствий. А чтобы не уходить из навеянных в отрочестве телеиллюзий, при встрече с прозой жизни припадают к рекламируемой бутылке пива, хуже – к наркотикам.

Духовная атака на молодёжь «музыкальными» каналами ведётся планомерно и методично. Подчеркну, это не какой-нибудь прикладной эфирный «факультатив», но самый настоящий факультет разложения. Кстати, одна из недавних основных программ МТV так и называлась «фак ультет», с явным нажимом при произношении ведущими на первую часть названия, на «фак». Передача и есть сплошной «fuck». Там герои говорят об одном: «Ты будешь трахаться?», «Ты любишь трахаться?», «Ты с ним (ней) уже трахался?» Зритель (подросток) просто обязан уяснить, что только этим он и должен быть занят. Ну, любовь там, романтика – это, конечно, «вне формата». Должен, подобно зверушке, перебираться из клетки в клетку и «трахаться».

На МУЗ-ТВ роль одного из центральных элементов играет хит-парад с незамысловатым названием «10 Sexy». Специальная подборка клипов, из которых необходимо выбрать самые «горячие». Ведущая с внешностью и томно-глубоким голосом «профессионалки» привлекает к просмотру, к участию в телефонном голосовании.

И так и сяк распаляют воображение школьников(ниц) взрослые смазливые тетеньки а-ля «жрицы любви» и молодящиеся плейбои «под тридцатник». Конечно, все в восторге от группы «Тату», «большой поход» которой, к слову, и был начат с забойной многоповторной демонстрации на MTV. При этом секс-просвет учит и напоминает: ваш секс должен быть «безопасен». То есть нежелательно. чтобы в результате телодвижений анимализированные подростки рожали.

До недавнего времени клипы подталкивали и к развлечениям «покруче». На фоне галлюциногенного бреда «пела» размалёванная тётка: «И по венам бегут разноцветные кубики… Уходим на закат!» (группа «Тотаl», МУЗ-ТВ). Тут же раздавалось дегенеративное нытьё человека в кепке: «Я вот бухаю, а другие колются, я вот бухаю, но могу ускориться» (группа «Ленинград» МУЗ-ТВ, МТV). «Звезда» Земфира блажила: «…Да по венам я пустила своё чувство. Обнаглела, пожалела бы себя...» Мало? «Мумий Тролль»: «Мне по венам бы, по венам запустить дельфинов стаю». Этой короткой выжимки уже достаточно, чтобы понять, как через клипы, через гомонящую бурду подросток погружается в наркотическую субкультуру. Конечно, творцы никогда не признают возможность двусмысленного толкования своих текстов. Да и мы, не столкнувшись с бедой лицом к лицу, не можем подчас уловить всю опасность семантических кодов, походя запускаемых в массовую молодёжную среду. Сейчас к подобным опусам отношение стало более осторожным, употребление провокационных образов сдержанным. Надолго ли? Такие вот «вены-реки, реки-вены, реки вечной любви, реки вечной разлуки».

О том, какие модели мышления и поведения предлагает бытописательное дегенерат-шоу «Семейка Осборнов» (MTV) или рвотное шоу Трахтенберга «Деньги не пахнут» (МУЗ-ТВ), и говорить не приходится.

Необходимая информация. В США, откуда MTV родом, этот канал является кабельным и платным. Теоретически подросток может смотреть его, только заплатив деньги или выклянчив у родителей. В результате просмотр вдохновенной «музыкальной» продукции становится уделом малоразборчивых маргинальных слоёв, часто афроамериканцев, которым не жаль лишних десяти долларов за дополнительную «жвачку для глаз». Это как гормональное «искусственное» мясо или «генные» овощи: хочешь – ешь их, а хочешь – покупай другой натуральный продукт (телеканал). Не случаен поэтому недавний скандал, когда фрагмент эмтивишной продукции (в котором Джанет Джексон обнажила грудь) попал в общедоступный эфир CBS. У нас же в открытом эфире демонстрируется всё.

Диву даёшься, глядя на индифферентность государства по отношению к происходящему на молодёжных каналах. Обратили бы внимание хоть не с нравственной, так с утилитарной точки зрения. Ведь именно эти дети придут скоро в армию, в учреждения и фирмы, на заводы, на кафедры. Конечно, если они вообще туда дойдут.

P.S. Телеконцерн Viacom, которому принадлежит MTV, планирует с 2005 года запустить кабельный канал для гомосексуалов. Интересно, пойдёт ли он в русифицированной версии на общедоступной частоте?

 

ЛГ 4.08.2004

 


Реклама:
-