Первая критика проекта бюджета на 2005 год

 

М.Г. Делягин

 

Такие воровские схемы осуществлялись только в начале 90-х годов…

 

Проект федерального бюджета на 2005 год, принятый за основу на заседании правительства, поступил в Государственную думу. Основные цифры главного финансового документа страны таковы: доходы запланированы на уровне 3 трлн. 326 млрд. руб. (17,8% ВВП), расходы - 3 трлн. 47,97 млрд. рублей (16,3% ВВП), профицит - 278,11 млрд. рублей (1,5% ВВП). Прогнозный объем ВВП, заложенный в проекте бюджета, составляет 18,72 трлн. рублей. Объем стабилизационного фонда на 1 января 2005 г. должен составить 574,4 млрд. рублей, на 1 января 2006 г. - 720 млрд. Налоговые доходы бюджета в 2002 г. запланированы на уровне 2 трлн. 232,6 млрд. рублей, неналоговые доходы - на уровне 1 трлн. 93,4 млрд. рублей. На погашение и обслуживание внешнего долга в текущем году планируется направить 185,9 млрд. рублей, внутреннего долга - 68,2 млрд. рублей. Непроцентные расходы в следующем году должны составить 2 трлн. 793,8 млрд. рублей (14,9% ВВП). В бюджете заложены среднегодовая цена марки Urals в 2005 году - $28 за баррель и курс - 30 рублей за $1.

Обсуждался и принимался бюджет публично и привлек к себе внимание не только специалистов, но и широкого круга наблюдателей – все видели неоднократный обмен «любезностями» по поводу заложенных в бюджете показателей между премьером и ключевыми министрами. Комментирует ситуацию Михаил Делягин, руководитель Института модернизации:

- Ну первое, что я могу сказать – что этот бюджет не имеет никакого отношения к задачам, которые поставил президент. Борьба с бедностью, если и будет осуществляться, то только за счет ускоренного вымирания бедных. Потому что все реформы носят антисоциальный характер, и это очень четко выражено в бюджете.

Ни о какой модернизации там тоже речи нет. Единственное, что там имеет отношение к модернизации, так это увеличение оборонного заказа на 40%, но если судить по заявлению министра обороны, они будут тратиться на модернизацию абсолютно устаревших видов боевой техники типа Ан-124. Он бы еще самолет Ил-2 собрался бы модернизировать.

Так что реального увеличения расходов на народное хозяйство нет, и в целом этот бюджет – военно-полицейский. Он углубляет крен в сторону силовых ведомств. Он еще раз и еще в более явной форме фиксирует, что реальными хозяевами России являются силовая бюрократия и силовая олигархия. Потому что расходы на ЖКХ сокращаются, расходы на образование сокращаются, расходы на сельское хозяйство сокращаются даже в абсолютной величине – первые два параметра сокращаются относительно инфляции в реальном выражении.

И на этом фоне 28% увеличение расходов на оборону и 24% - на МВД и ФСБ тоже выглядят совершенно дико. При этом события в Чечне очень ясно показали, да и события вокруг ЮКОСа тоже показали, что дело не в увеличении или уменьшении финансирования, а проблемы наших правоохранительных и силовых структур - такого рода, что просто деньгами не решаются. Дело не в недофинансировании, а в отсутствии мотивации у руководителей всех уровней этих структур.

То, что в бюджете заложена цена 28$ за баррель – это щадящий режим. Таким образом правительство сделало себе большой-большой запас прочности. Там есть абсолютно неадекватные вещи – например, на конец 2005 года предполагается курс доллара к евро – 1,37 за евро. Мне это представляется откровенным бредом.

В целом, бюджет является инерционным, ничего кардинально нового там нет. А визги о том, что мы теперь будем оценивать деятельность министерств и ведомств по достижению результатов, а не по отчетам, они сошли на нет, потому что правительство не знает, как реализовать эту замечательную идею. Также продолжен курс на финансовое разрушение регионов.

Этот бюджет доводит до абсурда идею доминирования и господства военно-силовой бюрократии, военно-силовой олигархии, с одной стороны. И он вплотную подходит к тому, чтобы превратить федеративное устройство государства в унитарное, потому что регионы пущены под пресс. На них сбросили дополнительные полномочия, не обеспеченные необходимым финансированием.

И на самом деле это шаг к дезинтеграции России, потому что понятно, что это такое, когда сбросили дополнительные полномочия, не обеспеченные финансированием. Это значит, что в Москве учитель будет получать одну сумму денег, а в Московской области совершенно другую, а в области, которая граничит с Московской областью, совершенно третью.

И если до этого бюджета были какие-то универсальные гарантии зарплаты бюджетников, то есть, губернатор выплачивал собственную доплату бюджетникам, но был уровень, ниже которого бюджетник получать не мог. То теперь этого уровня больше нет, это правда закон о монетизации льгот такую вещь делает, но бюджет это дело развивает и закрепляет. Вплоть до того, что 20%-ое повышение зарплат бюджетникам, которые получают деньги в региональных бюджетах, будет осуществляться по мере финансовых возможностей регионов.

Это означает, что в Москве оно будет на квартал раньше - 1 октября, а в некоторых регионах оно может быть на квартал позже, в некоторых – 1 апреля, а в некоторых вообще не может быть осуществлено. Это и есть начало территориальной дезинтеграции России.

 

- А разногласия публичные в правительстве по поводу бюджета между Кудриным, Грефом и Фрадковым, Гордеевым и Фрадковым – насколько они могут быть серьезные? Есть ли в кабинете реальное противостояние?

 

Это противостояния разного уровня. Кудрин и Греф не могут возмущаться по поводу бюджета, потому что бюджет сверстан Кудриным, а не по отдельности каждый занимался бюджетом. Их же не устраивает Фрадков как таковой. Их не устраивает, что премьером является кто-то посторонний, а не один из них. По крайней мере, у меня складывается такое ощущение.

Кроме того, они требуют форсирования абсолютно разрушительных реформ, а Фрадков понимает, что реформы разрушительные, но крайним за них будет он, а не Кудрин с Грефом. И более того, как я думаю, он прекрасно понимает, что Кудрин с Грефом воспользуются этой разрушительной реформой, чтобы его свалить. Поэтому он их тормозит. А Гордеев просто возопил благим матом, потому что у его отрасли и так постоянно срезается финансирование, ведь сельское хозяйство у на все время недофинансируется. А теперь идет еще и сокращение расходов. И я, например, не думал, что у нас на посту министра сельского хозяйства может оказаться ответственный человек. Приятная неожиданность.

 

- Ну и Ваш прогноз каков – насколько ухудшится экономическая ситуация в стране?

 

Ну, поскольку цена на нефть будет явно выше намеченной в бюджете, я думаю, что будут дополнительные доходы в бюджет, как и во все годы Путина. Эти дополнительные доходы будут загнаны в стабилизационный фонд. И вполне возможно, что некоторые отрасли, и не только сельское хозяйство, при этих реальных дополнительных доходах будут недофинансироваться.

На самом деле мы имеем абсолютно бредовую идею с этим стабилизационным фондом. Потому что стабилизационный фонд предусматривает увеличение до 795 млрд. рублей. Кудрин на всех углах орал, что достаточно 500 млрд. рублей. Теперь он говорит, что стабилизационный фонд будет в 1,6 раза больше той суммы, которую он сам считает предельно достаточной. Это называется шизофрения.

При этом за счет чего будет увеличиваться стабилизационный фонд? Прирост стабилизационного фонда на 110 млрд. рублей выше планируемого профицита бюджета. И эти 110 млрд. рублей предполагается взять взаймы у внешних кредиторов. Это бред собачий!

Мы неизвестно зачем наращиваем стабилизационный фонд, и мы берем взаймы, чтобы эти взятые взаймы деньги просто заморозить в бюджете. Более того, поскольку стабилизационный фонд будет размещаться в государственных ценных бумагах западных государств, мы им отдаем наши деньги на депозит, и у них же берем деньги в кредит! У западных экономик, под существенно более высокий процент.

 

- Но Кудрин пообещал быстро расплатиться с внешними долгами…

 

Внешний долг действительно будет снижен, будет выплачено $11,5 млрд., это хорошо, хотя я подозреваю, что это - сумма вместе с процентами. Но внешние долги они возьмут до $3,65 млрд. Это практически полностью совпадает с 110 млрд. рублей, которых им не хватает для пополнения стабилизационного фонда. Стабилизационный фонд будет вкладываться в первоклассные ценные бумаги западных государств.

Мы у них берем кредит, чтобы у них же положить деньги на депозит! У нас в России такие воровские схемы осуществлялись только в начале 90-х годов. Уже в 1999 году они были практически невозможны.

Вот, представьте себе, мы покупаем государственные ценные бумаги, условно, в Германии, и одновременно с этим берем кредит у германских банков!

Раньше я думал, что у Грефа весеннее обострение бывает, а у Кудрина, как теперь получается – бюджетное обострение.

 

- А президент это понимает?

 

Он прекрасно все понимает. Его эти люди вполне устраивают. Это же его люди, он их назначал. Кудрин – его человек, Греф – его человек, Зурабов – его человек. Это в 2000 году можно было говорить: ах, «семья» навязала кого-то бедному беспомощному президенту. Сейчас то понятно, что он никакой не бедный и никакой не беспомощный и все люди, которые стоят у экономической власти, это его люди. И они находятся на этих постах потому, что назначены им, и делают то, что хочет он. Ни о какой свободной воле того же Грефа я бы говорить не стал. У него есть свобода воли, какой галстук одеть.

 

- Перспективы грустные, если не сказать губительные…

 

Ну, еще пару лет проживем на таких ценах на нефть, даже три года… Цены на нефть, конечно, упадут, но явно не до $28.

 

 

Аграрная партия - против проекта бюджета-2005

 

Выступление на заседании правительства министра сельского хозяйства А.Гордеева с критикой проекта государственного бюджета РФ на 2005 год все помнят. Ознакомившись с основными параметрами будущего бюджета, касающимися сельского хозяйства, категорически против его принятия выступил и председатель Аграрной Партии России Владимир Плотников. Он заявил, что "работа авторов документа не выдерживает никакой критики".

«Сейчас, - сказал он, - Россия тратит на поддержку своих производителей сельхозпродукции меньше, чем не только развитые, но и большинство развивающихся стран - всего 1%. Казалось бы, ниже просто некуда. Мы не раз критиковали эту неверную политику. И что же? В новом бюджете Правительство запланировало увеличить общие расходы на 14%, но при этом расходы на сельское хозяйство и рыболовство, напротив, снижаются на 10%».

Лидер АПР подчеркнул, что министры-экономисты ставят себе в заслугу создание надежного стабилизационного фонда. Ожидается, что в 2005 году он значительно превысит ранее намеченный уровень. Есть все возможности для увеличения объемов бюджетного финансирования АПК. Аграрии настаивают на этом не по старой привычке "выбивать" деньги. Усиление финансирования сельского хозяйства необходимо для развития рыночных отношений в этой важнейшей сфере экономики.

Пожалуй, впервые за последние годы, сельхозтоваропроизводители начали ощущать реальную отдачу от субсидирования и кредитования, лизинга техники, страхования урожая, интервенционных закупок зерна. «Зачем же губить то, что дает толчок росту производства сельскохозяйственной продукции? Сколько можно уповать на импортное продовольствие, - возмущается Плотников. - Простая логика подсказывает, что надо самым активным образом усиливать финансовую поддержку со стороны государства тех рыночных преобразований, которые помогают оживить село. Вместо этого его финансирование вновь урезается. Такая политика правительства неразумна и вызывает большое недоумение у аграриев» - сообщила пресс-служба Аграрной партии России.

 

МиК 27.08.2004


Реклама:
-