А. Богословский

 

Очередной Великий визит Путина

 

Если бы традиции китайской историографии жили бы по сей день, то в архивах Пекина была бы сделана запись «очередной северный варвар прибыл подивиться на чудеса Поднебесной и с великим почтением выразил свою благодарность за гуманное обращение». К счастью мы живем во времена значительно более прозаичные. «Очередной северный варвар» под приветственный марш пройдет там, где лет двести назад ему пришлось бы ползти на брюхе, и будет обласкан по высшему разряду. Зато переговоры ожидают его неожиданные. Года четыре назад господин Путин и наше правительство и поверить не могли в грядущие перемены. Теперь им придется убедиться в изменившейся обстановке и, будьте уверены, они не поверят, что еще через четыре года их будет ждать нечто иное.

Сами китаисты тоже не успевают следить за переменами. Казалось, в 80-х годах Китай развивался исключительно как производитель ширпотреба, большие проспекты, новые высотные гостиницы, мосты, электростанция на Янцзы и другие объекты выглядели красивой витриной, демонстрирующей успехи продаж пуховиков, кроссовок, соевого соуса и открыток с видами Великой Стены. В 90-е годы никто и не заметил, как китайские фирмы прекратили гоняться за нашими тракторами, большегрузными автомобилями, судами, самолетами, энергооборудованием и прочими достижениями тяжелой индустрии. Ну, кто теперь помнит, как после очередной аварии КНР вернула нам все ТУ-134, отказалась от ряда предполагаемых контрактов по строительству ТЭС из-за нашего срыва сроков поставок по предшествующим контрактам, перестало закупать подвижной состав и прочие мелочи? Мы так и не осознали, что в 90-е годы Китай модернизировал черную металлургию по нашим лучшим технологиям, сам стал экспортером проката и, если сейчас снова начал бешеными темпами увеличивается импорт металлолома, то это значит, что рост машиностроения в Китае значительно опережает рост легкой промышленности. Большинству простых жителей Земли даже неизвестно, что под продаваемые под марками ведущих фирм Кореи, США, Японии, Тайваня товарами электроники и электротехники скрывается продукция китайских фирм, и уже сейчас отказ этих фирм от сотрудничества с Китаем означает сокращение производства и разорение в конкурентной борьбе. В 2003 году на Китай приходилось более 15% прироста экономики всех стран мира. В этом году доля Китая возрастет, но особый рост предполагается в 2005 году, когда из-за цен на нефть замедлится развитие США и Японии. К 2010 году доля Китая в мировом промышленном производстве превысит 15%, а доля в росте мировой экономики составит более 20%. При этом надо учитывать механику ценового исчисления роста производства. Франция производит дорогие брюки от модных кутюрье, Китай – дешевые, скажем условно, раз в десять дешевле и соответственно раз в десять больше. Представим ситуацию, когда Франция или Китай вынуждены срочно прекратить производство брюк. В первом случае богатые бизнесмены всего лишь начинают носить дорогие брюки итальянского производства, во втором случае весь мир начинает ходить в старых, драных штанах или остается с едва прикрытым задом. Это к вопросу о том, кто кого интегрирует – мировая экономика китайскую, или китайская интегрирует мировую экономику.

В российско-китайской торговле перемены особенно стремительны. Даже в торговле оружием наметился кризис. Раньше китайцы покупали наши СУ и ставили на них современное оборудование. В результате самолеты марки СУ, поставляемые в Китай или Индию, получались более боеспособными, чем поставляемые в Российскую Армию. Теперь самолеты будут изначально производиться по нашей лицензии в самой КНР. Россия стоит перед выбором – или окончательно согласиться на роль младшего партнера в совместном производстве вооружений и передать КНР ведущие разработки, или экспорт упадет до минимальных отметок. Россия уже не может выбирать, что продать, а что придержать для себя. Выбирает Китай и аккуратно наказывает Россию сокращением заказов за каждую сокрытую технологию. Товарооборот растет за счет поставок сырья с нашей стороны и импорт китайских, промышленных товаров. 20 млрд. долларов в год – сущие пустяки по сравнению с торговлей Китая с остальным миром.

Еще неприятнее положение в пограничной торговле. Местная власть получает регулярное содержание за содействие китайцам и не желает серьезно ограничивать проникновение китайских товаров, иммигрантов и бизнеса на свою территорию. Самое интересное, что проблемы создала наша собственная жадность и привычка потакать криминалу. Китайцы скупают сосну по тридцать с небольшим долларов за хлыст при мировых ценах в сто-двести долларов, и местное население счастливо. Бизнесмен, короче, браконьер, платит рабочим щедрее, чем наш крупный бизнес, кормится милиция, кормится администрация, кормятся все. А с официального бизнеса, присвоенного нашими крупными олигархами, не кормится никто, кроме самих олигархов. Даже налоги в пользу государства скромны до безобразия. Рыбу возят через границу почти открыто. Амурский осетр продается в Шанхае по двадцать долларов за килограмм. Можете представить себе закупочные цены на местах лова. Окорочка Буша стоят дороже. Вот вам и последствия нищеты населения. Работа в крае есть, только покупателей на собственную рыбу маловато. Заводы срезаются на металлолом, сельское хозяйство не развивается. Да и какое сельское хозяйство, кроме китайского овощеводства, выдержит кражу скота средь бела дня? Шкуры и мясо идут на экспорт, но ведь и без Китая воровство не прекратилось бы. Печальный опыт остальной России прямо свидетельствует об обратном.

Тяжело придется Путину. Американцы, японцы и европейцы бьют тревогу. Страна превращается в сырьевой придаток КНР. Их это волнует. Китай не ограничивается желанием прибрать сибирский лес, металл, рыбу к своим рукам. Теперь ему нужны нефть и газ. Строительство трубопроводов, кроме вопросов передачи КНР новейших военных технологий, станет самой главной темой переговоров и в будущем.

Западный мир оказался в корне не готов к ключевому решению китайского правительства. Три года назад Китай в корне поменял свою энергетическую политику. В 90-х годах страна всячески сдерживала импорт жидкого топлива. Верхом мечтаний директора ресторанчика или маленькой фабрики был мопед. Сдерживались и импорт автомобилей (300% пошлины), и местное производство. Теперь Китай решил выйти в лидеры мирового автомобилестроения. Счет производимых автомашин перевалил за миллион штук в год, и к Пекинской олимпиаде перевалит за 10 миллионов. Кардинальные перемены ожидаются и в газовой индустрии. Почти от границ с Казахстаном в центр Китая начали строить магистральный газопровод. Дело не просто в готовности КНР закупать российский и казахский газ. Через несколько лет рухнет западная монополия на контроль над строительством трубопроводов на всем постсоветском пространстве. Казахстан отказываться от выгодного контракта не будет. Мы берем казахский газ по 40 долларов за тысячу кубов, а продаем за сто. Те же грабительские условия ждут Казахстан и при поставках газа по американскому газопроводу Баку-Джейхан. Трубопровод в Китай позволит ему решить вопросы энергоснабжения востока своей страны, обеспечить топливом главные промышленные районы, газифицировать деревни, интегрировать Киргизию в свою экономику, покончить с неравноправными условиями торговли и ослабить территориальные претензии КНР к своей стране. Пройдет лет пять, и Россия может оказаться не у дел. Чтобы понять позицию Путина, надо прежде всего помнить не цены на бензоколонках, а способность Китая в ближайшем будущем напрямую качать нефть и газ из Казахстана, Туркмении и Узбекистана, обходясь без помощи западных капиталов и, что еще важнее, технологий, выкупить местные месторождения у западных компаний и оставить наш Газпром только с большим, ямальским носом. В России Запад сумел используя агентов влияния ограничить создание предприятий по выпуску труб большого диаметра. С Китаем этот фокус не пройдет.

История наших планов по строительству трубопроводов на востоке страны достойна большого романа. В Азии мы имеем четырех потенциальных потребителей нефти и газа – собственное население, о котором до наступления зимы и вспоминать неприлично, КНР, Японию и Южную Корею. Первоначальный проект во времена Горбачева подразумевал строительство газопровода в Манчжурию и далее морем, в обход Ким Ир Сена, в Южную Корею. Американцы обеспокоились и сорвали проект. Негоже Южной Корее зависеть от китайского контроля над трубой. В 90-е годы альтернативой стал проект газопровода в Японию. Одна беда – газопровод должен был проходить приблизительно рядом с Трансибом. Там строительство дешевле, нет вечной мерзлоты, там проживает большинство российского населения Сибири и Дальнего Востока. Та же беда – рядом Китай, если Япония начнет занижать цены, перепродать газ КНР – пара пустяков. В конце 90-х годов Китай начал проявлять более активный интерес к нашему газу. Возникло аж два проекта. Первый предполагал строительство газопровода в Китай через Иркутскую область, Бурятию и Читинскую область. Проект интересный, он позволяет снабдить газом половину Восточной Сибири, а, если Китай начнет играть с ценами, поэтапно перенаправить часть газа дальше через Амурскую область российским потребителям Дальнего Востока, в Северную и Южную Кореи и, конечно, в Японию.. Увы, такой план Западу не понравился. Возник второй проект – через вечную мерзлоту, по Якутии, далее вдоль БАМа, в обход Хабаровска, прямо в сопки Сахалина и далее в Японию. Проект, естественно, дороже, зато наше население остается без газа, Китай – на бобах, Корея в расчет не берется, Япония диктует объемы и цены поставок. Проект удивительно напоминает историю с газопроводом Новороссийск – Турция. Строили, тратились, начали поставлять газ, Турция потребовала снизить договорную цену в два раза, сейчас газопровод действует в половину мощности со всеми вытекающими отсюда убытками. Ничего, российское правительство мыслит выше мелочных сравнений и аналогий. Первый проект замораживают, второй проект сам оказывается в замороженном состоянии. Сумма вложений в мерзлоту показалась Японии великоватой, лишние 14, а реально 20-22 млрд. долларов наши олигархи дарить Японии не хотят. Опустошать наш бюджет они и без Японии умеют. Тут и Чубайс с японцами поругался. По проекту Сахалин-3 он планировал построить на юге острова электростанцию и гнать в Японию электричество вместо газа, дополнительный навар иметь. Хитрые японцы предпочли построить электростанцию на своей стороне и Чубайса в долю не брать. От горя российская сторона объявила громогласно, что газа у нас практически нет, точнее, вроде, есть, но официально отсутствует, дополнительные геологоразведочные изыскания необходимы. Нужен кому газ, пусть сам ищет, Россия будет решать на какую сумму денег обойдется партнеру вторичное открытие Кувыктинского и прочих месторождений. Западные компании упираться стали, они давно данные геологоразведки из-под полы купили и ленятся вкладывать сотни миллионов долларов в разведку заведомо изученных территорий. А время идет, спрос растет, а Россия до сих пор навар с поставок нефти и газа на Восток не имеет. Сахалин-то задарма раздали. Пришло время старые проекты ворошить.

Вот такая обстановка за полгода до нынешнего визита Путина в КНР. От поставок отказываться – деньги терять, трубопровод тянуть – Запад злить, время тянуть – Казахстан в конкуренты выйдет, дождаться, пока Китай все инвестиции сам на себя захочет взвалить – он тогда не только из Казахстана, еще из Туркмении и Узбекистана газ и нефть начнет качать. Хотя самое логичное решение – тянуть трубопроводы вдоль Трансиба. И свое население снабдить топливом можно, и партнеров при необходимости будет легче поменять. Но о населении у нас принято вспоминать только зимой. Зимы у нас короткие, ни один серьезный административный вопрос у нас за зиму не решить. Да и Америка наше топливо ни то что в Китае, в Южной Кореи видеть не желает. Топливо должно поставляться морем под опекой американского флота.

Цены на энергоносители растут, предложения покупателей становится все заманчивей. Тяжело Владимиру Владимировичу – и хочется, и колется, и дядя Сэм не велит. А летом грянул гром. Китай и Казахстан официально объявили о начале строительства нефтепровода, рассчитанного на перекачку 50 млн. тонн нефти в год, причем строить начали сразу с двух концов. Это в два раза больше всей добычи нефти в Азербайджане. Нефтепровод через Каспий, позволяющий качать Казахскую нефть для нефтепровода Баку-Джейхан в Турции сразу стал обоюдоострым оружием. После его строительства Китай сможет и до Бакинской нефти дотянуться. В России переполох. Сибирские компании перестают зависеть от российской трубы и, соответственно, Кремля и государственных нефтяных компаний. Через год, другой станет экономически выгодно гнать нефть танкерами по Иртышу и в казахскую трубу закачивать. Совсем грустно стало и немцу Шрёдеру. Кончается монополия Европы на российскую нефть. Японцев передернуло. Глупо они стали выглядеть со своими надеждами на помощь Большого Брата обеспечить им эксклюзивный доступ к богатствам Сибири. Но совсем плохо стало американцам. Обесценилась вся схема их господства в Средней Азии. Получается, что завтра их военные базы в Узбекистане и войска в Афганистане станут оберегать регион от исламского фундаментализма не ради нефти для Западного мира, а ради шанхайских бензоколонок, да и за азербайджанскую и казахскую нефть придется платить намного больше. В Астане, столице Казахстана, США начали очередной раунд большой игры против Назарбаева, а ничего не попишешь. Прозападная оппозиция слаба, нужны время и деньги на ее развития, массовая база для оппозиции отсутствует. Увы, уровень жизни в Казахстане превысил средне российский, экономика развивается быстрее китайской, страна полна экономических беженцев из нищего, прозападного Узбекистана, подкупать и создавать исламских фундаменталистов после разгрома взращенного американцами Талибана – дело неблагодарное. Короче, и переворот, и попытка угрозами переворота воздействовать на Назарбаева этим летом провалилась. Мир даже не заметил этой попытки. Правда, кремлевская администрация послала в Казахстан эмиссаров проконтролировать процесс и не дать американцам глупостей наделать. Например, этим летом там долго находился некто Мейер, зам. главы администрации. Ведь, если бы американцам всерьез удалось использовать исламский фактор, учитывая протяженность общей границы с Казахстаном, это могло бы кончиться для России настоящей катастрофой.

Задумался Владимир Владимирович. Надо успеть на китайский рынок пролезть, США помочь. Картина-то полностью поменялась. Раньше поставки нефти и газа из России в Китай только мешали Западной Европе в ее энергетических планах, теперь они позволяют надеяться, что не вся нефть из Средней Азии потечет на Восток, хоть какой-то рычаг воздействия в руках США останется. Раньше поставки нефти и газа из России в КНР мешали контролю США над поставками нефти через Персидский Залив. Теперь – лучше поставки через подконтрольный Кремль, чем через независимого Назарбаева. А КНР это и нужно. Одной среднеазиатской нефти ему мало. Объективно это нужно и России – нельзя зависеть только от одного потребителя – Западной Европы. Пришлось пойти на поводу у здравого смысла. Китайцы повели себя как добрый дядя. И идею строительства сибирского нефтепровода приняли, и идею газопровода одобрили, и сделали вид, что вынужденность поездки Путина в КНР в упор не видят, и, как конфетки детишкам, кредиты обещали. В России собственных капиталов мало, деньги в Швейцарию и в стабилизационный фонд уходят. Хороший дядя Ху Цзиньтао, понимающий, обижать слабого, маленького северного соседа не хочет. Ну, глупил сосед, своей выгоды не видел, так ведь сколько народа из территорий Дальнего Востока у него в центр сбежало, места для китайских эмигрантов освободили. Китай потому и растет, что не хочет иметь все сразу в один день, да на халяву. США пока пускай в Ираке барахтается, на Афганистан тратится, Европа пока пускай в своих требованиях по чеченскому вопросу допустимую черту конфликта перейдет, российская армия разваливается, демографический и управленческий кризисы в России углубляются, КНР растет, развивается и ход событий пока не торопит.

 

АРИ 18.10.04


Реклама:
-