Перспективы российских производителей

 

20 января состоялось заседание совета по конкурентоспособности при правительстве РФ. Три выступления особенно характерно представили настрой на предстоящий год в рядах бизнес-элиты и экономической власти.

А. Чубайс отметил, что деловой климат в стране никуда не годится. Действительно, отцу российской приватизации есть о чём беспокоиться. Счётная палата, своим секретным аналитическим докладом о приватизации, повесила Домоклов меч над многими головами из бизнес элиты, а серые кардиналы из окружения Президента освоили гнусные рыночные методы отъёма собственности у особо зарвавшихся олигархов. Причём методы эти мало чем отличаются (в нравственном отношении) от тех, с помощью которых растаскивалась общенародная собственность.

Стальной король Алексей Мордашов призвал власть урезонить налоговиков и навести порядок в судах. На самом деле, спало «государево око» почти полтора десятка лет, пусть и дальше спит. Как было хорошо зарабатывать деньги в России, а тратить их, в своё удовольствие, где-нибудь в Европе, Америке или в Израиле. Теперь вот Президент призывает бизнес элиту к социальной ответственности, как будто наши бизнесмены были совсем без совести, ведь не все же деньги за рубеж увозили, что-то и на Родине оставляли на прокорм рабочим и пенсионерам. Может и правда, послушать Мордашова, закрыть снова «государево око» и положиться на совесть отечественных бизнесменов?

Блеснул откровением и Г. Греф, он сказал: «динамично развиваться Россия может и при демократическом и при авторитарном режиме, но никогда без экономической свободы и предсказуемости действий государства на рынке».

14 лет либералы во власти занимаются пропагандой идеологии экономической свободы и саморегулирования рынка, ничего не делая для поднятия конкурентоспособности отечественных производителей. В результате созданы равные условия на рынке и для отечественных, и для транснациональных компаний (ТНК). Однако это всё равно, что запустить в один аквариум щук и пескарей и наблюдать, как долго выживут пескари в условиях равноправия и свободы. Приведу лишь пару примеров.

Во-первых, в России так и не создана национальная кредитная система для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов отечественных предпринимателей, а ТНК имеют возможность привлекать практически неограниченные и дешёвые кредитные ресурсы на мировом финансовом рынке. Финансовая власть не сумела построить независимую кредитно-денежную систему даже в условиях избытка валютных поступлений в страну в последние годы. При этом наша страна обладает уникальным опытом создания и функционирования, альтернативной западной, финансовой системы, которая обслуживала экономические связи СССР и стран социалистического лагеря.

Во-вторых, российские компании испытывают острый дефицит управленцев-менеджеров, а законов, стимулирующих привлечение необходимых отечественной экономике специалистов из-за рубежа, как не было, так и нет. Конкурентные преимущества, которыми в начале реформ обладали отечественные производители – дешёвые энергетические и сырьевые ресурсы, за 14 лет улетучились благодаря усердной работе либерал-реформаторов расчищавших российский рынок для западных производителей.

В свете вышесказанного, рассмотрим положение и перспективы развития на 2005 год в знаковых сегментах российской экономики.

 

Аграрная промышленность

Наступивший год может стать переломным для российской агропромышленной отрасли, ожидаются активные действия от пришедших на наш рынок международных гигантов с оборотами, на порядки превышающими масштабы бизнеса нынешних лидеров рынка.

Вкладывать серьезные деньги в сельское хозяйство различные российские компании начали еще в 2000 г. Первопроходцами стали акцинеры Стойленского ГОКа и холдинга "Металлоинвест", создавшие в Белгородской области холдинг "Стойленская нива". Чуть позже действующие в интересах акционеров "Сибнефти" компании купили агрохолдинг "Омский бекон", свинокомплекс "Ильиногорский", 10 птицефабрик и подмосковное сельхозпредприятие "Матвеевское", "Интеррос" вложил $100 млн в холдинг "Агрос". Затем сельским хозяйством занялись калининградское автосборочное предприятие "Автотор", казанский производитель пива "Красный Восток", Национальный резервный банк, компания "Вимм-Билль-Данн". А бывший совладелец группы "Премьер СВ" Сергей Лисовский построил в Подмосковье птицеводческий комплекс "Моссельпром". Крупные мясокомбинаты уже несколько лет скупают животноводческие предприятия.

Но сельскому хозяйству нужны гораздо большие деньги. Эксперты оценивают необходимый объем инвестиций в десятки миллиардов долларов в год. У российских компаний таких денег нет, наши инвестиции можно назвать экспериментальными, хотя быстрая оборачиваемость средств делает агробизнес наиболее привлекательным сектором для инвесторов после нефтянки.

В прошлом году дело сдвинулось с мертвой точки: на российский агропром пришли западные гиганты. Их активность в 2005 году, по мнению экспертов, заметно возрастет.

Первым из крупных иностранных инвесторов стал швейцарский трейдер Glencore с оборотом свыше $40 млрд. Прошлой весной он создал дочернюю Международную зерновую компанию (МЗК), в которую переманил команду менеджеров из "Агроса". Glencore готов потратить на покупку элеваторов и создание экспортной инфраструктуры до $100 млн. По данным Института аграрного маркетинга, в этом году МЗК может завершить покупку элеваторов в Волгоградской области и Ростовского комбината хлебопродуктов.

Российскими элеваторами заинтересовалась и французская группа Louis Dreyfus с годовой выручкой более $20 млрд. В августе 2004 г. входящая в группу компания Sungrain Holding создала с "Агросом" СП "Русская элеваторная компания" ("РусЭлКо"), в которое французы передали два своих российских элеватора, а "Агрос" — 10.

В Россию также пришёл крупнейший в мире производитель растительного масла и зерновой трейдер Bunge (оборот $22 млрд). Прошлым летом он за $10 млн приобрел зерновой терминал в Ростове-на-Дону, и купил за $20 млн у аргентинской Molinos права на продажу в России и СНГ масла Ideal.

Производители растительного масла, майонеза и маргарина ожидают в 2005 г. активных действий американских корпораций Bunge и Cargill. Топ-менеджеры масложировых компаний уверены, что Bunge станет или уже стала акционером белгородской группы "ЭФКО", а Cargill летом провела переговоры о совместном ведении масложирового бизнеса с группой "Русагро". В 2004 г. Cargill начала производство на армавирском заводе "Бакар" подсолнечного масла "Санни Голд" с целью тестирования рынка перед покупкой производственных активов. Переговоры о продаже своего масложирового подразделения ведёт с крупными зарубежными компаниями группа "ОГО".

Российским зерновым рынком заинтересовался и крупнейший мировой производитель макарон — итальянская Barilla (оборот $5,5 млрд). В конце года компания Produttori Sementi, которая выводит новые сорта злаков для Barilla, договорилась с администрацией Воронежской области о выращивании твердых сортов пшеницы. Представители Produttori Sementi и на этот раз действуют в интересах Barilla, которая намерена импортировать российское зерно в Италию. Теперь логично ожидать прихода Barilla в Россию.

Крупнейший мировой инвестор в сельское хозяйство Cargill с оборотом в $60 млрд и французский производитель консервов Bonduelle (оборот 1,4 млрд евро) предпочитают строить собственные заводы. Cargill в 2004 г. начала строить в Тульской области производство крахмалопродуктов и солодовню стоимостью по $100 млн. А Bonduelle осенью запустила в Краснодарском крае первую очередь консервного завода, потратив 41 млн евро.

Основной конкурент Bonduelle, французская группа CECAB (оборот 1,4 млрд евро), также ищет площадку в Краснодарском крае. Практически завершенная сделка по покупке консервного комбината "Крымский" осенью была расторгнута, но в администрации Краснодарского края обещают найти CECAB другое производство.

Иностранные гиганты не комментируют свои планы в России, но местные предприниматели сильно их опасаются, ведь СЕСАВ и Bonduelle способны похоронить российских производителей консервированного горошка. Некоторые эксперты считают, что приход западных компаний не приведет к переделу рынка, а сделает его более цивилизованным.

"Иностранцы давно изучают возможность инвестирования в аграрный сектор, и наступила пора принимать решение", — считает директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. По его мнению, мировым корпорациям выгоднее не покупать российские агрохолдинги, а создавать с ними СП, тогда российские холдинги получат доступ к новым технологиям и дешевым деньгам, а иностранцам пригодится опыт взаимодействия российских компаний с местными администрациями. Но есть и иное мнение. Опыт показывает, что СП используются иностранными компаниями как средство адаптации на новом рынке. В конечном итоге СП переходит под полный контроль, более сильного, иностранного партнёра.

 

Автопром

Пятая часть продукции отечественных автозаводов продаётся на внешних рынках, и с каждым годом эта цифра растёт. Пока иностранные производители активно осваивают российский рынок, наши заводы находят всё больше покупателей на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке. В странах, где экологическим технологиям и экологической безопасности пока предпочитают дешевизну и простоту обслуживания, у российского автопрома есть лишь два грозных конкурента – Индия и Китай.

В 2004 году российские автозаводы продали на экспорт около 180 тыс. автомобилей (без учёта сборочных комплектов АвтоВАЗа) – это на 15% больше, чем год назад. ОАО АвтоВАЗ – экспортировал 95 тыс. из 680 тыс. выпущенных автомобилей. 20% машин отгружает на экспорт КамАЗ, 19,4% - ГАЗ, 28% - УАЗ, 27% - «Русские автобусы» холдинга «Руспромавто». В структуре экспорта 70% продукции приходится на СНГ.

Сенсационно завершился 2004 год для иностранных производителей – объём продаж новых иномарок, включая машины собранные в России, превысил $ 9млрд и впервые составит половину от общего объёма продаж машин в России в стоимостном выражении.

В 2004 году в России продано 280 000 новых импортных автомобилей и 120 000 иномарок российского производства, а также 880 000 отечественных автомобилей. Иностранные производители считают российский рынок очень перспективным. Nissan, Toyota, Mercedes, Volkswagen и ряд других зарубежных производителей планируют в 2005 году открытие новых автосборочных производств в различных регионах России.

Тенденции в развитии российского автопрома могут привести к тому, что основным рынком сбыта его продукции станут развивающиеся страны, а на отечественном рынке будут доминировать иностранные производители.

 

Машиностроение

В машиностроении, где присутствует множество мелких независимых компаний, так и не появилось крупного производителя, который стал бы заметен на международном рынке. В 2004 году было объявлено о слиянии «Объединённых машиностроительных заводов» и «Силовых машин». В результате могла появиться машиностроительная компания с ежегодной выручкой более $ 1 млрд. По масштабу и ассортименту продукции эта компания могла бы рассчитывать на достойное место среди других международных производителей. Но сделка не состоялась поскольку «Интеррос» (владелец «Силовых машин») предпочёл продать «Силовые машины» немецкому Siemens. Впрочем, эта сделка пока не состоялась, так как антимонопольная служба не спешит давать добро. Сегодня в машиностроении слишком низкая рентабельность, которая не стимулирует инвесторов к консолидации активов. Очевидно, что консолидация может состояться только при участии государства, которое уже предложило концепцию объединения ведущих производителей гражданской и военной авиатехники в Объединённую авиастроительную корпорацию.

 

Табак уже не наш

После покупки франко-итальянской корпорацией Altadis ярославской фабрики «Балканская звезда» российский табачный рынок практически весь перешёл под контроль иностранных корпораций. Международные гиганты Philip Morris, British Amerikan Tobacco, Gallaher и Imperial в совокупности контролируют более 80%рынка. Сам рынок объёмом $ 6 млрд не растёт последние несколько лет и является одним из самых высококонкурентных.

 

Кондитерка идёт по пути табака

Российский кондитерский рынок более чем на 50% контролируют транснациональные Mars, Nestle, Kraft Foods, Dirol-Cadbury, Perfetti Van Melle. В конце 2004 года к ним добавился норвежский концерн Orkla, который купил кондитерские фабрики «СладКо» (Екатеринбург) и «Волжанка» (Ульяновск). Появление нового сильного производителя приведёт к падению прибыльности у всех существующих компаний. Дело в том, что шоколадный рынок достиг уже своего потолка – мы едим по 5 – 6 кг в год, как в Европе. Следовательно, потребители вправе ожидать, в ближайшей перспективе, снижения цен на кондитерские изделия.

 

Оргвыводы

Несмотря на выборочность представленных обзоров, можно сделать обобщающие выводы о состоянии конкурентоспособности отечественных производителей.

Первое. Иностранные производители, за счёт высокой конкурентоспособности, практически беспрепятственно, занимают ниши высокого платёжеспособного спроса на отечественном потребительском рынке.

Второе. Бесспорно, сильны позиции российских компаний на внутреннем рынке металлургического, нефте-газового и горно-добывающего производства.

Третье. Иностранные производители не горят желанием развивать высокотехнологичные отрасли (телекоммуникационное оборудование, компьютеры, станкостроение и т.п.). Поэтому без вмешательства государства такие отрасли с колен не поднимутся, а без их развития мы останемся экономически зависимой от Запада страной.

 

Откуда взять конкурентоспособность

Обретение конкурентоспособности личности, народа и государства предлагал в качестве национальной идеи В. Путин год назад на своём предвыборном собрании. Вот только он не объяснил народу, что такое конкурентоспособность и как её достигнуть. Поэтому автор взял на себя смелость дать толкование с точки зрения гражданина православного мировоззрения.

Первое. Конкурентоспособность личности слагается из трёх составляющих:

- состояние духовного мира, которое проявляется в уровне нравственности поступков (состояние души);

- состояние интеллекта, которое зависит от уровня образованности (состояния ума);

- физическое состояние, которое отражается в уровне здоровья (состояние плоти).

Второе. Конкурентоспособность народа (нации) является слагаемым от способностей личностей, поэтому также имеет три характерные составляющие части:

- способность, на основе соборной духовности, производить идеологию развития общества (систему взглядов и идей раскрывающую содержание поставленных целей);

- способность к самоорганизации в лице эффективных общественных организаций;

- способность производить продукцию, обеспечивающую развитие общества.

Третье. Конкурентоспособность государства:

- способность, на основе общественной идеологии, создавать и реализовывать программы государственного развития;

- способность создавать эффективные институты власти;

- способность создавать эффективные экономические системы.

Очевидно, что невозможно построить конкурентоспособного государства в случае, если граждане страны неконкурентоспособны.

Посмотрим, ради сравнения, на чём зиждется конкурентоспособность граждан стран Запада, наших главных конкурентов на мировой арене.

А) Духовное воспитание и образование опирается на преподавание в школах Закона Божьего, религиоведения в ВУЗах, пропаганде протестантского (или католического) образа жизни. В результате, более 90% населения США называют себя верующими, 70% из них посещают храмы, а 40% делают это регулярно. В других странах Запада данные цифры ниже на 15-20%.

Б) Высшее образование доступно практически всем гражданам высокоразвитых стран за счёт применения различных схем платного и бесплатного доступа к обучению. Высокое качество образования достигается за счёт привлечения в университеты лучших умов со всего мира (в том числе из России) для преподавательской и научной деятельности.

В) В последние четверть века, борьба за здоровый образ жизни стала культовым увлечением западного общества. И это увлечение получает действенную поддержку от государства, СМИ и бизнеса.

Приведённые факты наглядно демонстрируют причины подавляющего преимущества в конкурентоспособности западного общества и государства перед российским общественным и государственным устройством. Оптимизм внушает лишь то, что нынешнее состояние носит субъективный характер и основано на утрате организационных способностей общества и государства связанного с революционной сменой системы власти и идеологии развития. Ведь потенциал русского общества, накопленный за более чем тысячелетнюю историю, ничуть не слабее западного. Стоит только организовать массовое воспитание и просвещение в духе духовных ценностей, от которых народ был отстранён в1917 году. Стоит только восстановить навыки социальной организации общества, которые вместе с коммунистической идеологией были незаслуженно выброшены на свалку истории. Стоит только вернуть изначальное предназначение энергетической и сырьевой базе страны – обслуживать интересы народного хозяйства, а не отдельных личностей. После чего, восстановление конкурентоспособности личности, общества, государства станет не пустыми мечтами, а реальным делом.

Организованное либеральной ветвью власти мнимое движение к конкурентоспособности может привести только к вершине пропасти, на краю которой сегодня топчется российское общество, государство и экономика

 

Русская цивилизация

1.2.2005


Реклама:
-