Журнал «Золотой Лев» № 91-92- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.И. Меркулов

 

Ломоносов и сбережение русского народа

 

О Михаиле Васильевиче Ломоносове, ставшим настоящим символом образованной России XVIII века, написано немало. С его именем связано зарождение русской академической науки, он был одним из создателей русского литературного языка, поэтом и выдающимся общественным деятелем. Знаменитый немецкий учёный Леонард Эйлер, восхищаясь его трудами, писал, что "все научные мемуары Ломоносова не только хороши, но даже превосходны". А.С. Пушкин видел в нём "самобытного сподвижника просвещения", который стоял у истоков первого российского университета и "сам был первым нашим университетом". Но главное, что заботило Ломоносова на протяжении всей его жизни - это судьба страны и русского народа.

Нелегко писать о человеке, который своими трудами и служением Родине сделал бессмертным не только своё имя, но и возвеличил имя России и русской науки. М.В. Ломоносову посвящены тысячи публицистических статей, сотни научных исследований. Непросто к ним добавить что-то новое. Кажется, что о Ломоносове и его жизни уже всё известно. Его научные идеи стали прочным фундаментом для последующего развития самых разных академических дисциплин. Ломоносов был настоящим учёным-энциклопедистом, проявив свои таланты в философии, физике, химии, геологии, филологии, истории и во многих других областях научного познания.

Однако многие взгляды М.В. Ломоносова остаются актуальными и по сей день, даже при современном уровне развития науки. Большое внимание Ломоносов уделял проблеме прироста и сбережения народа, справедливо полагая, что от этого зависит процветание и могущество государства. Он не отделял демографию от государственной политики. И в этом решении Ломоносов был первым, тогда как его современники смотрели на вопросы народонаселения через призму философии, создавая, как, например, Л. Эйлер, "общие исследования о смертности и об умножении человеческого рода". Во времена Ломоносова, в первой половине XVIII века, демография, как самостоятельная научная дисциплина, отсутствовала не только в России, но и во всём мире. Но Ломоносов мыслил именно как учёный-демограф, обосновывая необходимость государственных мер, направленных на увеличение численности населения. В этом смысле он стоял ещё и у истоков русской демографической  политики.

В то же время Ломоносова волновало не "общечеловечество", а русский народ, на плечах которого издревле покоилось государственное величие Российской империи. Учёный прекрасно понимал, что наука - это не отвлечённая от жизни теория, а средство, создавая которое, конкретный народ обеспечивает себе земное существование. Русская наука должна служить, в первую очередь, русскому народу и его процветанию. В противном случае, её достижения будут использованы многочисленными врагами против России и русских, как это зачастую происходит в последнее время.

По мнению Ломоносова, сбережение русского народа является первоочередной задачей, которую должно преследовать государство. Эта задача в полной мере сохраняет свою остроту и сегодня. Пока ещё Россия держится созидательной волей русских людей, без которых она просто не мыслима. Однако Россия непременно начнёт утрачивать и свои территории, и своё влияние, если численность русских будет снижаться. Но при сохранении и преумножении русского народа, Россия, при её ресурсах и геополитическом положении, способна занять ведущее место среди мировых держав и обеспечить безбедное будущее грядущим русским поколениям.

В наши дни пересекающиеся кривые показателей рождаемости и смертности как будто ставят крест на будущем русского народа. И если мы не хотим считать свою историю завершённой, то уместно вспомнить идеи Ломоносова о сбережении русского народа и сделать всё, чтобы остановить собственную гибель. Когда читаешь его строки, первым делом проникаешься чувством непоколебимой гордости. Ломоносов был русским человеком, который душою болел за продолжение русского рода. И в его душе говорил голос крови и северно-русского происхождения.

М.В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в поморском селе Архангельской губернии, на русском Севере, исконных землях, и никогда не забывал своих корней. Его характер закалила северно-русская природа и суровые морские просторы. Решив заниматься науками, Ломоносов без ведома отца отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Вскоре его в числе наиболее способных учеников отправили продолжать образование в Германию. Именно немецкие годы жизни сделали из Ломоносова учёного и мыслителя европейского масштаба. Его мировоззрение сформировалось под влиянием выдающихся немецких философов, и русская кровь обогатилась германским знанием.

В 1761 году М.В. Ломоносов написал графу Шувалову письмо "Рассуждение о размножении и сохранении российского народа", в котором высказал мысли о сбережении русского народа. Он считал, что "для обильнейшего плодородия родящих", то есть для увеличения деторождения, необходимо принять несколько срочных мер. Также он разобрал факторы, которые тормозили рост населения, и одновременно с этим предложил, что нужно сделать, чтобы устранить их вредное влияние.

Во-первых, Ломоносова беспокоила разница в возрасте среди вступающих в брак. Он писал, что "невеста не должна быть старее, разве только двумя годами, а жених старее может быть пятнадцатью летами…". "Женщины, - продолжал Ломоносов, - родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны". Из этого он предлагал оптимальную разницу в возрасте между супругами в 7-10 лет. В этом Ломоносов был предшественником многих ревнителей народной гигиены.

Важно, что законодательное утверждение приемлемых возрастов для бракосочетания, то есть фактическое устранение брачных отношений между лицами несоответствующих лет, позволило бы избежать многочисленных фиктивных браков. И тем самым удастся избежать не только многочисленных фактов мошенничества, но и снизить угрозу национальной безопасности России, так как именно посредством фиктивных браков в страну проникает множество нелегальных мигрантов, которые начинают жизнь на новом месте с нарушения закона.

Во-вторых, Ломоносов предлагал отменить брак по принуждению, а также упразднить закон, запрещающий сочетаться браком более трёх раз. Он полемизировал с расхожим в то время мнением, что "первый брак - закон, второй - прощение, третий - пребеззаконие". С горечью отмечая высокую женскую смертность при родах, Ломоносов не мог разделить это мнение, отмечая, что "сие никакими соборными узаконениями не утверждено".

Конечно, в понимании Ломоносова разрешение на четвёртый брак было не разрешением на "свободу личной жизни". Брак в любом случае утверждался Церковью и считался священным. Но Ломоносов выступал за то, чтобы не лишать супружества мужей, которые лишились жён в результате несчастных случаев, каковые отнюдь не были редкостью. О том же было и его предложение разрешить молодым овдовевшим священникам вступать в брак вторично. Кроме того, для стимуляции рождаемости Ломоносов предлагал запретить мирянам принимать монашеский постриг до 45-50 лет.

Весьма обстоятельно М.В. Ломоносов рассматривал вопрос о снижении смертности, и, главным образом, детской смертности. Как беду он описывал "детское душегубство", то есть убийство матерями своих незаконнорожденных детей, чтобы скрыть позор. Ломоносов предлагал учредить специальные дома, которые принимали бы "зазорных" детей. Вместе с тем он предлагал развивать медицину, чтобы бороться с болезнями и смертностью среди новорождённых.

Для снижении смертности вообще М.В. Ломоносов призывал к просвещению народа, чтобы снизить уровень бытового пьянства и невоздержанности и насаждать разумный и здоровый образ жизни. Кроме того, государство, по мнению учёного, должно бороться с причинами, которые увеличивают смертность населения - с пожарами, эпидемиями и потоплениями. Он удручённо писал, что в русских деревнях почти нет врачей, "отчего смертность особенно увеличивается".

М.В. Ломоносов мечтательно рассуждал о желательной перемене укоренившихся в народе обычаев, в том числе и о несоответствии русскому климату установленных когда-то в Греции и на Святой Земле постов и церковных праздников. Он доказывал, что Великий пост приходится в России на самое суровое время года, что создаёт большую нагрузку на здоровье людей. «Если б наша Масленица положена была в мае месяце, - рассуждал Ломоносов, - то Великий пост был бы в полной весне и в начале лета, а Святая неделя около Петрова дня".

В это время бремя поста было бы связано не с повышенной нагрузкой на физический организм, а со здоровым аскетизмом крестьянского труда, укрепляющим дух и здоровье народа. "Ради исправления (т.е. осуществления - прим.) таких нужных работ, - продолжал Ломоносов, - меньше было бы праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства… А сверх того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замёрз бы на дороге, как на Масленице бывает, и не провалился бы под лёд, как случается на Святой неделе». Устами Ломоносова здесь говорил, конечно, рационально мыслящий учёный, а отнюдь не богослов. Он призывал созвать для введения соответствующих изменений Вселенский собор, но, к сожалению, безуспешно.

В упомянутом письме к графу Шувалову М.В. Ломоносов не забыл упомянуть и о миграции - явлении, которое напрямую связано с демографией и сопутствует ей. Он называл тех русских, которые уезжают жить заграницу, "живыми покойниками" и считал необходимым предпринимать меры по возвращению людей из-за границы, так как Россия "в состоянии вместить их в своё безопасное недро". То есть фактически Ломоносов призывал и к репатриации наших сограждан. Итак, в его концепции сбережения русского народы были указаны меры по трём главным направлениям - демографии, миграции и репатриации.

В наши дни именно работа по этим направлениям позволит приостановить смертность у русских и создать условия для будущего прироста населения. Гений Ломоносова предвидел это два с половиной столетия назад. Тогда его записка попала "под сукно", так как граф Шувалов вскоре потерял своё влияние при дворе. Если и сегодня не прислушаться к его советам, то в нашем народе вряд ли уже когда-то появятся люди, сравнимые с Ломоносовым. Меры по сбережению русского народа должны стать для государства главными, ведь от этого зависит "сохранение жизни столь великого множества людей"…

 


Реклама:
-