Журнал «Золотой Лев» № 191-192 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
А.А. Храмчихин
заведующий аналитическим отделом
Института политического и военного
анализа
Катастрофа ВВС
РФ?
О перспективах развития отечественной военной авиации.
Как сообщил недавно главком
Военно-воздушных сил РФ генерал-полковник Александр Зелин, одними из главных
приоритетов развития ВВС РФ являются принятие на вооружение и оснащение войск
роботизированной авиационной и наземной техникой, а также разработка
авиационных комплексов 6-го поколения. Но так ли безоблачно будущее нашей
авиации?
ВВС - вместе с ВМФ - больше других видов Вооруженных сил
пострадали от общего кризиса, начавшегося в конце восьмидесятых. В отличие от
Ракетных войск стратегического назначения, они не обеспечивали ядерного
сдерживания по отношению к потенциальным агрессорам – и в ВВС, и ВМФ есть
стратегические составляющие, но они даже в сумме уступают потенциалу РВСН. В
отличие от сухопутных войск, они почти не использовались для решения задач
внутреннего характера. Кроме того, сложилась очевидная закономерность: чем
более наукоемким является вид ВС или род войск, тем хуже ему приходится в
условиях кризиса.
Девяностые годы, разумеется, уж никак нельзя назвать эпохой
расцвета Вооруженных сил, но в «нулевые» ситуация почти по всем направлениям
лишь ухудшилась. В частности, это относится и к авиации. В 90-е годы, по
крайней мере, оставался еще определенный советский технологический задел,
который частично был использован. В «нулевые» советский задел был практически
выработан, а нового так и не появилось.
Вследствие этого именно в «нулевые» четко оформилась
тенденция фактического «сброса» - за явной ненадобностью - высокотехнологичных
войск, которые бесполезны при решении задач внутреннего характера, при этом
требуют вложения значительных средств. Ничтожные объемы закупок новых
вооружений в 2000-2008 годах объясняются тем, что многие потенциальные
покупатели нашего оружия не хотят приобретать того, что не состоит на вооружении
в самой России. Именно в расчете на внешнего потребителя новые образцы поступают
в войска в чисто символических количествах, составляющих 1-2 процента от реальной
потребности. Причём вся эта как бы новая техника – наследие СССР, за
исключением, быть может, тактической ракеты «Искандер».
Состояние и перспективы развития ВВС РФ на сегодняшний день
таковы, что для их описания лучше всего подходит слово «коллапс».
Авиационная компонента СЯС РФ на момент распада СССР
составила всего 22 Ту-95МС. К концу 90-х, за счет возвращения бомбардировщиков
с Украины и из Казахстана, постройки на заводе в Казани 7 Ту-160 она выросла до
15 Ту-160 и 64 Ту-95МС. В «нулевые» ее состав не изменился, был построен 1
Ту-160, который лишь заменил аналогичный самолет, потерянный в результате
авиакатастрофы. Однако Ту-95МС устарели морально и физически, их постепенный
вывод из состава ВВС начнется в ближайшее время. Количество Ту-160 слишком мало,
чтобы компенсировать сокращение других компонентов СЯС, строительство новых,
видимо, не предполагается - лишь низкими темпами проводится модернизация существующих
машин.
При этом в начале 2007 официальные лица объявили
согражданам, что к 2015-му авиационная группировка СЯС будет увеличена до 50
бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Но, повторю, сегодня ВВС РФ имеют 79 таких
самолетов, то есть уменьшение группировки на 29 единиц подается как ее
увеличение. Впрочем, из данного заявления можно сделать вывод, что за 8 лет
количество Ту-95МС сократится.
Что касается фронтовой авиации, то в 1992-1999 годах она
получила до 100 машин: Ту-22М3, Су-24М, Су-39, Су-27, Су-30, Су-35, МиГ-29С,
МиГ-31Б. За 2000-2007 годы для ВВС было закуплено всего 2 новых самолета Су-34,
причем об их принятии на вооружение было сообщено в конце 2006, однако в
строевую часть они поступили лишь в середине 2007, что свидетельствует о
наличии серьезных технических проблем у этой машины. Кроме того, было
модернизировано 30-40 Су-27 и Су-25.
В прошлом году ни одного нового самолета ВВС не получили.
Хотя сегодня в ВВС числится - по крайней мере, формально -
до 1700 боевых самолетов, есть очень серьезные вопросы по поводу подобных
темпов обновления авиационной техники.
Замечу: в наших средствах массовой информации число
закупленных образцов новой техники и модернизированных образцов старой техники
суммируется и подается как количество новой техники, что абсолютно неправомерно
и может именоваться прямой подтасовкой фактов. Подобная методика равносильна
тому, как если бы в демографической статистике к количеству рожденных детей
прибавлялось количество взрослых, успешно вылеченных от различных болезней, а
сумма подавалась в виде прироста населения. Как несложно понять, модернизация,
являясь, безусловно, полезным процессом, не обеспечивает бесконечного продления
ресурса старой техники и не придает ей принципиально новых боевых возможностей.
Модернизация Су-27 до «поколения 4+», «поколения 4++» и так далее вызывает лишь
один вопрос: сколько же еще плюсов нарисуют наши замечательные военные
пропагандисты?
Даже самый замечательный самолет не может отвечать
современным требованиям вечно, первая версия Су-27 появилась в конце 70-х…
Вопросы возникают и по поводу запланированного приобретения
58 истребителей-бомбардировщиков Су-34. Неясно, насколько техническое состояние
этого самолета позволяет принять его на вооружение, способен ли ОПК выполнить
данную программу, насколько целесообразно закупать именно этот самолет и именно
в таком количестве. Ведь Су-34 был создан еще в советское время и представляет
собой один из многочисленных вариантов всё того же Су-27. Его американский
alter ego F-15Е состоит на вооружении с начала 90-х, американцы уже начали
задумываться о его замене.
У нас же сам Су-34 только еще должен заменить фронтовой
бомбардировщик Су-24, который имелся в составе ВВС РФ в количестве около 500
единиц. С. Иванов, будучи министром обороны, неоднократно заявлял, что 1 Су-34
способен заменить 10 Су-24. Между тем, сравнение тактико-технических
характеристик этих самолетов показывает: в реальности 1 Су-34 может заменить в
ходе боевого вылета полтора-два Су-24. При этом совершенно очевидно, что цикл
наземного обслуживания Су-34 не уменьшился в 10 раз по сравнению с таковым у
Су-24, работоспособность экипажа Су-34 также не может повыситься в 10 раз по
сравнению с аналогичным показателем экипажа Су-24. Для чего эти выкладки?
Резюме: эскадрилья самолетов Су-34 не может сократиться в 10 раз по сравнению с
эскадрильей Су-24, то есть до 1-2 самолетов. Для адекватной замены 500 Су-24
требуется 200-300 Су-34, а не 58. Однако приобретение какой-либо другой авиационной
техники государственной программой вооружений не предусмотрено - за исключением
Як-130, учебного, а не боевого самолета.
Важнейшим вопросом остаются работы по созданию истребителя
пятого поколения. Это единственная в РФ программа создания действительно нового
образца вооружений и военной техники - по крайней мере, из тех, что не являются
секретными. В США тяжелый истребитель 5-го поколения F-22 поступает на вооружение
с 2004-го. Где находимся мы - понять чрезвычайно сложно. 18 января 2007-го
тогдашний главком ВВС В. Михайлов заявил, что «в настоящее время начат этап
реального проектирования двигателя 5-го поколения». Ну а в Америке «реальное
проектирование» двигателя F-119PW-100 началось в 1987-м. Это, безусловно, не
отменяет целесообразности работы над программой, поскольку отказ от нее означал
бы прекращение существования ВВС и авиапрома РФ и зависимость страны от закупок
авиатехники за рубежом, что, разумеется, совершенно неприемлемо. Тем не менее,
подобное отставание требует, по-видимому, принятия кардинальных решений.
Состояние авиапарка отечественных ВВС уже является
критическим. После катастрофы в Читинской области истребителя МиГ-29, вызванной
полным износом его конструкции, командование запретило полеты более 200 машин
этого типа из 290, состоящих на вооружении. Их ресурс полностью выработан,
самолеты будут списаны. В схожем состоянии находится парк других машин. Судя по
всему, сегодня в воздух способно подняться не более 500 машин. Причем имеются в
виду все типы самолетов, от стратегических бомбардировщиков до штурмовиков. Это
меньше чем у Индии, Египта, Сирии, Турции, обеих Корей, а уж с Соединенными
Штатами и КНР лучше даже не сравнивать, чтобы не было мучительно больно. Поскольку,
как было сказано выше, новые самолеты в ВВС не поступают, то в самое ближайшее
время реальная численность ВВС РФ будет составлять 200-300 машин, то есть страна,
обладающая самой большой в мире территорией и самыми протяженными границами,
скатится по своей воздушной мощи в число второразрядных стран.
Россия будет сопоставима в этом отношении разве что с
натовскими «середняками» типа Голландии или Испании.
Аналогична ситуация и с вертолетами, «рабочая лошадка»
армейской авиации, Ми-24, практически выработал свой ресурс, а смены ему так и
не пришло. Еще в декабре 1987-го были подведены итоги конкурса на перспективный
ударный вертолет: Ка-50 одержал победу над Ми-28. В 1995-м указом президента РФ
Ка-50 был принят на вооружение и выпущен серией в 5 единиц, 2 вертолета этого
типа в 2001-м успешно участвовали в боевых действиях в Чечне. Тем не менее, в
2004-м было официально объявлено, что на вооружение поступит Ми-28 в количестве
50 единиц. Остается неясным, почему принято такое решение и чем определяется
количество закупаемых машин. Программа Ка-50 недавно была официально закрыта,
вместо него, якобы, будет приобретаться его двухместная модификация Ка-52, но количество
вертолетов, видимо, будет еще ниже, чем Ми-28. В любом случае, даже если предположить,
что все запланированные к закупке машины действительно будут приобретены,
армейская авиация России лет через 5 будет иметь менее 100 ударных вертолетов.
Это сопоставимо с потенциалом далеко не самых сильных
стран, входящих в Североатлантический блок, и не имеет никакого отношения к
реальным потребностям обеспечения обороноспособности страны.
Крайне неоднозначной остается ситуация с оснащением ВС РФ
беспилотными летательными аппаратами - БПЛА. В настоящее время Россия по этому
классу вооружений отстает не только от всех западных стран, но и от ряда
развивающихся, включая, например, Иран. На сегодняшний день развитие БПЛА -
одно из важнейших направлений военно-технической политики во всех основных
армиях мира. Относительно дешевые и простые в обслуживании, они позволяют
обеспечивать войска разведывательной информацией в реальном масштабе времени,
снижают потери в пилотируемых самолетах и вертолетах и летном составе. США уже
имеют опыт успешного применения не только разведывательных, но и боевых БПЛА.
При этом в отечественной программе вооружений до 2015-го о беспилотных
аппаратах не говорится вообще. Впрочем, официальные представители Минобороны
заявили, что БПЛА проходят по статье «средства разведки». На авиасалоне
МАКС-2007 был представлен макет боевого БПЛА «Скат», обладающего, судя по
представленным сведениям, высокими ТТХ и малой радиолокационной заметностью. Если
приведенная об этой машине информация соответствует действительности, это
означает безусловный прорыв в развитии отечественной беспилотной авиации.
К сожалению, официальные заявления далеко не всегда
соответствуют действительности…
Пора признать: на сегодняшний день положение отечественной
военной авиации является катастрофическим, причем нет ни малейших намеков на
перелом ситуации. Наоборот, она продолжает усугубляться.
Столетие, 10.03.2009