Журнал «Золотой Лев» № 193-194 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
В. Сергеев
чл.-корр. Академии сельскохозяйственных наук РФ
Россия утратила продовольственную
независимость
В ближайшие годы в России резко уменьшится смертность из-за болезней органов пищеварения.
Уже только потому, что русские вынуждены все меньше есть.
Солнце, воздух, вода и еда определяют продолжительность
жизни здорового человека. Солнце, воздух и вода – не ограничены по использованию,
переменны в экологическом плане и почти постоянны для людей, живущих на одной
территории. Здоровье человека – это составляющая: 10% - природа, 20% - медицина
и 70% - питание и образ жизни.
Сосланный в губернаторы Воронежской области бывший шеф
Минсельхоза РФ инженер-путеец Алексей Гордеев не один год грозил «завалить
Европу экологически-чистой продукцией из России». Но так никого и не завалил. А
его самого «завалил» резко выросший продовольственный импорт.
В России для получения килограмма мяса свиноводы тратят 5 -
6 килограммов
комбикормов (а в Дании всего 2,6кг!). Наша свинья "соглашается" расти
до убойных 110 -115кг исключительно за год, тогда как в Европе - за 170-180
дней. И каждая свиноматка у них приносит не менее 20 поросят в год. А в среднем
по России только 13. По мировым стандартам выращивать свиней с долей мяса, не
превышающей 40%, недопустимо. А для многих наших хозяйств это возможный
максимум. В США и Бразилии мяса в туше - 56%, в Дании и Бельгии - 60-62%.
Важно не только вырастить хороший скот, но и максимально
эффективно переработать. Но у нас сплошь неэффективные, технологически отсталые
предприятия по убою и переработке скота. Туда поступает на переработку лишь
половина выращенного скота. Вторая половина забивается «у столба», где придется.
Строительство современных боен – дело затратное, поэтому вкладывать туда деньги
решаются немногие. Мясоперерабатывающие предприятия это не всегда беспокоит.
Проще приобретать блочное мясо за границей.В физическом объеме 41 % мяса и
мясопродуктов, потребляемых русскими, поступают в нашу страну из-за рубежа. В
крупных городах доля импортного мяса и мясопродуктов достигает 60 - 80 %.
Ухудшение питания населения влечет за собой необратимые
демографические изменения, увеличивает социальную и межрегиональную напряженность.
Страна находится в хроническом демографическом кризисе. Впору говорить не
просто о смертности, а о сверхсмертности. За 15 лет (1992 - 2007гг.) население
уменьшилось на 6,6 млн. человек и опустилось до уровня 1983г.
Ежегодные показатели естественной убыли в России составили
6,5% в 2002г. против 1% – в Германии, 0,8% – в Италии, 0,7% – в Швеции.
Неблагоприятные изменения в смертности в определенной
степени связаны с потреблением алкоголя в стране. Все возрастающая алкоголизация
населения, все чаще употребляющего суррогаты, прямо ведет к деградации страны.
По оценке ряда экспертов, годовой показатель потребления алкогольных напитков в
пересчете на содержание чистого алкоголя в настоящее время в России на душу
населения в год значительно превысил 14 литров.
По заключению ВОЗ, при достижении уровня среднедушевого
потребления 8 литров
алкоголя в год (средний уровень) начинается процесс необратимого изменения
генофонда нации.
При сохранении в дальнейшем современного повозрастного
уровня смертности, из числа мужчин России, достигших в 2004г. 16 лет, до 60 лет
доживут менее половины. Уровень смертности в рабочем возрасте сейчас выше, чем
он был 100 лет назад: в 1896–1897гг. до 60 лет имели шанс дожить 56% юношей.
О качестве продовольственного обеспечения в России можно
судить по здоровью призывников в армию. Из-за гипотрофии каждый год около 80
тыс. человек в 17-летнем возрасте получают отсрочку на лечение при первичной
постановке на воинский учет. Во время призыва у 177 тыс. выявляются нарушения
питания, из них более 45 тыс. ребят получают отсрочку из-за недостаточного
питания. Это ребята, которые не имели возможности нормально питаться.
Первый Федеральный закон "О продовольственной
безопасности Российской Федерации" был принят Государственной Думой 10 декабря
1997г. и одобрен Советом Федерации 25 декабря 1997г. В 1999г. Президентом
Российской Федерации этот закон был возвращен в Государственную Думу без
рассмотрения. Правительство РФ приняло решение о законодательном оформлением
этого вопроса и Постановлением от 17 февраля 1999г. № 192 утвердило
«Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных
социально-демографических групп в целом по Российской Федерации и в субъектах
Российской Федерации», а федеральным законом от 20 ноября 1999г. № 201 «О
потребительской корзине в целом по Российской Федерации» на пятилетний период
рекомендуемые размеры потребления продуктов питания для основных
социально-демографических групп населения (трудоспособное население,
пенсионеры, дети).
В соответствии с Постановлениями Правительства 1999г.
аналогичные законы на основе утвержденных «Рекомендаций» по определению
потребительской корзины принимают Москва, Санкт-Петербург, Московская и
Ленинградская области и все остальные субъекты Российской Федерации.
- Федеральный закон от 31 марта 2006г. № 44 «О
потребительской корзине в целом по Российской Федерации» рекомендуемые размеры
потребления продуктов питания для основных социально-демографических групп
населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) на предстоящий
пятилетний период уточнил. Однако минимальный набор продуктов, предложенный
этими законами, непристойно далек от русских физиологических потребностей.
Для регулирования отношений в области обеспечения
продовольственной безопасности Московская городская Дума принимает закон «О
продовольственной безопасности города Москвы» (Закон от 12.07. 2006г . № 39
(ред. от 29.11. 2006г. № 59). Впервые в стране закон для жителей Москвы
определил размеры потребления продуктов питания на уровне медицинских норм.
Медленное восстановление потребительского спроса усложняет не только
жизнь населения, но и проблемы развития экономики в стране. На рынке
отсутствует массовый платежеспособный покупатель.
Доля отечественных продовольственных товаров в товарных
ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в 2007г. составила 64%.
В последние годы прослеживается тенденция к стабильному увеличению потребления
населением основных продуктов питания, тем не менее, по некоторым из них оно
по-прежнему ниже рекомендуемых норм от 13 до 40%.
По картофелю, хлебопродуктам и сахару достигнутый уровень
превышает рекомендуемые нормы, растительному маслу – практически соответствует
им, а вот обеспеченность остальными продуктами питания по отношению к
рекомендуемым рациональным нормам потребления составляет от 60 до 87%.
Несмотря на лучшую наполненность агропродовольственного
рынка по сравнению с дореформенным периодом, население страны стало питаться
хуже. Даже с учетом крупномасштабного импорта продовольствия. Фактически
при современном состоянии агропромышленного комплекса России страна утратила
продовольственную независимость.
Неудовлетворенный спрос населения на продовольствие по
отношению к рекомендуемым нормам вырос с 4-6% в 1990г. до 30 % в 2007 году.
И, наконец, самое страшное – панорама спившейся страны.
Падение экономики и спад производства проходили на фоне роста потребления
алкоголя. Причина этого, прежде всего, в значительном удешевлении водки (на нее
приходится основная доля потребления) относительно доходов населения и уровня
цен на другие товары. В первой половине 1989г. на среднемесячную зарплату можно
было купить 13,6 л
водки, во второй половине 1994г. - 41,3 л. Среднемесячная зарплата 2007г. была
равноценна 86 л
водки.
В настоящее время масштабы нелегального производства водки
в России оцениваются не менее 45%. Значительны объемы выпуска самогона как для
продажи, так и для личного потребления. На изготовление его используют сахар,
картофель, свеклу и др.
Система взимания акцизов с водки в ее современном виде
возводит «железный занавес» между регионами. Каждый губернатор заинтересован в
развитии только своей виноводочной промышленности, когда с каждой бутылки в
местный бюджет поступают живые деньги, и не желает иметь на своей территории
конкурентов, акцизы с которых получены в другом регионе.
Для производства неучтенной водочной продукции и
алкогольных суррогатов наряду с нелегальным этиловым спиртом из пищевого сырья,
поставляемого как с отечественных предприятий, так и контрабандно из-за рубежа,
широко используются технические спирты и спиртосодержащая продукция. При этом
особо следует выделить гидролизные спирты, для производства которых действующим
законодательством допускается использование якобы «непищевого сырья» - мелассы
и некондиционного зерна. Курьезно, но весьма устрашающе прозвучало на одном из
совещаний заявление директора одного из предприятий Красноярского края: «У
нас самогона нет, два гидролизных завода полностью обеспечивают потребности
населения своим техническим спиртом».
Страну заполонила алкогольная продукция, не отвечающая
требованиям отечественных стандартов по безопасности применяемого сырья и
компонентам, медико-биологическим требованиям.
Данные Минздрава России и иных организаций показывают, что
увеличение производства и продажи пива произошло за счет широкого вовлечения в
его употребление молодежи, особенно в возрасте 14-18 лет, и женщин. Среди
подростков отмечается рост распространенности алкоголизма и алкогольных
психозов. Показатель болезненности алкоголизмом среди подростков увеличился за
3 последних года на 15,3%, а алкогольными психозами – на 76,9%. Уровень
болезненности алкоголизмом среди подростков в 2001г. составил 21,9 больных на
100 тыс. подросткового населения. Вместе с тем, показатель злоупотребления
алкоголем в подростковой группе населения чрезвычайно высок: в 2001г. он
составил 827,6 чел. в расчете на 100 тыс. подросткового населения, т.е. был
выше общего его уровня в населении в целом в 3 раза. Показатели
распространенности злоупотребления алкоголем среди подростков сохранялись на
стабильно высоком уровне (1999г. - 818,5; 2000г. - 811,9; 2001г. - 827,6 на 100
тыс. подростков).
Сложившаяся система сертификации импортной продукции практически не
обеспечивает защиты рынка от ввоза недоброкачественных товаров. Наиболее часты случаи
поставки низкокачественной продукции из Закавказья и Бессарабии, а также из Китая,
Германии, Франции.
Все это наглядно подтверждает целесообразность создания самостоятельного
государственного органа, занимающегося регулированием производства и закупок
сырья и продовольствия, подготовкой научно обоснованной программы в обеспечении
продовольственной безопасности страны. Этот центр должен быть центром
разработки стратегии продовольственного обеспечения на основе глубокого анализа
условий и результатов деятельности отраслей, ситуации в продовольственном
хозяйстве России и на мировом рынке.
http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=52&newsid=8224
Сегодня, 27.03.09