Журнал «Золотой Лев» № 197-198 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
А.Д. Цыганок
Южные
Курилы: как с ними быть?
Во время своего визита в Японию российский премьер В. Путин
не исключил возможности раздела Южных Курил между Россией и Японией. Президент
России Дмитрий Медведев и премьер-министр Японии Таро Асо будут обсуждать любые
варианты решения территориальной проблемы и заключения мирного договора, заявил
В. Путин 12 мая в Токио на совместной пресс-конференции после встречи с
японским премьером.
***
Япония приобрела право на эти острова согласно условиям
двух договоров с Российской империей – 1855-го и 1875 годов. Южный Сахалин
отошел к Японии по условиям Портсмутского (1905) мирного договора после
русско-японской войны. В 1924 году Япония предлагала России выкупить северную
часть Сахалина, но сделка не состоялась. Повторно к этому вопросу японцы вернулись в апреле 1941
года при подписании пакта о нейтралитете, но Москва отказалась даже обсуждать
это предложение. По завершении второй мировой войны, согласно Сан-Францискому
мирному договору, Япония официально признала, что у неё нет прав на владение
Южным Сахалином и Курильскими островами. Однако японская сторона считает, что острова Южных Курил
(Минами Тисима) не входят в Курильские острова (Тисима), поэтому и должны
отойти обратно к Японии, хотя на картах, изданных МВД Японии в 1930 году, эти
острова изображены в составе Курильских островов.
В середине 50-х годов, после подписания советско-японской
Декларации, СССР обещал передать японцам два островов (Хабомаи и Шикотан) после
подписания мирного договора. Эти договоренности впоследствии были нивелированы. В начале 2004 года японское правительство подготовило
новый, неожиданный вариант урегулирования территориального спора, вариант
Акихиро Ивасита. Суть его состояла в том, что у России остается самый большой
и стратегически важный остров Итуруп, на который приходится около 60% всей спорной
территории, а три остальных острова (Шикотан, Кунашир и Хабомаи) передаются Японии.
Спустя полгода, в ноябре 2004
г., президент В.Путин подтвердил, что Москва готова
выполнить обещание, данное еще в 1956 году, но в Токио отреагировали на это сдержанно: «Япония не
изменит свою позицию в отношении территориального вопроса, согласно которой
подписание мирного договора с Россией последует лишь за определением принадлежности
всех четырех южнокурильских островов».
Помимо политических и экономических аспектов переговоров о
судьбе Южных Курил должна выйти из тени и военно-стратегическая сторона
проблемы.
Во-первых, по мнению
многих японских экспертов, возможен пересмотр «мирной Конституции» 1947 года,
что даст Японии формальные юридические основания для преобразования «сил
обороны» в «армию». По нашему мнению, это не повлечет перехода Японии к силовой
политике и не создаст проблемы противостояния с Россией. Япония как минимум на
тридцать лет «подсела» на Сахалинскую газовую иглу и ей нет резона портить с
Россией отношения.
Во-вторых, за
пересмотром японской Конституции последует пересмотр японо-американского
договора о безопасности, который обязывает США защищать Японию. Можно
предположить, что в новом договоре останутся формулировки, позволяющие американским
войскам находиться на японских островах.
В-третьих, изменение
статуса японской армии может ухудшить обстановку на российских дальневосточных сухопутных границах, поскольку реакция
Китая здесь может быть двоякой. Наблюдая за ростом японской военной машины,
Китай ускорит перевооружение своей армии, и расчеты российского министерства
обороны на 10-15-летнее превосходство над китайской армией в силах и
технологиях придётся подкорректировать цифрой вдвое меньшей.
Не следует также забывать о территориальном споре между
Китаем и Японией из-за архипелага Сенкаку и проектах разработки нефтегазовых
месторождений в Восточно-Китайском море. Вероятно также что, воспользовавшись
некоторым ослаблением позиций США в АТР при выводе части американских войск,
Китай постарается достичь своей главной ближайшей цели - объединения страны.
Как это повлияет на баланс сил в АТР? Ведь сил здесь немало: четыре государства
региона – США, Россия, Китай и КНДР – обладают ракетными и ядерными
технологиями.
Район сложный. Российская группировка здесь включает силы
Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота. Состав: 2 армии, 1
армейский корпус, 10 мотострелковых дивизий (2 танковые дивизии), 3
укрепрайона, 3 артиллерийских дивизиона, 9 бригад; вооружение: 3900 танков,
6400 БТР и БМП, 3000 артиллерийских систем, 54 ОТР, ВВС и ПВО - 345 машин. На
вооружении Тихоокеанского флота всего подводных лодок – 24, надводных кораблей
– 71.
На острове Сахалин дислоцируются: штаб 58 армейского
корпуса, 33 мотострелковая дивизия, отдельный вертолетный полк, 166 полк связи
и отдельный инженерно-саперный полк. На Итурупе – 97 отдельная береговая артиллерийская
батарея.
Личного состава в группировке США, Японии и Южной Корее
около одного 1 миллиона человек. Танков около 3,5 тысяч; боевых самолетов около
тысячи; более 200 вертолетов; надводных кораблей - 102; подводных лодок -14.
Непосредственно на острове Хоккайдо, к которому примыкают
спорные острова, дислоцируется японская Северная армия в составе трех
пехотных и одной танковой дивизии, насчитывающих: личного состава 45300
человек, 489 танков и бронетранспортеров. Группировку авиации и ПВО на острове
составляют части Северного авиационного направления - около 80 боевых самолетов
и два зенитно-ракетных дивизиона.
Группировка КНДР насчитывает 847 тыс. личного состава, 2770
танков; 2440 бронетранспортеров; 646 боевых самолетов; 86 боевых кораблей, в
том числе 51 подводная лодка.
На территории Шеньянского военного округа КНР размещаются 4
полевых армии в составе 10 пехотных и двух танковых дивизий, которые
насчитывают 250 тыс. человек.
Эта гремучая смесь - вооружённые силы пяти государств - в
совокупности является крупнейшей воинской группировкой в мире и соблюдение
равновесия в ней представляется одинаково важной задачей для всех.
России в этой
ситуации следует определиться со стратегической географией. К сожалению, создав
прецедент и отдав Китаю два острова, Россия в переговорном процессе с Японией
поставила себя в сложное положение.
Выбор перед Москвой непростой. И здесь надо учитывать, что
в ряде вопросов Япония старается дистанцироваться от США и прилагает максимум
усилий к тому, чтобы уменьшить американскую войсковую составляющую на своей
территории. В этом ключе надо рассматривать и передислокацию американских войск
с Окинавы на Гуам, и частичную передислокацию войск США из Южной Кореи. Сейчас
японцы настаивают на том, чтобы американцы вывели эти подразделения, на что
есть несколько причин. Главная из них – Токио стремится уменьшить свою
зависимость от ситуации на Корейском полуострове: если США начнут военную
операцию против КНДР, то ответным ударом северокорейцы накроют Японию. Именно
поэтому японское правительство создает систему ПРО как сугубо национальный
проект (хотя эти работы ведутся в тесном взаимодействии с американцами и по
согласованным с ними планам).
По состоянию на начало 2009 года наземный эшелон ПРО Японии
включал восемь зенитных ракетных комплексов «Патриот» ПАК-3 (дальность
перехвата баллистических целей до 25
км на высотах до 15 км). Четыре этих ЗРК, входящих в состав 1-го
отдельного зенитно-ракетного дивизиона, зоной ответственности которого является
Столичный район, развернуты на авиабазе Ирума (30 км северо-западнее Токио).
Другие четыре ЗРК, входящие в состав учебного зенитно-ракетного дивизиона,
развернуты на авиабазе Хамамцу. К середине 2010 года предусмотрено довести
количество развернутых ЗРК «Патриот» ПАК-3 до 16, что, по расчетам японских
военных, позволит в совокупности с морским эшелоном ПРО организовать противоракетную
защиту основной части территории страны. Дополнительные восемь ЗРК «Патриот»
ПАК-3 намечены к развертыванию в составе 4-го отдельного зенитно-ракетного
дивизиона (авиабаза Гифу) и в составе 2-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона
(авиабаза Касуга).
В составе морского эшелона ПРО Японии на сегодня – два
эсминца типа «Конго», оснащенных доработанной под задачи ПРО
многофункциональной системой управления оружием (МСУО) «Иджис» и противоракетами
«Стандарт-3» модель 1А (дальность перехвата баллистических целей до 300 км на высотах 70–250
км).
Позиция Японии, а она является ближайшим союзником США в
АТР, в последние годы в какой-то степени повторила позицию Турции в Иракской
войне. Турция тоже является ближайшим союзником США на «Большом Ближнем
Востоке», но шесть лет назад турки запретили пролет американских самолетов для
открытия северного фронта в Ираке. Сейчас они не уступают американцам Черное
море, самостоятельно проводя операции «Блексифор».
Похожая ситуация складывается в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, где ближайший союзник американцев Япония в ходе шестисторонних
переговоров по корейской ядерной проблеме в каких-то случаях отказывалась от
поддержки Соединенных Штатов.
Спустя 64 года после войны меняются геостратегические интересы,
происходит переоценка ценностей. В заявлениях, исходящих из Токио, отмечается,
что Япония не видит в России врага, и это симптоматично. Начинается смена
стратегических ролей, экономика заметно преобладает над политикой. И возможно,
это поможет переговорам по проблеме Курильских островов.
Анатолий ЦЫГАНОК - руководитель Центра военного
прогнозирования.
Фск, 13.05.09