Журнал «Золотой Лев» № 197-198 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
В. Ильин
Основы
православной культуры и светская школа
Как официальные, так и неофициальные
радетели прав абстрактного «общечеловека» повторяют
из года в год всем надоевшее клише либерально-западнической мысли, которая гласит,
что в светском обществе и государстве, где провозглашен и конституционно
утвержден «основополагающий принцип свободы совести», религиозное образование,
связанное с какой-либо конфессиональной монополией, невозможно, поскольку этот
принцип нарушает. Другим столь же
стереотипным аргументом либералов против православного религиозного образования
является ссылка на многоконфессиональный и
многонациональный состав российского народа, а также на факт юридически
закрепленного в России отделения Церкви от государства и школы.
Оба эти аргумента не выдерживают критики, но и по сей день
почему-то считается, что они, подобно «священным коровам», критике не подлежат.
Между тем, даже с точки зрения, так сказать, простого
здравого смысла, нет ничего предосудительного, если в российской светской школе
введут обязательное преподавание основ православной культуры. Любой
трезвомыслящий гражданин России (любого вероисповедания) не станет отрицать
очевидных фактов, что
1) возникновение, образование и развитие
Российского государства неразрывно связаны с православием,
2) в основе русской культуры и цивилизации лежит православие,
3) русская нация сформировалась под определяющим влиянием
православия,
4) русское национальное самосознание и русский национальный
психологический тип проникнуты христианским духом, без
которого национальная самотождественность русского
народа невозможна,
5) история России, история русского государства, история
русского народа, история русской культуры и история Русской Православной Церкви
составляют единое неразрывное историческое целое.
Таким образом, даже с сугубо светской просвещенческой
точки зрения, а также с точки зрения научной, невозможно изучение в
российских школах (любого уровня и любых форм) истории России, истории русской
культуры (в широком смысле, включая русскую литературу), истории русского
этноса и русской государственности вне контекста как
мирового православия, так и православия российского. Историческое явление
России миру и развитие Российской цивилизации необъяснимы без этого
основополагающего религиозного фактора, как бы мы к нему ни относились.
Следовательно, призыв к обязательному преподаванию и изучению основ
православной культуры в светской школе есть требование здравомыслящих людей
соблюдать хотя бы минимум объективности и минимум научности, на которые как раз
и претендует эта школа. Иначе, как же наши преподаватели и учителя, вроде бы
научно подготовленные в светских высших учебных заведениях, не зная основ
православной культуры, преподают или собираются преподавать своим ученикам,
например, историю России и историю русской литературы? Разве можно что-то
понять в деятельности, в самой личности святого благоверного князя Александра
Ярославича Невского или царя Ивана Васильевича Грозного, или святого
царственного мученика Николая Александровича Романова, ничего не зная о
православии? Разве можно что-то объяснить и понять в русской литературе,
начиная от Нестора-летописца и кончая Валентином Распутиным, Василием Беловым,
Василием Шукшиным и Юрием Кузнецовым, не прочитав Священного Писания и ничего
не зная о Священном Предании? Однако умудряются изучать, преподавать и
объяснять... Но это то же самое, что изучать и преподавать древнегреческую историю
и литературу, не зная религии и мифологии эллинов, или историю Европейской
цивилизации, не зная католицизма и протестантизма. Между тем в нашей светской
школе больше знакомят с мифологией древних греков, с основами западной
культуры, чем с основами культуры православной. Неудивительно, что нынешние
школьники и студенты смотрят на свою родину - Россию, как иностранцы, то есть,
с точки зрения современных «ценностей» цивилизации Запада. И если в начале 19
века великий наш драматург Александр Грибоедов едко посмеивался над
провинциальными дворянами, которые представляли из себя уродливую смесь
«нижегородского с французским», то теперь можно вдоволь посмеяться над типами,
представляющими смесь еще более уродливую и грубую - смесь, например, пермского
с американским.
Обратимся же к тому утверждению либералов и
«правозащитников», которое полагает, что преподавание основ православия в школе
нарушает пресловутый принцип «свободы совести». Во-первых, уже сама Всеобщая
Декларация прав человека и Устав Организации Объединенных Наций, принятые ООН,
содержат положения, которые нарушают этот принцип, ею же провозглашенный на
весь честной мир. Так, в Преамбуле Декларации четко сказано,
что «народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою (?) веру в
основные права человека, в достоинства и ценность человеческой личности»
(курсив мой. - В.И.) и т.д. Получается, что ООН провозгласила и
навязывает (с помощью международного права, международных институтов и
разнообразных силовых акций, санкционированных Советом Безопасности) всему
свету некую новую мировую квазирелигию или веру,
которую каждый человек и каждая нация на Земле должны разделять. Но для любого
подлинно религиозного человека принятие такой гуманистической псевдоверы равносильно идолопоклонству, когда люди в безумном
самообольщении почитают себя за богов. С точки зрения православия, без веры в
Бога-Творца невозможна и вера в человека, его высокое достоинство, которое
человеку даровано Господом. Нет Бога - нет и человека. Без Бога человек -
зверь. В православии уважение к человеку, его достоинству и
любовь к ближнему основаны на Божественном Откровении и Благовестии,
в которых раскрывается божественное происхождение и безсмертная
духовная сущность человечества, созданного по образу и подобию Творца - Святой
Троицы Отца, Сына и Святого Духа. Напротив, квазирелигия,
навязываемая всему миру космополитической бюрократией ООН, сонмом либеральной
агентуры и особенно Западом, где эта псевдовера
возникла, основана лишь, говоря словами Ницше, на ряде «человеческих, слишком
человеческих» философских и естественно-научных, ничем
не доказанных, гипотез. Эти гипотезы уверяют, что, якобы, безграничные
творческие возможности и силы стихийной космической природы путем
долговременной эволюции произвели на свет человеческое существо как ее венец,
что будто бы эта природа даровала человеку его достоинство и совокупность всех
его прав, а не Бог-Создатель. Таким образом, в светском гуманизме в снятом виде
содержится языческая религиозно-философская доктрина пантеизма. Не эту ли
доктрину имплицитно пытается навязать посредством школьного образования
верующим в Бога Единого детям (как христианам, так и мусульманам) светское
общество и светский политический режим под предлогом осуществления принципа
свободы совести?
И, наконец, как может безбожный, несовершенный,
подверженный смерти, болезням, всяческому греху человек и столь же безбожное и
несовершенное, пораженное злом человеческое общество гарантировать соблюдение
каких-либо прав личности? Какой реалист и прагматик, даже в среде людей насквозь
светской и атеистической, поверит формальным словам и обещаниям Декларации,
словам, которые не стоят и медного гроша, ибо не содержат никаких реальных
гарантий их повсеместного выполнения и осуществления ни в настоящем, ни в
будущем? Да и в мире, лежащем во зле, это невозможно, в чем ежечасно может
убедиться любой гражданин любого, даже архилиберального,
государства, если не будет закрывать глаза. После того как
Запад - поборник «религии» прав человека - разбомбил Сербию и Ирак, уничтожив
множество мирных людей и их дома, нанеся огромный ущерб этим странам, позволяя
при этом албанским шовинистам и сепаратистам разрушать православные святыни
Косово и изгонять оттуда коренное - сербское - население, ни у кого не должно
оставаться никаких иллюзий на этот счет. Если у провозглашенных прав и
свобод нет гарантий и возможностей их осуществления, то это не права, а
юридическая фикция, призванная выполнять какую-то идеологическую и политическую
функцию.
Если, далее, вглядеться в учебные программы и учебники
наших светских школ, например, по таким предметам, как биология и
обществознание, то можно заметить настойчивое навязывание школьникам и
студентам атеизма, материализма, эволюционизма - учений западного
происхождения, которые самым грубым образом затрагивают религиозную совесть
верующих учеников. Так, в школах и средних профессиональных учебных заведениях РФ
распространяется «Примерная программа среднего (полного) общего образования по
обществознанию (базовый уровень)», в одной из глав которой под названием
«Человек как творец и творение культуры» человек представлен «как результат
биологической и социокультурной эволюции». И это
неприкрыто атеистическое положение рекомендуется раскрывать и изучать в
качестве основной или официально признанной антропологической и социологической
концепции. Стерпит ли совесть христиан и мусульман преподавание такого рода теорий,
которые противоречат всей сути их вер и даже прямо их отрицают? Неужели президент Татарстана г. Шаймиев и мэр Москвы г. Лужков
согласны, чтобы детям в светской школе внушали, что человек произошел от
обезьяны? Видимо, они согласны, если, подобно неофициальным и
официальным «правозащитникам» во главе с г. Лукиным, протестуют против изучения
в светской школе основ православной культуры. Таким образом, есть все основания
считать, что российская светская школа нарушает принцип свободы совести, навязывая,
с одной стороны, псевдоверу в «естественные права
человека», а с другой, - атеизм, материализм и эволюционизм, которые являются
лишь масками или вариациями языческого пантеизма, принявшего в ходе
исторической борьбы с христианством и исламом рационалистические, наукообразные
формы.
Этот факт лишний раз иллюстрирует пословицу «свято место
пусто не бывает». Ошибочно думать, что, отделив (?) Русскую Православную
Церковь от школы (как будто Церковь когда-то являлась ее составной частью или
наоборот!), большевики-секуляризаторы смогли отделить
школу от какой бы то ни было религиозности и идеологии. Взамен православия они
внедрили догматический марксизм-ленинизм, который был в то время последним
словом давнего лжеверия в обожествленную материю. Но
и нынешние российские либеральные реформаторы-западники, так же ревностно
соблюдая принципы секуляризма, не смогли покончить в
школе с религиозностью и даже партийностью. Не только политическая необходимость,
но и невозможность обойтись в школе без мировоззренческой проповеди заставила
их упорно насылать учащимся человекобожие -
идолопоклонническую псевдорелигию, которую они
называют гуманизмом или «верой в естественные права и свободы человека и достоинство
личности», и партийную идеологию буржуазного либерализма, основанную на этой лжевере. И эти свои деяния и коммунисты,
и либералы квалифицируют как соблюдение принципа свободы совести, хотя лишь
путем обмана подменили подлинно религиозное вероисповедание на ложное, а
православно-монархическую идеологию - на идеологию социализма и либеральной
демократии.
Коли уж на то пошло, преподавание
и изучение основ православной культуры в школе вполне отвечает требованиям
плюрализма мнений, который так любят наши либералы. Если светская школа
придерживается плюрализма мнений, то почему бы православие не представить в ней
в качестве хотя бы широко распространенного или характерного для России мнения,
не знать о котором было бы стыдно любому грамотному российскому гражданину? Но
ведь даже и в качестве мнения православие невыносимо для двуличного
либерализма, как для беса крестное знамение. Между тем, с нашей точки зрения,
плюрализм - это равнодушие к истине или боязнь истины, нелюбовь, даже ненависть
к правде, стремление истину и правду подменить мнением, ведь мнение может быть
как истинным, так и ложным. Но пусть, говорят плюралисты, с этим разбираются,
так сказать, в частном или индивидуальном порядке, кому не лень. Самое главное,
считают они, надо соблюсти важную либеральную формальность - свободу мнений. Не
свободу истины - свободу мнений, а, значит, и свободу лжи, и свободу клеветы.
Самое главное - надо уравнять ложь, клевету, заблуждение и истину в одной
абстракции, имя которой Мнение. То же происходит и с так называемым правом на
свободу слова. Провозглашается не свобода доброго, благого и правдивого слова,
а свобода слова вообще, лишенная всякой содержательности, пустое
понятие, которое может вместить как благое, так и злое, греховное. Поэтому
свобода слова из-за либерального попустительства оборачивается свободой и
торжеством вранья, обмана, пустословия и злословия,
где истине и правде отведено место в лучшем случае на маргинальных задворках,
ведь плохое, подобно эпидемии, распространяется всегда легче и быстрее, чем
хорошее, постоянно испытывающее жесткое сопротивление материала. Зато право на
свободу слова формально соблюдено. И этого для либералов оказывается вполне
достаточно, так что, по их мнению, обществу не о чем безпокоиться. Но если плюрализм отрицает монополию на
истину каких-либо социальных групп и отдельных людей, то, логически рассуждая,
он должен отрицать монополию на истину тех групп и людей, которые полагают
истинным и этот самый плюрализм. А поскольку и сами плюралисты, согласно своему
взгляду, не обладают монополией на истину, постольку они не имеют права
требовать введения плюралистического принципа преподавания в светской школе.
Это логическое противоречие неразрешимо в рамках философского релятивизма.
Данная проблема разрешима лишь на религиозном пути - на пути признания
существования Абсолютной или Божественной Истины и возможности ее познания
человеком. В свете Божественного Абсолюта все либеральные негодования по поводу
«монополии на истину» каких-либо лиц или групп кажутся просто смехотворными. Мы
не на рынке, господа! Это на рынке (или в политике) можно занять монопольное
положение, произвольно диктовать условия и цены. Для борьбы с рыночными
монополиями придуманы законы и созданы антимонопольные комиссии. В вопросах же
религиозной истины экономические (и политические) категории не работают. В этих
вопросах невозможно объявить монополию в принципе, ибо любое вероисповедание и
любая идеология претендуют на Абсолютную Истину. Без этой претензии они не дают
никакого эффекта. Никто не станет предаваться аскезе, различным испытаниям и
лишениям, приносить жертвы, умирать и обрекать себя на мученичество за истины и
ценности относительные, за идеи низшего, а не высшего порядка. Православная
Церковь также претендует на Абсолютную Истину, но у этой претензии есть весьма
и весьма серьезные основания, которые невозможно подвергнуть никакому сомнению.
Вся история Православной Церкви исполнена многочисленными образцами высочайшей
святости, подвижничества, стояния и мученичества за веру, величайшими небесными
откровениями и знамениями, огромными культурными достижениями. Православие
своим непрерывным духовным подвигом и непоколебимой ортодоксальностью
выстрадало и заслужило право на вселенскую проповедь, право свидетельствовать
всем народам Истину. И не либеральной партизанщине,
пришедшей к мировой власти с помощью политических заговоров, золотого тельца,
гильотины и эшафота, отнимать у Единой Святой Вселенской Соборной и
Апостольской Церкви это ее право, подтвержденное двухтысячелетним
историческим и метафизическим опытом. Между прочим, вообще никакая культура не
может состояться, если в ней нет стремления к Абсолюту.
Соблюдение принципов свободы совести и свободы слова в
светской школе может привести к обратному результату - к их ущемлению,
поскольку таковые светским политическим режимом и светской общественностью
обыкновенно трактуются как свобода от церковной идеологии, от религиозного
мировоззрения. В этой школе трудятся бок о бок учителя с разными
мировоззрениями, верами и убеждениями. Например, для учителя с религиозным мировоззрением
(христианским или мусульманским) преподавание эволюционной теории несовместимо
с его совестью. Он не может преподавать то, что противно его убеждениям. Между
тем эволюционная теория принята светской школой в качестве официальной
доктрины, ведь надо же чем-то заменить учение Церкви, которую «отделили» от
государства и системы народного просвещения. Таким образом, убеждения
религиозно настроенного учителя идут вразрез с официальной идеологией. Вряд ли
светская школа в этом вопросе избежит серьезного конфликта. И не будет ли
оказано на учителей такого типа властное давление со стороны Министерства
образования и его местных структур, что приведет к нарушению принципов свободы
совести и свободы слова, которые утверждены Конституцией Российской Федерации?
По сути же, последовательное применение этих принципов в светском образовании стремится
к отказу от всякой религии, всякого мировоззрения и всякой идеологии, что, согласитесь,
абсурдно и попросту невозможно.
Другой аргумент либералов и «правозащитников» против
преподавания и изучения основ православной культуры в светской школе указывает
на многоконфессиональный и многонациональный состав
российского народа и учащихся образовательных учреждений. Однако и этот
аргумент не выдерживает критики. Обязательное изучение основ православной культуры
нисколько не ущемит ни совести, ни этнических чувств граждан
России. Оно лишь духовно и морально обогатит их, приобщит к универсальной
традиции, расширит культурный кругозор и исторический горизонт. Православная
культура есть культура, в том числе, и русского народа, который составляет
подавляющее большинство населения нашей страны. Это очевидный и неоспоримый
факт, не считаться с которым было бы неразумно. Никакое сотрудничество, никакой
союз, никакая дружба и совместное проживание с русским народом невозможны без
знания, понимания и уважения его души - его культуры и языка. И это тем более
важно при том обстоятельстве, что русские представляют в демографическом плане
большинство, и Россия, если не юридически, то исторически является Русским
государством. С другой стороны, никакое искусственное название российской
общности, будь то «советский народ» или «россияне», не отменят ни существования
русского народа и других народов России, ни исторической русской
государственности. Однако и русские в этих условиях не должны забывать, что,
проживая совместно с другими народами нашей страны в тех ее областях, где эти
народы составляют демографическое большинство или являются коренным населением,
они обязаны знать, понимать и уважать их язык, религию и культуру. Это взаимоуважение
должно быть законом, непререкаемым императивом, аксиомой существования всех
этносов великой евразийской страны - России. Нарушение таковой нормы ведет к разрушению
нашей державы - общей евразийской родины и к страшным всенародным бедствиям,
поэтому не может не осуждаться и не заслуживать строгой кары.
Так как в российской светской школе не
изучается (или изучается плохо, обрывочно) православная культура - культура
универсальной или вселенской традиции, ни культура мусульманская, а учащаяся
молодежь не приобщается ни к их моральным нормам, ни к высочайшим духовным
ценностям мирового значения, в этой крайне духовно обедненной среде наблюдается
безсознательная тяга к неоязыческому
мировоззрению во всех его вариациях и разновидностях, в частности, к расизму и нацизму. Что может противопоставить племенному
инстинкту нацизма и расизма либеральное право на абстрактную свободу
совести? Ничего, кроме самых общих фраз, ведь абстрактная свобода совести
предполагает не только свободу вероисповедания религий универсального порядка,
но и свободу для сатанизма, для всякого рода тоталитарных сект, для лжеверия и суеверия, для возрождения самых темных изуверских
культов и мистерий древнего язычества, короче, свободу для мракобесия. Нацизм и
расизм стоят в этом страшном ряду. Так не потворствуют ли господа министр
образования Фурсенко, мэр Москвы Лужков, президент
Татарстана Шаймиев и уполномоченный по правам человека Лукин и их
единомышленники распространению этих неоязыческих
течений, выступая против изучения основ православной христианской культуры и
ислама в светской школе?
Полемика и дискуссии, 7.05.09