Журнал «Золотой Лев» № 197-198 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
А.Н. Привалов
научный редактор журнала «Эксперт»
Обыкновенная
идиллия
Об упрощении
жизни
Мелькнуло на днях в каком-то по диагонали пробегаемом
тексте такое примерно выражение: мол, модный ныне сплав либерализма с этатизмом
— так, в проброс, в придаточном предложении. Что за текст был,
уже не помню, а «сплав» этот всё нейдёт из головы. И, согласитесь,
интересная же фразочка: мода ведь такая и впрямь налицо.
Наименее в ней интересна
— и потому, видимо, сравнительно часто обсуждается — откровенная
оксюморонность. Ну да, формально говоря, усаживание этих двух «измов»
на одном гектаре есть дело не слишком возможное. Ничего страшного — «Теория,
мой друг, суха, //Но зеленеет жизни древо». По учебникам невозможно,
а у нас запросто — любой, кто имеет глаза и уши, ежедневно
встречается с целыми болванками этого ненаучного сплава. Вся наша экономическая
политика такая, да и не только она. «Стало быть, либо либерализм, либо этатизм,
а то и оба сразу у нас в ходу ненастоящие!» Может, и ненастоящие
— даже наверняка. Какие есть.
Гораздо интереснее, на мой взгляд, другое.
Присмотревшись к сказанному сплаву, с некоторым изумлением узнаёшь
в нём черты любимого мечтания последних двухсот лет русской истории:
соединить или, лучше сказать, сопрячь два самых дорогих сердцу земных понятия —
Родину и Свободу. Изумление же порождается не странным обличьем
давней мечты, а тем неоспоримым фактом, что вот, казалось бы, входит
в моду примерно то, чего так долго желали, — а радости никакой.
Уверяю вас, я догадываюсь, чем различаются этатизм и родина, только
не в этом дело. Дело, скорее, в том, что обе
составляющие нашего сплава жертвуют ради сосуществования самой своей сутью,
сохраняя для гордой самоидентификации разве что вторичные признаки.
Начнём с либерализма. Серии фраз, обосновывающих либеральную
часть нынешней экономической политики, устоялись так давно, что привычно
произносящие их люди уже искренне не слышат вопросов и тем более
возражений, которые недобитые отщепенцы всё норовят вставить в каждую
паузу. О чём тут спорить? Не о чем тут спорить. Поэт
— Пушкин. Птица — курица. Фрукт — яблоко. Страшнейшее зло
— инфляция. Величайшее благо — макроэкономическая стабильность. Лекарство
от всех болезней — денежное сжатие. Где бы мы все теперь были, если
бы не стабфонд? А ты, возражающий, — безграмотный наглец, и
больше ничего; пойди Самуэльсона почитай. Читал, говоришь? Плохо читал. Пойди перечти — до Фридмана ты ещё явно не дозрел.
Я это не к тому, чтобы в тысячный раз
затеять спор, — спорить с мантрами вообще бессмысленно. Я это
к вопросу: а что в этой мантре либерального? Нет, монетаризм
— он, конечно же, либерален до ужаса; но ведь это только
инструмент, тот самый вторичный признак. К каким либеральным результатам
должна политика привести? На этот вопрос нам всегда готовы пропеть
продолжение мантры; да мы и сами его наизусть знаем. Примерно
так: вот усмирим мы инфляцию, сразу придут инвестиции — частные
инвестиции! — расцветут эффективные и конкурентоспособные
производства — тоже частные; государство, понастроив нужных институтов,
уйдёт на задний двор — клепать для оных институтов запчасти; и настанет
цветуще сложное и до изумления либеральное устройство всей нашей жизни… Не могу понять, как взрослые люди это всё выговаривают,
— хотя мантры для того и изобретены, чтобы отключать рефлексию. Бог
с ними, с учебниками, но в реальной-то жизни, здесь и сейчас
наблюдаемая политика ведёт в прямо противоположную сторону. В результате такой
налоговой, кредитной и прочей политики всё у нас уже очень просто, а
со временем будет упрощаться и дальше. Деньги есть: в казне
и у друзей казны. Денег нет — у всех остальных; исключения случайны
и погоды не делают. Стало быть, кому легче благополучно пережить
кризис и развиваться далее? Друзьям казны. Да, иным из них никакие
деньги не помогут, но выживать с большей вероятностью будут всё-таки
они — и, стало быть, с каждым днём хозяйство, а потому и вся
жизнь в стране будут всё более огосударствливаться. Возможно, когда-нибудь
потом кто-нибудь частный и придёт снаружи с деньгами — как при
Брежневе пришла «Пепси» и построила завод в Новороссийске.
И местные алкаши покупали к поллитре флакончик бурой водички
на запивку. Это и есть либерализм?
Особенно милы на этом фоне пересуды о вот-вот
грядущей политической оттепели. Если самостоятельные в экономическом
отношении, не зависящие от казны субъекты, что ни день,
уменьшаются как в числе, так и в размерах, — откуда она,
эта оттепель, возьмётся? Ведь она случается от растущей,
а не от уменьшающейся сложности жизни — когда есть чему живому
не умещаться в прежних рамках. А сейчас — каких, собственно,
ростков вы сейчас ждёте, уставившись на трещины в асфальте?
Со второй половиной «сплава» — в точности
та же картина. Этатистская часть нынешней политики, по-видимому,
вполне довольна и ростом влияния бюджета, госпредприятий, госкорпораций
и tutti quanti — и демонстрируемой сейчас способностью даже
в кризисную пору выполнять социальные обязательства и в упор
не видит, что всё это такие же вторичные признаки, как
у либералов монетаризм. Рост госдоли в экономике
— не синоним усиления государства. Госкорпорации растут, как баобабы,
а сто раз обещанного ошейника от ГЛОНАСС у собачки Кони так и нету; а спутники для телекоммуникаций российские фирмы
заказывают в Италии; а никаких прорывных проектов не запущено
и уж тем более не завершено — и проч. Потерявшим работу платят
пособие и предпринимают какие-то усилия, чтобы их
пристроить, — но именно пристроить, с почти неизбежным
спуском по квалификационной лестнице. О создании новых
и производительных (то есть дорогих) рабочих мест казна и друзья казны
речи даже не заводят. Спектр того, что государство умеет, вежливо говоря,
не растёт. Жизнь и с этой точки зрения — упрощается. Всё-таки
нужно пытаться хотя бы замедлять этот процесс, чтобы сохранить возможность его
— в неопределённом будущем — разворота.
Что же до сопряжения Родины и Свободы,
позвольте привести геометрическую аналогию. Вписать в окружность, например, правильный семиугольник — довольно сложная задача.
Поставить на листе точку и сказать: вот вам и окружность,
и семиугольник в ней — очень просто. Но называть это
решением исходной задачи всё-таки не стоит.
«Эксперт» №16 (655)/27
апреля 2009
О второй силе
Который уже год с конца апреля разыгрываются очередные
сеансы двух равно бесконечных дискуссий: надо ли захоронить Ленина — и как
правильно относиться к Девятому мая. Одна
из них меня, честно говоря, волнует не особенно, другая — много
больше, но обе смерть как надоели: каждый год одно и то же, разве
что с нарастающим ожесточением. Безрезультатность этих словопрений сама
по себе способна заинтересовать и озадачить: а почему, собственно,
из столь шумного (и в значительной своей части столь грязного)
моря разглагольствований так ничего
и не проистекает? Гипотеза: потому, что за ними не видно силы.
Какой? Да никакой: ни политической, ни моральной, ни интеллектуальной
силы, хотя бы в перспективе способной изменить статус-кво (в первом
случае) или сложившиеся тренды (во втором). Так, разговорчики.
Люди, ежегодно впадающие в истерику по поводу
возможного выноса Ильича из мавзолея и заранее проклинающие вершителей
столь ужасного святотатства, зря тревожатся сами и зря беспокоят других
— не будет никакого выноса. Почему? Читайте классику. «Для чего вы,
Лазарь Елизарыч, по-французски не говорите?» — «Для того, что нам
не для чего-с». Вспомним, какие резоны приводят люди, выноса, напротив,
требующие. Первый резон: нехорошо и неприлично, когда часть главной
площади страны отведена под кладбище, когда человек с неоднозначной,
вежливо говоря, репутацией становится объектом поклонения у самых стен Кремля
— и т. п. Ну и что? Да, неприлично. И власть, видимо,
думает так же. Но делать шаг, гарантирующий неумолчный вопль протестов
на годы вперёд, только ради приличия она уж точно
не станет.
Другой резон: нет, не только ради приличия! Это был бы благой знак — знак того, что Россия двинулась
по пути демократических (либеральных, модернизационных — нужное
подчеркнуть) перемен. А вот с этим уже и соглашаться
не хочется. Каких вам, к чёрту, знаков — или, как ещё у нас
любят говорить, сигналов? Знаки того, что на самом деле не происходит,
суть ложь — знаки же того, что происходит на самом деле, просто
не нужны. Но с этим, на мой взгляд, банальнейшим соображением далеко
не все согласны. Подай им сигнал, да и всё. Я слышал, как
демократически мыслящий оратор укорял нынешнюю власть благим примером Хрущёва.
Этот-де не стал дожидаться никаких консенсусов, а взял, да и вынес ночью
Сталина из мавзолея — то-то был сигнал! Да; только Хрущёв, как
к нему ни относиться, не сигналы подавал, а дела делал.
Он открыл лагеря, он в разы сократил армию, он дал паспорта
колхозникам и одновременно — да, он зарыл труп Сталина.
А сегодня — в строй каких дел должно встать
зарывание другого трупа? В шеренгу с десятком-другим относительно современных
бизнесов, которые обещает взбодрить на казённые миллиарды «Роснано»? В колонну
с допуском в Думу депутата от партии, которая наберёт 5%
голосов, и с московским финалом «Евровидения»? Или ещё
какая модернизация налицо? Столь громкого жеста, как захоронение Ленина,
в принципе не может случиться вне контекста соизмеримо громких дел.
С Девятым мая всё примерно так же, только ещё гораздо
накалённее. В последние недели привычные наборы блогов было трудно
просматривать — они отталкивали взгляд. Нет, ничего нового. И что победил кто угодно, только не мы; и что
победить-то мы победили, но это один гад сожрал другую гадину;
и что русский солдат принёс соседям не свободу, а рабство,
изнасиловав при этом всех до единой немок, — и даже что России
жилось бы лучше, проиграй Сталин Гитлеру, — читать доводилось
и прежде. Но в нынешнем году всего этого стало больше,
и тон стал беспардоннее. Готовящийся сейчас законопроект об уголовной
ответственности за отрицание Победы, или за её умаление, или как
он там будет называться, предназначен не в последнюю очередь для
борьбы с такого рода речами. И будет он бесполезен, если
не вреден, — в точности по той же причине,
по которой бесполезны крики о захоронении Ленина. Потому что за ним
не будет видно силы. То есть репрессивный-то потенциал за ним будет,
к бабке не ходи, — за ним не будет сил, способных
поменять ситуацию.
«Умаление» исходит не от маргинальных блогеров,
а от хода глобальных событий. Коротко говоря: Ялтинский мир кончился;
в роли главного и даже одного из главных победителей WWII нас
никому больше видеть не хочется, и от нас, естественно, это всё
в меньшей степени скрывают. Во внешнем мире мы должны
противодействовать этой тенденции чёткой дипломатической работой
и объективным увеличением национального потенциала, но это отдельная
тема. Внутри же страны реагировать на проявления той же,
в сущности, тенденции уголовными преследованиями не кажется разумным.
Ну сделают десяток этих полоротых «жертвами
политических репрессий» — что-нибудь изменится? Не говоря
уж о том, что закон (если не лишены оснований утечки в прессу)
написан так, что уголовно наказуемым окажется, например, и пресловутый
сериал про 17 мгновений: там ведь каждые три минуты зрителю настойчиво
повторяют, что Третий рейх во множестве аспектов
неотличим от Советского Союза. А столь аморфно написанные законы либо
работают тотально, как сталинская 58−я, либо совсем не работают.
Да и вообще — когда и кого переубедила
цензура? Любая пассивная защита обрекает на поражение. Нудёж о том, что
«новые поколения должны помнить» то или это, не имеет смысла. Должны
ли, нет ли, но не захотят — не будут. Что тут можно
сделать, большой вопрос. На мой вкус, нужна вторая сила, как
в «Князе Серебряном». Грозный царь — подлый кровавый тиран.
Но царство-то его — наша любимая и победоносная родина. Как
же это совмещается на одних и тех же страницах? А так
и совмещается: помимо Грозного с его псами есть князь Никита
Романович, человек храбрый и прямой. Его сомнут, но он сопряжёт
для читателя, казалось, непримиримые правды. Оценка Великой Победы, прямо опирающаяся
на речи Сталина (с гомеопатическими присадками XX съезда КПСС),
незащитима не только вовне, но и внутри страны. Она осыплется
скорее рано, чем поздно, какими законами её ни подпирай, но именно поэтому
задача сохранить у внуков и правнуков правильное отношение к Победе
не кажется неразрешимой. Стоит только резко перенести акценты с верховного и политруков — на никит романычей.
А их было много — с иными я имел честь быть знакомым.
Правда, для такого переноса нужен талант. Это вам
не Штирлица раскрашивать.
«Эксперт» №17-18 (656)/11
мая 2009