Реклама:
Номер 197-198
подписан в печать 15.05.2009
Такие “реформы” обречены

Журнал «Золотой Лев» № 197-198 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Как уничтожают вооруженные силы РФ[1]

 

В. Кашин

 

Такие «реформы» обречены[2]

 

Фракция КПРФ уже второй раз в течение короткого времени возвращается к теме состояния Вооружённых Сил (ВС) Российской Федерации. После проведения предыдущего “круглого стола” на эту тему власть отозвалась с благодарностью за внимание депутатов и общественности к Вооружённым Силам и их проблемам. В письме теперь уже бывшего начальника Генерального штаба Ю. Балуевского признавалось, что “рекомендации “круглого стола” носят конструктивный характер и будут учтены при планировании строительства ВС РФ”. В приложении к письму кратко излагалась программа Мин-обороны по реализации рекомендаций. Высшим руководством было проведено несколько совещаний, на которых рассматривались проблемы ВС, появился ряд документов, в том числе и по перевооружению армии. Увеличен военный бюджет, продвигается проблема обеспечения военнослужащих жильем.

Однако предпринимаемых мер явно недостаточно для преодоления кризисной ситуации в ВС. Более того, с приходом нового министра обороны А. Сердюкова началась очередная реформа армии, усугубляющая и без того критическую ситуацию в ВС, угрожающая полным ее уничтожением.

Кризисная ситуация сложилась в связи с недостаточным перевооружением, с падением уровня подготовки офицерского корпуса, с низким моральным состоянием личного состава из-за недостатка внимания к нему со стороны государства, с падением доверия к армии и распространением в воинской среде коррупции.

Но то, что происходит в современной России,— беспрецедентно, оно не имеет аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике.

Реформирование нашей армии продолжается уже 20 лет. И все эти годы важнейшей задачей Минобороны, Генштаба, центральных органов военного управления являлись не наращивание боевой и мобилизационной готовности, не боевая выучка, не оперативная подготовка штабов, не техническое оснащение армии, авиации и флота, а ликвидация оборонной системы страны, разрушение ее ВС. Поэтому баллистические ракеты, стратегическая авиация, авианосцы, атомные подводные ракетоносцы и т.д. за “ненужностью” уничтожались или за бесценок продавались на металлолом. Часто это щедро оплачивалось США. В 1993 году теми же США практически за мизерную сумму в 12 миллиардов долларов было передано 500 тонн российского оружейного урана-235, извлеченного из разобранных ядерных зарядов, реальная стоимость которого составляет несколько триллионов долларов.

Со стороны власти обществу внушается мысль, что внешних врагов у России нет, разве только международный терроризм в лице пресловутого Усамы бен Ладена. Власть как бы не замечает или не хочет замечать, что США, например, строят свою внешнюю политику на весьма характерных принципах:

— абсолютное военное превосходство;

— силовая доминанта внешней политики;

— распространение демократии по-американски;

— особая миссия США в мире.

В официальном документе “Стратегия национальной безопасности США” записано: “В современных условиях сдерживание невозможно. Мы должны перенести военные действия на территорию противника, разрушить его планы и устранить угрозу до того, как он успеет мобилизоваться. США оставляют за собой право наносить превентивные удары и вести предупредительные войны”. В январе 2003 года Дж. Буш издает директиву “Быстрый глобальный удар”. В ней, в частности, говорится: “Подготовка вооруженных сил США к нанесению по любому государству мощного удара с воздуха, моря, космоса и наземных баз в течение 4—6 часов, чтобы поставить противника на колени. Основной ударный инструмент — “крылатые ракеты” и лазерное оружие”. В 2005 году “Стратегия национальной безопасности США” дополняется следующим тезисом: “Обеспечить для США безопасный доступ к ключевым районам мира, стратегическим коммуникациям и глобальным ресурсам”.

Выход США из Договора по ПРО, развертывание США национальной и глобальной ПРО, намерение строительства третьего кольца этой системы в Европе, окружение России со всех сторон военными базами, создание ударных средств по уничтожению российских СЯС (“Единый оперативный план поражения стратегических целей” — OPLAN 8044, “Концептуальный план нанесения превентивных ударов по наиболее важным российским мобильным и стационарным объектам” — CONPLAN 8022), вооружение марионеточных режимов на территории бывшего СССР, военные маневры вблизи наших границ, продвижение НАТО на восток — это что, шаги стратегического партнера или смертельного врага? Предпринимаемые шаги США по развертыванию ПРО уже в ближайшее время (2015—2017 гг.) позволят им фактически полностью нейтрализовать российский ядерный потенциал и лишить, по сути, не только Россию, но и весь мир фактора сдерживания развязывания глобального конфликта.

Самым примечательным является то, что реформирование армии проводится келейно. Программы строительства новой армии никто не видел, ее не обсуждали ни в военно-научных кругах, ни в профильных комитетах российского парламента, неизвестен и ее автор.

Более того, 11 ноября 2008 года издается директива Минобороны “О недопущении разглашения сведений о реформировании ВС РФ”.

Вообще, военная реформа в России стала напоминать этакую национальную забаву. В нее играет каждое новое поколение российских политиков, взобравшихся на кремлевский олимп. “Одели в новую форму — жди реформы”,— гласит грустная народная шутка. Так случилось и на сей раз. Переодевание армии для некоторых стало даже почти праздником души: старую форму со складов реализовать (своим), тендеры на новую провести (для своих), заказать пошив (у своих). Для последнего переодевания форму заказали у Юдашкина за 100 миллионов рублей: галстуки — по 600 рублей, шинели — по 12 тысяч… И это всё деньги, деньги, деньги… народные. Военное ведомство проржавело коррупцией. Преступность среди офицеров в 2008 году увеличилась почти на треть. Темпы ее роста стали рекордными за последние пять лет. Такие факты обнародованы недавно на коллегии Главной военной прокуратуры. Самое громкое дело было связано с правонарушениями не в гарнизонах, а в самом Министерстве обороны. Чиновники “Арбатского округа” продали коммерсантам ракетное топливо, якобы непригодное, по цене, заниженной в 40 раз. А потом купили его же для Космических войск и оборонных предприятий, но уже по рыночной стоимости. По словам Главного военного прокурора С. Фридинского, такой криминальный фокус обошелся казне в 430 миллионов рублей. Только Сухопутным войскам в результате махинаций с квартирами нанесен ущерб в 250 миллионов рублей. А в целом по армии коррупционный оборот составляет несколько миллиардов рублей.

Продажа земель и зданий — тоже часть игры в реформу. Когда год назад министра Сердюкова нанимал В. Путин, он сказал: “Мне бы хотелось, чтобы в ведомстве, во всяком случае, в той части, которая будет заниматься развитием, серьезное внимание было уделено экономической, финансовой составляющей. Поэтому сегодня мною будет подписан указ о назначении нового министра обороны, человека гражданского, но, тем не менее, человека, способного решать эти задачи в силу своих знаний в сфере экономики, в сфере финансов”. Вот именно с этих позиций министр Сердюков сегодня и действует по указке тех, кто его нанимал. Он сокращает, урезает, продает образовавшиеся излишки… Так, например, перевод штаба ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург дает возможность заинтересованным лицам по сходной цене заполучить в центре Москвы и землю, и здания. Из Москвы в Балашиху переведен штаб военно-космической обороны страны, в результате чего освободился огромный особняк на Мясницкой, 33, где располагалась Ставка Сталина. С военными вузами — та же картина. Никто не может объяснить, почему по плану реформы понадобилось выселять оперативное управление из здания Генштаба как раз в тот момент, когда началась война в Южной Осетии. Пристанищем для выселенных офицеров стала военная поликлиника. “Сижу в кабинете,— рассказывал один из них, — связи никакой, секретных документов — тоже, а рядом стоит гинекологическое кресло…” В результате уволенному генералу Рукшину во время конфликта с Грузией пришлось организовывать работу офицеров Главного оперативного управления (ГОУ) с помощью мобильных телефонов. Но даже при такой “организации”, когда к тому же в кульминационный момент “Ч” пропал министр обороны, а начальник Генштаба уклонился от принятия решения на действия войск, нереформированная армия сумела одержать победу над мобильными бригадами агрессора, подготовленными по стандартам НАТО.

Не может идти речь ни о какой реформе армии, если нет военной доктрины. В таком случае непонятно, какую армию мы хотим иметь, для отражения какого противника, какой принцип комплектования, какова ее видовая структура и т.д. Несколько лет назад военная доктрина страны была забракована. Решили разработать новый вариант и уже на его основе формировать облик армии. Разработкой доктрины занялись Генштаб, Академия военных наук, РАН. В прошлом году некий вариант доктрины рассматривали в Государственной думе. На этом всё и закончилось. Специалисты утверждают, что сегодня в Минобороны и Генштабе военную доктрину России даже физически некому завершить — просто нет стратегических умов, и Генштаб давно уже не “мозг армии”. Поэтому и делается всё по принципу “палец — пол — потолок”.

После разработки доктрины необходимо было бы определить, кто в правительстве за эту реформу отвечает, кто контролирует и оценивает ее ход. Для этого могла бы быть создана парламентская комиссия, а в Генштабе — рабочие комиссии по проработке вариантов реформы. К выработке военной доктрины должен быть подключен и Совет безопасности. Ничего этого нет и в помине. И вообще, было бы целесообразно принять федеральный закон “О реформировании ВС”, законодательно закрепив стратегический замысел и обеспечение его реализации.

Напрашивается вывод, что российская олигархическая власть приняла твердое решение ликвидировать ВС как важнейшую и главную системную организацию по обеспечению военной и национальной безопасности страны. Несмотря на то, что окончательный вариант доктрины так и не родился, реформирование армии идет полным ходом. Режут по живому. К 2012 году армию сократят до 1 миллиона человек. Значительно сократится количество воинских частей. В Сухопутных войсках — с 1890 до 172, в ВВС — с 340 до 180, в ВМФ — с 240 до 123, в РВСН — с 12 до 8, в ВДВ — с 6 до 5 и в Космических войсках — с 7 до 6 частей. Кадрированных частей вообще не будет, будут только части постоянной готовности. Это обстоятельство сразу обуславливает две проблемы. Во-первых, в случае серьезного военного конфликта на какой базе будет формироваться мобилизационный резерв; и во-вторых, придется отказываться от призыва, ибо что это за часть постоянной боевой готовности, если ее солдатский костяк будет состоять из людей, толком не научившихся держать в руках оружие.

Принципиально меняется организационно-штатная структура военных округов. Сегодня она состоит из 4 основных звеньев: округ — армия — дивизия — полк. Внедряется американская структура: округ — оперативное командование — бригада. По мнению военных специалистов, переход с четырехзвенной системы на трехзвенную ошибочен. И еще, вероятно, авторы реформы “забыли” одно обстоятельство. ВПК разрабатывает единую автоматизированную систему управления (АСУ) ВС. И эта система разрабатывается под четырехзвенную структуру ВС. То есть правая рука не знает, что делает левая. В то же время США вводят новую АСУ ВС, автоматически предупреждающую о нападении, предоставляющую оперативно-тактическую информацию, контролирующую приведение армии в боевую готовность. В ее составе — специальные программы для каждого рода войск: для сухопутных — “Энтерпрайз”, для ВВС — “Горизонт”, для ВМС — “Коперник”.

Существенно сокращается штат штабных структур. Центральный аппарат Минобороны урезается с 10500 до 3500 человек, а войсковые и флотские органы управления — с 11300 до 5000 человек.

Кардинально урезается офицерский корпус. Число генералов и адмиралов уменьшится с 1107 до 886, полковников — с 15365 до 3114, подполковников — с 19300 до 7500, майоров — с 99500 до 30000. Число старших лейтенантов увеличивается с 30000 до 35000, лейтенантов — с 20000 до 26000. Часть офицерских должностей займут сержанты и старшины-контрактники, а также гражданские специалисты. Откуда возьмутся эти самые сержанты и старшины — совершено не понятно, пока что таких в природе не существует.

Один из основных ударов “реформы” наносится по основе армии — по ее системе подготовки офицерских кадров. Вместо ныне существующих 65 военных вузов и академий будет организовано 10 учебных центров.

Ликвидация сети существующих многие десятилетия военных училищ и академий будет означать прежде всего уничтожение со-здававшихся десятилетиями крупных научных школ и уникальной учебно-материальной базы, то есть резкую деградацию качества военного образования.

Готовящаяся ликвидация сотен воинских частей, десятков военных училищ и академий, увольнение сотен тысяч офицеров, прапорщиков и мичманов оказывают сильнейшее деморализующее воздействие на кадры. Люди пребывают в состоянии полной неопределенности в отношении их дальнейшей судьбы. Разумеется, ни о каком полноценном исполнении служебных обязанностей в этих условиях и речи быть не может. В условиях экономического кризиса возможности трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас, будут крайне ограниченными, что приведет к росту социальной напряженности. В случае ликвидации училищ и воинских частей на улице окажутся также десятки тысяч лиц гражданского персонала предпенсионного возраста без шансов на трудоустройство.

Серьезную озабоченность вызывает обеспечение нашей армии современным оружием. Большая часть оснащения армии физически и морально устарела, а естественная убыль не компенсируется закупками. В итоге современные самолеты, вертолеты, танки и корабли составляют около 10 процентов парка боевой техники. Это стало ощутимым в ходе боевых действий против немногочисленной грузинской армии в августе 2008 года. Эта кратковременная война показала, что у нас нет армии для отражения серьезного противника. В этой войне с российской стороны использовалось, например, высокоточного оружия всего полпроцента, в то время как Соединенными Штатами в Югославии еще 10 лет назад — 35 процентов, а в Ираке — 68 процентов. Страны НАТО сегодня создают дальнобойное высокоточное оружие с дальностью стрельбы от сотен до тысяч километров. В мире ныне появилось оружие, которое полностью меняет тактику боевых действий. Например, сверхвысокочастотное, инфразвуковое и лазерное. Это оружие поражает системы управления войсками, радиоэлектронную аппаратуру, оптико-электронные средства танков и БМП. В России же с 2005 года прекращено производство боеприпасов. По существу армия осталась без артиллерийских снарядов и без высокоточных дальнобойных “крылатых ракет” в обычном снаряжении.

Между тем руководство страны в лице президента и председателя правительства заявляет, что перевооружение армии является приоритетной задачей государства. Президент пообещал, что уже в 2011 году начнется полномасштабное перевооружение армии и флота. Министр обороны А. Сердюков надеется, что к 2015 году доля современного вооружения вырастет до 30 процентов, а к 2020 году — до 70 процентов. Но если он имеет в виду под “новой техникой” технику типа танка Т-90 или самолеты Су-27СМ, Су-30МК, Су-34, Миг-31, то эта техника была создана еще в советский период. Танк Т-90, в отличие от западных аналогов, не оснащен бортовой информационно-управляющей системой. Недавно принятый на вооружение вертолет Ми-28Н оснастили аппаратурой и вооружением вчерашнего дня. На чем базируется подобный оптимизм, совершенно непонятно. Во-первых, элементарно недостает средств. Расходы на национальную оборону в текущем году сокращены на 142 миллиарда рублей, или на 10 процентов. Сокращение почти на 16 миллиардов рублей финансирования федеральной целевой программы комплектования армии, урезание на 3,4 миллиарда рублей средств на ядерно-оружейный комплекс — лишь видимая и открытая обществу часть снижения на реформу и закупку вооружений. На 20—25 процентов сокращаются расходы на закупку горюче-смазочных материалов. Это означает, что даже имеющаяся боевая техника будет реже ездить, летать и выходить в море. Нельзя объяснить, исходя из экономических реалий, откуда возьмутся миллиарды на амбициозные планы строительства авианосцев, подлодок, самолетов при столь масштабном сокращении? Их ведь не находилось и в лучшие времена.

Известно, что любое сокращение войск — это огромные бюджетные траты. Например, содержание одного зенитно-ракетного полка обходится в 4 раза дешевле, чем его расформирование. Правда, при этом списывается огромное количество дорогостоящей аппаратуры, оружия, техники, обмундирования. Для менеджеров с головой это — настоящий Клондайк. Судя по всему, именно получение “дополнительных ассигнований” и является основной целью “реформы”. Речь идет о том, что в ходе этих реформ ожидается высвобождение около 40 тысяч военных объектов с соответствующими зданиями, инфраструктурой и территориями. Стоимость этих объектов оценивается в несколько триллионов рублей, что в несколько раз больше всего годового военного бюджета России. Продажей объектов будет заниматься само военное ведомство. Создается впечатление, что “обновление облика Вооруженных Сил” вызвано не интересами национальной безопасности, а коммерческо-коррупционными интересами ряда лиц, намеренных “освоить” колоссальную собственность ВС. “Торгашество”, не имеющее никакого отношения к военной реформе,— это пока единственное, чем “эффективно” занимается команда А. Сердюкова. Дело за Главной военной прокуратурой и Счетной палатой. Но самое главное — в высвобождающихся объектах (военных городках) остаются люди, судьба которых никого не интересует.

По-прежнему в глубоком кризисе находится отечественный военно-промышленный комплекс (ВПК). В нынешнем его состоянии он не способен выполнить разработанную программу перевооружения в обозначенные сроки по многим причинам. Прежде всего нет достаточно хорошо подготовленных кадров, которые в состоянии осваивать изготовление современного оружия, нет современного станочного парка, нет или частично утрачены соответствующие технологии, технологические цепочки разорваны, серьезные проблемы с формированием гособоронзаказа. Стали нормой корректировка утвержденного гособоронзаказа в сторону уменьшения и расторжение уже подписанных и зарегистрированных контрактов. Постоянно задерживаются платежи за поставленную технику от одного до полутора месяцев и даже больше. Не меньшие трудности и с авансированием заказа. Например, кировский завод “Молот”, выпускающий ручные пулеметы Калашникова, переносные противотанковые комплексы и другое вооружение, из-за нехватки “живых” денег вынужден расплачиваться с работниками продуктами. В продуктовый набор входят бутылка подсолнечного масла, по 5 килограммов муки, сахара и макаронных изделий, по 2 килограмма риса и гречневой крупы, а также четыре банки тушенки. Около тысячи человек уже записались на получение такой помощи.

ВПК сегодня представляет собой не единую систему, а набор предприятий, ориентированных в основном на зарубежные рынки. В циклах изготовления вооружения выпали целые заводы и НИИ, которые уже давным-давно разорены и закрыты. Одним из таких предприятий является судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре, являвшийся некогда флагманом строительства атомных подлодок. Сегодня правительство пытается всё это восстановить в рамках госкорпорации “Ростехнологии”.

Еще один важный момент связан с малосерийностью изготовления нашей военной техники, что делает ее чрезвычайно дорогой. Когда государство приобретает у предприятия всего десять танков или 3—4 самолета, изделия не могут быть дешевыми.

Состояние нашего ВПК можно проиллюстрировать ситуацией с ракетой “Булава”, которая никак не взлетит. Под нее заложено строительство трех подлодок, а ракеты нет. В целях экономии заказ на “Булаву” вместо Миасского КБ, которое специализировалось на системах для подводных лодок, выдали Московскому институту теплотехники, специализирующемуся на создании ракет наземного базирования. Естественно, что Московский институт никакого опыта создания ракет для подлодок не имел. Поэтому не приходится удивляться, что все испытания “Булавы” в той или иной степени оказались неудачными. Непонятно, можно ли будет каким-то образом переоборудовать строящиеся лодки, если создать “Булаву не удастся?

Несмотря на существование множества федеральных целевых программ по развитию военно-промышленного комплекса, его возможности остаются на низком уровне. Основной его болезнью является технологическое отставание при создании новейших видов высокоточного ударного и оборонительного оружия.

Повышенную обеспокоенность вызывает состояние российских Стратегических ядерных сил (СЯС) как единственного фактора, позволяющего пока считать Россию великой военной державой. Замена тяжелых ракет советского производства типа “Сатана” на “Тополь” и “Тополь-М” существенно снизила боевые способности наших РВСН. Деградирующие шахтные пусковые установки, полумёртвый ядерный флот и дряхлые силы стратегической авиации — вот чем они сегодня располагают. Подвижные комплексы “Тополь-М” маневрируют в согласованных с Пентагоном районах в несколько гектаров. Разве это повышает обороноспособность страны, особенно в условиях современных американских спутниковых систем разведки и наведения?

В настоящее время в РВСН всего 489 МБР с 1788 зарядами, в ВМФ — 13 ракетных крейсеров с 192 баллистическими ракетами и 672 БЧ, в ВВС — 79 бомбардировщиков с 884 “крылатыми ракетами”. Всего мы имеем 3344 заряда. Сегодня ведутся переговоры о сокращении зарядов на 80 процентов. То есть в ближайшее время количество зарядов может составить всего лишь около 670. Но дело даже не в количестве зарядов, а в количестве носителей, которые с высокой вероятностью могут доставить на территорию вероятного противника хотя бы один заряд. ПРО США уже в состоянии перехватить до 300 БЧ. При крайне низком, как сегодня, темпе строительства новых ракет и ускоряющемся темпе вывода старых в ближайшие годы, например, РВСН могут сократиться до 100—200 однозарядных МБР “Тополь”. Поэтому в предстоящих переговорах с США о дальнейшем сокращении СЯС речь должна идти не столько о количестве зарядов, сколько о количестве носителей ядерных зарядов. Садиться за стол переговоров можно только в том случае, если предварительно будет достигнуто согласие по целому ряду принципиально важных моментов:

1. Все новые структуры ПРО США, которые имеют отношение к широкомасштабной национальной противоракетной обороне США, должны быть физически ликвидированы и восстановлен режим Договора по ПРО-72, как и сам Договор. США должны отказаться от размещения элементов ПРО на территории Европы. При этом разрешается создание любых систем защиты стартов стратегических носителей как средства, гарантирующего ответный удар;

2. США соглашаются вести переговоры не только по сокращению зарядов, но и по всем носителям, включая “крылатые ракеты”, способные нести ядерные заряды;

3. США готовы рассмотреть возможность отказа от морской компоненты СЯС;

4. США в качестве предварительного условия для новых переговоров должны ликвидировать своё военное присутствие в Европе.

Вот тот минимум разумных условий, выполнение которых может подтвердить серьезность намерений США на устранение ядерной угрозы уничтожения земной цивилизации.

Особую обеспокоенность вызывает непрекращающееся реформирование ядерной отрасли, в том числе предприятий и организаций, занимающихся непосредственно разработкой ядерного оружия. О жизненной, первостепенной роли ядерных вооружений России для обеспечения её будущего не раз говорили бывший и нынешний президенты, нынешний премьер, бывший и действующий начальники Генерального штаба.

Однако что имеем в реальности? Во главе ядерной отрасли сегодня находятся полностью провалившиеся непрофессионалы во главе с С. Кириенко. Широковещательные заявления последнего о необходимости нового объединения всех атомных возможностей СНГ на деле обернулись настойчиво внедряемыми в жизнь проектами неуклонного понижения статуса отрасли: от мощного комплексного отраслевого министерства — Минатома России до более чем сомнительно организованной и управляемой государственной корпорации “Росатом”. При этом верхом безответственности является идея акционировать ядерный оружейный комплекс России, кроме прочего, в нарушение ряда международных обязательств России. Против преобразования Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ) в городе Саров (бывший Арзамас-16) в ОАО выступили все крупные ученые этого центра. В своем обращении к президенту они пишут: “Нам не ясно, в какой степени преобразование РФЯЦ в ОАО обеспечит выполнение основных задач института, приведет к повышению эффективности научного труда для решения оборонных задач в условиях беспрецедентно долгосрочного отсутствия ядерных испытаний”. За одну эту, с позволения сказать, идею её авторов во главе с Кириенко следует освобождать от должностей по явному и полному служебному несоответствию.

Ядерные возможности России оказываются под угрозой и в силу нахождения России в режиме ДВЗЯИ (Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний). Этот разрушительный для ядерной оружейной работы в России договор не ратифицирован США и Китаем, но в любом случае России необходимо как можно скорее начать процедуру выхода из ДВЗЯИ в целях возобновления ядерных испытаний. Причем необходимо испытывать не только наш реальный ядерный арсенал, но прежде всего и способность молодых ядерных кадров разрабатывать оружие и эксплуатировать его. Последние ядерные испытания были проведены в СССР в 1990 году. То есть молодой специалист, пришедший в один из двух наших ядерных оружейных центров в 1991 году в возрасте примерно 23 лет, имея сегодня возраст профессионального расцвета — 41 год, фактически является неполноценным специалистом, не отправившим на полигон ни одного изделия своей разработки. Нужны ли здесь комментарии?

Наконец, проблема обеспечения режима ядерного сдерживания потенциальных агрессоров, которая фактически является проблемой ядерной стабильности. США, несомненно, рвутся к ядерному превосходству, и последние так называемые инициативы Обамы имеют одну цель — создать для США условия безнаказанного превентивного удара по России. Российские СЯС нельзя сокращать ни на один носитель до полного исчерпания дополнительных сроков гарантии. Это относится прежде всего к нашим “тяжелым” МБР с РГЧ типа Р-36.

Без прочного ядерного щита Россия рухнет. Но сохранить нашу ядерную оборону мы можем лишь при следующих необходимых, хотя и недостаточных условиях:

— принятие пакета новых законов, закрепляющих исключительно государственный характер, прежде всего ЯОК России;

— восстановление в полном масштабе Минатома РФ;

— выход РФ из режима ДВЗЯИ и возобновление ядерных испытаний, начиная с проверки реального боезапаса;

— исключение каких-либо количественных сокращений РВСН и срочные меры по разработке новых “тяжелых” МБР с РГЧ.

Нынешние тенденции в области военного строительства в РФ однозначно свидетельствуют: в обозримой перспективе ВС страны утратят возможность обеспечивать ее безопасность от внешней агрессии. Для изменения сложившейся ситуации необходимо создание новой концепции военного строительства, основанной на оценке реальных внешних угроз для России. На ее основе должны быть определены новые подходы к формированию системы управления ВС и их структуры, военно-технической политики, принципов прохождения службы личным составом, организации боевой подготовки. Это могут сделать только профессионалы, а не менеджеры-дилетанты, такие, как Сердюков, Кириенко, Чубайс, Кудрин и т.д., последствия деятельности которых намного вредоноснее вражеских.

Идея социализма, идея построения справедливого общества была привлекательна не только в СССР, но и во всём мире. Люди боролись за нее, шли на лишения, на подвиг и на смерть. Именно эта идея стала залогом нашей Победы в Великой Отечественной войне. А какую идею, кроме денег и наживы, принесли “реформаторы” и реставраторы капитализма? Никакой! А без идеи армия воевать не может.

 

В. Камоедов

член Комитета Госдумы по обороне

 

Только вместе с народом можно возродить армию-победительницу

“Новому облику” есть альтернатива

 

Своё выступление я начну со слов из речи Билла Клинтона, президента США, на закрытом совещании с руководством ВС в октябре 1995 г.: “…Мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы: …получили Россию как сырьевой придаток.., потратив на это многие миллиарды долларов, но уже сейчас близки к тому, что у русских называется самоокупаемостью..; мы и наши союзники получили различного стратегического сырья на 15 миллиардов долларов и т.д.

…Всячески стараться не допускать к власти коммунистов, …поставить все мыслимые и немыслимые преграды для левых партий в парламентской гонке. …В ближайшем десятилетии предстоит решить следующие проблемы: расчленение России на мелкие государства путём межрегиональных войн; окончательный развал ВПК России; установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам. Да, мы позволили России быть державой, но “империей” будет только одна страна — США”.

С распадом СССР нарушилось стратегическое равновесие сил в мире, коренным образом изменилась геополитическая карта мира, усилились потенциальные внешние угрозы военной безопасности Российской Федерации. Война вновь стала средством проведения политики (Югославия, Ирак, Афганистан, Южная Осетия). Идет активное противодействие укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира. Продолжается наращивание военных группировок стран потенциального противника в непосредственной близости от границ России. Ряд бывших союзников России стали активными проводниками антироссийской политики. Резко активизировались территориальные претензии к Российской Федерации со стороны ряда иностранных государств. Растеряв союзников и друзей, Россия остаётся наедине с мировым кризисом и проблемами внутри страны. В этих условиях наше руководство разворачивает уничижительную реформу ВС под названием “Новый облик ВС”.

Внешние военные угрозы для России становятся всё более реальными и ощутимыми. США разработали “Стратегию модернизации армии”, где утверждается, что ближайшие 50 лет — это годы постоянных вооруженных конфликтов — человечество будет воевать за естественные ресурсы. Объектами воздействия янки обозначили Китай, Индию, Бразилию и Россию.

Только с океанских направлений на нас готовы обрушиться 2,5 тысячи ракет морского базирования, способные охватить до 80 процентов территории России и поразить до 65 процентов военно-промышленного потенциала.

Если добавить возможности воздушно-космической и сухопутной группировок НАТО в Европе, вооружённых сил Китая и Японии на Востоке, ВС США — в Тихоокеанском регионе, то можно “тушить свечи” или заняться укреплением собственной обороноспособности.

Вопреки существующим угрозам, Россия должна быть способна защитить свой народ и государство в целом по существующим границам. Формула Клаузевица гласит: “Не спеши ломать сложившиеся организационные структуры, не создав им хотя бы равноценную замену”. Но не тут-то было. Новая армия должна была ощутить себя органичной частью нового стабильного государства, однако этого не произошло до сих пор. Главная из причин в том, что новая Россия строилась и продолжает формироваться вне логики.

Если современная армия России будет состоять только из профессионалов, то с мечтой о победе в войне придётся расстаться навсегда. Российская армия, способная защитить бескрайние просторы Родины, должна иметь смешанный (сбалансированный) метод комплектования, позволяющий решать Вооруженными Силами задачи как мирного, так и военного времени.

Один год службы по призыву не позволяет подготовить высококлассного специалиста в военном деле. Необходимо пересмотреть срок службы и довести его до оптимального — 1,5 года с тремя призывами. Увеличить призывной возраст хотя бы до 19 лет. На восемнадцатилетних вчерашних школьников с автоматом Калашникова и с полной выкладкой без слез смотреть невозможно.

К призывной молодежи необходим новый подход: смена сознания молодых людей от воинской повинности к осознанной необходимости и приобщение приобретенной воинской специальности как к источнику существования в гражданской жизни.

Только 65 процентов молодых людей призывного возраста сегодня признаются годными с незначительными ограничениями по здоровью к воинской службе. Дефицит призыва в 2012 году возрастёт до 2 тысяч человек. Поэтому увеличение срока службы обосновано и по демографическим причинам.

Ошибочное, заводящее в тупик мнение о “пирамиде Макарова” — соотношение между офицерами и личным составом должно быть 15 к 85 процентам — соответственно можно распространить только на Сухопутные войска, и то с особенностями. Такой однобокий подход неприемлем для ВВС, ВМС, РВСН. У нас были подводные лодки, которые имели только одного матроса, кока и приборщика каюты командира, все остальные — офицеры, мичманы. Это не наша прихоть, это прихоть и возможности нашего технического уровня.

Переход от четырехзвенной к трехзвенной системе управления является ничем не оправданным и в целом ошибочным решением. Этот переход не улучшает управляемость войск и сил, а существенно снижает их боевую способность, уничтожает профессиональную мотивацию военной службы и нарушает вековые традиции военного строительства России.

В трёхзвенной системе управления теряется смысл в службе старшего офицера. При уничтожении дивизии ликвидируется звено, готовящее командный состав оперативного уровня, при уничтожении армии — звено, способное выращивать высший командный состав стратегического уровня. Согласно реформе Сердюкова, генералы у нас появятся лишь на третьем уровне создаваемой военной организации. Получается, что с уровня бригады их командиры сразу шагают на уровень “командиров — генерал-лейтенантов”.

Сравним трехзвенную систему Соединенных Штатов Америки и России. Дивизия у них — это основное боевое и тактическое оперативное соединение. У нас она уничтожается. Бригады в американской армии очень мобильные. У нас это — разросшийся полк со множеством батальонов, действия которых будет сковывать тыл. Оперативное командование в армии США формируется для выполнения конкретной оперативной задачи. У нас его структура, предназначение и решаемые задачи не определены. При этом оно комплектуется набором бригад.

Я хочу напомнить, что Соединенные Штаты Америки — это государство, защищённое двумя океанами. Их армия последние 100 лет ведет войны на чужих территориях и на других континентах. Мы защищаем и ведём боевые действия на собственной территории. Мы обязаны иметь стационарные региональные группировки войск (сил), и эти группировки — военные округа, армии и дивизии.

 

С. Савицкая

заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне

 

“Серые кардиналы” реформ

 

Нынешняя власть после Гайдара и Чубайса боится слова “реформа”. Но придание Вооружённым Силам так называемого нового облика — это не что иное, как военная реформа. Решение о её проведении было подписано летом прошлого года президентом Медведевым, однако разработана она была ещё при Путине. 

То, что сегодня предлагает Минобороны и по структурному преобразованию армии, и по её численности, и по созданию бригад как основной боевой составляющей, и по многим другим параметрам,— обо всём этом я читала на протяжении полутора-двух лет в СМИ за подписями специалистов лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода, которым руководит г-н Гайдар, с которого, собственно, и началось внешнее управление страной. И у меня есть достаточная доля уверенности в том, что закончится эта реформа столь же печально, как и прежние.

В военном бюджете любого государства есть закрытые статьи бюджета, которые, естественно, в открытой прессе не должны фигурировать. Но руководитель лаборатории военной экономики гайдаровского института высказывает сожаление в прессе, что 40 процентов военного бюджета закрыто и надо сделать его более открытым. Как это мне напоминает крики в начале 1990-х: “Открыть военные расходы!”, “Ракеты — долой!” “Танки — долой!” и т.д. Если идеи института Гайдара будут реализоваться, есть опасность, что под флагом кризиса начнут оказывать общественное давление, чтобы открыть весь военный бюджет. Власть пытается замаскировать это возвращение гайдаровских идей, но оно очень четко просматривается.

Коротко о самой реформе. В сфере военного образования: вместо 65 военных вузов должно остаться десять, из них шесть академий, один военный университет, три военно-научных центра. Делаются некоторые вещи, которые у нормально мыслящего человека просто вызывают возмущение. Уже начался кризис, и было понятно, что бюджет, в том числе и на оборону, урезается, и, тем не менее, подписывается соглашение о создании в Кронштадте военно-научного учебного морского центра, куда войдут все морские учебные и научные заведения. У нас что — лишних денег много, чтобы затевать такую громадную стройку? А подписывают это соглашение министр обороны, губернатор Ленинградской области и президент ВТБ. Банк уже решает, как нам реорганизовать военные учебные заведения.

Другой образчик реформаторства. Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского собираются объединить с Военно-воздушной академией имени Ю.А. Гагарина. Несмотря на общее авиационное направление, эти учебные заведения имеют совершенно разную специализацию: одно готовит инженеров, авиаконструкторов, а другое — командные кадры. Неразумность такого слияния совершенно ясна. А стоит за этой идеей первый заместитель министра обороны г-н Панков. Он-то и есть “серый кардинал” этой военной реформы.

Один из стержней реформы — постепенная ликвидация института прапорщиков. Основой будет сержантский состав. Но его надо готовить. А сейчас при урезании бюджета средства на эту подготовку сократили почти под ноль.

Как доложило Министерство обороны, 130 миллиардов рублей были переведены предприятиям по договорам на выполнение госзаказа. Но до предприятий дошла только половина этих денег, потому что Минобороны переводит их через Министерство финансов. Придет туда платежка и лежит недели две. Потом вдруг вспомнят про нее, обнаружат, что какая-нибудь запятая неправильно поставлена, и отсылают назад. Еще две недели проходит и т.д. Кто виноват? Здесь прямая ответственность правительства, Путина и министра финансов, то есть тех, кто держит экономику в своих руках.

И последний аспект, который не может не вызывать опасений. Объявлено, что выделены большие средства на повышение денежного довольствия военнослужащих. Но как это делается? Такое только мог придумать или совершенно неграмотный в плане морально-психологических взаимоотношений в армии человек, или же это сделано намеренно, чтобы развалить армию. На всех денег не хватает, и решили их распределение отдать на откуп офицерским собраниям. И уже есть факты, когда командир вызывает подчиненного и говорит: “Вы получите надбавку — половину отдадите мне”. Не должно быть такого: кто лучше выслужился перед начальством, тот и получил. Понятно, что повышать денежное довольствие надо в первую очередь тем, кто служит в частях постоянной боевой готовности, но не делить их так, что одна дежурная смена хорошая, а другая — плохая. Все экипажи должны быть равны. Иначе это создает совершенно нездоровые отношения внутри воинских подразделений.

 

Г. Кузьмицкий

бывший гендиректор Пермского порохового завода,

депутат Законодательного собрания Пермского края

 

С “подмоченным” порохом

 

— В сфере производства порохов, смесевого и твердого топлива я проработал более тридцати лет. И могу сказать, что ситуация в этой области сложная. Фракция КПРФ направила не одно обращение к президенту, премьеру и министру обороны по этому поводу. В результате министр обороны вынужден был написать письмо Верховному главнокомандующему и указать на то, что сегодня в стране уже невозможно производить качественные пороха, не можем нормально сделать “Тополь” и т.д. Не случайно 8 апреля состоялось заседание военно-промышленной комиссии, где рассматривался только этот вопрос — вопрос производства порохов, а также смесевого и твердого топлива. Ведь 70 процентов порохов и топлива у нас уже с истекшим гарантийным сроком.

А знаете, почему у “Булавы” сплошь неудачные пуски? Промышленность в стране в таком плачевном состоянии, что мы эту ракету просто сделать как следует не можем. Нет у нас и отрасли пороховой промышленности — несколько разрозненных предприятий по всей стране, и всё.

 

Ю. Квицинский

первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам:

 

Что у США под “овечьей шкурой”?

 

Процесс ликвидации главного политического противника, начавшийся в 1991 году, остался для американцев незавершенным. И это им не дает покоя. Не случайно гвоздем американских внешнеполитических взглядов с приходом Обамы становится идея всеобщего и полного ядерного разоружения.

С ней Обама приедет к нам в Москву. И вот тут возникает вопрос: с чего это вдруг США захотели избавить мир от ядерного оружия? Они не желали этого делать ни в сороковых годах, ни в восьмидесятых. Американцы говорили нам, что не настолько глупы, чтобы отказываться от ядерного оружия, когда у СССР такие мощные обычные вооруженные силы. Не будем, говорили они, всерьез сокращать своё ядерное оружие, пока не создадим эффективную систему ПРО, она-то и обнулит ваш ядерный потенциал. 

А теперь, после развала СССР, настроения американцев изменились, потому что у них — абсолютное превосходство над любым противником по обычным вооруженным силам. США быстрыми темпами наращивают свою ПРО в надежде сделать бесполезным ядерное оружие других государств. Они претендуют на полный военный контроль над космосом. Почему же в таких условиях не продемонстрировать готовность ликвидировать ядерное оружие? Ведь если его на планете не будет, то скорая, эффективная и, главное, безнаказанная расправа над любым противником и конкурентом будет США гарантирована. А за американцами это не заржавеет. Пример Югославии и Ирака у всех перед глазами.

 

Н. Табачков

аудитор Счётной палаты РФ

 

Рубли мимо цели

 

В 2008 году Счетная палата выявила финансовых нарушений, связанных с расходованием средств федерального бюджета на национальную безопасность, на сумму почти 3 миллиарда рублей, из них нецелевого использования — более 695 миллионов рублей. Свыше 462 миллионов рублей в результате этих проверок возвращено в бюджет.

Хотелось бы обратить внимание депутатов на ряд законодательно неотрегулированных вопросов, с которыми столкнулись аудиторы Счетной палаты. Это касается порядка и условий выплаты денежных компенсаций военнослужащим, использующим личный транспорт в служебных целях; права на бесплатный проезд родителей и членов семьи военнослужащего, гражданина РФ, погибшего или умершего за пределами России и похороненного там, к месту его захоронения и обратно; права на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта местного и пригородного сообщения воспитанников кадетских корпусов, а также суворовских и нахимовских училищ.

Еще одна проблема. В результате решения начальника тыла Вооруженных Сил России и начальника службы экономики и финансов Минобороны, которое, кстати, противоречит Закону “О статусе военнослужащего”, военные пенсионеры лишились возможности получать в предварительном порядке проездные документы или деньги для приобретения проездных билетов. Чтобы куда-нибудь поехать, они снимают пенсию, и только через 3—5 месяцев после того, как ими будут сданы проездные документы, финансовые службы перечислят средства военному комиссариату. Здесь тоже депутатам надо поработать. Есть и другие проблемы, где Счетная палата могла бы взаимодействовать с депутатским корпусом, чтобы каждая народная копейка доходила по назначению.

 

А. Соболев

депутат Законодательного собрания Челябинской области

 

Без морского “пьедестала”

 

Вот сейчас много разговоров о “Булаве”, которую планируется размещать на подводных лодках. А ведь эта ракета, если ее в конце концов и создадут, на 25 процентов уступит по боезарядам зарубежному аналогу “Трайдент-1”, который появился еще 30 лет назад, и на 15 процентов проиграет ему по стартовому весу. Сопоставима будет с ним лишь по дальности стрельбы. 

В то же время существует и постоянно модернизируется установившая мировой рекорд по дальности стрельбы с подводных лодок жидкотопливная ракета “Синева”. Почему её сбрасывают со счетов? Ведь у “Булавы” из десяти пусков удачных только два. И там ещё проблема с топливом. 

В истории создания ракетных комплексов для подводных лодок впервые складывается такая ситуация, когда лодки есть, а ракеты для установки на них не готовы. В этой проблеме необходимо быстро и серьёзно разобраться.

 

В. Хайдуков

заместитель генерального директора ООО “ЧТЗ-Уралтрак”

 

Анекдоты от гособоронзаказа

 

Разногласия при формировании гособоронзаказа между нами и Минобороны были всегда. Но проблемы обычно утрясались. Сейчас же всё это вышло за рамки разумных пределов. Заканчивается апрель, а ясности с гособоронзаказом на нашем заводе и на дочернем предприятии “Строммашина” нет никакой. 

Чехарда с корректировками количества и номенклатуры привела к тому, что мы по сравнению с уровнем прошлого года потеряли более 50 процентов объема гособоронзаказа. А ведь мы являемся единственным производителем-поставщиком дизельных двигателей для целого ряда предприятий, которые выпускают конечные изделия на многие миллиарды рублей. Что они произведут без нашей продукции?

Есть и ещё вопросы. Например, с какой целью Минобороны проводит конкурсы и аукционы на продукцию, которую выпускает один производитель? Готовится конкурсная документация, подводятся итоги, а в результате — одна заявка от ЧТЗ. Мы теряем на этом соревновании с самими собой до двух месяцев. Столько же времени уходит и на тройное согласование цен. 

В феврале “Строммашина” участвовала в конкурсе на поставку для тыла автотопливопогрузчиков. А выиграл его посредник, который не имеет ни производственных мощностей, ни чертёжно-конструкторской документации. Потом он приходит на наш завод и говорит: “Выполните, пожалуйста, мне этот заказ”. Как там проводится квалификационный отбор участников конкурса — неизвестно. 

Чтобы своевременно обеспечить наши Вооруженные Силы качественной техникой, необходимо для начала хотя бы со всем этим абсурдом разобраться.

 

И. Серёгин

старший лейтенант запаса,

участник отражения агрессии Грузии в Южной Осетии

 

Офицеров советской школы заменить некем

 

Я закончил службу полгода назад, потому не так далёк от армейских проблем. Знаю, что самый сложный вопрос, который приходится сегодня решать молодому офицеру,— это как и где найти крышу над головой, если его денежное довольствие 11—17 тысяч рублей. Например, в регионе, где служил я, снять жильё стоило не меньше 10 тысяч. Многие офицеры, которые недавно окончили вузы, просто отказываются служить, являясь на службу раз в десять дней. Если они служат, то только первые пять лет по контракту, затем увольняются. Скоро армия столкнется с тем, что заменить нынешних командиров будет некем. Сейчас уже наблюдается большой провал в звене майор—подполковник. Это уходит на пенсию, скажем так, наша советская школа. Кто их заменит?

Если в советское время увиливать от службы считалось позором, то теперь такие “подвиги” в почете и уважении.

Пока в стране не изменится социальная политика, пока отношение не только к военным, но и к пенсионерам, к детям не будет уважительным, а их жизнь не станет лучше, хороших изменений и в армии ждать не стоит.

 

С. Бирюков

генеральный директор ОАО “Электроприбор”

 

Ракетный старт по эсэмэске

 

Сегодня много говорят о том, что в нашей армии недостаточно новой техники. Но создается впечатление, что она там не очень-то и нужна. 

Мы занимается разработкой и выпуском современных средств радиосвязи и систем радиоэлектронной борьбы. Три года обивали пороги кабинета начальника войск связи, показывая наши современнейшие системы, которые приняты на вооружение ВВС. Эти системы не могут быть обнаружены и подавлены противником. А во время недавних военных действий в Южной Осетии вся наша связь была открытой, и система управления войсками противником вскрывалась. Даже лучшие наши ракетные комплексы сегодня во время маршей, представляете, управляются мобильной связью. То есть у ракетчиков нет систем связи. И в то же время эти системы в стране есть. Их просто не хотят увидеть.

Сейчас мы создаем сложнейший 12-машинный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системы РЭБ наземных средств связи. Пять лет предлагали Управлению РЭБ и руководству Минобороны: давайте мы создадим новейшую технику с улучшенными военными, экономическими, техническими характеристиками. За это время мы на собственные и заёмные средства уже практически разработали эту технику. Сегодня новый начальник Управления радиоэлектронной борьбы полковник Игорь Иванов убедил руководство Министерства обороны открыть эту тематику. Но три месяца финансисты изучают: правильное ли решение принял Иванов. И он должен финансистам доказывать, почему эта техника, которая в будущем будет в два раза экономичнее ныне действующей, сегодня должна стоить в полтора раза дороже.

 

В. Худорожков

подполковник, командир батальона связи и РТО

 

Взгляд с командирской высоты

 

Сутью предыдущих “реформ” было сокращение Вооруженных Сил. После нынешней в войсках останутся солдаты по призыву и офицеры в возрасте 22—35 лет, то есть те, кто в большинстве не имеет ни профессионального, ни боевого опыта.

Если очередную реформу Вооруженных Сил РФ проводить по теперешним планам Министерства обороны, то боеспособность армии не только не восстановится, но и может существенно понизиться.

Могу доложить о своём батальоне. Он занимается обеспечением управления с вышестоящими штабами и обеспечением полетов и перелетов на аэродроме “Ростов-Центральный”. Аэродром этот имеет особый статус. С него взлетают и садятся самолеты с высокопоставленными чиновниками Министерства обороны РФ и правительства. Техника связи и РТО, которая обеспечивает управление воздушными судами, в большинстве выработала свой ресурс и требует незамедлительной замены, другой части техники необходим капитальный ремонт. Но, если это и делается, то с очень большим опозданием. Ремонтные заводы из-за отсутствия квалифицированных рабочих и финансирования в основном не работают.

И ещё об одном. В прошлом году половина офицеров у нас были так называемые пиджаки, то есть окончившие гражданские вузы физики, математики, экономисты, философы, юристы. Меня готовили в военном училище пять лет, потом еще лет пять набирался опыта. То есть кадровых офицеров в войсках не хватает.

 

В. Зуйков

депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, капитан 1 ранга

 

Решать проблемы на законодательном уровне

 

– Мы сейчас затрагиваем очень многие проблемы. А могут ли они быть решены в рамках существующей системы? Если могут (хотя бы частично), то каким образом? Опыт показывает, что проблемы ВПК, проблемы военнослужащих, военных пенсионеров можно решать, но, как правило, только через судебную систему.

Потребовалось десять лет титанической борьбы, чтобы недополученная военными пенсионерами в 1995—1998 годах пенсия была всё-таки выплачена. Но многие военные пенсионеры, которым была положена эта пенсия, не дожили до этого, как говорится, победного финиша. Остались их вдовы. Они вели совместно хозяйство, вместе недополучали ту копейку. А суд говорит: не начислено — не положено. Но это государство не начислило, нарушая закон. Сейчас наша жалоба по этому поводу — в Конституционном суде.

Три года мы бились, чтобы решить вопрос о второй пенсии для военных пенсионеров. Казалось бы, и закон есть, и право есть, а не выполняется.

На санаторно-курортное лечение мы сейчас получаем смехотворные 900 рублей. Это позор. Раз сходишь в магазин — и, считай, “вылечился”.

Сейчас в связи с массовым увольнением военнослужащих в условиях финансово-экономического кризиса три основных закона — о статусе военнослужащих, о ветеранах и о пенсионном обеспечении — надо переделывать с учетом сегодняшнего дня. У Законодательного собрания Санкт-Петербурга есть конкретные законодательные инициативы по всем трем законам.

 

С. Штогрин

заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам

 

Под депутатский контроль

 

Как-то в разговоре со мной аудитор Счетной палаты Н.И.Табачков посетовал, что за три последних года никто из депутатов Госдумы ни разу не затребовал заключений Счетной палаты, которые регулярно направляются к нам по результатам проводимых ею контрольных мероприятий по использованию бюджетных средств на оборонные цели.

А ведь в Минобороны не только расхищают деньги, но и плохо используют их на социальные нужды. В 2005 году остаток неиспользованных средств на организацию накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих составил более миллиарда рублей, в 2006-м — 3 миллиарда, а в 2007 году — уже почти 5 миллиардов рублей. В прошлом году на приобретение и строительство жилья министерство не смогло использовать 21 миллиард рублей.

Второй вопрос — это то, в каком состоянии Вооруженные Силы оставляют свои военные городки после ликвидации или передислокации воинских частей. Вот строки из одного письма от избирателей поселка Переяславка-2 Хабаровского края: “Местная власть совсем не занимается поселком, а военные, вероятно, уже не хотят. Основная воинская часть вот-вот будет убрана, но там живут люди. И как им быть с наступлением холодов? Ведь электричество часто отключают, а значит, нет света, тепла, воды. Дети в школе сидят в верхней одежде. Уроки сокращены. В детском саду холод”.

Предлагаю установить за такими поселками депутатский контроль, наладить в этом деле взаимодействие депутатов-коммунистов всех уровней.

 

А. Хюпинен

генерал-полковник в отставке

 

Внимание: воздух!

 

На всех парах идет военная реформа, а доктрины военной нет, концепции нет, но зато есть концепция воздушно-космической обороны, утвержденная президентом в 2006 году. В ней дано четкое определение сегодняшнего состояния дел в воздушно-космической обороне страны. И что собой представляет воздушно-космический противник? Он интегрировал свои силы, и космос, и воздух в единое целое. Это было доказано уже в 1999 году в Югославии. Сегодня воздушно-космическая безопасность становится одной из важнейших составляющих военной безопасности страны. Должны быть хорошие танки, хорошая артиллерия, самолеты и т.д. Всё это должно быть, никто не может отрицать. Но сегодня война может начаться и закончиться, как в Югославии. 78 бомбардировок показали, что это такое.

Сегодняшняя реформа, если она будет проведена до конца, это будет реформа, которая подготовит Вооруженные Силы разве что к войне прошлого века. Структура противовозздушной обороны четко определена у нас опытом Великой Отечественной войны. Начало войны — у Сталина на столе 22 телеграммы, почему города не прикрыты. Закончили войну — было четыре фронта ПВО. Значит, иногда надо возвращаться и к истории.

Локальные войны что показали? Во Вьетнаме средствами ПВО за две недели был сбит 81 американский самолет, что в решающей степени вынудило США подписать мирный договор на условиях Ханоя. Египет: как только за один день там были сбиты пять “фантомов”, сразу же войну прекратили. В Сирии — то же самое.

1997 год. Слияние ВВС и ПВО России. И тогда аналогичная нынешней формулировка была: обновленные Военно-Воздушные Силы. Но я официально заявляю, что системы противовоздушной обороны как совокупности сил и средств, способных вести борьбу с воздушным противником по единому плану, единому замыслу и под единой ответственностью, с тех пор в стране нет.

 

Г. Тулякова

завотделом организационной и информационно-аналитической работы

московской городской организации “Профавиа”

 

Москве “подрезают” крылья

 

Задержки заработной платы, периодически возникающие на предприятиях авиационной отрасли Москвы, пока не стали хронической болезнью, но уже сейчас не производится индексация заработной платы, на девяти предприятиях отрасли введена неполная рабочая неделя, предприятия избавляются от социальной базы: медсанчастей, спортивных клубов, баз отдыха, летних лагерей и пр.

На пяти предприятиях идут сокращения. В критическом положении находится НПО “Молния” — головное предприятие проекта “Буран”. Из полутора тысяч работников сегодня там осталось только четыреста.

Происходящее сегодня вокруг ОАО “ВИЛС” — Всероссийского института легких сплавов — не чем иным, как уничтожением этого предприятия, не назовешь. Здесь работодателем грубо нарушается трудовое законодательство: идут сокращения, вводится неполная рабочая неделя и, что особо тревожит, ликвидируются целые научно-производственные направления. Государство в лице корпорации “Ростехнологии” — держателя 39 процентов акций предприятия — устранилось от решения проблем института.

Этот пример сознательного разрушения предприятия показателен еще и потому, что ВИЛС занимается разработкой и исследованиями легких сплавов — основы материалов, применяющихся в авиации. Некоторые разработки института пока еще опережают аналогичные разработки, ведущиеся в США и ЕС, на 5—10 лет.

Характерно, что именно работа на этом уникальном направлении, в которой заняты преимущественно доктора и кандидаты наук, оказалась под угрозой полного прекращения.

 

В. Федоткин

член Комитета Госдумы по бюджету и налогам:

 

Седовласый ВПК

 

В феврале в Рязани состоялось всероссийское совещание руководителей вузов, готовящих кадры для “оборонки”. На это совещание никто из правительства не приехал. Не приехали и из Минобороны, “Рособразования”. Приглашали “Роснауку”, “Роскосмос”, “Росэлектронику”, “Ростехнологии”. Увы, их этот вопрос, видимо, не интересует.

В Рязани крупнейший радиотехнический университет более полувека готовит инженеров по 23 оборонным специальностям. А теперь, наверное, с этим будет покончено. С этого года вуз переходит на подготовку бакалавров и магистров. Нужен законодательно утвержденный госзаказ на подготовку специалистов для ВПК.

Вот возрастной портрет одного из подмосковных КБ: первым руководителям — под 80 лет, начальникам отделов — под 70, средний возраст разработчиков — 67 лет. Моложе 60 нет ни одного. Раньше по каждому направлению трудились группы разработчиков. Теперь осталось по одному.

Сегодня в оборонной промышленности молодежь практически не задерживается. Почему? Оклад у молодого специалиста — 5 тысяч рублей, пусть еще столько же премия. И за такие деньги мы хотим создавать лучшую в мире технику?

В Рязани есть очень крупное государственное предприятие, которому не давали госзаказ 15 лет. И таких ведь много. Они вынуждены сами искать заказы за рубежом. Для многих работа на экспорт стала основным видом выживания.

Во время войны за измену Родине расстреливали, а теперь даже в тюрьму никого не сажают. А пора бы...

 

Н. Коломейцев

член Комитета Госдумы по труду и социальной политике

член Президиума ЦК КПРФ

 

Три “С” против “гарвардских мальчиков”

 

Сегодня в правительстве Путина — третье “издание” гайдаровской команды. На всех ключевых постах сидят Христенко — заместитель Чубайса, Кудрин — заместитель Чубайса, Голикова, жена Христенко, — тоже из команды Чубайса. Но самое страшное, что главный советник по реформам Чубайс является гендиректором корпорации “Роснанотех” и одновременно участником международного консультативного совета банка “Джи Пи Морган Чейз”.

Поэтому “новый облик” Вооружённых Сил заканчивается единственным алгоритмом Чубайса: распродать военные городки и разогнать военнослужащих с советским воспитанием. Сокращая квалифицированных офицеров, Путин в то же время увеличивает армию чиновников, которая за 10 лет возросла с 1 миллиона 148 тысяч до 2 миллионов 60 тысяч.

Самоорганизация, самозащита и самоутверждение нашей страны — только эти три “С” дадут возможность избавления от “гарвардских мальчиков”, в противном случае Россия будет, как и Советский Союз, расчленена и распродана. Я призываю всех более активно поддержать КПРФ на всех предстоящих протестных акциях. Предлагаю вам от слов переходить к делу.

 

Татьяна и Александр ОФИЦЕРОВЫ

 

Отчет с “круглого стола” подготовили

 

Из рекомендаций “круглого стола”

1. Рекомендовать депутатам Государственной думы РФ обратиться к президенту РФ с предложениями:

— остановить разрушительное реформирование ВС;

— отправить в отставку министра обороны А. Сердюкова;

— поручить Министерству обороны, Совету безопасности, ученым военных академий разработать военную доктрину РФ;

— выйти с законодательной инициативой в Государственную думу с проектом Федерального закона “О военной реформе в Российской Федерации”;

— восстановить Министерство среднего машиностроения и Министерство оборонной промышленности;

— поручить разработать меры для подтверждения боеспособности ядерного арсенала с учетом того, что перспективы вступления в силу Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) остаются неопределенными из-за неконструктивной позиции ряда государств, прежде всего США;

— вести переговоры с США по сокращению СЯС только в увязке с Договором по ПРО;

— остановить приватизацию ядерной отрасли и акционирование российских федеральных ядерных центров, придать ядерным центрам особый статус национальных лабораторий.

2. Рекомендовать правительству РФ:

— принять организационные меры, обеспечивающие безусловное выполнение государственного оборонного заказа;

— вернуть в государственную собственность объекты РОСТО и на их базе вести допризывную подготовку молодежи к армейской службе. Военно-патриотическое воспитание начинать с 7-го класса средней школы на основе пропаганды боевых традиций старшего поколения и воспитания уважения к ратному труду;

— вернуть в вузы военные кафедры для допризывной подготовки студентов;

— повысить социальный статус и уровень жизни военнослужащих, установить должностные оклады офицерского состава в размере средней зарплаты государственных чиновников с превышением на сумму оплаты за воинское звание;

— вернуть военнослужащим отобранные льготы в натуральном исчислении;

— довести военные пенсии до 75 процентов денежного содержания соответствующего военнослужащего. Вдовам военнослужащих установить пенсию в размере 50 процентов от пенсии мужа.

3. Рекомендовать депутатам Государственной думы РФ:

— создать специальную депутатскую комиссию по военной реформе из представителей разных фракций;

— выйти с законодательной инициативой об уголовной ответственно-сти без срока давности руководителей страны за действия, приведшие к ослаблению обороноспособности РФ;

— обратиться в Генеральную прокуратуру РФ с запросом дать оценку законности проводимой А. Сердюковым военной реформы, подрывающей обороноспособность РФ и угрожающей ее национальной безопасности.

 

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda.html

Правда 30.04-4.05-09



[1] Заголовок дан редакцией «Золотого льва».

[2] Врез газеты «Правда»: Выступление Владимира КАШИНА, заместителя Председателя ЦК КПРФ, заместителя председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН Малый зал, где парламентская фракция КПРФ проводила “круглый стол” на тему “О состоянии, перспективах развития Вооружённых Сил и ходе реализации законодательных мер по укреплению обороноспособности РФ”, был переполнен. Это и понятно. Вопрос, пожалуй,— один из самых корневых в государственной и народной жизни. Обсудить его за “круглым столом” вместе с депутатами-коммунистами собрались военные, представители Министерства обороны, общественных организаций, руководители оборонных предприятий, учёные, ветераны Великой Отечественной и участники последних вооружённых конфликтов. Что происходит сегодня с Российской армией, чьи интересы она защищает? Ответы здесь очевидны. Потому очевидны логика и смысл реформирования буржуазным режимом Вооружённых Сил России. Не нужна власти капитала сильная армия, а нужна “компактная и мобильная”, то есть способная лишь на подавление гражданского сопротивления, охолаживание террористов или на “подзатыльник” какому-нибудь распетушившемуся близ российских границ диктатору, наподобие Саакашвили. И довольно. А оборону всего самого “святого” для буржуазии и её приспешников во власти надёжно обеспечат системы охраны банков и частных владений в США и странах Запада, куда нынешние хозяева страны, “переоформив” свою родину, вложили собранные на русской земле трофеи приватизации. “Буржуазия.., – отмечал В.И. Ленин, – оберегает прежде всего и больше всего интересы своего класса, интересы “социального мира”, т.е. интересы подавления и обезоружения всех угнетённых классов”. Вот почему из Российской армии всеми способами вытравливается доставшийся ей от Советской власти народный характер, вот почему взаимовыручка, товарищество, боевое братство подменяются сегодня в армейском строю коммерческим инстинктом, когда, например, отличившемуся командиру вместо внеочередного звания и наград “присваивают” денежную подачку, а говоря прямо, приучают его к любимому “корму” смиренных обывателей, чтобы скорее забыл о высоких понятиях офицерского достоинства и чести. “В военно-патриотическом воспитании молодёжи, – говорится в постановлении Президиума ЦК КПРФ, посвящённом нынешней военной “реформе”, – замалчиваются или грубо искажаются боевые традиции и подвиги русского, советского защитника Отечества, ставшие решающими условиями победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками под руководством Коммунистической партии во главе с И.В. Сталиным. Овеянные славой побед знамёна воинских частей заменяются флагами и штандартами предательства и поражения”. В таком вот “безродном” духе матёрые волки капитализма и хотят взращивать для себя сторожевых волчат. Когда полицейская суть “нового облика” Вооружённых Сил, о котором то и дело твердят реформаторы, столь ясна, стоит ли вообще пытаться армейский вопрос поднимать? Непременно стоит. Общество должно осознать, что вместе с армией мы потеряем страну. Ведь величие России всегда восходило в лучах доблести её защитников. Только сам народ своим решительным “Нет!” способен остановить уничтожение Вооружённых Сил.