Реклама:
Номер 197-198
подписан в печать 15.05.2009
Алексей Воробьёв

Журнал «Золотой Лев» № 197-198 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Воробьёв

 

Про бумаги и овраги госкорпораций

 

Тема госкорпораций внезапно и громко зазвучала в коридорах власти. Сначала Минфин потребовал от руководства корпораций вернуть вложенные туда миллиарды казенных рублей, потом уже лично министр финансов РФ Алексей Кудрин призвал существенно сократить заработки тамошних топ-менеджеров. На уровне советников президента пошли разговоры об изменении юридического статуса госкорпораций: дескать, если они занимаются, по сути, частным предпринимательством, то по какому праву им достался и статус "государственных", и огромные бюджетные деньги?

Недавно проверка Генпрокуратуры выявила, что в Фонде содействия реформированию ЖКХ административно-хозяйственные расходы в 2008 году превысили 340 миллионов рублей. И при численности менее сто человек только на зарплату было потрачено 234,9 миллиона целковых. А в году нынешнем расходы "на собственные нужды" запланировано увеличить еще на 100 миллионов!

Но проблема вовсе не в чьих-то персональных непомерных аппетитах[1].

В течение всего второго срока Владимира Путина так называемые силовики продвигали идею создания госкорпораций, внешне всё выглядело более чем разумно. Дескать, Кудрин с Игнатьевым "маринуют" огромные средства Стабфонда в американских ценных бумагах, тем самым кредитуя заморскую экономику, а родной производитель задыхается без свободных денег. И вынужден кредитоваться у западных банков под грабительские проценты.

Рассказывали, что далеко не последний из олигархов Владимир Потанин, совладелец "Норильского никеля", много месяцев стучался в двери президента, рвался на приём, чтобы убедить: кредитуйте наши компании деньгами Стабфонда, и не под 12-15%, а под разумные и неграбительские. И отечественный производитель расправит, мол, плечи. Но даже Потанину не суждено было достучаться с подобной челобитной в ворота Кремля. Там были совсем другие приоритеты. И в итоге гигантский внешний корпоративный долг торпедировал экономику РФ...

Но незадолго до этого проекту госкорпораций, который выдвинули "силовики", был дан зелёный свет. И едва Госдума оформила соответствующие решения, сотни миллиардов казенных рублей хлынули туда широким потоком. Внешэкономбанк уже в начале 2008 года получил из бюджета 180 миллиардов рублей. "Роснанотех" — 130 миллиардов, за которыми последовали и другие транши: для софинансирования инновационных проектов в энергетике, связи, медицине, робототехнике и разработке новых материалов.

В "Фонд содействия реформированию ЖКХ" направили тоже солидную сумму — 240 миллиардов рублей. Там клялись, что уже с 1 января 2008 года начнут рассматривать заявки регионов на получение денег для ликвидации аварийного и ветхого жилья.

В "Ростехнологии" закачали, правда, не "живые" рубли, а активы с годовой выручкой 15-17 млрд. долл. Среди них были госпосредник по продажам отечественного оружия "Рособоронэкспорт", крупнейший в мире производитель титана "ВСМПО-Ависма", вертолетостроительный холдинг "Оборонпром", "АвтоВАЗ" и компания "Русспецсталь", включающая в себя производителей стали для нужд обороны, и еще много чего "по мелочи".

И, конечно же, особо усердствовали в корпорации "Олимпстрой", которой было обещано до 2014 года более 300 млрд. бюджетных рублей на строительство и эксплуатацию спортивных и инфраструктурных объектов для Зимней Олимпиады-2014. Правда, там явно переборщили, заявив, что сумма эта должна будет, как минимум, удвоиться. За что глава фирмы г-н Вайншток поплатился своим креслом. Но это уже отдельная тема.

Короче, общий объем выданных госкорпорациям денег уже в прошлом году достиг почти триллиона целковых. И что, реальный сектор экономики у нас расцвел благодаря этим газо- и нефтедолларам? Да ничего подобного. И мировой финансово-экономический кризис здесь оказался ни при чём.

Когда эксперты вгляделись в документы, регулирующие деятельность госкорпораций, у них волосы встали дыбом. Под флагом "инвестирования в развитие отечественного производства" стране навязали нечто уж совсем экстравагантное. Как говорится в известной поговорке, гладко было на бумаге, да забыли про овраги... Имущественно-финансовые в том числе. Вернее, на эти овраги, которые могут превратиться в бездонную пропасть, и был весь расчёт.

 

"Имущество и денежные средства, переданные государственной корпорации её учредителем (государством), перестают быть объектом государственной собственности. То есть государство не имеет ни права собственности на имущество государственной корпорации (в отличие от унитарного предприятия и автономного учреждения), ни обязательственных прав в отношении самой государственной корпорации (в отличие от акционерного общества с государственным участием или некоммерческого партнёрства)…", — сказано в материалах слушаний Совета Федерации.

И там же: "В большинстве законов о создании государственных корпораций либо полностью отсутствуют критерии оценки степени достижения их законодательно установленных целей (Ростехнологии, Роснанотех и АСВ), либо критерии существенно отличаются от уже заявленных целей и не позволяют контролировать степень их достижения (Росатом и Внешэкономбанк)".

 

О полной бесконтрольности организаций, по самому определению ГОСУДАРСТВЕННЫХ(!) в докладе Института экономики РАН "Государственные корпорации в экономике России" говорилось следующее:

 

"С созданием госкорпораций их финансовые ресурсы и государственные активы выводятся из-под прозрачных, отработанных Счётной палатой РФ процедур анализа и контроля обоснованности их расходования. Вследствие отсутствия независимого контроля, госкорпорация сама определяет на конкурсной основе аудиторскую организацию, она же устанавливает и размер вознаграждения за оказанные услуги. Такая система контроля сохраняет риски неэффективного использования основных активов и денежных средств... В стране может возникнуть экономическое двоевластие…".

 

Итак, еще год назад, весной 2008-го, специалисты предупреждали, что шустрые сановники сварганили (вот вопрос — для кого?) хитрую кубышку, куда никто, кроме них, не имеет права заглянуть. Но эти предупреждения "наверху" услышаны не были — в стране шла плановая смена власти, и под неё согласованно делились "сферы влияния"[2].

Спохватились, как обычно, лишь когда жареный петух клюнул… Сначала госкорпорации заставили поделиться с казной своими финансовыми запасами. И это было решено на заседании президиума совета по физкультуре и спорту(?!) при президенте РФ, проходившем под председательством Владимира Путина. Целых 260 миллиардов рублей изъяли у "Олимпстроя", "Роснано" и Фонда содействия реформированию ЖКХ. По мнению чиновников Минфина, это должно было на 7,5% сократить бюджетный дефицит на текущий год и составить примерно 4% от расходов нового федерального бюджета-2009.

Вице-премьер Дмитрий Козак уведомил, что казенные деньги в размере 49 млрд. рублей в госкорпорацию "Олимпстрой" в 2009 году "внесены не будут", пояснив, что 33 млрд. рублей перераспределят в рамках нового проекта бюджета-2009, а оставшуюся сумму поделят "между другими ответственными исполнителями, у которых оказался дефицит — это прежде всего энергетика, дорожники…"

Даже Анатолий Чубайс публично заявил, что возглавляемый им "Роснанотех" поделится средствами с государством: "В ситуации, когда режутся расходы бюджета, не считаю возможным защищать интересы госкорпорации перед государственными интересами, сейчас деньги нужнее государству"[3].

Судя по официально названной общей цифре "манибэка", то есть предполагаемого возврата части средств из госкорпораций: 260 млрд. рублей, — как минимум, столько же и оборачивалось в различных "коротких" сделках, прежде всего валютных, принося прибыль исключительно топ-менеджменту этих структур. И нанося вред экономике страны…

Иными словами, под очень красивыми и патриотичными лозунгами поддержки отечественного производства прошла "третья приватизация" государственной собственности. Но руководители госкорпораций в ответ на всю критику вальяжно заявили, что "это только начало дискуссии", и что "на нынешнем этапе любая другая организационно-правовая форма не позволит решать специфические задачи, поставленные перед нами государством".

И это действительно так. Не случайно главный критик госкорпораций Алексей Кудрин под грифом Минфина обнародовал очередной проект — создать компанию-оператора Национальная система платежных карт (НСПК) "Российская платежная карта" в форме госкорпорации, которая будет отвечать за развитие национальной платежной системы. А следом за ним и героический полярник, депутат Госдумы А.Чилингаров намекнул, что "осваивать Арктику" тоже можно только путем создания госкорпорации. И строители дорог успели озвучить такой же проект. А в скольких еще чиновных умах зреет нечто подобное и удобное?...

 

Завтра, 13.05.09



[1] Вообще говоря, и аппетиты тоже имеют значение. (Здесь и далее прим. ред. ЗЛ).

[2] Государственные корпорации для России – насущно необходимы. Именно корпорации реального сектора экономики могут восстановить дееспособность производственного капитала. Однако описываемые «госкорпорации» - не корпорации и не государственные. Фикция. Подобие залоговых аукционов или «народной приватизации».

[3] Таким образом, г-н Чубайс не считает себя частью государства, то есть России. Честный малый.