Реклама:
Номер 199-200
подписан в печать 01.06.2009
С

Журнал «Золотой Лев» № 199-200 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)


 
С.П. Пыхтин

 

Вся жизнь и 35 дней адмирала Макарова[1]

 

 

Макаров в Порт-Артуре

 


Утром 31 марта 1904 года в двух милях от Порт-Артура на японской мине подорвался русский броненосец «Петропавловск». Через несколько секунд взорвались все 14 паровых котлов. Их взрыв был равен детонации 57 тонн пороха. В полторы минуты корабль ушел под воду. Погибли командующий вице-адмирал С.О. Макаров, начальник штаба контр-адмирал М.П. Молас, 29 офицеров, 652 нижних чина и художник В.В. Верещагин. Было спасено 7 офицеров и 73 матроса. Спасся и великий князь Кирилл Владимирович, капитан 2-го ранга, начальник военно-морского отдела штаба. Температура воды была 4 градуса.
Если бы внешний рейд Порт-Артура охранялся кораблями ночью, если бы перед выходом эскадры было произведено траление фарватера, трагедии бы наверняка не произошло. Как мог предусмотрительный адмирал, теоретик минной войны, погибнуть из-за пренебрежения им самим разработанной морской тактики? Единственная ошибка, но как дорого стоившая…
Случайность, на войне частая, оборвала жизнь выдающегося флотоводца в самом расцвете сил и замыслов. В России хватало адмиралов, из имевшихся 60 - 10 командовало флотами, но Макарова неким было заменить. Русские тогда верили, что лишь под его флагом флот одержит победу. Мичман И.И. Ренгартен, служивший на броненосце «Полтава», в тот же день записал в дневнике: «Все бы мы перенесли легко, но гибель командующего — это уж слишком громадное несчастье. Мы теперь похожи на туловище умнейшего человека, которому отрубили голову»...
Конечно, японская мина оказалась на пути русского флагмана не случайно. Японцы, воевавшие всерьез, определили, как обычно двигаются русские корабли, выходившие из гавани. Макаров держался на внешнем рейде под прикрытием береговых батарей, несколько раз описывая «восьмерку» вдоль побережья. Это шаблонное маневрирование подсказало японскому флагману новый тактический ход. Подметив эту «восьмерку», Того распорядился в ночь с 30 на 31 марта заминировать пути прохода русских кораблей. Японцам помогла ненастная ночь. Облачная, туманная и дождливая. Последний успех японцев в минной войне[2].
Судьба предоставила Макарову командовать флотом всего 35 дней. Когда 24 февраля, через месяц после начала войны, он прибыл в Порт-Артур, на кораблях царило уныние. Эскадра бездействовала, потеряв несколько кораблей. 26 января в результате внезапной ночной атаки японцев были торпедированы броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» в крейсер «Палладу»[3]. 27 января броненосец «Полтава» столкнулся с «Севастополем», а в Чемульпо погибли крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».29 января минный заградитель «Енисей» и крейсер «Боярин» подорвались на минах. Затем столкнулись миноносцы «Боевой» и «Стерегущий», позже «Расторопный» и «Скорый». 13 февраля миноносец «Внушительный» сел на камни. Несколько кораблей было застигнуто японским нападением в нейтральных портах и там разоружены до конца войны. При этом японский флот ощутимых потерь не имел. Казалось, противнику удается блокада русского флота в Порт-Артуре[4].
Макаров застал в Порт-Артуре крайне сложную обстановку и был вынужден расплачиваться за чужие просчёты. Против двадцати японских броненосцев и крейсеров в Жёлтом море он имел всего девять. «Цесаревич» и «Ретвизан», снятый с мели 24 февраля, исправлялись с помощью деревянных кессонов, подведенных под пробоины. Они могли вступить в строй не ранее, чем через три месяца. Несколько быстрее продвигался ремонт стоявшей в доке «Паллады». Состояние эскадренных миноносцев оставляло желать много лучшего. Из 23 единиц в готовности к выходу в море находились не более трети. Организационные и технические мероприятия, проведённые по распоряжению командующего флотом, имели некоторый успех: в конце марта с эскадрой выходили 13 эскадренных миноносцев.
Макаров занялся также обороной рейда, для защиты входа в гавань были затоплены пароходы и установлены боны. Активную силу обороны составили дежурный крейсер, канонерские лодки, миноносцы и паровые катера с больших кораблей. На береговые батареи для организации связи с кораблями флот выделил подготовленных матросов.
Более серьёзной оказалась проблема командиров, многие из которых «добросовестно отбывали ценз», но, по мнению Макарова, совершенно не годились для командования кораблями в военное время. Не встретив взаимопонимания в вопросах решения боевых задач, командующий флотом заменил около половины командиров эскадренных миноносцев и нескольких командиров крупных кораблей, не считаясь с их старшинством. Отличившегося на «Новике» капитана 2-го ранга Н.О. Эссена Макаров назначил командиром броненосца «Севастополь», а на его место поставил капитана 2-го ранга М.Ф. Шульца. Командующим отрядом крейсеров стал капитан 1-го ранга Н.К. Рейценштейн, а заведующим 2-м отрядом миноносцев - капитан 2-го ранга М.В. Бубнов. На «Цесаревич» предполагалось назначить капитана 2-го ранга М.П. Васильева, а на «Пересвет» - специально вызванного из Шанхая капитана 2-го ранга Н. А. Кроуна[5].
Действия Макарова коренным образом изменило положение на флоте. За пять недель он сделал почти невозможное. Адмирал организовал непрерывные учения и стрельбы. Решительными мерами он укрепил оборону крепости и гавани, устраняя выявленные в первые недели войны недостатки, заменил нескольких командиров боевых кораблей и портовых служб, которые показали свою некомпетентность и бездеятельность. Макаров бывал на батареях, в порту, на ремонтируемых кораблях, устранял недочеты, вдохновлял в людей бодрость и веру в свои силы. Показательно, вместе с новым командующим для ремонта кораблей и орудий в Порт-Артур прибыло более двух сотен работников с Балтийского о Обуховского заводов.
Под его флагом эскадра выходила в море шесть раз (при О.В. Старке лишь один раз, при В.К. Витгефте дважды). Пассивность сменилась деятельным оживлением. Современники, служившие на кораблях эскадры, писали: «Никогда не приходилось наблюдать такого увлечения, такого подъема духа». «Приветливое обращение адмирала, его мощная фигура, его прошлое – все настолько подняло дух личного состава, что мы спокойно стали смотреть на будущее и уверовали в успех». Словом, флот преобразился, его боеспособность существенно возросла.
В начале марта лейтенант броненосца «Севастополь» В.Н. Черкасов записал в дневнике: «Адмирал Макаров усиленно проявляет свою деятельность и готовит эскадру к бою. Его приказы прекрасны и хорошо написаны. Они вполне соответствуют данному положению. Если все командиры проникнутся его идеями и точно и толково будут выполнять намеченный им план, то, мне кажется, что с наличным числом кораблей мы свободно побьём не только японский, но и соединённый англо-японский флот, если только англичане вздумают сюда впутаться».
Адмирал, организуя ремонт кораблей, совершенствуя тактику, занимаясь обучением команд, меняя командиров, готовил флот к решительному сражению. Через три дня после прибытия он докладывал наместнику адмиралу Е.И. Алексееву: «Несмотря на всякие несовершенства и недостаток в исправных миноносцах, я нахожу, что мы могли бы рискнуть теперь же попробовать взять море в свои руки и, преднаметив постепенно увеличивать район действия  эскадры, я предусматриваю генеральное сражение, хотя благоразумие подсказывает, что теперь еще рано ставить все на карту, а в обладании морем полумеры невозможны»[6].
 
Значение флота в японской войне
 

В отличие от многих войн, где решающими были победы полевой армии, в войне с Японией определяющим была борьба за господство на море. Активные действия русского флота, могли вообще сорвать переброску японской армии с островов на материк и, если бы какая-то ее часть успела высадиться, исключить ее регулярное снабжение. И наоборот, морская победа давало японцам огромные преимущества в сухопутной войне. Макаров отчетливо это понимал и потому был вынужден торопиться. Время работало против России.

Дело было в том, что, несмотря на активную политику России на Дальнем Востоке русских военно-морских и сухопутных сил здесь было явно недостаточно. К началу 1904 г. войск, разбросанных на огромных пространствах Манчжурии и Приморья, насчитывалось не более 100 тыс. чел. Им противостояла 300-тысячная японская армия. Порт-Артурская крепость и военно-морская база были построены на треть. Наличные силы эскадры даже уступали японскому флоту[7]. Японцы напали, когда корабли, предназначенные для переброски на Тихий океан, находились еще на Балтике и в Черном море. Эскадру, застигнутую войной в Джибути в составе 1 броненосца, 3 крейсеров и 11 миноносцев, возвратили на Балтику. Допущенные просчеты в развертывании флота не были фатальны, но исправить их можно было лишь энергичными действиями.

Когда адмирал Макаров прибыл в Порт-Артур, японское командование уже было готово к десантированию своих армий в Корее и на Ляодунь. Высадке мог помешать русский флот, и японцы пытались блокировать его в Порт-Артуре с помощью брандеров, минных полей, артиллерийских обстрелов кораблей, доков и города.

Между тем русская эскадра стараниями Макарова уже была почти готова к активным боевым действиям. Японцам пришлось начать переброску 45-тысячной 1-й армии генерала Т. Куроки на континент, находясь под постоянной угрозой атаки с моря[8]. Высадка была авантюрой, и от риска потерпеть поражение ее избавила гибель русского адмирала. Потеря талантливого командующего, грамотного штаба и лучшего броненосца заставила русскую эскадру опять укрыться в порт-артурской гавани[9]. Нейтрализация русского флота позволила японцам сразу же провести десантирование на Ляошунь 2-й армии и отправку к Владивостоку эскадры адмирала Камимуры против русских крейсеров контр-адмирала К. Йессена.

Какое-то время русские сухопутные силы, имея 100 тыс. штыков и сабель, могли начать наступление против 30-40 тыс. высадившихся в Корее японцев. Русская кавалерия вышла к окрестностям Пхеньяна, но Куропаткин, придерживаясь оборонительной стратегии, промедлил, а затем приказал отойти, позволив японцам блокировать русский порт-артурский гарнизон.


Гибель адмирала Макарова, вновь парализовавшая флот, в сущности изменила ход войны, результат которой теперь решали сражения на сухопутном фронте в Манчжурии и на укреплениях порт-артурской крепости. Если не считать нескольких рейдов Владивостокского отряда крейсеров, на море борьба свелась к минной войне. Всего японцы потеряли на русских минах 2 эскадренных броненосца, 3 крейсера, 4 канонерские лодки, 1 корабль береговой обороны и 2 эсминца. 28 июля произошло морское сражение главных сил в Желтом море. Оно было фактически выиграно русскими, которые имели задачу прорваться во Владивосток. Вице-адмирал Х. Того уже дал команду отходить, полагая, что русским удалось прорваться, но случай опять помог японцам. Под вечер от разрыва тяжелого снаряда погиб русский командующий контр-адмирал Витгофт. Строй кораблей сломался. Младший флагман контр-адмирал Ухтомский приказал отступить, но не на всех кораблях этот приказ был принят. Управление эскадрой оказалось потерянным. В Порт-Артур вернулись броненосцы «Ретвизан», «Пересвет», «Победа», «Полтава», «Севастополь», крейсер «Паллада» и 4 миноносца. В нейтральные порты ушли броненосец «Цесаревич», 2 крейсера и 4 миноносца. Япония овладела морем.

Дальнейшие события известны. В конце декабря, потеряв в атаках 100 тыс. солдат, японцы заняли господствующие высоты над крепостью Порт-Артур. Оттуда они расстреляли из тяжелых орудий корабли, стоявшие в гавани. Несмотря на то, что сопротивление могло продолжиться еще несколько месяцев, давая стратегический смысл для наступления русской полевой армии, генерал А.М. Стессель капитулировал[10]. Русская Маньчжурская армия дала несколько сражений, не одержав побед, но и не потерпев ни одного поражения, однако командующий Куропаткин, не имея ощутимого превосходства над противником и избегая риска генерального сражения, приказывал отходить[11]. Отступления выдавались вражеской пропагандой за «громадные катастрофы» и грандиозные русские поражения[12]. Русская эскадра под командованием адмирала Рожественского, прибывшая с Балтики, потерпела поражение в Цусимском морском сражении, происшедшем 14-15 мая 1905 года[13].

Когда же летом 1905 года русская армия в Манчжурии приобрела подавляющее превосходство в силах и средствах, ее наступление стало невозможным главным образом из-за событий «первой русской революции»[14]. Охваченный умопомрачением тыл захлестнули рабочие забастовки, бунты крестьян и мятежи воинских частей, и государю ничего иного не оставалось, как пойти на весьма невыгодный мир. На решение Николая II закончить войну повлияла также реальная угроза вступления в нее на стороне Японии Британии и США, если бы японцы стали терпеть поражения на полях Манчжурии.

 

Флот и геополитика

 

Конец XIX – начало XX века были заполнены предчувствием большой войны. Слишком долго, более 50 лет, противоречия между великими державами не разрешались, а накапливались. Франция и Германия были врагами на суше, Германия и Британия – врагами на море. Соперничество на Балканах превратили во врагов Австрию и Россию, а классическая немецкая философия и немецкий учитель, вопреки очевидности, убедили немцев, что Россия является врагом Германии. Германская угроза толкала Россию на союз с Францией и даже Британией – своим непримиримым врагом начиная с правления Ивана IV и Елизаветы I. То и другое, в свою очередь, объединяло Германию и Австрию – противников на протяжении нескольких веков, и делало Турцию их союзником. Италия, конфликтуя то с Францией и Турцией из-за колоний в Африке, то с Австрией из-за Истрии и Далмации, не могла решить, к какому блоку примкнуть. В конце концов она выбрала Антанту, но это произошло только в 1915 г. Стремительный экономический подъём в конце XIX века включил в клуб великих держав Североамериканские Штаты, считавшие Новый Свет свой вотчиной, а весь Тихий океан и Китай зоной своих государственных интересов. Из-за отсутствия врагов на суше они могли, сэкономив на массовой армии, построить большой военно-морской флот. Наконец, неожиданно возникла Япония, принужденная силой отказаться от автаркии, но ставшая для соседей – Кореи, Китая и России - злобным, хищным и агрессивным врагом. Это было время, когда завершались колонизаторские захваты и вследствие этого начинался период жесточайшей борьбы за коренной передел земного шара[15]. Дальнейший ход мировой истории зависел от результатов соперничества семи великих держав в Латинской Америке, в Африке, на Ближнем, Среднем, а с примкнувшей к ним Японией - и на Дальнем Востоке.

Все великие державы готовились к будущей войне. Театром сухопутной войны должны были стать поля Европы, морского противоборства – всё пространство мирового океана. Как бы ни были значимы сухопутные армии, мощь государства символизировал ее военно-морской флот. Он воплощал все наиболее серьезные достижения образования, науки, техники, организации. В зависимости от того, каким флотом обладала та или иная держава, решался вопрос о ее геополитических возможностях и геостратегических притязаниях. Несколько десятилетий основная задача правительств поэтому состояла в гонке морских вооружений.

Вплоть до 80-х годов XIX века Россия ожидала нападения со стороны Европы. Тихий океан оставался далекой периферией. Все изменила новая восточная русская политика, начатая Александром III. Присоединение Приморья в 1860 г., активное проникновение в Монголию, Манчжурию и Корею, строительство Сибирской магистрали, экономическое освоение огромных пространств за Уралом и необходимость создания незамерзающего торгового порта - всё это требовало многократного военного усиления на Дальнем Востоке и создания русских морских сил на Тихом океане. Победа Японии в войне с Китаем в 1894-95 гг. ускорила ход событий, усилив политическое, экономическое, финансовое и военное влияние России в Китае и Корее, а подавление восстания итэхуаней в Китае в 1901 г., испортив отношение китайского правительства к России, поставило войну между Японией и Россией в повестку дня[16]. Китай был на грани распада, он утратил сюзеренитет над Кореей, отпал Тибет, Манчжурия оказалась ничейной территорией. Великие державы в открытую делили Китай на зоны экономического доминирования, Вашингтон настаивал на политике «открытых дверей», а в Токио уже видели Корею своей колонией, а Манчжурию сферой своих интересов.

Было очевидным, что предотвратить вторжение японцев на континент может лишь мощный русский военно-морской флот. Но его еще надо было создать. Пока же там была сосредоточена Тихоокеанская соединенная эскадра вице-адмирала С.П. Тыртова, в которой одной из эскадр командовал контр-адмирал Макаров. Флоту были необходимы порты базирования. На Японских островах они имелись в избытке. Но замерзающая зимой гавань Владивостока была неудобной. Стратегически для русского флота лучше подходили гавани в Корее на побережье Желтого моря, в Пусане или Чемульпо, где флот чувствовал бы себя гораздо свободнее, однако, это было чревато столкновением с Японией, к чему Россия не была готова[17]. В конце концов в Петербурге избрали Квантунский полуостров со старой китайской военно-морской базой в Порт-Артуре. Договор об аренде Квантуна на 25 лет заключили в марте 1898 г., но строительство крепости развернулось лишь в 1901 г.[18].

В 1896 году Россия договорилась с Японией относительно Корее. Увы, Петербург не воспользовался возможностью установить над этим полуостровом русский протекторат и ограничился лишь правом держать там воинский контингент, а также осуществлять контроль над армией и финансами Кореи. Еще была получена концессия на эксплуатацию лесов у пограничной реки Ялу. Ничтожные уступки, фактически отдававшие Корею, не имевшую ни армии, ни флота, в руки японцев в случае их агрессии.

У России имелось не более десяти лет на подготовку к войне с Японией – теперь-то это известно, а в 1895 можно было предположить с высокой степенью точности. Тогда стало очевидным, что активная дальневосточная русская политика, освоение Приморья, заключение русско-китайских и русско-корейских договоров, предоставлявшие возможность России действовать напористо в Корее и Манчжурии, развертывание крупных военно-морского сил на Тихом океане вызвали ярость не только в Токио, но и в Лондоне и Вашингтоне. После того как Россия организовала совместную демонстрацию великих европейских держав против японской агрессии в Китае, Япония стала её врагом и жаждала войны. Лондон и Вашингтон предприняли максимум усилий, чтобы их дальневосточный сателлит подготовился к нападению на Россию как можно быстрее. Из 18 броненосцев и броненосных крейсеров, имевшихся в японском флоте к началу войны, 10 построили английские верфи, к тому же за счёт предоставленных Токио кредитов[19]. В начале 1902 г. Лондон и Токио заключили союзный договор, предотвращавший участие в войне на стороне России третьих стран. Чтобы представить британскую военно-морскую мощь, достаточно сказать, что 26 июня 1897 г., когда праздновали 65-летие царствования королевы Виктории, на рейде Спитхэда выстроились 165 военных кораблей, в том числе 21 эскадренный броненосец из 38 и 25 броненосных крейсеров из 34, которые делали тогдашнюю Британию «владычицей морей»[20].

Неудачное начало войны на море и ее бесславное цусимское поражение создаёт впечатление, что русское правительство не уделяло флоту должного внимания. Ничего подобного. По программе 1895 г., утверждённой государем, которую уточнили в 1898 г., к 1905 году следовало построить для флота 12 эскадренных броненосца, 6 броненосцев береговой обороны, 2 броненосных крейсера, 5 крейсеров I ранга, 12 крейсеров II ранга, 10 крейсеров III ранга, 30 эсминцев, 2 минных заградителя и 70 миноносцев. Общие расходы военно-морского бюджета за 1895-1903 годы составили 738 млн руб. (против 480 млн йен японского). В 1903 г. Государь утвердил новую программу, согласно которой планировалось построить ещё 4 эскадренных броненосца, 2 крейсера, 2 заградителя и 2 подводные лодки. Всего перед войной на русский флот было выделено 513 млн. руб. В итоге по кораблям основного класса Россия превосходила Япония в три раза. На 7 японских эскадренных броненосцев было 20 русских. Но этот капитальный факт, как было отмечено выше, не был использован. Предвоенное фактически нерешительное наращивание русских морских и сухопутных сил на Дальнем Востоке, разительно противоречащее дипломатической и экономической активности, отдавало японцам решающее преимущество, которым они не преминули воспользоваться[21].

Отчасти подготовки России к войне на море помешал экономический кризис 1901-1903 гг., неурожай 1901 г. и массовые крестьянские волнения. Ассигнования на оборону были урезаны, но и выделенные средства использовали не лучшим образом. В то время как на вооружения армии и флота их сократили и война застала Порт-Артур в беззащитном состоянии, ускоренно строили коммерческий порт Дальний, обошедшийся русскому казначейству в более чем 20 млн рублей, стоимость трех броненосцев. Дальний оказался прекрасно оборудованной базой для действий японцев и сыграл в судьбе Порт-Артура роковую роль.


Министр финансов (Витте, затем Коковцев) возражали против заказа за границей военных судов общей стоимостью 163 млн. руб., затем добилось отмены решения об ассигновании 50 млн. руб. на перекупку двух броненосцев, строившихся в Италии для Чили и Аргентины, они могли успеть войти в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. С 1899 по 1902 год строительство Транссиба ослабло, участок у Байкала не достроили, и к началу войны через него с трудом проходило восемь пар поездов сутки. Неготовность Сибирского пути означала, что в начале войны Россия могла перебрасывать на фронт в сутки 2,5 состава или не более 3 рот пехоты (Куропаткин). Японцы, мобилизовав более 60 транспортных судов, имели возможность перевезти с островов на континент 100 тыс. в течение двух суток. Остановить их мог лишь тихоокеанский флот России, но стечение неблагоприятных обстоятельств не позволила ему этого сделать.

 

Рукотворная трагедия русского флота

 

Результатом войны на море стало поражение военно-морских сил России на Тихом океане. Из кораблей основных классов Япония лишилась 2-х эскадренных броненосцев, 2-х крейсеров 1 ранга и 2-х миноносцев. Погибло 2003 моряка и 1674 было ранено. Русский же флот потерял 14 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 11 крейсеров 1 и 2 рангов, 2 вспомогательных крейсера, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 2 минных транспорта и 22 эсминца. Из 42224 русских моряков 7934 погибло, 6705 получили ранения, 14412 оказалось в плену. В отличие от 1-й тихоокеанской эскадры, воевавшей с японским флотом на равных по крайней мере на протяжении полугода, 2-я эскадра при Цусиме показала свою полную беспомощность. В течение боя 14 мая 1905 года, выпустив в противника 8195 снарядов главных калибров, она добилась лишь 100 или 1,22% попаданий, при этом треть снарядов не разорвалась, когда как японцы, истратив 11159 снарядов, добились 360 или 3,23% попаданий. Ни один японский корабль не был потоплен и не вышел из боя, когда как русская эскадра потеряла 4 броненосца, а 3 получили серьезные повреждения.

Где причины столь катастрофического исхода морской войны? Ведь не было оснований ставить под сомнение личные качества русских офицеров и матросов. Они сражались мужественно. Даже когда положение оказывалось безнадежным. Тогда что же? Многочисленные работы на этот счёт дают достаточно чёткую картину допущенных недостатков и просчётов.

За поражением 1-й тихоокеанской эскадры стоят, прежде всего, ошибки правительственного и военно-морского руководства. Японское противодействие активной русской дальневосточной политике и особенность потенциального театра военных действий требовала сосредоточения на Тихом океане основных наличных военно-морских сил. Необходимо было превзойти японский флот хотя бы вдвое. Иметь в дальневосточных водах не 7, а 14 броненосцев. Они были в наличии. Ведь даже при количественном равенстве японцы имели ощутимое преимущество. За счет более развитой инфраструктуры, более выгодного расположения портов. Превосходство флота могло умерить агрессивность Токио и оттянуть начало войны на год-два или даже три. За это время можно было бы закончить строительство Сибирской магистрали, укреплений на Квантунском полуострове, сооружений военно-морской базы в Порт-Артуре и резко, втрое или вчетверо, увеличить сухопутные войска в Маньчжурии. Между тем, напротив, как раз в 1901-03 гг. значительное число кораблей с Тихого океана было переброшено на Балтику и потом вновь, уже в составе эскадры Рожественского, совершило поход к Цусиме. Словно нарочно, на Восток назначались безынициативные, сверхосторожные адмиралы и военачальники, вроде Старка, Витгофта, Ухтомского, Греве или Стесселя, между тем как нужны были энергичные, самостоятельные, хорошо подготовленные командиры с авантюрным характером. Японцы, планируя войну, заранее назначили своих командующих. Между тем русское морское командование, как и командиры кораблей, постоянно менялись. Два года эскадрой командовал деятельный, толковый вице-адмирал Н.И. Скрыдлов. Но в конце 1902 года назначают вице-адмирала О.В. Старка – послушно-исполнительного, но и только[22]. Если бы назначение Макарова и даже Куропаткина состоялось сразу же после китайской кампании, они смогли бы изучить театр военных действий и подготовить армию и флот. При неустранимости объективных ошибок выручают неординарные личности. Было бы еще лучше, если бы на Дальний Восток был назначен главнокомандующий с полномочиями диктатора. Пусть это был бы адмирал Алексеев, посланный в Квантунскую область наместником. Но его назначили лишь летом 1903 года. Что можно было успеть сделать за неполных шесть месяцев?[23]

Гибель 2-й эскадры обнажила другие недостатки – в технике, в тактике, в организации военно-морского дела. Если 1-я эскадра еще могла одержать победу над японским флотом, если бы ею командовал адмирал Макаров, то 2-я эскадра – даже с ним во главе, была обречена потерпеть поражение. Возможно, благодаря искусству флотоводца, Макарову и удалось бы потопить часть японских кораблей, но исход боя был предрешен. Перечислим самое важное.

В создании флота русской судостроительной промышленности противостояла британская промышленность, превосходящая ее в несколько раз. Все крупные корабли японского флота были построены на британских верфях. Англичане строили броненосцы и крейсера за 1,5-2 года, русские – 5-7 лет. Русские корабли, не успев вступить в строй, уже уступали аналогичным кораблям японского флота. Броненосец «Петропавловск», к примеру, был на 6 лет старше «Микасы» и меньше его по водоизмещению на 4 тыс. тонн. Роковым недостатком русских броненосцев оказалась их значительная строительная и эксплуатационная перегрузка, снижавшая их остойчивость и приводившая к погружению в воду главного броневого пояса.

Выше уже приводились данные о превосходстве японской артиллерии в меткости. Русских комендоров обучали стрелять по целям не дальше 7-15 кабельтовых, а в боях приходилось вести дуэль на расстоянии 40-50-80 кабельтовых. Русские артиллеристы оказались не подготовленными к ведению огня на больших дистанциях. Правила артиллерийской службы не содержали указаний по использованию артиллерии на дистанциях боя свыше 20 кабельтовых. При этом японский флот в мирное время находился в кампании круглый год и выполнял по сравнению с русским флотом значительно большее число практических стрельб, когда как русские большие корабли восемь месяцев в году проводили в кампании, а четыре месяца в резерве в 12-часовой готовности. Наиболее низкий уровень боеготовности флота ежегодно приходился на январь-февраль[24]. К тому же японцы значительно превосходили русских в тактическом применении артиллерией, в качестве дальномеров, в управлении огнём.

Непростительной и, наверное, главной была ошибка русского военно-морского руководства в выборе типа снаряда. Если японцы, учтя опыт войны с Китаем, снабдили флот мощными фугасными боеприпасами с «мелинитом Шимосе» (по-русски «шимозой») и очень чувствительными взрывателями, то для русского флота ставка была сделана на облегчённые бронебойные снаряды, снаряженные пироксилином, который в четыре раза уступал мелиниту по мощности взрыва, и с малочувствительными взрывателями. Русские снаряды пробивали наиболее толстую броню и поражали жизненно важные части кораблей, но на дистанции, не превышавшей 15-20 кабельтовых, когда как разрушительное действие японских тяжелых фугасных снарядов не зависела от дальности стрельбы. К тому же русские снаряды на больших дистанциях имели малую пробивающую способность и большое рассеивание, резко снижавшее меткость. Эффективность русской артиллерии можно было бы резко повысить при решительном сближении с противником на 10-15 кабельтовых, но для такого манёвра русским броненосцам не хватало скорости.

Наконец, немаловажной причиной, снижавшей общую боеспособность русской эскадры при Цусиме по сравнению с японской был сам её десятимесячный переход через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, измотавший корабельные команды, не имевшие боевого опыта, когда как японцы, накопившие опыт войны с 1-й эскадрой, имели еще и восемь месяцев для его закрепления и наращивания, а также для ремонта и перевооружения кораблей.

В итоге в сражении в Жёлтом море по числу выстрелов из орудий главного калибра японцы превосходили русских в 3 раза, по массе выбрасываемого взрывчатого вещества в 18,3 раза. И тем не менее, японские корабли в этом бою понесли существенный ущерб; их флагман «Микаса» после боя чинился 8 месяцев. В Цусимском сражении японский флот по количеству броненосных кораблей не имел особого преимущества - 13 против 12. Но японские броненосцы развивали в бою скорость 16-19 узлов, а русские — лишь 12-13 узлов. Площадь небронированного борта японских кораблей составляла до 40%, русских — до 75%. По массе выбрасываемого металла японская артиллерия превосходила русскую почти в 3 раза, а по массе взрывчатого вещества - в 15 раз! Соотношение русских и японских сил было: по числу выстрелов в минуту 134:360, по весу металла в минуту 20000:53600, по весу взрывчатого вещества 500 : 7500. (Н.А. Левицкий, Б.А. Романов).

 

Беспокойный адмирал

 

Возвратимся к адмиралу Макарову. Нельзя не отметить, что жизнь Степана Осиповича протекала в интереснейшую эпоху. Мир стремительно менялся. Вся вторая половина XIX века - постоянные перевороты в технике. Фотография, радио, двигатель внутреннего сгорания, телефон, электрические машины, сети железных дорог.

И на самом острие этих изменений и достижений - военно-морской флот великих держав. Именно океанский военно-морской флот делал государство великой державой. Тогда флот был примерно тем же, чем в наши дни являются электроника и ракетно-космическая отрасль. Российская империя была в пятерке сильнейших морских государств. Но континентальный характер ее территории и фрагментарные выходы к незамерзающим морям делало ее флот, разделенный между Балтикой, Черным морем и Тихим океаном, менее эффективным по сравнению с флотом Британии, Франции, США или той же Японии. Издержки русской географии в условиях ожесточенной борьбы за жизненно необходимые ресурсы и пространства могли быть компенсированы лишь самоотверженностью и трудолюбием народа, напряженными усилиями интеллектуальных сил нации и своевременными и последовательными усилиями верховной власти.


Утверждается, что характер человека – это судьба. Но кое-что зависит и от случая. Случай забрасывает семью Макаровых в Николаевске-на-Амуре, куда переводят отца, флотского офицера, начинавшего матросом. Там Степан Макаров оканчивает морское училище, показывая отменные качества и исключительные способности. Его замечают. Военный губернатор Приморской области контр-адмирал П.В. Козакевич и командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал А.А. Попов оказывают ему протекцию. В 14 лет юный кадет в 10-месячном плавании на эскадре и даже столуется в адмиральской каюте. Училище окончено в 1865 г. Макаров первый в выпуске, но чин гардемарина получен только через два года. Причина - Макаров не дворянин, когда как флотские офицеры – дворянская каста. Так заведено на всех флотах Европы. Ему опять помогают. Несколько лет он в дальних плаваниях. Затем строгий экзамен. Мичманом Макаров становится только в 1869. После блестящая служба на флоте. Лейтенант в 1871, капитан-лейтенант в 1877, капитан 2-го ранга и флигель-адъютант в 1878, капитан 1-го ранга в 1882, контр-адмирал в 1890, вице-адмирал в 1896 г.
Макаров командовал кораблями и эскадрами, изобретал приспособления для повышения их живучести. Четыре года под командованием адмирала Попова занимался кораблестроением. Совершал кругосветные плавания. Сконструировал ледоход «Ермак», плавал на нем в Арктику. Пять лет управлял Кронштадтом в должности военного губернатора. Следовательно – был первым флагманом на Балтике. Занимался океанологическими исследованиями. Публиковал научные монографии. Изобрел наконечник к артиллерийским снарядам, что увеличило их пробивную силу. Разработал морскую тактику броненосного флота, систему обучения и воспитания личного состава флота. Заслужил среди своих коллег звание «беспокойного адмирала». Называли его «победителем брони», «дедушкой минного флота», «отцом ледокольного флота», «великим учителем военных моряков».
Конечно, как и любой разносторонний и деятельный человек с жилкой вдумчивого исследователя и талантливого ученого, Макаров не избежал ошибок. Как можно прочитать в исследованиях, он «недооценивал крупные броненосные корабли, предпочтение отдавал небронированным быстроходным судам, полагая, что преимущество в скорости может обеспечить им успех в бою с большими броненосными кораблями. При выборе главного объекта артиллерийской атаки в эскадренном бою адмирал рекомендовал «стрелять в тот корабль, в который легче попасть, т. е. в ближайший». А такие цели, как головной корабль или флагманский противника, он относил к второстепенным. Имелись ошибочные теоретические положения по вопросам морской тактики.
Но все это вместе взятое – сущая мелочь по сравнению с гораздо более серьезным упрёком, который можно было бы предъявить адмиралу. С января 1897 года по октябрь 1901 года, пять бесценных лет, он увлечён освоением Арктики, занят проектированием и строительством в Англии ледокола «Ермак». С июня по сентябрь 1897 Макаров, в должности старшего флагмана 1-й флотской дивизии, изучает льды устья Оби и Енисея, в декабре в Ньюкасле подписывает договор о строительстве ледокола. С февраля по май 1898 в Англии, Германии, Швеции, в США на Великих озерах. В октябре спуск на воду «Ермака» и до мая 1899, командуя 1-й флотской дивизией Балтфлота, его доводка. 6 декабря 1899 года назначение главным командиром Кронштадтского порта, начальником гарнизона и военным губернатором города Кронштадта и…командование полярными плаваниями «Ермака». В это же время создание трудов «Рассуждения по вопросам морской тактики» (1897), «Рассуждения по вопросам непотопляемости судов» (1898), ««Ермак» во льдах» (1901). Однако в арктических широтах «Ермака» преследуют аварии – и 13 октября 1901 года Макарова высочайшим повелением отстраняют от научных исследований Арктики. До нападения Японии остаётся чуть более двух лет.
Сколько можно было бы предотвратить ошибок в управлении развитием военно-морского флота, если бы самый талантливый, энергичный и квалифицированный русский флотоводец посвятил эти пять лет не льдам, Арктике, ледоколу и теоретическим изысканиям, а своим непосредственным обязанностям - подготовкой флота к войне на Дальнем Востоке? Ведь должность командира Кронштадского порта тогда приравнивалась к командующему Балтийским флотом, а на Балтике строились корабли и формировались эскадры для пополнения флота Тихого океана. Но не всё так просто…
Научные увлечения деятельного адмирала, ледокол и Арктика появились в биографии Макарова отнюдь не потому, что он «забыл» свой знаменитый лозунг «помнить войну», а потому что его не допускали к подготовке флота к войне. Между тем Макаров был одним из немногих руководителей нашего флота, которые, видя недостаточность морских сил и предвидя неизбежность столкновения с Японией, задолго предлагали разработать план военных действий и принять подготовительные меры. В 1899 году, получив назначение в Кронштадт, Макаров в кругу друзей говорил, что ему надлежало бы в то время не исполнять административную должность, а командовать Дальневосточной эскадрой в Порт-Артуре. И при этом добавлял, что его пошлют на Восток лишь в том случае, если дела там станут совсем плохи. Как член комиссии по обороне крепостей, в феврале 1900 г. в докладной морскому министру он предложил усилить оборону Квантуна и Порт-Артура, сделав их способными выдержать продолжительную осаду, поскольку борьба за них станет главным моментом в будущей войне. В начале 1903 года Макаров в другой записке предлагал срочно усилить силы флота на Дальнем Востоке, чтобы быть в «состоянии командовать морем» - и тогда «Япония будет совершенно бессильна что-нибудь сделать» [25]. Наконец, за день до нападения японцев Макаров писал управляющему Морским министерством Ф.К. Авелану: «Пребывание судов в открытом рейде (Порт-Артура) дает неприятелю возможность производить ночные атаки. Никакая бдительность не может воспрепятствовать энергичному неприятелю в ночное время обрушиться на флот с большим числом миноносцев и даже паровых катеров. Результат такой атаки будет для нас очень тяжел... Если мы не поставим теперь же во внутренний бассейн флот, то мы принуждены будем это сделать после первой ночной атаки, заплатив дорого за ошибку». Макаров за десять тысяч вёрст от места событий, от которых зависела судьба России, проницательно видел то, что не замечали и чем пренебрегали его коллеги-адмиралы и генералы, находившиеся в Порт-Артуре.
За 35 дней своего командования Макаров превратил Тихоокеанскую эскадру в грозную силу. Если бы он командовал ею хотя бы два года, результаты войны на море, следовательно, и итоги войны в целом были бы противоположны тому, что произошло в действительности.
Как велика роль личностей в истории…
Служба в Кронштадте с 1900 по 1904 год познакомила и подружила адмирала Макарова с о. Иоанном Кронштадским. Перед отправкой на войну Макаров исповедовался и причастился у о. Иоанна и принял от него благословение. Запомнились прощальные слова о. Иоанна, которые оказались пророческими: «Желаю тебе быть мужественным и получить венец!».
 
Иллюстрации
 

Взрыв броненосца «Петропавловск» (фото сделано с Золотой Горы)


 

Броненосец «Петропавловск»


 


 

Вице-адмирал С.О. Макаров


С.О. Макаров спускается в кессон, установленный для ремонта броненосца «Цесаревич»

 Контр-адмирал К.П. Иессен

З.П. Рожественский

А.Н. Куропаткин


 

Юго-западная часть Порт-Артура

с кораблями эскадры на рейде

Русские корабли в Восточном бассейне Порт-Артура

Присоединённое изображение

Визит Куропаткина в П.Артур. 1903

Присоединённое изображение

Броненосец «Севастополь». Моряки перед отправкой на сухопутный фронт. Порт-Артур, 5 мая 1904 года

Броненосец "Ретвизан" на мели у входа в гавань

Порт-Артуре, январь-февраль 1904 года


 

Схема театра военных действий. Желтое море. Ляодунский полуостров.


 

Порт-Артур. Вид с маяка на Перепелиной горе. Справа – углублённый внутренний рейд и Тигровый полуостров с эллингом для сборки миноносцев. Слева – Восточный бассейн с причальными стенками

и военным портом. Далее Золотая гора с батареей Электрического утёса.


 
ЦЕСАРЕВИЧ после боя в Желтом море

Броненосец «Цесаревич» после боя в Жёлтом море
 

 

Крейсер «Громобой» во льду бухты Золотой Рог

 

Броненосец «Полтава»

 

 

Японские флагманы. Слева направо вице-адмирал Катаока, адмирал Того, вице-адмирал Камимура

Адмирал Того со своим штабом


 

Эскадренный броненосец «Микаса»

Эскадренный броненосец «Фудзи»

Броненосный крейсер «Кассуга»

Броненосный крейсер «Идзумо»

 


 
1.06.2009


[1] См также работу автора «Помнить войну», «Золотой лев», № 177-178, http://www.zlev.ru/index.php?p= article&nomer=7&article=296


[2] Одновременно на мине подорвался броненосец «Победа», который срочно вернулся в гавань.

[3] Атаку японских миноносцев плохо продумали. Из 16 выпущенных торпед в цель попало три. Русские корабли не затонули, но из-за отсутствия в гавани подходящего дока повреждения чинили около двух месяцев.

[4] В результате в Жёлтом море у русских оказалось в строю всего 5 броненосцев, 1 броненосный и 3 бронепалубных крейсера против 6 броненосцев, 6 броненосных и 8 бронепалубных крейсеров у японцев. Итого 9 против 20. Из 24 русских эсминцев на 2-х шли приемочные испытания, а большинство других нуждались в ремонте. Японцы могли им противопоставить 19 эсминцев и 16 миноносцев. (В.Ю. Грибовский).

[5] Приводится по Грибовскому.

[6] Мнения о стратегии морской войны между Макаровым и наместником Алексеевым не совпали. Если Макаров предлагал активизировать действия эскадры, расширяя ее оперативный район до момента решающей битвы, то Алексеев полагал необходимым ждать наступления русских войск в Корее и усиления Тихоокеанского флота новой эскадрой, формируемой на Балтике (Юзеф Дискант).

[7] Русский флот на Тихом океане к началу войны составляли: 7 броненосцев; 4 бронированных, 6 бронепалубных и 4 небронированных крейсеров; 7 канонерских лодок и 42 миноносца и миноноски - всего 70 кораблей водоизмещением в 192300 тонн. Боевую мощь эскадры вице-адмирала Старка в Порт-Артуре составляли 7 броненосцев, 9 крейсеров, 25 миноносцев; 4 канонерских лодки, 2 минных крейсера, 477 офицеров и 14084 нижних чина. Другая эскадра под командой капитан 1 ранга Рейценштейна, 4 крейсера и 10 миноносцев, находилась во Владивостоке. Морской флот Японии состоял из 6 броненосцев, 22 крейсеров, 85 миноносцев, 19 истребителей миноносцев и других кораблей, всего - 168 боевых единиц, водоизмещением в 265700 тонн. (Апушкин; Быков). Личный состав насчитывал 37 тыс. На 187 русских орудий крупного калибра у японцев было 281 орудие (Грибовский). Во время японо-китайской войны японский флот состоял из 4 небольших броненосцев, 7 больших бронепалубных крейсеров,10 малых крейсеров, 9 канонерок, несколько больших и свыше 30 малых миноносцев (А. Штенцель).

[8] Для выполнения такой задачи японский военный флот имел соответствующие силы и средства, а реквизированные транспортные суда позволяли перевезти морем одновременно шестнадцать мобилизованных дивизий пехоты в течение 48 часов (Дискант).

[9] Состояние нашей эскадры после гибели Макарова было очень тяжелое. Броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан», «Победа» были выведены из строя, чинили минные пробоины, «Петропавловск» погиб, «Севастополь» при столкновении с «Пересветом» погнул винт и должен был менять его – оставались лишь активными «Пересвет» и «Полтава» (С.И. Лутонин). Не ожидая противодействия на море, японцы стали высаживать свои три армии уже не в Корее, а на Ляодунский полуостров, вблизи Квантунской крепости.

[10] После капитуляции японцами было пленено 23131 нижних чинов и 747 офицеров; сдано орудий годных 357; снарядов годных 145705; патронов годных 4640800; лошадей 1920, угля каменного 80000 тонн и продовольствия на полтора-два месяца (Апушкин). Пять уцелевших миноносцев во главе с лейтенантом М.К. Бахиревым, балтийским флагманом I мировой войны, бывшим при Макарове одним из самых молодых командиров, успешно прорвались в нейтральные порты (Грибовский). После войны Стессель был привлечен к суду, приговорен к расстрелу, но царь заменил приговор на 10 лет заключения. Кстати, в 1894 году японцы взяли крепость Порт-Артур, где был китайский гарнизон, в течение двух дней боев, потеряв всего 300 чел. (Штенцель).

[11] В 10-дневном сражении под Ляояном, где на 180 горных японских пушек было 7 русских, командующие сражающихся армий приказали своим войскам отходить. Но приказ Куропаткина стали исполнять раньше приказа Ойямы. В который раз в этой войне японцев выручил случай.

[12] Более ста лет в русской публицистике муссируется версия, начало которой положили еще либерально-социалистические фальсификации этой войны, о поражении русской армии в сражении под Ляояном в августе-сентябре 1904 г. и под Мукденом в феврале 1905 года. Причина - русские войска понесли большие потери и отступили. Если бы это было так, то и сражения под Смоленском и Бородино во время Отечественной войны, когда русские также уступали поле боя, надо выдавать за победы французов. К счастью, в 1812 году в России не было ни либералов и социалистов, ни продажной журналистики.


[13] Японские потери в этом сражении по донесению адмирала Того были минимальными: три миноносца, 115 убитых, 660 раненных.

[14] Уже 10 февраля 1904 г. забастовали 3 тыс. рабочих паровозостроительного завода в Харькове, требуя повышения зарплаты и прекращения войны, 15 июля от рук террористов-эсеров погиб министр внутренних дел Плеве, что провоцировало многочисленные стачки и массовые беспорядки в городах.

[15] Раздел сфер влияния между великими державами отнюдь не изобретение русско-германского Пакта 1939 года, как трактует современная либералистическая публицистика, а практика дипломатии, ставшая обыденной с конца XIX века в Лондоне, Берлине, Париже и Вашингтоне. К примеру, в 1898 г. Лондон предложил Петербургу план по разделу Россией и Британией сфер преобладающего влияния в Китайской и Оттоманской империях, а в 1903 г. в Персии. В свою очередь Россия тогда же предложила всем государствам нечто иное - провести конференцию по ограничению вооружений.

[16] В ноябре 1895 г. Особое совещание, обсудив соответствие основных положений плана судостроения с общеполитическими и военными интересами России на Дальнем Востоке, пришло к выводу о необходимости развернуть мощную эскадру на Тихом океане и с 1896 года признать его главным театром военных действий. До 1900 года здесь планировалось сосредоточить эскадру из 10 броненосцев, 15 крейсеров 1-го ранга, 10 крейсеров 2-го ранга, 2 минных заградителей, 36 эсминцев (истребителей) и 11 миноносцев. 8 января 1898 г. состоялось новое Совещание, которое наметило дополнительно построить «для нужд Дальнего Востока» 5 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров-разведчиков 2-го ранга, 10 крейсеров-разведчиков 3-го ранга, 2 минных заградителей, 36 эсминцев и 28 миноносцев. Часть заказов передали на иностранные заводы. По финансовым соображениям программы 1895 и 1898 годов объединили, запланировав их завершение на конец 1905 года.


[17] Ключом к господству над Дальним Востоком является Корейский полуостров, а вовсе не Манчжурия, не Ляодунь. Петербург, возможно, прельстил уже созданный там военный и торговый порты, но это был самообман. Чтобы твердо встать на Дальнем Востоке, домогаться надо было не Маньчжурию, а Корею. Японцы это поняли, и в 1903 г. именно спор о ней стал поводом к войне. Не на Ляодуне или в Китае, а в Корее должны были развернуться основные события.

[18] Проект сухопутной крепости на Квантунском полуострове Ляодуна царь утвердил в январе 1900 года. Ассигновалось 89,3 млн. руб. с окончанием строительства к 1909 году.

[19] На две трети Япония вела войну за счёт займов, предоставленных Лондоном и Нью-Йорком (А.А. Свечин)


[20] В 1905 году у Британии было 43 броненосца и 140 крейсеров (Б.А. Романов). Она имела военно-морские базы по всему свету. «Пять стратегических ключей, на которые замыкается земной шар, - говорил адмирал Фишер, - Дувр, Гибралтар, мыс Доброй Надежды, Александрия и Сингапур все в английских руках!». У Германии в тот же год, кстати говоря, было в наличии 14 броненосцев и 20 крейсеров.

[21] Следует отметить, что состав русского флота не соответствовал его задачам и особенностям театров морской войны. Значительные средства, время и судостроительные мощности были затрачены перед войной на постройку броненосцев береговой обороны вместо того, чтобы построить такое же количество линейных броненосцев. Из 3-х броненосцев береговой обороны, участвовавших в Цусимском сражении, 2 сдались, получив одно попадание вражеского снаряда на двоих. Нужное число крейсеров так и не было построено или приобретено, что привело к срыву планов блокирования Японских островов и морских коммуникаций противника. Наконец, явно недоставало эскадренных миноносцев. Таким образом, решимость Николая II сделать русский Тихоокеанский флот самым мощным к 1903 году не была реализована ни военно-морским руководством, ни министрами.

[22] Адмирал Ф.К. Авелан, управляющий морским министерством, достаточно хорошо знавший Старка, предлагал возглавить эскадру более самостоятельным Ф.В. Дубасову и А.А. Бирилеву, но оба отказались из-за характера наместника. Когда Старка сменили, он уехал из Порт-Артура «по болезни».


[23] Алексеев, находившийся в Порт-Артуре, весь 1903 год требовал усилить его войска и выделить средства на подготовку к войне. Но в Петербурге ему постоянно отказывали. Когда война началась, именно на Алексеева списали все недостатки за неподготовленность. В данной работе оставлена в стороне тема бюрократизации государственной власти Российской империи, опутавшей деятельность ее органов рутиной, крючкотворством, узколобостью, скаредностью и формализмом законничества, соединённую с некомпетентностью и несерьезностью отношения к порученному делу большей части чиновников высокого ранга.

[24] Годовая норма практических стрельб на русском флоте составляла по одиннадцать снарядов на каждое 10" и 12" орудия. В русском флоте показателем служил достигнутый процент попаданий, а скорость стрельбы, если и фиксировалась, то крайне редко. Так, из броненосцев эскадры Тихого океана в 1902 - 1903 гг. она была отмечена только на «Севастополе», где промежутки между выстрелами из 12" орудий составили 10 и 7,75 минуты. 6" орудия броненосца в среднем производили один выстрел в минуту. (Грибовский).

[25] Б.Г. Островский.