Реклама:
Номер 199-200
подписан в печать 01.06.2009
Опубликовано Русский Обозреватель (http://www

Журнал «Золотой Лев» № 199-200 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Реформа образования – путь к смерти народа[1]

 

План Даллеса – детская игрушка по сравнению с реформой образования

 

В XX веке очень нашумел так называемый план Алена Даллеса, в котором излагалась система разложения и уничтожения России изнутри, за невозможностью уничтожить ее снаружи. И там была дана скрупулёзно проработанная программа, что нужно делать, чтобы вывернуть наизнанку наши ценности, чтобы лишить нас нашей идентичности и чтобы нас, в конечном счете, уничтожить.

Так вот, этот план Даллеса - детская игрушка по сравнению с тем, что называется у нас сегодня реформой образования.

Я очень мало буду говорить о Пушкине, но не могу не сказать, что Пушкин есть тот центр, вокруг которого уже два столетия вращается весь космос русской культурной жизни. Без этого центра немыслимо существование ни русской культуры, ни, тем самым, России.

Пушкин - то зерно, из которого выросла великая русская литература и культура, он сосредоточил в себе, в своем корпусе сочинений, отчасти в своей судьбе, главные ценности нашего менталитета, систему ценностей, которой Россия жила довольно долго и благодаря чему оставалась единственной, не похожей на ни какую другую страну. Россия была страной, общностью, которой, как Чаадаев сказал, определено высокое предназначение. Это так и есть, и это подтвердил XX век. А XXI - посмотрим...

Я думаю, что не я один видел телепередачу, в которой преподаватель филологического факультета МГУ рассказывала о пушкинском семинаре, который она вела, и в котором участвовало двадцать человек - студентов. Разговор шел о лирике Пушкина и, в особенности, о стихотворении «Я вас любил». И в конце она задала студентам вопрос, как они понимают последние две строки:

Я вас любил так искренне, так нежно, // Как дай вам Бог любимой быть другим.

Девятнадцать человек из двадцати сказали, что это ирония. А двадцатая девочка сказала, что это насмешка...

Это катастрофа. Такого не могло быть никогда на Руси. Только сейчас, в наше время людям становятся неведомы чувства доброжелательности, самопожертвования, благородства, все эти чувства, которые продиктовали вот эти строки. И мысль Пушкина здесь, конечно, не плоская, ему обидно и он действительно считает, что никто не будет любить ее так, как он. В этих словах есть некоторый укол, но с другой стороны он абсолютно искренне желает, чтобы та, которую он так любил, сподобилась бы такой же любви. Вот эти чувства нынешним студентам, воспитанным в 90-х годах, уже неведомы. У меня волосы дыбом встали, когда я это услышал.

В другой передаче был закрытый показ у Гордона замечательного фильма Алексея Учителя «Кавказский пленный». Очень драматичная вещь, берущая за душу. Там два наших солдата берут в плен мальчика-чеченца, еще совсем молоденького, красивого очень, чтобы он вывел их какими-то тропами куда надо.

Так вот, одна женщина молодая, почти девушка, сказала, что в этом фильме главное - гомосексуальная тема, хотя там про это, в общем-то, ничего не было. Только свернутые набекрень мозги могут увидеть это в качестве темы данного фильма. Таких примеров можно набрать сейчас миллионы. У нас в России произошла и происходит ментальная катастрофа. И она не сама происходит, она делается, она организуется.

В этой связи я повторю, может быть, то, что я как-то говорил уже в программе «Русский взгляд». В XX веке очень нашумел так называемый план Алена Даллеса. Мифический это план или нет, не важно, но это был текст, в котором излагалась система разложения и уничтожения России изнутри, за невозможностью уничтожить ее снаружи. И там прописано, как развращать, как морально ослаблять общество.

В этом плане, конечно, «переночевал» доктор Геббельс, который считал, что завоеванные, покоренные народы не должны иметь ничего кроме развлекательного искусства. И вот в этом плане Даллеса была дана скрупулезно проработанная программа, что нужно делать, чтобы вывернуть наизнанку наши ценности, чтобы лишить нас нашей идентичности и чтобы нас, в конечном счете, уничтожить.

Этот план Даллеса - детская игрушка по сравнению с тем, что называется у нас сегодня реформой образования. Я говорил и повторяю, что так называемая реформа образования - это преступление национального масштаба, затеянное людьми, которые действуют умышленно или по невежеству и темноте, которые не знают или не хотят знать, что такое культура для России.

У Козьмы Пруткова есть один из моих любимых афоризмов: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому что сии вещи не входят в круг наших понятий». Вот это самое лучшее, что можно подумать о тех, кто затеял такую реформу, поскольку культура, литература, гуманитарные науки - все это не входит в круг их понятий, без этого, по их мнению, можно обойтись.

И дело здесь ни в каком-нибудь министерском «кувшинном рыле», это непонимание идет сверху. Ведь эта реформа состоит из трех составляющих: ЕГЭ трижды проклятое, Болонская система, в которой сокращен курс фундаментального, основательного образования в пользу образования узко-специального, и третье, самое страшное: выведение литературы из категории базовых предметов.

ЕГЭ придуман, как сказал чиновник из министерства, «для унификации подсчета результатов». Но в области культуры унификация - это убийство. Преподаватель, вуз и школа имеют в этом случае дело не с живой личностью, а с чем-то другим.

Что касается Болонской системы, то необходимо сказать, что вся русская культура выросла на том, чтобы при всех недостатках образования в нем всегда была широкая гуманитарная база. В 2001 году, когда В.В. Путин вручал мне Государственную премию в Екатерининском зале, я произнес небольшое слово, где сказал, что уникальные русские мозги - явление не этническое либо биологическое, а гуманитарное. Та высота, та точка обзора, широта горизонта, неожиданность поворотов, свобода, которая свойственна русскому мышлению, - это все покоится на гуманитарном фундаменте.

Не случайно Эйнштейн сказал свою знаменитую фразу: «Достоевский дал мне больше, чем математика, больше, чем Гаусс». И вот это широкое основание упраздняется или сужается в пользу узкой специализации. Что значит узкая спецаилизация? Я много лет уже слышу, что в Америке, скажем, русист может быть специалистом по позднему Мандельштаму, больше он ничего не обязан знать...

Что же касается выведения литературы из круга базовых знаний, так это равно убийству. И выступая там же, на этом самом вручении, я сказал, что если мы оставим на коммерческой панели выброшенную туда высокую культуру русскую, то мы очень быстро распрощаемся и с русскими мозгами.

Надо заново поставить вопрос, о том, что такое культура помимо «культуры и отдыха». Надо создать концепцию культуры, чтобы было хотя бы понятно, с чем мы имеем дело. Надо иметь определенную политику в области культуры. И закончил я свою речь словами: «Я надеюсь, что это будет при Вас, господин президент, иначе будет то, о чем Талейран сказал: это хуже, чем преступление, это ошибка. Мы рискуем поколением».

Не скрою, что реакция была очень интересная. Была маленькая пауза, а потом президент, мягко улыбнувшись, сказал: «Ну вот, в этот торжественный день мы получили элемент производственного совещания».

Я написал недавно письмо нынешнему президенту Медведеву, и нашел способ, чтобы оно было передано из рук в руки. Я там писал, что вот эта реформа образования - хуже любого нашествия, хуже любого экономического кризиса или катаклизма, и что если это будет продолжаться хотя бы десять-двадцать лет, мы превратим Россию в толпу тупо-грамотных потребителей, невежественных, но очень лихих прагматиков и талантливых бандитов, потому что русский народ очень талантлив во всем. А единственная область, в которой останется свобода, это свобода зла, свобода бандитизма, в частности.

У Карамзина в «Истории государства Российского» есть такая горькая фраза: «Все думали не об истине, но единственно о пользе». Вот сейчас такое время, и эта идеология прагматизма для России - убийство. Россия не такая страна. И если уж человек стоит на большой высоте, то падать он будет очень низко. Из удивительной страны, единственной в своем роде, с самым прекрасным в мире языком, Россия превратится вот в то самое царство великого инквизитора, но уже на современный лад.

Это тот случай, о котором можно сказать словами Леонида Леонова: «Бывает, что на городской площади в рельсу бьют». Вот сейчас такой момент.

Мы стремительно движемся к национальной катастрофе. Хотя и ползучей, но все равно катастрофе. Необходимо какое-то движение. Тут нужны люди, которые понимают это, нужны деятели, организаторы. Я не организатор по своей натуре, поэтому я лично не могу ничего посоветовать, но факт есть факт. Надо спасать Россию от реформы образования.

 

В.С. Непомнящий

доктор филологических наук,

руководитель Пушкинского отдела ИМЛИ РАН

Выступление на конференции

«Пушкин как мировоззренческое явление национальной традиции»

19 мая 2009 года в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке

 

http://www.rus-obr.ru

Русский обозреватель 27.05.09

 

ЕГЭ: зона смертельного риска

О новом бестселлере - «Единый государственный экзамен. Белая книга».

 

По своему общественному протестному резонансу с ЕГЭ может поспорить разве что зурабовская «монетизация льгот». Но та затея осталась в истории без своей так называемой «Белой книги». А вот у единого госэкзамена такая особая книга недавно появилась и сразу стала бестселлером.

В издании, вышедшем недавно в издательстве МГУ, - «Единый государственный экзамен. Белая книга» собраны статьи и тексты публичных выступлений огромной армии уважаемых в стране людей, пытавшихся остановить «продвижение в массы» бездумной затеи, на которую было угрохано не только немало бюджетных средств, но и средств из займов, сделанных в международных банках.

В предисловии составители (профессора МГУ В.Я. Линков и В.А. Недзвецкий, старший преподаватель факультета журналистики МГУ И.В. Петровицкая) написали: «Эта книга могла быть раз в десять толще. Ведь откликов на введение Единого государственного экзамена в средних школах России и Болонской системы – в ее вузах, только за последние годы опубликованных в наших печатных СМИ и на соответствующем сайте Интернета, оказалось столько, что их компьютерная перепечатка заняла почти восемьсот страниц.

Перед нами возник вопрос: а станут ли читать столь объемную книгу? В особенности весьма занятые руководители страны, которым она в первую очередь адресована?

К тому же абсолютное большинство школьных и университетских преподавателей, российских академиков и политиков, писателей и публицистов, самих учащихся и их родителей, публично высказавшихся о последствиях внедрения ЕГЭ и Болонской системы в российское образование, по существу единодушно признавало их не просто непродуманными, двойственными и т. п., но – уже сегодня и тем более в будущем разрушительными».

Перелистывая страницы книги, поражаешься, как можно было высоким чинам в правительстве не прислушаться к голосу критиков ЕГЭ: кажется, их несокрушимая логика совершенно понятна и «убойна» для егэшной затеи. Тем не менее, этого не произошло. ЕГЭ – шагает по стране!

В российских школах уже отзвенели последние звонки, и через несколько дней выпускники отправятся повсеместно сдавать единый госэкзамен.

Между тем, «Белая книга ЕГЭ» приводит текст открытого письма, подписанного огромной армией ученых и педагогов (среди подписавшихся только академиков и членов-корреспондентов Российской Академии наук – 41 человек), к президенту страны еще в мае 2004 года.

А там писалось о том, что совмещение итоговых школьных и вступительных вузовских испытаний в принципе невозможно. Цели общего среднего образования и профессионального высшего принципиально различны. Говорилось, что ЕГЭ резко ускорит процесс примитивизации содержания школьного образования. Это разрушит общепризнанные традиции российской школы, превратит ее в инструмент натаскивания на ЕГЭ. Подчеркивалось, что достоверная оценка результатов школьного обучения не может быть установлена разовым тестированием.

Кроме того, в «письме» подчеркивалось, что технологии, применяемые при массовом проведении ЕГЭ, не могут обеспечить объективность оценок. Неизбежны массовые списывания, подтасовки, фальсификации. А все разговоры «энтузиастов ЕГЭ» о том, что его появление «уменьшит коррупционный налог» - блеф. В результате введения ЕГЭ просто произойдет «перераспределение его со вступительных экзаменов на школу. Коррупция в результате введения ЕГЭ умножится и окажет негативное воздействие на воспитание молодежи».

Ярким подтверждением последнего тезиса о коррупции стало прозвучавшее на днях сообщение Следственного комитета при Прокуратуре РФ об обвинениях в адрес одной из ключевых фигур в «проталкивании» ЕГЭ, бывшего руководителя Федерального центра тестирования (ФЦТ) Владимира Хлебникова, обвиненного в растрате 60 миллионов рублей, выделенных на проведение ЕГЭ. Интересно, что за время следствия сумма претензий увеличилась почти в 2 раза – на момент открытия дела она составляла 33 миллиона.  

Остается только догадываться, как это могли, извините, под носом у министерства и Рособрнадзора, незаметно исчезнуть 60 миллионов? Понятно, что это и есть пример одного из страшных проявлений «коррупции в результате введения ЕГЭ», о которой говорят академики в «Белой книги ЕГЭ».

А ведь руководители Минобрнауки и Рособрнадзора уверяли и уверяют, что стоит только ввести ЕГЭ – и будет покончено с коррупцией в системе образования.

Но вот ввели этот экзамен, и речь пошла уже о коррупции в десятки миллионов на одном чиновничьем месте под главным лозунгом Минфина и Минобрнауки «оптимизации бюджетных расходов в сфере образования»!

Оптимизации – в смысле сокращения расходов. Помнится, бывший глава Рособрнадзора В. Болотов еще в 2004 году хвастался, что в государственный бюджет 2005 года на сдачу ЕГЭ уже заложено 465 миллионов рублей. Потом – закладывали еще больше. Кто скажет, сколько из них растащили в столице и в провинции? Ответ может дать только ведомство С. Степашина, но пока, увы, Счетная палата РФ до этого дела не добралась.

А тем временем страна, кажется, все больше и больше попадает в «тупики модернизации образования».

О них, этих тупиках и идет речь в «Белой книге ЕГЭ». Причем ряд статей на эту тему был опубликован в печати еще несколько лет назад. Так, шесть лет назад бывший директор одной из лучших школ столицы, которую все так и называли – «школа Мильграма», заслуженный учитель РФ, почетный гражданин Москвы Леонид Мильграм предупреждал: «Образование, не нацеленное на развитие, является зеркальным отражением происходящих в обществе процессов», и никаких реформ в условиях «оптимизации бюджетных расходов» проводить нельзя.

Еще один автор «Белой книги ЕГЭ» доктор педагогических наук, профессор Вадим Аванесов замечал: «В существующем виде ЕГЭ движется в тупик, что объясняется политическими и методологическими ошибками анонимных авторов этого анонимного проекта… Достойный способ выйти из методологического тупика – это скорее закрыть абсолютно бездарный ЕГЭ и сделать новый профессиональный проект». Но – куда там!

Машина дележки денег на ЕГЭ уже запущена вовсю. Никто от нее отказываться, понятное дело, не собирается.

Да и вал взяток, как и предсказывали эксперты, переместился географически. Депутат Госдумы И. Мельников замечает на страницах «Белой книги»: «Те, кто раньше говорил про взятки при вступительных экзаменах, уже прекрасно видят, что взятки не просто переместились, но и куда сильнее распространились в системе ЕГЭ. Данные по регионам со всей очевидностью говорят, что количество детей, охваченных репетиторством, не только не уменьшилось, но даже увеличилось. Появились целые нелегальные конторы, которые только тем и занимаются, что готовят к ЕГЭ».

Правоту депутата подтверждают и многочисленные рекламные объявления в региональных и муниципальных СМИ: «Подготовка к сдаче ЕГЭ. Недорого. С гарантией». Если вал этих объявлений растет – значит, есть спрос на затею «анонимных авторов» единого госэкзамена. «Бизнес на ЕГЭ» завертелся.

В статье в «Известиях» «Метла ЕГЭ» речь идет о другой проблеме, порождаемой единым экзаменом. «Российская высшая школа, - пишет Архангельский, - всегда была по своему типу лидерской, она создавала благоприятные условия для наиболее одаренных и не слишком считалась с середняками. В этом был ее недостаток; самовоспроизводство цивилизации предполагает опору на большинство, на повышение среднего уровня – до усредненно высокого. Но в этом было и ее достоинство; она поставляла кадры для прорыва». Ныне дело ведется к усреднению общества, к усреднению образования: «К победе массового над личностным, пассивного над активным. Как будто какой-то незримый командир отдал приказ по армии: равняйсь, смирно, равнение на середину! И армия охотно повиновалась; все построены, головы направо, животы втянуты, хорошо просматривается грудь рядового, четвертого от тебя в неподвижном ряду».

Традицию советского образования – давать больший шанс талантливым и ориентированным на приобретение знания - ЕГЭ перекрывает по полной программе.

Между тем, через несколько дней вся страна встанет по стойке смирно и отправит детей сдавать ЕГЭ, теперь уже – в обязательном порядке.

Вот только если Минобрнауки не научится «нанотехнологиям образовательной политики», думается, егэшную модернизацию образования придется сворачивать. Стоит задуматься только об одном: по подсчетам экспертов Всероссийского фонда образования 100-балльный результат ЕГЭ в российском регионе может стоить 2 тысячи долларов, а в столице – до пяти и более. Президент фонда профессор Сергей Комков собрал и передал в Генпрокуратуру «многочисленные факты злоупотреблений», и в том числе при сдаче ЕГЭ по автоматизированной технологии. Проверка этих данных ведется. А тем временем встрепанные учителя и не менее их встрепанные дети идут в «пункты приема ЕГЭ» (не в школы, а в эти самые «пункты»!) сдавать единый экзамен, окончательно погрязший в скандалах и критике огромной армии граждан России. И сегодня остается только молиться за то, чтобы «стрессоустойчивость» российских детей оказалась повыше.  

А в это время российские физиологи провели эксперимент и пришли к выводу, что единый госэкзамен, оказывается, портит нервы выпускников много сильнее, чем традиционные экзамены. Начиная работу, ученые предполагали, что, может быть, с ЕГЭ будет полегче: ведь это – «всего лишь тесты». Однако выяснилось, что уровень стресса у тестируемых выпускников выше, чем у тех, кто сдавал экзамены по старинке. У каждого из выпускников – участников эксперимента до и после экзаменов физиологи измерили параметры сердечного ритма, частоту дыхания, потребление кислорода, выделение углекислого газа и дыхательный коэффициент. Так вот, оказалось, что за день до единого госэкзамена индекс напряжения (условная величина, показывающая состояние сердечного ритма) возрастает на треть, а во время самой работы – на все 70%! Даже когда варианты с ответами были сданы, и больше не надо было думать в режиме цейтнота, человек оставался на взводе. После сдачи ЕГЭ повышенное потребление кислорода и выделение углекислого газа сохранялись еще в течение трех дней. Традиционные экзамены такой реакции не вызывали. Выходит, ЕГЭ, призванный упростить жизнь выпускников, оборачивается для них еще большим напряжением, чем экзамен в обычной форме. Чему тут удивляться, что ребенок, идя на ЕГЭ, по дороге умирает «от сердца»?

 

А. Борисов

Столетие, 25.05.09



[1] Состав и заглавие редакции «Золотого льва».