Журнал «Золотой Лев» № 205-206 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
К.В. Сивков
первый вице-президент Академии
геополитических проблем,
доктор военных наук
Предложения
в проект Геополитической Доктрины РФ
Геополитическая Доктрина Российской Федерации является
основополагающим документом, определяющим геополитические интересы Российской
Федерации, цели, задачи, методы и способы деятельности Российской Федерации по
их проведению и защите, основы обеспечения и управления. Тем самым она выступает
в качестве основы для определения концепций и стратегий действий во области внешней политики и обороны, а также в других
сферах деятельности общества, участвующих в реализации Геополитической Доктрины
Российской Федерации.
Общая оценка
геополитической ситуации в мире, основные факторы, определяющие направленность
ее развития, противоречия и прогноз изменения до 2070 года
Особенностью текущего исторического момента является
завершение смены формы глобального геополитического противостояния,
заключающееся в переходе от блокового противоборства на идеологической основе
к противостоянию цивилизаций, с формированием в качестве ведущего
противоречия современности противостояния между западной (евро-американской)
цивилизацией, с одной стороны и исламской, православной и конфуцианской
(китайской) цивилизациями - с другой.
Тем самым глобальная биполярность сохраняется, находясь тем не менее в состоянии переходного периода от
одной модели мирового порядка к другой, что порождает неустойчивость и противоречивость
геополитической ситуации в мире.
Важнейшими факторами, определяющими направленность развития
цивилизации на современном этапе, являются:
1. Начавшийся процесс глобальной интеграции человечества на
фоне утраты практически всеми странами мира самодостаточности развития.
2. Интенсивное формирование единой мировой системы власти в
условиях доминирования в мире блока стран западной цивилизации во главе с США.
3. Интенсивый рост численности
населения Земли в условиях нарастания объемов потребления западной цивилизации
с приближением к критическому порогу уровня экодавления
на всю сферу обитания Земли.
4. Глобальный промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в
том, что наибольший промышленный потенциал сосредоточен в США, странах Европы и
Японии, тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России
и странах третьего мира.
5. Появление на мировой арене самостоятельных
геополитических субъектов транснационального характера.
Действие этих факторов породило глобальный кризис, ведущее
противоречие, которого лежит между ростом производства-потребления и имеющимися
ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.
В числе других важнейших противоречий, породивших этот
кризис, можно отметить противоречия между "богатыми" и
"бедными" цивилизациями, странами и социальными слоями, между
промышленно развитыми странами и странами-поставщиками сырья, между сферами
производства и распределения.
Противоречия, породившие этот кризис
обостряются действием целого ряда
негативных тенденций в развитии геополитической ситуации, к числу основных из
которых относятся:
1. Нарастание негативных изменений в западном индустриальном
обществе в целом, прежде всего в его духовной сфере, чреватое глубоким
кризисом, что может стать концом господства белой расы.
2. Обострение сырьевого и энергетического кризиса,
необходимость для Запада переходить на новые источники энергии и сырья, чтобы
сохранить достигнутое качество жизни;
3. Утрата США безусловного превосходства в мире, пока в
экономической сфере, а в дальнейшем и в военной, при одновременном усилении
претензий руководства этой страны на мировое доминирование.
4. Радикальная трансформация мировых торговых потоков.
5. Усиление роли и влияния в системе международных
отношений транснациональных экономических, духовных и криминальных организаций.
6. Усиление региональной интеграции с возникновением
устойчивых конкурирующих между собой международных экономических и военно-политических
союзов.
7. Нарастание на фоне глобальной экономической интеграции и
технологической унификации национально-культурной и цивилизационной
поляризации, а также геополитической регионализации.
8. Демографический взрыв в Азии, Африке, Латинской Америке.
Основные
геополитические силы и геополитические противоречия
Развитие Цивилизации определяется тремя основными
геополитическими силами - транснациональным сообществом, Западной цивилизацией
и совокупностью "традиционных духовных цивилизаций", к числу которых,
прежде всего, относятся исламская, православная, буддистская и
конфуцианская (китайская).
При этом, Западная цивилизация и
транснациональное сообщество действуют как единая система, поскольку задачи и
методы их действий на данном этапе у них совпадают.
Западная цивилизация и транснациональное
сообщество, вместе с сомкнувшейся с ней частью политико-экономической элиты
других народов, определив себя как "Золотой миллиард", наиболее
развитая часть всей человеческой Цивилизации, призванная доминировать над остальными
народами и цивилизациями, строит монополярный мир с
применением всех видов духовного, информационного, экономического и военного
насилия.
"Традиционные духовные цивилизации", в первую
очередь, это исламская, православная и конфуцианская (китайская)
противостоят установлению мирового господства Западной цивилизации и
стремятся к созданию многополярного мира.
Это противостояние составляет существо главного
геополитического противоречия современности, которое проявляется:
в экономической сфере - в противопоставлении стремления
стран Запада, прежде всего США, расширить и закрепить свой глобальный
экономический контроль с обеспечением для себя односторонних преимуществ и
стремления других стран мира вырваться из-под этого контроля и создать
собственную высокоэффективную экономику;
в духовной сфере - противопоставлении либеральных ценностей
западной цивилизации, индивидуализма, приоритета личности над обществом,
порождающих власть денег, и традиционных ценностей, характерных для Православия
и Ислама, доминанты общинности, приоритета общего над
частным, порождающих власть идей;
в сфере безопасности - противопоставлении двух принципов
обеспечения безопасности "доминирующего подавления" и
"баланса силы". Первый принцип предполагает существование единого
абсолютно превосходящего центра силы, которые проблемы мировой безопасности
решает прямым военным подавлением или угрозой такового, с ограничением государственного
суверенитета и расширением полномочий наднациональных органов власти. Второй -
обеспечение безопасности за счет формирования баланса сил на глобальном и региональном
уровне, с усилением суверенитета государств.
К числу других противоречий геополитического уровня
относятся:
1. В экологической сфере - между растущим промышленным
производством ведущих стран мира и ограниченными возможностями их экологии. Это
противоречие пытаются разрешать в рамках модели мондиализма
за счет "экспорта отходов".
2. В демографической сфере - между перенаселенностью одних
стран, прежде всего стран Азии и Африки, и низкой плотностью населения в других
районах мира.
3. В экономической сфере - между ускоренным ростом
промышленности стран Европы, а также развитых стран Азии с соответствующим
нарастанием объемов потребляемого сырья и его ограниченными запасами на
Планете.
Роль и место
России в мире как субъекта геополитики,
геополитические
угрозы Российской Федерации и их источники
Россия, как геополитический субъект является основой
Евразии, которая географически, ландшафтно,
лингвистически, климатически, культурно и религиозно-идеологически
объединяет евразийский Запад и евразийский Восток.
Именно это определяет ее место, как географического
связующего звена геополитического евразийского блока.
Огромный интеллектуальный потенциал и географическое
положение "евразийского центра", а также значительный военный
потенциал (прежде всего в части ракетно-ядерного вооружения) и традиционная
духовная ориентация на Православные ценности определяют роль России, как
мирового центра силы - ядра консолидации других «традиционных цивилизаций»
на пути строительства многополярного мира.
В связи с этим условием создания монополярного
мира является устранение России как субъекта геополитики.
Это порождает основную геополитическую угрозу России
- ее устранение с геополитической арены, как континентального центра силы, ядра
Евразийской оси. Следствием этого будет в экономическом отношении - утрата
Россией экономического суверенитета, а в политическом - утрата ею
государственного суверенитета.
Основным источником геополитической угрозы для России
являются транснациональное сообщество и Западная цивилизация, прежде всего США,
претендующие на мировое доминирование с устранением всех альтернативных центров
силы в рамках монополярного мира.
Геополитические
интересы Российской Федерации
Под геополитическими интересами России понимается
необходимые (выгодные) для ее развития цивилизационные
(глобальные) условия.
Геополитические интересы России включают:
1. Желаемый для России тип цивилизационного
устройства, в соответствии с которым строится Мировое сообщество.
2. Желаемая для России геополитическая конфигурация мира.
3. Желаемая для России ее роль и место в геополитической
конфигурации мира, а также степень ее влияния на направленность цивилизационных процессов.
Желаемый для России типом цивилизационного
устройства, определяется системой принципов, в соответствии с которым строится
Мировое сообщество.
Россия заинтересована в создании мира базирующегося на
следующих основных принципах:
Единства духовной основы, существо
которого состоит в том, что в основе строительства всех отношений между
цивилизациями и государствами лежит принцип приоритета интересов развития
сообщества в целом, а не отдельных стран, когда учитываются интересы всех
стран и народов без ущемления прав и возможностей развития каких-либо из них
ради выгоды других, а также сохранение безопасности среды обитания.
Неограниченности цивилизационного
развития, существо которого состоит в том, что каждая цивилизация и государство
не ограничивается в направленности своего совершенствования путем
"привязки" к какой-либо функции в рамках мирового разделения труда.
Согласованности цивилизационного
развития, существо которого состоит в том, что развитие каждой из цивилизаций
осуществляется так, чтобы обеспечить всестороннее развитие всего сообщества в
целом. Реализация этого принципа позволит избежать неравномерности развития
различных цивилизаций, обеспечит гармоничное развитие всех сфер деятельности
всего сообщества и каждой из цивилизаций в нем.
Цивилизационной взаимоподдержки, существо которого состоит в том, что основой межцивилизационных отношений вместо конкуренции становится взаимоподдержка и взаимопомощь.
Цивилизационного равноправия, существо которого состоит в том, что межцивилизационная взаимоподдержка
должна строиться на основе равноправного и равноценного обмена материальными и
духовными ценностями, при котором исключается эксплуатация одних стран и
цивилизаций другими.
Взаимной безопасности цивилизационного
развития, существо которого состоит в том, что в своем развитии различные
цивилизации и государства не допускают ущемление возможностей развития других цивилизаций
(стран) сообщества и исключают создание им каких-либо угроз.
Желаемая для России геополитическая конфигурация
определяется таким вариантом расстановки геополитических центров силы, их
группированием по геополитическим союзам, их экономическому, духовному и
военному потенциалу и уровню влияния на развитие духовной и экономической сфер
жизни Цивилизации в целом, а также на состояние ее безопасности, в создании которого
Россия заинтересована.
Россия заинтересована в многополюсном геополитическом мире,
когда каждая из цивилизаций представлена достаточно самостоятельным и
могущественным центром геополитической силы.
Россия заинтересована в сохранении государств как основных
субъектов международного права, поскольку только государства могут
представлять, олицетворять и защищать все аспекты народной самобытности и
права народов во всем их многообразии. При этом Россия заинтересована в
недопущении превращения различных транснациональных образований, вне
зависимости от их могущества в субъекты международного права, поскольку
они представляют собой клановые структуры, преследующие частные интересы
преимущественно в материальной сфере.
Россия заинтересована в установлении ненасильственного
мира, когда применение военной и иной силы допускается только для защиты прав
народов, в случаях, закрепленных в международно-правовых документах.
Россия заинтересована в формировании эффективной
международно-правовой базы регулирования жизнедеятельности Человечества в
целом, а также дееспособных органов управления цивилизационным
развитием в целом, способных регулировать жизнедеятельность Цивилизации в
целом, прежде всего, в возрождении авторитета и влияния ООН, с превращением ее
в действительно основной орган реализации международного права, а не в инструмент
оправдания действий тех или иных могущественных государств или коалиций.
Желаемая для России ее роль и место в геополитической конфигурации
мира, а также степень ее влияния на направленность цивилизационных
процессов, определяется следующими положениями:
1. Россия заинтересована сохранить себя как Евразийский
геополитический центр силы, в духовном, экономическом, территориальном и военном
отношении.
2. Россия заинтересована в формировании цивилизационного
союза, как противовеса Западу, с объединением вокруг России как Евразийского
центра, стран являющихся ее геополитическими союзниками.
Геополитические
союзники России, их интересы и области сотрудничества с ними
Геополитическими союзниками России являются страны,
стремящиеся к строительству многополярного мира и построенные на основе
идейно-религиозных систем общинной ориентации, предполагающих доминирование в
организации жизни общества власти идей (православие, Ислам и различные
модели соответствующих светских идеологий), а не корпоративных экономических
интересов.
К числу таких стран относятся, прежде всего, страны
ближнего зарубежья - бывшие республики СССР, традиционные союзники СССР-России
в арабском мире и на Балканах, Куба и страны Латинской Америки, Индия и Китай.
Потенциальными геополитическими союзниками России являются
страны, которые по своему геополитическому положению и национальным традициям
народов тяготеют к Евразии, в частности к России, однако в силу исторических
обстоятельств входят в атлантический блок или являются
его союзниками. Это, прежде всего, Греция, а также Германия и Япония.
Общим геополитическим интересом,
позволяющим установить союзные интересы этих стран с Россией является их стремление к установлению многополярного мира, обеспечивающего
всестороннее развитие всех цивилизаций в гармонии со средой обитания с устранением
доминирования в мире одной сверхдержавы - США.
В экономике - это заинтересованность сторон в совместном
экономическом развитии, возможность за счет этого опереться на научный,
промышленный и сырьевой потенциал России, а также получить емкие рынки сбыта
своей продукции.
В сфере безопасности - заинтересованность этих стран в
создании международной системы безопасности на основе регионального и
глобального баланса сил, достижения за счет этого равной безопасности для всех,
возможности опоры для них в рамках этой системы на военную мощь России.
Со странами ближнего зарубежья Россия осуществляет
сотрудничество во всех областях деятельности в направлении формирования единого
цивилизационного (экономического, культурного,
образовательного, информационного и оборонного) пространства с интеграцией в
перспективе в единое правовое пространство.
С другими геополитическими союзниками, в том числе и с
потенциальными, Россия сотрудничает, прежде всего, в сферах экономики, науки,
культуры и безопасности.
Геополитические
цели и задачи России до 2070 года
Геополитической целью России до 2070 года является
утверждение многополюсной модели устройства мира на основе формирования
геополитической биполярности за счет создания евразийского континентального
союза в в качестве баланса атлантическому,
исключив тем самым возможность создания любых форм монополярного
мира.
Эта цель достигается решением следующих основных
геополитических задач:
1. Разработка и внедрение в сознание национальных элит
(духовных, научных, политических и экономических) концепции многополярного
мироустройства.
2. Возрождения России, как геополитического центра силы.
3. Формирования континентального евразийского блока стран,
который был бы способен эффективно противостоять установлению монополярного мира, а также содействие формированию геополитических
союзов стран, ориентирующихся на многополярный мир в Южной Америке и на Ближнем
Востоке, с созданием на их основе в дальнейшем оси Южная Америка - Ближний
Восток - Евразия (Южноамерикано-евразийская
геополитическая ось).
4. Нейтрализации (парировании) действий, направленных на
создание монополярного мира с формированием основ
многополярного мироустройства.
5. Формирование мировых систем управления и безопасности, а
также международной нормативно-правовой базы, обеспечивающих развитие
Цивилизации в целом на пути становления многополюсного мира с равноправным
развитием всех цивилизаций в условиях цивилизационной
взаимопомощи.
Стратегия
проведения геополитических интересов России и их защиты
(методы, способы
и формы деятельности)
При проведении в жизнь своих геополитических интересов и их
защите Россия, являясь самодостаточным государством,
опирается преимущественно на собственные ресурсы, одновременно тесно взаимодействуя
со своими геополитическими союзниками при решении геополитических задач представляющих
взаимный интерес.
В своих действиях Россия руководствуется нормами
Международного права, положениями Российской Конституции и других
основополагающих правовых актов Российской Федерации.
Являясь ядром Евразии и великой мировой державой, Россия реализует
действия по проведению и защите своих геополитических интересов в глобальном
масштабе.
Способ проведения геополитических интересов России в жизнь
и их защиты определяется складывающейся геополитической ситуацией, сильными и
слабыми сторонами России, ее геополитических союзников и ее геополитических
оппонентов, а также избранными способами действий последних.
К числу основных сильных сторон западного атлантического
блока относятся высокая организованность, доминирование в структурах международной
власти, информационном и экономическом пространстве планеты. Их основные слабые
стороны - отсутствие возможности осуществлять идеологическое управление
основной массой населения планеты в силу необходимости скрывать истинные цели.
Отличительные признаки применяемых методов и способов - высокоорганизованные, информационно-экономические методы как основные, действует
преимущественно в правовом поле им самим созданном, с опорой на легальные
структуры власти.
Основной его геополитической стратегией
является установление и удержание контроля над океанскими и морскими театрами с
прилегающими районами континентов, доминирования в воздушном и космическом
пространствах, обеспечивая тем самым себе контроль над основными источниками
природных ресурсов и транспортными коммуникациями и доминирование в
информационной инфраструктуре планеты.
В отношении России основной стратегией этого блока является
"петля анаконды", которая нацелена на "удушение"
континентальной России за счет оттеснения ее от морских пространств с постепенным
отсечением от нее окраин.
Основными сильными сторонами России и ее
геополитических союзников пока остаются потенциальная возможность
идеологического управления народом, его способность к самопожертвованию, а
также охват большей части территории континентов, содержащих основные запасы
сырья. Основные слабые стороны - низкий уровень организации и разобщенность
евразийского континентального блока стран в целом, более слабые информационные
и экономические возможности, а также существенно более низкие возможности по
контролю морей и океанов, воздушного, космического и информационного
пространств.
Указанные особенности противоборствующих
сторон и избранный способ действий геополитических оппонентов определяет способ
геополитических действий России при проведении в жизнь ее геополитических
интересов: опираясь на геополитику, как идейную основу установления
многополюсного мирового порядка и восстановления статуса России как цивилизационного евразийского центра силы последовательно
восстанавливать целостность евразийского цивилизационного
пространства, одновременно содействуя формированию цивилизационных
блоков в Южной Америке, на Ближнем Востоке и в Азиатско-тихоокенском регионе, с последующим созданием основы многополюсного мира
заключением межцивилизационных союзов.
Одновременно парировать создание монополярного
мира и геополитическую изоляцию России путем рассечения "петли
анаконды" атлантического геополитического блока на всю ее глубину
"геополитическими разломами", сосредотачивая усилия по узким
направлениям, для структурного расчленения атлантического блока и получения
свободного доступа к основным мировым коммуникациям.
Это определяет наименование этой стратегии -
"Стратегия поэтапной цивилизационной
консолидации".
Наметившийся процесс цивилизационного
возрождения в Южной Америке, на Ближнем Востоке и в Азиатско-тихоокенском
регионе создает благоприятные условия для срыва строительства монополярного мира, вынуждая западную цивилизацию распылять
свои усилия и создавая в структуре атлантического блока в этих регионах слабые
места, нарушающие его целостность и устойчивость.
В настоящее время для России наиболее
важными являются южное и восточное направления, где она, опираясь на
дружественную ориентацию Ирана, Индии (южное) и Китая (восточное), имеет
наивысшие возможности для выхода к внутренним областям морской цивилизации в
Индийском и Тихом океанах.
В дальнейшем, используя новую мировую ситуацию, Россия
сможет осуществить геополитический прорыв на юго-западном (балканском) направлении
с выходом через Средиземное море и Африку к Атлантическому океану и далее до
Южной Америки.
В более отделенной перспективе основные усилия России будут
сосредоточены на установлении глубоких дружеских
отношении с Германией и Японией, с целью формирования большой евразийской
геополитической оси Берлин-Москва-Пекин-Токио.
Соответственно, действия России по проведению стратегии
своего геополитического развития включают следующие основные этапы:
1. Этап "формирования идейной основы
консолидации", который по продолжительности может составить от 3 до 5 лет.
Его существо состоит в выработке геополитической Концепции многополярного мира,
обеспечения признания ее духовным, научным и политическими элитами стран уже в
настоящее время стремящихся к построению многополярного мира с одновременной
выработкой национальной идеи и геополитической доктрины России, признания их
народом, консолидации на этой основе всех сторон жизни общества.
2. Этап "формирования цивилизационных
ядер", который по продолжительности может составить от 4-6 до 10-15 лет. Его
существо состоит в возрождении вокруг России единого евразийского цивилизационного пространства, формировании цивилизационных союзов в Южной Америке, на Ближнем Востоке
и в Азиатско-тихоокенском регионе, а также рассечения
«петли анаконды» военно-политическими союзами на южном направлении (с Ираном и
Индией) и на восточном (с Китаем).
3. Этап "установления многополярного мира",
который по продолжительности может составить от 20 до 25 лет. Его существо
состоит в расширении цивилизационных ядер с обеспечением
охвата большинства наиболее развитых стран, относящихся к этим цивилизациям, и
заключением межцивилизационных союзов, увязывающих
эти ядра в единую систему при окончательном принуждении западной цивилизации к
отказу от строительства монополярного мира.
4. Этап «организационно-правового оформления многополярного
мира», который по продолжительности может составить от 15 до 20 лет. Его
существо состоит в формировании мировых систем управления и безопасности, а
также международной нормативно-правовой базы, обеспечивающих развитие Цивилизации
в целом на пути становления многополюсного мира с равноправным развитием всех
цивилизаций в условиях цивилизационной взаимопомощи.
Для проведения своей геополитической стратегии Россия
использует все основные методы международной деятельности: идейно-религиозные,
информационно-технологические, экономические, военно-силовые и
международно-правовые.
В идейно-религиозной сфере должны быть
разработаны, приняты и распространены в стране и за рубежом Концепция
многополярного мироустройства и государственная идеология России на основе
геополитических идей, с опорой на традиционные для России общинные ценности
(отраженные в концепциях православия и ислама, игравших роль государственной
идеи или имевших широкое распространение на различных этапах существования
нашей страны), при одновременном насаждении плюрализма в отношении других идеологий и религиозных систем, как основного механизма
нейтрализации их деятельности (политическая концепция "Геополитического
абсолютизма"). Это позволит сформировать идейную основу геополитической
деятельности России, как внутри страны, так и на внешнеполитической арене.
В информационно-технологической сфере целью действий России
должно стать достижение технологического доминирования в научно-производственной
сфере ее геополитических союзников в сочетании с опережением атлантического
блока по отдельным наиболее важным научным направлениям, к числу которых
относятся фундаментальная наука, информационные и космические технологии, а
также системы оружия на новых физических принципах. В основу
деятельности в этой сфере будет положена политическая концепция "Контролирующего
внедрения", существо которой состоит в том, что внешняя научно-техническая
политика России должна быть направлена на распространение таких технологий,
которые позволили бы делать технологически зависимыми от нее другие страны,
целенаправленно влиять через распространение технологической и научной
информации на направленность научно-технологической деятельности иных
государств.
В экономической сфере в основу деятельности России в течении ближайших 15-20 лет будет положена политическая концепция
"Экономического содействия", существо которой состоит в повышении
степени зависимости иных государств от России в экономическом, прежде всего в
энергетическом и сырьевом, отношении с поддержкой в последующем геополитических
союзников России экономическими льготами в сочетании с оказанием экономического
давления, прежде всего в энерго-сырьевой сфере, на политику
недружественных стран.
В военно-силовой сфере в основу деятельности России в
ближайшие 10-15 лет должна быть положена концепция "Рассеянного
противоборства с опорой на ядерное сдерживание", существо которой состоит
в том, что проводя широкомасштабное информационное и
экономическое противоборство, военно-силовые действия Россия допускает как
вынужденную меру и осуществляет их с опорой, в основном, на силы специальных
операций и местные дружественные России военизированные формирования, допуская
ограниченное использование своих сил общего назначения из состава Вооруженных
Сил для ведения конфликтов низкой интенсивности (масштаба вооруженный конфликт
- локальная война). Сдерживание от увеличения масштаба конфликтов
осуществляется угрозой применения ядерного оружия.
В международно-правовой сфере в основу в основу
деятельности России в течении ближайших 15-20 лет
будет положена политическая концепция «Правового приоритета и инициативы»,
существо которой состоит в том, что Россия при реализации и защите своих геополитических
интересов правовыми инициативами создает необходимую международно-правовую
основу для практических действий и закрепляет их результаты, обеспечивая приоритет
международного права в международной политике и его незыблемость
массированным применением всех возможных мер давления на нарушителей этого
права вне зависимости от ожидаемого экономического ущерба.
Привлекаемые к
реализации геополитической стратегии структуры,
средства и ресурсы
государства и общества
Успешность геополитического развития России определяет могущество
государства в целом и благополучие каждого его гражданина. Поэтому для
реализации стратегии геополитического развития России привлекаются все
государственные структуры и негосударственные образования, основная часть
ресурсов общества и все возможные его средства:
1. Официальные дипломатические органы государства, которые
в рамках реализации геополитической стратегии России, решают свойственные им
задачи политико-правового и дипломатического обеспечения.
2. Международные негосударственные организации, основным
предназначением которых в рамках реализации геополитической стратегии России,
является формирование благоприятного международного морально-психологического
фона деятельности России.
3. Государственные и негосударственные органы и средства
массовой информации, которые являются основным средством информационно-психологического
воздействия на население и руководство иных стран, инструментом информационного
обеспечения геополитической деятельности внутри страны.
4. Политические партии и движения, Русская православная
церковь и исламские религиозные организации, государственные и негосударственные
организации и учреждения культуры, творческие организации, которые должны стать
основной консолидирующей силой народа внутри России и важнейшим фактором
внешней идейно-религиозной и культурной экспансии.
5. Научные государственные и негосударственные учреждения,
организации и общества, которые должны стать основной силой в создании
государственной идеологии и ее распространении, а
также в реализации информационно-технологической политики России.
6. Государственная инфраструктура (энергетика, транспорт и
связь), топливно-энергетический и сырьевой комплекс страны,
промышленность решают задачи воссоздания экономического могущества России и
являются основным инструментом реализации геополитической стратегии развития
России во внешнеэкономической сфере, в том числе и для реализации акций
экономического давления на иные государства.
7. Органы, обеспечивающие безопасность государства - ФСБ и
МВД, Вооруженные Силы, негосударственные военизированные формирования и
казачество являются основным военно-силовым фактором проведения геополитической
стратегии России.
Существенно различаясь по существу воздействия и получаемым
результатам, эффективность деятельности всех перечисленных сил и средств
находится в сильной зависимости друг от друга. Это определяет необходимость
теснейшей увязки действий таких разнообразных структур единым замыслом и
планом.
Действия в идейно-религиозной,
информационной, научной и культурной и дипломатической сферах ведутся
непрерывно вне зависимости от состояния отношений с иными государствами.
Методы экономического давления, как правило, могут быть применены когда дипломатические и информационные методы
показали свою неэффективность. Их применение будет осуществляться при достаточной
информационно-психологической и дипломатической поддержке.
Действия структур безопасности
государства (ФСБ и МВД), как в пределах государства, так и вне, в рамках
специальных действий, осуществляются так же непрерывно и в тесной увязке,
прежде всего, с действиями в идейно-религиозной, информационной и дипломатической
сферах, главным образом, против геополитических противников России.
Вооруженные Силы применяются при реализации геополитической
стратегии России в исключительных случаях, для защиты жизненно-важных ее
интересов, когда возможности других действий исчерпаны.
Основными приоритетными направлениями повышения
возможностей государства по реализации геополитической стратегии на первом ее
этапе являются:
1. В научной сфере:
- развитие теории геополитики, как одной из ведущих
теоретических основ развития России в 21 веке;
- разработка теорий информационного и экономического
противоборства, как основных форм проведения геополитической стратегии;
2. В идейно-религиозной сфере. Выработка
государственной идеологии и Геополитической концепции многополярного мира на
основе геополитических идей с опорой на традиционные для России и других стран
континентальной геополитической ориентации духовные ценности.
3. В информационно-технологической сфере. Создание государственных
структур информационной войны, с разработкой соответствующих систем и средств.
4. В экономической сфере:
- восстановление экономического потенциала России с
устранением зависимости ее экономики от иных государств;
- создание структур и органов управления экономическим
противоборством.
5. В сфере безопасности. Восстановление возможностей
Вооруженных Сил, других войск и сил РФ по решению задач обеспечения
информационной, экономической и военной безопасности России и
ее геополитических союзников.
Заключение
В результате реализации основных
положений предлагаемого проекта геополитической доктрины Российской Федерации
к 2050 году будут сформированы весьма благоприятные условия развития не только
России, но и других стран мира с полным устранением угрозы создания монополярного мира.
Будет в основном устранены межцивилизационные
антагонистические противоречия и тем самым угроза возникновения «войны
цивилизаций».
На основе гармоничного взаимодействия различных цивилизаций
в рамках единой системы мировых ценностей создадутся благоприятные условия для
бесконфликтного разрешения всех основных глобальных проблем и обеспечена
международная безопасность.
Дзвон,13.07.2009