Реклама:
Номер 217-218
подписан в печать 15.10.2009

Журнал «Золотой Лев» № 217-218 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М. Удалов

 

Плюс экскоммуникация всей страны

Методом Больцано-Вейерштрасса

 

Чтобы объяснить подзаголовок, напомню старую околонаучную хохму, часть так называемой «Математической теории охоты», посвящённой охоте на диких слонов в пустыне Сахара.

 

«Метод Больцано-Вейерштрасса. Рассекаем пустыню решёткой, проходящей с севера на юг. Слон находится либо в восточной части , либо в западной. Пусть слон находится в западной части. Рассекаем часть пустыни, в которой находится слон, решёткой с запада на восток. Повторяем действие столько раз, сколько потребуется. Площадь последовательно получаемых областей стремится к нулю, так что слон в конце концов оказывается в клетке произвольно малых размеров».

 

Преодоление собственного идиотизма по отношению к политике необходимо начинать с понимания, что все политические начинания и свершения в отсутствие стрельбы только так и делаются.

Если вам нужно учебное пособие, подите побеспокойте коммунистов словом «референдум». Вы узнаете, что в нынешней РФ референдумы по сколько-нибудь важным вопросам невозможны; вопросы вроде присвоения Одномуиздвух звания Генералиссимуса Млечного Пути не считаются. А коммунисты, если у них будет время и желание, расскажут, как такое положение дел было достигнуто, и почему ныне размеры «высшего непосредственного выражения власти народа» такие произвольно малые.

Далее речь пойдёт в особенности об Интернете. Ибо решётками уже рассекают.

Вот проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности использования государственных информационных ресурсов». Почитайте.

Ваш покорный слуга — не юрист и не специалист в области айти, а потому алармизм в следующих дилетантских рассуждениях, конечно же, может и должен быть осмеян любым количеством специалистов, с дипломами и без.

Другое дело, что желательно осмеивать меня с позиции «эти нововведения не могут быть использованы во зло», но никак не с позиции «эти нововведения могут быть использованы и во благо тоже». А то я, хоть и без диплома в упомянутых областях, но всё-таки гражданин, и отношений между скотиной и пастухом — что восторженных, что устало-циничных — не понимаю. Даже если скотина оказывается с дипломом.

В проекте закона много интересного: скажем, дополняется определениями типа «узел сети Интернет» статья 2 федерального закона №149-ФЗ, а само определение сети Интернет, чего узел, вписывается в статью 15-1 того же закона — чтоб я так научные статьи писал, с базовыми определениями ближе к окончанию. Гуманитарии, хвостом их по голове…

Впрочем, главным блюдом там являются дописываемая в закон №149-ФЗ статья 15-3. Цитирую.

 

Статья 15-3. Обязанности операторов услуг сети «Интернет» и ограничение прав пользователей услугами сети «Интернет» при проведении оперативно-разыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществлении следственных действий.

1. Операторы услуг сети «Интернет», действующие в российском сегменте сети «Интернет», обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях и оказываемых им с использованием сети «Интернет» услугах, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Порядок взаимодействия операторов услуг сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Приостановление оказания услуг с использованием сети «Интернет» юридическим и физическим лицам, осуществляется операторами услуг сети «Интернет» на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

 

Пункт первый статьи целиком опирается на «случаи, установленные законодательством Российской Федерации» — то есть список случаев ещё будет уточняться; полагаю, в очередных «изменениях и дополнениях» — Дума их штампует, не приходя в сознание, которого у неё нет.

Что именно будет предоставлено «уполномоченным государственным органам» — это Ваши паспортные данные (в случае ловли анонимов), список сайтов, куда Вы заглядываете, а так же «иная информация». Как я голову ни мучил насчёт «иной информации», додумался только о содействии в получении доступа к Вашему компьютеру тихой сапой. Для «обеспечения безопасности Российской Федерации» — а это клаузула, в которой можно спрятать произвольное количество слонов.

Кроме того, «операторы услуг сети Интернет» — это, как следует из определений, вносимых в статью 2 закона №149-ФЗ, это «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги доступа к сети «Интернет» и (или) иные услуги с использованием сети «Интернет»«. (Или) иные услуги — это, например, Ваш почтовый ящик на российском сервисе, Ваши кабинеты в интернет-магазинах...

Пункт второй подчиняет «операторов» Правительству Российской Федерации, как написано в законе. Любопытно, что вносимые этим же проектом изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (новая статья 13.26) карает

 

Несоблюдение установленного законодательством (выделено мной — авт.) Российской Федерации порядка взаимодействия операторов услуг сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 

Где именно здесь порылся Фрейд-Фройд-Фрёйд, и кто всё-таки будет определять «порядок взаимодействия» — «законодательство» или «правительство» с большой буквы — мне неведомо. Отмечу только, что кара выбрана очень разумно: она достаточна, чтобы отбить охоту у юрлица отстаивать свою сделку с Вами как физлицом, но не достаточна, чтоб обратиться куда-то вовне с жалобами на музыкальные пальцы «уполномоченных органов».

Пункт третий, самый вкусный, позволяет отключить Ваш компьютер от сети на основании письма из соответствующего учреждения, а равно отрубить на том же самом основании все используемые Вами интернет-сервисы, расположенные на территории РФ или подотчётные российским юрлицам. В тех самых «случаях, установленных законодательством». Или правительством, создающим законодательство методом Больцано-Вейерштрасса.

Срок такой экскоммуникации не определён. В качестве весьма ненадёжного ориентира можно вспомнить, что человека по закону можно посадить в кутузку без предъявления обвинения (тоже форма экскоммуникации) на 30 суток, если речь идёт о «терроризме» — а при минимальной креативности под соответствующие статьи в нынешней РФ можно подвести самую вегетарианскую политическую деятельность.

Понятно, что представляемый проект не запрещает выходить в сеть с чужого компьютера, с помощью телефона с чужой сим-картой и проч.. Однако Ваше присутствие в сети Интернет он способен уничтожить качественно. А если учесть, что в атомизированном постсоветском обществе Интернет зачастую является наиболее эффективным средством простройки связей между людьми (весьма специфических и ущербных по сравнению с оффлайновыми, но всё-таки связей), то мы имеем дело с попыткой легализовать технологию десоциализации. А таким попыткам обязан противостоять каждый, в ком сохранилось хоть какое-то гражданское сознание — неважно, советское оно, постсоветское или же причастно некоей будущей России.

Возможно, здесь опять-таки сказывается дилетантство, но мне представляется, что на основании этих «изменений и дополнений» появляется вполне законная возможность к оперативной экскоммуникации целых населённых пунктов, каких-нибудь «депрессивных моногородов», намеченных к расселению Минрегионом.

Такое получается учинить даже не в целях «обеспечения безопасности Российской Федерации», а просто в рамках «оперативно-разыскных мероприятий» по борьбе за передовой копирайт. И пока московский ОМОН не уедет… простите, пока последний компьютер на предмет незаконных мп3 не проверят, сеть обратно не включат. Нечего читать блоги местных пользователей, смотрите по телевизору Бубу Касторского и Жоржа Бенгальского.

Разумеется, возникает вопрос «что делать».

Если возможность такого сценария существует, то она должна быть, во-первых, подтверждена в теории, то бишь специалистами, а во-вторых, исключена на практике.

Я полагаю, что среди множества интернет-пользователей и подмножества тех, кто прочёл этот текст, найдутся такие специалисты. Я, напоминаю, дилетант.

Если вердикт не только неравнодушных, но и компетентных окажется положительным, а обсуждаемый проект действительно таит в себе нехорошие потенции с интенциями, то «дело принимает социяльный оборот», и надо начинать шуметь; привлекать внимание, писать жальные Медведеву и заниматься всем тем, чем обычно занимаются взбудораженные завсегдатаи сети Интернет.

С тем, чтобы проект не стал законом.

Ведь вопрос возводимой вокруг «клетки произвольных размеров» действительно нас касается.

 

Вносится Правительством

Российской Федерации

 

Проект

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности использования государственных информационных ресурсов

 

Статья 1

Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, 2003, № 50, ст. 4848) дополнить новой статьей 272-1 следующего содержания:

 

«Статья 272-1. Неправомерный доступ к государственным

информационным системам и (или) содержащимся в них

государственным информационным ресурсам

 

1. Неправомерный доступ к государственным информационным системам и (или) содержащимся в них государственным информационным ресурсам, в том числе размещенным в сети «Интернет», повлекший уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение функционирования государственной информационной системы, -

наказывается штрафом от двухсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет;

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом, имеющим доступ к государственным информационным системам, в том числе функционирующим в составе критически важных объектов, и (или) содержащимся в них государственным информационным ресурсам в силу его служебного положения, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

Примечание. Под критически важными объектами в настоящей статье следует понимать объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта Российской Федерации либо административно-территориальной единицы или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный срок».

 

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2005, № 27, ст. 2719; 2007, № 26, ст. 3089) следующие изменения и дополнения:

 

1) в статье 13.12.:

а) абзац первый части второй после слов «а также несертифицированных средств защиты информации дополнить словами «в том числе, предназначенных для защиты информации в информационных системах и информационно-телекоммуникационных сетях, функционирующих в составе критически важных объектов,»;

б) дополнить частью шестой следующего содержания:

«6. Нарушение правил регистрации государственных информационных систем, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.»;

в) примечание дополнить пунктом 2 следующего содержания:

 

«2. Под критически важными объектами в настоящей статье понимаются объекты, указанные в примечании к статье 272-1 Уголовного кодекса Российской Федерации.».

 

2) дополнить статьей 13.26. следующего содержания:

«Статья 13.26. Несоблюдение установленного порядка взаимодействия

операторов услуг сети «Интернет» с уполномоченными

государственными органами, осуществляющими

оперативно-разыскную деятельность или обеспечение

безопасности Российской Федерации

 

Несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка взаимодействия операторов услуг сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.».

 

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктами 13 - 19 следующего содержания:

«13) домен – область (ветвь) пространства доменных имен сети «Интернет», которая обозначается уникальным доменным именем;

14) доменное имя (в сети «Интернет») - символьное обозначение, используемое для адресации узлов сети «Интернет» в системе доменных имен;

15) оператор услуг сети «Интернет» - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги доступа к сети «Интернет» и (или) иные услуги с использованием сети «Интернет»;

16) российский сегмент сети «Интернет» - часть сети «Интернет», функционирующая на территории Российской Федерации;

17) сайт (в сети «Интернет») - информационная система, обеспечивающая доступность содержащейся в ней информации по определённым сетевым адресам, в том числе по доменным именам;

18) сетевой адрес (в сети «Интернет») - уникальный идентификатор устройства, подключенного к сети «Интернет»;

19) узел сети «Интернет» – устройство, подключенное к сети «Интернет» и имеющее сетевой адрес.»;

2) пункт 1 части первой статьи 13 после слов «на основании правовых актов государственных органов» дополнить словами «, зарегистрированные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»;

3) в статье 14:

а) часть шестую изложить в новой редакции:

«6. Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем, порядку государственной регистрации и особенностям оценки соответствия требованиям о защите информации государственных информационных систем.»;

б) часть девятую после слов «государственными информационными ресурсами» дополнить словами «, которые подлежат государственному учету и регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»;

4) дополнить новыми статьями 15-1 - 15-3 следующего содержания:

«Статья 15-1. Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»

Сеть «Интернет» представляет собой информационно-телекоммуникационную сеть, связывающую информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, средства вычислительной техники различных стран посредством сетевых адресов, и предоставляющую возможность реализации различных форм коммуникаций, в том числе размещения общедоступной информации.

Статья 15-2. Национальные домены Российской Федерации в сети «Интернет»

Наименования национальных доменов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации.

Регулирование регистрации и использования доменных имен в национальных доменах Российской Федерации осуществляется с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области.

Правила регистрации доменных имен в национальных доменах Российской Федерации согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области связи и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и должны содержать порядок подтверждения данных о лицах, регистрирующих доменные имена, и лицах, на которых регистрируются доменные имена для идентификации указанных лиц, а также порядок аннулирования регистрации доменных имен в случаях выявления нарушения законодательства Российской Федерации.

Статья 15-3. Обязанности операторов услуг сети «Интернет» и

ограничение прав пользователей услугами сети «Интернет»

при проведении оперативно-разыскных мероприятий,

мероприятий по обеспечению безопасности Российской

Федерации и осуществлении следственных действий

 

1. Операторы услуг сети «Интернет», действующие в российском сегменте сети «Интернет», обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях и оказываемых им с использованием сети «Интернет» услугах, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Порядок взаимодействия операторов услуг сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Приостановление оказания услуг с использованием сети «Интернет» юридическим и физическим лицам, осуществляется операторами услуг сети «Интернет» на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.»;

5) в статье 16:

а) пункт 6 части четвертой после слов «защищенности информации» дополнить словами «в том числе государственных информационных ресурсов, размещенных в российском сегменте сети «Интернет»;

б) часть четвертую дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) соблюдение порядка государственной регистрации и оценки соответствия требованиям о защите информации в государственных информационных системах.».

 

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации

 

АПН, 7.10.09