Журнал «Золотой Лев» № 219-220 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
В.А. Башлачёв
О малороссах и великороссах
Почти сразу же после реализации Беловежского заговора 1991
года «мировая закулиса» организовала натравливание
друг на друга «властных элит» РФ, Украины и Белоруссии. При этом травля
постепенно спускается в сферы народной жизни, на уровень бытовых говоров. Поэтому
наряду с исследованиями русской демографии нужно исследование краткой истории
понятий «малоросс» и «великоросс» и как это сказалось в переписях ХХ века.
О русских говорах
Понятие «русские» впервые
упоминается Иларионом Киевским – первым русским митрополитом,
автором «Слова о Законе и Благодати», 1053 год.
Русские люди веками идентифицировали себя не столько по
языку, сколько по месту проживания. «Мы - пскопские
(псковские), «мы – вологодские», «мы – подольские», «мы - полтавские» и т. д. При
общении друг с другом отличие было лишь в «говоре». Недаром пословица
говорит: «Что ни город, то говор». За столетия в русском народе сложились
местные говоры. До сих пор есть говоры: псковский,
московский, вологодский, поморский, вятский, сибирский, галицийский,
полтавский... и т. д.
До ХХ века все люди всех русских говоров считали себя
русскими – это был единый русский народ с множеством говоров. Именно множество
говоров создало огромное разнообразие русских понятий.
И неудивительно, что Михаил Васильевич Ломоносов, когда
никакого разделения русского народа на «нации» не было, богатство русского
языка выразил так: «великолепие испанского, живость французского, крепость
немецкого, нежность итальянского, сверх того сильная в изображениях краткость
греческого и латинского языка».
Нелишне вспомнить: автор первой грамматики русского языка -
Мелетий Смотрицкий, то ли
белорус, то ли малоросс. По его грамматике учились дети русскому языку на
берегах: и Днепра, и Западной Двины, и Северной Двины, и Волги. И на Урале и в
Сибири. Между прочим, и Михаил Ломоносов и Григорий Сковорода
учили русский язык по этому учебнику. Вот бы они: и Смотрицкий,
и Сковорода, и Ломоносов - изрядно удивились, узнав, что они русские люди трёх
разных национальностей!
В XIX веке в интересах «мировой закулисы»
началось внушение о том, что нет единого русского народа, а есть разные народы.
При этом в отношении понятий «малоросс» и «великоросс»
стали формировать отрицательное мнение.
В отношении понятия «великоросс» стали внушать, что оно
возвеличивающее и во всю стали обливать помоями, в публицистике замелькало
унизительное и оскорбительное - «русопят».
В отношении понятия «малоросс» стали внушать, что оно
унижающее и заменили его на ещё более унизительное и неопределённое -
«украинец». С какой, собственно «окраины»? С причерноморской, с прибалтийской,
с сибирской?
И вот уже почти 100 лет мы, русские, живём в этом обмане.
Ведь, если без эмоций, то ничего унижающего в понятии «малоросс» и чересчур
возвеличивающего в понятии «великоросс» нет.
Откуда понятие «малоросс»? Название «Малороссия» относится к 1335 году, когда Юрий Второй, князь Галицкий и Волынский назвал себя «князем всея
Малая Руссия».
До воссоединения с Московским княжеством в исторических
актах Малороссии в титулах гетманов часто есть понятие «малороссийский». Да и
сами гетманы времен борьбы за освобождение от поляков называли свое войско и
народ «малороссами».
Богдан Хмельницкий в своем Белоцерковном
Универсале в 1648 году. «Кому из вас любима
целость отчизны вашей Окраины Малороссийской…»
А в письме Запорожской Сечи к Богдану Хмельницкому, январь 1654
года: «А замысел ваш добь
удаться и буде, а всемъ народамъ
малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра будучимъ, под
протекцию монарха Российского, заслушны быть
признаем, яку наилучший пользе отчизне Малороссийской». (Андрей
Дикий. Неизвращенная история
Украины-Руси – Из-во «Самотека», М., 2007).
А вот понятий: «украинский», «украинец», «Украина» - нет ни
в одном документе.
Так что «Малороссия» не содержит в себе ничего унижающего.
Малороссия – это древняя прародина России. Киевская Русь была, когда Москвы еще
и в помине не было. Так что, если по существу, то малоросс – это самый первый
русский, самый древний русский. И отказываться малороссам от исторического
имени нет никакого смысла.
«Украина» - это окраинные земли государства. В старинных
бумагах часты выражения: Рязанская Украина, Сибирская Украина, Воронежская
Украина.
В старинной песне сибирских землепроходцев, сложенной во
времена, когда Ерофей Хабаров ходил на Амур, поется:
«Как во Сибирской во Украине. Да во Даурской стороне…». В то время никаких украинцев в Даурии
не жило. А Сибирская Украина означала окраинную Сибирскую землю.
Утверждения «историков», что понятие «малороссы» москали внедрили, чтобы подчеркнуть «малось»
малороссов - просто невежество и стремление возбудить вражду внутри русского
народа. Такие «историки» - скорее всего, агенты «мировой закулисы».
Образованные люди Средневековой Руси воспитывались на
древнегреческой культуре. А в Древней Греции слово «малый» соответствовало
понятию «центральный». Например «Малая Греция» - это сама
Греция (Афины), а «Великая Греция» (Эллада) - земли, находящиеся под
управлением Греции.
Так что неудивительно появление понятий Малая Россия (Киев)
и Великая Россия (Москва).
Откуда понятие «великоросс»
Но так уж сложилась история, что Киевская Русь попала в
зависимость от поляков, а русское развитие переместилось на северо-восток. И в
дальнейшем Русь была объединена вокруг Москвы.
Официальный, государственный уровень требовал единства
языка. Этот процесс привел к тому, что московский говор стал официальным. А все
остальные русские говоры северо-востока Русской равнины остались на бытовом
уровне. Все русские люди, которые в быту называли себя: пскопские,
тверские, вятские и т. д. - на государственном уровне стали называться
«великороссами», то есть русскими людьми объединенной Великой Руси.
Впрочем, ничего чересчур возвеличивающего в понятии
«великоросс» - тоже нет. Что ни говори, а именно русские люди северо-востока
Русской равнины расширили Московскую Русь в Великую Россию. От северных морей
до Каспия и Причерноморья. И от Балтийского моря до Тихого океана.
Кстати, в Германии тоже разные говоры. В начале ХХ века
говор немцев Баварии отличался от говора немца Померании или Силезии – намного
сильнее, чем великоросса от малоросса или белоруса. Однако никто немцев по
говорам не делит.
А вот русских «разделили».
Как в переписях разделили русский народ
При переписи 1897 года русский народ разделили вопросом по
«родному языку». Переписчики просили указать, какой из трех языков:
великорусский, малороссийский или белорусский - ваш родной?.. Ответы и легли в
основу этой переписи. Сведения по губерниям можно найти в Интернете: http://demoscope.ru/weekly/pril.php. Или в
исследовании Менделеева: Д. Менделеев.
К познанию России Айрис-Пресс», М., 2002 с.53-74.
В 1926 году понятие «малоросс» вообще исключили, заменив на
«украинец». Для переписчиков были разработаны разъяснительные
«циркуляры», которые требовали уточнить: «чтобы
лица, называющие при переписи «русский», точно определяли, к какой именно народности
они себя причисляют; записи «русский» и «великоросс» считаются тождественными».
(Циркуляр № 14). Т. IX. РСФСР. М.: 1928. С.201-209. Т.XVII СССР. М.: 1929. С.
97-105»
Но вот достичь этой «точности определения» при переписи
было совершенно невозможно. Потому что на вопрос переписчика многие отвечали, по житейски: «Да все мы - русские!». Раз люди по своей
ментальности чувствовали себя русскими, то многие с малороссийским «говором» и
записывали себя – как РУССКИЕ. Что русский народ хотят разделить -
это им и в голову не приходило! Конечно, переписчики переспрашивали. Кто-то
уточнял свой ответ. Но ведь немало было и тех, которые уточняли так: «Да все мы
- русские!». Переписчики так и записывали!
А так как при обработке переписных листов 1926 года «записи «русский» и «великоросс» считались тождественными»,
то доля русских увеличивалась, а украинцев – уменьшилась.
Что такое при переписи 1926 года было так - можно показать
на примере изменения доли великороссов и малороссов в численности региона,
смежном с Украиной, охватывающем три русские области: Курская, Белгородская и
Воронежская - таблица 1.
|
1897г
|
1926г
|
Изменение за
30 лет
|
Великороссы (русские)
|
70,1%
|
72,9%
|
~ плюс 3%
|
Малороссы
(украинцы)
|
29,4%
|
26,8%
|
~ минус 3%
|
А при переписи 1939 года переписчики стали требовали
указывать уже «национальность». Если слово «народность» для всех – было более-менее
понятно, то понятие «национальность» надо было внушить. Оно было неясно. Ведь
русские при общении друг с другом отличие чувствовали лишь в «говоре». И когда
их спрашивали: какой вы национальности, то очень многие отвечали, по-житейски
просто: «Да все мы - русские!». Что так оно и было - показывает таблица 2.
|
1926г
|
1939г
|
Изменение за
10 лет
|
Великороссы
(русские)
|
72,9%
|
91,1%
|
плюс 18%
|
Малороссы
(украинцы)
|
26,8%
|
8,1%
|
минус 19%
|
Как видите, при смене понятия «народность» переписи 1926
года на «национальность» переписи 1939 года – каждые ДВА из ТРЕХ малороссов
записывали себя «русским». И в этом нет ничего удивительного. Раз люди по своей
ментальности чувствовали себя русскими, то многие с малороссийским говором и
записывали себя – как РУССКИЕ.
Поэтому к 1939 году, по сравнению с 1926 годом, доля украинцев в СССР сократилась почти на 1%, а доля русских на Украине
увеличилась на 4,3%.
Причем и при последующих переписях доля малороссов,
записывающих себя и свою семью как РУССКИЕ увеличивалась.
Например, доля украинцев в том же регионе из трех областей:
Курская, Белгородская и Воронежская непрерывно сокращалась. Так к 1959 году
доля людей в этом регионе, записавших себя и свою семью, как украинцы
сократилась до 5%, к 1979 году – до 4,2%.
И в этом нет ничего удивительного. До развития радиовещания
язык детей формировался на бытовом уровне тем говором, который свойственен
местности проживания. Ведь веками бытовало выражение: «Что ни город, то говор».
С развитием радиовещания, а затем телевидения язык детей,
да и родителей тоже, стал формироваться не только бытовым общением людей, а,
прежде всего, языком радио и телевещания.
В 1950-х, во время учебы и службы в армии у меня было масса
знакомых. В том числе - с Украины. Говор моих «однокашников» из Брянской и Курской областей – почти не отличался от говора
«однокашников» из Полтавской, Сумской и Хмельницкой областей. При этом в
паспорте их могло быть записано – русский, а могло и украинец. Они, как и их
предки, по-житейски считают, что все мы – русский народ.
Даже сейчас, спустя ТРИ поколения от введения понятия
национальности, нередко в паспорте человека записано – русский, а он говорит,
что его «деды» с Украины или Белоруссии.
Ведь ещё Николай Гоголь вполне искренне говорил: «Слава Богу, что мы русские!».
http://demoscope.ru/weekly/pril.php