Реклама:
Номер 223-224
подписан в печать 01.12.2009
Убит настоятель московского храма апостола Фомы отец Даниил Сысоев

Журнал «Золотой Лев» № 223-224 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

К убийству православных священников

 

Убит настоятель московского храма апостола Фомы отец Даниил Сысоев

[]

Поздним вечером в четверг, 19 ноября в церковном дворе на улице Москворечье в Нагатинском районе Москвы выстрелами в грудь и в голову был убит настоятель храма святого апостола Фомы отец Даниил (Сысоев). Регент Владимир Стрельбицкий получил огнестрельное ранение в грудь и был госпитализирован.

Как сообщил источник «Интерфакса» в правоохранительных органах, прихожане на своих машинах доставили раненых священника и его помощника в одну из ближайших больниц.

«От полученных огнестрельных ранений батюшка скончался на месте, его помощник был тяжело ранен, — сказал собеседник агентства. — На месте происшествия работает следственная группа. В розыск объявлен молодой человек среднего роста, худощавого телосложения. Одет в черную куртку и синие джинсы».

Также сообщалось, что преступник стрелял из пистолета Макарова. По словам раненого, на которые ссылаются некоторые СМИ, убийца — предположительно, кавказец — с места преступления скрылся пешком.

Как позже сообщил «Интерфакс», иерей Даниил скончался на операционном столе в 0:15.

«По основной версии убийство священника Даниила (Сысоева) совершено на религиозной почве, — рассказал РИА «Новости» руководитель следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет. — Преступник зашел в храм, где также были прихожане, и громко спросил его по фамилии. Когда священник вышел, он выстрелил в него, а после ранил регента».

Источник «Интерфакса» в правоохранительных органах также сообщил, что наиболее вероятной версией убийства священника является его миссионерская деятельность среди неправославного населения России.

«При жизни в последнее время поступали постоянные угрозы о физической расправе от некой экстремистской организации, — сообщает агентство. — По данному факту Даниил Сысоев несколько раз обращался в Федеральную службу безопасности».

Как сообщало около месяца назад Агентство национальных новостей, отцу Даниилу звонил неизвестный «защитник мусульманства» и обещал убить священника.

«В пятницу, 9 октября, по телефону издательства нашего храма позвонил мусульманин, — сообщил тогда иерей корреспонденту АНН. — Он сказал, что если я еще хоть раз выскажусь о мусульманстве так же, как раньше, меня убьют. Когда сотрудница издательства попыталась выяснить суть претензий ко мне, мужчина бросил трубку».

По словам самого иерея, это была уже четырнадцатая угроза в его адрес со стороны приверженцев ислама. До этого угрозы поступали священнику по электронной почте. В частности, люди, представлявшиеся мусульманами, обещали отрезать ему голову и «выпустить кишки наружу». Угрозы в адрес отца Даниила начали поступать четыре года назад, после двух его публичных диспутов с бывшим православным священником Вячеславом Полосиным, перешедшим в ислам.

По другой неофициальной версии, озвученной источником «Интерфакса» в оперативно-следственной группе, настоятель храма апостола Фомы мог быть убит представителями секты так называемых «родноверов», в которую входят в основном молодые люди — язычники. Ранее «родноверы» уже устраивали взрыв в одном из московских православных храмов.

Известный московский священник Даниил Алексеевич Сысоев родился 12 января 1974 года в городе Москве в семье священника Алексея Сысоева, ныне клирика храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, рассказывает РИА «Новости».

По окончании семинарии патриаршим указом отец Даниил был назначен штатным клириком храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах — Болгарского подворья. Позже закончил Московскую духовную академию.

Отец Даниил был широко известен своей активной миссионерской деятельностью. С 1996 года вел циклы миссионерских библейских бесед с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов. После создания Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского под руководством иеромонаха Анатолия (Берестова) стал его сотрудником. Автор книги «Летопись начала», посвящённой защите святоотеческого учения о сотворении мира.

Был секретарём Миссионерско-просветительского центра «Шестодневъ», сотрудником центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Также был известен как опытный богослов, находился в постоянном диспуте с экстремистскими направлениями ислама.

Автор книги «Летопись начала» (1999), редактор сборника «Шестоднев против эволюции» (2000) и альманаха «Божественное Откровение и современная наука». Опубликовал более десятка статей креационной и противосектантской направленности. Последняя книга отца Даниила Сысоева называлась «Инструкция для бессмертных: что делать если вы все-таки умерли»...

Упокой, Господи, душу раба Твоего, иерея Даниила...

 

 

Об убийстве священника Даниила Сысоева

 

Убит священник Даниил Сысоев, настоятель церкви св. Фомы.

Он был христианином – и, как христианин, не мог разделять языческих суеверий, в том числе пресловутого de mortuis nil nisi bene. И я не стал бы унижать его память сконфуженным молчанием или вынужденными похвалами. Хорошо, что мне не придётся этого делать.

Сысоев, что называется, был идейным человеком. То есть «имел мнение» по многим вопросам – и открыто его высказывал, не боясь ни гнева начальства, ни роптания толпы. Что само по себе заслуживает уважения, даже если его убеждения для меня абсолютно неприемлемы, а вера - чужда.

Говорят – не знаю, правда ли – что Сысоев был крещёным татарином. Многие объясняют этим обстоятельством то абсолютное неприятие, граничащее с ненавистью, которое он испытывал к русским националистам - и к мусульманам. Мне такое объяснение кажется не то чтобы совсем безосновательным, но недостаточным. Во всяком случае, его печально известные антирусские и антироссийские воззрения – не столько его личный грех, сколько симптомы болезни, которая поразила современное российское общество, частью которой является и православная община. И то, что общероссиянская автоэтнофобия-самоненависть в «православном» исполнении выглядит особенно противно, не должно нас обманывать: вот уж что «не от Бога, а от человеков».

Однако отец Даниил ещё и занимался активную проповедью в среде «этнических мусульман», да ещё и негативно отзывался об исламе. Исламисты же, в отличие от униженных и запуганных русских людей, обличать которых легко и приятно, не привыкли терпеть обиды. Сысоеву неоднократно угрожали – в традиционном исламском стиле: «зарежем», «кишки выпустим». Он обращался в ФСБ – и, разумеется, помощи не дождался.

Теперь кто-то привёл угрозы в исполнение.

Я не знаю, кто именно и почему убил священника Даниила. Но я вижу, кто и как отреагировал на его смерть.

Наши правоохранители, которым положено расследовать дело, уже объявили о том, что о. Даниила убили русские. На «русских фашистов» гнать пока не стали – видимо, за слишком очевидной абсурдностью подобной версии. Поэтому обвинили каких-то неназванных «родноверов», которым якобы не нравилось яростное православие о. Даниила. В пользу этой версии выдвинут неубиенный аргумент: преступник не оставил оружия на месте преступления, значит, он был русским – ведь русские не являются профессиональными убийцами, оружия у них нет и они берегут каждый ствол (в отличие от муслимов, у которых этого добра завались, сами догадайтесь почему).

Могу подтвердить, и в самом деле русские не являются профессиональными убийцами, в том числе родноверы. Я, правда, не знал, что этот факт является теперь основанием для подозрений в убийстве – ну что ж, теперь буду знать. Такая уж у нас страна и такая в ней власть замечательная.

Реакция мусульман тоже не заставила себя ждать. Вот, к примеру:

убит враг Аллаха Даниил Сысоев! Аллаху Акбар!

Сысоев - эта та собака, которая ругала Посланника Аллаха, религию Ислам, мусульман, и пудрила мозги джахилям типа таджиков гастарбайтеров, плодя верооступников. Да сожжет его Аллах в Джаханнаме вечно мучительнейшим из наказаний! Муслим Абу Муса Ас-Саляфи - админ этой группы http://vkontakte.ru/id12898054

Зульфие Abdulaeva сегодня в 4:55 "Сысоев - эта та собака, которая ругала Посланника Аллаха, религию Ислам, мусульман, и пудрила мозги джахилям типа таджиков гастарбайтеров, плодя верооступников. Да сожжет его Аллах в Джаханнаме вечно мучительнейшим из наказаний!" конечно его смерть радует, вот только вопрос в том от чего вреда больше от его жизни или смерти, которая являеться паир акцией джля его книг.

Баходир Sharqiy Гуламов сегодня в 7:07не могу скрыть свою радост:=D Yahooooooo! AlLahu Akbar! AlLahu Akbar! AlLahu Akbar!

Djaafar Ahi Muslim сегодня в 10:50 это животное говорило что Посланник Аллах1а (алейхи саляту васалям ) горит в Аду. Сейчас он убедится на своей грязной шкуре что был не прав

Тимур Сиразетдинов сегодня в 10:53тварь мразь я бы сам его зарезал)))) я его не знаю но за то он делал я бы с большим удовольствием его зарезал бы пусть Аллах даст ему самое большое наказаниеhttp:/ /zhozh.livejournal.com/211898.html

И, наконец, реакция русских националистов. Тех самых, которых о. Даниила так ненавидел и проклинал, чьи национальные чувства постоянно унижал и с кем так яростно боролся.

Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) объявило награду в 100 тысяч рублей за информацию, которая поспособствует задержанию убийцы священника Даниила Сысоева.

Об этом бывший лидер движения Александр Белов рассказал Лентеу. По его словам, это первоначальная сумма, которая будет увеличиваться, так как в награду готовы вложиться и другие люди, в частности, предприниматели.

Также Белов рассказал, что готовит обращение в прокуратуру с просьбой проверить заявление сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова: по мнению националиста, в его словах мог содержаться элемент подстрекательства к убийству Сысоева.

О себе могу сказать только одно. Я ни на йоту не изменил своего мнения о воззрениях Даниила Сысоева. Мне отвратительна доктрина «уранополитизма», его воинствующий антипатриотизм, его ненависть к русскому духу, и много чего ещё. Его антирусские проповеди мне бесконечно омерзительны. Я приложу все возможные для меня усилия, чтобы эти воззрения не получили распространения среди русских людей.

Но я никогда не желал ему зла, и не считаю убийство аргументом в идейном споре. Я ненавижу убийц. И хочу приложить руку к тому, чтобы зло не осталось безнаказанным.

Я – как частное лицо - присоединяюсь к инициативе Движения Против Нелегальной Иммиграции. И обязуюсь в случае нахождения убийцы о. Даниила приложить к объявленной стотысячной сумме свои десять тысяч рублей. Немного, конечно, но у меня большая часть средств уходит на общественную деятельность: то, что мы делаем, обходится нам недёшево.

С другой стороны, я очень хорошо понимаю, что такое россиянское правосудие. И когда – мне хочется в это верить – нам покажут обвиняемого в этом деле, я буду внимательно следить за происходящим. И если возникнут сомнения в объективности следствия и честности суда – а это, увы, вполне возможно, как показало дело Тихонова-Хасис – я (уж простите за повтор) приложу все возможные для меня усилия, чтобы законность и справедливость были соблюдены в точности.

Я надеюсь, что единоверцы о. Даниила поступят так же, как мы, русские националисты. При этом необязательно присоединяться к нам. Можно, к примеру, создать свой православный фонд помощи следствию. Или ещё как-то оформить своё участие. Важен результат.

Это, конечно, адресовано тем, кто способен расстаться с малой толикой средств, сил и времени во имя человека, который был им дорог. А кому не был - тому самому виднее, моральным шантажом я тут не занимаюсь, на слабо не развожу, и говорю за себя

 

 

Православные пользователи Рунета собираются на крестный ход

в день похорон принявшего мученическую смерть священника

 

В Рунете проходит одна из самых масштабных акций за всю историю его существования. Уже тысячи владельцев сетевых дневников - в первую очередь, пользователи «Живого Журнала» - перепечатывают сообщения с призывом выйти на крестный ход в день похорон священника Даниила Сысоева, убитого в ночь с четверга на пятницу.

«Надо было бы ответить 400-тысячным крестным ходом на убийство священника в Москве», - цитирует «Интерфакс-Религия» одно из первых из появившихся в сети сообщений.

«Если в Москве есть православные, то на прощание с отцом Даниилом Сысоевым должен выйти многотысячный крестный ход, - пишет в своём ЖЖ другая сторонница акции. -  Если этого не будет, то все мы вообще никто, звать нас никак, и можно дальше продолжать вытирать об нас ноги».

Этот призыв поддерживает и постоянный автор «Русского Обозревателя», член синодальной богословской комиссии Аркадий Малер.

«Идею всеобщего крестного хода я считаю абсолютно правильной, и более того, это тот самый редкий случай, когда любые разногласия не имеют никакого значения - нужно просто продемонстрировать всем, что православный народ реально существует», - пишет он в своём сетевом дневнике, отмечая: «Это вообще не политика, это гораздо важнее».

По оценкам СМИ, многие тысячи блоггеров из разных городов России готовы приехать на крестный ход памяти священника Даниила Сысоева.

По мнению большинства православных пользоветелей интернета, этот крестный ход должен стать церковной, молитвенной акцией, без каких-либо политических лозунгов, проходящей по благословению священноначалия.

Также широко цитируются в сети строки из последней книги иерея Даниила:

«Самая лучшая смерть для христианина, конечно, мученическая за Христа Спасителя. Это самая наилучшая смерть, которая возможна для человека в принципе. Некоторые посылали соболезнования в Оптину пустынь после убийства трёх монахов, для христианина же это на самом деле величайшая радость. В древней Церкви никогда соболезнования не посылали, когда кого-то где-то убили. Все церкви всегда немедленно посылали поздравления. Представляете, поздравить с тем, что у них появился новый защитник на Небесах! Мученическая смерть смывает все грехи, кроме ереси и раскола...»

 

 

Муфтий Аширов считает, что заострять внимание на убийстве

священника Даниила Сысоева – кощунство

 

Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов выступил против того, чтобы к убийству православного священника Даниила Сысоева было приковано особое общественное внимание.

"Сегодня любой гражданин может оказаться в таких условиях, как священник Сысоев. Буквально на днях был убит известный бизнесмен, и такие убийства стали регулярными. Заострять внимание только на одном убийстве будет кощунством по отношению к сотням убитых в стране. Жизнь любого человека ценна для Всевышнего", - сказал муфтий Н.Аширов, слова которого приводит в пятницу сайт Islamnews.ru.

В беседе с корреспондентом "Интерфакс-Религия" Н.Аширов обвинил "реакционные националистические силы" в нагнетании ситуации вокруг произошедшей трагедии.

"Не дожидаясь результатов расследования (убийства священника - "ИФ"), они пытаются как бы перевести "стрелки", придать религиозный какой-то след, намекать на каких-то кавказцев", - отметил собеседник агентства.

По его мнению, такой подход является "преступным в наших условиях, когда межнациональные и межрелигиозные отношения оставляют желать лучшего".

"Говорить, что убийство произошло на религиозной почве, это просто преступление и попытка и без того напряженную ситуацию напрячь еще больше", - добавил Н.Аширов.

Источник: interfax-religion.ru

 

 

Одинокий пограничник

 

В четверг ночью, можно сказать, накануне дня рождения Патриарха Кирилла, в качестве страшного подарка Патриарху, был убит известный православный священник-миссионер Даниил Сысоев.

Он служил в церкви св. Фомы в мусульманском районе Москвы – в Южном округе. Южный округ Москвы давно уже отдан московскими властями на откуп выходцам из Кавказа и Средней Азии. Так что батюшка Даниил Сысоев недаром считался миссионером – он реально трудился в чуждом идеологическом окружении, как в чужой стране.

Может ли один человек, хотя бы с крестом и кадилом, победить тенденцию к мусульманской экспансии? Конечно, нет. Христово воинство, состоящее из одного человека, - это весьма слабый кордон.

На тему того, что Москва перестала быть канонической территорией русского православия, должна думать и говорить власть, которая, якобы, пытается сохранить государство, якобы опираясь не только на "Единую Россию", солдатские штыки, милицейские кордоны и ракеты средней дальности, но и на авторитет Русской православной церкви.

Но власть предпочитает промолчать о насильственной смерти русского православного священника. Больно скользкая тема. Ведь первое, что приходит на ум: активного священника, не раз выступавшего с критическими статьями об исламе, убили воины ислама. Убили за его неодобрительные высказывания об исламе. Война цивилизаций и в наше время часто принимает форму средневековой религиозной вражды.

Власть московская, опирается в своем стремлении в первую очередь себя сохранить, (не единство государства, а самое себя), на финансовые кланы, из которых наиболее богатые и организованные по национально-религиозному принципу – вовсе не русские и не православные кланы, а именно мусульманские. Они и гораздо лучше отмобилизованы на передачу денег «наверх»сть ощущение, что власти гораздо противнее русские наци-родноверы, чем исламисты. Родноверы – нищие, агрессивные, и денег никому не платят.

На фоне молчания светских властей, которые почему-то всегда стесняются произносить главные слова, которых от них ждут, прилично выглядит Патриарх Кирилл, который завтра отслужит литургию по убиенному священнику Даниилу Сысоеву.

Несмотря на то, что Даниил был рядовым христова воинства. Это дань солдату, погибшему на своем посту. Вы знаете, что священники не работают, а служат, как солдаты. Их работа называется службой. И, наверное, не зря, раз они погибают.

Заметим также, что в последние пять-семь лет чаще всего из людей мирных профессий убивают людей слова, то есть тех, кто работает со смыслами: журналистов, адвокатов и священников. Убивают за смыслы. Не за деньги. Это бизнесменов, таких, как Калманович, убивают за деньги.

Сию истину уже бесполезно отрицать. Радикализация общества в РФ давно перестала быть секретом. О ней, к сожалению, не принято говорить с высоких трибун, а принято умалчивать. Замалчивать болезни общества – плохой обычай. От молчания болезнь не проходит, она только входит в завершающую стадию. Стадию, когда отваливается нос, проваливаются глаза и отделяются гниющие куски мяса.

Когда убили священника Даниила Сысоева, сразу стали раздаваться голоса, что батюшка был церковным радикалом, что свои проповеди, свои статьи, свои выступления, которые все есть в записи на ютюбе, он писал «языком вражды». Даниилу Сысоеву многое не нравилось в современном мире: ему не нравился СССР, созданный коммунистами, ему не нравилось светское образование, светское воспитание и светский брак. Ему не нравился русский национализм, так как христианство – это родство не по национальному, а по религиозному принципу. Наконец, ему не нравилась светская власть. Он твердо стоял на позициях, что все люди – гости на этой Земле, и их истинное пристанище – это небо, куда устремляется душа после смерти.

Отец Даниил рьяно выступал против язычества. В частности, его мнение о фильме «Царь», в котором борются неограниченная власть монарха и вера митрополита Филиппа, вылилось во мнение о современных язычниках – родноверах, которые называют себя патриотами и всячески к топору зовут Русь.:

«Посмотрел в прошлое воскресенье фильм "Царь". Впечатление двойственное. С одной стороны в сравнении с "Островом" фильм слабее. Чуда покаяния нет (как не было его и в реальном Иване Грозном). Но с другой стороны есть важная сейчас мысль. Власть не важнее Божьей правды… И не удивляет реакция патриотов. Если человеку наплевать на Бога, то ему будет ценен Иван Грозный, а не митрополит Филипп. Не случайно почти все патриоты вопят от возмущения: "да как можно Ивана ругать, когда он убил всего лишь 4000 человек, когда на западе убивали 72000?" "Царь не следующий закону Божию, не царь есть, а дьявол".

Непреодоленное язычество (национализм) на Руси и суеверие… сослужило для России плохую службу», - написал Даниил в своем дневнике.

Отец Даниил также отрицательно отзывался о коммунистах и Сталине.

 

«В феврале 1938 года в тюрьмах Москвы и области скопилось более 830 инвалидов, слепых, хромых, безногих, глухих. Им уже дали сроки в ГУЛАГе, но туда их брать отказывались. Коммунистам нужны были здоровые рабы. И тогда коммунисты решили их всех убить. Сперва расстреляли инвалидов в Ленинграде, а затем и в Москве было принято решение расстрелять и всех инвалидов, находившихся в тюрьме. И все они были приговорены к расстрелу. … Так что зря пенсионеры выступают за СССР и Сталина. Их просто расстреляли бы коммунисты, предварительно подвергнув изощренным пыткам, и все. Ничего хорошего от Сталина они бы точно не дождались».

 

Неоднократно отрицательно отзывался о патриотизме и национализме, так как считал, что Христос эти понятия не пропагандировал.

 

«Тут выступал на днях по Русской службе новостей, так добрые ветераны НКВД-шных войск по доброму пожелали мне и архиепископу Иллариону скорейшего расстрела. Плохо спится палачам по ночам».

 

Заметим, что это говорит не диссидентствующий журналист Подрабинек, друг наших либералов, а священник Даниил Сысоев.

Кстати, говорил Сысоев о заслугах диссидентов перед Церковью, так как в советские времена они привозили из-за границы Библию. И плохо отзывается об СССР:

 

«А когда цитируют Зиновьева, что целили в коммунизм, а попалив Россию, то это его ошибка. Во что христиане целили, в то и попали. СССР - антиРоссия. Он и рухнул. А Церковь встала на его развалинах.

Это так, мои эмоции из прошлого гонимых христиан».

 

Отец Даниил, действительно, спорил с националистами.

 

«Вот русские в 13 веке торжествовали свои победы над русскими же христианами. И что же? Бог очень быстро послал им татар. Я понимаю сражения христиан с безбожниками, с язычниками, с мусульманами. Это вполне может быть оправданная война. Но нет оправдания тем. кто стравливает единоверцев. Кстати, из этого естественным образом следует, что православные правители должны дружить с православными же, а никак не с иноверцами против православных».

 

Отцу Даниилу принадлежит серия выступлений на тему современного ислама, в том числе, ваххабизма, смешанных браков с мусульманами, биографии и семейной жизни пророка Мохаммеда, у которого было 13 жен, самой любимой, Айше, было всего 9 лет, когда она стала предметом вожделения пророка. Это острые выступления. Священник любил говорить, что убедил перейти в православие 80 мусульман. Правда, цифры перехода в ислам православных значительно выше. Потому что исламисты на территории России ведут себя значительно активнее.

Многим воинственный на слово батюшка не нравился. Ему неоднократно угрожали смертью и уголовным преследованием. Мусульманская журналистка Халида Хамидуллина писала на батюшку заявление в суд и в прокуратуру. Как сообщалось ранее, в своем иске Х. Хамидуллина утверждает, что отец Даниил книгами, статьями и публичными выступлениями об исламе нарушает закон "О противодействии экстремизму", и его нужно привлечь к уголовной ответственности. Сысоев ответил:

 

"Вообще я считаю данный иск очередной попыткой поставить Русскую православную церковь на колени перед лицом воинствующего исламизма. И ответом на это может быть только усиление миссионерской деятельности среди несчастных мусульман, нуждающихся в спасении не меньше, чем все другие заблудшие".

 

Священник пригласил православных верующих на второй неделе Великого поста, 16 марта, записаться на второй набор миссионерской воскресной школы при его храме, отметив, что "мы победим не силой и криком, а словом Бога Живого".

В этой связи священник отметил, что в очередной раз ему приходится сталкиваться "с агрессивным невежеством апологетов ислама, которые, не сумев выиграть ни одного спора по существу, апеллируют к городовому".

Говоря о вышеупомянутой журналистке, отец Даниил посетовал, что ему "ни разу не приходилось читать в статьях Хамидуллиной об осуждении ею убийств и террора, организованных ее единоверцами". "Но зато в ряде статей мы видим, что действия Православной церкви оцениваются такими словами, которые иначе, как оскорблением, назвать нельзя", - сказал священник.

Таким образом, перед нами портрет воина Святого воинства, однако воина пешего и не вооруженного ничем, кроме слова.

И вот, он зверски убит прямо в Храме, во время вечерней службы.

Безусловно, те, кто его убил, звери. Ведь батюшка воевал словом, он никого не убивал, никого не терзал, никого не отправлял на расстрел.

Следствие уже высказало мысль о том, что батюшку могли убить русские националисты-родноверы, то есть язычники. Мол, только они не бросают на месте преступления оружие, из которого были произведены выстрелы, так как у них по бедности все стволы на учете.

Сейчас стало модно все преступления сваливать на русских наци. Не веря в то, что это преступление могли совершить националисты, ДПНИ и еще одна националистическая организация, пообещали денежную премию тем, кто выдаст убийцу.

Со своей стороны Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин назвал "страшным грехом" совершенное в четверг вечером в Москве убийство православного священника. Но не все муфтии согласны с Равилем Гайнутдином. Сопредседатель Совета муфтиев Нафигулла Аширов выступил против того, чтобы к убийству православного священника Даниила Сысоева было приковано особое общественное внимание.

«Сегодня любой гражданин может оказаться в таких условиях, как священник Сысоев. Буквально на днях был убит известный бизнесмен, и такие убийства стали регулярными. Заострять внимание только на одном убийстве будет кощунством по отношению к сотням убитых в стране», - остроумно заметил Аширов, добавив, что это русские националисты нагнетают страсти вокруг убийства священника, переводя стрелки на религиозную вражду.

Напрасно муфтий Аширов сравнивает резонансное убийство православного священника с убийством бизнесмена. Бизнесмена, как мы уже отметили, убивают за деньги, священника – за службу. Тут нечего и спорить с фальшивым утверждением муфтия Аширова, которым он бросает тень на разум. Лучше поговорить о том, чего же хотят наши мусульманские братья, переезжая к нам на наши скользкие тротуары из благословенных мест, где ходил пешком пророк Мухаммед со своими тринадцатью женами.

Лучше всего стремления мусульманского мира отражает мировой кинематограф. Все последние кинофестивали буквально завалены фильмами, созданными кинорежиссерами из стран третьего мира. Фильмы все по сюжету похожи друг на друга: молодая девушка или молодой юноша незаконно пересекает границу западной страны в каком-нибудь трюме теплохода и старается пристроиться в Европе или Америке (на самый худой конец, если это азербайджанец, или таджик, или туркмен, или узбек, - то в Москве). Начинается рассказ о мытарствах молодого мусульманина в джунглях чуждой культуры. Впрочем, надо сказать, что китайские кинорежиссеры тоже производят такую же кинопродукцию, когда собираются поразить западный мир своим искусством.

То есть развивающиеся страны признают тенденцию к бегству молодежи из стратифицированного общества, созданного по образцу 13-го века, в общество с большей вертикальной мобильностью, иначе говоря, в свободное общество. Молодые мусульмане предпочитают блага чуждой цивилизации праведной жизни в странах «правильного мусульманского мира», а молодые китайцы бегут из коммунистического Китая куда подальше.

Однако, оказавшись в условиях «свободного мира», эти молодые люди опять сбиваются в стаи по религиозному и национальному признаку, не в силах интегрироваться в новый для себя мир. Духовное прибежище для себя они ищут в национально-религиозных общинах, созданных на чужой территории, которую надо завоевать. Не подогнать себя к новым реалиям, а подогнать реалии к себе.

Страдает от их пришествия наш мир, и западный мир – все страдают. Создается нестабильная обстановка в национальных государствах, куда слишком большими порциями попадают культурно чуждые элементы. Так называемый свободный мир не в силах переварить такую массу чужаков. А чужаки мстят чужому миру. Как говорится, сидели бы они дома, создавая свою цивилизацию, холя ее и развивая, чтобы перейти из 13-ого века в век 21-ый. Но, увы, если европейские государства не будут противостоять этим процессам, плохо нам всем придется. Следует признать, что одними усилиями РПЦ остановить нездоровую концентрацию ислама на Юге Москвы – невозможно.

Священник Сысоев погиб как одинокий пограничник на покинутой заставе

 

Елена Токарева

Стрингер, 22 Ноября 2009

 

Почему убивают священников?

 

Трагедия в тверском селе Прямухино всколыхнула все общество. В огне погиб священник, его супруга (по некоторым сведениям – беременная) и трое детей. Это уже не первое покушение на эту семью: незадолго до трагедии отец Андрей обращался в СМИ за помощью, но помощи так и не дождался.

Со скорбью приходится признавать, что это, увы, далеко не первое убийство священнослужителя Русской Православной Церкви, произошедшее в последние годы. Таких было несколько десятков. Далеко не о всех из них сообщали в СМИ, даже церковных.

Чтобы разобраться с основными причинами этого явления, нам придется вспомнить о тех случаях, которые стали известны.

 

* * *

 

30 декабря 1993 г. произошло убийство иеромонаха Нестора (Савчука) в селе Жарки (Ивановская область). Весной того же года церковь, где служил отец Нестор, подверглась ограблению, а сам он – покушению, но тогда бандитов поймали. 30 декабря батюшка вернулся из Москвы с пожертвованиями, полученными на строительно-ремонтные работы в храме. В ту же ночь местный житель А. Таламонов убил священника в его келье и украл деньги. Суд приговорил убийцу к 4 годам колонии общего режима.

23 сентября 1997 г. произошло убийство священника Георгия Зяблицева в Москве. Отец Георгий был сотрудником Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. После возвращения из загранкомандировки он был зверски убит в снимавшейся им квартире в Москве. Смерть наступила вследствие многочисленных ножевых ранений. Раскрыто ли это преступление – неизвестно.

16 июля 1999 г. совершено убийство протоиерея Бориса Пономарева, настоятеля храма Илии Пророка в деревне Ильинская Слобода (Московская область). 84-летнего митрофорного протоиерея, ветерана Великой Отечественной войны, убили трое рецидивистов. Они были прихожанами его церкви, и протоиерей иногда их приглашал к себе в гости. Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и решили ограбить священника. Ночью они ворвались в дом, связали его жену и родственницу, а самого протоиерея убили. Позднее преступники были задержаны. О приговоре суда по этому делу СМИ не сообщали.

23 августа 2000 г. произошло убийство иеромонаха Симеона (Аносова), настоятеля храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край). Убийцей стал бывший водитель иеромонаха, Константин Шиленков, ранее неоднократно судимый. 23 августа, находясь в состоянии наркотического опьянения, Шиленков, придя к отцу Симеону домой, стал требовать денег на очередную дозу наркотиков. После категорического отказа преступник кухонным ножом нанес отцу Симеону несколько ударов, от которых тот скончался на месте. Уходя, Шиленков снял с убитого золотую цепь с нательным крестом и забрал из квартиры деньги. О приговоре суда по этому делу СМИ не сообщали.

8 января 2001 г. произошло убийство иеромонаха Александра (Кулакова) в селе Сабаево (Мордовия). Убийца, Алексей Максимов, скрывался в Иоанно-Богословском монастыре близ Саранска под именем "Алексей Светов". Во время службы в армии он убил сослуживца, а потом, скрываясь от трибунала, совершил еще ряд тяжких преступлений. В монастыре с ним и познакомился иеромонах Александр. Желая помочь молодому человеку, священник предложил ему стать алтарником в его храме в селе Сабаево, и тот с готовностью согласился. Спустя какое-то время беглый солдат зарубил топором своего благодетеля. В ходе следствия он не смог назвать мотивов убийства, заявив, что священник ему просто не нравился. В сентябре 2001 г. Пензенский военный трибунал признал преступника невменяемым.

12 октября 2002 г. произошло убийство игумена Ионы (Ефимова), настоятеля Тихвинской церкви села Тюрнясево (Татарстан). 85-летнего священника-кряшена убил 29-летний Геннадий Горшков, ранее судимый за разбой и освободившийся из тюрьмы всего за месяц до этого. Ночью он пытался обворовать дом отца Ионы, а когда тот проснулся, убийца несколько раз ударил настоятеля тяжелым предметом по голове. В апреле 2003 г. решением суда Горшков получил 11 лет колонии строгого режима.

8 августа 2003 г. произошло убийство иеромонаха Нила (Савленкова), настоятеля Волдозерской Ильинской пустыни в Карелии. 38-летний уроженец Тольятти Андрей Наседкин, ранее судимый, после освобождения жил по монастырям, переезжая из одного в другой, нигде не умея ужиться из-за крайне вспыльчивого нрава. В 2003 г. он познакомился с другим трудником Алексеем Баженовым, вместе они решили отправиться в Ильинскую пустынь. Отец Нил принял их. Но Наседкин был очень раздражен на настоятеля – и тем, что курить запретил, и тем, что поселил не в самое лучшее, по его мнению, место. И когда вечером 8 августа отец Нил пришел пригласить трудников на ужин, Наседкин стал ругать иеромонаха. В ответ священник велел им забирать инструменты и идти за ним. Подумав, что отец Нил решил выселить их с острова, Наседкин впал в бешенство. Подбежав к уходящему священнику, он с размаху ударил его лопатой по голове и продолжал избивать до смерти. После этого трудники спрятали тело, забрали деньги из кружки для пожертвований и скрылись. 31 января 2005 г. решением суда Наседкин получил 8,5 лет колонии строгого режима, а Баженов за сокрытие преступления – год лишения свободы условно.

2 ноября 2003 г. произошло убийство иеромонаха Исаии (Яковлева) возле села Раифа (Татарстан). Насельник Свято-Успенско-Казанского монастыря села Кузнецово Ивановской области, отец Исаия ехал в Раифский монастырь, чтобы договориться о паломничестве. Но приехал он в монастырь поздно вечером. Чтобы не будить братию, монах решил переночевать в салоне своего автомобиля на стоянке. В это время ранее судимый 19-летний местный житель Дмитрий Новиков, находясь в подпитии, пришел на стоянку и потребовал от священника отвезти его в ближайший город – Зеленодольск, чтобы там продолжить гулянку. Отец Исаия, сославшись на усталость, отказался, и тогда Новиков убил его, ударив ножом в сердце. В феврале 2004 г. суд приговорил Новикова к 12 годам колонии строгого режима.

25 декабря 2003 г. произошло убийство иеромонаха Александра (Тыртышного) в селе Колосовка (Омская область). Ранее судимый 23-летний местный житель Дмитрий Литвинов поздно вечером пришел к отцу Александру и попросил исповедовать его, но не в церкви, а у себя дома. Иеромонах согласился на просьбу, а когда, придя в дом, отец Александр облачился в рясу, убийца напал на него с ножом и, нанеся несколько ударов, убил. У священника Литвинов нашел только 2 тысячи рублей, потому забрал крест, который лежал в чемодане, и нательный крест священника и попытался вырвать золотые коронки. Затем поджег Евангелие и отправился грабить церковь, но испугался, когда ему показалось, что в ней кто-то есть. 7 июня 2004 г. на суде Литвинов был приговорен к 16 годам в колонии строгого режима.

26 июля 2005 г. произошло убийство архимандрита Германа (Хапугина), настоятеля монастыря Давидова пустынь в поселке Новый Быт (Московская область). Он был найден в своей келье со связанными за спиной руками. На теле настоятеля были многочисленные следы от побоев и применения электрошока. Это свидетельствует о том, что священника пытали. В келье были разбросаны вещи отца Германа, вскрыт и опустошен сейф. Одна из основных версий следствия – убийство с целью грабежа. Несмотря на то, что расследование взял под свой контроль губернатор Московской области Борис Громов, дело до сих пор не раскрыто.

 

***

 

Здесь перечислены убийства на криминально-бытовой почве. Однако известен ряд убийств и по религиозным мотивам.

18 апреля 1993 г. в Оптиной пустыни были зарезаны иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Их убийцей оказался 32-летний сатанист Николай Аверин, который рассказал следствию, что получил "приказ от дьявола". На орудии преступления – ноже – были выгравированы три шестерки. Суд признал Аверина невменяемым.

21 марта 2000 г. был убит иеромонах Григорий (Яковлев), настоятель Свято-Троицкого храма поселка Тура (Красноярский край). Убийца, 26-летний Руслан Любецкий, назвал себя кришнаитом и сообщил, что, убивая помогавшего ему священника, действовал по указанию "бога Кришны". Суд признал Любецкого невменяемым.

Минимум троих священников убили мусульмане: 14 февраля 1996 г. был убит в чеченском плену священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Грозный (Чечня), в 1999 г. был похищен чеченцами и убит протоиерей Петр Сухоносов, настоятель Покровского храма в станице Слепцовская (Ингушетия). Виновных по этим убийствам не нашли. 13 мая 2001 г. в г. Тырныаузе (Кабардино-Балкария) был убит священник Игорь Розин, которому до того неоднократно угрожали местные жители, а за две недели предупредили о готовящемся убийстве. Явившись в храм и уединившись со священником, 23-летний Ибрагим Хапаев нанес отцу Игорю три удара ножом. Позднее суд признал Хапаева невменяемым.

Мы перечислили только случаи нападения на священнослужителей в Российской Федерации. Вспомним же и убитых в последние годы существования СССР протоиерея Александра Меня (9 сентября 1990 г.), игумена Лазаря (Солнышко) (26 декабря 1990 г.) и игумена Серафима (Шлыкова) (февраль 1991 г.) – все три убийства нераскрыты, а также трагедии на Украине и в Белоруссии, как например убийство в Крыму архимандрита Петра (Посаднева) (20 августа 1997 года), иерея Петра Боярского (17 ноября 1993 г.), а в Бресте – протоиерея Михаила Сацюка (12 октября 1998 г.).

Разумеется, далеко не все убийства священников предаются огласке в СМИ, а количество неудавшихся покушений на священников в несколько раз превышает число убийств.

 

***

 

Почти во всех случаях убийств по явно религиозным мотивам бросается в глаза тревожная деталь: все пойманные преступники были признаны невменяемыми. Вполне возможно, конечно, что так и было, однако не исключена и целенаправленная политика, дабы таким образом, объявляя преступников ненормальными отщепенцами, "не нагнетать" напряжение в межрелигиозных отношениях.

На эту мысль наводит и то обстоятельство, что почти при каждом убийстве священника, еще до окончания следствия, представители власти спешат объявить, что это – убийство не на религиозной почве. Вполне возможно, что и убийство 12 сентября 1997 года осетинского священника Мануила Бурнацева, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе (Северная Осетия), также было совершено по религиозным причинам, но мы не включили его в список, поскольку об этом преступлении очень мало информации.

Присмотревшись внимательней к первому списку убиенных пастырей, легко заметить, что подавляющее большинство этих убийств совершено в сельской местности.

И вряд ли это можно объяснить простым совпадением. В связи с гибелью семьи отца Андрея Николаева много муссировалась тема падения нравов в современной русской деревне.

Разумеется, нельзя, как отметили в сообщении информ-службы Тверской епархии, огульно обвинять в убийстве всех жителей села Прямухино и уж тем более обвинять всех нынешних крестьян в озверении.

Конечно, в разных областях России, да и в разных деревнях одной области, ситуации различны: где-то много лучше, где-то, наоборот, хуже.

И все же падение нравственности на селе очевидно. Этому есть и объективные причины: жуткая нищета, безработица, отсутствие каких-либо перспектив, неизбежный при таких условиях алкоголизм и крайне слабое функционирование правоохранительных органов – в некоторые села милиция приезжает лишь через неделю после вызова.

Признаемся себе честно: и в городе при таких условиях жизни, как в теперешней деревне, нравы бы упали весьма стремительно, а преступность возросла бы еще больше.

Не следует забывать, что крестьяне всегда более консервативны, чем горожане. Именно поэтому в ранние века христианство было по преимуществу религией горожан. Именно поэтому при крещении Руси были крещены именно города, а просвещение сельского населения растянулось еще на два века. Именно поэтому после Октябрьской революции крестьяне в большей степени сохраняли верность Православию. Именно поэтому нынешние крестьяне придерживаются атеизма и безверия в большей степени, чем жители городов.

Если в российском городе битком набитый храм на воскресной литургии – норма, то в сельском храме, даже если вокруг живут тысячи людей, редко встретишь такую же картину. И в откровенном разговоре почти с любым сельским священником можно услышать примерно то же, что говорил отец Андрей в своем предсмертном интервью.

Конечно же, бывают и исключения. Но эти светлые исключения не отменяют того факта, что служение сельского священника нередко связано со многими тяготами и опасностями. И что к этим опасностям нельзя относиться равнодушно.

Когда на нищету и алкоголизм накладывается безбожие, а также желание наживы, объектом агрессии нередко становится Церковь или ее служители. Думается, не в последнюю очередь виноваты в этом те светские журналисты, которые из года в год на страницах своих изданий культивируют образ "сказочно богатой Церкви", а также образ "корыстных попов, чьи карманы разбухли от купюр". Ряд убийств были явно совершены людьми под воздействием этого стереотипа.

В подавляющем большинстве случаев нападений на священнослужителей убийцами становились уголовники – люди с преступным прошлым.

Это особая тема. Церковь много времени и сил отдает социальному служению – в детских домах, больницах и, конечно же, в тюрьмах. Когда отсутствует эффективная государственная система реабилитации бывших заключенных, часто тем, кто вышел на свободу, просто некуда податься, кроме как в Церковь, если они не желают возвращаться в преступное сообщество или становиться бомжами

Любому церковному человеку известно, сколь много бывших заключенных проживает при монастырях или церквах. Большинство из них искренне покаялись, встали на путь добра, самоотверженно работают над собой и стали настоящими христианами.

Но случается, увы, что греховные привычки берут свое. И это приводит к страшным трагедиям, когда священники страдают от тех, кому по-христиански оказывали благодеяния и поддержку.

Как тут быть, сказать сложно. Церковь открыта для всех, и она никогда не закроет своих врат для людей с криминальным прошлым, если те искренне желают покаяться.

Наверное, Церковь и не может изменить своего отношения к ним. Должно измениться общество, а вместе с обществом изменится и криминальное сообщество. Должны возродиться элементарные нравственные ценности, и тогда ограбление церкви станет позорным и в криминальной среде, а убийство священника – преступлением не только по Уголовному Кодексу.

Ведь когда сознательно убивают священника, то не просто на жизнь человека посягают, а посягают на Самого Христа в лице Его служителя!

Преступления против священников, как правило, успешно раскрываются, особенно в последние годы. Конечно, так происходит потому, что эти преступления привлекают общественное внимание.

Та волна возмущения, которую первыми подняли именно православные в интернете, добившись в итоге широкой огласки этого случая, без всякого сомнения, верный шаг. Результат не замедлил сказаться: к расследованию подключились столичные специалисты, его взяла на контроль Госдума, а это уже гарантия того, что, по крайней мере, в рядовой "висяк" это дело превращено не будет. Судя по реакции Тверской епархии, там к такому развитию событий не были готовы, и, быть может, изначально даже желали не выносить случившееся "на всеобщее обозрение". Вряд ли такой подход разумен. Если уж и случаются убийства пастырей, то их не замалчивать надо, а предавать широкой огласке, добиваясь справедливого и полноценного расследования с обязательным освещением его результатов.

Какой в этом смысл? Вполне конкретный.

Во-первых, автору данных строк доводилось слышать о том, что убийства священников, не преданные огласке через СМИ, имеют гораздо более низкий уровень "раскрываемости".

А во-вторых, чем чаще общество будет слышать о неотвратимости наказания за убийство священника, тем меньше будет покушений. Да, добросовестным расследованием и наказанием убийц не вернешь погибших, но это поможет спасти ныне живущих и служащих отцов.

 

***

 

В истории гибели семьи отца Андрея Николаева есть одно очень горькое обстоятельство: он не раз говорил о том, что жизни его семьи угрожает опасность. Он обращался к "всесильным" СМИ, прося о помощи.

Но помощи не получил.

В последние дни по православному интернету прокатилась настоящая буря гнева и против "нерасторопных" светских СМИ, и против "неправильных" версий следствия, и против всех русских крестьян. Многие, вспоминая обращение отца Андрея, спрашивали: куда смотрело священноначалие? Где были казаки? Где были православные патриоты, так любящие собираться на разные митинги?

Автор этих строк дерзнет указать на гораздо более достойных осуждения.

Отец Андрей посредством СМИ обращался к каждому из нас. И, наверное, каждый из тех, кто читает эти строки, читал и материал о его бедственном положении, знал и о его просьбе. Прочитал – и пошел читать дальше, следующие материалы.

А значит, в том, что никто не откликнулся на зов отца Андрея о помощи, виноват не "кто-то", а все мы вместе и каждый из нас.

Священник Анатолий Чистоусов. Убит в чеченском плену 14 февраля 1996 г.

Отец Анатолий Чистоусов, служа в Грозном, обратил ко Христу и крестил нескольких чеченцев. Один из них впоследствии даже принял монашеский постриг и священный сан в Русской Православной Церкви. Мне доводилось слышать такую историю: когда боевики в первый раз покушались на священника, то один из православных чеченцев своим телом защитил отца Анатолия от пули.

И возникает вопрос: почему никому из тысяч православных, сидящих за компьютерами, не пришло в голову сделать для отца Андрея то, что сделал этот православный чеченец для отца Анатолия? Почему на Украине, едва становится известно об угрозе нападения на православный храм, собираются десятки и сотни людей, которые, жертвуя своим временем, обязанностями, а порой и здоровьем, самоотверженно дежурят круглые сутки, отстаивая святыни, а в России среди любителей осуждать священноначалие или охать по поводу "спившихся крестьян" не нашлось никого, кто бы поехал устроить такой пикет в Прямухине?

А ведь в данном-то случае не нужно было никаких героических поступков. К примеру, даже двадцати людей среднего достатка хватило бы, чтобы без особого ущерба для собственного бюджета в складчину нанять для отца Андрея телохранителя в какой-либо охранной конторе.

Но мы с вами не сделали даже этого.

Что помешало? Только равнодушие.

И кого теперь судить? И где на самом деле больше пали нравы – в деревне или в среде православных пользователей интернетом?

 

***

 

То, что к подобным просьбам священников, страдающих от угроз и насилия, стоит относиться гораздо серьезнее, надеюсь, теперь поняли все – и правоохранительные органы, и священноначалие, и, быть может, даже мы, "сетевые православные".

И, наверно, стоит затронуть еще одну тему.

У нас в Церкви до сих пор не существует эффективной системы материальной поддержки вдов и сирот священников. А таких много, и не только из тех, чьего мужа, сына или отца убили. Нередко, лишившись кормильца, они влачат существование за чертой бедности. Да, бывает, что родственники, друзья или духовные чада добровольно оказывают какую-то материальную помощь семье погибшего, где-то епархия помогает, где-то – нет, где-то – больше, где-то – меньше.

Но такой важный вопрос вряд ли стоит пускать на самотек. По крайней мере, до революции в нашей Церкви существовали особые фонды духовенства, из которых по определенным и единым принципам выплачивались пенсии вдовам и сиротам священников. Не хотелось бы, чтобы, обсуждая ту или иную трагедию, мы забывали о тех пострадавших, кому можем помочь.

 

Ю. Максимов

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/676.htm

Православие.Ru, 21.11.09