Журнал «Золотой Лев» № 235-236 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
В.С. Овчинский
советник Конституционного Суда РФ
д.ю.н., генерал-майор милиции в отставке
Не
всё ладно с реформой МВД
Дело не в структуре, а в качественном содержании работы
милиции
Очень популярно предложение о разделении МВД на федеральную
криминальную полицию и муниципальную милицию. Его авторы предполагают, что
децентрализация системы позволит полиции сосредоточиться на борьбе с тяжкими
преступлениями и организованной преступностью, а милиции отводят в основном
профилактику преступлений и охрану общественного порядка. Но такое видение
слишком схематично. Вряд ли муниципалам удастся отсидеться за спиной коллег.
При осложнении криминальной ситуации, а в условиях экономического кризиса это
исключать нельзя, им в любом случае придется заниматься раскрытием тех же тяжких
преступлений. Говорят, что федеральная криминальная полиция будет финансироваться
из федерального бюджета, а муниципальная — из средств муниципальных
образований. Но почему провалились все эксперименты по созданию последней?
Из-за отсутствия денег. Их не было до кризиса. А теперь они появятся? Кроме
того, вспомним, с каким трудом создавалась и укреплялась вертикаль управления в
МВД. Ее слом грозит возникновением хаоса во всей правоохранительной системе.
Указом Президента предусмотрено упразднение Департамента
транспортной милиции и Департамента режимных объектов в центральном аппарате
МВД России. Причины и мотивы этого никто не объясняет. Но такие преобразования
могут нанести существенный вред всей системе борьбы с преступностью и обеспечению
безопасности в стране. Стандарты европейских стран здесь не годятся. Нигде нет
такого количества режимных образований и столь протяженной сети железных дорог,
как в России.
Преступность на транспорте, особенно связанная с хищением
грузов, имеет свою специфику, вытекающую из совершения криминальных актов в
пространстве, на огромных расстояниях. Так же как имеются существенные нюансы в
обеспечении безопасности на режимных объектах. Территориальные органы не в состоянии
контролировать ситуацию ни на железной дороге, ни в режимных образованиях. Что
же мы тогда получим?
В демократической стране работа любого силового органа
оценивается с учетом общественного мнения. Сегодня наших граждан волнуют и
возмущают прежде всего взятки и поборы в милиции, хамство сотрудников, укрытие преступлений
от учета, нарушения законности и совершение преступлений самими правоохранителями.
Для обеспокоенности есть все основания. И это не только резонансные
преступления, подобные совершенному в Москве майором Евсюковым. За 2009 год на
счету сотрудников милиции, по данным Департамента собственной безопасности МВД,
более 5 тысяч преступлений — на 11 процентов больше, чем в предыдущем году. Две
трети их – коррупционные правонарушения и злоупотребление служебным положением.
Прибавьте сюда еще свыше 100 тысяч других нарушений законности (рост — 17
процентов к 2008 году). Получается, что каждый 10-й милиционер в стране
“оборотень”. А сколько фактов не попало в эту удручающую статистику?
Поэтому, на мой взгляд, одним из главных направлений
реформы должно стать кардинальное изменение системы работы с кадрами. Сейчас
психологическое, психиатрическое тестирование происходит в основном только при
приеме на службу, то есть на “входе” в систему. Ситуация такова, что
проверочные процедуры, включая использование детектора лжи (полиграфа), должны
осуществляться периодически на протяжении всей службы. Особенно в случае
назначения на вышестоящую должность. Это как раз тот участок работы, где не
стоит жалеть финансовых средств. Слишком дорого потом обходятся ошибки.
Нужно перестроить и систему работы с заявлениями граждан о
преступлениях, а с ней и всю учетно-регистрационную дисциплину и оценку
эффективности самих правоохранительных органов. Последние годы руководители МВД
постоянно докладывают о снижении преступности, в том числе и особо тяжкой. Не
исключение и 2009 год. Но дело в том, что фактический разрыв между заявленной и
зарегистрированной преступностью составил более 17 миллионов фактов. Есть где
манипулировать статистикой. Известный российский криминолог Леонид Кондратюк в
своем исследовании показал, как погоня за высокими показателями раскрываемости
преступлений приводит к серьезному ухудшению качества работы оперативных подразделений.
Он разработал математическую модель тенденции раскрываемости убийств. Согласно
ей, в 2000—2009 годах милиция добилась убедительного “успеха” путем снижения
числа зарегистрированных убийств и повышения ежегодно в среднем на 1,2 процента
уровня их раскрываемости.
В реальности же дело обстоит совершенно по-другому: в
среднем ежегодно количество раскрытых убийств уменьшалось на 800 единиц.
Ухудшилась ситуация и по другим преступлениям. Если в 2000 году раскрывалось 6
из 10 зарегистрированных краж, то в 2008—2009 годах — всего 4; по грабежам
соответственно свыше половины и 1 из 3; по кражам автотранспортных средств – 28
из 100 и 16 из 100.
Аналогичные отрицательные тенденции, не выявляемые
существующей системой оценки, мы имеем и в розыске. В 2000 году устанавливался
41 из 100 убийц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, в 2008 году — лишь
28.
Когда милиция в погоне за “высокими показателями
раскрываемости” сориентирована не на выявление и регистрацию преступлений, а на
их сокрытие, происходит деформация самой сути ее работы. Вот где один из
основных резервов реформирования системы МВД.
Конечно, вместе со сменой вектора эффективности должна
меняться и система оплаты труда сотрудников милиции. Ненормальна ситуация,
когда у работников милиции оклады в 3—4 раза ниже, чем в прокуратуре, и в 7—8
раз ниже, чем у судей. Логически объяснить это невозможно. Ведь на нож и
пистолет первыми идут именно работники милиции.
РФС, №4 февраль 2010