Журнал «Золотой Лев» № 237-238- издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
В. Блазнин
Когда
у власти бюрократия
То, что "сердюковские" реформы в Вооруженных
Силах РФ трещат по швам, секрет Полишинеля. Практически все поднятые по тревоге
воинские части десантно-штурмовой и мотострелковой бригад оказались
небоеготовы. Полный ноль — начиная с укомплектованности личным составом и
заканчивая готовностью техники, способностью ее выхода из парковой зоны,
наличия механиков-водителей и водителей, которые имеют право эту технику эксплуатировать.
Таков результат проверки боеготовности частей и соединений Дальневосточного
военного округа. Военная прокуратура только в 2008 г. привлекла к
уголовной ответственности 20 генералов и адмиралов, а 1611 офицеров, из которых
160 были командирами воинских частей, были осуждены за уголовные преступления.
Но политическое руководство страны старается не замечать
всего этого, утверждая, что времена наплевательского отношения к проблемам армии
прошли. Особенно педалируется тема роста закупок нового вооружения и техники.
Да, благодаря росту военного бюджета в этом вопросе достигнуты очевидные
подвижки. Например, в 2000 г.
оборонный бюджет составлял 141 млрд. рублей. Из этой суммы 81 млрд. рублей шел
на гособоронзаказ. В 2008 году бюджет вырос уже до 1136 млрд. рублей. А
оборонный госзаказ достиг в прошлом году уже 365 млрд. рублей. Конечно, эти
цифры отражают лишь номинальный рост. С учетом инфляции, роста издержек
производства, укрепления рубля по отношению к доллару реальный рост был
значительно скромнее. Рост бюджетных расходов на оборону в целом и на финансирование
госзаказа в частности позволил начать серийные поставки техники в войска по
целому ряду сухопутных, морских, авиационных и других программ. Но решительного
перелома в оснащении Вооруженных Сил новой техникой пока не произошло.
Темпы и объёмы поступления новой техники в войска
недостаточны. Слабо работают программы модернизации наличной техники. И,
наконец, по чайной ложке в год поставляются действительно современные (не
путать с новыми!) системы вооружений.
ВВС России за последние 15 лет получили всего три новых
тактических боевых самолета. Это три фронтовых бомбардировщика Су-34, причем
только в 2007-2008 гг. В 2009-2010 гг. ВВС, похоже, получат еще только 4
самолета Су-34. Модернизация наличного авиационного парка также недостаточна.
Да, мы знаем, что фирма "Сухого" недавно подписала пятилетний
контракт на производство нескольких десятков самолетов Су-34. А это значит, что
через пять лет ВВС будут иметь лишь около 40-50 новых самолетов такого типа. К
этому можно добавить 34 возвращенных в наши ВВС, бывших "алжирских"
истребителя МиГ-29СМТ сомнительного качества. Самолеты военно-транспортной
авиации новой постройки не поступают вовсе. Поставки новых учебно-тренировочных
самолетов Як-130 должны начаться только в этом году. Но заказ ВВС на 12 машин
этого типа, конечно, нельзя признать достаточным, если ещё недавно в лётных
училищах России было 1100 учебных самолётов.
В связи с начавшейся реформой и выработкой лётного и
усталостного ресурса в строю останется менее 1200 боевых самолетов (более чем в
5 раз меньше авиации США). Причем новые машины (Су-34 и МиГ-29СМТ) к 2013 году
составят лишь 6% авиапарка. А к 2016 году (если будет подписан следующий
контракт на закупку нашими ВВС Су-34) — не более 9-10%. Возраст же остальной
части боевого авиационного парка к тому времени превысит 25 лет. А по машинам
ряда типов — даже 30-35, а то и 40 лет. Дальнейшая эксплуатация все более изнашиваемой
авиатехники просто преступна. Она ставит под угрозу основу самолетного парка
армии.
Участившиеся катастрофы и аварии в ВВС лишний раз указывают
на то, что в авиации перешли черту невозврата. Даже поставки 30 самолётов в год
не остановят уничтожения авиации в России как таковой. Наглядный тому пример —
ВВС Индии, где потери в мирное время самолётов в год составляют 20-25 машин. Но
там лётчики хотя бы регулярно летают и имеют налёт намного больше русских
коллег. 45 часов налёта ежегодно в тактической авиации РФ приведёт к тому, что
на смену старшему поколению лётчиков никто не придёт, а боевая подготовка не
позволит вести на равных бои с лётчиками стран НАТО. Налицо ситуация 1941 года.
Россия имела тогда 12000 самолётов, против 4500 немецких — и то отступали до
Москвы. В современной же войне отступать будет некуда.
Ситуация с вертолётным парком ещё хуже. Даже если поверить
МО РФ, что все 85 бригад в Сухопутных войсках боеготовы, то путь мотострелковой
бригаде в наступлении должны прокладывать как минимум 4 ударных вертолёта.
Значит, минимальная потребность Сухопутных войск в противотанковых вертолётах
составляет более 300 машин (планы МО РФ — закупить всего 70 вертолётов
Ми-28Н!). При нынешнем отсутствии в бригадах дронов-разведчиков наводить на
цели смогут только разведывательно-ударные комплексы на базе вертолёта Ка-52,
потребность которых в Сухопутных войсках составит как минимум 30-35 машин. Но
бригада может вести боевые действия в условиях бездорожья и труднопроходимой
местности. И тогда только вертолёты Ми-8МТВ-5 и Ми-26 исправят положение. Минимальные
потребности Сухопутных войск составят около 300 вертолётов Ми-8 (или Ми-38) и
8-10 Ми-26.
Если поставки боевых вертолетов новых типов (Ми-28Н и Ка-52
по 5-7 штук в год) постепенно разворачиваются, то основной парк транспортных
вертолетов семейства Ми-8 остается в массе своей устаревшим и абсолютно
изношенным. А численность его катастрофически сокращается. Что может подорвать
само существование армейской авиации в России. Поставки новых машин Ми-8МТВ-5
носят буквально штучный характер.
Положение в Военно-Морском Флоте вообще удручающее. С
немалыми трудностями удалось завершить постройку всего 3 головных кораблей
морской зоны — подводной лодки "Санкт-Петербург", корвета
"Стерегущий" и малого артиллерийского корабля "Астрахань".
При этом испытания "Санкт-Петербурга" идут уже 5-й год, и лодка до
сих пор не принята в состав флота. А когда за ней последуют серийные корабли —
неизвестно. Строительство серийных корветов и малых артиллерийских кораблей
других проектов также затягивается. При этом не секрет, что сами эти проекты
вызывают немало критики. Как по концепции разработки кораблей, так и по
исполнению. Атомная подводная лодка "Северодвинск" нового проекта
строится уже 16 лет. И строительство пока не завершено (ракета
"Булава" как не летала, так и не собирается летать). А серийное
строительство новых атомных многоцелевых подводных лодок типа "Ясень"
непонятно как будет вестись вообще. Серьезную озабоченность вызывают темпы
строительства головного фрегата "Адмирал Горшков". Не говоря уже о
перспективах серийного проекта. Практически не закупаются современные образцы
морского оружия. При этом сокращение корабельного состава ВМФ России
продолжается. И при таких темпах нового кораблестроения эту тенденцию вряд ли
удастся переломить в ближайшие годы.
Казалось бы, почему же тогда на фоне этой нерадостной
картины мы уже многие годы видим другое: Россия десятками, а то и сотнями гонит
на экспорт свои танки, самолеты? Но не следует противопоставлять экспорт и наш
гособоронзаказ. Именно зарубежные заказы обеспечили сохранение оборонки.
Большие объемы экспортных поставок означают, что вооружения РФ ещё сохраняют
высокую конкурентоспособность. Последние годы РФ удерживает 3-4-е места по
стоимости поставок вооружений за рубеж, уступая только США и Великобритании, но
обогнав Францию. А с учетом того, что британское и североамериканское оборонно-промышленное
пространство в значительной степени общее (и что есть некоторые неясности с
методикой оценки объемов британского экспорта), то с известной долей условности
можно говорить, что РФ занимает здесь даже вторую позицию в мире. Но следует
помнить, что бесконечно поддерживать экспортную ориентацию нашей оборонки
невозможно. Рано или поздно отсутствие внутреннего заказа подорвет и экспортную
конкурентоспособность.
Завтра 3.02.10