Журнал «Золотой Лев» № 239-240- издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
В.Н. Свищев
генерал-майор авиации в отставке.
Гибель авиации Западного фронта в первые
дни войны
После мощной
артиллерийской и авиационной подготовки (более 50% всех сил) на рассвете 22
июня 1941 г.
немецкие войска вторглись на территорию России(СССР). В первый день войны свыше
1 тыс. немецких
бомбардировщиков подвергали неоднократным налётам 66 наших аэродромов, на
которых базировались основные силы авиации западных приграничных округов. В
первую очередь были атакованы те аэродромы, на которых располагались
авиационные полки, вооружённые самолётами новых типов. Одновременно немецкие
истребители вели борьбу с нашими самолётами в воздухе, а также подавляли
средства ПВО аэродромов.
В результате
внезапных массированных ударов по нашим аэродромам и ожесточённых воздушных
боёв ВВС западных округов в первый день
войны потеряли около 1200 самолётов, в том числе 800 было уничтожено на
аэродромах. Однако попытки врага полностью разгромить советскую авиацию и
подавить волю наших лётчиков к сопротивлению не увенчались успехом. Опыт борьбы
с авиацией, полученный немецкими лётчиками в войне с Польшей, Францией,
Бельгией и в воздушных боях над Англией, не оправдал надежд командования.
Несмотря на трудности и сложность обстановки, русские лётчики мужественно вступили
в борьбу с немецкой авиацией.
Почему
массированным налётам авиации в первый же день войны 22 июня
подверглись 26 русских аэродромов, где базировались наиболее боеспособные
авиационные полки? Нанеся большой урон нашей авиации, противник захватил
господство в воздухе. Почему за первый день боёв ВВС Западного фронта потеряли
738 самолётов, из них 528 самолётов на земле, что составило около 40% самолётного
парка Западного фронта, или 63,7% всех потерь авиации на германском фронте за
22 июня?
На эти и другие вопросы о неудачах и победах русской
авиации на Западном фронте в первые дни войны ответил Виктор Николаевич Свищев,
военный лётчик, генерал-майор авиации в отставке. Он непосредственный участник
тех событий, за годы войны совершил 92 боевых вылета.
– Виктор
Николаевич, какими силами располагала авиация Западного особого военного округа
на 22 июня 1941 года? Каковы причины неудач наших лётчиков в первые дни войны?
– Авиация Западного фронта была одной из сильнейших в пяти
фронтах, которые вступили в бой в первый день войны. В её состав входили 9, 10,
11-я смешанные авиационные дивизии (армейская авиация); 12, 13-я
бомбардировочные и 43-я истребительная дивизии и 313, 314-й отдельные
разведывательные полки (фронтовая авиация); 8 корпусных авиационных эскадрилий (войсковая авиация).
Смешанные дивизии входили в состав 10, 4, 3-й армий и подчинялись их
командующим, фронтовая авиация подчинялась командующему ВВС фронта, которым был
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Иванович Копец. Он воевал в
Испании командиром эскадрильи, прибыл старшим лейтенантом и сразу был назначен
заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа, затем – командующим
Западного военного округа, не имея необходимой подготовки и опыта работы для командования
таким крупным объединением.
Всего в составе авиации фронта имелось 29 полков, из них 12 истребительных, 13 бомбардировочных, 2 штурмовых, 2 разведывательных, и насчитывалось 1789 самолётов. Несмотря на большой состав авиации фронта,
прикрывавшего московское стратегическое направление, командующему ВВС был
оперативно подчинён 3-й дальнебомбардировочный авиационный корпус, которым
командовал полковник Николай Сергеевич Скрипко. В состав корпуса входили 42-я и
52-я дальнебомбардировочные авиационные дивизии. В каждой из них было по два
полка, один из которых был вооружён самолётами Дб-Зф, а второй – Тб-3.
С учётом дальних бомбардировщиков 3-го корпуса в составе
авиации Западного фронта насчитывалось 2084 самолёта. Все они, кроме И-153 и Тб-3 (иногда на них лётчики в боях получали результаты
даже лучше), были новыми и по качеству не уступали немецким или превосходили
их.
Против авиации Западного фронта действовали 2-й немецкий
воздушный флот, армейская и войсковая авиация Группы армий «Север». 2-м
воздушным флотом командовал фельдмаршал Альберт фон Кессельринг, имевший
высокий уровень подготовки и опыт ведения боевых действий. Он ещё месяц назад
руководил этим флотом в воздушной войне против Англии. В составе немецкой
авиации насчитывалось 1679 самолётов, то
есть в 1,2 раза меньше, чем у Западного
фронта. При таком соотношении сил сторон можно было рассчитывать, что наша
авиация, как и предрекала пропаганда перед войной, захватит господство в
воздухе, но этого не случилось. Фон Кессельринг, имея меньше самолётов, чем
противостоящая авиация, решил уничтожить её в два этапа: на первом – армейскую
авиацию, а на втором – фронтовую. Смешанные авиадивизии армейской авиации он
решил уничтожить преимущественно на аэродромах, а самолёты фронтовой авиации –
в воздухе, так как с ликвидацией истребительных полков бомбардировщики будут
летать на задания без сопровождения и станут лёгкой добычей для немецких
лётчиков.
Пользуясь преимуществом внезапного нападения, немецкая
авиация ещё до объявления Германией войны на рассвете 22 июня 1941 года нанесла
удары в полосе Западного фронта по 26 аэродромам, которые заранее были разведаны. При этом ударам
с воздуха были подвергнуты все аэродромы армейской авиации, кроме одного, о
котором немцы не знали, и дополнительно три аэродрома, на которых базировались
два разведывательных полка и один бомбардировочный фронтовой авиации.
В дальнейшем налёты следовали один за другим в течение трёх
дней для уничтожения оставшихся самолётов армейской авиации, а затем –
фронтовой и дальней.
Авиация Западного фронта не была приведена в боевую
готовность, и её самолёты стояли на аэродромах зачехлённые, плотными рядами
вдоль широких белых линий крыло к крылу. Это обеспечило их массовое уничтожение
в первом налёте, так как при попадании в один самолёт огонь перебрасывался на
другие, а взрывы бензиновых баков и боеприпасов усиливали огонь, и над аэродромами
поднимались дымы пожаров. Трагедией обернулось такое скученное расположение
самолётов на аэродромах. Приказ наркома обороны от 19 июня о рассредоточении боевой техники не успел поступить в
части. Успеху немецких лётчиков способствовало и то, что на аэродромах
отсутствовали зенитные пушки и пулемёты. Поэтому они вились над аэродромами до
полного уничтожения самолётов или расхода боеприпасов.
– Но не все же наши
самолёты были уничтожены? Возникали ли случаи отражения ударов немецкой
авиации?
– Да. На перехват немецкой авиации были подняты дежурные
звенья, но их атаки успешно отразили истребители сопровождения
бомбардировщиков. И только в районах дислокации 10-й и 11-й смешанных
авиадивизий, где в воздух были подняты значительные силы истребителей, разгорелись
жаркие воздушные бои.
В первый день войны в составе ВВС Западного, да и всего
советско-германского фронта, наибольшего успеха в боях с немецкими истребителями
и бомбардировщиками добились лётчики 127-го истребительного авиационного полка,
вооружённого устаревшими истребителями И-153 («Чайка»). Это полковники И.Ф.
Дружков, И.Ф. Каркан и генерал-полковник С.Я. Жуковский. Из воспоминаний Ивана
Фёдоровича Дружкова об участии в боях:
«На И-153, которыми был вооружён полк,
были установлены четыре пулемёта ШКАС и под нижними крыльями – направляющие
балки для 8 реактивных снарядов РС-82. Но эрэсов, которых в дальнейшем очень
боялись немцы, в начале войны не было, не завезли. По манёвренности в
горизонтальной плоскости и ракетному вооружению И-153 превосходил Ме-109, а
уступал ему в бою на вертикалях, стрелково-пушечном вооружении и максимальной
скорости полёта. При встрече с немецкими истребителями наши лётчики на вираже моментально
заходили им в хвост, и они уходили на вертикаль, когда успевали. С бомбардировщиками
лётчики на И-153 вели бои более успешно, но равенство в скорости полёта затрудняло
их догон для атаки».
127-й полк базировался на аэродроме Скидель. Но на нём, как
и на других аэродромах, развернулось строительство бетонной взлётно-посадочной
полосы, и полк за две недели до начала войны был перебазирован на полевой
аэродром Лесище в 30 км
от Гродно. Его немцы не знали, обнаружили в конце дня и нанесли по нему удар,
уничтожив 3 самолёта. Лётчикам полка удалось
в течение дня уничтожить в воздушных боях 20 самолётов противника, потеряв 14 своих. Это был лучший результат дня, и получен он на
устаревших истребителях. Полк, так успешно начавший войну, на следующий день
прекратил своё существование. А случилось следующее. Вечером, когда лётчики
собирались идти на ночной отдых, поступила команда: «Выход из-под удара» – и
всем было приказано самостоятельно лететь на один из трёх аэродромов. Это
произошло потому, что командующий 3-й армией Василий Иванович Кузнецов без
всякой боевой необходимости решил сдать ночью немцам город Гродно и значительную
прилегающую территорию, на которой находился аэродром Лесище.
После войны генерал армии К.Н. Галицкий, как он пишет в воспоминаниях, спросил Кузнецова:–
Зачем вы сдали немцам в первый день войны большую территорию?
– Так я сделал на учении осенью. И это решение было
одобрено руководством.
– Каковы
причины столь стремительного уничтожения наших самолётов на земле и воздухе?
– 11-я смешанная авиадивизия в первый день войны уничтожила
37 самолётов противника, а сама
потеряла, в основном на земле, 127, и осталось у неё 72 истребителя. В наиболее тяжёлом положении в первый день
войны оказалась 9-я смешанная авиадивизия. Она дислоцировалась в Белостокском
выступе, удобном для перехода в наступление с началом войны наших войск, к чему
они готовились в соответствии с доктриной ведения боевых действий на территории
противника. Поэтому её полки максимально были приближены к границе, чтобы
длительное время вести боевые действия в наступательной операции без
перебазирования. Но пришлось обороняться, и немцы очень быстро подошли к её
аэродромам, что видно из следующего.
Аэродром Торново, на котором базировался 129-й
истребительный авиаполк, находился в 12 километрах
от границы. Он имел около ста самолётов, из них 45 – МиГ-3. На аэродроме
Долобуново, в 22 километрах
от границы, базировался 125-й авиаполк, имевший 77 самолётов, из них 56 МиГ-3. На аэродроме Высоке-Мозовецк в 40 километрах
от границы базировался 124-й полк, в котором насчитывалось 99 истребителей, в том числе 70 МиГ-3, а остальные – старых конструкций. Из этих данных
видно, что в полках с учётом И-16 и И-153, которые не успели сдать после переучивания на
новые самолёты, имелся полутора-двойной комплект истребителей, что при наличии
резервных лётчиков расширяло боевые возможности полков. Поэтому не правы авторы
многих трудов, утверждающие, что ВВС Западного и других фронтов из-за наличия
неисправных машин вступили в войну с меньшим числом самолётов, чем имели по
боевому расписанию.
В 4 часа 5 минут 22 июня командир
129-го полка капитан Ю.М. Беркаль услышал гул начатой противником
артиллерийской подготовки и объявил боевую тревогу. В соответствии с планом
прикрытия границы одну эскадрилью направил на прикрытие города Острув-Мозовецк,
а вторую – в район Ломжи. Аэродром Торново не был прикрыт. На него последовательно
вышли три группы немецких самолётов и нанесли удары по оставшимся двум эскадрильям,
причинив значительный ущерб. Вскоре к аэродрому подошли немецкие войска. Связи
с дивизией не было, и Беркаль своим решением перебазировал полк в район Белостока.
Лётчики улетели, а техники направились за ними со средствами обслуживания
наземным эшелоном по дорогам, забитым войсками и беженцами, под непрерывными
ударами авиации врага. На новом аэродроме полк вновь подвергся ударам с
воздуха, перелетел далее в тыл и, практически не участвуя в боях, прекратил
своё существование.
Я участвовал в боях на штурмовиках Ил-2 и Ил-10 в 1944–1945 годах, и наш 118-й гвардейский штурмовой авиационный
Курский полк часто перебазировался за наступающими войсками. Каждый раз ему выделяли
транспортный самолёт, на котором с лётчиками одновременно летели техники, и
перерывов у полка в ведении боевых действий не было. В составе же ВВС Западного
фронта не было ни одного транспортного самолёта для перебазирования техников. Война
таких ошибок не прощает.
Аналогично потеряли боеспособность и два других истребительных
полка дивизии.
А 13-й скоростной бомбардировочный авиационный полк в
результате трёх ударов немецких самолётов лишился всех своих новых пикирующих
бомбардировщиков Ар-2, не сделавших ни одного боевого вылета.
9-я смешанная авиадивизия в первый день войны из 409 своих самолётов потеряла (преимущественно на земле) 347, и
осталось у неё 62. На следующий день дивизия понесла дополнительные потери, и
её командир генерал-майор авиации С.А. Черных, тоже «испанец», послал
телеграмму командующему ВВС Западного фронта, которым был генерал-майор авиации
А.И. Таюрский. В телеграмме было сказано: «Все самолёты разбиты. Прошу указаний».
Так на второй день войны мощная авиационная дивизия, вооружённая только новыми
типами истребителей и бомбардировщиков, прекратила своё существование, не
оказав противодействия немцам.
В 10-й смешанной авиадивизии 74-й штурмовой полк
базировался на аэродроме Высокое, в 14 километрах
от границы. В первые же минуты его самолёты были обстреляны немецкой
артиллерией, а вскоре на лётное поле ворвались танки. Больше данных из полка не
поступало.
В первый день войны наиболее успешно в дивизии воевал И.
Калабушкин, который на И-153 сбил пять
немецких самолётов, в том числе двух истребителей Ме-109. Столько же на этом
истребителе в 11-й дивизии сбил А.С. Данилов. Это опровергает утверждения
многих авторов, что причиной поражения советской авиации явилось малое
количество в частях новых типов самолётов.
К концу первого дня войны в составе трёх смешанных
авиационных дивизиях осталось 185 самолётов. В результате сухопутные войска лишились
поддержки и прикрытия с воздуха, а бомбардировочные полки – истребителей
сопровождения и летали на боевые задания без их прикрытия в условиях полного господства
противника в воздухе.
Оставшаяся 43-я истребительная авиационная дивизия на И-16 и И-153 двумя полками
прикрывала Минск, одним полком – Пуховичи и одним – Барановичи.
Командир 13-й бомбардировочной дивизии Герой Советского
Союза генерал-майор авиации Ф.П. Полынин о полёте пяти её полков на выполнение
боевой задачи в первый день войны пишет, что после их возвращения в штаб
дивизии стали поступать донесения. 24-й полк донёс, что боевую задачу выполнил
без потерь, сбил два из четырёх атаковавших Ме-109. Из полков доносили: у одних
сбито десять, у других — пять. Одну из групп атаковало 18 истребителей, и на аэродром вернулся лишь один экипаж.
Так продолжалось изо дня в день, и силы фронтовых и дальних
бомбардировщиков таяли на глазах. В то же время устаревшие тихоходные тяжёлые
бомбардировщики Тб-3 выполняли
боевые задачи ночью и потерь не имели. Поэтому при отсутствии истребителей
сопровождения фронтовые и дальние бомбардировщики нужно было перевести на
ведение боевых действий ночью, но этого сделано не было.
В результате к концу приграничного сражения 30 июня в составе авиации Западного фронта осталось 50 самолётов и 70 в 3-м корпусе, то есть всего 120 машин от 2084, которые она имела в начале войны. Авиация
Западного фронта практически прекратила своё существование.
Узнав об этом, командующий ВВС Западного фронта
генерал-майор Копец застрелился.
Подобным образом были уничтожены танки и разгромлены другие
войска, и от мощного Западного фронта осталось одно название. Руководство
фронта было предано суду и расстреляно. В командование фронтом 30 июня вступил генерал-лейтенант А.И. Ерёменко, который в воспоминаниях записал, что «сил для
отпора врагу, двигавшемуся из района Минска к Днепру, у нас фактически не
было». В связи с угрозой Москве на следующий день, 1 июля, командующим Западным фронтом был назначен маршал С.К.
Тимошенко, его заместителями – С.М. Будённый и А.И. Ерёменко, а фронту переданы
19, 20, 21, 22-я резервные армии, и он новым составом продолжал боевые действия
на главном Московском направлении.
В тяжёлых оборонительных боях Красной Армии в период её
отступления наши военно-воздушные силы несли большие потери. Но даже в таких
труднейших условиях был нанесён ощутимый удар по авиации противника. Так, до 1
июля 1941 года, по архивным данным, немецкие войска потеряли на русском фронте
425 самолётов. Но и наши потери были более значительными – 1363 самолёта, из
них на аэродромах – 679. Тот факт, что авиации люфтваффе был нанесён ощутимый
урон, говорит о высоких морально-боевых качествах и достаточной лётной и
тактической подготовке лётного состава и их командиров. Что касается больших
потерь нашей авиации – подавляющее количество самолётов было устаревшего типа,
которые не могли оказывать противодействие истребительной авиации люфтваффе. В последующие годы ситуация изменилась. Боевые потери русских
лётчиков за время войны составили 27600 человек. Орденами и медалями были награждены
8568 пилотов, из них 19709 – орденом Красного Знамени, 13342 – орденом Красной
Звезды, 3324 – медалью за боевые заслуги, 1857 – удостоены звания Героя
Советского Союза (в том числе 25 женщин).
Не будем забывать огромный вклад в Победу советской авиации
– в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. ею была оказана значительная
помощь сухопутным войскам, флоту и партизанам в разгроме немецко-фашистской
армии и особенно авиации. За это время она произвела 3 808 136 боевых
самолётовылетов, сбросила на войска, аэродромы и военные объекты тыла
противника около 700 000 тонн бомб. Советской авиацией и зенитной артиллерией
было уничтожено около 53 000 немецких самолётов. Одновременно с этим вермахту
были нанесены большие потери в технике и живой силе.
Беседовал Николай
ЛЕБЕДЕВ
ЛГ, 17.03.10