Реклама:
Номер 241-242
подписан в печать 15.04.2010
ГРЯДЕТ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

Журнал «Золотой Лев» № 241-242- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Л.Г. Ивашов

президент Академии геополитических проблем,

генерал-полковник

 

Цель – ликвидировать средства сопротивления оккупации

 

 

Нынешний договор СНВ-3 погубит Россию

 

Обама переиграл Медведева по всем ядерным статьям. 27 марта в США опубликовано совместное заявление бывших госсекретарей США Генри Киссинджера и Джорджа Шульца, бывшего министра обороны Уильяма Перри и бывшего сенатора Сэма Нанна. Они приветствовали достигнутую между США и Россией договорённость по новому договору о СНВ. Этот документ позволит сократить количество ядерных арсеналов двух стран на треть.

Чему же радуются политики, которые никогда не скрывали своего резко негативного и агрессивного отношения к СССР, а затем и к России? Есть ли у нас повод порадоваться вместе с ними? Об этом корреспонденты «СП» побеседовали с президентом Академии геополитических проблем генерал-полковником Леонидом Ивашовым.

 

«СП»: - По сообщениям СМИ, Дмитрий Медведев и Барак Обама приняли решение подписать договор СНВ-3 в Праге 8 апреля. Известно ли что-нибудь о его содержании?

- Официально - нет. Переговоры велись в обстановке секретности, о содержании уже согласованного документа российская общественность не знает. При всех разглагольствованиях о гласности, власти практически втайне от народа подписывают договор, который может стоить жизни миллионам людей. Лишь из иностранной прессы, да из «точечных откровений»  политиков мы имеем некоторое представление о документе, и оно свидетельствует, что дипломаты полностью сдали российские позиции на переговорах. По этим данным, стороны договорились о сокращении ядерных арсеналов на треть, при этом без учёта ядерного оружия других стран НАТО - Англии, Франции и пр. Правда, со стороны Англии последовало неофициальное обещание рассмотреть вопрос сокращения своих ядерных сил, после того как Россия начнёт выполнять договор СНВ-3. Но что стоят такие обещания, известно. Судя по всему, кроме общих фраз, нет в договоре и конкретной статьи о нераспространении американской ПРО в Европе. А без этого СНВ-3 делает Россию беззащитной мишенью для США.

 

«СП»: - Поразительно, когда были провалены всего лишь зимние Олимпийские игры, шуму было на весь мир. А тут жизненно-важные для всей страны переговоры проиграли, и - молчок. Почему?

- Судя по всему, народы России и мира хотят поставить перед фактом «келейного» заключения договора, необратимо уничтожающего массированный ракетно дерный потенциал России в условиях будущего развёртывания национальной ПРО США. Логическим результатом здесь может стать фактически одностороннее ядерное разоружение России и ликвидация её суверенитета. Под угрозой оказывается вся система мировой стабильности, уже и так серьёзно подорванная действиями США. Несмотря на то, что сегодня подобные переговоры должны проводиться в обстановке широкой гласности, при возможности общенациональной дискуссии, они проходят в режиме строжайшей засекреченности. Даже депутаты Государственной Думы ФС РФ лишены возможности получить необходимую информацию не то что о возможном будущем облике СЯС РФ, но даже о формате переговоров, включая информацию о составе делегаций и групп официальных экспертов при делегациях и т.д.

В связи с этими проблемами состоялось общее собрание Академии геополитических проблем по поводу угрожающей ситуации в сфере стратегических ядерных вооружений России и переговорного процесса. В своем заявлении собрание требует от военно-политического руководства России немедленного исправления ситуации, предоставления полной информации о содержании проекта договора, проведения его компетентной депутатской и общественной экспертизы.

Мы требуем также от президента Медведева и премьера Путина чётких публичных гарантий, что без проведения такой экспертизы и доведения её результатов и выводов до народов России и мира, Российская Федерация не подпишет никаких международных соглашений в сфере ядерных вооружений. В противном случае мы считаем политически целесообразным и исторически оправданным громко предупредить народы России и мира о той угрозе миру, которая исходит от неконструктивных кругов руководства США и России. И возложить всю ответственность за возможную мировую катастрофу на высшую администрацию США и России и лично на президентов Обаму и Медведева, а также на премьера Путина, как на руководителя, в годы руководства которого Россией наш стратегический ядерный арсенал лишь ветшал, сокращался и лишался адекватной научно-технической поддержки.

 

«СП»: - Но ведь многие считают, раз ядерные арсеналы сокращаются, значит, меньше угроза их применения. Почему вы утверждаете, что это, наоборот, опасно?

- Нельзя забывать, что ядерная политика Соединённых Штатов Америки всегда была направлена на обеспечение возможности нанесения по России безнаказанного ядерного удара. Сегодня это хорошо известно и легко доказывается. Лишь огромные усилия СССР по созданию количественного и системного паритета с Америкой обеспечили к середине 80-х годов прочный режим ядерной стабильности. Было осознано, что если обе стороны обладают развитыми и массированными ядерными вооружениями, это не увеличивает угрозу мирового ядерного конфликта, а фактически устраняет её.

Ядерное оружие СССР, а теперь России, не предназначено для силового диктата, а призвано исключить силовой диктат по отношению к России. Ядерное оружие России - это оружие мира, существующее в интересах мира. Любые иные подходы для России - особенно в условиях кризиса обычных Вооружённых Сил - являются или некомпетентными, или провокационными, или предательскими. Процесс сокращения нашего ядерного оружия мог бы стать разумным лишь в условиях взвешенной политики США, ныне всё чаще заявляющих о себе, как о мировом жандарме. К тому же в США не скрывают, что новый мировой порядок строится на развалинах России, за счёт России и против России.

Процесс договорного уничтожения российского стратегического потенциала начался уже в ходе выполнения договора СНВ-1, формально заключённого ещё между СССР и США в 1991 году. Однако СНВ-1 разрабатывался в геополитической и военно-политической ситуации, принципиально отличной от той, которая возникла вскоре после его подписания, и для РФ было бы разумным сразу же выйти из режима СНВ-1, чего сделано не было.

В 90-е годы России подсовывали неравноправный договор СНВ-2. Если бы СНВ-2 - этот второй, после СНВ-1, шаг по уничтожению ракетно-ядерных вооружений России, - был выполнен, уже сегодня в РВСН РФ имелось бы всего 245 боезарядов на 180 ПГРК «Тополь» и 65 РК «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования. Выполнив СНВ-2, Россия уже не имела бы тех 1112 боезарядов на 68 МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2 и 72 МБР УР-100Н УТТХ, которые пока что в нашем распоряжении имеются. Сейчас нас вынуждают сократить СЯС на треть. При этом разворачивают ПРО, способную сбить более 1000 ракет.

 

«СП»: - Почему так важна проблема ПРО?

- Начать нужно с того, что в результате одностороннего выхода США из Договора по ПРО-1972 американские ракеты и другие объекты теперь защищены, а российские стоят, как говорится, голенькие. То есть американские боеголовки беспрепятственно достигают любого объекта на территории России, российские ракеты попадают под воздействие американских средств на старте, на разгонном участке, на орбитальной траектории и даже в районе падения прорвавшихся боеголовок.

Решая задачу нейтрализации российского ядерного потенциала, США реализуют программу развертывания 1400 объектов ПРО на суше, морских пространствах, на авиационных носителях (вспомним успешное испытание лазерной установки на Боинге-747 по уничтожению баллистической ракеты в феврале 2010 года), в космосе. При сокращении наших стратегических ракет до определённого порога (практически он и назван в проекте договора по СНВ-3) все российские ракеты будут сбиты. Лишившись сдерживающего фактора неприемлемого для США ответного удара, мы становимся или беззащитной мишенью, или безропотным объектом ядерного шантажа.

В Военной доктрине-2010 в качестве внешней военной опасности зафиксировано «создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих стратегическую стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия» (п.8 г). То есть Москва в главном военном документе официально признаёт опасное неравенство стратегических потенциалов, угрожающее безопасности Российской Федерации, однако в договоре не снимает эту опасность.

 

«СП»: - Чем еще чревато подписание «сырого» договора?

- США в рамках стратегии «быстрого глобального удара» (принятой в январе 2003 года) ускоренно наращивают потенциал стратегических крылатых ракет, прежде всего морского базирования, никоим образом не охваченных Договором СНВ-1 и, судя по всему, договором СНВ-3.

Советский фактор ядерного сдерживания дополнялся мощью группировок обычных сил и средств, особенно дислоцированных на Западном стратегическом направлении (рывок до Ла-Манша в случае ядерного удара США был реальностью). Сегодня же в результате «успешных» военных реформ военный потенциал России в соотношении с НАТО напоминает карлика.

Что косвенно зафиксировано в Военной доктрине-2010, где такие понятия, как наступательные операции, контрудар, разгром агрессора, просто изъяты.

И ещё один важный момент. При работе над Договором СНВ-1 не учитывались ядерные вооружения Англии, Франции, Китая. Делалось это по причине многократного количественного и качественного превосходства средств США и СССР, а также в силу приоритета «общечеловеческих» ценностей в мировоззрении позднесоветских и российских руководителей. Сегодня, когда счёт носителей и боезарядов в Вооружённых силах РФ идёт на сотни (даже не тысячи), Россия сталкивается с кратным превосходством ядерных средств Запада и паритетом в ближайшие годы с Китаем. При этом США впервые с начала ядерной гонки получают шанс надёжно «накрыть» российский стратегический ядерныйпотенциал системой ПРО и арсеналом высокоточных крылатых ракет, действующих во взаимодействии со средствами радиоэлектронного подавления систем управления.

 

«СП»: - Если переговорщики на данный момент не подготовили выгодный для России договор, может быть, его не стоит пока и подписывать?

- Важно подчеркнуть, что отказ от нового договора по СНВ, если американцы не пойдут на уступки, не приведёт ни к каким катастрофическим последствиям: США будут реализовывать свои программы, мы свои, но при этом мы не будем облегчать американцам задачу нейтрализации российских СЯС. К сожалению, дело зашло так далеко, что Медведеву нужно иметь большое мужество, чтобы приостановить процесс. Скорее всего, будет реализован самый печальный вариант - подписание договора на американских условиях. Такое мне приходилось наблюдать не раз. Помню, в феврале 1997 года в Хельсинки шли трудные переговоры между Ельциным и Клинтоном по проблемам СНВ, ПРО, химических вооружений, крылатых ракет и др. Американцы упорствовали, российские переговорщики сформировали позицию: если они не пойдут на уступки - не подписывать ничего. И это российскую сторону вполне устраивало. Однако после беседы двух президентов с глазу на глаз выходит Ельцин и публично объявляет Примакову: «Вы не сумели договориться, и я подписываю американский вариант».

 

«СП»: - Неужели у российской политической элиты нет чувства самосохранения, ведь в проигрыше будут все - от жителей деревни Кокушкино до обитателей Кремля?

- К сожалению, начиная со времён Горбачёва, Москве недостает ясного сознания места и роли российского ракетно-ядерного потенциала в формировании геополитического статуса России. А ведь именно он позволяет России удерживаться в группе ведущих государств мира. По большинству других показателей РФ опустилась до уровня Нигерии, а где-то и ниже. Лишившись статуса второй ядерной державы планеты, да ещё способной уничтожить первую в мире ядерную державу, российская элита с ветерком вылетит из группы ведущих мировых субъектов, участвующих в формировании повестки дня человечества.

Сейчас всем нужно четко понять: нельзя допустить отступления от защиты национальных интересов ни на шаг, чего бы партнёры ни предлагали. Ибо на кону стоит существование и суверенитет Государства Российского, будущее всех народов России. Главное - не позволить американцам усомниться в имеющейся у российских военных возможности донести в любой ситуации несколько единиц (а лучше - несколько сотен) боезарядов до берегов Потомака и до банков на Уолл-стрит. И обеспечить безусловную реализацию такой возможности, если Россию к этому принудят. Это лучший, а, скорее всего, и единственный залог сохранения мира.

 

http://svpressa.ru/politic/article/23062/

ДЗВОН, 30.03.2010

 

Грядёт демилитаризация всей страны

Слабые вооруженные силы провоцируют противника на агрессию

 

Масштабные организационно-штатные мероприятия, осуществляемые в течение последнего времени в Вооруженных Силах России, вызывают серьезную обеспокоенность не только у людей, многие годы носивших погоны, но и у сугубо гражданской общественности. И вот почему.

 

ТРЕВОЖАТ ВСЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Очевидным становится нарастание угроз и военных опасностей по периметру границ РФ: США невиданными ранее темпами наращивают ударную мощь своих вооруженных сил, НАТО готовится принять самую агрессивную за все время существования блока стратегическую концепцию, расширяющую зону ответственности альянса на весь земной шар. На Востоке в открытую поговаривают об освоении пустеющих русских просторов, принимают законодательные решения и нормативные акты о возвращении Россией «северных территорий». Повседневностью стало проведение крупномасштабных военных учений вблизи российских границ.

Между тем начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Николай Макаров сообщает: «В 2008-2009 годах мы вывели из Калининградской области большое количество ВВТ - более 600 танков, около 550 БМП и БТР, не менее 600 орудий и минометов. В принципе мы провели демилитаризацию этой области...» (см. «ВПК» № 7, 2010). Хотя чуть позже в том же интервью признает: «Однако в ответ на наши действия по выводу вооружений из Калининградской области страны Восточной Европы сегодня, наоборот, стали наращивать свой военный потенциал».

От себя добавлю: и не только страны Восточной Европы. В 2009 году проведены крупные натовские учения в Норвегии, у самых границ России, которые российский Генштаб умудрился не заметить. Официально объявлено, что в 2010 году на территории Латвии, Литвы и Эстонии пройдет серия крупномасштабных учений НАТО с переброской с американской территории контингентов войск, дозаправкой в воздухе, отработкой высадки морского десанта США, выгрузки боевой техники, формирования многонациональных соединений и частей, организации боевых действий (оборонительных и наступательных) при поддержке ударной авиации и военно-морских сил. Конечно, генсек альянса успокоит Москву, заявив, что эти учения не направлены против России, это, мол, борьба с терроризмом...

...Разоружая Калининградскую область и Балтфлот, Генштаб не учитывает ближайшую вероятность вступления в НАТО Финляндии, а затем и Швеции. Такая «воспитательная» работа проводится весьма активно. Тогда весь северо-запад России будет сдавливаться дугой превосходящих сил противника. И это лишь ситуация на одном из стратегических направлений. Ненамного лучше складывается обстановка на западном, юго-западном и южном стратегических направлениях, где мы находимся в состоянии «холодной» политико-экономической войны с Беларусью, Украиной, на грани горячей войны с Грузией. На базе США в Диего-Гарсия концентрируется мощная группировка для удара по соседствующему с Россией Ирану. Для этой же цели усиливается (на 30 тысяч человек) американская группировка в Афганистане и ведутся переговоры о нейтралитете с движением «Талибан». А у нас демилитаризация...

К сожалению, происходит демилитаризация не только Калининградской области, но и всей страны. Ибо сегодня, по моему мнению, по всей России - сплошь демилитаризованные пустоты. И меня как гражданина и военного специалиста не может не беспокоить безопасность страны, общества, моей семьи и меня лично, защита от конкретных угроз и противников. Тем более что в соответствии с Конституцией РФ (ст. 32) я как гражданин РФ имею право непосредственно и через представителей участвовать в делах государства.

 

ЗИЯЮЩИЕ ПУСТОТЫ

 

В новой Военной доктрине РФ Североатлантический альянс, его трансформация в глобального военного монстра, приближение к нашим границам объявлены главной военной опасностью для России, и хотелось бы знать, как Вооруженные Силы будут защищать и страну, и меня от этой опасности. Но в Военной доктрине ответа на этот вопрос нет. Замечу - в новом тексте этого основополагающего военно-политического документа практически не встречаются такие слова, как наступление, контрудар, разгром агрессора, операции вооруженных сил.

Идем далее. Отслеживая военные программы Соединенных Штатов, узнаю, что с 18 января 2003 года в США утверждена и реализуется концепция «Быстрого глобального удара», предполагающая внезапную атаку государства-объекта с применением 3-4 тысяч высокоточных крылатых ракет в течение 60 минут. С этой целью активно разрабатывается новый класс КР с дальностью полета 6 тысяч км и с весьма высокой средней скоростью полета. Для координации развития и практического воплощения концепции БГУ сформировано и приступило к работе Глобальное ударное командование ВВС США. Под его начало переданы (кроме крылатых ракет) 450 МБР, стратегическая авиация, модернизируемые в носители обычных глубокопроникающих боеголовок БРПЛ «Трайдент-2». В этих же целях в ВМС США переоборудуются четыре самые крупные атомные подводные лодки класса «Огайо». На лодках этого типа предполагается разместить порядка 600 крылатых ракет морского базирования.

В Военной доктрине РФ справедливо фиксируется, что «создание и развертывание систем стратегической ПРО... милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия» входят в число основных военных опасностей для России.

Но у нас сегодня нет средств противодействия этой опасности и обеспечения надежной защиты территории и населения. К тому же демилитаризация в значительной мере коснулась и сил противовоздушной обороны. И сегодня российское воздушное пространство не имеет сплошного радиолокационного поля, надежной системы зенитного ракетного прикрытия, здесь тоже зияющие демилитаризованные пустоты, расформированы полки и дивизии ВВС, вместо них сформированы авиабазы, а вся система ПВО носит очаговый характер.

Поступающая на вооружение ВВС зенитная ракетная система С-400 «Триумф» в силу своих ТТХ способна решить данную задачу. Но пока количество зенитных ракетных частей, оснащенных С-400, слишком мало, чтобы на оперативном и стратегическом уровнях эффективно противодействовать нарастающим в воздушно-космической сфере угрозам.

 

ЧЕМ БУДЕМ ЗАЩИЩАТЬСЯ?

 

8 октября 2009 года отечественные СМИ оповестили россиян о закупке двух истребителей Су-27 для завоевания превосходства в воздухе. Во-первых, для России это вообще-то маловато. Немного они завоюют превосходства. А во-вторых, эти самолеты созданы 30 лет назад и чуть-чуть устарели. Показанный недавно истребитель пятого поколения, конечно, добавляет нам оптимизма, но не очень. На авиашоу нам не раз демонстрировали и Миг-29СМТ, и Су с обратной стреловидностью крыла, и вертолеты Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор». Замечательные машины, только в войсках даже в минимально необходимых количествах их так и нет. Но будем жить надеждой.

С отказом от наступательных операций и контрударов как форм боевых действий, видимо, связан и отказ от танковых соединений оперативно-тактического уровня. Однако никакой логике, тем более военно-научному прогнозу не поддается решение сократить количество танков в Российской армии с 23 тысяч единиц до 2 тысяч. В НАТО, кстати, наличествует около 20 тысяч танков и двигаться им, кроме как в восточном направлении, некуда: не позволяет география.

Да и на восточном стратегическом направлении ситуация способна измениться в течение нескольких суток и мы можем столкнуться с наступлением миллионной армии соседа. Десяток российских бригад на этом направлении будет смят в первые часы военных действий.

Мобилизационная система страны за последнее время претерпела такие изменения, что впору говорить не о ее модернизации, а скорее упразднении. Сдержать возможную агрессию с помощью «Искандеров» (порой высказываются и подобные мнения)  вряд ли удастся. «Искандер» - замечательный ракетный комплекс, но он рассчитан на уничтожение одиночных точечных, а отнюдь не площадных целей.

Ядерное оружие применять против стран НАТО, равно как и против Японии, самоубийственно: они под защитой американского ядерного зонтика. Китай в ближайшие годы, особенно после подписания и ускоренной реализации российской стороной Договора СНВ-3, достигнет с нами паритета в ракетно-ядерной области. К тому же во времена Горбачева во имя общечеловеческих ценностей мы заключили с американцами Договор о РМСД и у нас нет, как у китайцев, ракет средней дальности, а старт межконтинентальных будет расценен американцами по-своему: как попытка нанесения Россией ракетно-ядерного удара по Америке (со всеми вытекающими последствиями).

В ВМФ России ситуация не лучше. Старение корабельной группировки, ежегодный вывод кораблей из боевого состава, практическое отсутствие морской авиации, нехватка материальных ресурсов для морской выучки личного состава серьезно ослабляют возможности флотов. Видимо, поэтому в Военной доктрине задачи ВМФ понижены до борьбы с пиратством, обеспечения судоходства и безопасности экономической деятельности РФ в Мировом океане.

Неясны перспективы с группировкой сил подводных крейсеров стратегического назначения. Не летит «Булава» да и производственных мощностей недостаточно для своевременного (если полетит) оснащения подводных лодок проекта 955 класса «Борей». Закупка французских «Мистралей», безусловно, усилит боевой потенциал флота, но возникает также ряд неясностей.

Во-первых, как французские вертолетоносцы вписываются в боевой состав флотов и какие задачи они будут решать? Корабли этого типа имеют весьма ограниченные возможности по ПВО, противолодочной и противоминной защите. Значит, в боевой ситуации самостоятельно действовать не могут. И чтобы не стать легкой добычей противника, им необходимы сопровождение и боевое охранение 4-6 надводных кораблей и авиации. А это сегодня большой дефицит.

Во-вторых, для высадки морского десанта на необорудованное побережье врага нужны еще, кроме вышеуказанных средств, корабли артиллерийской поддержки. С таковыми сегодня тоже проблемы.

В-третьих, хотелось бы знать: где мы, нацелив ВМФ для охраны мирного судоходства в Мировом океане, планируем высаживать морские десанты? Похоже, имеется в виду Сомали. Но сразу возникает вопрос: что мы будем делать в этой стране после высадки? Американцы там уже высаживались, потерпели поражение и с позором ретировались. Надо перебросить, как было во времена СССР, на остров Сокотра в Аденском заливе группировку армейской авиации и она будет оберегать отечественные и (при организации соответствующего взаимодействия) иностранные суда.

И еще о флотских делах. Несмотря на возражения заслуженных адмиралов и морских офицеров, грядет передислокация Главного штаба ВМФ в Санкт-Петербург. Теперь поговаривают об оперативном подчинении флотов военным округам. Ликвидирован мозг и организатор управления действиями корабельных группировок - оперативное управление Главного штаба ВМФ. Фактически упразднена за ненадобностью военно-морская наука.

 

ГАРАНТ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ

 

Подобное происходит практически во всех звеньях Вооруженных Сил. Но что особо печально - это значительные за последнее время утраты в сфере стратегического и оперативного управления и военной науки в целом. Кардинально сокращается военная разведка. Идет, если можно так выразиться, демилитаризация военного интеллекта. Уволено 60% командного состава. С июня 2008 года смещены четыре заместителя начальника Генштаба (из пяти), оба его помощника, начальники ЦКП Генштаба и Центра военно-стратегических исследований (и упразднен сам центр).

Существенные кадровые утраты понесло ведущее управление Генштаба - Главное оперативное управление. За достаточно короткий срок заменены два начальника ГОУ, практически все заместители и большая часть начальников управлений. На многих ответственных направлениях деятельности Генштаба осталось по одному офицеру-исполнителю.

Не менее интересна близкая мне тема военного строительства - военное сотрудничество с зарубежными странами. В течение двух лет Главным управлением международного военного сотрудничества Минобороны (ранее признанная во всем мире структура) пытались руководить молодые топ-менеджеры. Затем ГУ МВС было практически расформировано. Только один результат: в 2009 году приглашены учиться и в соответствии с подписанными ранее контрактами к 1 сентября приехали в Россию порядка 4 тысяч иностранных военнослужащих из 49 стран мира (таково было распоряжение президента РФ от 30 декабря 2008 года). Но по прибытии им рекомендовали отправиться на обучение в другие государства. Такой потери лица Россия (СССР) в своей истории еще не знала.

Интересные метаморфозы происходят и в системе тылового и технического обеспечения ВС РФ. Например, обеспечивать действия войск и сил флота и в мирное, и в военное время будут акционерные общества. Так, для технического обеспечения войск и ремонта военной техники срочно образовано ОАО «Оборонсервис», в которое вошло 316 предприятий и организаций. Однако у специалистов возникают существенные сомнения: пойдут ли сотрудники ОАО за боевыми порядками войск в военное время? А реалии мирного времени - налицо. Главком ВВС Александр Зелин констатирует: «На предприятиях промышленности (входящих в ОАО. - Л.И.) капитальный ремонт Су-27 стоит порядка 200 млн рублей, в то время как на своих заводах ремонт обходится всего в 17 млн рублей».

Вот почему возникает вопрос: способны ли обретающие новый облик Вооруженные Силы РФ нейтрализовать возникающие военные опасности и угрозы, предотвратить военную агрессию против Российского государства?

Сильная, боеспособная армия при наличии политической воли уже своим существованием выступает гарантом неприкосновенности государственных границ. Слабая армия всегда таит в себе две угрозы: успокаивает общественное мнение своим наличием и сеет у народа иллюзию защищенности, а с другой стороны - провоцирует противника на агрессию.

Объяснение же причин осуществляемых ныне масштабных организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах подчас таково: «Российская армия долгое время оставалась той же армией, которая была при Советском Союзе». По моему мнению, это звучит не очень убедительно. Это скорее идеология, но никак не военная стратегия (и отнюдь не научный анализ).

 

ВПК №12 (328)

31 марта - 6 апреля 2010 года

 

Договор подписан. Что дальше?

 

В Праге 8 апреля 2010 года торжественно поставлены подписи президентов США и России под документом с условным названием Договор СНВ-3.

Российская официальная сторона представляет его как исторический шаг в российско-американских отношениях, как меру, укрепляющую планетарную стабильность, как выдающуюся победу внешней политики Кремля. Американцы воспринимают подписание Договора гораздо скромнее, республиканцы, естественно, критикуют Б.Обаму за уступки России, простые американцы озабочены своими житейскими проблемами и плевать им на проблемы ядерные.

Попытаемся и мы с помощью метода геополитического анализа разобраться в этом «историческом» событии, предварительно заметив: президент СССР и президенты России едины в своем стремлении подписать с Соединенными Штатами хоть какой-нибудь договор по проблемам стратегических ядерных вооружений. Едины они и в том, что, как правило, играют на американской стороне против своих генералов, дипломатов, оборонщиков. Автору довелось наблюдать раздражение Горбачёва и Шеварднадзе, когда маршал С.Ф.Ахромеев и его переговорная команда настаивали на соблюдении принципа равенства в вопросах учета и сокращения стратегических ядерных вооружений. «Вам что, ракет мало?» - вопрошал возмущенно Горбачёв. А г-н Шеварднадзе извещал советских военных: «По вопросам крылатых ракет (как и англо-французских ядерных вооружений за счет авиационных ядерных средств. - Л.И.) мы с г-ном Бейкером уже договорились». По Договору о ракетах меньшей и средней дальности такой подход привел к тому, что советская сторона уничтожила в полтора раза больше ракетных комплексов, превосходящих американские «Першинги» по боевым характеристикам в два раза. Да плюс к тому ради «общечеловеческих ценностей» тайно включили в Договор на уничтожение лучший в мире оперативно-тактический комплекс «Ока».

Ельцин также подавливал на экспертов в процессе подготовки Договора СНВ-2, без какой-либо экспертизы заявлял о снятии боезарядов со стратегических ракет или о ненацеливании российских ракет на объекты США. И все ради улучшения отношений с Вашингтоном. Путин в условиях выхода США из Договора по ПРО и недавнего уничтожения Союзной Республики Югославия ради личной дружбы с Дж. Бушем подписал скороспешный Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), более напоминающий декларацию о вечной дружбе, чем юридически обязывающий договор. Та же эйфория что-нибудь подписать чуть не охватила Д.Медведева. Одномоментное согласие с инициативой американского президента, встречный план с пожеланием уничтожить больше российских ядерных средств, чем предлагает Вашингтон, и укороченные сроки переговорного процесса. Но российская переговорная делегация оказалась, во-первых, профессиональной по составу, во-вторых, по государственному ответственной. Российский МИД вел себя достойно, не оказывая давления ни по срокам, ни по позициям. Было в переговорном процессе и понимание того, что для России этот договор не является критически важным, гораздо важнее восстановление оборонно-промышленной кооперации и способности создавать современные системы вооружений. Главной задачей делегации являлось - не допустить снижения количества СЯС до уровня, при котором набирающая обороты американская система ПРО может нейтрализовать ответно-встречный удар России, ибо тогда наше ядерное оружие перестанет являть собой фактор сдерживания. Еще одной важной задачей делегации стало создание договорных возможностей для свободы действий оборонно-промышленного комплекса в развитии средств ядерного сдерживания. То есть не связать свободу мысли русских конструкторов и технологов.

Российской делегации удалось в ходе переговоров сбросить ущербные положения прежнего СНВ-1, что стало неприятным сюрпризом для американцев, упростить логику договора (например, стороны ограничивают общее число носителей, а не по каждому из типов носителей, как ранее), привязать стратегические ядерные вооружения к национальной территории, запретить размещение средств ПРО в шахтах и на подводных лодках, где ранее размещались стратегические наступательные ракеты. Есть и другие позитивные моменты в тексте Договора.  Но остановить развитие американской ПРО и наращивание арсенала обычных высокоточных  стратегических средств не удалось, да, собственно говоря, сделать это было невозможно. Американский  конгресс в ходе переговоров принял закон, в котором четко было зафиксировано: сокращение стратегических наступательных средств не ограничивает развертывание оборонительных систем. Р.Гейтс на специально созванной пресс-конференции заявил: «..теперь вместо перехвата нескольких отдельных ракет речь идет о том, чтобы создать систему, способную нейтрализовать СОТНИ баллистических ракет, могущих прилететь с территории враждебных государств». Откуда могут прилететь сотни ракет, гадать не стоит: только со стороны России. Почему США «насмерть» стоят за наращивание класса высокоточных крылатых ракет и ПРО?

Попытаемся проникнуть в суть изменений американской военно-политической стратегии.

2002 год. Дж. Буш создает комиссию для подготовки «ядерного обзора». В докладе комиссии делаются выводы:

- новая Россия не является более серьезной ядерной угрозой для США;

- американское стратегическое ядерное оружие не является эффективным средством политической стратегии США в сфере безопасности; оно не может защитить Америку от террористических угроз, не служит целям давления на государства-«изгои»;

- содержание стратегических ядерных сил требует значительных финансовых расходов, не отвечая критерию «эффективность - стоимость».

В результате бурного обсуждения ядерного обзора принимается решение о сокращении расходов на содержание и развитие стратегических ядерных сил и увеличении расходов на развитие обычных средств нового поколения. В качестве компромисса со сторонниками ядерных вооружений и теми, кто видит в России и Китае ядерную угрозу, принимается решение о выходе из Договора ПРО-72 и развертывании глобальной системы стратегической противоракетной обороны. В 2003 году Дж. Буш утверждает Концепцию «Быстрого глобального удара» и США официально выходят из Договора ПРО-72. Создается Главное ударное командование США, в его состав планируется передать 450 установок из стратегических ядерных сил, модернизировав их в высокоточные средства с обычными боезарядами. Начинаются работы по переоборудованию четырех самых крупных подводных лодок типа «Огайо» под крылатые ракеты. Вместо 24 БРПЛ «Трайдент-2» на лодках устанавливается по 160 КРМБ «модернизированный Томагавк». БРПЛ «Трайдент-2» модернизируются под обычную высокоточную глубоко проникающую боеголовку. Одновременно активизируются работы по созданию стратегических крылатых ракет нового класса (дальность до 6000 км, скорость - 6 махов). Реализуется масштабная программа развертывания 1400 объектов стратегической ПРО.

Концепция «Быстрого глобального удара» (БГУ) предполагает нанесение мощного концентрированного удара несколькими тысячами высокоточных ударных средств по государству-цели в течении 2-4 часов, уничтожение важнейших объектов, определяющих стратегическую устойчивость государства, и принуждение его к капитуляции. Концепция БГУ стала идеей фикс администрации Дж. Буша, в качестве таковой она перекочевала в администрацию Б.Обамы. Так что прагматики-американцы пришли к рациональному выводу: зачем тратить большие деньги на вооружения, которые нельзя применить (в силу как возможности получить ответный удар, так и радиационного заражения больших пространств). Проблему Югославии и Ирака решали не ядерные, а обычные средства поражения. Причем решающую роль в операциях сыграли именно высокоточные крылатые ракеты и авиабомбы. Реализация концепции БГУ позволяет американцам оторваться в военно-техническом отношении от всех других стран мира и стать глобальным военным монополистом. То есть превратиться в силового диктатора современного мира. На всякий случай США страхуются от удара возмездия со стороны России и Китая развертыванием системы стратегической ПРО. Чтобы удешевить решение вышеназванных задач, администрация Б. Обамы раскручивает «голубиную» антиядерную программу. В целях форсирования новой политической стратегии безопасности, а точнее будет назвать ее политикой абсолютной безнаказанности, США стремительно взращивают военные расходы, превращают НАТО в планетарного жандарма. И параллельно распинаются о всеобщем безъядерном мире, одновременно планируют «учения с боевой стрельбой» на территории Ирана, с целью проверки эффективности концепции «Быстрого глобального удара». Такое вот миролюбие по-американски.

Что касается Договора СНВ-3, то он логично вписывается в новую американскую ядерную доктрину. Нужен ли договор России? Однозначно ответить, не зная, что в голове у кремлевских сидельцев, трудно. В условиях, когда высшее чиновничество превратилось в класс соб­ственников-олигархов и хранит «непосильным трудом» нажитые капиталы на Западе, то нацеливать ракеты на банки, где хранятся их деньги, на территории, где куплена недвижимость, руководство страны не будет. Поэтому, как только Б.Обама выдвинул идею нового договора СНВ, Кремль, ни минуты не сомневаясь, подхватил ее и даже выдвинул встречный план: сократить более чем на треть имеющийся у России стратегический ядерный арсенал (608 носителей, способных нести около 2700 ядерных боезарядов). Но мощная информационно-общественная оппозиция подобным планам и честная ответственная работа российской делегации на переговорах, при конструктивной поддержке МИДа РФ, не позволили осуществиться худшим намерениям. И в результате мы не только не должны сокращать свои носители, но должны их почти на треть нарастить в рамках нового договора. Но тем не менее договор - это всего лишь бумага. В ней зафиксированы американские программы трансформации военно-политической стратегии США. И есть уверенность, что Вашингтон при любой президентской администрации будет настойчиво их реализовывать. Для российской стороны серьезной проблемой станет наполнение материальной основой даже минимальных параметров договора. Поэтому «историчность» подписанного в Праге документа вызывает определенные сомнения. Но политическое звучание договора для России несомненно: даже обсуждением с США «на равных» проблемы СЯС уже повысило геополитический статус России. Других проблем, где мы были бы равны с американцами, не существует: мы с ними в разных весовых категориях.

Подписанный 8 апреля 2010 г. в Праге договор - это дипломатический успех российской внешней политики, лишь теоретически влияющий на безопасность России. Решающее значение будет иметь его реальное наполнение. Сумеет ли российская сторона выйти на уровень 800 (700 + 100) носителей, способный пока прорвать американскую ПРО, воссоздать систему предупреждения о ракетном нападении, защитить систему управления СЯС от радиоэлектронного подавления. И, наконец, хватит ли у власти политической воли серьезно заняться комплексным укреплением военной безопасности страны, а не ее распродажей?

 

ДЗВОН, 13.04.2010