Реклама:
Номер 241-242
подписан в печать 15.04.2010
Москва, Апрель 02 (Новый Регион, Марат Бубновский) – Черноморский флот сжимается как шагреневая кожа

Журнал «Золотой Лев» № 241-242- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Черноморский флот Москве не нужен?

 

Севастополь пускает подлодки на дно

Подводные силы ЧФ уничтожены, на очереди — надводная эскадра

 

1 апреля агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в штабе Черноморского флота опубликовало информацию, которую военные эксперты «СП» прогнозировали ещё несколько месяцев назад: большой противолодочный корабль (БПК) «Очаков» и дизельная подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий» начали подготовку к списанию и ликвидации. На очереди - БПК «Керчь», госпитальное судно «Енисей», морской транспорт «Тургай», кабельное судно «Сетунь» и морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков».

Причина — вполне характерная для периода «эпохальных» реформ в Вооруженных силах России: сокращение финансирования.

По экспертным оценкам, для поддержания корабельного состава в боевом состоянии необходимо вести систематический текущий и средний ремонт. Но в результате реформ в 2010 году финансирование военного судоремонта ЧФ сокращено на треть, и теперь судоремонтные предприятия флота почти не загружены. С февраля текущего года персонал 13-го, 91-го судоремонтных заводов и предприятий по ремонту вооружений ЧФ сокращен почти вдвое. Поэтому корабли, имеющие более или менее солидный возраст, будут просто ликвидированы.

Реформаторы утверждают, например, что подводная лодка «Святой князь Георгий» устарела и не имеет перспектив эксплуатации. Напомню, она была спущена на воду в 1982 году. У нас большая часть флота такого или даже большего возраста. Не сходящая со страниц прессы АПЛ «Дмитрий Донской» - 1981 года выпуска. Её тоже нужно уничтожить?

Видимо, дело все-таки не в возрасте, а, похоже, в некоей заданности на ликвидацию «украинской части» нашего Черноморского флота. Перефразируя известную поговорку, можно предположить такую логику: нет флота — нет проблем.

Во всяком случае, подводные силы Черноморского флота уже уничтожены. После списания «Святого князя Георгия» у нас на Черном море из 30 подводных лодок, имевшихся в 1991 году, останется лишь одна Б-871 «Алроса», да и та не в строю, а находится в ожидании ремонта в Новороссийске после аварии на учениях.

Стоит напомнить, что только у соседней Турции имеется 13 самых современных субмарин германской постройки. А ведь есть подводные лодки и у Болгарии, и у Румынии. Мы в этом отношении оказались в положении самой слабой страны Черноморского бассейна.

Не лучше обстоит дело с надводными кораблями. После списания «Очакова» и «Керчи» на ЧФ останется только один корабль первого ранга – флагманский ракетный крейсер «Москва». Да и то в прессу просочились сообщения, что он вскорости будет передан Тихоокеанскому флоту.

Не может не удивлять и то, что ликвидация корабельного состава Черноморского флота происходит без хотя бы демонстративной его замены новыми образцами. На 2010 год не запланирована поставка сюда ни одной единицы. Ссылки на то, что в результате кризиса у нас не производится новых кораблей, не корректны. Вот самый свежий пример.

31 марта 2010 года судостроителями «Северной верфи» в Санкт-Петербурге спущен на воду первый серийный корвет проекта 20380 под названием «Сообразительный», создаваемый с использованием элементов невидимости. По сообщению дирекции «Северной верфи», проект корвета полностью разработан в ЦМКБ «Алмаз», а в процессе проектирования было внедрено немало патентов на изобретения, выданы свидетельства о регистрации новых программ для ЭВМ. В корвете использованы технологии «стелс», делающие его невидимым для потенциального противника. В составе ВМФ России уже находится головной корвет этой серии «Стерегущий».

Сейчас в разной степени строительной готовности находятся однотипные корабли – «Сторожевой», «Бойкий» и «Стойкий». Они предназначены для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки десантов при проведении морских десантных операций. То есть, именно такие нужны на Черноморском флоте. Но корабли туда не поставляют. Очень интересно: почему?

Злые языки утверждают, что судьба Черноморского флота уже тайно решена, и поэтому его базирование в Крымских базах сворачивается. А чтобы не возникало политической шумихи, корабельный состав ликвидируется способом списания.

Показательный факт. На июнь нынешнего года запланированы совместные учения военно-морских сил (ВМС) Украины и Черноморский флот России. Но они будут виртуальными, ограниченными рамками командно-штабного компьютерного учения «Фарватер мира — 2010». Вероятно, ни у России, ни у Украины уже нет достаточного количества боеготовых кораблей.

 

Сергей Турченко

Росбалт, 1 апреля 2010 года

 

Черноморский флот: это — конец?

 

1 апреля целый ряд СМИ сообщил о планах списания крупнейших кораблей ЧФ, состав которого не пополнялся с 2000 года. Оставшиеся корабли в возрасте 30-40 лет могут сгнить уже к 2015 году. Выводить флот России некуда, но даже если Украина разрешит ей остаться в Севастополе и пополнить ЧФ новыми кораблями, их просто негде будет взять.

Черноморский флот сжимается как шагреневая кожа: кажется, и сокращать уже нечего, а его все режут. Если в первое десятилетие после распада СССР этот процесс шел, в основном, за счет дележа кораблей, то потом они стали гнить, как нелеченные зубы. В 2000 году из состава ЧФ был выведен БПК «Азов», в 2001 году БПК «Сдержанный», в 2002-м — крейсер «Адмирал Головко». В минувшее десятилетие, под шум «вставания с колен», «мюнхенских речей» и грузинской войны, на флот не поступило ни одного нового корабля.

Когда Минобороны РФ возглавил Анатолий Сердюков, сокращение приобрело обвальный характер. Несколько месяцев назад было объявлено об увольнении более чем 9000 человек гражданского персонала, причем служащие флота узнали об этом сначала от украинских властей Севастополя, и лишь потом это нехотя подтвердила Москва. Объемы финансирования судоремонта ЧФ в этом году были сокращены на треть, персонал 13-го и 91-го судоремонтных заводов и предприятия по ремонту вооружений сокращается в 2 раза.

Вспоминать о том, насколько Черноморский флот уже уступает флотам Турции, Румынии и Болгарии, не говоря уже о 6-м Средиземноморском флоте США, уже просто дурной тон. Сегодня речь идет не о способности России к военным действиям в акватории, а просто о спасении лица. Ведь вменяемые страны со своими флотами так не поступают.

Зачем их режут?

1 апреля точно также, явочным порядком, стало известно о новом сокращении кораблей. Списать планируется большой противолодочный корабль «Очаков» и дизельную подводную лодку Б-380 «Святой князь Георгий». Как боевые единицы эти корабли давно умерли. БПК «Очаков» был введен в строй в 1973 году, подлодка в 1982 году. «Очаков» ремонтируется уже 15 лет, подлодка тоже. Состояние их сегодня таково, что дешевле купить новые корабли, чем поддерживать на плаву эти ржавые посудины, подтвердил «Росбалту» источник в штабе ЧФ.

Но это еще не все. Сообщается, что следом будут списаны вполне еще исправный БПК «Керчь», госпитальное судно «Енисей», морские транспорты «Тургай» и «Генерал Рябиков», судно-кабелеукладчик «Сетунь». В результате из кораблей I – II рангов на ЧФ останутся только два — ракетный крейсер «Москва» и БПК «Сметливый».

Сегодня в Севастополе дислоцируются около 50 кораблей, чей срок службы превышает 30-40 лет. Все они морально и физически устарели, поэтому, вроде бы и сократить не грех. Но принцип сокращения выбран довольно странный. Так, «Сметливый» старше «Очакова» на 4 года, не говоря уже о «Керчи» — но его почему-то никто не трогает. Мало того, в составе ЧФ есть корабль «Коммуна» 1915 года (!) постройки – и его тоже не сокращают, хотя перемещать его с места на место можно только краном.

В севастопольской госадминистрации «Росбалту» объяснили: ржавые посудины держат на ЧФ потому, что, если Россия сразу не заменит выбывший корабль новым, потом ей это сделать Украина не даст. Так уж повелось со времен Кучмы. Но тогда тем более непонятно — зачем резать «Керчь»? Ведь до 2015 года поступления новых кораблей на ЧФ не планируется.

По мнению экспертов, через три года ни один из оставшихся кораблей не сможет выйти в море. А если и сможет – толку от него будет немного. Ведь крейсер «Москва» — корабль океанский, БПК «Сметливый» — дальнего радиуса действия, а в угрожающих России локальных конфликтах нужны корабли малого и ближнего радиусов. На ЧФ с изумлением вспоминают, как во время войны с Грузией к ее берегам подогнали «Москву», которая стреляет на 300-600 километров и у которой нет почти ничего для ближнего боя. «Она, конечно, распугала грузинские катера, но в принципе ее можно было расстрелять из «катюш», — говорят моряки. – Это как дальний бомбардировщик Ту-22, который сбили над Грузией. Так что «Мистраль – не от хорошей жизни».

Эксперты предлагают восстановить былую мощь флота за счет нескольких новейших корветов проекта 20380 «Стерегущий». Первый такой корабль был введен в состав Балтийского флота в 2008 году, второй торжественно спустили на воду в Петербурге 31 марта. Эти суда намного превосходят по вооружению БПК и в состоянии в будущем составить основу ЧФ. По мнению экспертов «Газеты», Черноморскому флоту нужно всего 20 таких корветов.

Беда только в том, что сделать их в нужном количестве Россия не может. Ее уцелевшие верфи лихорадочно зарабатывают валюту, выполняя зарубежные заказы, свою оборону крепить некогда и не на что. Но главная причина в другом – у России просто не осталось достаточного количества квалифицированных судостроителей. Молодежь в отрасль давно не идет, вузы штампуют бухгалтеров и юристов, ПТУ вымерли, на верфях работают старики.

Справедливости ради заметим, что гибель флота стала очевидна еще при Ельцине, когда в России не было заложено ни одного нового военного корабля. А оставшиеся на Украине верфи (61 коммунара, «Океан») стояли без заказов. Покойный командующий ЧФ Эдуард Балтин еще тогда предупреждал, что скоро Россия будет вынуждена покупать корабли за границей. Что мы и видим на примере «Мистраля».

Ни вывести, ни ввести

Предположим, Россия найдет деньги на покупку новых кораблей на Западе, а Запад согласится ей эти корабли продать. Такое в истории уже случалось, и ничего, флот выжил. Но где эти новые западные корабли будут базироваться? Ведь им нужна не только другая наземная инфраструктура, другие причалы и запчасти. Им нужна на Черном море хоть какая-то база.

До смены власти на Украине предполагалось, что к 2017 году корабли ЧФ выведут в Новороссийск. Закроем глаза на то, что из-за ураганных ветров (Бора), тесноты и занятости грузовыми судами его порт для базирования военного флота непригоден. Но все сроки строительства новой базы ЧФ сорваны. На создание военного порта в Новороссийске был выделен 1 миллиард рублей – сумма, над которой смеются военные всего мира. Для строительства новой базы с нуля нужны миллиарды долларов, мозги и руки, которых у России сегодня нет.

Урок глупцам: при разделе СССР надо было отстоять хотя бы Севастополь. Ведь цены ему нет – сложнейшая военно-морская крепость создавалась там 200 лет. Это не только причалы, это подъездные пути, аэродромы, подземные склады, заводы, ракетные позиции, базы морской пехоты, система оповещения, изученная акватория. Это население города, который сотни лет обслуживал и поддерживал флот. Ничего этого у России на Черном море сегодня нет.

Сегодня Украина в обмен на газовые и прочие уступки не только предлагает оставить ЧФ в Севастополе после 2017 года, но и обновить состав его кораблей.

«Все эти вопросы регулируются соглашением об условиях пребывания Черноморского флота в Крыму, то есть, на территории Украины. И такие действия, то есть, замена кораблей, действительно могут быть проведены, если это не будет предусматривать общего усиления количество боевого состава, то есть, кораблей. Россия вполне может и имеет право предложить нам заменить какие-то корабли, но при условии не увеличения их количества», – заявил «Новому Региону» секретарь комитета Верховной Рады по иностранным делам Леонид Кожара из Партии Регионов.

Его мнение разделяет и другой представитель комитета Тарас Черновол. «Россия должна подать соответствующую заявку, и мы ее изучаем. Никаких проблем здесь нет. Конечно же, нельзя без нашего ведома завести сюда новые корабли, не выведя старые. Но при этом не только количество играет роль, но и классификация кораблей. То есть, классификация новых кораблей должна соответствовать тем, что будут выведены. Если будет, например, выведен патрульный корабль, ракетный крейсер вместо него завести будет нельзя», – сказал украинский депутат.

В 2009 году главком ВМФ России Высоцкий анонсировал строительство новых кораблей для Черноморского флота. «Что касается Черноморского флота, я думаю, с десятого года мы начнем закладывать персонально по одному надводному кораблю дальней морской зоны и по одной подлодке для ЧФ России. Такие возможности сегодня есть, проработки все выполнены, и, как бы не складывалась экономическая ситуация, эта программа будет одной из приоритетных», – пообещал Высоцкий.

Как мы уже знаем, ничего подобного пока не происходит. Для России, которая в последних выборах на Украине фактически не участвовала, поражение «оранжевых» — счастливый случай. Но чтобы им воспользоваться, к нему надо быть готовым.

 

Виктор Ядуха

Росбалт, 2.04.2010

 

 

Из досье «СП»:

 

БПК «Очаков»

Водоизмещение: 8565 тонн

Длина: 173,4 метра

Ширина: 18,5 метров

Осадка: 7,8 метра

Скорость: 33 узла

Автономность плавания: 30 суток

Экипаж: 380 человек

Вооружение:

2 счетверенные пусковые установки противолодочного ракетного комплекса «Метель», пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Шторм», пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Оса-М», 2 двухорудийные 76 мм артиллерийские установки АК-726, 4 шестиствольные 30 мм артиллерийские установки АК-630, 2 пятиконтейнерных 533 мм торпедных аппарата, 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000, 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000.

 

Подводная лодка «Святой князь Георгий»

Водоизмещение надводное: 2770 тонн

Водоизмещение подводное: 4 600 тонн

Длина наибольшая (по КВЛ) 90,2 метров

Ширина корпуса наиб. 8,6 метров

Средняя осадка (по КВЛ) 5,7 метров

Скорость (надводная): 13 узлов

Скорость (подводная): 15 узлов

Рабочая глубина погружения: 246 метров

Предельная глубина погружения: 300 метров

Автономность плавания: 80 - 90 суток

Вооружение:

6 торпедных аппаратов (533 мм), боезапас - 24 торпеды.

 

Корвет «Сообразительный»

Водоизмещение корабля 2 тыс.т, длина 100 м, ширина 13 м, дальность автономного плавания 7400 км, экипаж (с учетом группы обслуживания вертолета) - 100 человек.

Корвет вооружен 100-мм универсальными артиллерийскими комплексами петербургского машиностроительного завода «Арсенал», зенитно-ракетным артиллерийским комплексом «Каштан», обеспечивающего поражение низколетящих целей на расстоянии до 10 км, а также двумя автоматическими артиллерийскими установками АК-630

 

Свободная пресса