Журнал «Золотой Лев» № 243-244 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
А.И. Владимиров
К
вопросу о военной организации Государства Российского
Современная война
- как радиация: о ней все знают, но ее никто не чувствует
Самой главной ошибкой в понятийном аппарате разработчиков
новой военной доктрины РФ, на наш взгляд, является ошибочное сведение понятия
«войны» до частного случая «военных конфликтов». В то же время общая теория
войны рассматривает войну как социальный процесс, характеризующийся целенаправленной
борьбой субъектов геополитики за их утверждение в новой роли и статусе (или за
подтверждение старых) и за возможность формирования ими новой картины мира,
последующего управления ею и единоличного использования стратегических эффектов
победы в войне. Цель войны – не уничтожение противника, а силовое
перераспределение ролевых функций государств. Собственно вооруженная борьба –
только крайняя и открыто насильственная форма войны. Война всегда заканчивается
не миром, а победой одной из сторон, в то время как военный конфликт может быть
урегулирован, то есть «снят», так как победа в нем необязательна».
Современная война как радиация: о ней все знают, и все
боятся ее; но ее никто не чувствует, она не видна и не осязаема, ее как бы
практически нет; но война идет, так как люди гибнут, государства рушатся и народы
исчезают.
Из истории человечества известно, что в первую очередь
исчезают именно те государства и народы, которые, даже погибая, упорно не
замечают или не хотят замечать ведущейся против них войны. Именно так погиб
СССР, именно такая угроза все еще нависает над Россией, и именно нежелание
наших национальных элит видеть очевидное и делает Россию практически
беззащитной перед совершающейся против ее существования агрессией наших геополитических
соперников. Но именно в этом суть тех самых современных «сетецентричных войн»,
которые успешно ведут они против всего мира и России.
Другими словами, и в этом новом документе наш Генеральный
штаб в очередной раз побоялся дать трактовку самому базовому понятию «война»,
которое в нашей политической и военной практике до сих пор толкуется
исключительно как вооруженная борьба. Это приводит к тому, что военная доктрина
приобретает вид ведомственного документа, что не только обедняет ее значение и
смысл, но и не дает стране возможности разумно решать стратегические проблемы
военно-политической и национальной безопасности, вопросы выживания и развития
державы.
Именно ведомственная зашоренность Генерального штаба, а
также старые подходы к предназначению, форме, содержанию и структуре военной
доктрины не позволили сделать ее современным и актуальным, концептуальным,
стратегическим и дееспособным документом прямого исполнения, что самым негативным
образом сказалось на качестве всей системы национальной обороны страны и
«тяготах» нашей государственной военной реформы.
11.04.2010
Россия стала
стратегически неинтересной миру
Наш большой собственный опыт такой работы показал, что
практики разработки документов стратегического характера в России/СССР и России/РФ
не было, и что национальная система такой работы ее сложилась. Сегодня это
неумение задать вопрос, сформулировать мысль, грамотно ее изложить хорошим и понятным
русским языком, а, тем более, способность нести личную ответственность за это –
стало не только камнем преткновения нашего развития, но и нашей национальной
трагедией.
Сегодня, к сожалению, в сфере стратегии нет ни новых слов,
ни новых идей, ни новых людей, а без этого великая держава жить не может и
сегодня, очевидно гибнет. Поскольку в эту виртуальную национальную игру -
«новая военная доктрина» бесконечно и больше играть нельзя, мы еще раз
попытаемся изложить тезисы о ее общей теории. Нам представляется, что авторы и
разработчики будущих национальных доктрин и стратегий просто должны знать эти
азы стратегической грамоты.
Тематика и проблема военной доктрины в России – вопрос не
новый. Он возникает именно тогда, когда Россия переходит в свое новое качество
и пребывает в поиске новой национальной стратегии, а армия – в поисках
адекватного складывающейся ситуации предназначения, а значит, другой структуры,
численности и в целом своего иного качества и соответствующей ему
эффективности. К сожалению, необходимо сознаться, что до сих пор эта важнейшая
общероссийская задача не находила ни необходимого содержания, ни надлежащего
оформления. Следовательно, не реализовывалась в практике государственного и
национального военного строительства, не нашла она своего отражения и в новой
военной доктрине.
Каждый раз, когда изменения условий национального бытия
радикальны и общая ситуация неясна, когда старые ориентиры и критерии негодны,
а прежние решения скомпрометированы, другими словами, когда куда, как и с кем
идти неизвестно, а идти необходимо, – нация и государство обязаны выработать
новые решения, критерии их оценки и направление движения. Именно для этого
России и нужны ее Национальная стратегия безопасности и развития и Военная
доктрина.
Сегодня Россия вступила в качественно новый этап своей
истории и вместе с миром претерпевает кардинальные изменения во внутренней и
внешней сферах своего национального бытия.
Особенности внутренней ситуации в России состоят в том, что наступил очевидный крах либеральной
модели управления страной, которую, в любых ее проявлениях, не приемлет народ,
но за которую упорно держится вся существующая власть. Она реанимирует «великий
либеральный миф», в том числе, попытками создать культ великих реформаторов
Собчака и Гайдара, как отцов основателей «новой демократической России» и ее
современных руководителей, притом, что все либеральные национальные проекты, инициативы
и реформы неизбежно заканчиваются одинаково - воровством, коррупцией и
обнищанием масс.
В то же время государственнический путь развития не найден,
а его приверженцы в национальном политическом истеблишменте отошли от него
лично и ничего не предлагают для его победы, или же играют на поле
«демократических политтехнологий», в заведомо проигранную для нации игру. Вследствие всего этого в стране нарастает анархия,
функции управления государством утрачиваются, идет поголовное засилье
непрофессионалов во всех органах государственной власти всех уровней, включая
силовую сферу государства, канва суверенной государственности России
истончается, а социальное напряжение растет.
Изменения во внешней ситуации заключаются в том, что Россия, не обладающая реальной
силой (наше временная ядерная соотносительность с США не в счет, так как
ядерное оружие может только до поры что-то политически сдерживать, но ничего не
может сделать реального ни в одном существующем вооруженном конфликте) и
собственной Национальной стратегией, стала стратегически неинтересной миру:
- для США она есть только предполье в будущей войне с
Китаем за мировое лидерство, притом, что все остатки прошлого могущества Россия
успешно уничтожает сама, достаточно проанализировать работу Хилари Клинтон по
новому «ядерному» договору;
- для Китая Россия есть его стратегический тыл, притом, что
«все свое» в Сибири и Дальнем Востоке страны он уже почти и тихо забрал, и
теперь мы ждем будущего лидера Китая Си Цзиньпина, который приедет в Москву для
того, чтобы официально «принять» наше национальное достояние.
Тем не менее, сегодня народы России хотят не выживать, а
жить достойной жизнью, что возможно лишь в состоянии безопасности, а именно
этот стратегический продукт и вырабатывает военная организация государства.
Следовательно, надлежит развитие национальной обороны страны сделать разумно
необходимым, а ее национальную безопасность – безусловно достаточной, сохраняя
при этом возможности как для развития страны, так и для наращивания военных
возможностей государства и немедленного маневра ими.
Россия обязана стать сильной.
Подобное радикальное изменение внешней геостратегической
ситуации требует формирования новых целей и задач России во внешней и
внутренней сферах. Необходимы также принципиально иное решения вопросов
силового обеспечения ее внешнего суверенитета, а так же геополитических и
геоэкономических устремлений. Разумеется, все эти вопросы должны быть отражены
в новой Военной доктрине России.
18.04.2010
КМ.РУ