Реклама:
Номер 245-246
подписан в печать 01.06.2010
№17 (05

Журнал «Золотой Лев» № 245-246 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

И. Краснов

кандидат экономических наук

 

Что было получено от союзников Россией по ленд-лизу[1]

 

Что такое ленд-лиз (lend-lease)? Это форма межгосударственных отношений, означающая систему передачи взаймы или в аренду военной техники, вооружений, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг стране-союзнику.

При этом оговариваются условия урегулирования расчетов за эту помощь. Материалы, уничтоженные, утраченные, использованные в период боевых действий, не подлежали оплате. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, оплачивается в порядке погашения долгосрочного кредита или возвращается поставщику.

Именно на таких условиях осуществлялись поставки России из США, Великобритании и Канады. Великая Отечественная война окончилась 65 лет назад, но до сих пор не утихают споры о том, какую роль в достижении Победы в 1945-м сыграла эта союзническая помощь.

 

ПЕРВЫЕ ПОСТАВКИ

 

12 июля было подписано Соглашение о совместных действиях правительств СССР и Великобритании в войне против Германии, в котором оба правительства обязались оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода.

В конце августа в Архангельск прибыл первый конвой судов под названием «Дервиш» (РО-О). В его составе был авианосец «Аргус», на котором в Россию доставлены самолеты-истребители «Харрикейн». Они составили основу 78-го авиаполка ВВС Северного флота, командиром которого стал прославленный летчик Б.Ф. Сафонов, первый ас в России, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза.

Через несколько дней Черчилль пишет Сталину: «Военный кабинет решил отправить в Россию еще 200 истребителей «Томагавк». Из них 140 будут отправлены в Архангельск отсюда, а 60 - из числа заказанных в Соединенных Штатах».

Часть этих истребителей успела принять участие в осенне-зимней битве под Москвой.

В августе-сентябре 1941 года Англия смогла отправить в Россию не только самолеты, но и средние танки «Матильда» и «Валентайн».

В США реакция общественности на известие о вторжении Германии в Россию не была столь определенной, как в Англии.

Сближение России с Германией, подписание с ней пакта о ненападении и договора о дружбе в августе 1939 года американцы встретили в высшей степени отрицательно. Оживились антирусские настроения, 55% опрошенных американцев высказались против помощи России. Тем не менее уже через два дня после нападения Германии на СССР президент США Ф. Рузвельт пригласил представителей прессы в свой кабинет и заявил: «Конечно же, мы собираемся оказать всю возможную помощь России».

Юридической основой первых поставок из США в Россию явились официальное продление торгового соглашения 1937 года и выдача лицензий на экспорт в Россию вооружений с предоставлением для перевозок американских морских судов. Первым трехсторонним документом, в котором конкретно было указано требуемое количество тех или иных вооружений, военной техники и других материалов, стал Московский протокол трех держав по результатам конференции, проходившей в Москве с 29 сентября по 2 октября 1941 года. Документ был подписан В. М. Молотовым, А. Гарриманом и лордом Бивербруком.

В протоколе были зафиксированы потребности России в различных видах вооружения, военной техники и материалов, возможности Англии и США в их удовлетворении. Сумма в долларах как стоимость запрашиваемого в протоколе не оговаривалась.

Любопытный факт - А. Гарриман, инструктируя делегацию от США, повторял: «Давать, давать и давать, не рассчитывая на возврат, никаких мыслей о получении чего-либо взамен».

Как пишет известный английский историк Александр Верт в своей книге «Россия в войне», лорд Бивербрук полностью отдавал себе отчет в том, что «русские сейчас единственный народ в мире, серьезно ослабевающий Германию, и что в интересах Англии обойтись без некоторых вещей и передать их России».

Протоколом конкретно предусматривалась поставка в Россию «3000 самолетов, 4500 танков, а также различного оборудования, сырья, продовольствия, материалов и медицинского снабжения - всего 1,5 млн т грузов, подлежащих отправке из США и Англии. Их общая стоимость - более 1 млрд долларов».

До октября 1941-го за полученные материалы Россия платила наличными из своего золотого запаса. Первое судно с секретным грузом - 10 тоннами золота на борту было отправлено из России к берегам США в сентябре 1941 года.

30 октября Рузвельт в послании Сталину одобрил Московский протокол и дал распоряжение с ноября 1941 года осуществлять поставки в Россию на основе закона о ленд-лизе. Официально же решение о ленд-лизе было зафиксировано президентом США лишь 11 июня 1942 года в Соглашении о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. Его подписал посол в США М.М. Литвинов, после отъезда из США В.М. Молотова, который проводил переговоры с американским руководством.

Рузвельт сообщил Сталину, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заем на сумму 1 млрд долларов с оплатой в течение десятилетия начиная с шестого года после окончания войны.

Однако нельзя не отметить, что в намеченном на 1941 год объеме поставки из США задерживались. Так, по плану на октябрь-ноябрь вместо 41 судна с грузами курсом к советским берегам вышли только 28.

Более точно в 1941 году выполняла свои обязательства Великобритания. Вместо 600 обещанных самолетов она поставила 711, из 750 танков - 466, из 600 танкеток - 300. Кроме того, Россия получила в это время от англичан некоторое количество пушек и противотанковых ружей.

 

САМОЛЕТЫ, ТАНКИ, АВТОМОБИЛИ...

 

После Московского протокола, действовавшего до 30 июня 1942 года, основными странами антигитлеровской коалиции были подписаны еще три аналогичных документа, каждый на годичный срок: в Вашингтоне - 6 ноября 1942 года, Лондоне - 19 октября 1943 года и Оттаве - 17 апреля 1944 года. Они и определили объем и состав ленд-лизовских поставок до конца Второй мировой войны.

Какие же военная техника и вооружение, материалы входили в список ленд-лизовских поставок и были получены в России? До середины 1942 года она получила от союзников 3100 самолетов. В их числе истребители «Аэрокобра», заслужившие высокую оценку наших летчиков, в том числе трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Ведь 48 из 59 сбитых им немецких самолетов он записал на свой боевой счет, летая на «Аэрокобрах».

Хорошо отзывались наши пилоты и о бомбардировщиках из США «Митчел Б-25» и «Бостон А-20». А вот английские «Харрикейны» не вызывали восторга у русских летчиков. Истребители «Спитфайер» превосходили эти самолеты по целому ряду ТТХ, но их было мало.

Более сдержанные, но все же положительные оценки русские летчики давали другим типам ленд-лизовских самолетов («Томагавк Р-40», «Киттихаук Р-47» и др.). Зато моряки восторженно встречали поставки летающих лодок «Каталина».

К 1 октября 1944 года Россия получила от союзников 14700 самолетов. Всего же за все годы Великой Отечественной войны союзники отправили в Россию 22195 самолетов (по другим данным - 18297). Россия за период войны произвела на своих заводах, по русским данным, 143000 самолетов (по зарубежным данным - 116494). Таким образом, каждый пятый-шестой самолет в ВВС РККА был ленд-лизовским.

Доля ленд-лизовских поставок в авиации русского Военно-морского флота превышала 20% (2148 самолетов).

Стоимость авиационного ленд-лиза в Россию в целом составила 3,6 млрд долларов, или около 35% от общей суммы союзнической помощи.

Нашей авиации требовался высооктановый бензин, а это было слабым местом русской экономики. Нехватка авиационного бензина компенсировалась поставками по ленд-лизу. Из США, Великобритании и Канады поступило более 1,5 млн тонн этого горючего, что несколько превышало его производство в России.

Основным материалом для постройки самолета служит алюминий. К ноябрю 1942 года Россия потеряла 60% мощностей алюминиевого производства. Потребность же в алюминии, по словам А.И. Микояна, составляла 4000 тонн в месяц и, кроме того, 500 тонн дюралюмина. Все западные поставки алюминия за войну составили 325 тысяч тонн.

Счет танкового ленд-лиза открыли английские бронированные машины, сошедшие на причал Архангельского порта с судов конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года. Всего за годы войны отправлено в Россию 12788 танков (из США - 7500, из Англии - 5218).

В России за этот период было произведено 110000 танков. Таким образом, Красная армия имела в своем составе 12% импортных танков.

Больше всего в РККА было американских средних танков «Генерал Шерман» с 75-мм пушкой и броней толщиной 38-100 мм и «Стюарт», вооруженных 75-мм и 37-мм пушками.

Из английских танков самыми массовыми в ленд-лизовских поставках являлись средние танки «Валентайн» и «Матильда». Первый из них имел на вооружении 60-мм, второй 40-мм пушку. Англичане поставляли и тяжелый танк «Черчилль» с броней до 152 мм и 75-мм пушкой.

Союзники также отправили в Россию 4912 противотанковых орудий, 8218 зенитных пушек, 376 тысяч снарядов, 136 тысяч пулеметов и 320 тысяч тонн взрывчатых веществ.

Летом и осенью 1941 года грузовой автопарк России лишилась 159 тысяч машин (58% от первоначального состава), а также ряда заводов, производивших комплектующие части автомобилей. Нехватка автотранспорта отрицательно сказывалась на мобильности артиллерии, возможности передислокации. На помощь пришли ленд-лизовские машины, главным образом из США. Именно они во многом решили проблему перемещения артустановок. Это прежде всего «Студебекеры», «Доджи», «Виллисы», «Форды».

Всего от союзников, главным образом из США, Россия получила 427386 (по другим данным - 477785) автомобилей разных моделей и 35170 мотоциклов.

Русскому Военно-морскому флоту по ленд-лизу было поставлено более 500 боевых кораблей и катеров. В их числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна.

К сожалению, основная масса кораблей начала поступать в Россию только в 1944 году, причем большей частью на Тихоокеанский флот, в преддверии войны с Японией.

От союзников Россия получила около 1000 радиолокационных станций и гидролокаторов. 25 процентов всего ленд-лиза составляло продовольствие.

 

ОСНОВНЫЕ МАРШРУТЫ

 

Для доставки ленд-лизовских грузов существовало четыре основных маршрута.

Первый, самый короткий, по которому перевезено 4 млн грузов (22,6%), пролегал через Северную Атлантику по району между Шпицбергеном и берегами занятой немцами Норвегии. С августа 1941 по май 1945 года от Исландии и Англии до Мурманска и Архангельска совершил переход 41 арктический конвой. Всего в конвоях было 811 судов.

В результате атак германских подводных лодок и авиации в пути погибли 100 судов (82 английских и американских, 9 русских и 9 других стран), а с ними тысячи американских, английских, канадских и русских моряков.

Второй маршрут ленд-лизовских поставок, получивший наименование «персидский коридор», проходил от берегов США и Англии через Персидский залив и Иран. По этому маршруту перевезено 4,2 млн тонн грузов (23,8%). Он стал действовать с 1942 года, после того как в Иран вошли оккупационные войска Англии и России в соответствии с заключенным англо-русско-иранским договором.

В Иране союзниками были построены дополнительные шоссейные и железные дороги, аэродромы, авиамастерские и автосборочные предприятия. Отсюда прилетевшие и привезенные самолеты перегонялись советскими летчиками на территорию России к фронту, а автомобили, нагруженные ленд-лизовскими материалами, своим ходом, преодолевая сложный, более чем тысячекилометровый путь по пустыням и горной местности, шли к советской границе до азербайджанского города Джульфа или до иранских портов на южном берегу Каспийского моря.

По третьему, тихоокеанскому маршруту, функционировавшему в течение всей войны, объем доставленных грузов был наибольшим и составил 8 млн тонн (47,1%). Ленд-лизовские материалы загружались на пароходы в портах западного побережья США и прибывали в Петропавловск-Камчатский, Магадан и Владивосток.

Конвоев на тихоокеанском маршруте не было. Все суда шли в одиночку, «капельными рейсами», но почти на каждом судне имелись пушки, пулеметы и небольшие военные команды. Потери здесь были несравненно меньшими, чем в северных конвоях, но до десятка торпедированных судов насчитать можно.

Четвертый маршрут был особый, связанный с авиационным ленд-лизом. Это так называемый АЛСИБ. По нему американские самолеты перегонялись в Россию своим ходом по трассе Аляска - Чукотка - Якутия - Красноярск. Из Красноярска истребители со сложными крыльями грузились на железнодорожные платформы и перевозились в Европейскую часть страны, а бомбардировщики сами перелетали на фронтовые аэродромы.

По этому маршруту было доставлено около 8000 самолетов, в том числе 5000 истребителей «Аэрокобра» и «Кингкобра», около 2000 бомбардировщиков «Бостон А-20» и «Митчелл Б-25», а также 710 транспортных самолетов «Дуглас С-47».

Общая стоимость помощи России по ленд-лизу, по расчетам русских экономистов и историков (Н.В. Бутенина и др.) последнихлет, - более 12 млрд долларов (по цене военных лет).

 

ВПК, №17 (05.05.10 - 11.05.10)



[1] Приводится с изменениями. Заменена коммунистическая и либеральная терминология, нежелательная в русском консервативном издании.