Журнал «Золотой Лев» № 245-246 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
С. Птичкин
Люди
Победы
В Великой Отечественной победили гордые,
мужественные и очень умные русские люди
Каким образом России удалось сыграть решающую роль в
победном для нынешней цивилизации исходе Второй
мировой войны? Рациональным разумом найти ответ очень трудно. А для «поколения
пепси» - невозможно.
Впрочем, даже многие именитые ученые-историки сегодня никак
не могут объяснить одновременное наличие ГУЛАГа, СМЕРШа,
заградотрядов, штрафбатов, тотального подавления
личных свобод и - одновременно небывалого взлета научно-технической мысли, плюс
к этому, какой-то религиозной жертвенности... Многие искренне недоумевают, как
получилось, что над рейхстагом взвился все-таки красный флаг СССР, а не
сине-красно-белые США и Великобритании. И выиграли мы войну не тем, что
завалили врага трупами, а тем, что умели все-таки лучше воевать и лучше
работать. Вот лишь несколько не слишком широко известных, но достаточно
показательных примеров того, как и кем создавалось оружие Победы, и как светлый
советско-русский разум переиграл «сумрачный германский гений».
Когда началась Великая
Отечественная, в западных военных округах находилось значительное количество
орудий большого калибра – 152-мм и выше. Они были тяжелыми, неповоротливыми и в
обороне, которая не была позиционной, а, скорее, отступательной, никакой
положительной роли сыграть не могли. Их, конечно, можно было бросить. Но пушки
большого калибра трудоемки в изготовлении, быстро утраченное количество не
восстановишь. А когда придет время наступать – они как раз и пригодятся. Но их
не будет. Что делать?
И тогда, в июле 1941-го, начальник Главного артиллерийского
управления, генерал-полковник артиллерии Николай Дмитриевич Яковлев отдает
приказ о немедленной эвакуации орудий крупного калибра в глубокий тыл, на
восток страны.
Это было не просто смелое, а смертельно опасное в тех условиях
решение.
Ведь все имевшиеся силы бросались как раз на Запад, чтобы
хоть как-то остановить врага. И эшелоны с пушками, идущие прочь от фронта,
могли вызвать естественное подозрение в том, что отдавший такой приказ работает
на врага. Но факт остался фактом. Летом 1941-го практически все орудия особо
крупного калибра были эвакуированы и переведены в резерв Главного командования.
Переброску этих пушек удалось организовать и провести настолько скрытно, что ни
немецкая разведка, ни советская контрразведка оказались тогда просто не в
курсе. И когда пришло время наступлений, именно снаряды этих огромных пушек
стали взламывать оборону врага и прокладывать Красной, а затем и Советской
Армии путь к Победе.
В 1941-м на восток эвакуировались не только орудия главного
калибра, но и многие промышленные предприятия. Эвакуация шла по железной
дороге, которая постоянно подвергалась бомбардировкам. И все-таки она удалась.
Каким образом? Можно утверждать - лишь потому, что Управлением военных
сообщений руководил гениальный и внешне очень красивый русский человек,
полковник Иван Владимирович Ковалев. Именно он помог генерал-полковнику
Яковлеву осуществить скрытную переброску сверхмощной артиллерии.
Всего несколько забытых цифр. Объем эвакуационных перевозок
в первый период войны составил 1 миллион 600 тысяч вагонов, чисто военных
перевозок – 1 миллион 280 тысяч вагонов.
В период битвы под Москвой переброска резервов из Сибири
шла со средней скоростью 1000 километров в сутки!
А ведь в первые две недели железнодорожное сообщение на
Западе страны было действительно парализовано. Немцы разбомбили все узловые
станции, а наши военные еще и умудрились потерять следы всех вагонов с
боеприпасами и стрелковым вооружением, отправленными на фронт.
И в царской России, и в СССР каждый вагон, перевозивший
военный груз, литеровался, а его передвижение по железным дорогам страны
контролировалось каждые шесть часов. Незадолго до начала войны нарком путей
сообщения Лазарь Каганович усмотрел в этом архаизм и жуткую бюрократию. Он
приказал литеровать только железнодорожные составы, а интервал контроля за их передвижением значительно увеличил. В конце
июня 41-го такая борьба с бюрократией обернулась катастрофой. Вагоны с
боеприпасами и оружием цепляли к любым составам, идущим в западном направлении,
которые зачастую не имели военного обозначения. Через две недели в снабжении
воюющей Красной Армии наступил хаос. Начались скоропалительные поиски виновных
и быстрые расправы. Про борца с бюрократией почему-то и не вспомнили. И тогда
Иван Ковалев сумел организовать перепись всех вагонов, имевшихся в стране - с
обязательной проверкой их содержимого. Он же настоял на возврате к старой
системе литерования и контроля. Порядок в снабжении
войск был наведен.
Ковалев же нашел способ увести наши эшелоны из-под
бомбежек. Оказалось, что немцы не бомбили сами железнодорожные пути – берегли
для себя. Они разрушали узловые станции, причем налеты совершались с истинно
германской педантичностью, ровно в 21.00. Полковник Ковалев отдал приказ: к
девяти вечера ни на одной станции, находящейся в пределах досягаемости
вражеских бомбардировщиков, не должно находиться ни одного вагона, тем более –
паровозов. Все составы растягивались цепочкой по магистрали, отводились на
запасные пути. И случилось невероятное. Немецкие бомбардировщики спокойно
пролетали над стоящими под парами десятками составов, растянутыми на подходах к
станциям, и обрушивали весь бомбовый запас на пустые железнодорожные узлы.
Сразу после окончания бомбардировок восстанавливались станционные пути,
необходимые для маневрирования, и движение возобновлялось с прежней интенсивностью.
Удивительно, но немцы так и не смогли перестроиться, хотя,
в конце концов, поняли, как русские их дурят.
Когда фашисты оказались под Москвой, Генштаб предложил
ликвидировать железнодорожные войска, а весь личный состав бросить пехотинцами
на фронт. Создали ликвидационную комиссию во главе с Львом Мехлисом.
Однако на последнем заседании комиссии, когда вопрос поставили на голосование,
начальник Управления военных сообщений Иван Ковалев в категоричной форме
заявил, что положить всех военных железнодорожников в боях за Москву – ума
много не надо. А вот подготовить им смену в условиях войны не удастся. И что
делать, когда отступление наше завершится и армия пойдет на Запад? Кто будет
восстанавливать железнодорожные коммуникации, кто поведет составы с техникой и
войсками? Фактически полковник Ковалев обвинил самого Мехлиса
и даже начальника Генштаба в пораженческих настроениях.
Естественно, оба тут же доложили Сталину, что полковник
Ковалев саботирует реализацию указания Верховного главнокомандующего. Сталин
вызвал его к себе и в грубой форме потребовал объяснений. Иван Владимирович не
спасовал, повторил все свои доводы. Иосиф Виссарионович, хоть и не имел высших
образований, в сути проблемы разобрался сразу. Тогда уже досталось и Мехлису и Шапошникову. Ликвидационная комиссия была
распущена, железнодорожные войска сохранили. И свою огромную роль в будущей
Победе они сыграли.
О создателях советского оружия материалов в открытом
доступе более чем достаточно. Казалось бы, известно все и обо всех. И, тем не
менее… О Николае Федоровиче Шашмурине
знают лишь очень дотошные исследователи истории советского танкостроения.
А ведь именно он помог армии выиграть Курскую битву. Да и
вообще, его вклад в мировое танкостроение неоценим, хотя совершенно недооценен.
На Кировский завод он пришел в возрасте 27 лет, и сразу включился в
конструкторскую работу. Первое, что сделал Шашмурин –
добился, чтобы на тяжелых танках, проектировавшихся и выпускавшихся в Ленинграде,
устанавливалась только торсионная подвеска. Сегодня такое решение кажется
естественным, но тогда даже именитые танкостроители были уверены, что торсион
не выдержит веса КВ и сломается в самый критический момент. К тридцати годам
молодой конструктор уже поседел в битвах с титанами танковой мысли, вроде Жозефа Котина. Но авторитет на
Кировском заводе заработал непререкаемый.
КВ-1 Сентябрь 1941 г.,
район Ленинграда.
КВ-1, спроектированный Котиным, был
лучшим тяжелым танком своего времени.
Правда, был у него один недостаток – танк не мог ездить. Из-за слабой коробки
переключения передач тяжелая машина намертво клинилась,
пройдя своим ходом всего несколько километров. Кировский завод эвакуировали в Челябинск,
где продолжился массовый выпуск совершенно бесполезных
КВ-1. И к лету 1942-го Красная Армия оказалась обеспечена танками хуже, чем
летом 1941-го. Трагедия Харькова и поражение в Крыму в немалой степени были
связаны с отсутствием бронетехники, так как массовый выпуск Т-34 еще не
наладили. Тогда Николаю Шашмурину поручили
«разобраться» с капризной коробкой. И он спроектировал совершенно оригинальный
механизм, который придал неповоротливому КВ новые качества. Танк стал очень
надежным и скоростным. Он получил название КВ-1с, то есть «скоростной». Именно
эти танки стали основой советской броневой армады в битве за Курск. При
передислокации 5-й танковой армии в район Курской дуги сотни КВ-1с прошли своим
ходом 400 километров
без единой поломки и с марша вступили в бой.
Н.В. Шамшурин в 80 лет
http://blefru.narod.ru/tank/noter/prvbr.htm
Николай Федорович нашел ряд поистине революционных решений
в совершенствовании технологии машиностроительного производства. В результате
его нововведений суммарная трудоемкость производства тяжелого ИС-2 была такой
же, как при производстве среднего Т-34. Кстати, во всех справочниках говорится
о том, что ИС-2 спроектировал Николай Духов. Это не совсем, а точнее – совсем
не верно. Николай Леонидович действительно исполнял обязанности главного
конструктора Челябинского Кировского завода, но работу над ИС-2 поручил Шашмурину, а сам занялся созданием ИС-3. В
итоге грубоватый ИС-2 стал настоящим и очень грозным стальным бойцом, а
красивый ИС-3 - идеальным для установки на различных постаментах.
КВ-1С
ИС-2 оказался на 11 тонн легче «Королевского тигра», а по
эффективной бронезащите превосходил его в полтора
раза.
Танк ИС-2 в Берлине
В 1944-м было выпущено несколько сот ИС-3 и даже ИС-4, но… И тот и другой опять имели проблемную коробку передач и
ломались даже чаще, чем приснопамятный КВ. Красивые грозные машины, так нужные
фронту, до фронта не дошли. А ИС-2 отвоевал окончательный период войны более
чем достойно. Неслучайно даже Сталин назвал именно эту машину «танком Победы».
И в Карлсхорсте, где была принята капитуляция
Германии, вечным памятником нашей бронетанковой мощи стоит, и будет стоять
ИС-2.
Николай Шашмурин еще в годы войны
разработал концепцию проектирования танков по предельным параметрам, ей стали
пользоваться во всех танковых КБ мира. Шашмурин спроектировал
лучший тяжелый танк СССР – ИС-7. Он имел полуавтоматическую пушку калибра
130-мм, двигатель мощностью 1000
л.с, полуавтоматическую коробку
передач и много других новаций. По всем своим действительно предельным
параметрам ИС-7 опередил время на десятилетия. И ведь этот танк был построен,
испытан, получил прекрасные отзывы, но так и остался уникальным экспонатом
уникального музея в Кубинке.
Крупнокалиберный пулемет ДШК - Дегтярев, Шпагин, Колесников
- был принят на вооружение в 1938-м. И оказался лучшим в мире.
Даже сегодня морская пехота оставила эти пулеметы в своем
арсенале. Совсем недавно тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» ходил
в охоту за пиратами. И все могли в телерепортажах видеть, как морпехи упражнялись в боевой стрельбе из тех самых ДШК.
К 1942-му Василий Гаврилович Грабин
спроектировал одну из самых красивых и эффективных дивизионных пушек –
знаменитую ЗИС-3. Эти прекрасные орудия не утратили своей мощи и сейчас. Они
остаются на вооружении армий десятков стран, выпускаются за границей по
переданным еще в советские времена лицензиям. Показательный факт. Погибшего
президента Польши Качиньского, отличавшегося просто лютой
ненавистью к Сталину, и тело его супруги везли к месту погребения в Кракове на
лафетах пушек ЗИС-3, названных, между прочим, в честь советского генералиссимуса.
Пушка эта – одна из самых массовых и любимых в Войске Польском.
Примеров того, что в Советском Союзе умели делать не только
что-то самое большое и несуразное, но еще и умели очень хорошо работать даже в
самое тяжелое время, приводить можно бесконечно много. А разговоры о том, будто
и воевали мы неправильно, и техника у нас была хуже немецкой, тем более, американской,
идут зачастую от незнания, а то и от лукавства.
В 1931-м СССР практически не имел тяжелой промышленности,
армия была пехотно-кавалерийской. Десять лет спустя в СССР было практически
все: и современная артиллерия, и современная авиация, и современный флот, и
более чем современная бронетехника.
Да, Красная Армия отступила до Москвы и понесла огромные
потери. Но русская, а не американская армия вошла в Берлин и положила конец
войне в Европе. Формально победила коалиция, фактически – наша страна. И вряд
ли все это стало бы возможным в стране лишь «тотального рабства и сплошного
ГУЛАГа».
В 1991-м мы имели вполне современную оборонную промышленность
и самую боеспособную армию в мире. С 2000 по 2008 год – купались в
нефтедолларах. Итог эффективного менеджмента? Оборонка деградировала
практически полностью. Дошло до того, что современное вооружение будем закупать
за границей – сами сделать не можем. А на что способна нынешняя Российская
Армия – не знают даже ее командиры. Так что в год 65-летия Великой Победы
вспомним победителей. Ими были не рабы и винтики системы, а гордые, мужественные
и очень умные люди. Слава им и память наша!
Столетие, 30.04.2010
Иллюстрации ЗЛ по материалам Рунета
|
|
|
|
М.И. Кошкин
|
Н.Д. Яковлев
|
И.В. Ковалёв
|
Г.В. Грабин
|
|
|
|
|
В.А. Дегтярёв
|
Н.Л. Духов
|
Ж.Я. Котин
|
Г.С. Шпагин
|